Литература по данному вопросу включает следующие монографии: Пальмов Н. Н. Пострижение в монашество: чины пострижения в монашество в греческой Церкви (историко-археологический этюд). Киев, 1914; Wawkyk M. Initiatio monastica in Iiturgia byzantina… R., 1968. (OCA; 180); Арранц М. Византийский монашеский постриг: исторический опыт. М., 2003. Согласно данным этих исследований, изначально существовало только одно чинопоследование монашеского пострига, о котором говорится в Ареопагитском корпусе. В наиболее ранних сохранившихся Евхологиях VIII-XI веков имеется чин единственного монашеского пострига с принесением обетов, а также предварительный чин, не содержащий обетов. Этот предварительный чин называется «первой схимой», или «просхимой». Соответствует он, надо полагать, новициату. В некоторых рукописях просхима называется «малой схимой», в таком случае собственно схима называется «великой». В XI-XIII веках чин просхимы претерпел развитие: он стал включать в себя монашеские обеты и вообще стал очень похож на чин великой схимы. С XIV века появляется чин пострижения в рясофор. Очевидно, он возник из-за того, что на месте просхимы (новициата) возникла пустота, когда сама просхима превратилась в полноценный постриг. Вместе с тем, у рясофора есть более ранний прообраз: молитва «на принятие мантии», которая встречается в некоторых ранних рукописях, но которая не подразумевала пострижения волос. Таким образом, с XIV века у греков уже существует система: рясофор — малая схимавеликая схима. В самой ранней славянской рукописи — глаголическом Синайском Требнике XI века — есть пара молитв на малую схиму, без обетов, а затем — великая схима. В русских рукописях XIV века уже есть малая и великая схимы, а рясофора еще нет. Феодор Студит. Завещание 12. PG 99, 1820 С. См. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 6: «Тайнодействие монашеского посвящения». См. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих/Пер., послесловие и комм. В. Вениаминова [=В. Бибихина]. М., 1995. С. 271 «…Что уж говорить о священной молитве или призвании или крестовидном напечатлении в волосах и о прочих символах монашеского усовершения, без которых мы, послушные законоположениям святых отцов, не признаем монаха! Ведь он не испросил даже святой молитвы при введении в монашеское таинство, но явился самодельным, а отсюда недалеко уже сказать поддельным монахом».

http://patriarchia.ru/db/text/3223822.ht...

