Как говорит церковное предание и богослужебные тексты, Адам плакал день и ночь, взирая на утерянный рай. Он был великим пророком: согрешив однажды, он всю жизнь каялся и передал память об утерянном рае своим потомкам. Через многие поколения она дошла до праведного Авраама, затем до Моисея и была записана в книгах Священного Писания. Не будем осуждать нашего прародителя за то, что якобы по его вине мы страдаем. Будем подражать его покаянию и вернем себе благодать, утерянную нами за бесчисленные грехи, за нерадение. Будем каяться, чтобы в будущей жизни, неминуемо надвигающейся на нас, приобрести присносущное Царство, уготованное нам от сложения мира Господом Иисусом Христом. Аминь. О том, что и мы причастны греху Адама Второй день мы читаем Великий канон Андрея Критского . Ради того, чтобы нам можно было внимательнее вникнуть в него, канон разделен на четыре части, и мы читаем его в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Как я уже говорил, сам этот канон без всяких рассуждений и толкований является самой сильной и проникновенной проповедью, какую только можно себе представить. Но по причине того, что в духовном отношении мы, быть может, недостаточно образованы и не обладаем необходимой для совершенного понимания этого канона глубиной мысли, мы внимательнее рассмотрим и разъясним хотя бы некоторые его слова, чтобы покаянное чувство сильнее отпечатлелось в нашей душе и настроило нас с самых первых дней Великого поста стяжать сокрушенное и смиренное сердце, которое сожалеет о своих грехах и которое Господь не уничижит. Тогда пост действительно принесет нам пользу. Во второй песне Великого канона есть такие слова: Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. Автор канона отсылает нас к повествованию книги Бытия о грехопадении Адама и в немногих лаконичных словах, как он это часто делает, на основе библейского повествования и святоотеческого толкования на него изображает обширную картину: Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка — тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его» . Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море.   Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих — тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В покаянном каноне ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина. Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя же Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» — те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами, «Так, — говорит св. Ефрем Сирин, — в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, Творения т. 6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию — к переходу через Чермное море.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Богородичен. Иже от Отца Сына безлетного, во времени, Богородительнице, безмужно родила еси, и странное чудо! пребыла еси дева млеком питающи. Песнь 4я Ирмос . Услыша пророк… Тропари . Бди, о душе моя, мужайся, яко же древле великий в патриарсех, да стяжеши деятельность с разумением, да будеши ум зряй Бога в созерцании, и проникнеши в неприступный мрак и обрящеши великая сокровища 2 . Дванадесять патриархов великий в патриарсех родив, утверди тебе, душе моя, таинственную лествицу деятельного восхождения, дети яко ступени, шествие же свое яко восхождение премудро предложив. Исаву возненавиденному поревновавши, душе, отдала еси обольстителю твоему первозданные красоты первородство, и отеческого благословенья лишилася: еси, и дважды преткнулася еси, окаянная, деятельностью и разумением: тем же ныне покайся. Едом Исав наречеся, крайнего ради женонеистовства: невоздержанием бо присно разжигаем и сластьми оскверняем, Едом наименовася, еже глаголется разжение. души грехолюбивые. Иова слышавши, душе моя, на гноищи сидевша и оправдавшаяся, того мужеству не поревновала еси; не имела еси твердые воли во всех, яже уразумела, увидала и испытала еси, но явилася еси нетерпелива. Иже прежде на престоле, на гноищи ныне наг и изъязвлен; многочадный и славный бесчаден и бесприютен внезапу явися; гноище яко палату, и язвы яко бисеры имеяше. Троичен те же, что вчера Богородичен Песнь 5я Ирмос . От нощи утреннююща.… Тропари . Моисея слышала еси, душе, в ковчежце древле, яко в чертозе , носима по водам волнами речными и избежавша горького действия замысла Фараонитска 3 . Слышали ли еси, окаянная душе, бабы убивавшия 4 некогда младенцы мужеска пола, плод целомудрия? Ныне, яко великий Моисей, буди младенец сосущ премудрость. Яко великий Моисей египтянина, высокоумия 5 уязвивши не убила еси, окаянная душе: како же, глаголи ми, вселишися в пустыню страстей покаянием? В пустыни вселися великий Моисей: гряди убо, душе, подражай того житию, да и в купине явление Бога узриши. Моисеев жезл, ударяющий в море и огустевающий пучину, изображай, душе, знамением креста божественного, им же можеши и ты великая совершити.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Вот типичный пример слов преподобного Андрея: «Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу». [Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние, но скоро принес и усиленное покаяние, а ты, коварнейшая душа, совершив большие грехи, не раскаялась пред Богом]. – Песнь 7.5. И снова мы спрашиваем: «Разве я совершил убийство и прелюбодеяние?» Наверное, не тем же образом, что и Царь Давид; но Спаситель научил нас глубже понимать, что называется именами этих грехов – ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин.3,15, Мф.5, 22), и «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Пусть я не совершал супружескую измену, но это не значит, что я не прелюбодей Давайте не будем видеть лишь материальное, внешнее, и оправдывать себя этим, отрицая духовные пороки внутри нас. Пусть я не убивал; но это не значит, что я не человекоубийца. Пусть я не совершал супружескую измену; но это не значит, что я не прелюбодей. И всё же посыл преподобного Андрея – не просто навязать нам убеждение, что мы совершили ужасные дела, даже более ужасные, чем святой Давид, а помочь нам увидеть более глубокую трагедию: что он искренне раскаялся в своих грехах, а я нет. Великий Царь совершил два тяжких греха, греха по плоти, но покрыл их, переменив всю свою жизнь; а я прибавляю грех к греху, причём грех духовный, более серьёзный, чем Давидов, и что делает моя бесплодная душа? Она находит отговорки, приуменьшает свои прегрешения и находит им оправдания. Снова и снова эта тема повторяется. Достаточно ещё одного примера: «Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию». [Соревновав Озии, душа, ты получила себе вдвойне его проказу, ибо помышляешь недолжное и делаешь беззаконное; оставь, что у тебя есть, и приступи к покаянию].

