152 . Хотя предки евреев занимались в Месопотамии скотоводством и вели кочевую жизнь, в Моисеевом законе земледелие предполагается как главное занятие израильского народа в Ханаане и в этом смысле, по мнению К. Кейля, государство Моисея основывается на хлебопашестве. 153 Хотя в законах Моисея пункты, предусматривающие наложение штрафов за повреждение полей и садов, менее развиты, однако они удивительно сходятся с постановлениями кодекса Хаммурапи. Соответствующее статьям 57–58 кодекса Хаммурапи место книги Исход читается: «Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, смотря по плодам его пусть заплатит со своего поля; а если потравит все поле, пусть вознаградит лучшими из поля своего и лучшим из виноградника своего» ( Исх. 22:5 ). Это постановление, впрочем, более общее, чем параллельное место в судебнике Хаммурапи. Рассмотрим теперь законы, регулирующие возмещение ущерба, причиненного пожаром. Вот, что говорят хеттские законы: «Если кто-нибудь разведет на своём поле огонь, пустит на созревшее поле и поле подожжет, то тот, кто поджёг, должен взять себе подожженное поле, а хозяину поля должен дать хорошее поле и тот уберет его». 154 Соответствующее постановление израильского закона гласит: «Если появится огонь и охватит тёрн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар» ( Исх. 22:6 ). В приведённых статьях дело, очевидно идет об осеннем выжигании поля, вероятно, парового, с тем, чтобы уничтожить сорные травы, и одновременно посредством полученной от выжигания золы, удобрить поле под новый посев. При известной неосторожности огонь мог перейти на соседнее чужое поле, с неснятым еще урожаем, и тогда виновный должен возместить убыток. При сличении хеттской и израильской статей такие обнаруживается, несмотря на некоторую сбивчивость еврейского текста, что израильская статья является дальнейшим развитием хеттской. Хеттское постановление говорит только об общем случае поджога чужого поля, израильская статья уже предусматривает ряд возможных вариантов: хлеб может быть снят с корня, но еще не свезен, хлеб может быть еще не снят, наконец, поджог может распространится не только на хлебное поле, но и на всякое другое. Способ возмещения по хеттской статье натуральный: взамен сожженного поля виновник даёт своё «хорошее», т.е. поле с неснятым урожаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; [они были] Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба [сына ее], Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего. И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб » ( Руф.1, 1–6 ). Эту часть мы изучали на первой беседе, но некоторые вопросы нам придется поднять снова. Елимелех был не просто богатым человеком: он был судьей в своем народе, потому, что в первом стихе сказано, что он уходит из своей земли, когда стали судить судий. Это дословный перевод, если смотреть еврейский подлинник. С другой стороны – начался голод. Причина голода заключалась в том, что люди перестали почитать духовенство. Когда умер Иисус Навин, то не совершался траур. Про смерть Моисея сказано, что люди тридцать дней прибывали в трауре. Про Аарона, брата Моисея, сказано, что тридцать дней прибывали в трауре, а про Иисуса Навина ничего такого не сказано. Люди получили землю – и им было не до того, чтобы почитать умерших религиозных лидеров. Каждое еврейское колено вступило во владение своим наделом, и духовенство уже казалось чем-то лишним. Люди стали судить своих судей, принялись осуждать духовных лиц. Когда начинается голод, Елимелех покидает свою землю и идет в поля Моавитские. Поля Моавитские – это библейский образ сытого благополучия. Но поля Моавитские – очень опасное место, некий Бермудский треугольник. Попадающие туда могут все потерять. Тот, кто начинает служить золотому тельцу, не замечает, что служит дьяволу и бесам сребролюбия. Как известно, бесы в плен не берут: Если лукавый начинает заниматься каким-либо человеком, бесы будут до смерти, до гробовой доски, гробить человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но человек все же не вполне ослик и в качестве «животного разумного» должен замечать, какое поле приносит больше плодов. Тогда в случае дефицита семян или нехватки сеятелей он пожалеет бросать