И это очень неважно то, что у нас получается в сегодняшний день. Потому что те дети и внуки, которые выросли  - они уже совсем другие, нежели были мы. И вот таким образом, когда я читаю всякие мемуары, где говорится, что в наше время все было лучше, я думаю: Господи,  что, чем дальше вглубь веков-тем идеальнее все было? Или люди, проходя путь своей жизни, в каком-то плане видоизменялись сами? Но каноны Русской церкви стоят незыблемо, также и ее устав, и так  далее, и так далее. Т.е. в данном случае я могу сказать: да, очень приятно, что церквей много, что в большинстве люди  ходят в церковь. Многие чего-то не понимают, потому что канон написан для людей, которые хорошо знают Священное писание, Священное предание и  Ветхий завет. Потому что там, на сравнениях очень много держится.  Т.е. надо очень много знать, чтобы осмысленно слушать канон Андрея Критского.   Знать Ветхий завет   и Новый, потому что там очень много сравнительных ассоциаций. И вот, если просто слушать - то становится непонятно одно, другое, третье, потому что если раньше изучали в начальных и в воскресных школах Закон  Божий, то теперь ничего этого нет. И поэтому чтение идет как бы само по себе, люди молятся сами по себе. В результате «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и «Многое множество моих Богородице, прегрешений» - это самое ясное, что из службы известно. Хотелось бы, чтоб наши пастыри хотя бы внятно и хорошо читали святой канон  Андрея Критского, чтобы интонационные, толковательные  расстановки шли как бы незаметно. Конечно, ни с кем не сравнится Святейший Патриарх Пимен, который великолепно, лучше всех на долгие-долгие годы читал канон Андрея Критского -  с толком, с расстановкой, с пониманием.  Даже если что-то было непонятно,  то человек домысливал. Потому что, чтобы верить и молиться – надо, прежде всего, понимать, что читается! Лучше Патриарха Пимена, по-моему,  не читал никто. -Благодарю Вас, Николай Сергеевич, за Ваши воспоминания, Ваши комментарии, которые, на мой взгляд, очень важны сегодня.  Мне хотелось бы еще и спросить о том, что Вам ближе – о церковном пении в храмах.

http://radonezh.ru/analytics/nikolay-ser...

- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах? - Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих... - Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост? - В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это « покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой ». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон , что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название « Мариино стояние », ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

По Синаксарю великого канона Андрей представляется современником иерусалимского патриарха Софрония и при этом в Синаксаре добавляется даже, что свой великий канон написал он в то время как Софроний написал житие Марии Египетской. А так как Софроний умер около 640 года 15 , то в виду указания Синаксаря следовало бы поместить год рождения Андрея Критского никак не позднее 10–15 годов VII в. (в великом каноне автор – не юноша). Но с такой ранней датой трудно согласить другие свидетельства об Андрее, также хранимые преданием церковным 16 . По богослужебным песнопениям, составленным в честь Андрея, этот пастырь Критский является борцом за святые иконы, обличителем неправо мыслящих о них 17 , и таким образом время жизни его продолжается до иконоборческой эпохи, по крайней мере до 726 года, когда императором Львом Исаврянином издан был первый иконоборный эдикт. Очевидно, обе эти полученные даты не могут быть приняты для установления предельных годов жизни Андрея Критского , так как они растягивают жизнь святителя шире обычных границ человеческого возраста. Которому же из этих двух свидетельств следует отдать преимущество, да и можно ли которое-либо из них признать соответствующем правде, определяющим точную дату? Если мы обратимся к творениям, усвояемым Андрею Критскому , то увидим, что между ними есть небольшой трактат об иконах, где в доказательство основательности иконопочитания приводятся три примера самых древних изображений Христа и Богоматери 18 , а в слове на Обрезание Господне и на св. Василия упоминается о претерпеваемых церковью гонениях на иконы и кратко разъясняется смысл поклонения последним 19 . Принимая во внимание эти, так сказать, личные показания Андрея Критского , мы должны признать достоверной вторую из вышеуказанных дат. Если писал Андрей в защиту икон, то очевидно он дожил до иконоборческой эпохи. В данном случае, писания Андрея, находя удостоверение своей подлинности в предании церковном, в свою очередь подтверждают само это предание, и взаимное свидетельство писаний и предание – двух свидетелей вынуждаемся мы принять 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

