Из книги «В пост» Песнопения 1-й седмицы Великого поста Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость. «Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость». Из службы вторника первой седмицы Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи. Из службы вторника первой седмицы Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие. «Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост». Из службы вторника первой седмицы Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного. «Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына». Из Великого Канона св. Андрея Критского Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон О посте Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие. Святитель Василий Великий Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

http://pravoslavie.ru/1604.html

Но вопрос все-таки остается открытым: можем ли мы, входя в церковную жизнь, по-прежнему быть современными, активными и жизнерадостными или должны стать понурыми, аскетичными, погруженными в себя? Подавляющее большинство опасений, связанных с широко известными ограничениями в жизни христиан, будь то строгое держание поста или молитвенное правило, вызваны, на мой взгляд, недостатком знаний о православии в начале пути. Здесь важно понимать, что никто не будет заставлять человека сразу и в полной мере соблюдать все предписания и правила, ведь они являются лишь средством, помогающим двигаться по пути совершенствования. А раз мы только встали на этот путь, то и средства должны быть адекватными уровню. Не сразу, со временем, смысл ограничений и правил церковной жизни становится понятным, а главное, сами они становятся потребностью души. И именно поэтому по мере воцерковления мы изменяемся: меняются взгляды, желания, даже цели. От чего-то, казавшегося ранее нормальным, постепенно отказываемся, и такие ограничения, связанные, главным образом, с уклонением от грехов, тоже становятся потребностью. Всё это приобретает значительно более глубокий смысл, чем просто внешние проявления веры, и распространяется на все стороны жизни. В этот момент мы переходим от веры, когда только признаем существование Бога, к воцерковлению, то есть желанию жить церковной жизнью, полноценно общаясь с Богом.Возникает желаниемолиться, посещать богослужения, участвовать в приходской жизни храма, в который чаще всего ходим.При этом наша прежняя жизнь не прекращается, мы продолжаем работать, чем-то увлекаться. Однако, я периодически ловлю себя на мысли — насколько непросто, но в то же время интересно происходит процесс переключения внимания с мирских забот на духовную жизнь. Особенно ярко это ощущается в начале Великого поста, когда в первые четыре дня на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, а ты, едва успев прилететь в храм с работы в суете и спешке, никак не можешь настроиться на молитву. И лишь спустя немного времени начинаешь ощущать полноту происходящего: наступил завершающий этап церковного годового круга, приближается Пасха — великий праздник Воскресения Христова, и все твои мирские заботы кажутся столь малыми по сравнению с этим великим событием, с которого началась новая история человечества, и которое дало нам возможность иметь вечную жизнь со Творцом. А потом, после окончания службы, ты выходишь из храма и чувствуешь, будто стал шире смотреть на мир и на все, что в нем происходит;замечаешь и осознаешь какие-то события и явления, о которых раньше не задумывался, и ощущаешь, что это осознание каким-то неведомым образом влияет на происходящее вокруг.

