И люди приморские, морские, коренные из Дальней России. Потомки великих православных предков, принесших Русь к Тихому океану. Умиленные подходят к кресту. Целуют и просят прощения. Три ангела сверху – Святая Троица над царскими вратами взирает на нас из-под купола старинного Никольского собора Царского Владивостока. «Господь – Он везде одинаков. И постоянна, вечна Его Любовь» — из проповеди митрополита. Прощенное Воскресение. Солнце над золотым океаном. Божественная Любовь над проливом и в мартовском небе. Над пожелтевшими в белых пятнах старого снега весенними сопками. Над имперским городом на берегу залива Петра Великого. Накануне Великого Поста… Покаянный канон во Владивостоке Первая неделя Великого поста. Воздух сизый над океаном, чуть дрожащий. Ручьи под белесыми льдинами. Сочатся талые воды в Уссурийский залив. Питают почвенной влагой соленые волны. В мартовской свежести южного Приморья совсем летний запах морской капусты. Легкие бледно-голубые сопки в горизонте. И солнце летнее в лицо. Солнце – свет дневной и предвечерний. И совсем-совсем иное – Свет невечерний. Свете Тихий… В Великий пост. Четыре дня покаянный канон преподобного Андрея Критского. «Преподобне Отче Андрее, моли Бога о нас!» — гулкие слова молитвы в стенах Покровского собора Владивостока. И в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверг. Читали канон – людей много. Наверное, половина Владивостока и всей Дальней России с пяти часов вечера в Церкви. На коленях, на гранитных, мраморных, каменных и деревянных полах. Бабушки крохотные, дядьки здоровенные бородатые, юнцы серьезные – стоят на коленях. Покаянный канон читает Дальняя Россия. Да, конечно, не только Дальняя. Вся-вся Россия молится. Какое это чудо – от Владивостока, от Тихого океана до Москвы, до осажденного Киева, до Пскова и Новгорода – покров святой великопостной молитвы. У нас митрополит Вениамин читает канон три дня в Покровском, в Никольском и в Успенском храмах Владивостока. А в четверг – в Никольске-Уссурийском в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм даже в советское время был открыт. Владыка рассказывал, что ездил туда в пятидесятые годы на службы из Владивостока.

http://radonezh.ru/analytics/proschenoe-...

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище " Иерусалимита " , т. е. " Иерусалимлянина " . В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии. 20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви. После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений. Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память. Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского. Тексты Великого Канона: Великий Канон Андрея Критского (видео сюжет Ивана Дяченко):

http://zavet.ru/a/rss_1299673895.html

В книге «Почему я верю в Бога» белорусский физик академик В.Вейник пишет: «Суть открытия Ивана Панина заключается в строго математическом доказательстве того факта, что канонические библейские тексты продиктованы, " вложены в мозги " писавшим их людям Самим Господом, Который и закодировал в мироздании и Библии открытые Иваном Паниным закономерности». Это научное подтверждение того, что всё Писание богодухновенно. Знакомясь с историей споров о языке богослужения в Русской Православной Церкви, мы обнаруживаем, что реально есть нужда заменить в языке богослужения всего небольшую группу нынче малопонятных слов и что все новомученики и исповедники российские были против того, чтобы церковно-славянский язык, объединяющий при богослужении все славянские Православные Церкви, был заменен разделяющим православное славянство бытовым русским языком. Стоит вдуматься в тот факт, что русский православный народ после революции, несмотря на давление безбожной власти, поддержавшей фальшивую обновленческую церковь, не принял русскоязычное богослужение, навязываемое обновленцами. Отказываясь в богослужении от церковно-славянского языка, мы не только ослабляем духовное единение с нынешним общеславянским православным миром, с которым мы единодушно и постоянно молимся в Единой Православной Церкви на каждом богослужении. Мы, переходя в Церкви на бытовую современную речь, теряем при богослужении связь со всеми нашими предками, которые в течение тысячи лет стояли на молитве в православных храмах, слушая те же священные слова, что и мы слышим сейчас и осознаем, что предки наши здесь с нами всегда. Реформаторы-кочетковцы, имея цель изменить Православие на нечто совсем иное, начинают решение своей хитрой задачи с упрощения и обеднения богослужебного языка. Каково качество их внутрицерковного языка, можно судить по работе самого Г.Кочеткова над переводом Великого Канона св.Андрея Критского. Канон в его переводе продаётся в тверской епархиальной книжной лавке («Великий Канон св.Андрея Критского на русском и церковно-славянском языках», изд. 2-е, испр., Свято-Филаретовский православно-христианский институт, М., 2019 г).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/21/sv...