http://pravoslavie.ru/159250.html

Моисеов слышала еси ковчежец душе,/водами, волнами носим речными,/яко в чертозе древле бегающий дела горькаго/совета фараонитска. О Моисее в ковчежце ты слышала, душа,/в древности по воде носимом волнами речными/и как в чертоге избегшем горького бедствия/замысла фараонова. Аще бабы слышала еси, убивающия иногда/безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние,/ныне яко великий Моисей,/сси премудрость. О повивальных бабках ты слышала, несчастная душа,/что должны были некогда убивать/младенцев мужского пола – действие целомудрия;/но теперь, как великий Моисей,/пей молоко премудрости. Яко Моисей великий/египтянина, ума уязвивши/окаянная, не убила еси душе:/и како вселишися, глаголи,/в пустыню страстей покаянием? Как Моисей великий/египетскому разуму удар нанеся,/ты, несчастная душа, его не убила;/и как ты заселишь, скажи,/пустыню страстей покаянием? В пустыню вселися великий Моисей,/гряди убо подражай того житие,/да и в купине богоявления душе,/в видении будеши. В пустыне поселился великий Моисей;/иди же и ты, душа, подражай его жизни,/дабы и тебе при созерцании/Богоявления в терновом кусте присутствовать. Моисеов жезл воображай душе,/ударяющий море, и огустевающий глубину,/во образ Креста Божественнаго:/имже можеши и ты/великая совершити. Моисеев жезл изобрази, душа,/ударивший море и огустивший глубину,/знамением Креста божественного,/которым сможешь и ты/великое совершить. Аарон приношаше огнь Богу, непорочный, нелестный:/но Офни и Финеес, яко ты душе,/приношаху чуждее Богу оскверненное житие. Аарон приносил Богу огонь беспримесный, чистый;/но Офни и Финеес принесли как ты, душа,/отчужденную от Бога нечистую жизнь. Слава, Троичен: Тя Троице славим, Единаго Бога:/Свят, Свят, Свят еси Отче, Сыне, и Душе,/простое Существо,/Единице присно покланяемая. Слава, Троичен: Тебя, Троица, мы славим, Единого Бога:/Свят, свят, свят Ты: Отец, Сын и Дух,/– простое Существо,/Единица непрестанно поклоняемая. И ныне, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение,/нетленная безмужная Мати Дево,/Бог создавый веки,/и соедини Себе человеческое естество.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

