Как соотносятся между собой Библия и история? Ветхий Завет не может удовлетворить нашу любознательность как историков. Хотя в Библии мы читаем о многих фактах и событиях, мы не можем сказать, что это исторически документировано в том или ином столетии. Возьмем для примера книгу Судей. Там много известных нам образов — образы Самсона, Иеффая, Гедеона и других судей Израилевых. Хотя о них говорится поочередно, в действительности события развивались подчас не совсем так, а параллельно друг другу или не в той последовательности, в какой это описывается в Библии. Иными словами, здесь нет точной хроники, да эту цель и не преследует Библия. Книги Библии дают нам факты жизни мира, которые связывают человека и Бога. Однако мы можем утверждать, что несмотря на такую особенность изложения событий истории (и даже, может быть, благодаря ей), история Израиля, история всего человечества наполняется в Библии четким религиозным смыслом. Грех, который запятнал собою весь человеческий род, проявляется по мере развития общества, в таких социальных аспектах, как убийство, угнетение, осквернение, различные политические раздоры и т.д. Господь находит нужным вмешаться в этот процесс и постепенно избирает группу людей, на которых возлагается долг пронести через века светоч веры в Единого Бога, сохранить надежду на прощение и прославление человека в Боге. Таким образом, библейская история, каким бы ни было ее литературное выражение, является некой объективной рамкой, в которую вставляется Божественное откровение о наших отношениях с Богом, о нашем нравственном поведении, о нашем предназначении и будущей жизни (имеется в виду книга Откровения). Возьмем такую сторону, как ветхозаветная нравственность. У вас будет возможность в свое время прослушать (и даже неоднократно) Великий Покаянный канон Андрея Критского. В значительной степени он построен на Ветхом Завете и посвящен ветхозаветным событиям. Что же представляет собой нравственность ветхозаветного человека? Прп. Андрей Критский так говорит: «Ветхого Завета вся приведох ти, душе, к подобию, подражай праведных боголюбивыя деяния, избегни же паки лукавых грехов». То есть эта книга правдива, она говорит нам о том, что было, что нам нужно и чего следует избегать. А сама нравственность ветхозаветная еще очень и очень далека от идеала.

