“Сверхзадачей стало восстановление изначального текста по греческим спискам. Я изучил свыше шестидесяти рукописных источников IX-XVII веков из отечественных и зарубежных хранилищ. Первой рукописью, с которой я начал текстологические разыскания, стал кодекс XII века “Триодиум”, то есть Триодь постная, из рукописного собрания монастыря Мифимнийской митрополии Лимонос. Он находится в центральной части греческого острова Лесбоса, в древности называемого Митиленой по имени его главного города и крупнейшего порта — ныне Митилини. Почему я особо говорю об этой обители на Лесбоса, станет ясно ближе к концу нашей встречи”, — заинтриговал слушателей отец Виталий. Помимо упомянутых греческих рукописей подспорьем для поэтического переложения стали ранние славянские переводы из Триодей постных XII-XIV веков. Книга содержит комментарии к каждой строфе, объяснение фундаментальных богословских понятий. В прошлом году автор закончил новый перевод на церковнославянский язык, приблизив его к первоначальному тексту канона и сделав понятным большинству современников, чтобы не нужно было заглядывать в русский перевод. Этот текст в книгу не вошел, но автор надеется, что он тоже будет опубликован. В отечественных источниках существуют разночтения и несоответствия. Например, в церковнославянских текстах в 13й строфе 6й песни упоминается апостол Петр, а в ряде греческих — пророк Иона, что более логично и соответствует теме этой песни. В 7й строфе 9й песни речь идет о неких “старцах и вдовицах”, а в греческих источниках везде единственное число, так как имеются в виду Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. К 226 авторским строфам в разное время было прибавлено около сотни новых строф и их вариантов. Их легко распознать, в том числе по догматическим ошибкам, которые не мог допустить святой Андрей как высокообразованный человек. Автор привел примеры некоторых дописок и искажений первоначального текста. Более поздние строфы содержатся в разделе “Прибавления”, следующем за каждой песней. Работая над церковнославянским переводом, отец Виталий сверялся с древними списками и греческими источниками. Он прочитал некоторые строфы своего перевода и рассказал, что в книгу не вошло. Продемонстрировав фотографию фрески, датируемой 1225 годом, где святой Андрей изображен с предстоящим ангелом, а в его руках — свиток с молитвой 1го антифона Божественной литургии, автор отметил, что это редкое изображение находится в церкви святой Анны в долине Амари на Крите, и показал, как выглядит этот храм.

http://azbyka.ru/news/predstavlena-kniga...