зерно на асфальт или в солончак, а побольше посеет на доброй пашне. Да, согласно Евангелию, сеять надо на все поля. Надо пройти с сеющей рукой вдоль любого поля — того, что залито асфальтом, и черноземного, и того, что ежегодно-непредсказуемо: то даст урожай, а то возьмет отпуск. Но согласно тем же притчам Христа, задержаться для более постоянной и настойчивой работы надо сначала у самого плодоносящего поля: «б какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:11–14). Когда у сеятеля много семян, он может позволить себе такую роскошь — бросать горсть абы куда. А когда у тебя от зимней голодухи осталось только двадцать зернышек, ты не будешь их бросать по принципу «раззудись, рука — распрямись, плечо». Ты будешь для каждого зернышка пальчиком в черноземе выкапывать дырочку, аккуратно класть туда зернышко, присыпать, тут же поливать и так далее. Ты будешь выбирать, в какую почву вкладывать. Так вот, точно так же и здесь. У Церкви сегодня немного сил. Поэтому прилагать усилия надо к точкам потенциального роста. Надо возделывать те поля, которые являются наиболее нашими, отзывчивыми. Надо идти на проповедь не к татарам, а к русским. Среди русских — к трезвым русским, а не к пьяным. Из них — к тем, кто умеет отключать свои мозги от телевизора, кто живет не в мире пошлости и сплетен, а способен воспринимать серьезную информацию. И, наконец, к тем, кто способен своей жизнью ответить на услышанную весть, а это — свойство молодежи. Вот по этим причинам моя естественная аудитория — это студенчество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Один из таких палестинских проселков описывается в Библии, когда рассказывается о встрече пророка Валаама с ангелом ( Чис.22:24–25 ). «И стал Ангел Господень на узкой дороге между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене и он стал бить ее». В подобном положении редко кто не бывал из тех, кому пришлось поездить по проселкам Палестины. Заборы эти делаются очень просто: из крупных камней складывается наружная обкладка, а внутренность засыпается щебнем. Вот и все. Материал ничего не стоит, а для целей феллаха ничего лучшего не надо, ибо скот не может перелезть через такую ограду, да и человеку это не всегда удобно сделать, не вывернув ноги. Конечно, никакой смазки для скрепления камней не делается, и в таких заборах столько же расщелин, сколько и камней. Они служат поэтому удобным приютом для ящериц и змей, чем и объясняется стих Екклесиаста: «Кто разрушает ограду, того ужалит змей» ( Еккл.10:8 ). Пахотные земли переделяются феллахами ежегодно. Осенью, перед началом пахоты, все селяне, имеющие быков, собираются в артели по десяти «сох» в каждой. Вся земля тщательно разделяется на поля, по числу артелей, и затем выборные от артелей бросают жребий, какое поле какой артели выпадет. Жребии вынимает обыкновенно ребенок, чтобы не было подозрений. Эти поля имеют обыкновенно какие-нибудь всегдашние границы и свое название: например, «поле куропатки» и т. п. Этот обычай называть участки по именам известен и по Библии: в ней упоминается о «поле белильничьяго» ( 4Цар.18:17 ), о «поле горшечника», которое было потом переименовано в «поле крови» ( Мф.27:7–16 ). Получив каждая свое поле, артели делят землю между хозяевами, смотря по тому, сколько у кого быков и сколько кто может обработать. Если у хозяина два слабых быка, которые могут работать всего полдня, то у него считается «пол-сохи» и ему дается двадцатая часть поля, у кого один бык – тот получает одну сороковую. На пару крепких буйволов отмежовывается целая «соха», т. е. одна десятая поля. Сообразно с величиной получаемого участка, распределяются и подати. Размеряются земли в горах на меру шеста, которым погоняют быков, а в долинах – веревкой двойной против этого шеста длины. Веревка эта называется по-арабски «Hhabaleh», очень близко к еврейскому слову «hhevel» – «веревка», «мера», которое не раз упоминается в Библии, очевидно обозначая такой же способ раздела земли, который ведется и теперь: у Исайи – «И Сам Он бросил им жребий и Его рука разделила им его мерою» ( Ис.34:17 ). Давид восклицает: «Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам» ( Пс.15:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушение ваша. Иер . 