Еп. Жозеф-Марсьяль Мули. Фотография. XIX в. Еп. Жозеф-Марсьяль Мули. Фотография. XIX в. В К. существовали женские религиозные конгрегации: Дочери милосердия св. Венсана де Поля, Шартрские сестры св. Павла (с 1848), Дочери милосердия из Каноссы (с 1860), Помощницы св. душ (с 1867), францисканские миссионерки Пресв. Девы Марии (с 1886) и др. В ведении этих конгрегаций находились женское образование, благотворительность, содержание школ, больниц и детских приютов. Как правило, миссионерки работали в открытых портовых городах и в иностранных колониях (в Гонконге, Шанхае, Макао и др.), но были и исключения. Так, конгрегация Шартрских сестер св. Павла содержала приюты, мастерские, школы и клиники в провинциях Гуандун, Фуцзянь и Юньнань. В 1869 г. босоногие кармелитки из Франции основали монастырь в Тушаньване (ныне в черте г. Шанхай). В 1920 г. была организована монашеская община кармелиток в г. Чунцин (пров. Сычуань), в 1933 г.- в г. Кантон. С 30-х гг. XIX в. прибывавшие в К. католич. миссионеры нередко вступали в конфликт с руководителями христ. общин (священниками, хуэйчжанами, посвященными девами), к-рые долгое время оставались без контроля со стороны иностранных миссионеров и сопротивлялись попыткам восстановить его. Руководители христианских общин обращались к Папскому престолу с просьбами удалить из К. тех миссионеров, чьи действия могли спровоцировать столкновения с иноверцами (в 1842 на смену лазаристам в обл. Цзяннань были присланы франц. иезуиты). Лишь в 60-х гг. XIX в. миссионерам удалось подавить сопротивление кит. христиан, в основном благодаря установлению франц. религ. протектората и обеспечению главенства христианских проповедников-иностранцев. Римская курия настаивала на том, что миссионеры должны придерживаться политики индигенизации (усиленная подготовка кит. духовенства с последующей передачей ему руководящих функций; об этом говорилось в инструкции Конгрегации пропаганды веры «Neminem Profecto» от 23 нояб. 1845). Этому требованию сопротивлялись большинство миссионеров, не доверявших китайцам и подчеркивавших их недостатки (властолюбие, безответственность, отсутствие уважения к иностранцам и нехватка твердости в отношениях с иноверцами). Однако нарекания вызывало и поведение католич. миссионеров: они не желали учить кит. язык, с презрением относились к китайцам, подчеркивали свое расовое и культурное превосходство, но в то же время вели свободный образ жизни, компрометируя христиан в глазах иноверцев. Так, еп. И. Б. фон Анцера упрекали в отсутствии интереса к жизни паствы, в присвоении доходов миссии, в безнравственном поведении. Иезуит Иосиф Ма Сянбо (1840-1939) оставил церковное служение в знак протеста против засилья иностранцев, стал педагогом и просветителем, выступал за проведение в К. реформ по европ. образцу.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Епископ Лондонский Джильберт Фолиот (вскакивает, вне себя): Ты, жалкий саксонец, посмеешь вонзить кинжал в грудь своей матери-Церкви — Церкви, которая извлекла тебя из ничтожества?! Бекет: Мой повелитель и король дал мне на хранение печать с тремя львами. Теперь моя мать — Англия. Известно, что Ануй несколько вольно поступил с историческими фактами, сделав своего Бекета саксонцем, чтобы углубить конфликт между ним и его норманнским монархом. Но, как и в случае с биографией Венсана де Поля, он великолепно передает дух этого человека, верного делу, которому в данный момент он служит. Мы видим молодого, благородного, умного и предусмотрительного царедворца, равно любящего роскошь и утонченные удовольствия. Человека, который явно стоит выше не только своих современников, но и того, в чьих руках находится верховная власть. Вельможи, не упускающего случай сделать добро другим, но при этом готового пожертвовать ради прихоти короля даже своей возлюбленной. Для всех Бекет был «человеком короля», прежде всего, для самого Генриха II. Тем поразительнее последующая метаморфоза. Смерть архиепископа Кентерберийского развязывает королю руки, избавляя монарха от одного из самых сильных соперников. Перед Генрихом открывается заманчивая возможность поставить на эту должность своего человека, чтобы сломить сопротивление епископата и подчинить себе Церковь. Кажется, что найдено гениальное решение: пусть архиепископом станет Бекет! Но именно здесь король и совершает свою главную ошибку. Бекет понимает, что последует за этим решением, и пытается отговорить короля: « Если я стану архиепископом, я не смогу больше быть вашим другом. Это безумие, государь. Не делайте этого. Я не смогу служить и Богу, и вам одновременно ». Слишком поздно. Король уже принял свое решение. А Бекет – свое. Итак, он станет главой всей Английской Церкви, раздаст все свое имущество бедным, и будет противостоять королю так же, как его предшественник. Подвергнется гонению, опале, вынужден будет покинуть Англию, но не изменит своему решению.