Будучи верен до конца пророческому духу, действовавшему (вещавшему) в нём самом, праведный старец не мог не оказать Богородице и того, что ожидало Её Саму: И Тебе Самой пройдёт душу ( Лк. 2:35 ), т. е. что скорбный крестный путь Сына Твоего будет скорбным, тягчайшим путём и для Тебя Самой. Он, этот путь, как меч пройдёт через Твою собственную душу. Благочестивые слушатели! Мы знаем, что все пророчества духоносного старца в отношении Христа и в отношении Богородицы в точности исполнились. Они (пророчества) были навеяны Духом Святым и проистекали из глубокого знания старцем Ветхого Завета, душой которого и были мессианские чаяния, ожидания пришествия в мир Спасителя и Его скорбный крестный путь. В Иерусалимском храме в 40-й день по рождению Мессии, Христа произошла встреча лучших представителей Ветхого Завета (праведного Симеона и пророчицы Анны) с только что пришедшим в мир Начальником Нового Завета (Христом) и Его Богоматерью. Какая торжественная, какая знаменательная, какая священная и радостная встреча! Ветхий Завет сменялся, точнее, восполнялся Новым. Новое учение о Боге и человеке, новое отношение бога к миру, новые, неведомые раньше токи спасительной благодати Божией нёс с собой этот Новый Завет. Братия и сестры! Сретение – праздник Господень (Господский). Все праздники Господни напоминают нам о тех или иных событиях из жизни Спасителя, и приглашают нас следовать за Ним. Так, праздник Рождества Христова зовёт нас к духовному рождению, к восприятию Христа в самых сокровенных глубинах нашего духа, чтобы нам уже не расставаться с Ним при всех «обстояниях» (обстоятельствах) нашей жизни. Праздник Сретения зовёт нас к радостной встрече с Господом нашим Иисусом Христом, напоминая нам, что и для нас Он должен быть восстанием, духовным обновлением и что для нас необходим крестный путь борьбы с грехом и сораспятием Христу ( Гал. 2:19 ). Немного времени остаётся, братия и сестры, до дней святой Четыредесятницы. Пост, и особенно Великий, – это предрассветная (предпасхальная, очистительная гроза, очитительный жертвенный огонь, опаляющий все греховные плевелы, корни и корешки наших внутренних нечистот, помыслов, пороков и страстей. В первые дни Великого поста мы услышим покаянный канон Андрея Критского , будем призываться великопостным богослужением к покаянию, к глубокому осознанию своей греховности, к искренней и полной исповеди и достойному причащению. Чтобы пройти весь сложный и нелёгкий путь великопостного внутреннего очищения через покаяние и исповедь нужно заранее иметь Господа в своём сердце, ибо всякая исповедь, и тем более – великопостная, есть Суд Божий над нами голосом совести, а через неё и голосом Самого Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В один из первых вечеров масленичной недели можно рассказать детям о традициях Масленицы, сделать несложные поделки в народном стиле: солнышко, тряпичную или соломенную куклу, самым маленьким — «напечь» блинчиков из пластилина. Прибережем для детских развлечений субботний день — утром можно вместе приготовить блины с начинками и украшениями, погулять. Заранее надо выбрать праздник на открытом воздухе, дневной спектакль или придумать несколько игр для детворы вместе с другими родителями. Угощаем, поедаем и ДОедаем Печь блины каждый вечер после работы совсем необязательно, но хорошо бы приурочить их как раз к приходу гостей, а также к «детскому» дню — субботе. Не забудем угостить блинами соседей, кто-то из них, возможно, нуждается в нашем внимании. А если отношения с соседями не задались, может именно сейчас как раз время их наладить? Кроме блинов есть другие вкусные, полезные молочные и рыбные блюда: запеканки, каши, пироги, сырные супы, разнообразные салаты. Стол в Масленицу может и должен быть обильным, но совсем необязательно напоследок делать его тяжелым и вредным. Однако, что бы мы ни собирались готовить, спланируем меню так, чтобы более «насыщенные» дни чередовались с более «легкими», а к вечеру субботы наши кулинарные идеи уже были реализованы. Великий Пост: настроимся постепенно Как ощутить в ходе рабочих будней и блинных посиделок не только веселое настроение, но и особый настрой этой недели, готовящий нас к  Посту ? Вероятно, не каждый сможет в рабочие дни пойти на утреннее богослужение. Но можно вспомнить о том, что уже в среду и пятницу Сырной седмицы в храмах совершаются только часы, на которых произносится молитва Ефрема Сирина  — напоминание о том, что скоро мы войдем в иной ритм жизни. К среде и стоит достать книги, которые будем читать в Пост, подготовить тексты служб, чтобы потом не вспоминать впопыхах, куда убрали в том году Канон Андрея Критского. Если в семье смотрят в пост фильмы, сделаем подборку интересного и полезного: материалы о святых, познавательные сериалы о природе, обучающие мультфильмы, аудиосказки.

http://pravmir.ru/nedelya-maslenicy-popr...

В 60-70-х гг. XVII в. на Украине постепенно формируется основной тип партесного К., складываются его характеристики, указывающие как на владение средствами европ. муз. письма, так и на проникновение национальных элементов, определяющих специфику этого жанра. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. можно считать 2-ю пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В это время работают такие выдающиеся укр. и белорус. композиторы, как Гавалевич, Дилецкий, И. Календа, С. Пекалицкий, Т. Шеверовский. Значение партесных К. в муз. культуре Украины, Белоруссии и России определяется тем, что они создавались как целостные муз. произведения на основе высоких по содержанию духовных текстов, в т. ч. покаянного характера; особо выделяются Великий канон свт. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп. Иоанна Дамаскина и др. Создатели партесных К. рассматривали словесно-муз. произведение как целостность. Идея конкретного К. предполагала долгое рассмотрение, т. е. создание музыки, с одной стороны, выросшей из текста, а с другой - требовавшей его расширения. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз. развертывания. На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. законам. Т. о., организация во времени всецело зависит от композиторского замысла. Напр., начальное предложение погребальной стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Плачу (плачуся) и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. 70-х гг. XVII в., занимает 11 тактов (см. изд.: Герасимова-Персидська. 1978. С. 27-32), а в 12-голосном, более позднем,- 56 тактов (см. изд.: Партесний концерт. 1976. С. 109-139). Партесный К. строится на основе неск. принципов, характерных для музыки эпохи барокко. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз. материала. Само явление партесного К. в богослужении уже создает ярчайший контраст между традиц. монодийным пением и ярким звучанием хора.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