И. принял участие в формировании кит. правосл. общины, заслужил признание у китайцев. Жители дер. Дундинань близ Пекина в 1861 г. обратились к нему с просьбой о крещении, и он окрестил неск. семей. Впосл. неоднократно ездил туда, совершал богослужения, проповедовал, а также оказывал местным жителям медицинскую помощь. Инициировал постройку в деревне молитвенного дома во имя свт. Иннокентия Иркутского, 5 апр. 1863 г. совершил его закладку, 14 июля того же года служил в нем 1-ю литургию, на к-рой присутствовали местные христиане и нек-рые язычники. И. приходилось учитывать изменение задач Пекинской духовной миссии после ее подчинения в 1863 г. непосредственно Святейшему Синоду, заинтересованному в активной пропаганде Православия в Китае. По новому положению (от 24 июня 1863 г.) точный срок пребывания миссионеров в Китае, составлявший тогда 6 лет, был отменен. Самые талантливые члены миссии могли оставаться для службы в Китае на неопределенное время. И. ненадолго съездил в Россию и в 1866 г. вернулся в Пекин. В этот период в миссии была начата широкая переводческая деятельность. И. активно взялся за переводы правосл. богослужебных книг на разговорный кит. язык, чтобы потомки албазинцев и китайцы могли полноценно участвовать в богослужении. Перевел Часослов (до 9-го часа), сокращенный Обиход воскресного богослужения, Псалтирь, Акафист Пресв. Богородице, Великий канон Андрея Критского, начал перевод всенощного бдения и литургии. Составил сборник песнопений двунадесятых праздников, 1-й седмицы Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи. 10 марта 1869 г. глава 15-й Пекинской духовной миссии архим. Палладий (Кафаров) сообщал в Синод: «Иеромонах Исаия в прошедшем году по примеру прежних лет посвящал свое время преимущественно переводу духовных и богослужебных книг на китайский язык. Из прежде начатых им трудов в настоящее время кончены переводом... пространный катехизис, последование всенощного бдения и канон Андрея Критского» (РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 1275. Л. 4). Однако, несмотря на труды И., богослужение в Китае по-прежнему велось на церковнославянском языке.

http://pravenc.ru/text/674840.html

Канон Андрея Критского содержит 250 тропарей. Он разбивается на четыре части и читается по вечерам в первые четыре дня Великого поста. Эти службы называются Великим повечерием и длятся порядка двух часов каждая. По сложившейся в современной Церкви традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с  параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах. В четверг (на практике — в среду вечером) на пятой неделе Великого поста канон Андрея Критского прочитывается целиком, и вместе с ним мы слышим житие преподобной Марии Египетской, подвижницы V-VI веков. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Жизнь преподобной Марии — с юности сознательной и закоренелой грешницы, ставшей великой святой, — наиболее ярко показывает, что такое покаяние, не закрытое ни для одного на свете человека, каким бы он ни был, но и требующее искренности и большого труда. Единственным свидетелем подвига преподобной Марии стал монах Зосима. От него история святой, почти полвека подвизавшейся в одиночку в Синайской пустыне, передавалась дальше, из уст в уста. В VII веке предание записал Софроний Иерусалимский, и именно в этом виде оно дошло до наших дней. Молитва Ефрема Сирина Преподобный Ефрем Сирин (т. е. сириец), чье имя широко известно именно благодаря короткой молитве, пронизывающей весь Великий пост, не всегда каялся так глубоко и смиренно. Современники свидетельствовали, что в юности будущий подвижник был очень вспыльчив, раздражителен и совершал много необдуманных поступков. Впрочем, впоследствии изменился до неузнаваемости, став примером для многих. Эту молитву, написанную им в числе прочих гимнов и молитв, еще при его жизни — в IV веке — перевели на греческий язык, и вскоре она вошла в состав богослужений. Сегодня в Русской Церкви она читается в будни на всех службах Великого поста, а заканчивается ее чтение в Великую Среду Страстной недели. Порядок совершения молитвы Ефрема Сирина такой: Господи и Владыко живота моего!

http://foma.ru/cem-nedel-pered-pasxoj.ht...

