И еще мы, родители, лишаем себя и свой дом приобщения к Пасхе, когда все разное важное – и первостепенное, и второстепенное, и третьестепенное – делаем или стараемся сделать «как положено», и по дороге… забываем, зачем все это делаем, куда идем, куда пытаемся привести детей. Когда следим, что мы делаем, но не следим – как мы это что-то делаем. По крайней мере я сама, бывает, правда забываю. Стараюсь напоминать самой себе – напоминания помогают. Иногда. Какие это напоминания, какие указатели, ориентиры, о чем хорошо бы помнить нам, родителям, во время подготовки к Пасхе – как раз эта статья. Эти идеи – от самых настоящих великопостных авторов. От преподобного Андрея Критского – того самого, который Великий покаянный канон написал; от преподобного Ефрема Сирина – молитву которого читали мы весь пост; от премудрого царя Соломона, причти которого Церковь предлагала нам читать каждый будний день Святой Четыредесятницы. Сама пометила, записала себе эти идеи – как раз для «самовстряхивания» на Страстной седмице. Мне кажется, это то самое, чем стоит дышать и перед Пасхой, и на Пасху, конечно. И вообще. Надеюсь, кого-то эти великопостные идеи тоже вдохновят и помогут всей семьей по-настоящему войти в пасхальную радость. 1. Идея от преподобного Андрея Критского Вообще-то, по-хорошему, лучше читать не эту мою статью, а источник – «Слово в неделю Ваий» преподобного Андрея, епископа Критского . Пройти по ссылке, а сюда и не возвращаться. Потому что я не будут приводить полностью текст проповеди этого святителя, но только перескажу ее. Просто перевод этого слова на русский несколько архаичный, а мне очень хочется поделиться идеями святителя – это все именно про жизнь на Страстной седмице; это все то самое, что понятно и доступно обычным людям, обычным родителям и даже детям. Святитель говорит: «Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему? – начертай образ бывшего тогда». И рассказывает, как же можно «прилепиться» к Господу, на страдания идущему.

http://pravoslavie.ru/153003.html

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его». Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5). Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества. Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.

http://pravoslavie.ru/45079.html

Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу. Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, ее память могла праздноваться достаточно рано), все остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.А.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своем первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется еще и на повечерии первых четырех дней 1-й седмицы. Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца». Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

http://pravoslavie.ru/45079.html

– Песнь 6.15. «Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу...». [Изливая сосуд слез, как миро на голову, Спаситель…]. – Песнь 8.17. В наших песнопениях мы постоянно взираем на опыт Церкви от первого лица. Аз вижу Распятие Христово, и более того, я вижу его днесь Я чувствую, что в этот момент должен от первого лица погрузиться в эту реальность, ведь, как знают все священники и внимательные миряне, это характерная черта нашего богослужения. Хотя мы часто говорим исторически, о прошлом, в наших песнопениях мы постоянно взираем на опыт Церкви от первого лица. Аз вижу Распятие Христово, и более того, я вижу его днесь . Аз взираю на пустой Гроб. Аз – очевидец Воскресения. И, таким образом, в этом Великом Каноне я пою своей душе, словами, произносимыми священником, – собственными словами преподобного Андрея. И, хотя речь от первого лица – это всегда сильная составляющая нашей молитвы, наверное, ни в каком другом песнопении она не обладает такой силой, как в Великом Каноне; ведь именно благодаря ей Великий Канон так ощутимо могуществен, как мы заметили во вступлении. Потому что моему сознанию, пусть лишь на несколько минут внимательного участия, дается то, чего я жажду; то, о чём тоскует сердце и душа. Пусть, может быть, я не живу в достойном, истинном покаянии, но всё же что-то внутри меня жаждет его – и, вовлекаясь в чтение этого песнопения об опыте покаяния, я на мгновение вкушаю сам славу той жизни, которой я так часто пренебрегаю сам. В этой мирской жизни люди часто тратят много энергии, времени и денег, чтобы прочувствовать то, что они хотели бы сделать сами, но не могут. Люди лазают по скалодрому ради острых ощущений, как при покорении стометровых скал; они платят за время в аэродинамической трубе, чтобы ощутить свободное падение, как при прыжке с парашютом, который они в жизни, вероятно, не сделают; они садятся за симуляторы полётов, чтобы испытать, каково управлять самолётом над облаками. Но глубже, чем эти мирские вожделения, лежат желания нуждающейся души: жить в истинном покаянии, испытать на деле Божию милость. И, по крайней мере на несколько минут, Великий Канон даёт душе возможность его испытать: она «вкушает», она может прикоснуться на время к блаженной реальности истинного, сердечного, глубочайшего покаяния – и этот опыт глубоко её меняет. Именно по этой причине Великий Канон, пусть он и наполнен скорбными, даже удручающими образами, действует на слушающих его на богослужении так, что наполняет их чувством облегчения, даже бесстрастной радости. Мы прикасаемся на время к реальности, которую не смогли по-настоящему обрести в нашей жизни; и то, что мы можем её вкусить, можем её испытать, исполняет душу новой ревностью и желанием серьёзно начать духовную жизнь.

