23,24)? Вот опять божественное Писание показывает, что праведник еще колебался; он говорил: “ Ты ли сын мой Исав? ”, - чтобы из этого мы опять видели, что отец все делал, будучи побежден естественной любовью; а Бог все так устроял, провидя будущее и по добродетельным нравам назнаменуя и являя своих избранных. “ Он (Иаков) отвечал: я ”. После того, как (Исаак) спросил: “ Ты ли сын мой Исав? ” и (Иаков) ответил: “ я ”, сказал (Исаак): “ Подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя ” (ст. 25). Едва теперь освободился Иаков от беспокойства и принес отцу снеди, принес также вино, и (отец) пил, и рече ему: “ Подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь ” (ст. 26 и 27). Заметь осмотрительность божественного Писания. Когда Исаак спросил: “ Ты ли сын мой Исав? ”, и тот отвечал: “ я ”, и отец осязал его, и все еще несколько колебался, приходя в некоторое недоумение и подозрение от его голоса, и опять спросил: “ Ты ли сын мой Исав? ”, и тот отвечал ему: “ я ”, и принес ему (снеди), и он ел, - тогда уже, сказано, “ поцеловал его …и благословил его ”. Дабы кто-нибудь не подумал, будто Исаак относил свое благословение к лицу Исава, а не к тому именно, кого он облобызал, для того божественное Писание и упомянуло, что он и лобызал, и благословил того, кого сам лобызал. “ И ощутил [Исаак], - сказано, - запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина ” (ст. 27-28). Да даст, говорит, тебе, принесшему снеди, тому, которого я облобызал. “ Да послужат тебе народы ”. Заметь, как он испросил ему сначала изобилие необходимого, а потом и господство над языками, предрекая тем и будущее благоденствие его, и умножение потомков его. “ И да поклонятся тебе племена ” (ст. 29). Не языков только покорение испрашивает ему, но и князей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

28 января 1951 года Стать чистой пшеницей Божией Слово на Евангелие от Матфея, гл. 13, стихи 24–30 Хочу, чтобы вы вложили в сердце свое великие слова Христовы о том, что «царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его, и посеял между пшеницей плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. ...Рабы домовладыки... сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет; чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою " " « ( Мф. 13:24–25, 28–30 ). Бывает ли так когда-нибудь на том поле, которое засеяно простым земледельцем? Разве не считают все необходимым своевременно полоть огороды и поля, ибо известно, что сорняки заглушают доброе семя, мешают расти пшенице, овощам. Поэтому мы спешим поскорее выдернуть их. Но у Бога все иначе, чем у людей, и наши суждения и понимание жизни совсем не похожи на Его понимание. И тот, кто хочет быть первым, да будет последним, да будет слугою всем (см. Мф. 19:30, 20:26–27 ). А в жизни последние всегда последними и остаются. «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным» ( 1Кор. 3:18 ). Этим словам следовали все юродивые. Они представлялись безумными в глазах мира и получали безмерную благодать Божию – дар прозрения будущего. Они читали в сердцах людей как в открытой книге, пророчествовали, творили чудеса. Когда кто-нибудь думал о том, что надо умалиться, подобно младенцу, и что малые дети должны быть примером для взрослых? А у Бога все наоборот: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф. 18:3 ). Вот потому Иисус Христос и запретил выдергивать плевелы, ибо в этой притче господин поля, посеявший доброе семя, есть Сам Господь, а поле есть мир. Доброе семя, посеянное им,– это сыны царствия, а плевелы, взошедшие среди доброго семени, среди пшеницы,– сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва – кончина века, а жнецы – Ангелы (см. Мф. 13:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

