Его мировосприятие очень украшалось и отеплялось его ощущением Дворца Природы. Он восклицал, наклонясь над редкою травкой, незаконно проросшей в бесплодной нашей зоне: — Как прекрасна земная трава! Но даже её отдал Творец в подстилку человеку. Значит, насколько же прекраснее должны быть мы! — А как же: “Не любите мира и того, что в мире?” (Сектанты часто повторяли это.) Он улыбнулся извинительно. Он умел этой улыбкой примирять: — Да даже в плотской земной любви проявляется наше высшее стремление к Единению! Теодицею, то есть оправдание, почему зло должно быть в мире, он формулировал так: Дух Совершенства оттого Несовершенство допускает — Страданье душ, что без него Блаженства цену не познают. … Суров закон, но только им Для малых смертных достижим Великий вечный мир. Страдания Христа в человеческой плоти он дерзновенно объяснял не только необходимостью искупить людские грехи, но и желанием Бога перечувствовать земные страдания. Силин смело утверждал: — Об этих страданиях Бог знал всегда, но никогда раньше не чувствовал их! Равно и об Антихристе, который В душе свободной человека Стремленье к свету извратил И ограничил светом века, Силин находил свежие человеческие слова: Блаженство, данное ему, Великий ангел отвергал, Когда, как люди, не страдал. Без скорби даже у него Любовь не знала совершенства. Сам мыслящий так свободно, Силин находил в своём широком сердце приют для всех оттенков христианства: …Суть их та, Что и в учении Христа Своеобразен всякий гений. По поводу запальчивого недоумения материалистов о том, как мог дух породить материю, Силин только улыбался: — Они не хотят задуматься над тем, — а как могла грубая материя породить Дух? В таком порядке — разве это не чудо? Да это было бы чудо ещё большее! Мой мозг был переполнен собственными стихами, — и лишь эти крохи удалось мне сохранить от слышанных поэм Силина — в опасении, что сам он, может быть, не сохранит и ничего. В одной из поэм его излюбленный герой с античным греческим именем (забыл я его) произносил воображаемую речь на ассамблее Организации Объединённых Наций — духовную программу для целого человечества. В четырёх навешанных номерах, истощённый, обречённый раб, — этот поэт имел в груди больше сказать живущим, чем целое стадо утвердившихся в журналах, издательствах, на радио (что в Союзе, что на Западе) — и никому, кроме себя, не нужных.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Если нужно сравнить их с кем либо на земле, чтобы этим сравнением нагляднее представить характерную особенность пророков, то их можно сравнить с гениями. Гений тем отличается от обыкновенных людей, что его дух обладает такою могучею силою, что своим смелым полетом во всех областях умственной или нравственной деятельности опережает коллективное движение всех современных ему обыкновенных умов. Отсюда громадная разность в ясности и широте их зрения: там, где для обыкновенных умов только еще едва брезжащий рассвет, для гения ясный солнечный день, где для первых мрачное тесное ущелье, для гения там широкие светлые равнины. Но это еще в обыкновенном состоянии человека. Когда же луч вдохновения падет на великий человечески дух, то встрепенувшись он поднимется в те области, которые недоступны обыкновенным умам и видит такие вещи, которые обыкновенным умам кажутся безумием или мечтой, и которые однако спустя тысячи лет становятся достоянием благодарного потомства и всего человечества. Так же, но только в несравнимо высшей степени, дух пророков. Призванные охранять зародыш царства Божьего на земле, проповедовать все доброе, бороться с злом на греховной земле, призванные возвещать на земле мысли Божьи, мысли, которые по слову Божьему на столько же выше мыслей человеческих, насколько небо выше земли 45 пророки естественно обладали сознанием, превосходящим по ясности, и проницательности всякое человеческое сознание; и если гении способны видеть то, чего не способна видеть толпа, то пророки способны были видеть то, о чем не смели даже мечтать ни самые глубокие философы, ни самые сильные смелые гении. Проникать в тайны природы, судьбу истории, в тайны человеческого духа и мысли могут в известной степени сильные умы, но проникать в тайны судеб Божьих, постигать определения и предопределения Божьи, видеть движение самой мышцы, управляющей судьбами истории и вечности и знать направление этого движения, – одним словом следить пути Божьи на всем необъятном их протяжении в истории и в вечности, знать «тайну Божью» ( 46 ): это могут только пророки, и никто еще из людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vethoz...

