3) Юпитер – Суй-син, или планета года, называемая так по обращению около солнца почти ровно в двенадцать годов, составляющих как бы 12 месяцев обыкновенного года. Почтенный русский астроном Зеленый говорит, что «Юпитер обращается около солнца, от запада к востоку, в 11 годов, 312 дней и 20 часов, а около оси, от З. к В., в 9 ч. 55½ минут, что и составляет его сутки, при годовом обращении проходит 12 верст в секунду». Проходя в течении года один знак (эклиптики), Юпитер, говорили китайцы, имеет обращение малое в 12 годов, и великое или полное в 1728 годов (12 X 12 X 12=1728). Планета года в первом смысле называется видимою– ян, ибо доступна зрению с земли, во втором значении она есть великий год, которого положение и отыскание имеет свои особенности. Во время XI луны, когда хвост великой медведицы направляется к циклическому знаку цзы, и великий год будет в цзы, а в следующем обыкновенном году 12 луны планета Юпитера будет уже в другом знаке, а солнце и луна в знаке сюань-сяо или водолее; во время этой луны хвост великой медведицы будет обращен в часовому знаку чэу, в нем же будет и великий год и т. д.; в конце 12 годов, планета года и великий год – инь встречаются в одном исходном пункте и потом снова расходятся обратно до следующего 12-летия. Планета Юпитера управляет домицилями весны: цзе, кан, ди, фан, син, ви ци, составляет сущность дерева восточной области, есть гений «лин-вэй-ян» лазоревого императора (дракона), или «божественного ожидаемого величества» (солнца); планета Юпитера соединяется на востоке, и потому она есть символ лазоревого дракона, называется также чи-ди (chi-ti) или регулятором, означавшим весну, когда в царстве растительности пробуждается жизнь, являются листья, цветы, травы, поэтому, он есть чжун-хоа – обновитель цветения (floraison), чжун-син – звезда все обновляющая, – нун-гун (noung-koang), управляющая земледельцами, и весенними хлебными злаками, – ци-син, планета знаменательная, ибо с неё начинается год трудов земледельческих. У древних китайцев, Юпитер был символом начальников, князя, почитался источником счастья и добродетели, народного богатства, а потому продолжительное пребывание этой планеты было желательно всем, особенно на восточной части неба; для наблюдений за переменами и движениями её был со времен Чэу приставлен особый астроном, дававший знать государству о малейших движениях и переменах планеты. Её блеск желто-блестящий почитался особенно благознаменательным для царства; благодеяния, человеколюбие служили её эпитетами. Жертвоприношение Юпитеру совершалось также возжжением пирея и на нем предметов, угодных божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Люди, изучающие этот мир, ученые - все, за очень редким исключением, люди верующие. " Потому что для того, чтобы исследовать (изучать) что-нибудь надо быть уверенным, верить в то, что все, что исследуется сделано осмысленно, по определенному плану " . " Даже самая простая машина, случайно, сама собой возникнуть никак не может, если даже мы встретим правильно расположенную группу камней, мы уже из правильного их расположения заключим, что их так положил какой то человек. Случайная группа всегда будет бесформенной, неправильной. Еще Цицерон (древний ученый и писатель, живший до Р. Хр.) говорил, что сколько бы миллионов раз ни бросать кубики с буквами, строчки стихов из них никак не получатся. А вселенная, которая окружает нас, гораздо сложнее, чем самая сложная машина и полна гораздо большего смысла, чем самое глубоко осмысленное стихотворение " (из бесед арх. Нафанаила). Апостол Павел был образованнейшим человеком своего времени, и он говорит " всякий дом устрояется кем-либо, а устроивший все есть Бог " (Евр. 4, 3) Великий ученый Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу. Великий Паскаль, гений математики, один из творцов новой физики, был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Паскаль сказал: " все противоречия, который более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии более всего и привели к ней " . Великий основатель всей современной бактериологии (науки, изучающей жизнь бактерий и их влияние на человеческий организм), мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни - Пастер говорит: " Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца " . Знаменитый, ученый Линней заканчивает свою книгу о растениях такими словами: " воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