Второе правило действенно во всех вопросах духовной жизни: в совершении молитвенного правила, в частоте исповеди, в посте. Пост. Помню, как первый раз мои друзья постились в Святую Четыредесятницу. В день Воскресения Христова позвонили мне и, поздравив, восхищенно признались: —Никогда не думали, что простые куриные яйца, вареные яйца, могут быть такими вкусными даже без соли! Это невероятно! —Ну, какие же они «простые»? Они пасхальные!.. Да, разумеется, постимся мы не для того, чтобы почувствовать в очередной раз настоящий вкус пищи. Цель поста вовсе иная. Но даже в таких мелочах Милостивый Господь подает нам утешения и радости. Чего уж говорить о радости духовной… Своих близких знакомых спрашиваю: —Как пост? —Да вот, после первой недели сорвались — и все… —А что так? Ведь уже неделя четвертая? —Ну, все равно уже… Вот он, лукавый. Снова его любимое — «потом»… Увы, многие попадают на крючок, как пескарики подсекаются лживыми увещеваниями: «Да уже смысла нет, уже поздно… В следующий раз попостишься». Одна моя знакомая ходила со мной все первые четыре дня в храм на Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Понравилось. Говорит: —Надо в субботу сходить на исповедь и в воскресенье причаститься, а то давно не была… —Надо, тем более что храм у тебя рядом с домом. Ты только не откладывай и не переноси. Никого не слушай и не изменяй планов, хорошо? —Да. Четвертая неделя пошла, а она еще не дошла. —Что так? —Не знаю… Вначале не собралась, а теперь уже и не знаю. Вспомним снова преподобного Никодима: «…если и благоугодно будет Господу дать мне завтра и после, могу ли я быть уверенным, что и завтра найдет на меня это благое и понудительное помышление об исправлении жизни?» Завтра, может, и наступит для тебя, что вовсе не обязательно, а вот помышления благого уже может и не быть. Вот почему так важно беречь такое помышление сегодня, пока оно есть. И пока нет навыка. Конечно, и потом добрые помышления ко спасению надо беречь и внимать им, но тогда поможет еще и приобретенный навык к деланию. А пока навыка нет, воля лежит и подняться не в состоянии, это помышление как бесценное лекарство требуется срочно принимать, превращать в делание. И так каждый раз.

http://pravmir.ru/ne-otkladyivayte-dobro...