Верхнее монашеское одеяние есть паллий (от латинского слова pallium), или мантия. Эта одежда соответствует милоти – одежде из звериной шкуры, которой покрывали себя в древности пустынники в подражание Иоанну Крестителю, носившему одежду из верблюжьей шерсти. На голову монаха по его пострижении надевают камилавку, или клобук ( καλυμμαχιον), что означает покрывало. В древности это покрывало было известно под названием наглавника. По свидетельству Кассиана, египетские монахи носили такие наглавники и днем и ночью 62 . Духовное значение клобука – непорочность и хранение чувств, смиренномудрие. Тавеннитские монахи в жару и в холод носили полусапоги или сандалии 63 – куски толстой кожи, вырезанные по форме ступни и привязываемые к ней тонкими ремешками. Они теперь даются иноку. Духовное значение их – шествие Божественным путем и наступление на всю силу вражию. В заключение иноку вручается шерстяная вервица или четки 64 для совершения молитвенного подвига. После всего этого ему дают свечу и крест, чтобы он сиял добродетельным житием и делами благочестия. На всех монашеских одеждах есть крестное знамение, потому что вся жизнь монаха есть один крестный подвиг, и он следует за Распятым и подобно Ему носит крест 65 . Происхождение чинопоследования пострижения в великую схиму Великая схима есть совершеннейшая монашеская жизнь. Великосхимник – это подвижник, олицетворяющий идеал монашества: для него доступны высшие ступени духовных подвигов и совершенства. Поэтому он находится “в предстоянии монашеского чина”. Если малая схима считается у монахов “обручением великой”, то великая схима есть именно такое состояние, в котором осуществляются духовные монашеские идеалы, то состояние, к которому собственно и направляется вся подвижническая жизнь монаха. Поскольку таких подвижников история указывает нам с самого начала образования института монашества, то можно было бы думать, что чинопоследование благословения на высокое подвижничество должно быть столь же древним. Но на самом деле этого не видно, и мы находим свидетельства о “Чине пострижения в великую схиму” только начиная с XI в. Это объясняется тем, что хотя все три степени совершенства монашеской жизни известны с первых веков истории монашества, но внешне различие между малосхимниками и великосхимниками определилось со времени прп. Феодора Студита (826 г.). Разделение монахов на великосхимников и малосхимников вызвало горячий протест со стороны прп. Феодора Студита . “Не давай, – обращается он к своему ученику, игумену Николаю, – малой, как говорят, схимы, а потом через несколько времени другой, как бы великой, ибо схима одна, подобно Крещению, как употребляли ее св. отцы” 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковная иерархия Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский. Постоянным членом Священного Синода является и председатель Отдела внешнецерковных сношений (сейчас - митрополит Смоленский). Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди, в качестве временных членов, на полгода. В каждой области (епархии) есть свой архиерей. Архиерей - это высшая степень священства и общее звание для всякого священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, митрополита, архиепископа и епископа). Ступенью ниже стоят священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на приходах, городских и сельских. Священники делятся на иереев и протоиереев. Старший священник в приходе называется настоятелем. Низшая степень священства - диаконы. Они помогают при совершении таинств архиереям и священникам, но сами не совершают их. Старшие диаконы называются протодиаконами. Монахов ( " отшельников " ) в Православии называют " черным " духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от " белого " , женатого). Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает " носящий рясу " (ряса - повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима ( " форма " , " образ " ) - высшие степени. Они отличаются более строгими обетами. Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают: патриарх - " родоначальник " ; митрополит - " человек из главного рода " (Патриархи или митрополиты являются главами всех церковных организаций в православных странах); епископ " блюститель " , архиепископ - " старший пастырь " (епископы и архиепископы, реже - митрополиты, являются предстоятелями церковно-административных округов епархий). Священники-монахи называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. Архимандрит ( " начальник пещер " ) - настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен ( " ведущий " ) - настоятель обычного монастыря или приходского храма. Монахи-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигу менами, схиархимандритами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

...они окажутся пред Богом несовершенными, а не совершенными монахами. Потому что как обручение по сравнению с браком несовершенно, так и малая схима... будучи обручением по сравнению с великою схимой, подобным же образом является несовершенной, а следовательно, и те, кто ее носит, суть несовершенные монахи 678 . Приводя в пример уже цитированные выше слова свт. Симеона о необходимости принятия «совершения схимы», именуя великую схиму «вторым Крещением», прп. Никодим далее высказывается совершенно определенно: Те, кто отрекся от мира и пришел к монашеской жизни, непременно, рано или поздно, должны принять великую и совершенную схиму. Потому что если они не принимают ее, то они – не монахи... Потому что схима – одна, как и Крещение... и осуществляется она и получает совершение посредством великой схимы, лучше же сказать – она-то и есть истинная схима... Итак, точнее, и правильнее, и лучше, если монахи один раз будут становиться великосхимниками, а не принимать сначала малую схиму, – так поступают самые рассудительные: во-первых, потому что этим одним и единственным разом они на деле показывают единственность монашеской схимы, как того требует предание святых отцов; а во-вторых, потому, что, принимая схиму еще молодыми и здоровыми, они смогут пустить в ход дарование, полученное ими, а следовательно – приумножить и возрастить талант Господа своего, то есть духовную силу, которую таинственно дарует их душе божественная схима... 679 Здесь прп. Никодим в примечании приводит слова некоего старца, рассказ о котором помещен в антологии «Эвергетин» 680 , о том, что ту же силу, которую он видел при Крещении, видел он и при принятии монашеской схимы, а также замечает: ...Тот, кто не сподобился монашеской схимы (каковой, в собственном смысле, является великая. – Авт.), не удостоится сопребывания с монахами в небесной славе, хотя бы он и подвизался как монах. Ты узнаешь это из [помещенного] там же (то есть в «Эвергетине». – Авт.) видения матери святого Алипия 681 . В этой же главе «Эксомологитария» прп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Что такое схима? media.pravoslavie.ru Принятие схимы — это принятие строго аскетического образа жизни. Содержание статьи Что такое схима? Монашеский постриг в Православии Монашеский постриг в Православной Церкви делится на: В отличие от рясофорного монаха, который не даёт монашеских обетов, и иногда даже не меняет имя, постригаемый в схиму даёт обеты послушания, нестяжания и девства, а также меняет имя. Монах, принявший малую схиму, поверх рясы, которую разрешается носить рясофорному монаху, носит мантию, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста), клобук (головной убор в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом), четки и сандалии. Принятие малой схимы — это принятие строго аскетического образа жизни. Великая схима — высшая ступень православного монашества. Принятие великой схимы означает полное отчуждение от мира и посвящение жизни Богу. Монахи ещё раз дают обеты, но уже в более строгой форме и снова принимают новое имя, получая при этом новых небесных покровителей. Принявший великую схиму носит аналаву (особый вид парамана), куколь (остроконечную шапочку), пояс, хитон и сандалии. В руках у схимника — четки для непрестанной молитвы. В монастырях схимники обычно живут отдельно от других монахов, их послушание — служение Литургии и духовничество. Три ступени схимы Схиму ещё называют «ангельским образом», так как постригающиеся в схиму умирают для мира и, следуя принятым обетам, приобретают образ ангела. Преподобный Нил Мироточивый оставил очень образное описание трёх ступеней монашества: «Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному…»