http://sedmitza.ru/lib/text/432072/

Как соотносятся между собой Библия и история? Ветхий Завет не может удовлетворить нашу любознательность как историков. Хотя в Библии мы читаем о многих фактах и событиях, мы не можем сказать, что это исторически документировано в том или ином столетии. Возьмем для примера книгу Судей. Там много известных нам образов – образы Самсона, Иеффая, Гедеона и других судей Израилевых. Хотя о них говорится поочередно, в действительности события развивались подчас не совсем так, а параллельно друг другу или не в той последовательности, в какой это описывается в Библии. Иными словами, здесь нет точной хроники, да эту цель и не преследует Библия. Книги Библии дают нам факты жизни мира, которые связывают человека и Бога. Однако мы можем утверждать, что несмотря на такую особенность изложения событий истории (и даже, может быть, благодаря ей), история Израиля, история всего человечества наполняется в Библии четким религиозным смыслом. Грех, который запятнал собою весь человеческий род, проявляется по мере развития общества, в таких социальных аспектах, как убийство, угнетение, осквернение, различные политические раздоры и т.д. Господь находит нужным вмешаться в этот процесс и постепенно избирает группу людей, на которых возлагается долг пронести через века светоч веры в Единого Бога, сохранить надежду на прощение и прославление человека в Боге. Таким образом, библейская история, каким бы ни было ее литературное выражение, является некой объективной рамкой, в которую вставляется Божественное откровение о наших отношениях с Богом, о нашем нравственном поведении, о нашем предназначении и будущей жизни (имеется в виду книга Откровения). Возьмем такую сторону, как ветхозаветная нравственность. У вас будет возможность в свое время прослушать (и даже неоднократно) Великий Покаянный канон Андрея Критского . В значительной степени он построен на Ветхом Завете и посвящен ветхозаветным событиям. Что же представляет собой нравственность ветхозаветного человека? Прп. Андрей Критский так говорит: «Ветхого Завета вся приведох ти, душе, к подобию, подражай праведных боголюбивыя деяния, избегни же паки лукавых грехов». То есть эта книга правдива, она говорит нам о том, что было, что нам нужно и чего следует избегать. А сама нравственность ветхозаветная еще очень и очень далека от идеала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается. У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , или Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне или же в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня, смотря потому, в какой день придутся они, в новый год – 1-го числа Января, потому что в этот день празднуется память Св. Василия Великого , во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья и в четверг и субботу на Страстной неделе. В остальные дни года обычно служится литургия св. Иоанна Златоустог о, исключая среды и пятницы сырной недели 1 и пятницы страстной, когда не полагается никакой литургии, а также и тех дней, когда служится литургия Преждеосвященная, которой называется совершаемая по средам и пятницам Великого поста, а на пятой неделе поста и в четверг (когда на утреннем стоянии читается великий покаянный канон св. Андрея Критского ) и на страстной неделе: в понедельник, вторник и среду. Но, по требованию различных обстоятельств, напр., если случится какой-нибудь праздник или похороны, она может совершаться и в какой угодно день Великого поста, кроме только тех дней, в которые служатся обедни или Василия Великого , или Иоанна Златоустог о. Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной ( Василия Великого и Иоанна Златоустог о) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно ли сказать, что вода освящается тем, что в крещении – она является не просто водой, которой мы моемся, а образом, выражением материи будущего Нового мира? Материя – философское понятие. Лучше говорить о вещественности и тварности, а не о материи будущего Нового мира. В жизни будущего века все тварное будет одухотворенным, причастным Божественным энергиям. В этом мире не будет греха, тления и смерти. Возможно, физические законы будут иными. Говорить о том, что святая вода – это вещество из Нового мира я бы не стал. Вообще, у Вас наблюдается желание рассматривать освящение, как сообщение веществу нового «духовного» свойства, что не верно. О «физике Нового мира» вероучение Церкви ничего не говорит. То есть освятить что-либо материальное – мысленно соединить с миром, где Новое Небо и Новая Земля? Святыня – орудие Бога в этом падшем мире. Просто, если думать, что освященная материя – просто материя, имеющая какое-то магическое, сверхъестественное в себе чисто на уровне атомов – то тогда выходит волшебная вода, чудесная, волшебная материя иконы. А ведь атомы той же иконы через время могут находится в теле, к примеру, лошади. Мы же не будем считать лошадь святыней? Тем и отличается православное понимание чуда или Божественного действия от магического ритуала, что посредством святыни Бог действует на верующего в Него человека. Язычники же считают, что в магическом обряде действует вещество, обладающее «сверхестественным» свойством, зачастую помимо воли того человека, на которого направлен обряд (отсюда всякие привороты, заговоры). То есть, ощущаю, что освятить что-то=сделать символом, образом, а не просто вещью. Верно ли это? Верно, если символ понимать в православном смысле, т.е. как связь с духовным миром. А те, кто говорят о святой воде, как о некоем чудном веществе, заменяющем лекарства, имеющей другую природу, изменении кристаллической решетки – они не правы, верно? Верно. Хотя некоторые православные люди, пришедшие в Церковь из мира науки, и пытаются искать изменения свойств воды после освящения (что, в принципе, возможно), они не правы по-существу. Не природа «измененной» воды действует на человека, а Сам Бог: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет», Великий канон Андрея Критского.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/chto-tako...