http://pravmir.ru/chest-bozhiya/

Биргитты Шведской во внутренней часовне Ватиканского дворца, но на следующий день присутствовал в соборе св. Петра при совершении торжественной мессы. Александр VII (1655-1667) настаивал, чтобы беатификация проходила там же, где и К., т. е. в соборе св. Петра (ut ibi fieret beatificatio, ubi fit canonizatio - Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 36// Benedicti XIV Opera. 1748. T. 3. P. 229). Бенедикт XIII (1724-1730) после торжественного освящения Латеранской базилики в 1729 г. совершил в ней ради экономии средств К. чешского свящ. мч. Иоанна Непомуцкого († 1393) и беатификацию Фиделия Зигмарингенского († 1622), т. к. Латеранская базилика уже была должным образом украшена для такого события. Климент XII в 1737 г. совершил в Латеранской базилике К. Венсана де Поля († 1660) и беатификацию Иосифа Леонесского († 1612). Бенедикт XIV 13 дек. 1741 г. выпустил декрет, согласно которому чин К. и беатификации, если папа присутствует в Риме, должен совершаться исключительно в соборе св. Петра. Этот декрет, однако, строго не соблюдался. При папе Льве XIII (1878-1903) вследствие сложных политических событий 1870 г. и последующих годов (объединение Италии и ликвидация Папского гос-ва) К. 1881 и 1888 гг. происходили в Зале благословений, над атриумом (притвором) базилики св. Петра; только с 1897 г. К. вновь стала происходить в самом соборе. Поскольку начиная с XVII в. все чаще имели место случаи К. неск. лиц в течение одной церемонии, возник вопрос, в каком порядке провозглашать их святыми. При Григории XV (1621-1623) зафиксирован первый случай К. сразу 5 святых одновременно: Исидора Землепашца († 1130), Игнатия Лойолы († 1556), Франциска Ксаверия († 1552), Терезы Авильской († 1582) и Филиппа Нери († 1595). При этом церемония К. следовала хронологическому (по дате смерти) порядку святых (кроме Игнатия Лойолы, который был учителем Франциска Ксаверия, хотя умер позже его). Папа Климент X (1670-1676) пожелал узнать мнение по этому вопросу известного знатока канонического права Джованни Батисты Де Лука.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Генриха I де Гиза. Он предложил мон. Клоду Франсуа, автору статутов конгрегации св. Витона, занять должность великого приора Клюни; после его отказа приором был избран Жак де Вени д " Арбуз, дефинитор генерального капитула 1600 г., увлеченный идеей монастырской реформы. В 1615 г. Людовик Лотарингский назначил его генеральным викарием и передал ему властные полномочия в К. к. По инициативе Жака де Вени в Париже состоялось совещание для разработки программы реформ, в котором приняли участие богослов Андре Дюваль, помощник католич. св. Венсана де Поля , и аббат Мартен Теньер, 1-й председатель бенедиктинской конгрегации св. Мавра. В программе предусматривался добровольный переход монахов на строгое соблюдение устава (обсервацию); в мон-рях, где часть монахов отказывалась принять новый устав, следовало создавать 2 отдельные общины с единым руководством. Только реформированные общины могли принимать новых членов, которые должны были в течение 1 года пройти новициат. Монахам, в т. ч. великому приору (главе К. к.), запрещалось владеть собственностью, все необходимое они получали от общины, в ведение к-рой переходили доходы монахов. В реформированные общины назначались наставники, знакомые с бенедиктинским уставом и обычаями. Аббат Клюни должен был начать реформу изданием ордонанса, утвержденного франц. королем и Парижским парламентом. Столкнувшись с сопротивлением монахов Клюни, Жак де Вени был готов отказаться от проведения реформы и планировал перейти в конгрегацию св. Мавра. Кард. Людовик Лотарингский издал ордонанс (19 мая 1621), подтвержденный королем и парламентом, однако вскоре скончался. Его преемником был назначен Жак де Вени (1621-1629), обратившийся к руководству конгрегации св. Мавра с просьбой прислать 4 наставников для проведения реформы в Клюни. Крипта в церкви аббатства Сент-Этроп в Сенте. Кон. XI в. Крипта в церкви аббатства Сент-Этроп в Сенте. Кон. XI в. В 1622 г. папа Римский Григорий XV назначил апостольским визитатором всех бенедиктинских конгрегаций, а также цистерцианцев и каноников-августинцев кард.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