Новый исход еще не обозначался, новый клапан не отворялся, и всё задыхалось под страшно понизившимся и сузившимся над человечеством прежним его горизонтом. Старые кумиры лежали разбитые. И вот в эту-то минуту и явился великий и могучий гений, страстный поэт. В его звуках зазвучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своем назначении и в обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали , проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству , всё оно откликнулось ему. Это именно было как бы отворенный клапан; по крайней мере, среди всеобщих и глухих стонов, даже большею частью бессознательных, это именно был тот могучий крик, в котором соединились и согласились все крики и стоны человечества. Как было не откликнуться на него и у нас, да еще такому великому, гениальному и руководящему уму, как Пушкин? Всякий сильный ум и всякое великодушное сердце не могли и у нас тогда миновать байронизма. Да и не по одному лишь сочувствию к Европе и к европейскому человечеству издали, а потому, что и у нас, и в России, как раз к тому времени, обозначилось слишком много новых, неразрешенных и мучительных тоже вопросов, и слишком много старых разочарований… Но величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окруженный почти совсем не понимавшими его людьми, нашел твердую дорогу, нашел великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был — народность, преклонение перед правдой народа русского. «Пушкин был явление великое, чрезвычайное». Пушкин был «не только русский человек, но и первым, русским человеком». Не понимать русскому Пушкина значит не иметь права называться русским. Он понял русский народ и постиг его назначение в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто. Не говорю уже о том, что он, всечеловечностью гения своего и способностью откликаться на все многоразличные духовные стороны европейского человечества и почти перевоплощаться в гении чужих народов и национальностей, засвидетельствовал о всечеловечности и всеобъемлемости русского духа и тем как бы провозвестил и о будущем предназначении гения России во всем человечестве, как всеединящего, всепримиряющего и всё возрождающего в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Превеликая зала была наполнена слушателями, так что негде было упасть яблоку. Я должен был остановиться в дверях. Платнер говорил уже на кафедре. Все молчало и слушало. Никакой шорох не мешал голосу г. доктора распространяться по зале. Я был далеко от него, однако же не проронил ни одного слова. Он говорил о великом духе или о гении. «Гений, – сказал он, – не может заниматься ничем, кроме важного и великого, – кроме натуры и человека в целом. Итак, философия, в высочайшем смысле сего слова, есть его наука. Он может иногда заниматься и другими науками, но только всегда в отношении к сей; имеет особливую способность находить сокровенные сходства, аналогию, тайные согласия в вещах и часто видит связь там, где обыкновенный человек никакой не видит; и потому часто находит важным то, что обыкновенному человеку, которого взор простирается недалеко, кажется безделкою. Лейбниц, великий Лейбниц, проехал всю Германию и Италию, рылся во всех архивах, в ныли и в гнили молью источенных бумаг для того, чтобы собрать материалы для истории Брауншвейгского дому! Но проницательный Лейбниц видел связь сей истории с иными предметами, важными для человечества вообще. – Наконец, во всех делах такого человека виден особливый дух ревности, который, так сказать, оживляет их и отличает от дел людей обыкновенных. Я вам поставлю в пример Франклина, но как ученого, но как политика. Видя оскорбляемые права человечества, с каким жаром берется он быть его ходатаем! С сей минуты перестает жить для себя и в общем благе забывает свое частное. С каким рвением видим его, текущего к своей великой цели, которая есть благо человечества! – Сей же дух ревности оживляет и отличает сочинения великих гениев. Если бы можно было извлечь его, например, из Мендельзоновых «Философических писем» или Иерузалемовой книги «О религии», то в первых осталось бы одно схоластическое мудрование, а во второй – обыкновенные догматы теологии; но, одушевляемые сим огнем, возвышают они душу читателя». – Платнер говорит так свободно, как бы в своем кабинете, и очень приятно. Все, сколько я мог видеть, слушали с великим вниманием. Сказывают, что лейпцигские студенты никого из профессоров так не любят и не почитают, как его. – Когда он сошел с кафедры, то ему, как царю, дали просторную дорогу до самых дверей. «Я никак не думал вас здесь увидеть, – сказал он мне, – а если бы знал, что вы сюда придете, то велел бы приготовить для вас место». Он пригласил меня к себе после обеда и сказал, что хочет ужинать со мною в таком месте, где я увижу некоторых интересных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

