В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился в Сирии, в Константинополе, на Крите. Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого поста. При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу. Почему канон называется Великим? Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им. Содержание канона Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

http://pravmir.ru/kanon-sv-andreya-krits...

Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Св. Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название великого произведения, канон св. Андрея является великим и по своему объему. Позже, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека. Чтение Великого канона всегда привлекало на богослужения большое количество молящихся. Канон длинен, не спеша поёт хор, не спеша читаются священниками тропари канона. Но молящиеся как бы не замечают времени, сосредоточив своё внимание на тех духовных проблемах, которые затрагивает канон. Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Но, сила и искренность покаяния не связаны с глубиной духовного падения. Напротив, сила покаяния, способность видеть нечистоту на дне души и мужественно извлекать ее на свет — есть признак высоты духа, и это умение увеличивается с духовным ростом человека. Многие великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого . Канон св. Андрея приведен здесь в русском переводе для домашнего чтения с целью помочь русским людям покаянно настроиться в течение Великого поста и обновить свои души чистосердечной исповедью и благоговейным причащением Святых Таинств. Великий Канон

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Игнатия монахиня. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. – 1984. – Сб. 25. Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 116 – 167. Кедров Н. Канон великий. Творение св. Андрея Критского Иерусалимского. Славянский текст с русским переводом. – М., 1915. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78. Кириллин В.М. " Великий покаянный канон " св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV в.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Кротов Я. Предисловие//Великий канон святого Андрея Критского. – М.: Вера и мысль, 1993. Мирри А., Балаховская А. Андрей Критский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.55–56. Пакостский Г. Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником Гавриилом Пакостским. – СПб., 1829. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   2065. Сергей Правдолюбов, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В., Луковникова Е.А. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 252 – 253, 429 – 430. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–372. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.195–200.

http://bogoslov.ru/person/2597470

Ответить 8. Автором Великого канона является: 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: По оценке исследователей, первоначально Покаянный Великий Канон святого Андрея Критского не имел отчетливого разделения на песни и не содержал вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в свое время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин , а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской. Ответить 9. Сопоставьте день, в который совершается чтение Великого канона и библейский сюжет, с которого начинается канон в этот день: Грехопадение прародителей Убийство Авеля Притча и блудном сыне Агнец Божий, взявший на Себя грехи всех 4-й 1-й 3-й 2-й Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Ответить 10. Сколько тропарей содержится в Великом каноне? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Великий покаянный канон святителя Андрея Критского — высокохудожественное и глубоко аллегорическое произведение церковной гимнографии, включающее 250 тропарей. Ответить 11. Событие, после которого утвердилось чтение Великого канона: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году. Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста. Ответить 12. В какой из дней чтения Великого канона свт. Андрея Критского вспоминается житие пророка Моисея? 1 2 3 4 5 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.

http://azbyka.ru/test/velikij-kanon-svt-...

Другой серьезный исследователь Постной Триоди, профессор И.А. Карабинов, называет Великий канон «покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского». Он считает, что Великий канон был составлен в последние годы жизни Критского пастыря, что это произведение было его покаянным трудом перед смертью С приведенными данными И.А. Карабинова согласуется мнение преосвященного Филарета Черниговского, который опровергает слова Никифора Каллиста о том, что Великий канон якобы принесен преподобным Андреем на VI Вселенский Собор в 679–680 годах Произведение это, несомненно, более позднего периода, и мнение И.А. Карабинова имеет все основания, так как в отдельных тропарях канона действительно имеются указания, что он написан в старости. В своем исследовании источников Постной Триоди профессор И.А. Карабинов вместе с тем отмечает, что Великий канон преподобного Андрея первоначально не имел связи с Четыредесятницей, что связь эта случайна Возможно, что канон этот был принят Святою Церковью для чтения в дни Великого поста позднее, но целый ряд исследователей, и в том числе профессор Е.И. Ловягин, находит в нем органическую связь с днями покаяния, положенными Святой Церковью в дни Четыредесятницы. «Быв усвоен особенно времени покаяния,— пишет он,— этот канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным, или умилительным» О том же свидетельствует сама Святая Церковь словами Синаксария Триоди на утрени четверга 5-й седмицы, указывая, что канон этот исполнен неисчетным умилением: «умиление неисчетно имущ», что он «поущает… всякую душу, еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием и иным яве благоугождением. Обаче [сей канон] толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется»

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Полное воздержание от пищи. Примечание: На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Первая часть). 19 марта. Вторник 1й седмицы.  Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть). 20 марта. Среда 1й седмицы. Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Третья часть). 21 марта. Четверг 1й седмицы Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Четвёртая часть). 22 марта. Пятница 1й седмицы Сухоядение. Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве — молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата. 23 марта. Суббота 1й седмицы. Вмч. Феодора Тирона Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Литургия св. Иоанна Златоуста .. Литургия св. Иоанна Златоуста. На этот день переносится с пятницы, 9(22) марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. Служба мч. Кодрата переносится на пятницу, 9(22) марта. 24 марта. Воскресенье. Неделя 1я Великого поста. Торжество Православия. Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 2я Великого поста. 25 марта. Понедельник 2й седмицы.  Сухоядение. 26 марта. Вторник 2й седмицы Сухоядение 27 марта. Среда 2й седмицы Сухоядение 28 марта. Четверг 2й седмицы Сухоядение 29 марта. Пятница 2й седмицы Сухоядение 30 марта. Суббота 2й седмицы. Поминовение усопших Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. 31 марта. Воскресенье. Неделя 2я Великого поста. Свт. Григория Паламы . Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 3я Великого поста. 1 апреля. Понедельник 3й седмицы