2). Желая ободрить тех, кто внимали его пророчествам и видели неминуемое уничтожение всей страны, Иеремия совершает еще одно символическое действие - выкупает у своего родственника Анамеила родовую собственность, поле в Анафофе. Составив по всем правилам «купчую запись», он при свидетелях передал ее «Варуху, сыну Нирии» (Иер 32. 9-12). Варух по его указанию должен был положить эту купчую в глиняный сосуд, чтобы она оставалась «там многие дни». Этим Иеремия показывает соплеменникам, что Господь не навсегда опустошает Св. землю: придут дни, когда «дома и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей» (Иер 32. 15). Вслед за годами наказания, вызванного отступничеством избранного народа от Бога и идолослужением, последует восстановление народа, когда Господь соберет его «из всех стран» и заключит с ним вечный завет (Иер 32. 37, 40). Бог не только может навести «на народ сей все это великое зло», но и может облагодетельствовать его еще больше, чем раньше (Иер 32. 42): жизнь снова войдет в свое русло, люди будут «покупать поля за серебро и вносить в записи» в той земле, к-рая долгое время считалась пустыней (Иер 32. 44). Во дни, когда Господь соберет Свой народ, Он возрастит «Давиду Отрасль праведную» - Мужа, Который «будет производить суд и правду на земле» (Иер 33. 15). Воздав притеснителям Израиля, Бог возвратит Свой народ «на пажить его» (Иер 50. 19). Когда войска Навуходоносора осаждали Иерусалим, его жители во главе с царем Седекией заключили завет с Богом, последовав призыву прор. Иеремии, решили дать свободу рабам-единоплеменникам, «чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего» (Иер 34. 9); это было исполнением заповеди, данной Господом Моисею после исхода из Египта (Исх 21. 2). Однако через нек-рое время многие из тех, кто совершили этот благой поступок, раскаялись в нем и «стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю» (Иер 34. 11). Иеремия выступил с обличением неискренности этого обращения к Богу перед лицом смертельной опасности: нарушившие первоначальное обещание «обесславили имя» Божие, лишив своих братьев свободы и поступив с ними немилосердно, и за это Господь объявляет им «свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду» (Иер 34.

http://pravenc.ru/text/293622.html

42 – в пятницу) был распят. Притом 21-й стих гласит: „И заставили проходящего некоего киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его». И потом, ст. 42 – 46: „И как уже настал вечер (поскольку была пятница, т. е., день пред субботою), пришел Иосиф из Аримафеи, и прочее – о погребении им тела Иисусова. „И здесь», замечает автор, „пятница называется παρασκευ, с прибавлением: στ προσββατον, т. е., „день пред субботою». 16-й главы стих 1-й гласит: „По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его», и прочее – о воскресении Христовом. Евангелие св. Луки, гл. 22, ст. 7 – 20, гласит: Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху», и прочее – о приготовлении пасхи, – о возлежании, когда настал час, со Христом 12-ти Апостолов, и о тайной вечери. Там же в 66 – 71 стихах рассказывается, как судился Иисус Христос, ς γνετο μρα, „как настал день» (22, 66). Глава 23-я рассказывает, как Он был приведен к Пилату и потом распят (в тот же день, – который, как видно из ст. 54-го, была пятница). Стих 26-й гласит так: „и когда повели Его; то, захватив некоего Симона киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтоб нес за Иисусом». И далее, ст. 50 – 56, говорится об испрошении Иосифом аримафейским у Пилата тела Иисусова, о погребении его, и о приготовления мироносицами, для помазания его, благовоний и мастей. Ст. 54: „День тот была пятница, и наступала суббота». Гл. 24, ст. 1. „В первый же (по субботе) день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли оне ко гробу, и.вместе с ними некоторые другие,» и т. д. По приведении всех означенных мест первых трех Евангелий, автор говорит: „из этих трех в общем согласных, очевидно исходящих из одного источника, известий вытекает следующее: „Иисус Христос ел пасху по обычаю евреев в четверг вечером; ибо это свидетельствуется здесь прямо, и все посторонние обстоятельства при этой вечери согласуются с обычаями, отчасти еще доныне существующими у евреев: так например чаша с благодарственной молитвой, подушки, на которых возлежали за столом, преломление хлеба, хвалебная песнь после кушанья, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