    В конце апреля русские войска перешли Прут. Известно, что результаты кампании 1828 года не были так удовлетворительны, как надеялись в России, как опасались в Лондоне и Вене. Здесь, разумеется, были очень рады, а в Константинополе подняли головы. " Дипломатический гений " счел обстоятельства благоприятными для начатия своей кампании; он начал внушать о необходимости для четырех важнейших держав вступиться в войну между Россиею и Турциею, причем уговаривал английский кабинет действовать на Францию, оттягивая ее от России, обещая с своей стороны действовать в том же смысле на Пруссию.   Поццо объявил Лаферроннэ, что никогда царь не допустит никакого вмешательства посторонних держав в свои дела с Портою, и французский министр дал решительный ответ, что Франция отвергает всякое подобное предложение. Осенью был в Вене возвращавшийся с театра военных действий герцог Мортемар. Меттерних спросил у него, какое впечатление вынес он о русском войске и о русских генералах. Мортемар отвечал, что вынес о русской армии самое выгодное мнение. Меттерних презрительно улыбнулся и сказал: " Вы, французы, позволяете себе поддаваться блеску; спросите об этом деле нас: мы наблюдаем русских сто лет; их сила только напоказ, и в эту минуту это верно более, чем когда-либо; что касается потерь их, то они громадны, Россия нескоро и нелегко от них оправится " .   То же самое было повторено в Париже. 1 декабря австрийский посланник при французском дворе граф Аппони прочел Лаферроннэ депешу Меттерниха, где говорилось, что для прекращения Восточной войны необходимо собрать конгресс из воюющих сторон и главных государств Европы: настоящие обстоятельства представляют великие удобства для того, чтобы действовать на дух русского царьа; русская армия находится в совершенном разрушении и разложении, физическом и нравственном; генералы потеряли дух, ссорятся друг с другом.   Царь в глубоком унынии; турки увеличивают свои силы и мужество, они отымут у русских Варну зимою; великий визирь поклялся в этом своею головой - у него будет 150 000 войска для этой операции; в будущую кампанию 300 000 турок бросятся на русские владения, опустошат все на своем пути.

http://isihazm.ru/1/?id=923

Слова Виргилия не простое поэтическое украшение, а лишь констатирование действительных фактов, сжатое выражение смысла всей Римской истории. И не один, конечно, Виргилий, но многие лучшие люди сознавали эту миссию Римского народа. Итак, древний классический мир имел возможность и желание стать выше наличной действительности, развить свой дух до идеальной высоты и дать своей жизни образец идеальной человеческой жизни. Но случилось ли это? Дал ли Греко Римский мир, если не абсолютный, неизменный, то, по крайней мере, высокий идеал жизни, который пережил бы своего создателя и, как историческое наследие, был воспринят предками как идеал же, как цель жизни? Дал ли Греко Римский мир в наследие своим культурным преемникам такое мировоззрение, по которому они, как по идеалу, располагали свою жизнь? Нет, греко-римский гений так или иначе решил только частные, отдельные вопросы человеческого бытия, самого же общего вопроса о смысле его он не осилил. Он не знал высшего идеального мира и пытаясь определить его основы, не возвысился над наличной действительностию, а списывал свои идеалы с лучших людей того или другого века. Вот почему, при всей высоте отдельных положений в учении языческих мудрецов, встречаемся с самыми грубыми и безнравственными идеями (напр., защита Аристотелем рабства). Каждый человек по личному опыту знает, что самодеятельное, самобытное развитие не может быть равномерными конечный человеческий дух не может обнять всех областей ведения с одинаковой глубиной. Напротив, специализация в знании и деятельности одного рода невыгодно отзывается на знании и деятельности другого рода. Превосходный философ и может совсем не иметь способностей к историческим занятиям, великий поэт часто бывает очень посредственным государственным человеком. Списывая свои образы жизни с действительности, руководители