Для тех же, кто слишком далеки от этого, и успели погрязнуть в разного рода страстях и пороках, чтобы они не унывали и не отчаивались в своем спасении, св. Церковь в последнюю – пятую неделю Великого поста приводит на память глубоко-трогающий души грешников образ Преподобной Марии Египетской, которая «блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста  покаянием  явися, ангельское жительство подражающи», – из величайшей грешницы, благодатной силой покаяния, сделалась ангелоподобной праведницей, «ангельское естество» строгостью жития своего «удививши». «Не падайте духом, грешники», как бы так хочет сказать этим св. Церковь : «даже если вы опустились в самую пучину зол! И для вас есть не только возможность спасения, но и восхождения на самую вершину лествицы духовного совершенства.  Кайтесь  только, от всей души кайтесь, нисколько не сомневаясь в милосердии Божием и в силе Его благодати!» А в промежуточную между двумя этими воспоминаниями – пятую седмицу, все с тою же целью тронуть наши окаменелые сердца и пробудить в них чувство покаяния, св. Церковь устраивает два продолжительных и умилительных моления: в среду вечером (или в понедельник, когда совпадает со средою праздник Благовещения, как в нынешнем году) – полностью весь великий покаянный канон преп. Андрея Критского с присоединением к нему канона преп. Марии Египетской и чтением замечательного жития ее; и в пятницу вечером – по особо-торжественному чину акафистное пение Пресвятой Богородице, в похвалу «Невесте Неневестной». Шестая седмица, на которой в пятницу уже заканчивается «Душеполезная Четыредесятница», представляет собою, в сущности, как бы «предпразднство», или постепенное приготовление к празднованию двух знаменательных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа – Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Его во Иерусалим, после чего с понедельника начинается Святая и Великая седмица Страстей Христовых. Эта поистине  Великая  седмица – совершенно-исключительная, единственная в своем роде, седмица в течении всего церковного года. Всем подлинным христианам, не напрасно носящим это святое имя, надлежало бы в эту седмицу совсем оставлять свои обычные житейские дела и заботы, кроме самых необходимых и неизбежных, дабы целиком погружаться и умом и сердцем в созерцание тех великих и славных событий, которые в ней совершились: мысленно перенестись в последние дни и часы земной жизни нашего Господа и Спасителя, с особенным усердием внимая Его Божественным словам и наставлениям, произнесенным именно в это время, что все читается у нас в церкви за Богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И вот, читая Евангелие, мы не можем не ощущать той разницы, которая есть между Христом и всеми нами, грешными, немощными людьми. В Нем нет и никогда не было греха. В нас грехи преобладают над добродетелями. Вот и спрашивается, братья и сестры, а можем ли мы приблизиться к Спасителю, стремиться хоть немного, хоть в чем-то стать такими, каким явил Себя Господь как Человек? Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского призывает нас к этому: «Священника Божия, и царя уединена, Христово подобие, в мире жития, в человецех подражай» . В ком же человеческая природа просветилась яко Бог ? Вспомним, братья и сестры, о Божией Матери, о святых угодниках Божиих, которые через Господа Иисуса Христа, соединившись с Ним, достигли такой высоты, что затмили чистоту ангельскую. В нашем истинном исповедании Пресвятая Богородица честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Божья Матерь превышает чины ангельские по чистоте Своей и святости. Она уподобилась Богу не только потому, что стала Матерью Сына Божиего, но и праведной, добродетельной, безгрешной жизнью. Можно сказать, что в Пресвятой Богородице была в полной мере реализована подлинная человеческая сущность , которая по степени своей высока и Богоподобна и превосходит даже Ангелов. Нам, грешным и погрязшим в суетных пороках, теперь это кажется непонятным и невозможным. Но ведь Бог именно людей , а не Ангелов, создал по образу и подобию Своему . Мы сами, грехами своими отдалили это Богоподобие . А Пречистая Дева Мария не отдалила, явившись преславным исключением. Вы можете возразить, что это была Сама Божия Матерь, Которую Бог избрал для исключительной миссии! Да, правильно. Богородица была избрана Божественным Промыслом послужить спасению рода человеческого, родив Богомладенца Христа: «Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество». В Себя приняла Богородица Пречистую Плоть Сына Божия, внутрь чрева Своего. Но ведь и нам, братья и сестры, в таинстве Святого Причащения дано не меньше! Мы тоже принимаем в себя Пречистые Тело и Кровь Господни, теснейшим образом соединяясь со Христом, становясь с Всесильным Богом одним целым ! Какое волнительное, какое животворящее, какое потрясающее и какое страшное таинство! Страшное потому, что в нем Сам Господь, по великой любви и милости, соединяет с Собой нашу немощную и недостойную человеческую плоть. И тогда Тело Спасителя соединяется с нашим телом, Кровь Господа начинает течь по нашим жилам. Эту радость, эту неизреченную милость предоставил нам Сам Господь, совершив с учениками Своими Тайную вечерю, заповедав всем людям это таинство, чтобы и мы могли вкусить пречистые плоды преподанного Им спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

И когда он молился так из глубины души и проливал потоки слез с великой болью в таковых мучениях своих, Пресвятой Бог вспомнил о нем и положил на мысль царю тому, по имени Асур, снять с него цепи и выпустить из клетки, из этого страшного его узилища. И когда его выпустили, то он, поскольку очень долго был скован цепями, стал кувыркаться и катиться колесом. Кости его скруглились, и он не мог более выпрямиться. Представьте себе, как же жалко было видеть человека, свернутого калачиком, одна кожа да кости! Подумайте, какая жалость! И заплакали язычники вавилонские, говоря: — И в этом человеке еще теплится жизнь? Да человек ли вообще это существо? Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния! Тогда дали ему свободу и начали подкармливать понемножку, ухаживали за ним, и через несколько месяцев он встал на ноги. И как только он поднялся и поправился, царь Вавилонский сказал: — Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния! — и направил его назад в Иерусалим, чтобы ему снова быть там царем. И Манассия опять воцарился и привел весь народ к богопочитанию, совершая всякие добрые дела, какие только мог, до самого конца своей жизни и написал ту великую молитву, которую мы читаем сейчас на Великом повечерии и которая называется молитвой Манассии, царя Иудейского 1 . Ты видел премудрость Божию? Ты слышал, что вершит Бог? Царя-язычника, грехи которого превзошли числом звезды небесные и песок морской, Он обратил в царя святого, потому что тот раскаялся из глубины души, пролил горькие слезы и страдал столько лет в таком посте, мучении и боли! Но тем не менее он не потерял надежду на милость Божию. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2076 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  В Священном Писании молитва царя Манассии находится в конце 2-й книги Паралипоменон. Великое повечерие совершается вечером в первые четыре дня Великого поста — в понедельник, вторник, среду и четверг, на нем читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/100301.html