То же самое касается и пищи духовной. Ошибочно считать, что, просто проглотив ее в готовом виде, можно получить пользу. Для усвоения необходим труд. Поэтому когда человек приходит в храм и слышит в каноне преподобного Андрея Критского неизвестные ему имена, указания на какие-то события, по большей части незнакомые, то он должен заинтересоваться, о чем вообще идет речь. На самом деле, разобраться в этом не так уж и сложно. Можно начать с чтения Закона Божьего, где Священная история представлена в более сжатом виде. И потом, знание истории Ветхого и Нового Заветов необходимо не только каждому верующему человеку, но и всякому, кто хочет быть культурным, образованным, интеллигентным. Сегодня, к сожалению, люди зачастую не стремятся ни к культуре, ни к образованию, а богослужения Церкви это стремление делают необходимым и естественным. Стояние и путь Великий покаянный канон Андрея Критского после прочтения по частям на первой седмице поста повторяется целиком на пятой седмице. Это достаточно продолжительная по времени и непростая для постящегося уже не одну неделю человека служба, которую именуют Стоянием Марии Египетской. И суть даже не в том, что канон читается целиком, а в том, что он дополняется чтением жития преподобной Марии. В чем смысл этой традиции? История Церкви содержит в себе массу примеров восхождения человека от самых бездн греха до высочайших вершин святости. Но нет, наверное, другого такого жития, где настолько разительным был бы этот переход — от состояния крайнего падения к жизни равноангельной. Девушка, которая буквально с самых юных лет предавалась неистовому служению блуду, достигает величайшей святости и чистоты, так, что пришедший к ней преподобный авва Зосима — человек, который, наоборот, с юности до старости пребывал в жизни добродетельной, понимает, что он не смог достичь даже малой меры преуспеяния вот этой грешницы. Она, почувствовав однажды милость Божью к себе и возможность найти прощение, удалилась в пустыню и весь свой труд со всею решимостью положила на то, чтобы стать совершенно иной. И хотя даже в дикой безлюдной пустыне ее страсти и прежние греховные навыки долго и жестоко терзали ее, она не отступилась. Этот труд — противостояния самому же себе ветхому, своим привычкам, своим порокам — необходимо подъять каждому человеку, стремящемуся перейти от греха к добродетели.

http://pravoslavie.ru/68898.html

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу. Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая. Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.   При свечах и на коленях… — Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния? — Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся. Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров — литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа. Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров. Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-dietu-...

Вот о чем, мне кажется, нужно думать… И вторая тема вспоминаемая перед Великим постом. Это Адамово изгнание из рая. Кто такой Адам? Это – я, его потомок. Я изгнан из рая. Я заболел первородным грехом – смертельной болезнью, которая разрослась во мне и заполонила все мое существо. Я – Адам. И мое тело восстало против души, и душа воюет против тела. Я не стал по замыслу Божественного Творца генератором любви, сыном, поднимающим весь мир на руках к Богу все выше и выше бесконечно… Нет. Я стал генератором зла, греха, и причем таким страшным, что не замечаю содеянный мною грех, ставший привычкой, нормой. Как пел когда то Виктор Цой: «Мама, я знаю мы все тяжело больны…» Святая Церковь призывает человека на пороге Великого поста стать Адамом, изгнанным из рая, обратиться в человека, который повернет концентрацию своего внимания и напряжения естества не во вне, но во внутрь и достанет лупу, чтобы начать искать в себе грех – грех, требующий исцеления. Мы входим в Великий пост, как тяжелобольной ложиться на операционный стол. Мы входим в Великий пост, как больной, измученный болезнью, входит в кабинет врача в надежде на исцеление. Мы входим в Великий пост, чтобы предать себя в руки Главного и Единственного Лекаря – Господа нашего Иисуса Христа. Но для этого нужно осознать, что ты болен, важно осознать, чем ты болен. Потому Церковь предлагает человеческой душе тысячелетний опыт покаяния, падения, вставания, жажды, пути и достижения святости, заключенный в Священном Писании Ветхого Завета, сконцентрированный, как некий эликсир словесный, в одном великом духовном произведении – Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Он как камертон дает душе нужную ноту, чтобы ее псалтирь зазвучала угодным Богу псалмопением покаяния. Потому-то в первую седмицу Святой Четыредесятницы, чтобы помочь человеку обратить свой взор внутрь на обнаружение своих грехов, на осознание их мерзости, рождающее позитивное желание избавления-исцеления от них, и читается с понедельника по четверг на великих повечериях этот удивительный канон. Он также читается на утрене четверга пятой седмицы Великого поста вместе с очень назидательным, духоносным и великолепным в литературном смысле житием преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/101366.html