LXX: «Ибо смоковница не принесет плода и не будет плодов (или: отпрысков) на виноградных лозах; дело маслины обманет и поля не породят пищи: не достало того, что могли бы несть овцы, и нет волов в стойлах». Соответственно Еврейскому, – по которому мы выше сказали: «Разрушение да проникнет в кости мои, и гной пусть ползет из-под ног моих, чтобы я остался спокоен в день страдания моего, чтобы я присоединился к народу моему», или нашему, готовому в путь, – предшествующее с последующим связывается так: Я потому захотел в настоящее время перенести страдания, а затем подняться к народу крепкому, что придет день страдания и нужды; и когда прочие будут находиться в утеснении, я буду радоваться о величии Твоем: «ибо смоковница не даст цвета, и не будет отпрыска на виноградных лозах: дело маслины обманет, и поля не дадут хлеба», и проч. Так как эти слова только в немногом отличаются от перевода LXX, то мы будем рассуждать о них одновременно. Когда придет день страдания, и я поднимусь к народу моему, который некогда странствовал со мною, или когда придет день разгрома иудейского и народа первого, и когда будет оставлена дочь Сиона, как палатка в винограднике и как хижина на огороде, и как город, который берут приступом, я, избранный из среды погибающего народа, о котором у Исаии сказано: «Если бы Господь... не оставил нам семени, то мы были бы как Содом и уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ), присоединюсь к ученикам Христовым; а так как Он учит их на горе, то я приступлю к горам, оставив внизу смятение и изнемогающих. Ибо не дала плода смоковница, к которой пришел алчущий, как говорит Евангелие, Господь и не нашел на ней плодов и проклял ее словами: «не принесешь плода во век» ( Мф.21:19 ). Тщательно рассуди о словах: «не принесешь плода во век»; не говорит: «во веки веков», но только пока минет век этот, и войдет полнота язычников; тогда и эта смоковница принесет плод свой, и весь Израиль будет спасен. Это та смоковница, к которой в третий раз проходит Господин и хочет уничтожить, как не приносящую плода, и о которой садовник, имевший наблюдение за нею, умоляет, чтобы Господин дал ей время, и говорит: Господи, «оставь ее еще на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, может быть она принесет плод; а если...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Мы видели, что большая часть современных Предтече иудеев верила и надеялась, что имеющий прийти Мессия обратится к ним с одним толь­ко Своим благоволением и любовью как к потомкам великих праведни­ков, без всякой с их стороны личной заслуги. Разрушая такую ложную и жалкую надежду иудеев, Предтеча Господень показывает, что грядущий Мессия не может взирать на пороки людей безразлично, но что Ему при­надлежит суд над грешниками и отмщение: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем не­угасимым.    Для выражения своих мыслей Предтеча берет образы из близкого к народу быта. Лопата — земледельческое орудие, которым посредством ве­яния отделяются хорошие хлебные зерна от соломы и плевел; гумно — не­большое (на Востоке обыкновенно на возвышенностях) среди поля, от­крытое со всех сторон, плотно убитое место для молотьбы сжатых или скошенных хлебных растений. Гумно означает здесь весь мир и прежде всего народ иудейский; пшеница — людей праведных, достойных участия в Царстве Христовом; плевелы и солома — людей нечестивых.    Говоря, что лопата Мессии в руке Его, святой Иоанн дает понять, что власть судебная принадлежит исключительно Христу, что Он собствен­ною властью как Бог произнесет Свой приговор судимым. Эту истину под­тверждает Сам Спаситель словами: Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин.5:22).     Мессия очистит гумно Свое; следовательно, Он будет прозирать в самую глубину сердец человеческих, иначе возможно ли правосудное различе­ние? Он допустит на время в Своей Церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы; но, когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, — будет судить нелицеприятно, с пол­ною и самою строгою справедливостью отделит избранных от отвержен­ных. И соберет пшеницу в житницу Свою, — соединит на небе, месте совер­шеннейшего покоя и блаженства, всех тех, которые по своему благочес­тию, постоянству и твердости оставались неподвижными от приражения греховных искушений. Они-то и составляют пшеницу Христову. Святой Игнатий Богоносец, осужденный Траяном на съедение львам в римском цирке, писал к римским христианам: «О, если б я сподобился зверей, при­готовленных для меня! Я пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним“ ( Лев.27:19 ), – так закон формулирует это определение. Выкуп, конечно, не был обязателен, а предоставлялся на волю посвятившего, и производился в круге пятидесятилетнего периода, так как по общему законодательству Моисея о землевладении земельные участки, временно отчужденные от владельцев (продажей ли, или посвящением), в юбилейный год без всякого выкупа возвращались к прежнему владельцу. Поэтому и в рассматриваемом случае должен бы действовать общий принцип Моисеева законодательства, но здесь по-видимому оно уклоняется от него. Право выкупа здесь как будто переходит в обязанность, неисполнение которой ведет за собой полное лишение посвященного владения. “Если же (посвятивший) не выкупит поля и будет продано поле другому человеку; то уже нельзя выкупить“ ( Лев.27:20 ). И далее: “Поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святыней Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение“ – ( Лев.27:21 ). По первому определению посвятивший лишается права выкупа поля, если оно будет “продано другому человеку“. Здесь не ясно, кем будет продано. По синодальному, приведенному нами, переводу продажа по-видимому предполагается со стороны не посвятившего, а кого-то другого, так как в первом предложении стоит активная форма, а во втором страдательная. Подобную же форму имеет Вульгата: “Si autem noluerit redimere, sed alteri cuilibet fuerit venumdatus“. Такого же чтения держится Зальшюц, который на основании этого чтения прямо высказывает мнение, что продажа производилась со стороны священнической хозяйственно-распорядительной власти. 131 Но такое чтение и понимание его не объясняет тех важных последствий, которые ведет за собой для посвятившего такая продажа, именно лишения права выкупа и юбилейного права – безвозмездного возвращения своего владения. Кроме того, так понимаемый, этот закон мог подать повод к важным злоупотреблениям со стороны священнической хозяйственно-распорядительной власти, которая в виду того, что проданное ею посвященное поле в юбилейный год “священнику достанется во владение“, всегда в интересах сословия старалась бы как можно скорее продать посвященное поле, и таким образом лишала бы посвятившего и его наследников их родовой, по закону неотчуждаемой поземельной собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