Итак, началом духовной жизни является сердечное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние. Возможны ли, братия и сестры, самообличение и покаяние без слёз, если они глубокие и искренни? Нет, не возможны! И если «не имам слез токи», то будем просить о них: «тучи ми подаждь, Христе, слез, в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну от сластей, и явлюся Тебе очищен» 8 . Чтобы лучше растрогать нашу душу и вызвать слёзы сердечного сокрушения и покаяния святая Церковь предлагает нашему назиданию на первой седмице покаянный канон преподобного Андрея Критского . Ограничимся пока этими немногими указаниями на то, как смотрит на пост святая Церковь в своём великопостном богослужебном чине. Обратимся к творениям святых Отцов, уясняющих внутренний смысл и значение поста. Преподобный Ефрем Сирин , вразумляя верующих, в своё время (IV b.) говорил им: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост училище благочестия. Пост довлеет в бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здоровья, мир в домах. О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо!» Как хорошо, как всесторонне и проникновенно раскрыто в словах преподобного высокое значение поста, раскрыто на основе постнического опыта и самого святого отца и других подвижников. Почему «велик день поста» и для нас, братия и сестры? Потому что, начиная поститься, мы начинаем борьбу с самим собой, с гнездящимся в нас грехами и страстями – чревоугодия, гордости, уныния и другими. Это ли не самое насущное и великое пред Богом дело на земле? И разве не блажен тот, кто твёрдо и решительно начал борьбу с собой, чтобы возвратить себя Богу и разве не дойдёт до небес его покаянная молитва о помощи? Кто встанет на путь поста, у того плоды его будут неисчислимы и весьма необходимы. Об этом так говорит святитель Афанасий Великий : «Видишь ли, что делает пост – болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим нечистым духом, да будет ему известно, что сей род по слову Господа изгоняется только молитвой и постом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Итак, покаяние определяется как бы несколькими этапами, которые мы способны вместить. Первое есть искреннее и живое сознание своей греховности. Сознание грехов дает нам также ощущение пагубности последствий . Без сознания грехов и определения их в себе невозможно дальнейшее покаяние. Мы ведь должны знать , в чем хотим Богу покаяться, за что попросить у Творца прощения! Вот многие упоминают о бытовых грехах. Но что это за такие бытовые грехи ? Спросите – не ответят. Говорит человек, а сам и не знает, что говорит. Какое же тут может быть раскаяние?! И наоборот, чем больше мы знаем о согрешениях своих, чем четче представляем совершенное, тем сильнее в нас чувство стыда и ощущение губительности нашего беззакония: «…душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей» . Чтобы помочь нам в этом нелегком духовном самобичевании, великий покаянный канон преподобного Андрея Критского проводит различные аналогии души человеческой с жизнью и делами библейских грешников и праведников, учит лучше познавать и сознавать свое несчастное греховное состояние. Порой сознать в полной мере грехи непросто, хотя нет человека, который бы мог сказать о себе – «я безгрешен!». Нет также никого, кто бы утверждал, что лучше грешить, чем жить без греха. Свою греховность мы осознаем, но вот глубину грехов понимаем не все, не всегда и не в полной мере! Любой грех, даже самый маленький, казалось бы, незначительный, несет в себе погибель. Влияние всякого греха губительно сказывается на духовной жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление». Понять это до конца можно только по действию Божией благодати. По молитвам нашим Господь открывает нам те смертельные язвы греховные, взывающие к покаянному исцелению: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою ( Пс.4:2 ). И вот когда, братья и сестры, приходит по милосердию Божьему осознание, насколько мы греховны, тогда не может не следовать горькое сожаление и сокрушение о прежнем образе жизни. Сожаление приводит к стремлению очиститься, исторгнуть из себя все нечистое, греховное и гибельное. Но одного этого желания мало. Темная власть греха порабощает саму нашу природу, которую мы не в состоянии исправить, переделать сами. Можно стараться не грешить, не повторять творимых ранее беззаконий, но как очистить сам источник злых проступков наших, как обновить душу, как преобразить сердце, как самому соделаться храмом Божиим, в котором во все дни да пребудет Господь?! А как изгладить последствия наших грехов, ведь все, что совершено нами беззаконного, простирается далеко за круг нашей жизни и наших сегодняшних действий, об этих последствиях ведает лишь Всевидящий Господь?

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010