3:22. 5. Господь долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. 2Пет. 3:9 . 6. Грядущаго ко Мне не изжену вон. Ин. 6:37 . 7. Тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся. Лук. 15:10 . IX. Притча о рабе, пришедшем с поля. Лк. 17:7–10 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив не скажет ли ему: приготовь мне поужинать, и подпоясавшись служи мне; пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать. В этой притче Господь научает нас тому, что сколько бы мы ни совершили дел благочестия, никогда не должны тщеславиться ими, и никогда не должны думать, будто уже достаточно сделали для угождения Богу и для своего спасения; а напротив должны думать, что все сделанное нами, еще очень далеко от совершенства. Кто разумеется здесь под именем господина? – Господь Бог , наш Творец, Промыслитель и Спаситель. А под именем раба? – Все люди и, преимущественно, верующие в Господа Иисуса Христа, искупленные Его честною кровью от греха, проклятия и смерти ( 1Пет. 1:18–19 ). Чему научает нас пример раба, который, возвратившись с поля, вместо отдыха и подкрепления себя пищей, продолжает служить своему господину? – Тому, что и мы, не смотря ни на какие труды и занятия, никогда не должны оставлять служения Богу. Почему говорится в притче, что едва ли господин станет благодарить своего раба за услугу его? – Потому, что раб исполняет в этом случае только свою обязанность, которая не требует особенной награды или благодарности. Почему мы, даже и после того, если бы исполнял и все, что повелено нам, должны называть себя ничего не стоящими рабами? – Потому, что мы сделали бы только то, что должны были сделать·, да кроме того самые добрые дела наши бывают весьма несовершенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

7. Поэтому возрыдает Моав о Моаве, – все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: они совершенно разрушены. (Восплачется Моав, в Моавитиде бо вси восплачутся: живущым же в Сефе помышления, и не усрамишися). Оставшись вне союза с царством иудиным, Моавитяне будут и вне покровительства Божия, напротив, привлекут на себя уже непременно тем больший гнев Божий и должны будут понести всю его страшную тяжесть, оставаясь совершенно беспомощными и беззащитными. Тогда Моавитяне оплачут сами себя: заживо будут оплакивать свою погибель и до смерти своей стонать о совершенном разрушении главных и надежнейших твердынь отечества. 8–9. Поля Есевонские оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшие лозы его, которые достигали до Иазера, расстилались по пустыне; побеги их расширялись, переходили за море. Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости. (Поля есевоня возрыдают, виноград Севамань: пожирающии языков, поперите винограды его, даже до Иазира: не совокупитеся, обходите пустыню, посланнии осташася, проидоша бо море. Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани: древа твоя посече есевон и Елиала, яко на жатву твою и на объимание вина поперу, и вся падутся). По широким и возвышенным равнинам земли Моавитской росла тучная золотистая пшеница: таковы были в особенности поля Есевонские; а по склонам многочисленных холмов разводились и процветали плодоноснейшие виноградники: таковы были преимущественно виноградники Севамские. И народ благоденствовал в этой счастливой стране, как сад, изобильно орошенный чистой водой из неиссякаемого источника: его отдельные роды, как лучшие виноградные лозы, широко разрастались и распространялись; не вмещаясь в пределах отечества, они переходили на другой берег соседнего Мертвого моря (ср. Иер.48:32 ). И вот это цветущее состояние страны, обещавшее столь счастливую будущность, быстро погибнет (ср. Иер.48:8 ). «Властители народов», как бы пожирающие их, – цари Ассирийские и Вавилонские, при неоднократных нашествиях на Моавитскую землю, опустошили, разорили, разграбили и обезлюдили ее: они порабощали, попирали и рубили жителей беспощадно, как деревья; проливали их кровь, как вино при хорошем сборе винограда. Погибель Моавии представляла печальнейшее зрелище, достойное горьких и обильных слез; и пророк Божий оплакивает ее такими слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   Ст. 9—12. Прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, и