http://pravoslavie.ru/159250.html

18.04.2024 Мариино стояние Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком. 16.04.2024 Сегодня, 15 апреля, у православных началась пятая седмица Великого поста 2024 В понедельник 15 апреля у православных христиан началась пятая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. Эта седмица выделяется тем, что традиционно на утрени ее четверга (обычно в храмах – в среду вечером) совершается особая служба – «Стояние Марии Египетской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской (+ 421 г.). Эта женщина является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника. На утрени в субботу этой же недели в храмах совершается Суббота акафиста – особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу…. 15.04.2024 Сегодня, 14 апреля, в четвертую Неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника 14 апреля, в четвертую Неделю (воскресенье) Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.). Святой Иоанн посвятил всю свою жизнь монашескому подвигу, явив собой один из высших образцов этого служения. Главной его заслугой стал монументальный духовный труд – «Лествица» (лестница), в котором он сумел показать правильный путь восхождения человека от страстей к духовному совершенству. Степени «Лествицы» – это продвижение человека к совершенству, которое достигается не сразу, а постепенно, по слову Самого Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). В связи с этим, воспоминание Иоанна Лествичника Великим постом, помимо… 14.04.2024 Сегодня, 13 апреля, Церковь отмечает третью Родительскую субботу Великого поста 2024 Третью Родительскую субботу Великого поста 2024 года – особый день поминовения усопших – отмечает Православная Церковь 13 апреля. Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника, – соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Правда, в 2024 году таких дней два, т.к. вторая Родительская суббота (6 апреля) совпала с днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому заупокойное богослужение было отменено. В цело же в эти дни можно прийти…

http://foma.ru/themes/velikij-post

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его последователей. Подавляющее большинство тропарей 1–8 песней повествуют о событиях Ветхого Завета, тогда как новозаветная тематика присутствует лишь полностью в 9й песни и в заключительной части некоторых песней с 1й по 8ю. При этом есть песни, где аллюзии на Новый Завет вообще отсутствуют (7я песнь), или они едва заметны (3я песнь). В 8й песни есть четкая граница между «ветхозаветными» и «новозаветными» тропарями: тропарь « Ветхаго Завета вся приведох ти душе, к подобию…» как бы подводит черту ветхозаветной тематике. В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели. Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира. Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу. Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года. - Великий канон - это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности. - Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются. Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала. Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея. Беседовала Наталья Горошкова Православная жизнь Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/zach...

Как литургическая форма, канон получил дальнейшее развитие и завершение в творчестве Дамаскина и Козьмы, епископа Маюмского (его нужно отличать от другого Козьмы песнописца, бывшего наставником его и Дамаскина; но различить творения двух соименных авторов почти невозможно). В веке составлял каноны еще Стефан Савваит. Иконоборческая смута болезненно сказалась и в истории богослужебнего пения. Читать полностью     С. Аверинцев «Рождение рифмы из духа греческой «диалектики»»   Потомки отнеслись к наследству Романа необычно. Они канонизировали его и придали его имени почетное прозвание Сладкопевец, они рассказывали о нем легенды; но они не оставили ни одной его поэмы в церковном обиходе. Там, где он предваряя рассказ медитацией о его смысле, они отсекали рассказ и оставляли медитацию. Время для картинных повествований и драматичных сценок прошло; наступило время для размышлений и славословий. Жанровая форма кондака вытесняется жанровой формой канона. Классикой последней был Андрей Критский. Он написал «Великий канон», где в нескончаемой череде проходят образы Ветхого и Нового Заветов, редуцируемые к простейшим смысловым схемам. Например, Ева — это уже не Ева: это женственно–лукавое начало внутри самой души каждого человека: Вместо Евы чувственной мысленная со мной Ева — Во плоти моей страстный помысел… Так мог бы, собственно, сказать и Роман; но у него это было бы басенной «моралью» к повествованию. Андрея Критского не интересует повествование, его интересует «мораль». Весь «Великий канон» — как бы свод «моралей» к десяткам отсутствующих в нем «басен». Конкретность «священной истории» перестает быть символом и становится не более как иносказанием. Церковные поэты последующих веков — Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский, Иосиф Песнопевец и Феофан Начертанный, и прочие, и прочие — это не наследники Романа; это продолжатели традиции Андрея. Структура канона предполагает, что каждая из его девяти «песней» по своему словесно–образному составу соотнесена с одним из библейских моментов (первая — с переходом через Красное море, вторая — с грозной проповедью Моисея в пустыне, третья — с благодарением Анны, родившей Самуила, четвертая — с пророчеством Аввакума и т. д., без всякого отступления). Это значит, что в каноне на Рождество первая песнь берет тему Рождества, так сказать, в модусе перехода через Красное море:

http://predanie.ru/tema/pokajannyj-kanon...

