Перевод Гавриила Пакатского переиздается уже почти два столетия: в 1973 году издан Русским Пантелеймоновым монастырем на Афоне, в 2007-м – Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле (США). В русской музыке к «Великому канону» Андрея Критского обращался Дмитрий Бортнянский, в поэзии – Алексей Апухтин (фрагмент из канона вошел в его поэму «Год в монастыре»), но перевод Гавриила Пакатского» до сих пор остается самым полным. К этому необходимо еще добавить, что в основе «Молитвы» Владимира Мономаха – Великий канон Андрея Критского . Из книги «Псалтирь в стихах» Псалом 1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Блажен, кто мыслей нечестивых Не уклоняется вослед, Не ходит по пути строптивых, Не любит пагубных бесед; Но ум и волю покоряет Закону Господа его И днем и ночью повторяет Урок владыки своего. Он древом тучным сотворится, Что при потоках вод растет, На коем плод во время зрится, И лист его не отпадет; И все, что он творить имеет, Воздаст ему желанный плод. Не так, не так растет и спеет Поносных 23 нечестивый род; Но яко прах, что силой ветра Подъемлет от лица земли, Лишенный собственного недра, Рассеян падает вдали. Так не воскреснут нечестивцы На суд с благими наравне, Ниже поставятся строптвы В одной с избранными стране. От века праведно ходящих Господь предвидет и блюдет, А род в нечестии блудящих Путем сим в пагубу идет. Псалом 46 Все языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования... Руками ныне восплещите Во всех, языки, сторонах; И гласом радости звучите С хвалою Богу во устах! Как громом, Вышний устрашает Врагов народа своего; Как Царь, Он скипетр возвышает; Над всей землей престол Его. Он все народы и языки Под ноги наши покорил; Он царства малыя в велики Своей десницей претворил; Избрал Себе нас в достоянье, Любя в Иаковлих сынах Доброт особенных сиянье, Как в горных звездный блеск странах. Се взыде Бог в воскликновеньи 24 , Бог взыде в свой премирный круг, Во гласе труб и песнопеньи, Во гласе ангел, своих слуг. Настройте добре глас, настройте –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Здоровья не хватит на второй, на третий, на четвертый день чтения Канона. Поэтому приходится выбирать, и многие люди выбирают, как им совместить одно с другим. Тем более, нельзя совместить с работой все богослужения. Можно прийти с работы на Покаянный канон один день, два, у кого-то получается присутствовать в храме во все дни его чтения. Но ведь хорошо бы еще предварительно почитать Канон, на русском языке. Почитать, подумать… Но когда? На работе? Тогда работа будет отложена в сторону, а это уже нехорошо. Иными словами, Великий пост — это совершенно иная стихия, как бы другая река времени. Великий пост призывает нас оторваться от суеты, оторваться и попробовать войти в воды другой реки. Не все могут себе это позволить. Лучше сказать — большая часть работающих людей этого позволить себе не может. Тогда получается, что только эпизодически, только отдельные дни, отдельные чтения им удается посвятить Церкви и Великому посту. Такова жизнь работающего делового человека. Не думаю, что здесь есть какая-то возможность синтеза, некоего насильного соединения. Взять и встроить насильно Великий Пост в график делового человека, мне кажется, не получится. Ненадолго уехать… Мне нравится традиция, существующая в некоторых западных странах, когда не только руководители компаний, а даже президент, глава государства, правительства берет неделю и уезжает куда-нибудь в горы, для того чтобы побыть одному. Представляете, что такое график президента или федерального канцлера? Но Гельмут Коль так и делал — он уезжал на три дня перед Пасхой, и жил несколько дней в уединении. До него не доходило никакой информации, у него не было никаких деловых встреч, забот. В русской традиции тоже так было: уезжали на месяц, на неделю говеть в монастырь. То есть буквально вырезали в своем графике время и посвящали его посту, молитве, причащению, размышлению, уединению, тишине.   На чтение Великого канона Андрея Критского обычно попадают все, кто хотят. Но Канон — это короткое богослужение, всего 1,5 часа. А Великий пост длится 7 недель, причем по своим богослужебным особенностям каждый день уникален. Поэтому, конечно, все не удастся охватить. Считается, что обязательно — первая седмица, Великий канон, потом Крестопоклонная неделя, а потом уже Страстная .

http://pravmir.ru/post-v-zhizni-delovogo...