А Ревекка любила Иакова. Почему? Дело в том, что на Востоке приготовление мяса – это мужское дело. И, конечно же, Ревекку никогда не допускали до этого дела. А почему она чаще общалась с Иаковом? Так ведь он чаще сидел в шатре, занимался с дедом Авраамом, пока тот был жив, а потом Исаак обязан был его обучать. Ревека могла любить и те занятия деда и внука, сына и отца, так как напрямую обучение женщин не предполагалось. И мы читаем: И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом (Быт. 25, 29–30). Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова Исава: «Красный”, или рыжий”, на еврейском языке будет edom (). Таким образом, из-за того, что Исав продал своё первородство за пищу красного цвета, он получил имя Едом, то есть рыжий”» . Но! Возможно, ситуация была значительно сложнее… Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: « Накорми меня красным, красным этим . Исав не называет кушанья свойственным ему именем потому, может быть, что не знал, из чего оно сделано... Повторение же в речи его выражает торопливость и жадность. Эдом . – То есть красный». – То есть, прикидываясь в глазах отца человеком внимательным к вопросам «дозволенного» и «недозволенного», он сам не придавал этим вопросам серьезного значения. Так, лицемеря, он и проник в сердце собственного отца Исаака! Он любит красное, вид крови возбуждает этого человека. Он пришел с поля, он не поймал ничего в этот день, а Иаков приготовил красную чечевицу, похлебку! И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого ,– ему хочется этого! Мы тоже в погоне за счастливой жизнью в России в конце XIX – начале XX века увлеклись идеями социализма, тоже захотели этого: красного, красного . С красными флагами бегали, с транспарантами бегали – ради чего? Ради счастливой жизни! «Мы будем жить во дворцах! – говорили революционеры.– Все будут сыты, обуты, одеты!» И вот этот Исав, этот духовный потомок Нимрода, красного, красного хочет! Его последователи тоже готовы отказаться от первородства, от преимуществ веры ради чечевичной похлебки.