http://pravoslavie.ru/88321.html

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником (27/14 февраля). Но это не церковное название - просто в России был обычай чистить дом от «духа Масленицы» и ходить в баню. В храмах все облачения меняются на темные, пение - на чтение, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами на службе читается Великий Покаянный канона св. Андрея Критского, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета предстает сквозь призму грехов, страстей, покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. И на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». В первую пятницу Великого поста (2 марта/18 февраля) после Литургии Преждеосвященных Даров читается канон св. великомученику Феодору Тирону, потом на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет и раздает верующим. Этот обычай - память гонений на христиан императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью все съестное на рынках Константинополя, чтобы люто ненавидимые им христиане просто поумирали от голода, поскольку есть такую пищу, автоматически становившуюся языческой жертвой, наверняка не стали бы. Выход подсказал Феодор Тирон: поскольку повеление императора не распространялось на домашние запасы пшеницы и меда, он повелел смешать вареную пшеницу с медом и есть во славу Божию, не предавая христианскую веру. А первое воскресение Великого поста именуется Неделей Торжества Православия (4 марта/20 февраля). Этот праздник установлен в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Пятая неделя. На утрене четверга (служится в среду вечером) совершается Стояние Марии Египетской. Во время этой службы священник полностью читает Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Суббота этой недели называется «Субботой Акафиста», на утрене (служится в пятницу вечером) читается акафист Божией Матери. В воскресенье совершается память Марии Египетской 84 . Она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом подлинного, преображающего все человеческое естество покаяния. Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа. Это событие очень подробно, с поразительной достоверностью описывает евангелист Иоанн, бывший очевидцем всего (см. Ин. 11, 1–46 ). В субботу на шестой неделе Церковь вспоминает это великое чудо. День этот получил название «Лазаревой субботы». И вот наступает Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим 85 , или еще одно название – «Неделя Ваий». Вайи – это пальмовые ветви, которыми народ торжественно встречал Иисуса в Иерусалиме. Поскольку на Руси пальмы не росли, сложилась традиция приходить в храм с распустившимися вербами, чтобы приветствовать ими Христа, идущего на вольные страдания и крестную смерть. Последняя неделя перед Пасхой – Страстная седмица – в своих богослужениях хронологически точно, по дням, отражает евангельские события от Входа Господня в Иерусалим и до Его Воскресения. В эти великие дни верующие стараются каждый день ходить в церковь , чтобы мистически стать свидетелями последних дней земной жизни Христа. В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Христа в Иерусалиме. В эти дни служатся: полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия Преждеосвященных Даров. Великий Четверг. Утром христиане причащаются на Литургии, вспоминая установление Таинства Евхаристии и Тайную вечерю. А вечером на службе читаются 12 отрывков из Евангелия, повествующих о событиях двух последних дней жизни Спасителя – от Тайной вечери до Погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Расскажите, как проходит день священнослужителя, в частности, в Великий пост? – День начинается с молитвы еще дома. Затем еду в храм на службу или по делам священного служения – это может быть выполнение треб либо решение вопросов, связанных с жизнью прихода. В Великий пост служб становится больше. В первую неделю поста, к примеру, в храмах по вечерам читается покаянный канон Андрея Критского. Свободное время провожу дома с семьей. Заканчивается день так же – молитвой. О Православии в Якутии – Вы родом из Якутии. Можете ли отметить некоторые особенности проповедования Православия в Якутии? Особенность проповедования Православия в Якутии состоит в том, что нужно нести проповедь на родном для местного населения языке – Особенность проповедования Православия в Якутии состоит в том, что нужно нести проповедь на родном для местного населения языке, то есть на якутском. Со времен святителя Иннокентия Московского (1797–1879) начались переводы Священного Писания и других церковных текстов на якутский язык, и по сей день священники, когда ездят в миссионерские поездки по отдаленным районам, по возможности стараются читать некоторые тексты на якутском языке. Когда я учился в Якутске в духовном училище, у нас преподавался якутский язык. На службах некоторые песнопения также стараются исполнять на родном языке местного населения. В целом в Якутии православные храмы так же, как и везде по России, сильно пострадали в период советской власти. В Якутске сохранилось всего четыре храма: Никольский, Спасо-Преображенский, Богородице-Рождественский (где сейчас располагается Якутская духовная семинария) и Троицкий. Все они переданы в церковную собственность. Сейчас идет восстановление Троицкого собора. Однако старинных церквей сохранилось очень мало, в основном храмы молодые – построенные в 1990-е, 2000-е годы. К сожалению, пережитки язычества сохраняются там и по сей день (шаманы, кормление огня, праздник Ысыах). В родные края – Как вы оказались в Вятке? Расскажите и о том, как породнились с Вятской землей.