В 1632 г. Папа Урбан VIII официально признал новое общество под именем Конгрегации Миссий. Королевским приказом конгрегации был передан монастырь Сен-Лазар, по названию которого священников-миссионеров стали называть лазаристами. Де Поль учил своих последователей быть скромными, дружелюбными и доступными. Он настаивал, что проповедь не должна превращаться в демонстрацию ораторского мастерства, а задача миссионера - говорить языком, понятным и ребенку, и необразованной крестьянке. Крестьяне и горожане, часто потерявшие доверие к священнослужителям, видели в бедно одетых проповедниках новых апостолов. Их ждали. На время проповеди " сыновей Венсана де Поля " закрывались лавки, а все население городка или деревни собиралось на площади перед церковью. Просветитель духовенства Вскоре стало понятно, что в миссионерской работе нуждаются не только безграмотные крестьяне, но и духовенство. В то время духовные лица Франции, происходившие из высших классов, вели, по большей части, светский и легкомысленный образ жизни, а происходившие из бедняков - погрязли в невежестве и пьянстве. Монастыри стали прибежищем для тех, кто надеялся получить пропитание, не прикладывая к тому усилий. Некоторые клирики не умели ни читать, ни писать, другие не знали, как совершать таинства. Венсану де Полю доводилось встречать священников, которые не знали формулы отпущения грехов, и даже таких, которые не знали никаких молитв, кроме " Богородице Дево " . Обычай подготовки к рукоположению практически исчез - во всей стране едва ли существовал десяток небольших семинарий. Чтобы восполнить недостаток знаний будущих священников, с 1628 г. лазаристы стали проводить богословские семинары в различных городах. Вначале они были двухнедельными, затем подготовку стали продлевать до нескольких месяцев, а впоследствии и до двух-трех лет. В 1635 г. де Поль основал в Париже Большую Семинарию для научных богословских занятий, а в 1642 г. Малую Семинарию для подготовки непосредственно священников. Также с 1633 г. де Поль стал вести в Сен-Лазаре еженедельные богословские дебаты для духовенства, а его ученики стали проводить открытые собрания для мирян, в которых могли участвовать все, от нищих до дворян.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Этажом ниже находятся офиц. апартаменты папы (Зал консистории, Зал папы Климента, б-ка и ок. 10 комнат, предназначенных для частных папских аудиенций). Апартаменты гос. секретаря расположены на 2-м этаже. В Сикстинской капелле , названной в честь построившего ее папы Сикста IV (XV в.), проводятся конклавы кардиналов, на к-рых избирается новый папа. Зал Павла VI (построен в 1971), или Зал Нерви (в честь спроектировавшего его архит. П. Л. Нерви), предназначен для проведения аудиенций. По средам папа проводит здесь общие аудиенции. В этом же здании расположен Зал Синода. Сады В. занимающие 1/3 часть территории В., составляют единое целое, хотя отдельные части разбиты в соответствии с франц., англ., итал. стилями. Они включают растения из всех частей света; украшены большим количеством скульптур, фонтанов и изображений (преимущественно Девы Марии). В натуральную величину воспроизведен Лурдский грот, где 2 раза в год папа читает Розарий (к нему могут присоединиться все желающие). В самом отдаленном месте садов расположена вертолетная площадка; здесь проводят репетиции музыканты швейцар. гвардии. Сады можно посетить по специальному пропуску и в сопровождении экскурсовода. Пропуск выдается Информационным бюро для паломников и туристов, к-рое организует посещение В. и его садов. Дом св. Марфы (Domus S. Marthae), гостиница В., был вновь открыт в 1996 г. Предназначен для проживания священнослужителей, работающих в Гос. секретариате и различных куриальных ведомствах, а также епископов, прибывающих с паломническим визитом «ad limina apostolorum». Дом вверен попечению сестер католич. монашеской конгрегации Венсана де Поля . Мон-рь «Mater Ecclesiae» посвященный Деве Марии, расположен в центре садов В. Его торжественное открытие состоялось 13 мая 1994 г., в годовщину явления Божией Матери в Фатиме. Вверен попечению ордену кларисс . Согласно Латеранским соглашениям В. имеет свою ветку железной дороги длиной 861,78 м, связанную с гос. итал. железной дорогой, и небольшой вокзал. В соответствии с Барселонской конвенцией от 20 апр.

