Стигматы, стигмы (греч. stigmatos, stigma – укол, рубец, клеймо) – непроизвольное появление на теле знаков (кровоподтеков или язв), подобных тем, что были на теле Иисуса от креста, гвоздей, тернового венца. Стихарь – надеваемая священником для богослужений белая рубаха до колен с крестом на спине. Страстная неделя (Великая седмица) – последняя неделя Великого поста (перед Пасхой), посвящаемая воспоминаниям о страданиях и смерти Христа. Каждый день Страстной недели называется великим и отмечается торжественными богослужениями. Страшный суд – в христианском вероучении второе пришествие Иисуса Христа для суда над всеми живыми и мертвыми как воздаяния по заслугам каждому. О судном дне повествуется в основном в Евангелиях от Матфея, от Иоанна и в Апокалипсисе. Стригольничество – еретическое движение, распространившееся в новгородско-псковских землях в XIV b. Стригольники не признавали священников и патриархов, отказывались от почитания святых, икон и креста, истинной называли апостольскую церковь; каждый человек, считали они, должен быть сам учителем веры и ее проповедником. Суйм, суём – мирской сход. Схииеродиакон – иеродиакон, принявший схиму (см.). Схима (от греч. образ, вид) – высшая ступень монашества, требующая выполнения самых строгих правил и ограничений. Схоларий – ученый. Троица Пресвятая – краеугольный догмат христианства, согласно которому Бог един по существу, но троичен в лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Тропарь (греч. обращаю) – церковное песнопение, молитвенная песнь, в содержании которой выражается сущность празднуемого или вспоминаемого священного события, прославляемого святого. Утреня, заутреня – вседневная часть суточного богослужения (см. Вечерня), посвящаемая земной жизни Иисуса Христа. Фелонь, риза – в облачении священнослужителей безрукавная накидка. Фиал (греч.) – кубок. Херувимская – название одного из церковных песнопений. Хиротония (греч. cheirotonia – действие силой рук), рукоположение – христианский обряд возведения в священнический сан (диакона, священника, епископа и др.).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Пустыня в жизни Предтечи напрашивается на сопоставление с храмом в детской и отроческой жизни Приснодевы: Она была введена в храм и здесь соблюдалась от всякого зла в служении ангелов. Предтеча же удалился в пустыню, храм природы. Разумеется, здесь есть существенное различие, естественно вытекающее из различия служений и призваний, но при этом явном различии важно установить и сближение. Заслуживает внимания, что о Предтече ничего не упоминается в отношении к храму: в нем, как стоящем на границе заветов Ветхого и Нового, уже теряет свое значение храм ветхозаветный, и он предстоит Богу в пустыне, внемля зову нового священства по чину Мельхиседекову. По своему происхождению из священнического рода, Иоанн мог и должен был быть священником и, однако, в Евангелии, в котором столь выразительно показано это его происхождение, совершенно отсутствует всякое указание об отношении его к храму. Иоанн, будучи священником по крови, уже не священствовал в ветхозаветном храме, и нет прямых указаний, чтобы он в нем появлялся, и даже если предположить это явление, то оно не переходило за пределы обязательных для всякого верующего иудея посещении. 19 Пребывание Предтечи в пустынях до дня явления миру имеет, помимо удаления от греховной жизни, еще и другое значение. Это есть как бы вольная смерть для людей, великая схима посвящения Богу. Жить в пустыне это значит не только жить без людей, вне человеческого общества, но и жить с Богом и для Бога, это такая полнота богожития и боговедения, из которой не делается никакого вычета для чувств и привязанностей человеческих. Предтеча, вся сила подвига которого заключается в полноте самоотдания, жертве своей жизнью для другого, начинает этот свой путь и подвиг Предтечи уже от пелен матерних. Он умирает для всего человеческого, для того, чтоб стать Предтечей и только Предтечей, другом и только другом Жениха, соблюсти полную нераздельность чувств и полноту сил для этого подвига. На некоторых иконах Предтеча изображается еще не обезглавленный и однако с своей главою в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Честная глава Минодоры находится в афонском мон-ре Великая Лавра , др. части ее мощей - в мон-рях Дусику и Иоанна Богослова апостола на Патмосе , честная глава Митродоры - в Бесплотных сил Петраки мужском монастыре , остальные части мощей - в мон-рях Пантократор, Агафон, Дусику, Галатаки, ап. Иоанна Богослова на Патмосе; 3 пальца Н. почитаются в мон-ре Зербица, другие частицы мощей этой святой хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в мон-рях Дусику, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Андросе и Успения Пресв. Богородицы близ с. Макримали на Эвбее ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 217, 219, 229). Считается, что мощи Митродоры хранятся в кафедральном соборе Чезены (Италия) ( Sauget. 