Обед в этот день был необычайный: редька, грибная похлебка, гречневая каша без масла и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол, долго крестились перед иконами. Обедал у нас нищий старичок Яков, и он сказывал: «В монастырях, по правилам святых отцов, на Великий пост положено сухоястие, хлеб да вода… А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды в день и только вечером»… Я задумался над словами Якова и перестал есть. — Ты что не ешь? — спросила мать. Я нахмурился и ответил басом, исподлобья: — Хочу быть святым Ермом! Все улыбнулись, а дедушка Яков погладил меня по голове и сказал: — Ишь ты, какой восприёмный! Постная похлебка так хорошо пахла, что я не сдержался и стал есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще. Наступил вечер. Сумерки колыхнулись от звона к великому повечерию. Всей семьей мы пошли к чтению канона Андрея Критского . В храме полумрак. На середине стоит аналой в черной ризе, и на нем большая старая книга. Много богомольцев, но их почти не слышно, и все похожи на тихие деревца в вечернем саду. От скудного освещения лики святых стали глубже и строже. Полумрак вздрогнул от возгласа священника — тоже какого-то далекого, окутанного глубиной. На клиросе запели,— тихо-тихо и до того печально, что защемило в сердце: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися»… К аналою подошел священник, зажег свечу и начал читать Великий канон Андрея Критского : «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию, но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление». После каждого прочитанного стиха хор вторит батюшке: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»… Долгая, долгая, монастырски строгая служба. За погасшими окнами ходит темный вечер, осыпанный звездами. Подошла ко мне мать и шепнула на ухо: — Сядь на скамейку и отдохни малость… Я сел, и охватила меня от усталости сладкая дрема, но на клиросе запели: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши!»

http://azbyka.ru/fiction/serebryanaya-me...

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие святой Марии Египетской: на каком языке и в какой редакции? В разных епархиях, монастырях и храмах существуют свои уникальные традиции устроения этих богослужений. «Богослужения в Успенском кафедральном соборе совершаются по-церковнославянски и на английском. Это распространяется и на чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, песни которого также звучат попеременно на двух языках. Наши прихожа­­не — представители различных народов, но одна вера и понятный каждому богослужебный язык снимают барьеры и помогают обрести молит-ву», — считает секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко. Многим верующим непросто бывает расслышать и понять смысл тех или иных стихов из Великого покаянного канона, однако дело тут не только в сложности церковнославянского языка. «Основная трудность в понимании слов Великого канона связана не с языком, а с используемыми библейскими образами, к которым прибегал преподобный Андрей. Даже при переводе текста на современный русский язык эта сложность не устраняется, преодолеть ее можно лишь личным глубоким погружением в Священное Писание», — рассуждает епископ Переславский и Угличский Феоктист . Интересной бывает и практика чтения жития преподобной Марии Египетской. «На Мариином стоянии мы читаем его, чередуя разные имеющиеся редакции от года к году. Этому способствует очень удачное, на мой взгляд, издание соответствующего последования с пятью вариантами текста, выпущенное Издательством Московской Патриархии в 2012 году. Думаю, что это полезно для прихожан», — добавляет протоиерей Николай Балашов. Общая исповедь и таинство Елеосвящения: как часто? Практику совершения общей исповеди в настоящее время нельзя назвать повсеместной. Если она и практикуется, то лишь в некоторых местах и при наличии веских причин. «Общая исповедь у нас бывает каждый воскресный день перед поздней Литургией в течение всего года, так как большая часть присутствующих — постоянные прихожане, и они причащаются за каждой Литургией, — говорит настоятель собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в память царствования 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. — Частоту и необходимость частной исповеди прихожане определяют для себя индивидуально». А вот молитвенные говения, которые практиковал среди прихожан митрополит Антоний (Блум) в лондонском Успенском кафед­ральном соборе, сегодня уже не совершаются, о чем свидетельствует протоиерей Димитрий Недоступенко, поскольку они полностью ассоциировались с личностью и духовной харизмой архипастыря. Возможно, этот интересный духовный опыт окажется востребован в будущем.

http://e-vestnik.ru/analytics/v_suete_bu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010