3. Гимнография VIII века Чтение Великого канона Греческая поэзия светского содержания в период от Георгия Писиды до императора Льва Мудрого, который обладал немалым литературным даром, оставила наследие, крайне ограниченное по объему и заслуживающее внимания разве только узких специалистов. Правда, известное исключение представляют эпиграммы и ямбические триметры выдающегося церковного гимнографа — монахини Кассии, жившей в IX веке и канонизованной тысячелетие спустя после кончины. Она обнаружила незаурядный талант не только в своих церковных песнопениях, но и в стихах светского содержания, однако ее творчество выходит за хронологические рамки характеризуемой эпохи. В христианской поэзии VIII века вершину составляют «Великий канон» Андрея Критского и песнопения Иоанна Дамаскина В христианской поэзии VIII века вершину составляют творения двух уроженцев Дамаска, вошедшие в церковный обиход. Это «Великий канон» святителя Андрея Критского и песнопения Иоанна Дамаскина. Андрей Критский, которого именуют и святителем, и преподобным, родился в столице халифата городе Дамаске, в христианской семье Георгия и Григории, около 660 г. Из его жития известно, что до семи лет он страдал немотой и заговорил впервые после Причастия. Овладев грамотой, он изучал в родном городе греческую грамматику, риторику и философию. В 15 лет родители привели его в Иерусалим, и он поступил там в Святогробское братство, где позже принял постриг и был назначен на должность нотария Иерусалимской Патриархии. Осенью 685 г. он вместе с двумя другими святогробскими монахами прибыл в столицу империи. Они доставили в Константинополь акты, в которых выражено было полное согласие Иерусалимской церкви с оросом VI Вселенского Собора. Святой Андрей остался в столице и был там посвящен в диакона храма Святой Софии. На него возложено было также управление сиротским домом, а позже богадельней при Великой церкви. В Константинополе он начал слагать песнопения, не только их текст, но и мелос. Позже он был хиротонисан во епископа и поставлен на Гортинскую кафедру, в ту пору первенствовавшую на Крите, так что он стал с тех пор титуловаться архиепископом Критским.

http://pravoslavie.ru/124591.html

Толковый словарь : Любовь. Самое главное и самое трудное . [В древнегреческом языке любовь обозначали четыре разных слова: (eros) – страсть, влечение; (filia) – дружба, симпатия…; (storge) – привязанность, родственные чувства; (agape) – в Новом Завете - христианская, евангельская любовь]/Автор – Юрий Пущаев. //Фома. - – март 2016. – С.46. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.47. Говорят, что… Фото: Кирилла Калинникова/РИА Новости; coffee-table-art-stuff,www.flickr.com; Полины Тейс//Фома. - – март 2016. - С.48-49. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что молиться о материальном благосостоянии – это грех . На самом деле… - С.48; Часто спрашивают: следует ли подавать нищему, если точно знаешь, что он - профессионал? Отвечаем: - С.48. Почему в Церкви молятся за умерших людей? Потому, что… – С.49. Ответ священника: У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье ? 13 марта будет Прощеное воскресенье. Правда ли, что надо просить прощения даже у малознакомых людей? Отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Фото Vic, www.flickr.com// Фома. - – март 2016. – С.49. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). Школа «Фомы». Богослужение: Великий канон . Автор материала - Михаил Козлов . [Дата. Статус. Событие. Авторство. Время возникновения. Состав канона. Другая информация по теме]. Ил.: Патриарх Кирилл читает канон Андрея Критского в кафедральном Храме Христа Спасителя на первой седмице Великого поста. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – март 2016. – С.50-51. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Богослужение »). Великий святого Андрея Критского, Иерусалимского, читаемый в первую седмицу Великого поста. ЛЮДИ (раздел). – С.52-73. Юлия Маковейчук . Вика на лыжах мечты . [Фоторепортаж]//Фома. - – март 2016. – С.52-57. Имеется информационная справка « Наталия и Сергей Белоголовцевы – основатели проекта “Лыжи мечты”… » (C.57, фото с сайта проекта «Лыжи мечты»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-155-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010