1967. Col. 353). В XVI в. имена мучениц включены кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 390). Ист.: BHG, N 1272z, 1273; ActaSS. Sept. 1750. T. 3. P. 489-493; PG. 115. Col. 653-665; Halkin F. Ménodora, Métrodora et Nymphodora// Idem. Hagiologie byzantine: Text inédits publ. en grec et trad. et franç. Brux., 1986. P. 87-100; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 113-115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277; Т. 3. С. 365; Sauget J.-M. Menodora, Metrodora e Ninfodora//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 352-354; Mansel A. M. Yalova. Istanbul, 1936; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 335; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20112. Τ. 1. Σ. 147-148. О. В. Л. Иконография Мученицы Митродора, Минодора и Нимфодора. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r) Мученицы Митродора, Минодора и Нимфодора. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r) Мученицы изображаются сообразно их монашескому чину в длинных одеждах: платье, обычно темного тона плащ (мантия) и плат на голове (в виде мафория); когда состав облачения полный, в него входят схима и аналав. Знаком мученичества является крест в руке у каждой святой. В соответствии с Житием все молоды.

http://pravenc.ru/text/2563270.html

20 марта 1990 г. Сергий Виноградов был зачислен в братию Оптиной Пустыни, а 2 июня, на всенощном бдении в честь Владимирской иконы Божией Матери, облачен в подрясник. Этот день с особым торжеством праздновался в обители, ровно два года назад совершившей первую со дня закрытия литургию. Послушничество – это время нелегких трудов самоотвержения, понуждения себя к пребыванию в «общих порядках» иноческого жития. Но оно было, по словам Батюшки, для него самым блаженным. Первые годы своей монашеской жизни он называл впоследствии словами Иоанна Лествичника – «путешествием спящих». Вместе с переменой местопребывания, с переменой одеяния происходит и обрезание духовное. 4 Отречение от мира исполняет сердце необыкновенной радости. Желание забыть все ради Бога – это не пренебрежение людьми или красотой Божиего мира, но обретение большего, не сравнимого с здешним. Восприняв искру Божественного огня, послушник постепенно раздувает в своем сердце тот пламень, который попалит в нем терние согрешений. Если великая схима – это окончательное погребение для пожеланий человеческих, то послушник словно выбирает место, берет заступ и начинает копать могилу своей самости. «Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни». Преподобный Варсонофий Оптинский Сначала многое кажется непонятным, да и не всегда жизнь в современных монастырях соответствует идеалу монашества, описанному у святых Отцов. Дух мира сего вторгается и в монастырскую ограду, расслабляя, угашая ревность, навязывая всевозможные соблазны. Пожалуй, самая главная сложность вначале – упростить свое сознание в согласии с простотой и цельностью размеренной монастырской жизни, унять жажду внешнего знания, чтобы «опуститься» до глубин Евангельской простоты. Впоследствии Батюшка с отрадным чувством вспоминал одно из первых своих послушаний – он пас коров, которых в Оптиной сначала было две, а затем появилась третья. В то время подсобное хозяйство состояло из небольшого сарайчика, в котором едва хватало места для трех коров, и сторожки, где размещались пастухи. Затем он работал в переплетной мастерской и дежурил на вахте монастырских Святых врат; кроме того, неопустительно посещал многочасовые утренние и вечерние богослужения, исполнял келейное правило. В одном из писем он сообщал о себе, что, хотя нагрузка в монастыре очень большая, с Божией помощью удается сделать за день удивительно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О, если бы все мы, братия и сестры, так хвалились крестом Христовым, – прославляли Христа распятого жизнию святою, чистою! Мы хвалились бы крестом достославно, спасительно. К вам, братия святой обители сей, особое обращение мое… Вы