http://pravmir.ru/skhima/

Разумеется, здесь было бы неуместным рассуждать о «тинственном» характере «священнодействия великой схимы». Однако необходимо, во-первых, указать на постоянное именование этого «священнодействия» специфически «сакраментологическими» терминами (хотя, разумеется, «наполненность» их была много шире, чем это предполагается «мистериальным» словоупотреблением). Даже в цитированных выше отрывках мы встречаем такие слова, как μυστριον и μοναχικ τελεωσις; в других текстах можно встретить (и оно нам встретится ниже) слово τελετ – из того же круга понятий. Во-вторых, принятие монашеской схимы достаточно рано начинает восприниматься как «второе Крещение». Прежде чем процитировать хрестоматийные слова прп. Феодора Студита , приведем цитату из огласительного слова, входящего в последование великого ангельского образа: О новаго звания! О дара тайны! Второе Крещение приемлеши днесь, брате, богатством Человеколюбца Бога даров, и от грехов твоих очищаешися (курсив наш. – Авт.), и сын света бываеши, и Сам Христосъ Бог наш срадуется со святыми Своими Ангелы о покаянии твоем, закалая тебе тельца упитаннаго 658 . Итак, в указанном последовании великая схима прямо названа вторым Крещением; и это наименование, в настоящем слове, по всей вероятности, обязанное своим появлением студийской традиции, становится постоянным в творениях византийских отцов, писавших о смысле «монашеского совершения». Прп. Феодор Студит писал: Не преподавай того, что называют «малой схимой», а потом – как будто «великую»: ибо одна схима, как и Крещение, как то было и в употреблении у святых отцов (Theod. Stud. Testamentum//PG. 99. Col. 1820C) 659 . Почти те же самые выражения мы находим и в одном из его писем: Не преподавай того, что называют «малой схимой», а потом, спустя годы, иную, как будто «великую»: ибо одна схима, как и Крещение... (Idem. Ep. 1. 10//PG. 99. Col. 941C) 660 . Свт. Симеон Фессалоникийский в послании афонским лавриотам «О святой и божественной ангельской схиме, о безмолвниках и сущих в общежительных монастырях и послушниках» пишет: ...всем освященным во Христе священною купелью и вторым Крещением ангеловидной и спасительной схимы...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