Наступающая неделя после Прощеного воскресенья — первая седмица Великого поста , в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров . В другие дни недели, кроме субботы и воскресенья, литургии не положено. В первые четыре вечера Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского . Чтение Евангелия: Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21 Читать отрывок 14  Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15  а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16  Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17  А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18  чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19  Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20  но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Свернуть Комментирует священник Антоний (Борисов) Апостольское чтение: Послание апостола Павла к Римлянам, глава 13, стих 11 — глава 14, стих 4 Читать отрывок 11 Так  поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не  предаваясь  ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. 1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен,  что можно  есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

Однажды купец задал в письме вопрос преподобному Макарию Оптинскому, брать ли ему такую-то служанку на работу. Старец ответил положительно. Через некоторое время он получил от этого купца отчаянное письмо: «Батюшка, не могу больше! Это сущий бес в юбке! Я из-за нее гневаюсь поминутно. У меня все клокочет внутри, так она меня доводит. Благословите ее прогнать». А преподобный ответил: «Ни в коем случае. Она показывает тебе все твои страсти, которые сидят внутри тебя и отравляют тебя. Предыдущая служанка тебе этого не показывала, и ты считал себя исправным христианином». Стремясь к примирению с ближними, не будем забывать и о Боге. Ведь мы нередко предъявляем Ему самые разные претензии, обижаемся на Него, недоумеваем, почему Он поступил так, а не иначе, почему не защитил, не оградил зло от нас, почему допустил скорбям, болезням, разочарованиям случиться в нашей жизни. В последний день перед Великим постом Церковь настраивает нас поразмыслить о наших отношениях с Господом, о том, на каких основаниях мы строим их со своей стороны. В эти дни Церковь помогает нам обрести подобающий настрой. За вечерней воскресной службой, на которой совершается чин прощения, звучат стихиры о покаянии и великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». На следующий день мы начинаем читать Великий покаянный канон Андрея Критского. Это огромное произведение, которое целиком посвящено покаянию. Там человек всматривается в себя, и перед его мысленным взором проходят вереницы людей, одни из которых справились со своими страстями и преодолели их, других же страсти потопили в пучине греха, сделали своими рабами. Каждый читаемый тропарь канона сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Через образы этого канона человек говорит со своей душой в присутствии Бога, перед Богом, сознавая, что Господь это видит. Итак, в этот день мы просим друг у друга прощения, чтобы не брать бесполезный груз обид в долгую дорогу Великого поста. Главное, чтобы с нашей стороны прощение было не формальным, а глубоким и искренним. Важнее всего помириться именно с тем человеком, с которым реально конфликтовал, враждовал, против которого ожесточился. Наконец, мы не должны требовать от других, чтобы они нас простили, это дело их совести. Мы лишь испрашиваем у них прощения за свои неправды, как минимум — за то, что оскорбились. И уже после этого с легким сердцем можно вступить в весну духовную, радостно войти на путь «поста, приятного Богу», ведущий к общей радости — дню Светлого Христова Воскресения.

http://pravoslavie.ru/144824.html

Он в дерзновенной молитве кричал к Богу о помиловании любимого народа; он в скорбном плаче орошал слезами дорогую землю, которую ожидала горькая судьба. Он в последней надежде метался по улицам некогда священного города в поисках какого-либо бедняка или богатого, чтобы отвратить несчастного от совершения греха. Он мог смело войти как в грязную мастерскую горшечника, так и в светлые царские хоромы и бесстрашно вещать волю Яхве. Он, беззаветно любивший свой народ, оказался у него посмешищем и изгоем, чужим среди своих. Он до последней минуты боролся за жизнь своего царя Седекии, хотя и бестолкового и малодушного, влагая ему в уши Божественную волю. Он предпочел развалины своей родины могущественнейшему деспоту — языческому Вавилону. Он разделил бедность со своим несчастным народом, отвергнув роскошь язычников. Наконец, он упал убиенным, открыв свою голову ударам того самого народа, которому посвятил жизнь. Это был пророк Божий — праведный Иеремия. …Иеремия, Иеремия — отдушина Иудеи! Лишь земля была благодарна, бережно приняв его кости. Мать Иерусалима (как называет его блаженный Феодорит в толковании на книгу пророка Иеремии) осиротевшими оставила своих чад. Однако ж у самих злополучных чад слезы заструились потоком; слезы раскаяния увлажнили землю, но теперь уже чужую, вавилонскую: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе (Пс 136:1). По смерти пророка отношение к нему коренным образом изменилось — его оценили находящиеся в плену иудеи. Спустя несколько десятков лет Иеремия стал национальным героем; о нем слагались предания и легенды. Христианская Церковь называет его великим пророком. Она видит в нем образ всех ветхозаветных страдальцев, до изнеможения жаждущих пришествия праведной Отрасли Давида (Иер 23:5) — Посредника между Богом и человеком. Церковь проводит параллель между пророком Иеремией и многострадальным Иовом: оба описывают свои скорби практически тождественными словами. Однако Иеремия, в отличие от праведного Иова, претерпевает страдания за окружающих — за любимый народ. В христианской традиции блаженный страдалец становится прообразом Спасителя, пролившего кровь за падший человеческий род. “Во всяком случае среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия”, — написано у Лопухина 2 . Иеремия для христиан стал примером того, какое покаяние человек может приносить Богу. Слезный дар был непрестанным спутником его покаянной молитвы. Уже преподобный Феодор Студит выражал скорбь, что в его время нет этого печальника, который бы побудил современных ему христиан обратиться к слезному покаянию о своих согрешениях. II. Образ пророка 1. Святой Иеремия перед самим собой. Внутренняя драма Ты слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшем к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни — и спасешься. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Вторник, песнь 8 1.1. Родина. Святая юность, благоугодная Богу