плачут священники, служители Господни. Опустошена страна, сетует земля: потому что истреблена пшеница, посрамлено вино, оскудело масло, земледельцы постыжены, виноградари рыдают о пшенице и ячмене. Виноградная лоза посрамлена и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь и все дерева в поле посохли, поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд. LXX: Прекращено жертвоприношение и возлияние в доме Господнем; плачьте священники, служители Господни ибо опустошены поля; да сетует земля, потому что испорчена пшеница, иссохло вино, оскудело масло, посохли дерева (или земледельцы; плачьте, поля (possessiones), о пшенице и ячмене, потому что погиб сбор с поля, виноградная лоза засохла и смоковницы оскудели гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева в поле посохли; поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд.    Что касается исторического смысла, то по опустошении и истреблении всего массою саранчи или врагов, которые под видом ее изображаются, прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, из которых одно приносилось от муки, а другое от вина. Плачут священники, эти служители Господни, потому что не совершаются по закону жертвоприношения и возлияния, и в особенности потому, что не приносятся и десятины, которые обыкновенно получались ими. Ибо вся страна опустошена. Земля сетует метонимически вместо тех, которые живут на ней; пшеница, вино и масло оскудели; также самые земледельцы и виноградари постыжены и рыдают, потому что погибли не только пшеница, но и ячмень, который бывает менее ценным и более плодородным, и овощи, на которые, как я думаю, указывается в словах погиб сбор с поля, то есть все то, что обыкновенно родит земля. Но нет нужды говорить о пшенице, вине, масле и ячмене, когда даже плоды на деревьях посохли, смоковница завяла и гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева, плодовые и бесплодные, погибли, быв опустошены саранчею. Все это было для того, чтобы прекратилась или обратилась в стыд радость сынов человеческих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Ам.1:4–5 . И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он дома Венадада. И сокрушу затвор Дамаска, и истреблю жителей с поля идола. LXX: И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он основания сына Адерова. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей с поля Ων. Это показывает, что в царствование Озии и Иеровоама в Сирии уже не было Азаила в живых и что на престол вступил сын его, Венадад, от которого впоследствии все цари Арама, то есть Сирии и Дамаска, носили имя Венадада. Поэтому вполне справедливо сказал: пошлю огонь не на Азаила, но на дом Азаила, то есть на царский дом его, во главе которого в то время стоял сын его Венадад. И сокрушу, говорит, затворы Дамаска, и истреблю жителей с поля идола, то есть [сокрушу] всю силу (или множество) сириян, которые при помощи известного рода телег и затворов отражали нападения врагов. Поле же идола, что по-еврейски называется aven, LXX и Феодотион передали чрез Ων, Симмах и пятое издание перевели чрез беззаконие, Акила чрез ανωφελος, то есть бесполезное, чтобы указать на тщетность помощи идолов, потому что при нашествии ассириян жители Дамаска будут взяты в плен. Ибо мы читаем, что Феглаффелассар, царь ассирийский, умертвив Рецина, царя Дамасского, о котором и Исаия говорит, всех жителей Сирии, называвшейся Арамом, переселил в Кирену ( 4Цар16:9 ). чем и объясняется теперь сказанное. Ам.1:5 . Держащего скипетр (нужно подразумевать: сокрушу или истреблю) из дома наслаждения, и будет переселен народ Сирийский в Кирену, говорит Господь. LXX: И истреблю колено из мужей Харрановых, и будет отведен в плен народ, названный сирийским, говорит Господь, то есть народ сирийский будет отведен в отдаленнейшие пределы Египта. Что же касается слов, стоящих в начале ( Ам1:3 ): за три преступления Дамаска и за четыре не отвращу (или не отвращу ли) его и по LXX: не отвращусь (или не отвращусь ли) от него, и именно от народа Дамасского или арамейского, то есть сирийского, то они, применительно к буквальному способу толкования, могут иметь следующий смысл: если бы он один раз или два раза преследовал