– Конечно, детские ощущения всегда отличаются от ощущений человека уже во второй половине жизни. Что для меня Великий пост сейчас? То же самое, что было и в детстве, только с другими, может быть, ощущениями. Почему? Потому что изменилась обстановка, изменились люди, изменились служащие священники. Изменилась и церковная жизнь: казалось бы, все вокруг внешне остается, как и раньше: с неизменными песнопениями, неизменным чтением Великого Покаянного канона Андрея Критского, но – изменились служащие в Церкви. И это самое главное, как я считаю. Можно размышлять о том, стали ли они лучше или хуже, – это уже, в любом случае, абсолютно другие люди! Люди, которые не переносили на себе те тяготы, что были у нас раньше в виде государственного атеизма и всего прочего, что его сопровождало. То есть это люди уже совершенно другого плана. Но я бы назвал еще один фактор: дело и в качестве. Возьмем, например, качество чтения в церкви. Умение прочитать текст, умение дать в чтении эмоциональную часть, так сказать, самовыражение и, я бы даже сказал, передать смысл читаемого – это встретишь сейчас очень редко. Например, Канон Андрея Критского понимать сегодня приходящему в храм народу очень и очень сложно. Люди-то пришли новые в Церковь! Когда я был маленьким, то бывало так, что и священника-то еле слышно и еле видно, храм в темноте, лампадочки горят только, но все равно – все было как-то по-другому! Одно-единственное могу сказать: у нас сейчас происходит возрождение Церкви именно в количественном смысле. Очень много открытых церквей, очень много стало возможностей для того, чтобы люди пришли в храм, не уезжая куда-то далеко. Им и стоять сейчас удобнее, и многое другое… Но некоторые священнослужители в настоящее время читают Канон Андрея Критского весьма посредственно: вечно куда-то спешат, торопятся, у них свои дела и т.д. И это все очень чувствуется! Нет больше той покойной, равномерной обстановки, соответствующей времени святого спасительного Великого поста. А на первой его неделе и должен пост очень хорошо ощущаться, потом он уже как-то становится привычным…

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

Очевидно, отсюда мы должны признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его покаянной автобиографией, то его преподобный автор, несомненно, думал и о душах человеческих как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа ко спасительному и животворному покаянию в дни Великой Четыредесятницы. Преосвященный Филарет Черниговский в своем большом труде «Историческое учение об отцах Церкви» уделяет немалое внимание оценке Великого канона преподобного Андрея Критского. Он указывает, что, хотя этот канон написан не стихами, а прозой, по тону своему он является «самым высоким произведением поэзии» В тропарях канона, по преосвященному Филарету, «много… чувства живого, глубокого, святого, так много образов, и образов, не мечтанием созерцаемых, а мыслию верною!Одна мысль дает разнообразию частей стройный состав — мысль о нужде обращения к Богу для души грешной; одно чувство проникает все части целого — чувство сокрушения. Духовное око поэта зрит события обоих Заветов в свете веры; лица свистории то представляют ему образы духовной жизни, то примерами падения возбуждают к строгому подвигу; в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни.Так свАндрей зрит на свящисторию оком древности, озаренной светом откровения! Но у него все более в движении чувство — чувство, занятое скорбию о грехе и гибели страстей; при первой мысли о том или о другом душа его вся обращается к своему состоянию, вопиет к Господу о милости и только по временам восторгается сладким упованием на Бога в Христе Иисусе» При разборе Великого канона профессор И.А. Карабинов усмотрел определенную структуру в каждой его песни. Так, он утверждает, что преподобный Андрей в первой части каждой из песней беседует со своей душой, а во второй — обращается с воплем к Богу о помиловании. И.А. Карабинов отмечает, что в песнях канона не всегда сохранена точная библейская хронология. Так, преподобный Андрей говорит о всемирном потопе после упоминания о гибели Содома и Гоморры. И.А. Карабинов указывает также, что библейские повествования даются в первых восьми песнях канона, тогда как новозаветные — только в девятой