10 марта 2003 года Вторник О том, что и мы причастны греху Адама Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второй день мы читаем Великий канон Андрея Критского. Ради того, чтобы нам можно было внимательнее вникнуть в него, канон разделен на четыре части, и мы читаем его в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Как я говорил во вчерашней проповеди, сам этот канон без всяких рассуждений и толкований является самой сильной и проникновенной проповедью, какую только можно себе представить. Но по причине нашей немощи, по причине того, что в духовном отношении мы, быть может, недостаточно образованы и не обладаем необходимой для совершенного понимания этого канона глубиной мысли, мы внимательнее рассмотрим и разъясним хотя бы некоторые его слова, чтобы покаянное чувство сильнее отпечатлелось в нашей душе и настроило нас с самых первых дней Великого поста стяжать сокрушенное и смиренное сердце, которое сожалеет о своих грехах и которое Господь не уничижит. Тогда пост действительно принесет нам пользу. Во второй песне Великого канона есть такие слова: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Автор канона отсылает нас к повествованию Книги Бытия о грехопадении Адама и в немногих лаконичных словах, как он это часто делает, на основе библейского повествования и святоотеческого толкования на него изображает обширную картину: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Наши прародители Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, вкусили от древа познания добра и зла. Древо это носит такое название не потому, что оно по своему существу и происхождению представляло из себя что-то особенное, но потому, что Господь назвал его так пророчески. Он, как всеведущий, знал, что после вкушения от этого древа Адам и Ева из-за преслушания отпадут от одного бесконечного и безраздельного Добра и увидят разницу между добром и злом, ибо до грехопадения зла еще не существовало в человеческом мире. Итак, Адам и Ева должны были около этого дерева опытно, а не теоретически (как следовало бы человеку, желающему угождать Богу) познать добро и зло. Опытно же познать зло — значит согрешить. Я сказал «должны были» не в том смысле, что это было необходимостью, но в том, что Господь предвидел, что это произойдет, хотя Он предупредил Адама и заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Когда Адам нарушил эту наилегчайшую и, можно сказать, почти условную заповедь — запрещение, данное только для того, чтобы человек помнил о своей ограниченности и надобности хоть в чем-то себя удерживать, — тогда грех обнажил его «первыя боготканныя одежды», как говорит Андрей Критский. Эти слова он относит к себе, но каждый из нас уподобляется Адаму в падении и потому должен подражать ему и в покаянии.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка — тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море. Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих — тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение...» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном это уже не строки из канона, а ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина. Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя жеа Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» — те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами. «Так, — говорит св. Ефрем Сирин, — в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, т.6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию — к переходу через Чермное море.