И по времени написания, и по самому характеру своему, статья эта чрезвычайно важна для определения душевных переживаний автора ее. Помимо прочего, она будет судьей того, насколько правы были мы, воссоздавая душевный облик Леонтьева в предшествующие годы по литературным типам его произведений. Статья трактует вопросы социологии, но за ними не трудно будет видеть и собственную душу Леонтьева. «Запад гниет“ – положение славянофилов, которое Леонтьев хотя в одной и той же с ними плоскости, но по своему, при свете своего эстетического мерила, раскрывает в отрицательной части своей статьи. «Смрадная гниль» Европы – порождение все более забирающего силы демократического принципа: неравенство гибнет, воцаряется повсюду пошлый мелкий буржуа «со стертой физиономией» 75 . Вместе со столь спасительным своеобразием гибнет и высшая поэзия в Европе, вытесняясь повсюду механическими открытиями, прозаическим мелким знанием в ущерб высшему творчеству духа. Народы запада, «упоенные вещественной силою своей, поют дифирамбы своей мещанской почве, не подозревая, что душа убывает вокруг нее, не замечая, что гений жизни с грустью собирается угасить свой факел» 76 ... Гибельный яд демократизма – увы! – распространяется повсюду. Он почти погубил наши единокровные славянские народы 77 , губит нашу русскую интеллигенцию. Где же найти отраду усталому от европейской уравнительной пошлости и прозы Леонтьеву? «Творческий гений может сойти на главу только такого народа, который и разнохарактерен в самых недрах своих, и во всецелости наиболее на других не похож». «Таков наш Великорусский великий и чудный океан!“ 78 . «Простолюдина французского я ставлю выше русского мужика, – говорил Леонтьеву молдаван полу-французского воспитания; – но русского, равного образованием с французом, я ценю и люблю больше и француза, и англичанина, и всякого другого европейца!.. Кто больше нравится вам, – спрашивал Леонтьев: русский ли учитель, или молодой чиновник нового поколения, честный, скромный, трудолюбивый, но безличный, живущий последними модными мыслями запада; – или же»...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. 23 февраля 1942 А. Ахматова. Мила 20 марта 2016, 21:44 Не справится «Общество русской словесности» с этой задачей. Не справится, потому что не озвучивает самой главной мысли - сейчас литература в школах изучают не как научную дисциплину, а как религиозную. Литература должна учить именно литературе, а не жизни. Но в нынешнем виде она учит именно жизни, пытаясь занять место Церкви. И все эти, так называемые классики, абсолютно культовые фигуры. Которых и критиковать-то запрещено. Но они ведь по сути всего лишь обычные люди. Ну, может, неплохо слагали слова в предложения. Но они НЕ учители по жизни. Чтобы изучать литературу как научную дисциплину, нужно, как минимум, ввести курс риторики. Развивать в детях критическое мышление. А сейчас что получается? Пушкин - гений. А почему гений? А потому что, ты - дурак, сиди и слушай. ludmila 19 марта 2016, 15:22 Учебники русского языка и литературы наконец дождались хоть какого-то внимания.Спасибо о.Артемию.Если бы еще министр образования это послушал.Много лет работаю школе.Такого беспредела (по другому не скажешь)с учебниками еше не было.В исправление ситуации,простите,вериться с трудом.Хочется верить в учительский потенциал,но ЕГЭ мешает.Остается только верить в Бога.Если Господь дал нам такой великий язык,то верю,что Он и не даст ему погибнуть.А в становлении учителя поможет только православная культура.Спаси нас,Господи! Валерий Ивкин 19 марта 2016, 11:28 Учителя бьются не первый год с системой свидетелей ЕГЭ Фурсенко и Ливановым. Первый, де-юре, устранен от управления министерством образования, но, де-факто, управляет им из администрации президента, в которую входит. Приводной ремень этого управления - министр образования Ливанов, до которого доводы именитых учителей - " что об стенку горох " . Все импульсы по образовательным программам получаются от высшей школы экономики, организованной Гайдаром при непосредственном участии госдепа США в 90-х, любимой матерью ультралибералов, таких как Чубайс. Сами же они не самостоятельные фнгуры. Ими управляют либо подачками, либо преференциями транснациональные корпорации, которые и формируют политику России. Налицо, в политике министерства образования, предательство национальных интересов и заодно предательство интересов и ценностей русской словесности, в частности.