http://pravenc.ru/text/149913.html

В регионе действуют католич. монастыри: салезианок при Успенском кафедральном костеле в Одессе (1998), салезиан в Одессе с благотворительным фондом «Дон Боско» (2000), ордена сестер св. Елисаветы в Черноморске (2007), сестер милосердия св. Венсана де Поля в пос. Фонтанка Лиманского р-на (2015). В 2018 г. зарегистрирована делегатура ордена салезиан при одесском костеле св. Петра. Общины входят в Одесско-Симферопольский диоцез, учрежденный в 2002 г. Территория епархии включает Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Кировоградскую области Украины и Республику Крым. В 2018 г. КЦ насчитывала в Одесской обл. 28 общин. Первый приход УГКЦ был зарегистрирован в Одесской обл. в 1992 г. в одном из крупнейших мест проживания западноукр. переселенцев, имеющих униат. корни,- в с. Агафиевка Любашовского р-на. В 1994 г. была зарегистрирована также ориентированная на переселенцев из Зап. Украины община в с. Незаможник (ныне Заможное) Великомихайловского р-на. В мае 1996 г. зарегистрирован греко-католич. Андреевский приход в Одессе, в 1998 г. зарегистрирован Борисоглебский приход. Были созданы крупные приходы в городах Южном (1996), Ильичёвске (1997), Раздельная (1998), Берёзовка (2008), в селах Ряснополь Берёзовского р-на (2004), Красносёлка Коминтерновского р-на, Ульяновка Берёзовского р-на (2005), Гербино Балтского р-на и Семихатки Берёзовского р-на (2006). В Одессе действуют 2 монашеские общины: ордена Воплощенного Слова (2010), ордена Сестер - служебниц Девы Марии (2011). В 2018 г. УГКЦ в Одесской обл. насчитывала 25 общин. Они входят в Одесско-Крымский экзархат (2003) Кафедральным храмом для экзархата стал Андреевский храм в Одессе, открытый в 2005 г. Также в Одессе действуют униатские Михайловский храм и Вознесенская часовня (в бывш. пос. Котовского, с 2017). Протестантские деноминации О 1-м лютеран. священнике в регионе имеются сведения с 1803 г., когда городской комендант Одессы герц. де Ришелье дал разрешение на открытие лютеран. церкви в нем. колонии Гросс-Либенталь (ныне Великодолинское Овидиопольского р-на). Первый лютеранский храм в Одессе был построен в 1824-1827 гг. В 1818-1828 гг. в Одессе жил лютеран. суперинтендант (епископ) для Новороссии К. А. Бёттигер. В 1887-1888 гг. при храме появился приют для престарелых. В 1895-1897 гг. кирха была реконструирована, освящена во имя ап. Павла. В 1933 г. собор св. Павла был закрыт, пастор К. Фогель, продолжавший служение на дому, в 1937 г. был арестован. Богослужение в соборе возобновилось в дек. 1991 г., когда была зарегистрирована нем. евангелическо-лютеран. община Одессы. В 1993 г. в Одессе получил регистрацию епископат Немецкой евангелическо-лютеранской Церкви Украины, в 2008 г. зарегистрирован Синод Евангелическо-лютеранской Церкви Украины. В 2018 г. Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины имела 5 общин, крупнейшие - в Одессе и Измаиле (1998). В регионе действуют 7 независимых лютеран. общин.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Еп. Иоганн Баптист фон Анцер. Фотография. Кон. XIX в. Еп. Иоганн Баптист фон Анцер. Фотография. Кон. XIX в. В 1838 г. в стране насчитывалось не более 200 кит. и иностранных священников, к кон. XIX в. в К. действовали ок. 900 иностранных миссионеров и ок. 700 членов женских конгрегаций. Большинство католич. миссионеров были выходцами из Франции. Основные миссии лазаристов находились в Пекине и в столичной пров. Чжили, а также в провинциях Цзянси и Чжэцзян. Восстановление миссии лазаристов, сильно пострадавшей в эпоху гонений, связывают