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Библиография работ о персоне: Память святаго отца нашего Андрея Критского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.11. – Месяц июль.  Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.349–350. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. С.103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО " Вита–Центр, 1991. Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.241–242. Андрей Критский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994.   Богословский М.И. Великий канон святого Андрея Критского//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – 1. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Веселовский А.Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее//Веселовский А.Н. Избранные труды и письма. – СПб.: Наука, 1999. Виноградов Аркадий, священник. Св. Андрей, архиеп. Критский (Агиологический очерк)//Христианское чтение. – СПб.,  1902. – Виссарион, епископ. Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные от библейских сказаний. – М.: Светлячок, 1995. (Репринт изд. 1891 г.). Геронтий (Левитский). Канон преподобного отца нашего Андрея Критского, переложенный в стихи. – М., 1879. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.220–221.  Игнатия (Петровская) монахиня. Место Великого Канона преподобного Андрея Критского и другие его произведения в песнотворческом достоянии Церкви//Альфа и Омега. – М., 2000. – 1 (23), 2 (24).

http://bogoslov.ru/person/2597470

Правильные ответы: Верно! Комментарий: Житие пророка Моисея вспоминается во вторник 1-й седмицы Великого поста и среду (вечер) 5-й седмицы Великого поста. В понедельник первой седмицы о Моисее упоминается лишь кратко: «Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити, и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси», а также: «Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши». Ответить 13. К кому обращается молящийся в последнем стихе Великого канона свт. Андрея Критского, читаемого в первый, второй и третий дни Великого поста? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Ответить 14. Богослужебная книга, в которой находится Великий покаянный канон святителя Андрея Критского: Правильный ответ: Верно! Ответить 15. Особенность Великого покаянного канона святителя Андрея Критского заключается в том, что: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Великий канон содержит девять песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время вторую песнь. Ответить 16. «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную, ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение душе, исправится» — о чьих женах говорит св. Андрей Критский? Правильный ответ: Верно! Комментарий: По прибытии Иакова в Харран Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и, таким образом, от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь, Дину ( Быт.24 , Быт.30:1 , Быт.35:16-19 ).

http://azbyka.ru/test/velikij-kanon-svt-...

В итоге родился канон — цикл тропарей с особыми припевами, объединенных общей тематикой. Поскольку первое время традиция исполнения ветхозаветных песен оставалась в силе, каноны присоединялись к ним. Песен всего десять. Одна из них — «Величит душа Моя Господа» — имеет самостоятельный припев, поэтому общее число гимнов, к которым добавлялись тропари канона, оказалось равным девяти. Прошли века, большинство гимнов исполнять перестали, а вот тропари остались. В качестве отголоска этого переломного момента до нас дошла привычка разбивать каноны на «песни» — в память о тех самых песнях Священного Писания, к которым привязывался канон в древности. Каждая песнь начинается ирмосом — небольшим куплетом-запевкой, который повторяет главную мысль всей песни. Обычно в каноне восемь песен — вторая имеет великопостный характер, и вне постового периода ее опускают. Как правило, песни довольно короткие — от двух до четырех тропарей на каждую. Но есть и каноны-гиганты, которые в каждом из своих девяти блоков содержат десять, пятнадцать, а иногда и более двадцати тропарей. Читайте также: Покаянный канон ко Господу: чем он важен и на что обратить внимание? Канон Андрея Критского Самый большой, конечно, это Великий канон самого Андрея Критского. Он полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них — до тридцати тропарей. Первое, что бросается в глаза — это обращенность канона не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая покаянные тропари, человек словно беседует сам с собою, анализируя прожитую жизнь и сокрушаясь о тех ошибках, которые были им совершены. Святой Андрей приводит из Священного Писания примеры великих грехопадений и великих духовных подвигов — Примеры того, до каких глубин человек может пасть и до каких высот вознестись. Особенности канона Андрея Критского Одной из главных особенностей канона является богатство символизма слов и выражений. Например, в тексте часто встречается слово «бессловесный». У современного читателя оно больше ассоциируется с неумением или невозможностью говорить, однако в церковной христианской парадигме бессловесным называли и тех, кто не принял Христа, поскольку одно из имен Сына Божьего, второй ипостаси Святой Троицы — Слово, или, по-гречески, Логос. Всякая вещь на земле, освященная Божией благодатью, становится причастной Слову, «словесной».

http://foma.ru/chto-takoe-kanon.html

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается. Епископ Виссарион (Нечаев) Толкования уроков покаяния Предварительные замечания Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста — полностью. Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей). Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития. С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления. Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2).

http://pravmir.ru/velikij-post-velikij-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010