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

– Пустишь на квартиру переночевать? Договорились. Я в ту ночь впервые узнал, что такое клопы. На Украине нет клопов. Всю ночь молился, а на утро хозяйка изрекла пророчество (все-таки о рукоположении я тогда и не думал): – Из вас хороший поп получится! – Откуда вы знаете?! – Да слышала… Вы так молитесь Богу! – сыронизировала она, и я побежал на братский молебен… А дарам пророчества и прозорливости некоторых женщин я вообще всю жизнь удивляюсь. Стою как-то, исповедую, подбегает: – Вы не видели здесь старца Илью? – оглядывается… «Только этого, – думаю, – не хватало!» – Зачем вы за ним бегаете? Он бестолковый! Охламон! – я тебе, мол, сейчас покажу «хорошего попа». – Это вы бестолковый! Сам охламон!! – и побежала дальше. В лавре всё решается мгновенно А когда я впервые только еще оказался на службе в лавре, вспомнил некогда сказанные мне слова про небеса… Стою в храме, поклоны кладу. Как же тут братия тогда Великий покаянный канон святого Андрея Критского читали! Я такой красоты никогда на слух еще не воспринимал! Хором заведовал отец Матфей (Мормыль) – это было нечто! Он как спел «Помощник и покровитель» – ну, и куда ты после этого отсюда подашься?! Да и сколько потом случаев таких было: еще в советское время приедет экскурсия каких-нибудь «всех из себя» детей Политбюро. Был там такой Павлуша – сын высокопоставленного чиновника. Зашел в храм неверующим, а вышел уже с твердым желанием креститься! Здесь-то, у нас, его тогда сразу не смогли покрестить, был бы тогда вообще скандал. Но он нашел где-то храм под Москвою, покрестился и попросился к отцу Матфею в хор! Тут же подал документы в семинарию... Но что началось! Родители-то – «шишки» в номенклатуре. Отец стал письма катать в Отдел по делам религии: «Прошу помочь перевоспитать сына. Уклонился в религию». Так что Павла сразу не зачислили, но потом он все же, отслужив в армии, поступил в духовную школу. Вот за такое упорство его Господь явно и далее по жизни вел. Сейчас известный пастырь. Еще как-то целая группа раскольников так называемой «Истинной православной церкви» поисповедовались, пооглядывались по сторонам... Постояли на службе, хор послушали…