громко, ясно, торжественно хвалитесь крестом Христовым. Вы вознесли, воздвигли крест Христов, возглавив им свой св. кресто-воздвиженский храм, – воздвигли на такую высоту, на какую св. животворящий крест Христов не был воздвизаем даже во время всемирного воздвижения его: высоко вознесён крест на вашем храме, далеко виден он… Вы хвалитесь крестом Христовым, обрекши себя на подвиги усиленного крестоношения – иноческого… Всё это отрадно; всё это достохвально, но – только при кресте внутреннем. Св. Апостол Павел там же, где хвалится крестом Христовым, говорит: во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гал.6:15 )… Думаю, что не погрешу против учения св. Апостола, если скажу вам: о Христе Иисусе ни жизнь в монастыре, ни большой и малый постриг, ни малая и великая схима, с одной стороны, ни жизнь в мире, в супружестве, в семье ничего не значат, а значит всё – новая тварь. Иноческий подвиг может соделать людей ангелами земными, но тогда только, когда это – действительный подвиг, когда проходящие его не образ только благочестия имеют, но и силою его овладели: одна же одежда иноческая носящих её иноками не делает. Тщитесь чрез покаянный подвиг сделаться новою тварью во Христе. – Сила крестная да попрет в вас дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия, корыстолюбия, плотоугодия, и да укрепит в вас дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви и – вы будете, истинными духовными крестоносцами, праведно и спасительно хвалиться крестом Христовым… Всем вам, которые живут и будут жить согласно с сим правилом, мир и милость ( Гал.6:16 ). Высоко воздвигнут крест Христов, возглавляющий храм ваш. Он попирает луну, которая есть символ ислама . Крест в лице русских крестоносцев попрал турецкий полумесяц, русское крестоносное воинство сокрушило силу христоненавистной Турции. Вам же предстоит, братия возлюбленная, попирать луну иным образом, – духовно, духовным оружием. Луна есть – символ ислама, – религия фатализма, фанатизма, чувственности, насилия, вражды ко всему, что немусульманское. В лице вашем крест да попирает луну, – да попирает в вас дух отчаяния, фатализма чрез вашу жизнь, проникнутую преданностию воле Божией, верою в Промысл Божий, при святой самодеятельности, дух фанатизма, нетерпимости чрез жизнь разумнодобродетельную и благочестивую, воодушевлённую любовию, которая всё терпит ( 1Кор.13:7 ), – дух плотоугодия чрез жизнь чистую, целомудренную, девственную, – дух насилия, вражды чрез жизнь, согретую любовию ко всему, даже и ко врагам вашим. Когда жизнь ваша будет такова, вы будете истинными крестоносцами духовными, будете праведно и спасительно хвалиться крестом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Что преподобный Феодосий вовсе не держался подобного взгляда, это отчасти видно из сейчас приведённых слов Нестора. А ещё более это необходимо думать само по себе. Великая схима, после того как явилось разделение монашества на два образа, стала выражением монашества полного и совершенного, при усвоенном малой схиме значении только обручения этому последнему 1256 ; но преподобный Феодосий, конечно, желал и ревновал видеть совершенными монахами всю свою братию; что же касается до пострижения в глубокой старости и перед самой смертью, просто ли в монашество или из малого образа в великий, то даже поздний его ученик говорит: «глаголяй сице: аще видите мя умирающа, тогда постризите мя, сего суетна вера и пострижение» 1257 . На этом основании необходимо думать, что преподобный Феодосий постригал в великую схиму всех без изъятия своих монахов, и именно-нарочито и непременно требуя этого от всех, и что он не дожидался глубокой старости, а тем более болезни явно смертной, а только ожидал от каждого доказательств готовности и наклонности быть совершенным иноком. В первой половине XII века позднейшие взгляды начинают явно выступать. Кирик Новгородский спрашивал о себе епископа Нифонта: «и ещё без скимы есмь, помышлял есмь в себе: ноли к старости тоже ся постригу, ноли буду лучший тогда, но худ есмь и боленъ» [я ещё не постригся в схиму; думаю в себе: не лучше ли постричься под старость, может быть не лучше ли буду тогда (здоровьем), ибо (теперь) худ (здоровьем) и болею], и получил в ответ: «добро еси помыслил, еже еси рекл, к старости пострищися в скиму» 1258 . В настоящее время почти все грамотные монахи, по выслуге лет, возводятся в степени священства – диаконы и пресвитеры (иеродиаконы, (иеромонахи). Совсем не так было в древнее