http://pravoslavie.ru/91571.html

Поучителен тут пример Иванова особенно потому, что со школою западного реализма он соединял истинно-русский гений и истово-православное веросознание. Всмотритесь в это великое создание русского художника, какое представляет собою картина: «явление Христа миру». Мощный, полный движения и выразительности образ Крестителя, представляющий олицетворение пророческого «гласа вопиющего в пустыне», пораженные то наивно-детским, то спокойно-торжественным, то благоговейно-смиренным ожиданием провозглашаемого Агнца Божия слушатели и ученики пророка пустыни; вся обстановка картины, её частности – все дышит жизнью, наглядно, реально, – все это как бы живым взято из-за дали веков, мест и народов с действительно-исторической почвы и целиком перенесено на полотно великим русским художником кисти и красок. Но, владея даром открывать и изрекать языком красок самые глубочайшие тайны человеческой души и самые сокровеннейшие святая святых нравственно религиозного гения человеческого, великий художник русский оказался немощным в отношении к образу Христа – средоточию всей картины. Истово-православный религиозный гений громко говорил художнику, что изобразить Христа в реально-художественном виде, хотя бы и с привлекательным, но все же только типично-человеческим лицом сирийца или даже иудея, значило бы все обратить в Ренановскую карикатуру. Среди этих будущих благовестников и апостолов вселенной, в сравнении с этим великим образом пророка в духе и силе Илии – Ренановский Христос оказался бы лишь обычным еврейским раввином, а не Искупителем мира и не Богочеловеком. Религиозный гений подсказал православному художнику, как нельзя изобразить Христа, но он не мог дать ему ответа на вопрос: как должно изобразить Христа в этой реально художественной обстановке картины, потому что Христос, в этом смысле, но описуем и не изобразим. Стоящий вдали, незаконченный и даже второстепенный, туманно-неопределенный образ Грядущего Агнца Божия и Искупителя-Богочеловека на картине Иванова более приближается к православно-символической иконописи, чем к западному художественному реализму всей картины. Отринув все несвойственное Безгрешному Богочеловеку, сильный религиозный гений очевидно не дал и дать не мог нашему художнику, в замен отринутого, никаких реально художественных и положительных черт для воспроизведения Неописуемого. Поэтому картина еще более имела бы величия и гениальности, если бы художник еще менее определенно или чисто человеческих и так называемых реально-типичных черт положил на лик Безгрешного Искупителя и еще далее-далее отодвинул бы неизобразимого Богочеловека от исторического реализма всей картины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Прошел уже год, как с нами нет Вячеслава Михайловича Клыкова — великого скульптора и замечательного человека. Вячеслав Михайлович Клыков Ясным июльским днем 1989 года мы со скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым и его помощником Георгием Трошиным возвращались из Дивеева. Дорога была пустая. Я вел «Ниву», Вячеслав Михайлович сидел рядом, Георгий сзади. Мы спорили о Толстом. Клыков никак не мог примириться с тем, что великий писатель был отлучен от Церкви и до сих пор это отлучение не снято. — Что ж из того, что в церковных вопросах он заблуждался? Но это был настоящий гений! А его религиозные искания сейчас никому не интересны. Остались «Война и мир», «Анна Каренина»... Я пытался возражать, что никто не отрицает художественный гений Толстого, но надо смотреть правде в глаза — Толстой к концу жизни стал беспощадным и сознательным врагом Церкви Христовой, сам разорвал общение с Нею, глумился над самым святым, что есть в христианстве и наконец отвратил от Церкви и от Бога огромное множество людей, не даром Ленин называл его «зеркалом русской революции». Вячеслав Михайлович в те годы только приходил в Церковь, это было его первое паломничество в Дивеево к преподобному Серафиму и переоценка ценностей, как и у всякого, происходило в нем тяжело и болезненно. К тому же Клыков сам был в первую очередь художник — талант и тем более гений оставались для него превыше всего и никому неподсудны. Он вновь стал убеждать нас, что всякий гений от Бога. Я напомнил, как отец Иоанн Кронштадский называл Толстого не просто злым гением, но предтечею антихриста, а его борьбу с Церковью — делом дьявольским, за несколько лет предсказал несчастное бегство Льва Николаевича из родного гнезда, неудачную попытку покаяния и смерть в полном духовном одиночестве. Но все это были слова, слова, слова... Я не мог убедить Вячеслава Михайловича, нет, не разлюбить Толстого как художника, а понять, почему борьба этого великого писателя с Христовой Церковью была настолько страшна, что Священный Синод пошел на такой тяжелый шаг как отлучение. Поняв, что не переубедим друг друга, мы замолчали. Вячеслав Михайлович задумчиво смотрел вперед. Машина мчалась по залитой солнцем дороге среди бесконечных полей.