http://pravoslavie.ru/138722.html

Разумеется речь идет только о Руси, но не о греках, у которых " Филокалия " начала складываться с IV – V веков. Христиан Византии и Ближнего Востока это касается только отчасти, поскольку их церковные писатели в большинстве своем были не философами и не богословами (в западном смысле этого слова!), но поэтами. В отличие от наследия Святых Отцов христианского Запада от них остались за исключением гомилетики, главным образом, тексты молитвенного, поэтического и аскетического содержания. Хотя, конечно, из них современный богослов может извлечь богословские положения. Это поэзия Ефрема Сирина (306 – 373), сохранившаяся как в сирийском оригинале, так и в переводах на греческий, это " Великий покаянный канон " св.Андрея Критского (сконч.713), состоящий из 250 тропарей (строф) и представляющий собой покаянную песнь грешника и богословский трактат одновременно, это поэтические произведения Иоанна Дамаскина и его современников. При этом необходимо осознать и то, что для православного сознания, главное – это не богословская система, верность которой постулируется тем, что верующий не выдвигает никаких новых богословских утверждений, исповедуя лишь то, что досталось ему от Отцов, но личная молитва. Вот как писал об этом А.Ф.Лосев в " Диалектике мифа " : " Беседа с Ним возможна только в молитве. Общение с Богом в смысле познания Его возможно только в молитве, только молитвенно можно восходить к Богу и немолящийся не знает Бога " . Блестящий стилист, он в этом месте не случайно трижды повторяет слово " только " . Такая молитва, как говорит Бальзак в " Серафите " , " связывает душу с Богом, с которым вы соединяетесь, как корни деревьев соединяются с землей " . Этот образ блестяще характеризует саму сущность молитвы, как ее понимают мистики и на Западе, и на Востоке. Молитва по мысли архимандрита Софрония (Сахарова) " связывает " человека с Всевышним. Такая молитва перестает быть прошением, основанном на принципе " Бог егда восхощет, изменяется естества чин " , как говорится в одном из тропарей Покаянного канона, но становится актом погружения в неизмеримые глубины милости Божьей и слияния моей или, шире, нашей воли с Его волею по принципу " да будет воля Твоя " .

http://religare.ru/2_40728.html

Стихотворный перевод С. Риндовского и Ф. И. Ленкевича (1799 г.) В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в собрании СПбДА хранится стихотворный перевод Великого канона под заголовком «Великий канон, творение святого Андрея, архиепископа Критского, переложенный в стихи» . Авторы подписались как ученики философского класса Черниговской семинарии Симеон Риндовский и Феодор Ленкевич. Указан и год написания — 1799 г. Феодор Иванович Ленкевич — русский переводчик и поэт kohцa XVIII — haчaлa XIX bb. Дата рождения неизвестна. Обучался в Московском университете, затем работал в Санкт-Петербурге в Комиссии составления законов. Поэтическая деятельность Феодора Ленкевича началась в 1801 г., когда он опубликовал две оды по поводу венчания на царство императора Aлekcahдpa I. В 1805 г. он вступил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, став активным его членом. Умер достаточно молодым в конце 1810 г. . Рассматриваемое стихотворное переложение Великого канона предоставляет дополнительную информацию о жизни поэта: в kohцe XVIII b. он вместе с Симеоном Риндовским был учеником «философического класса» Черниговской духовной семинарии, при этом уже тогда начинал увлекаться сочинением (точнее, переложением) поэтического произведения. Видимо, после окончания семинарии в самом haчaлe XIX b. он поступил в Московский университет. Первым изучаемую рукопись с переложением описал библиограф СПбДА А. С. Родосский, при этом цитируя посвящение и переложение первого тропаря. Само произведение С. Риндовского и Ф. Ленкевича ученый характеризует так: «Он (труд — С. Д.) представляет ученический опыт, но он не без достоинств: в нем речь — русская, ясная и понятная, а стихи для тогдашнего времени хорошие, хотя “во слоге не высоки”» . Затем он достаточно поверхностно касается истории переложений и переводов Великого канона . Собственно переложение содержит посвящение: «Великому господину Преосвященнейшему Виктору, Архиепископу Черниговскому и Нежинскому, Милостивейшему Архипастырю и покровителю наук, усерднейшее приношение» .

http://bogoslov.ru/article/6176293

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010