языческого греко-римского общества, попятно, не могли дать вечного идеала жизни, а потому и не могли определить ее смысла. Смысл наличной жизни постигается только в ее идеальной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Если нужно сравнить их с кем-либо на земле, чтобы этим сравнением нагляднее представить характерную особенность пророков, то их можно сравнить с гениями. Гений тем отличается от обыкновенных людей, что его дух обладает такою могучею силою, что своим смелым полетом во всех областях умственной или нравственной деятельности опережает коллективное движение всех современных ему обыкновенных умов. Отсюда громадная разность в ясности и широте их зрения: там, где для обыкновенных умов только еще едва брезжущий рассвет, для гения ясный солнечный день, где для первых мрачное тесное ущелье, для гения там широкие светлые равнины. Но это еще в обыкновенном состоянии человека. Когда же луч вдохновения падет на великий человеческий дух, то, встрепенувшись, он поднимается в те области, которые недоступны обыденным умам, и видит такие вещи, которые обыкновенным умам кажутся безумием или мечтой, и которым, однако ж спустя тысячи лет становятся достоянием благодарного потомства и всего человечества. Таков же, но только в несравнимо высшей степени, дух пророков. Призванные охранять зародыш царства Божия на земле, проповедовать все доброе, бороться с злом на греховной земле, призванные возвещать на земле мысли Божии, мысли, которые по слову Божию настолько же выше мыслей человеческих, насколько небо выше земли ( Ис. 55:8 ), пророки естественно обладали сознанием, превосходящим по ясности и проницательности всякое человеческое сознание, и если гении способны были видеть то, чего неспособна видеть толпа, то пророки способны были видеть то, о чем не смели даже мечтать ни самые глубокие философы, ни самые сильные, смелые гении. Проникать в тайны природы, судеб истории, в тайны человеческого духа и мысли могут в известной степени сильные умы; но проникать в тайны судеб Божиих, постигать определения и предопределения Божии, видеть движение самой мышцы, управляющей судьбами истории и вечности, и знать направление этого движения, – одним словом, следить пути Божии на всем необъятном их протяжении в истории и в вечности, знать «тайну Божию» ( Ам. 3:7 ): – это могут только пророки и никто еще из людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ангелина 2017/08/15, 06:56:47 Господи прости меня за мой грихи,прости меня Господь за все,я прошу тебя пошли мне мужа в помощь во имя оца и сына и святого духа,аминь надежда 2017/08/12, 04:53:49 Боженька прости меня грешную, мне очень-очень стыдно за свое поведение, помоги исправиться, стать сильнее, терпеливее, спокойнее, не совершать грехов, стать хорошей матерью. Спасибо Тебе за моих деток, помоги их достойно воспитать. Прости мою слабость, прости меня грешную. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. р.Б. Наталия 2017/08/01, 16:16:54 Господи, прошу твоей помощи моему сыну Андрею в учении. Помоги ему быть организованным и терпеливым на новом этапе его жизни и сохранять душевное спокойствие. Аминь. 2017/07/20, 18:19:50 Господи помилуй. Господи спаси и сохрани, прости все грехи наши. Господи не оставь великой милостью своей помоги в трудный час направь дорогой верной устрой все по воле твоей. Спасибо что не оставляешь нас грешных. Лариса 2017/06/29, 16:51:58 Спаситель наш, Провидец и Учитель! Заступник обречённых на грехи, Ты любящему – тихая обитель, И страннику – приют среди стихий. Прошу дать знак, что голос мой услышан В молитве, вознесённой к небесам: Я просто ближе стать хочу и выше Летать, как птица, веря в чудеса Преображенья и оздоровленья, Успеха на тропе к своей мечте, Ведь каждым утром гений озаренья Мне солнышком являешь в простоте. Слова перебирает честный разум В молитве, где сердечко промолчит, Уверовав в благословенье сразу, - Кто смог заплакать, тот не закричит. Ах, Отче наш, и на земле и в небе Святим мы имя, царствие твоё И волю славим, о насущном хлебе Лишь только чаем каждым новым днём. Прости долги нам и грехи безволья, Как мы прощаем всуе должникам, И не введи во искушенье, болью Телесною испытывая нас. Избави от Лукавых быт и мысли… Дай Троицу в надёжный оберёг! Печаль дождя цветное коромысло Рассеет над развязками дорог. В лазурном небе засияет светом Надежда, Вера, Счастье и Любовь. Великий Боже, награди секретом, Чтоб был мой дух и организм здоров!