Есть и еще один важный момент – ограничение в пище ради дел милосердия. Древнецерковный автор по имени Ерма в своем произведении «Пастырь» писал: «Я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу/./: воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному». То, в чем мы ограничили себя, необходимо отдать нуждающимся. Тогда пост станет жертвой и Богу, и ближнему. А еще во время Великого поста особенно важно участие в храмовом богослужении, хотя бы потому, что именно в Великой пост совершаются особенные чинопоследования, учащие нас покаянию и изменению жизни. Предчувствие Воскресения Во-первых, все великопостные богослужения носят сугубо покаянный характер: уходит торжественность, пение сменяется чтением, а большая часть всех чтений – фрагменты Ветхого Завета (некоторые ветхозаветные книги прочитываются полностью: Бытие, Исход, Притчи, Книга пророка Исайи; дважды за каждую неделю поста прочитывается вся Псалтирь). Ветхий Завет – это время ожидания обещанного Мессии-Спасителя, время приготовления к встрече с Богом. Для верующих таким временем становится Великий пост. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста вечером во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это потрясающее произведение, содержащее более двухсот тропарей (кратких песнопений), основная тема которых – покаяние. Используя образы людей, имена которых мы можем встретить на страницах Библии, автор Великого канона показал всю тяжесть человеческих греховных падений и необходимость покаяния как изменения жизни и возвращения к Богу. С понедельника по четверг первой седмицы Великий канон совершается по частям, а на пятой седмице поста, вечером среды, канон будут прочитан еще раз полностью. За каждым великопостным богослужением звучит молитва преподобного Ефрема Сирина, во время которой совершаются четыре земных (с коленопреклонением) и двенадцать поясных поклонов. В этой молитве мы просим Господа оградить нас от праздности, уныния, любоначалия (любви к властвованию и господству над другими); даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, любви и, главное, помочь нам увидеть свои согрешения и не осуждать братьев, то есть тех людей, которые окружают нас каждый день.

http://pravoslavie.ru/77705.html

Святитель Андрей, архиепископ Критский (греч. AndreaV o KrhthV, IerosolumithV), как говорит составленное Никитой патрикием житие, родился в семье благочестивых родителей Георгия и Григории. До семи лет ребенок не говорил, и первые слова произнес в семилетнем возрасте после причащения Святых Христовых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. Уже в пятнадцатилетнем возрасте святой Андрей поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме; там он был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом; этим объясняется второе распространенное именование преподобного Андрея – Иерусалимлянин. В 685 г. он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повез в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского Собора и был оставлен в столице при храме святой Софии. Здесь он был посвящен во диакона и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня. При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина на острове Крит с титулом архиепископа Критского В 712 г. император Филиппик Вардан издал указ, который, под предлогом установления мира в империи, фактически возобновлял осужденную VI Собором ересь монофелитства. Как свидетельствует святой Феофан Исповедник, епископы Критский Андрей и Кизический Герман (будущий святитель, Патриарх Константинопольский), были в числе отвергших деяния VI Вселенского Собора под давлением императора Филиппика. Но это, видимо, было актом недостойной уступчивости (или «икономии»), но не отступничества В 713 г. Филиппика свергли; Православие было восстановлено, списки актов VI Вселенского Собора вновь были разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками лжесобора 712 г. Считается, что раскаяние преподобного Андрея в том, что он подписал еретическое определение, было одной из причин составления Великого канона. На Крите архиепископ Андрей строил церкви, в том числе по образцу знаменитой Влахернской в Констанотинополе, устраивал приюты и богадельни. Предание свидетельствует, что по молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз святой Андрей совершал поездки в Константинополь; в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне эта церковь носит имя святителя). Святого Андрея знали на Руси; русские паломники – анонимный автор «Хождения в Царьград» (конец XIV – начало XV в.) и Стефан Новгородец (путешествовавший в 1348–1349 г.) в своих записках рассказывают об исцелениях от нетленных мощей Андрея, находившихся в Константинопольском монастыре его имени.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