время. Монах идёт в монахи не для пастырства над другими, что есть священство, а для спасения посредством подвигов собственной души,– идёт для того, чтобы из овцы обыкновенной, каковы все пасомые, стать овцой так сказать исключительной и смиреннейшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Дмитрий Дюжев В ближайшее время в продажу поступит аудиокнига «“Несвятые святые” и другие рассказы» . В этом трехдисковом издании рассказы архимандрита Тихона читают Алла Демидова, Василий Лановой, Дмитрий Певцов, Дмитрий Дюжев, Василий Бочкарев, Борис Плотников, Александр Феклистов и Егор Бероев. Все средства от продажи книги и аудиодиска архимандрита Тихона «“Несвятые святые” и другие рассказы» будут направлены на строительство храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, который предстоит освятить в феврале 2017 года в Сретенском монастыре. Рассказ архимандрита Тихона «Схиигумен Мелхиседек» читает актер Дмитрий Дюжев. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:13 мин. Размер 29.4 Mb ) Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении. Моя череда приходилась на поздний вечер — с одиннадцати часов до полуночи. На смену мне приходил схиигумен Мелхиседек. Он продолжал чтение Псалтири до двух часов ночи. Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Гашев. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов)      Отец Мелхиседек был удивительный и таинственный подвижник. Кроме как на службах, его почти не было видно в монастыре. На братской трапезе он появлялся только по праздникам. Но и за столом сидел, склонив голову под схимническим куколем, и почти ни к чему не притрагивался. Великая схима в Русской Церкви — это высшая степень отречения от мира. Принимая схимнический постриг, монах оставляет все прочие послушания, кроме молитвы. Ему, как и при монашеском постриге, вновь меняют имя. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей, кроме служения литургии и духовничества. Отец Мелхиседек появлялся под сводами небольшого и слабо освященного Лазаревского храма, где читали Неусыпаемую Псалтирь, всегда за минуту до того, как часы на монастырской колокольне должны были пробить двенадцать. У царских врат он медленно клал три земных поклона и ждал, когда я подойду. Преподав мне благословение, он знаком отсылал меня, чтобы в одиночестве приступить к молитве.

http://pravoslavie.ru/69710.html

– Как часто братия причащаются? – Мы причащаемся во вторник, четверг, субботу и воскресенье – в те дни, которым предшествует пост. Но поскольку Божественная Литургия совершается каждый день во многих церквях монастыря (примерно 10 литургий одновременно служатся каждый день некоторые братия имеют благословение причащаться в той или иной церкви дополнительно в те дни, когда общего причастия нет – А как причастие связано с исповедью? – Нет, исповедь никак не связана со святым Причастием. Братия исповедуются очень часто, и должен вам сказать, что половина братии исповедуются каждый день – в том месте, где они находят старца: на послушании, в церкви, в трапезе… они подходят к нему и исповедуются. – А что значит – старца? У кого они исповедуются? – Старец – имеется в виду духовник братии. – У всей братии один духовник? – Настоятель монастыря является духовным отцом всей братии. Есть, конечно, и другие духовники в обители, но они для мирян Когда отсутствует игумен или он занят чем-нибудь, братия исповедуют этим духовникам второстепенные проступки или грехи. Но духовным наставником, тем, кто руководит всей духовной жизнью, является непосредственно настоятель монастыря. – И он же совершает и постриг? – Да, конечно – А каково правило ко святому Причащению у вас в монастыре? – Мы прочитываем Последование перед святым Причащением каждый раз когда причащаемся. В основном оно читается в келиях, но иногда соборно. – У нас правило ко святому Причащению состоит обычно из трех канонов, акафиста и Последования. – Мы читаем непосредственно Последование ко святому Причащению, т.е. один канон и молитвы следующие за ним – Всякий раз перед Причастием? – Да. А священники, которые служат ежедневно, читают только молитвы ко святому Причащению. Некоторые совершают правило к Божественному причащению на четках. – Каково правило рясофорного монаха и схимника? – Соответственно, схимник совершает большее правило, чем рясофорный. Но правда и то, что схимнику Бог дает больше сил к прохождению монашеской жизни, великая схима дает великую силу монаху. Ведь это и второе Крещение.