с деятельностью Жозефа Марсьяля Мули (1807-1868). В 1835 г. Мули тайно прибыл в Сиваньцзы и принял от кит. лазаристов руководство Пекинской миссией, в 1840 г. он возглавил апостольское викариатство Монголия. Впоследствии Мули управлял Пекинским еп-ством (1846-1856), но кит. власти не позволили ему жить в столице. После упразднения еп-ства Пекин на его территории были созданы 3 миссионерские юрисдикции, Мули возглавил апостольское вик-ство Сев. Чжили (1856-1868). Возрождение католич. общины в Пекине стало возможным после 2-й Опиумной войны, когда к столице К. подошли иностранные войска. В окт. 1860 г. в присутствии франц. дипломатов Мули совершил 1-е богослужение в Южном храме (Наньтане), единственной оставшейся в городе церкви. После окончания войны под рук. Мули был возведен Северный храм (Бэйтан; 1865-1867), к-рый вновь стал центром Пекинской миссии. В 1865 г. была основана миссия в г. Тяньцзинь, где находились крупные европ. концессии. По приглашению епископа в Пекин и Тяньцзинь прибыли члены лазаристской жен. конгрегации Дочерей милосердия св. Венсана де Поля (1862). Представители Парижского об-ва заграничных миссий трудились гл. обр. в провинциях Сычуань, Юньнань и Гуйчжоу, с сер. XIX в.- в Маньчжурии и в провинциях Гуандун и Гуанси, выделенных из еп-ства Макао. Члены об-ва также работали среди тибетцев и малых народностей в юж. части К. Летом 1842 г., несмотря на сопротивление лазаристов, по указанию Папского престола в К. прибыли франц. иезуиты. После упразднения еп-ства Нанкин миссионерам Об-ва Иисуса было передано апостольское вик-ство Цзяннань (в его состав вошли провинции Цзянсу и Аньхой) с центром в г. Шанхай. В К. также работали францисканцы, преимущественно выходцы из Италии (их миссии располагались в провинциях Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Хубэй и Хунань), в пров. Фуцзянь проповедовали испан. доминиканцы. С 1858 г. в стране действовали представители Миланского об-ва заграничных миссий (с 1926 Папский ин-т иностранных миссий). В 1883 г. трапписты основали мон-рь Богоматери Утешительницы в Янцзяпине (пров. Чжили).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

В февр. 1955 г. К. стал преподавателем нравственного богословия в Католическом ин-те Тулузы; с 1959 г. занимал должность профессора, сменив в 1970 г. специализацию на патристику . В том же году К. защитил в Сорбонне докторскую диссертацию по филологии на тему «Ориген и мистическое познание». В академических целях он провел продолжительное время в Великобритании, ФРГ, Австрии и США; с краткими поездками посетил Испанию, Португалию, Италию, Египет, Св. землю, Грецию. С февр. 1964 г. К.- приглашенный профессор патристики Григорианского университета в Риме, с февр. 1975 г.- папского ин-та «Августинианум». В 1980 г. К. был призван в ин-т папы Иоанна Павла II при Латеранском ун-те, чтобы прочитать курс о браке и семье по учению отцов Церкви. В Риме К. начинал преподавать на латыни; в связи с изменением языковой политики в церковной жизни и богословском образовании по окончании Ватиканского II Собора продолжил уже на итальянском. К. публиковал монографии, статьи, обзоры и рецензии, выступал в качестве издателя, исследователя и комментатора постановлений II Ватиканского Собора (в частности, французского изд. пастырской конституции «Gaudium et spes» ), участвовал в конференциях, руководил написанием дипломов и диссертаций, вел «Бюллетень церковной литературы» (Bulletin de Littérature ecclésiastique) в Тулузском ин-те с 1979 по 1989 г., когда он оставил профессорскую кафедру. К. имел значительную