http://pravoslavie.ru/111168.html

А случилось так, что было это на участке поля, принадлежащем Воозу из семейства Елимелеха. 4. И вот, приходит из Вифлеема Вооз. “Господь с вами!”, — сказал он жнецам, те сказали ему: “Пусть благословит тебя Господь!”. 5. И сказал Вооз своему слуге, приставленному к жнецам: “Чья эта девушка?”. 6. И ответил слуга, приставленный к жнецам: “Эта девушка — моавитянка, которая вместе с Ноеминь вернулась с полей Моавитских. 7. Она сказала: Позволь мне собирать среди снопов и подбирать за жнецами. С самого утра она пришла и до сих пор на ногах, и при этом почти не сидела под навесом”. 8. И сказал Вооз Руфи: “Слышишь, дочь моя, не ходи ты подбирать на другом поле и не уходи отсюда, присоединяйся к моим девушкам 9. и не отлучайся с поля, на котором они жнут, но ходи за ними. А если захочешь пить, то иди к кувшинам, из которых черпают мои работники, и пей, я приказал своим работникам, чтобы они не трогали тебя”. 10. И пала она ниц и поклонилась до земли, и сказала ему: “Чем я так приглянулась тебе, что ты привечаешь меня, ведь я чужеземка?”. 11. И ответил ей Вооз: “Мне рассказали всё, что сделала ты для свекрови после смерти твоего мужа, как оставила ты отца с матерью и свою родную страну, чтобы идти к народу, который ты никогда не знала. 12. Пусть воздаст Господь за это дело, и пусть сполна наградит тебя Господь Бог Израилев, к Которому ты пришла, чтобы укрыться под сенью Его крыл”. 13. И сказала она: “Мой господин, ты очень добр со мной, ты успокоил меня и говорил приятное твоей рабе, впрочем, я недостойна быть даже одной из твоих рабынь”. 14. И сказал ей Вооз: “Во время обеда давай приходи сюда и ешь хлеб и макай свой кусок в винный уксус”. И села она рядом с жнецами, а (Вооз) зачерпнул ей пригоршню жареных зёрен, и она ела досыта и ещё осталось. 15. И встала она, чтобы подбирать. А Вооз приказал своим работникам: “Пусть и между снопами подбирает она, а вы не обижайте её, 16. но напротив, роняйте из охапок и оставляйте ей. Пусть подбирает, не надо запрещать ей”. 17. И подбирала она до вечера, и обмолотила собранное, и оказалось около ефы ячменя.

http://pravmir.ru/kniga-rufi/

А случилось так, что было это на участке поля принадлежащем Воозу из семейства Елимелеха. 4 И вот, приходит из Вифлеема Вооз: – «Господь с вами!» – сказал он жнецам. Те сказали ему: – «Пусть благословит тебя Господь!» 5 И сказал Вооз своему слуге приставленному к жнецам: – «Чья эта девушка?» 6 И ответил слуга приставленный к жнецам: – «Эта девушка – моавитянка, которая вместе с Ноеминь вернулась с полей моавитских. 7 Она сказала: Позволь мне собирать среди снопов и подбирать за жнецами. С самого утра она пришла и до сих пор на ногах, и при этом почти не сидела под навесом». 8 И сказал Вооз Руфи: – «Слышишь, дочь моя, не ходи ты подбирать на другом поле и не уходи отсюда, присоединяйся к моим девушкам 9 и не отлучайся с поля, на котором они жнут, но ходи за ними. А если захочешь пить, то иди к кувшинам, из которых черпают мои работники и пей, я приказал своим работникам, чтобы они не трогали тебя». 10 И пала она ниц и поклонилась до земли, и сказала ему: – «Чем я так приглянулась тебе, что ты привечаешь меня, ведь я чужеземка?» 11 И ответил ей Вооз: – «Мне рассказали все, что сделала ты для свекрови, после смерти твоего мужа, как оставила ты отца с матерью и свою родную страну, чтобы идти к народу, которого ты никогда не знала. 12 Пусть воздаст Господь за это дело, и пусть сполна наградит тебя Господь Бог Израилев, к Которому ты пришла, чтобы укрыться под сенью Его крыл». 13 И сказала она: – «Мой господин, ты очень добр со мной, ты успокоил меня и говорил приятное твоей рабе, впрочем, я недостойна быть даже одной из твоих рабынь». 14 И сказал ей Вооз: – «Во время обеда приходи сюда и кушай хлеб и макай свой кусок в винный уксус». И села она рядом с жнецами, а [Вооз] зачерпнул ей пригоршню жареных зерен, и она ела до сыта и еще осталось. 15 И встала она, чтобы подбирать. А Вооз приказал своим работникам: – «Пусть и между снопами подбирает она, а вы не обижайте ее, 16 но напротив роняйте из охапок и оставляйте ей. Пусть подбирает, не надо запрещать ей!» 17 И подбирала она до вечера, и обмолотила собранное, и оказалось около ефы ячменя.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010