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

Но вскоре старец узнал, что живущий неподалеку русский монах Макарий тяжело заболел, и отправил Петра к нему на помощь. Отец Макарий лежал в постели. Наступило время трапезы. Петр, прочитав в своей жизни много книг о подвижниках, знал, что многие из них питались обыкновенной травой. Увидев много зеленой травы, незадачливый послушник решил приобщиться к подвигам отцов и сварил себе кушанье из травы, которую нарвал около кельи. Но лишь только проглотил он несколько ложек, как перед ним предстало какое-то страшилище. По бесовскому прельщению показалось Петру, что стоит чудище около двери кельи, хотя в действительности это было окно, за которым была пропасть. Испугавшись страшилища, он бросился бежать в «дверь» и, разбив стекла, упал в пропасть. Как он летел, не помнил, не чувствовал уже ничего. Но, удивительно, что он, упав в пропасть, не разбился, а только повредил себе ноги, оставшись на всю жизнь хромым. Живший высоко на горе русский монах Павел заметил в глубине пропасти лежащего человека и сказал об этом отцу Макарию, который уже недоумевал, куда девался его послушник. Тут они увидели упомянутое варево, и им стало все понятно. Спустившись в пропасть, они на руках окружным путем принесли Петра к Хаджи Георгию. Опытный старец дал Петру выпить сразу три стакана оливкового масла, чтобы остановить действие ядовитого зелья. Но больной сильно ослаб. Старец совершил над ним Таинство Елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения отца Феофана, у которого Петр был в тот момент послушником, он постриг его в великую схиму с именем Парфений. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи Георгий положил на лицо Парфения икону «Скоропослушницы», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через два месяца был абсолютно здоров. Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил ее и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения было здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. И он стал единственным русским послушником великого старца. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных отцу Георгию.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=2...

Но хочется сделать еще несколько акцентов в истории святой Елены. Незадолго до кончины она принимает постриг, в некоторых источниках говорится, что это была великая схима. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г. Чин отпевания и погребения торжественно совершен в монастыре Градац, что расположен в древней Рашской области, на берегу реки Брвеница. Эта обитель – «задужбина» (пожертвование «за душу») Елены Анжуйской. И, как утверждают некоторые авторы, она стала первой женщиной средневековой Сербии, построившей себе «задужбину». Спустя 3 года – в 1317-м году – Елена явилась во сне монаху монастыря Градац (тогда это был мужской монастырь, а в настоящее время – женский). Святая велела взять ее тело из земли и положить в храме. Что и было благоговейно исполнено 12 ноября того же года в присутствии епископа Рашского Павла. Когда монахи открыли гробницу, то увидали мощи святой Елены «яко в росе лежащи, цело и нерастлимо». Как в росе… От этих слов сразу возникает образ свежести, чистоты и какой-то трепетности, а не тления. Тело святой королевы пребывало на одном и том же месте вплоть до начала XVII века, до вторжения на земли Сербии турок. Дальнейшая судьба святыни не известна. Однако сами сербы утверждают, что мощи святой до сих пор, вот уже семь веков, сокрыты все там же – под храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в монастыре, построенном самой Еленой во славу Божию и во спасение своей души. Рейтинг: 10 Голосов: 560 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 12 ноября 2022, 08:56 Очень живой и образный язык автора. Спасибо за статью. Оказалось познавательной и сердечной. Спаси Господи, вас дорогие братия и сестры! Елена 13 ноября 2021, 11:43 Благодарю за чудесное описание и подробности из жития святой Елены Сербской! Святая преподобная Елена моли Бога о нас грешных! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/142859.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010