http://pravoslavie.ru/780.html

И вот я спрашиваю: для судьбы России, для судьбы мира, для целей Промысла Божьего лучше ли было бы, если бы в России в начале XIX века жили не великий святой Серафим и великий гений Пушкин, а два Серафима, два святых – святой Серафим в губернии Тамбовской и святой Александр в губернии Псковской? Если бы Александр Пушкин был святым, подобным святому Серафиму, он не был бы гением, не был бы поэтом, не был бы творцом. Но религиозное сознание, признающее святость, подобную Серафимовой, единственным путем восхождения, должно признать гениальность, подобную пушкинской, лишенной религиозной ценности, несовершенством и грехом. Лишь по религиозной немощи своей, по греху своему и несовершенству был Пушкин гениальным поэтом, а не святым, подобным Серафиму. Лучше было бы для божественных целей, чтобы в России жили два святых, а не один святой и один гений-поэт. Дело Пушкина не может быть религиозно оценено, ибо гениальность не признается путем духовного восхождения, творчество гения не считается религиозным деланием. “Мирское” делание Пушкина не может быть сравниваемо с “духовным” делением святого Серафима. В лучшем случае, творческое дело Пушкина допускается и оправдывается религиозным сознанием, но не опознают в нем дела религиозного. Лучше и Пушкину было бы быть подобным Серафиму, уйти от мира в монастырь, вступить на путь аскетического духовного подвига. Россия в этом случае лишилась бы величайшего своего гения, обеднела бы творчеством, но творчество гения есть лишь обратная сторона греха и религиозной немощи. Так думают отцы и учителя религии искупления. Для дела искупления не нужно творчества, не нужно гениальности – нужна лишь святость. Святой творит самого себя, иное, более совершенное в себе бытие. Гений творит великие произведения, совершает великие дела в мире. Лишь творчество самого себя спасает. Творчество великих ценностей может губить. Святой Серафим ничего не творил, кроме самого себя, и этим лишь преображал мир. Пушкин творил великое, безмерно ценное для России и для мира, но себя не творил. В творчестве гения есть как бы жертва собой. Делание святого есть, прежде всего, самоустроение. Пушкин как бы губил свою душу в своем гениально-творческом исхождении из себя. Серафим спасал свою душу духовным деланием в себе. Путь личного очищения и восхождения (в иогизме, в христианской аскетике, в толстовстве, в оккультизме) может быть враждебен творчеству.

http://pravoslavie.ru/71272.html

ляет собой картина: „явление Христа миру“. Мощный, полный движения и выразительности образ Крестителя, представляющий олицетворение пророческого „гласа вопиющего в пустыне“, поражённые то наивно-детским, то спокойно-торжественным, то благоговейно-смиренным ожиданием провозглашаемого Агнца Божия слушатели и ученики пророка пустыни; вся обстановка картины, её частности – всё дышит жизнью, наглядно, реально, – всё это как бы живым взято из-за дали веков, мест и народов с действительно-исторической почвы и целиком перенесено на полотно великим русским художником кисти и красок. Но, владея даром открывать и изрекать языком красок самые глубочайшие тайны человеческой души и самые сокровеннейшие святая святых нравственно религиозного гения человеческого, великий художник русский оказался немощным в отношении к образу Христа – средоточию всей картины. Истово-православный религиозный гений громко говорил художнику, что изобразить Христа в реально-художественном виде, хотя бы и с привлекательным, но всё же только типично-человеческим лицом сирийца или даже иудея, значило бы всё обратить в Ренановскую карикатуру. Среди этих будущих благовестников и апостолов вселенной, в сравнении с этим великим образом пророка в духе и силе Илии – Ренановский Христос оказался бы лишь обычным еврейским раввином, а не Искупителем мира и не Богочеловеком. Религиозный гений подсказал православному художнику, как нельзя изобразить Христа, но он не мог дать ему ответа на вопрос: как должно изобразить Христа в этой реально художественной обстановке картины, потому что Христос, в этом смысле, не описуем и не изобразим. Стоящий вдали, незаконченный и даже второстепенный, туманно-неопредёленный образ Грядущего Агнца Божия и Искупителя-Богочеловека на картине Иванова более приближается к православно-символической иконописи, чем к западному художественному реализму всей картины. Отринув всё несвойственное Безгрешному Богочеловеку, сильный религиозный гений очевидно не дал и дать не мог нашему художнику, взамен отринутого, никаких