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Великий Канон преподобного Андрея – по-настоящему примечательный текст. Хотя, как я уже сказал, по структуре он подобен сотням других, он всё-таки во многом уникален, бесподобен. Хотя автор в нём поднимает темы, которые есть во всех богословских или литургических творениях – покаяние, искупление, смирение и Божественная благодать, – ему удалось раскрыть их так, что сила воздействия Канона на нас бесподобна. Откуда эта сила, этот уникальный характер? Отчего он занимает центральное место в нашей великопостной жизни? Вместо того чтобы просто прокомментировать различные духовные, богословские темы Канона, я хочу в присутствии вас, собравшихся здесь, рассмотреть его глубже, исходя из личного убеждения, что Канон учит нас – или что нам следовало бы научиться – большему, чем то, за что мы привыкли его ценить, хоть мы и любим его от всего сердца. Тщательно исследуем Великий Канон, не просто как документ, а в целостном контексте, в котором Святая Церковь передала нам это песнопение и предлагает личную встречу с ним. И тогда мы сможем взглянуть на него как на путеводную веху в познании самой сути аскетической жизни, толкования Священного Писания и необходимого дела нашей жизни – покаяния и укрепления наших сердец ради достижения блистательной славы Святого Воскресения Господня. Канон и его авторство Давайте начнём с краткой, но необходимой справки о тексте и его авторе. Великий Канон, как общеизвестно, написан в 1-й половине VIII века преподобным Андреем Критским (ок. 650/660 гг. – 4 июля 726 года, или, более вероятно, 740 года ). Родившись в г. Дамаске, будущий песнописец был, вероятно, по Божественной иронии (и это наверняка было своего рода пророчество) немым до семилетнего возраста, когда он исцелился причащением Святых Таин. Это чудо вдохнуло в мальчика ревность и любовь к Господу, давшему ему речь, вместе с глубоким почтением к Священному Писанию, в котором он созерцал то же самое, что Господь сотворил с ним; а примерно 7 лет спустя, в 14-летнем возрасте, он отправился в Иерусалим и стал монахом в лавре Преподобного Саввы Освященного.