http://pravoslavie.ru/159089.html

Юрий Николаевич согласился на творческую встречу сегодня в Великий пост, потому что для нынешней власти сверху донизу все едино, а в царской России все было направлено, устремлено к благочестию и оно исходило от Царя – помазанника, который был иконописным образом Царя – царствующих. Сегодня вторник Великого поста, Святая Церковь призывает чад к чистоте и святости. В 17:00 в храмах читается великий покаянный канон Андрея Критского, православные по Уставу Церкви и по русскому обычаю первые три дня ничего не вкушают и не пьют, ибо так удобнее человеку ощутить свою немощь и смирить привередливую плоть, которая на третий день уже рада и корочке хлеба. Так в начале поста надо потерпеть и постраждать, от этой ревности не умирали наши благочестивые предки, не умрем и мы, а Правду обрящем. На мой взгляд, творчество Юрия Николаевича, как раз отличается искренним поиском Правды. В его книгах есть мудрость, которую он бескорыстно отдает людям, и мы с интересом принимаем его труды. Он много поработал над материалом и нам читающим надо тоже поработать и подняться на новую духовную высоту своего бесстрастия и тем приблизиться к Богу. Да мы, " человеки не святы " и сам Юрий Николаевич внутренне страдает от личностной нецелостности, от отсутствия у него тяги к обрядам и канонам Церкви, он как бы уже и не чает обрести радость воцерковления и потребность в этом. От своей дисгармонии в той или иной степени страдаем все мы – страдаем своим несовершенством. Более других, мне видится, страдает наша сестра во Христе поэт Мария Сухорукова. Казалось бы, она любит Бога, пишет о Нем, о святости, о архим. Нектарии и других угодниках и, тем не менее, страдает попущением Божием. Враг рода человеческого изводит людей искушениями, особенно тех, которые стремятся открыто нести Крест Христов. Мы плохо видим усилия и милость Бога сделать нас лучше, искуснее. " Огнем все осоляется " читаем в Евангелии, а старец Паисий Святогорец говорит: " У человека духовного уже нет скорбей, их побеждает его великая любовь ко Христу " . Будем же просить Бога о помощи нам грешным.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/25/eg...

23.Справочная книга «Весь Петербург». Издания с 1892 по 1913. 24.Справочная книга «Весь Петроград». Издания с 1914 по 1917. 25.Православная семья. СПб. 1996. 26.Епископ Варнава (Беляев) . Основы искусства святости. Нижний Новгород. 1995. 27.Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Калуга. 1895. 28.Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . М. 1889. 29.Итог первого десятилетия. Очерк деятельности Общества для распространения коммерческих знаний в России с 1889 по 1899 годы с приложением списка членов Общества. СПб. 1899. 30.Счетоводство. СПб. Издания с 1888 по 1904. 31.Устав Общества для распространения коммерческих знаний в России. СПб. 1889. 32.Отчет о деятельности Общества для распространения коммерческих знаний в России и состоящих при нем Высших Коммерческих курсов с 1895 по 1896. СПб. 1896. 33.То же с 1896 по 1897. СПб. 1897. 34.То же с 1897 по 1898. СПб. 1898. 35.То же с 1898 по 1899. СПб. 1899. 36.То же с 1899 по 1900. СПб. 1900. 37.То же с 1900 по 1901. СПб. 1901. 38.То же с 1901 по 1902. СПб. 1902. 39.То же с 1902 по 1903. СПб. 1903. 40.То же с 1903 по 1904. СПб. 1904. 41.То же с 1904 по 1905. СПб. 1905. 42.Игумен Никон. Письма духовным детям. Рига. 1994. 43.Небесный покров над нами. Слова епископа Феофана. СПб. 1996. 44.Об искушениях, скорбях, болезнях и утешении в них М. 1994. 45.Святой Иоанн Кронштадтский . Золотые слова. СПб. 1996. 46.Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб. 1893. 47.Архиепископ Никон (Рождественский) . Меч обоюдоострый. Из «Троицкого слова» 151–200.1913. 48.Святой Иоанн Кронштадтский . Новые грозные слова «О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся», 1906–1907 годы. М. 1993. 49.Канон Великий. Творение святого Андрея Критского . М. 1915. 50.Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск. 1992. 51.Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым) . СПб. 1891. 52.Четвертый удел Богородицы. М. 1992. 53.Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост — время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то — от курения, а кто-то — от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать. 3. Молиться регулярно. Пост без молитвы — вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели. 4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет — наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью. 5. Посещать богослужения. Великий пост — особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

http://pravmir.ru/sem-zapovedej-velikogo...