пастырскую практику: с 1960 г. он осуществлял духовное окормление сестер общины св. Венсана де Поля (см. в ст. Венсан де Поль ) сначала в рамках диоцеза Тулузы, затем, в 1976-1981 гг., по всей Франции. С уходом на пенсию К. еще неск. лет продолжал научную деятельность. В последние годы жизни у него развились диабет и болезнь Альцгеймера. Научные труды Научное наследие К. включает в себя более 300 монографий и статей преимущественно в области патристики. На протяжении мн. лет он разрабатывал ряд исследовательских тем на материале патристического наследия: матримониальные практики в древней Церкви - брак , развод и второбрачие; ранние версии целибата (см.: Mariage et divorce. 1982); концепции воскресения мертвых (см.: Les fins dernières selon Origène. 1990); методы древней экзегезы Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/2462057.html

К. провел ряд реформ в управлении Папским гос-вом, реализовал подготовленные при его предшественнике изменения в фискальной сфере, издав от имени папы Александра VII эдикт об отмене налога на помол зерна. Он упразднил большинство налоговых привилегий и льгот, создал в Римской курии Конгрегацию для контроля за налоговыми сборами (pro gravaminibus tollendis). Папой были сняты ограничения на торговлю зерном и приняты меры по стимуляции производства шерсти в Папском гос-ве. В сфере адм. управления Римом К. упразднил автономию Леонины (Борго) и должность губернатора Борго, расширив т. о. полномочия губернатора Рима. По указанию папы Дж. Л. Бернини продолжил работу над колоннадой базилики св. Петра, а также изготовил скульптурное украшение моста у замка Св. ангела. В Римской курии К. провел реорганизацию Конгрегации регулярных клириков, а 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» создал Конгрегацию индульгенций и свящ. реликвий. Он канонизировал католич. святых Петра Алькантарского и Марию Маддалену деи Пацци (1669), беатифицировал Розу Лимскую (1668). В 1667 г. К. продолжил начатые при папе Александре VII реформы нек-рых монашеских орденов: утвердил новые уставы францисканцев-конвентуалов и босых кармелиток, устав конгрегации сестер католич. св. Венсана де Поля (1668), возвратил конгрегации пиаристов статус монашеского ордена с привилегиями для нищенствующих орденов; утвердил канонический статус Парижского об-ва заграничных миссий. Буллой «Romanus Pontifex» от 6 дек. 1668 г. папа упразднил пришедшую в упадок конгрегацию апостольских клириков св. Иеронима (см. Иезуаты ), а также неск. малочисленных монашеских конгрегаций, в т. ч. конгрегации августинцев-каноников св. Георгия на о-ве Сан-Джорджо-ин-Альга и отшельников св. Иеронима во Фьезоле. К. продолжил работу по укреплению католич. миссий в Китае и на Дальн. Востоке, начатую по его инициативе в бытность гос. секретарем. 13 сент. 1669 г. конституцией «Speculatores» К. подчинил все миссии монашеских орденов и конгрегаций, действующие во Вьетнаме и в Китае, апостольским викариям в Тонкине, Кохинхине (Юж. Вьетнам) и Нанкине (совр. пров. Цзянсу, Китай), к-рые т. о. получили полномочия правящих епископов. 13 нояб. того же года по просьбе доминиканцев папа подтвердил положения декрета Конгрегации пропаганды веры от 12 сент. 1645 г., утвержденного папой Иннокентием X, о запрете кит. христианам соблюдать обряды и обычаи конфуцианства (т. н. кит. ритуалы). Бреве «Sollicitudo pastoralis» от 17 июня 1669 г. папа запретил католич. миссионерам в Вост. Азии заниматься торговлей и иной коммерческой деятельностью.

http://pravenc.ru/text/1841397.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010