http://pravoslavie.ru/159217.html

Великий канон преп. Андрея Критского при его глубоком назидательном значении со стороны архитектоники стихосложения (а этой стороне в византийской церковной гимнографии со времени преп. Романа Сладкопевца († около 555) уделялось большое внимание) был «рыхлым». Силлабика стихосложения преп. Андрея не, отличалась той конструктивной слаженностью и единством метра движения, каким отличались, например, кондаки преп. Романа Сладкопевца. По-видимому, преп. Андрей и не придавал значения этой стороне своего произведения. Его канон не столько плод поэтического вдохновения, хотя ему и суждено было стать началом этого жанра христианской поэзии, а скорее вопль человека, истерзанного сознанием своей греховности. Сами библейские образы и факты, которые приводит в каноне песнописец, оказываются взятыми вне исторической последовательности и тематического единства. Рассматривая Великий канон преп. Андрея с этой стороны, нельзя не почувствовать, что эти образы возникали у него под непосредственным влиянием его душевных смятений, которые, как своего рода волны, захватывали все его существо. То, что преп. Иоанн Дамаскин († около 749) выразил словами «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: „Возведи от тли живот мой, Многомилостиве“», переживал и преп. Андрей, создавая свой Великий канон. Непосредственность чувства составляет достоинство Великого канона, и это качество произведения обеспечило ему бессмертие до сего дня и всеобщую любовь со стороны «чад светообразных церковных». Но преп. Андрей писал свой Великий канон в то время, когда церковная гимнография отказалась от тех монументальных форм, каких держался еще Роман Сладкопевец и когда в церковном пении довольно интенсивно происходила замена интонаций патетической речи проповедника и псалмодии распевными мотивами. Еще преп. Савва Освященный, известный ревнитель иноческого правила псалмопения († 532), повелел, чтобы при совершении этого правила всем братством его монастыря употреблялось мелодичное пение (μετ μλους) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Таким образом, принимая мнения о том, что святой Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли стать дополнительным стимулом к написанию Великого канона, можно для самого произведения предложить расширенную датировку: 720–730е годы. Каков был первоначальный объем канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, в том, что покаянные тропари (их большая часть) являются авторскими, никто не сомневается. С другой стороны, однозначно можно сказать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея были добавлены после XI века. Однако в вопросе о происхождении ирмосов, Троичных и Богородичных исследователи расходятся. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагал, что ирмосы не принадлежат святому Андрею, а их позже добавил к канону преподобный Иоанн Дамаскин . И.А. Карабинов считал, что ирмосы составлены самим преподобным Андреем, но в отношении его канонов в целом говорит: « Троичны и большая часть Богородичнов в канонах св[ятого] Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где Троичнов нет, а Богородичны поставлены другие. Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов, принадлежать перу св[ятого] Феодора Студита ». Наконец, наш современник протодиакон В. Василик говорит: « Великий канон — изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской… все остальное принадлежит святому Андрею ». Почему канон назван Великим? Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в современной Триоди сам Великий канон имеет 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троичных и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всем каноне в том его виде, который употребляется в службе четверга 5й седмицы. Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств. Исследователи Великого канона отмечают большое количество параллелей в его содержании с творениями отцов Церкви: мч. Иустина Философа , свт. Григория Богослова , свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , Евагрия Понтийского , преп. Максима Исповедника , преп. Романа Сладкопевца и многих других.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: «Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни», – мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии , открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу или, другими словами, – отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но звучащие глубочайшей правдой: «Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости дыхание и жизнь. Но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, прими меня, кающегося». Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке – к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божию славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста – в полном составе Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году 1 . Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и самому творцу канона, Андрею Критскому (всех тропарей 250). Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из истории евангельской и, применяя сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ha первой неделе, в понедельник, вторник, среду и четверг в храмах читается «Великий покаянный канон» святого Андрея Критского 79 – одно из величайших произведений византийской духовнои поэзии 80 . В оригинале – это ритмические стихи. Длинной чередой проходят перед молящимися образы из Ветхого и Нового Заветов, и каждый эпизод становится призывом к покаянию. Чтение Канона помогает верующим «настроить» душу на «светлую печаль» Великого поста, задуматься о жизни и смерти. Канон Андрея Критского очень красив, но так как читается он на церковнославянском языке, то не всем понятен. Поэтому перед постом во многих храмах продаются брошюры, где Канон напечатан с параллельным русским переводом. Во время служб многие люди стоят с этими книжками и читают текст по-русски. Христиане заранее готовятся к этим службам и планируют свои повседневные дела таким образом, чтобы иметь возможность в первые четыре вечера Великого поста пойти в храм и послушать Покаянный канон. В субботу первой недели – память святого Феодора Тирона 81 . В этот день люди стараются по возможности причаститься. Воскресенье первой недели – праздник Торжества Православия, установленный в память о победе Церкви над иконоборцами. В первое воскресенье Великого поста тоже принято причащаться. Вторая и третья недели менее строгие. Во время Великого поста в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров 82 . Каждая Евхаристия – это праздник, поэтому в Церкви сложилась традиция не совершать ее в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы и воскресенья). Но, чтобы не лишать людей возможности причаститься на неделе, обратились к практике первых христиан – оставлять Святые Дары для больных и отсутствующих. Так получила начало Литургия Преждеосвященных Даров. В субботу второй, третьей и четвертой недель совершается поминовение усопших. Воскресенье второй недели – память свт. Григория Паламы 83 . Накануне воскресенья третьей недели на середину храма выносится крест и кладется на аналой для поклонения. Крест будет находиться там всю следующую неделю – Крестопоклонную. Эта неделя посвящена воспоминаниям крестной смерти Спасителя, поэтому она отличается строгостью. В среду – преполовение поста (то есть его середина).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010