30 марта. Мариино стояние. [«Мариино стояние» — так называется вечерняя служба, которая служится один раз в год — на пятой седмице Великого поста. Ее название отсылает к имени Марии Египетской. Эта святая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула семью и ушла в Александрию, где стала блудницей и провела в разврате 17 лет. Но однажды, после особого вразумления Божьей Матери, она решила изменить свою жизнь. Мария ушла в пустыню, где в посте и молитве провела 47 лет, избегая встреч с людьми и подвергаясь невероятным опасностям и испытаниям. В память о покаянном подвиге этой святой в церкви во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком]. Фото Олега Варова. - С.5; К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Уроки чтения . [Думаю, все, кто читали Евангелие — по-настоящему, не пробегая спешно глазами по строчкам, — осознавали, что это не просто книга, которую «прочел, поставил на полку и отметил галочкой в списке пройденного». Возвращаясь к Евангелию, не просто все время находишь в нем новые смыслы, но понимаешь, что должен своей жизнью отвечать на прочитанное. Этим Библия отличается от художественной литературы. Как-то, размышляя о произведениях на библейские темы, писатель Алексей Варламов сказал, что для художника Евангелие — «большая провокация», в том смысле, что он не может на это не отреагировать, не может пройти мимо. Вопрос о реакции на вызов Евангелия именно в нашем веке порой трудно обсуждать всерьез, ведь чтобы такая реакция основывалась на личном, живом опыте, а не на чьих-то пересказах и интерпретациях, эту книгу сначала нужно внимательно прочитать самому. А вот с этим, судя по всему, у нашей цивилизации, до сих пор именуемой христианской, большие проблемы.]. Фото Priscilla du Preez/Unsplash//Фома. - – март 2023. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Парсуна номера: « ПАРСУНА» - так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» - фрагменты «парсуны» протоиерея Павла Великанова.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-239-...

36 . Исторические чтения из книг Ветхого Завета. СПб, 1822. 37 . Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанные (впервые) в Лавре его на всенощном бдении июля 4 в 1822 г. М., 1822. 38 . Христианский катихизис православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб, 1823 и доп. изд. 1828, 1839. 39 . Краткий катихизис правосл. кафолич. греко-рос. церкви. СПб, 1824. 40 . Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению (стих., напис. в ответ на стихи Пушкина «Дар напрасный...» в журнале «Звездочка», 1848, 10). 41 . Дух премудрости (Христ. чтен., 1830, ч. 39). 42 . Изъяснение 53 главы пророчества Исаии об Иисусе Христе (Христ. чтен., 1832, ч. 46). 43 . Сказание об обретении мощей св. Митрофана, еп. Воронежского. СПб, 1832. 44 . Молебное пение по случаю совершеннолетия наследника престола. СПб, 1834. 45 . Великий канон Андрея Критского (в рус. переводе) Христ. чтен., 1836, ч. 1. 46 . Мудрые советы святителя Филарета, митр. Московского (из его писем наместнику Сергиевой Лавры архим. Антонию). Троицкий цветок, 10. 47 . Собрание мыслей и изречений. М., 1897. 48 . Беседы к глаголемому старообрадцу. 1840 г. (Христ. чтен., 1834–1840 гг. – выходили отдельными частями). 49 . Воззвание митр. Филарета к Московской пастве по поводу бедствия, постигшего г. Симбирск (8 сентября 1864 г.) (Моск. церк. вед., 1907, 48, с. 1480). 50 . Воззвание митр. Филарета к московскому духовенству по случаю пожара в С.-Петербурге (13 июня 1862 г.) (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 65–66). 51 . Грамота митр. Филарета Весьечонскому градскому главе и всему обществу (29 августа 1862 г.), там же, кн. V, с. 171–172. 52 . Донесение Московского митр. Филарета Св. Синоду (Душеп. чтен., 1887, ч. II, с. 239–241). 53 . Донесение Св. Синоду Московского митр. Филарета (Душеп. чтен., 1893, ч. III, сентябрь, с. 172–176). 54 . Замечания митр. Филарета на руководство к Герменевтике (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, с. 150–167). 55 . Записка митр. Филарета о выборе благочинных (10 января 1866 г.). Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1863, кн. V, с. 168–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010