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заурядный брат его Стефан лучше читал, чем он, его больше наказывали, чем обыкновеннейших учеников. Хотя биограф говорит, что Варфоломей обогнал сверстников, но вся жизнь Сергия указывает, что не в способностях к наукам его сила: в этом ведь он ничего не создал. Пожалуй, даже Епифаний, человек образованный и много путешествовавший по св. местам, написавший жития свв. Сергия и Стефана Пермского, был выше его как писатель, как ученый. Но непосредственная связь, живая, с Богом, обозначилась уж очень рано у малоспособного Варфоломея. Есть люди, внешне так блестяще одаренные, – нередко истина последняя для них закрыта. Сергий, кажется, принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко, и посредственность обгонит их – зато необычайное раскрыто целиком. Их гений в иной области». (Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский).  Гениальность – компенсация? В словах Бориса Зайцева прозвучала  важная мысль о том, что гений преподобного Сергия проявился  совершенно  в иной области. Наверное, святость можно назвать в полном смысле слова гениальностью. Интересно, что современные нейропсихологии и логопеды словно подхватили эту мысль – многие из специалистов считают, что дислексия и гениальность зачастую ходят рука об руку. И самое яркое подтверждение связи затруднений с чтением и письмом (дисграфией) и уникальных способностей – это сами гении и талантливые люди, оставшиеся в истории. Так, затруднялись с чтением и письмом разносторонние одаренный гений эпохи Возрождения  Да Винчи, писатель-сказочник Андерсен,  гениальный ученый Эйнштейн,  мастер детектива Агата Кристи и великий  мультипликатор Уолт Дисней. В этом же списке – наши современники, мультимиллионеры и авторы гениальных бизнес-идей Стив Джобс и Генри Форд. С трудом осваивали чтение и письмо и всемирно известные люди из мира кино –актёры Энтони Хопкинс и Том Круз, а также Лив Тайлер, Кира Найтли, Орландо Блум… Можно продолжать и продолжать. Известный пример из отечественного киномира – Федор Бондарчук. Так что, обнаружив проблемы с чтением у детей, не огорчайтесь, не впадайте в панику и не причисляйте своего ребенка к посредственностям. Как знать, возможно, дело обстоит с точностью до наоборот, и наличие такой проблемы сигнализирует о нестандартном мышлении, скрытых способностях и талантах вашего малыша.

http://azbyka.ru/deti/otrok-varfolomej-i...

— Отец Андрей, Христос Воскресе! Р. Б. Сергий из Москвы. Не могли бы вы сказать о евангелии от Толстого? И ещё, в этом контексте... Его же отлучили от Церкви, не предали анафеме. В чём разница между церковной анафемой и отлучением, не могли бы вы пояснить? — Евангелие от Толстого — это попытка рационалистического прочтения Евангелия, при котором Толстой отказал Христу в божестве, отказал Христу в чудесах, — решил, что чудес не было, это людям привиделось, — решил, что Христос не Господь и не Бог, а просто хороший человек. Он изложил такую свою трактовку, которая никак не может считаться христианской, которая является плодом гордых фантазий хорошего графа. Но хороший граф становится плохим графом, когда он начинает фантазировать на вещи, которые не поддаются отдельному уму. Розанов говорил, что Толстой — гений, но он — дурак. Это очень важные слова. Толстой умён, но он — дурак. Как это — гений и дурак? А вот Розанов очень правильно говорит, что если бы Толстой был умён по-настоящему, он бы не воевал с Церковью, потому что в Церкви есть Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святой Спиридон, святой Тимофей, святой Тихон Задонский. Толстой, если бы он был умён, смирился бы перед Церковью, вообще. Розанов говорит, что допустим, Священный Синод ниже Толстого: Толстой выше, умнее, серьёзнее, горячее, нежели Отцы-Синодалы владыки. Но Толстой ниже Василия Великого, ниже Иоанна Златоуста, Толстой должен был смириться перед Церковью, в принципе, перед Церковью, как таковой. Не перед Синодом, а перед Церковью. А раз он не понял этого, то он — гениальный, но он — дурак. Ну дурак: умная голова дураку досталась. Так что с его евангелием — это неумные выходки зарвавшегося человека. Зарвался барин, загулял, так сказать. Косил бы траву с мужиками на поляне всю жизнь до смерти, глядишь, так бы и спасся. А так — задурачился гений. А насчёт анафемы и отлучения, анафема — это и есть отлучение. Анафема не есть проклятие, но анафема есть отлучение. Как мы поём в первую неделю Православия: «Анафема, анафема, анафема...» — это значит: «Ты не наш, ты не наш, ты не наш.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010