Мой народ, то Я пощадил бы его; но так как он в третий и в четвертый раз проявил свою жестокость, так что давил взятый в плен народ железными телегами, то не должен ли Я теперь поразить его в наказание за это бедствиями? Не должен ли Я отвратить от него Мой благостный взор? Применительно же к иносказательному смыслу мы можем сказать следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Внешне такое поведение учеников походит на нанесение ущерба чужой собственности, в данном случае – чужим засеянным полям. Но Закон Божий допускает в некоторых случаях для бедствующих брать пищу с чужого поля и использовать ее в своих нуждах. Например, когда потребность в этом более чем насущна и необходима. Читаем: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19: 9–10). Апостолы и были теми бедными Христа ради, для которых оставлялась часть несжатого урожая на их нужды. «Видишь, как законодательство говорит одновременно о справедливости и благости Бога, щедро предоставляющего всем пропитание? Также во время сбора винограда было запрещено возвращаться и собирать оставленные или упавшие гроздья. Это же относится и к сборщикам олив. Также и посвящение Богу десятой части плодов и стад учило почитать Бога и не быть корыстолюбивыми во всем, но человеколюбиво делиться с ближними… Закон запрещает владельцам полей собирать колосья, выпавшие из снопов при уборке урожая; также он советует во время жатвы хотя бы что-то оставлять нетронутым. С одной стороны, Закон таким образом учит жертвенности владельцев, отдающих что-то из принадлежащего им нуждающимся, а с другой – предоставляет бедным средства для пропитания» 20 . Как известно, «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8: 3). И в аллегорическом прочтении библейский закон о пеа (крае поля) можно воспринять и как призыв к православным проявлять заботу о не православных, всех этих нищих благодатью и пришельцах из чужих для нас земель инославия и ересей. Святитель Иоанн Златоуст призывает нас: «Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость.

http://pravoslavie.ru/98622.html

Для жителей Палестины, возделывающих зимою свои поля, ранние и поздние дожди, о которых говорят Библейские книги 19 , составляют величайшее благодеяние. Ранние дожди дают земледельцу возможность в свое время и надлежащим образом возделать и засеять землю; дожди позднее содействуют полному наливу и созреванию зимних хлебов, а также и плодов; вообще от дождей ранних и поздних зависит обилие урожая всех произведений Обетованной земли. Поэтому-то библейские книги указывают на ранний и поздний дождь, как на особенную милость Иеговы к избранному народу. Если вы будете слушать заповеди мои, говорит Моисей от лица Господа, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб свой и вино свое и елей свой. И дам траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться 20 . Утешая Израильтян во время голода, причиненного саранчею и засухою, прор. Иоиль 21 взывает: «Вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем, ибо он даст вам дождь в миру, и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И пополнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем». И древние Евреи хорошо понимали и высоко ценили благотворность ранних и поздних дождей для их полей и садов и потому проявления божественной любви к ним сравнивали с действием позднего дождя на землю. По словам прор. Осии 22 , сыны Ефрема и Иуды, вспомнив среди бедствий о Боге, ими оставленном, скажут, наконец: познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он прийдет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю. Но не всегда «в свое время» посылаются ранние и поздние дожди на нивы и сады Палестины. Бывают годы, когда зимнее дождливое время начинается только в конце ноября и прямо проливными дождями; случается и то, что поздние дожди прекращаются в начале марта и даже ранее. Такая несвоевременность пагубно отзывается на земледелии. В первом случай земледелец не имеет возможности как следует заняться обработкою своего поля и засеять его, и потому поля по большей части остаются невозделанными, в последнем – зимние хлеба не успевают окрепнуть и жатва получается скудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010