С другой стороны, напротив, обратная картина. Во время поста чувства человека не получают своей привычной пищи, их жизнедеятельность останавливается, тело успокаивается, и на свет проявляется душа. Пост является неотъемлемой частью духовной жизни человека, и для него это очень интимно. Поэтому он думает, поймет ли его интервьюер, если назвать настоящую причину поста? Может, легче сказать, что цель поста заключается в том, чтобы просто оздоровиться? И верующий человек может сказать, что соблюдает пост только для того, чтобы просто стать здоровее. Еще один момент (Вы его затронули, рассказывая про Ваш первый опыт поста) — это советское прошлое. На самом деле оно имеет колоссальное значение для страны и для традиции в России. Пост неразрывно связан с великим событием Пасхи. Но занимаясь наблюдениями и проводя исследования, социологи обнаруживают как бы две «пасхи». Одна Пасха — христианская, православная, а другая, если можно ее так назвать — символическая, обрядовая. Ведь даже в советское время красили яйца, пекли куличи, тайно святили их в церкви. То есть все годы, когда Церковь была в гонениях, отдельные составляющие пасхальной традиции не уходили. Митрополит Иларион: У нас тоже есть своя статистика, которая базируется на простых наблюдениях. Как священнослужитель я наблюдаю, что в Великий пост в храме значительно увеличивается число прихожан как на обычной воскресной службе, так и на службах первой седмицы Великого поста. В первые четыре дня Великого поста во всех храмах на повечериях читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это сложный текст, содержащий в себе разные цитаты из Библии, ссылки на персонажей, о которых многие сейчас и не знают, потому что мы не знаем Библию настолько хорошо, как в те времена, когда писался Великий канон. Но, тем не менее, люди приходят в храм, ибо по опыту прошлых постов им знакомы чувства благодатного переживания во время чтения этого канона. У человека есть потребность в какой-то период года изменить ритм своей жизни, усилить интенсивность духовной жизни. Именно для этого сложился в Церкви Великий пост. Причем Великий пост — установление древнее, и, действительно, он появился как время подготовки к Пасхе, когда верующие готовили себя к встрече с Воскресшим Спасителем. Но Великий пост — это еще и время, которое на языке святых отцов называется духовной весной. И здесь я хотел бы обратить внимание на аспект радости, затронутый Вами, который, в том числе, присутствует и в покаянии. Великопостные службы — покаянные, призывающие человека к плачу, к раскаянию в своих грехах. Но в то же время после них люди из храма выходят радостными. Это та внутренняя радость, которую человек переживает, когда соприкасается с Богом, когда слышит удивительные слова церковных песнопений, и даже физически чувствует какое-то очищение. Это та радость, которую нельзя описать словами и невозможно втиснуть ни в какие рамки социологических опросов.

http://patriarchia.ru/db/text/4011648.ht...

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например:  Авелева, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочного… Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное и в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу, или, другими словами — отказ от жизни для Бога и по Божьему. Мы понимаем, что корень греха — это отклонение нашей любви от высочайшего ее объекта. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой. Брение здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание и жизнь: но, о Творче мой, Избавителю мой и Судия, кающася приими мя. Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося. Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

http://pravmir.ru/postnoe-stranstvie-vel...