http://isihazm.ru/1/?id=650&c_pid=5

Вот царь Соломон из «Тысяча и одной ночи», арабских сказок Шехерезады 12 , помещает в небольшую бутылку громадного джинна — духа (который в свободном состоянии ногами стоял на земле, а головой уходил в облака) и, запечатав магической печатью, бросает в море. В другой сказке «Волшебная лампа Аладина» также джинны-бесы являются в гигантском виде 13 . В «Фаусте» Гете бес, «гений земли», вызванный заклинаниями, чтобы устрашить Фауста, является в огромных размерах, но тот же бес под видом Мефистофеля, желая подладиться к Фаусту и обольстить его, принимает на себя уже скромные размеры — бояться, мол, меня нечего… 14 У наших поэтов то же самое. У Пушкина в песнях юго-западных славян («Марко Якубович») дух за краткое время три раза меняет свой вид, последовательно из великана превращаясь в маленького карлика. В стихотворении «Бесы» ямщик говорит поэту: Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня… Там верстою небывалой Он торчал передо мной, Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме ночной… — 203- Пушкин приглядывается: Вижу — духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны В мутной месяца игре, Закружились бесы разны, Б удто листья в ноябре… Или вот еще насмешливая (когда совсем не смешно) фраза невера-интеллигента: Ты в пузыречек наловишь их сотню… Некрасов 15   II. Он неспособен к раскаянию 16 . «Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, — говорит святой Василий Великий. — Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть?» 17 III. Демоны не знают будущего 18 . Однажды бесовская сила явилась Пахомию Великому (+ 348) в виде жены. В конце длинного разговора, который я опускаю, святой сказал диаволу: — Знаешь ли, что после нашей смерти будущие монахи не так верно будут работать Богу, как мы работаем? — Хорошо знаю, — отвечает бес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Что оставит он после себя? Если он был поэт или ученый, или просто мастер, то что-то из его изделий люди быть может и сохранят, но ведь далеко не все из нас такие, Громадное большинство из нас исчезает совершенно бесследно. Значит, что же: жизнь всех из нас, за редким исключением, никому не нужна? Почему же тогда нет двух одинаковых людей ни по телу, ни по душе. Человек, каждый в отдельности, совершенно неповторим, он есть столь совершенное творение Божие, что трудно представить себе, чтоб он был создан для столь нелепой цели: промелькнуть кратким мгновением в тысячелетиях и исчезнуть бесследно. Каждый человек — будь то гений или простец, великий или малый, он неповторим, каждый есть личность. Потому-то мы и верим, что каждый из нас лично бессмертен. Верим, и в этой вере в жизнь вечную, в приготовлении к ней находим смысл и земной жизни. Впрочем, эта вера наша, первоначально основанная на желании собственного бессмертия, на каких-то подсознательных пока чувствах и расположениях, о которых было сказано, получает в дальнейшем вполне реальное подтверждение. Если мы видели, например, смерть кого-либо из близких, или просто тяжелую болезнь его, то могли, наряду с чисто медицинскими явлениями, заметить в нем совершенно явные духовные, психические перемены. Человек порой начинает общаться с невидимыми для нас гостями, спрашивает их и отвечает им. Мы считаем это просто бредом, расстройством, но для него эти гости из мира невидимого совершенно реальны. Как правило, мы наблюдаем эти явления у людей, далеких от веры и церкви, и тогда не можем не заметить, что все эти посещения весьма тягостны для умирающего. В его глазах и ужас, и тоска, и отчаяние, и все это явно не от телесных страданий. В другое время, при тяжелых приступах болезни, может быть, этот же человек хотел сам покончить с жизнью, а вот когда смерть пришла сама, он от нее в ужасе. Удивительно: жизнь на земле не дает человеку уже ничего, кроме страдания, а умирать он ужасается. Почему? Да потому, что со смертью ничего не кончается и это человек видит порой только при переходе из земной телесной жизни в жизнь новую, вечную. Смерть же христианских подвижников, описанная, например, в житиях святых, совсем иная. Она для человека не внезапна. Он, конечно, страшится и смерти, и посмертного суда Божия, но никогда не оставляет надежды на его милосердие, умирает спокойно и часто просиявает лицом перед смертью, охотно предает Богу дух свой. А душа человека безбожного поистине исторгается из него кем-то как бы насильственно, против воли, со страхом, с терзанием и мучениями чисто духовными. Добрый христианин не теряет сознания перед смертью, некоторые даже предсказывают и свой час, и еще что-нибудь, ясным и свежим разумом и сердцем они всех прощают, сами просят прощения и отходят. А люди безбожные, напротив, почти никогда не умирают в сознании, а большей частью в беспамятстве.

http://azbyka.ru/katehizacija/slovo-k-pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010