http://sedmitza.ru/lib/text/432099/

Гору Тя (т. е. Божию Матерь), благодатию Божиею приосененную, прозорливыми Аввакум усмотрев очима, из Тебе изыти израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление. – Воскресный канон 1-го гласа. Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл ecu , из горы хвальный (прославленный) приосененныя чащи (осененной чащею), пришел ecu , воплощся от неискусомужныя (бсзмужной), невещественный и Боже; слава силе Твоей, Господи! – Канон на Рождество Христово. Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убоялся, слава силе Твоей, Господи! – Великий канон св. Андрея Критского . 63. Жизнь иудеев в плену вавилонском. Пророк Иезекииль Отведенные в плен евреи были поселены в различных областях Вавилонского царства. Цари вавилонские относились к пленникам снисходительно: позволили им исповедовать свою веру, судиться по своим законам и поступать на царскую службу. Некоторые из пленных иудеев достигли даже высших должностей в государстве. Однако, иудеи, вразумленные несчастиями, сильно скорбели о падении своего царства, разрушении Иерусалима и разорении храма. В плену их вера в истинного Бога очистилась и укрепилась, и они навсегда отвратились от идолопоклонства. И в плену вавилонском Господь не оставлял Свой народ без наставления и утешения через пророков. В начале пленения Господь призвал к пророческому служению священника Иезекииля, показав ему в видении подобие Своей славы. Иезекииль видел в светлом облаке нечто подобное четырем животным; у каждого из них было по четыре крыла и по четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Подле животных находилось по колесу с высокими ободьями полными очей. Над головами животных был кристальный свод и на нем престол. На престоле восседал Господь в образе человека. Господь послал Иезекииля безбоязненно обличать пороки иудеев и дал ему съесть свиток, на котором было написано: «плач, стон и горе». Пророк съел и почувствовал сладость в устах своих, как от меда.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Постясь и неся наш посильный подвиг ради Христа, мы приобретаем очень хорошее свойство. Через воздержание учимся терпению, постоянству, и это тоже очень важно, потому что этих качеств часто нам так не хватает. Человек — существо изменчивое и греховность в нас эту изменчивость усиливает. А когда мы стараемся быть постоянными в молитве, воздержании, в чутком, внимательном взгляде на себя, вниманию к своему сердцу, мы приобретаем это очень важное свойство, которое называется духовным постоянством. Все это служит нашему духовному преображению и встрече той радости, которая открывается нам в воскресшем Спасителе. Потому что свидетельство о Воскресении может быть воспринято нами духовно глубоко только тогда, когда мы сами приобщимся, хотя бы немного, к тем страданиям, которые претерпел Христос за наше спасение. Он претерпел страдания и смерть за наши грехи, но и нам, грешным, необходимо тоже в этом смысле немного потерпеть, пострадать в борьбе со страстями, потому что борьба с грехами приближает нас к познанию Бога и очищению нашего сердца. Мы становимся ближе к Богу, а через Него открывается подлинная, настоящая любовь к ближним. Еще раз хочу сказать, чтобы вы помнили — цель поста — это удержание от всякого рода зла. Наш пост не должен сводиться только к гастрономическим ограничениям. Нужно и сердце удерживать от нечистых желаний и ум воздерживать от злых помыслов. Язык удерживать от злых, раздражительных, гневных, пустых слов, не смотреть бесконечные сериалы, лучше бы вообще выключать телевизор, чтобы больше времени было на чтение, потому что современные люди фактически перестают читать. А ведь мы много чего не знаем, даже те люди, которые считают себя церковными, очень мало знают о том, что называется духовной жизнью. Поэтому есть такая традиция Великим постом в первую седмицу вычитывать всю псалтирь, лучше с толкованиями, а в последнюю – страстную, прочитывать все 4 евангелия. Еще в первые четыре дня первой седмицы великого поста будет читаться канон Андрея Критского. Это покаянный канон, он читается 1 раз вы году и помогает настроится православному христианина на покаяние перед Богом. В нем даются прекрасные образы покаяния, образы падений и восстаний на примере лиц и событий библейской истории. Что такое покаяние? Это изменение ума и сердца. Если наше сердце действительно этим озабоченно, то этот канон даст нам покаянные мысли и чувства так необходимые для победы на поприще последующего времени Великого поста. Да дарует нам всем Господь благодать покаяния!

http://pravmir.ru/episkop-vyksunskij-var...

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка – тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море. Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих – тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном это уже не строки из канона, а ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина . Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя же Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» – те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами. «Так, – говорит св. Ефрем Сирин , – в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, т.6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию – к переходу через Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010