Эти пустыни и сейчас смотрятся безжизненным инопланетным ландшафтом. Ни цветка, ни деревца, ни тени не скользнет хоть бы от пролетающей птицы. Голодные жаждущие камни, дыхание Мертвого моря, солнце и марево, в котором утонул окружающий мир… И ночная стужа и пыльный ветер, от которых тоже никуда не скрыться. Так проводили великий пост иноки древних обителей Палестины. Дальше всех зашел, кажется, в тот год вглубь пустыни старец Зосима. Настало преполовение четыредесятницы (сорокадневного поста),– двадцать дней, как вышел он из монастыря. И он хорошо помнил этот день. В шестом часу (это наш полдень) он увидел идущего по пустыне человека, обнаженного, черного от зноя, и лишь с белыми, выгоревшими на солнце волосами. Увидев приближающегося Зосиму, пустынник пустился бежать. Когда наш старец с трудом догнал его, неизвестный, не оборачиваясь, крикнул: «Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я женщина, и нет на мне никакой одежды. Но если хочешь помолиться обо мне, брось мне плащ – тогда смогу подойти к тебе под благословение». Так, в наброшенном на нагое тело плаще, и изображается на иконах преподобная Мария Египетская. Ее вспоминает церковь дважды в году: непереходящая память 1 апреля и переходящая – в пятое воскресенье Великого поста. Но есть еще, на той же пятой неделе, одно из любимых народом богослужений – «Мариино стояние». В этот день (в четверг, на утрени) читается Великий покаянный канон Андрея Критского и передним – Житие преподобной Марии. И сам канон, который назвали великим не только за объем, но и за высоту богословия и за глубину и поэтичность выраженного в нем чувства покаяния,– сам канон непосредственно связан с памятью Марии Египетской. «Ты мне дай светозарную благодать от Божественного свыше промышления,– говорит святой Андрей,– избежать страстей омрачения и петь усердную твоего, Мария, жития красные исправления». Это первый из числа тропарей, обращенных в каноне к Марии. В другом автор обращается к святой, почти как обращаются к Богородице: спаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На часах а) стихословится кафизма; б) на 6 часе читается паремия, перед которою и после которой положен: в) прокимен триоди; г) поются тропари: «Заутра услыши глас мой» и подобное, с поклонами. Изобразительные начинаются пением «Блаженны», а не псалмами Изобразительными: 102 и 145. На вечерне, кроме вечера субботы и воскресения: а) читаются паремии, перед коими произносится: б) особый прокимен Триоди; в) после «Отче наш» – тропари «Богородице Дево» и прочие, с поклонами; г) вместо ектении «Помилуй нас, Боже» произносится «Господи, помилуй», 40 раз; д) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается «Небесный Царю»; е) после поклонов – Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй», 12 раз и т.д. Пост первой седмицы Великой Четыредесятницы как бывает строже других седмиц по отношению к пище, так и в богослужении имеет менее других седмиц торжественного, праздничного, в первые четыре дня первой седмицы Великого поста на повечерии читается великий канон св. Андрея Критского , а в среду и четверг канон и Марии Египетской. В субботу первой недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством, в эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить идоложертвенной кровью все, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явясь из другого мира, спас от осквернения христиан: он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, и после вечерни и преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору и в конце молебна читать молитву на благословение колива.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сохранились ли мощи святителя Андрея? Отец Виталий зачитал переведеный им отрывок из жития святого. Переводить его было сложно: оно написано сложным, витиеватым языком, самое длинное предложение содержит 256 слов. В житии говорится о поездке святого Андрея в Константинополь. Возвращаясь домой, он остановился на острове Метилене, ныне Лесбосе, где и скончался, — поэтому отец Виталий говорил вначале об этом месте. Святой был похоронен в храме мученицы Анастасии в городке Эрессосе, родине поэтессы Сапфо. Городок впоследствии обезлюдел из-за нападений пиратов, современное поселение расположено в глубине острова. Лектор показал фотографию места, где находился храм, указал место погребения. Оно было обнаружено при раскопках XIX века. Рядом в часовне расположена гробница-кенотаф. Мощи святителя были перенесены в Константинополь, в монастырь его имени. Есть свидетельства русских паломников, видевших их там. Отец Виталий зачитал отрывки из хожения некоего паломника-новгородца Стефана 1348 года и анонимного хожения XIV века, где сообщается о случаях исцелений от мощей. Дальнейшая судьба мощей не известна. Есть сведения, что в монастыре Ватопеде на Афоне находится глава святого, а в городе Аркалохори на Крите — его десница. Язык канона продолжает удивлять, это — высокая Аттика, не койне, — поражает и глубина мысли. Среди переводов автор выделяет современные греческие и старые славянские. Перевод XVII века, общеупотребительный в Русской Православной Церкви, отец Виталий считает неудачным, малопонятным, а переводы XIII-XIV веков — прекрасные, они понятны русскому уху. Отвечая на вопрос, читают ли его поэтическое переложение за богослужением в храмах, автор ответил, что он не сторонник богослужебного употребления этого текста, лучше хороший церковнославянский перевод. Беседа  транслировалась  на УоиТиве-канале радио “Град Петров”. ИА “Вода живая” Источник: Санкт-Петербургская митрополия Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс.

http://azbyka.ru/news/predstavlena-kniga...

Творения святого Андрея – это около шестидесяти проповедей на церковные праздники, вошедшие в греческие менологии, синаксари и различные сборники поучений. В числе его бесспорных творений – слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение , Воздвижение Честнаго Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца, а также из цикла Триоди Постной и Цветной: на Неделю мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на Святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на Четверодневного Лазаря, на Страдания Господа, в неделю о расслабленном, о Святом Духе. Современный Типикон указывает чтения слов святителя Андрея на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на неделю ваий. Преподобный Андрей известен также как автор многочисленных ирмосов, самогласных тропарей и стихир, находящихся в греческих рукописных и печатных ирмологиях, минеях, триодях, стихирях и феотокариях (сборниках Богородичных стихир По-видимому, святой Андрей был первым составителем канонов; большинство из его канонов очень рано вышли из употребления Каноны эти в первоначальном виде были рядом тропарей, без ирмосов, или точнее – рядом стихир. Ирмосы позднее были составлены преподобным Иоанном Дамаскином, которому и принадлежал труд соединения тропарей в стройное целое Кроме знаменитого Великого канона преподобному Андрею принадлежали каноны на главные праздники, некоторые из которых входят в состав современных богослужебных книг; это каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение и др., каноны, трипеснцы и самогласные стихиры на многие дни Постной Триоди. Известно около 70 канонов, приписываемых святому Андрею Критскому. Характерные черты канонов преподобного Андрея – отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песни его канонов могут иметь по 2 ирмоса. В Великом каноне это очевидно.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010