20 Колиба (греч. κολβα – куща, палатка, шатер) – отдельная постройка (келия) для проживания одного или нескольких монахов. 21 Чернауцы – город Черновцы на юго-западе Украины, в 40 км к северу от румынской границы, административный центр Черновицкой области. Черновцы являются историческим центром Буковины, которая с 1918 по 1940 г. входила в состав Румынии. 22 Семью славословиями (по слову Псалмопевца: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс. 118, 164 )) в Румынской Православной Церкви называются богослужения суточного круга, в которые входят: полунощница, утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы, вечерня и повечерие. 23 Схима (греч. σχημα  – образ) – высшая степень монашества. Схима разделяется на две степени: малую и великую. Пострижение в малую схиму называется также пострижением в мантию, поскольку монах получает право носить длинную, до земли, накидку без рукавов с застежкой на вороте, покрывающую рясу, и сопровождается произнесением монашеских обетов послушания, нестяжания и девства. При пострижении монаху дается новое имя. За малой схимой следует великая схима. Ее также называют великий ангельский образ. Пострижение в великую схиму означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом. Чин пострижения в великую схиму напоминает чин пострига в малую, поскольку монах произносит по сути те же обеты. В то же время пострижение в великую схиму означает их более строгое исполнение. 24 Песни Моисеевы – песни (гимны) из книг Ветхого Завета, употребляемые в богослужении. Первая: Поим Господеви, славно бо прославися... Помощник и Покровитель быть мне во спасение... ( Исх. 15, 1–19 ), воспетая после перехода евреев через Красное море; вторая: Вонми, небо, и возглаголю... ( Втор. 32, 1–43 ), воспетая во время странствия по пустыне. 25 1 октября 1924 г. в Румынской Православной Церкви была проведена календарная реформа, в результате которой был введен григорианский календарь. Таким образом, празднование Воздвижения Креста Господня в Румынской Церкви приходится на 14 сентября по новому стилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Потом уже по портретам, висящим у них в Санкт-Петербургской духовной академии, где она еще со студенческих лет преподавала «Право», она узнала в явленном ей покровителе митрополита Антония (Мельникова; †29.05.1986). При жизни к тому времени уже почивший архиерей в схиму пострижен не был, но мы на самом деле не знаем, кто и в каком звании предстанет пред Господом: преподобный Паисий Афонский говорил: «При встрече со Христом с одного снимется схима и на другого возложится». «У Бога великая схима – это та схима духа, которую человек при жизни стяжал», – комментирует матушка София. А тогда владыка поговорил с ней как со своей давней знакомой, хотя при жизни она его и не знала, и – опять же очень отчетливо, точно и являлся в ответ на ее внутренние метания и вопрошания, – укрепил ее в выборе монашеского пути. Каково же было потрясение, когда вскоре ей подарили параман именно владыки Антония с этим надписанным главным наставлением каждому монаху: «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу». С этим параманом будущую игумению и постригли. Еще одна история на грани яви и сна У Новодевичьей обители огромное количество небесных покровительниц из числа сестер, что подвизались здесь до революции начала XX века. А монахинь тут до закрытия монастыря было более 400. Почти все они были отправлены в ссылки, некоторые приняли мученическую кончину, кто-то из них прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, как, например, преподобномученица Серафима (Горшкова). Впрочем, и те из выгнанных после революции из родной обители сестер, кто не канонизирован Церковью земной, уверены ныне в монастыре, всё равно прославлены у Господа за муки. Еще до того, как оказаться внутри монастырского комплекса, занятого тогда НИИ Электромашиностроения с грозным КПП (контрольно-пропускным пунктом), что был весь, как в броню, обит металлом, будущая игумения София увидела сон… Преподобномученица Серафима (Горшкова) Весенний сад был весь залит паводком от талой воды, из которой выступали соединенные веревочками по периметру столбики – вроде тех, которыми размечают фундаменты перед началом строительства.

http://pravoslavie.ru/149510.html

Разделы портала «Азбука веры» Постриг монашеский – обряд посвящения в монашество , при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати . Существует три степени монашества – рясофор , мантия (малая схима) и схима  (великая схима). Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком». При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом». Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником». Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея , или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения. Преподобный Макарий Великий : «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» ( Духовные беседы. Беседа 9.1 ). Пострижение

http://azbyka.ru/postrig-monasheskij

Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями. Как правило испытание («искус») занимал около трех лет, в течении которых претендента на монашеский постриг проводили практически через все выполняемые в монастыре работы. При этом учили грамоте и отдавали под руководство опытного наставника. И если находили его желание искренним и крепким, совершали постриг, давая ему новое имя… и новую жизнь… (при постриге в «великую схиму монах давал еще более строгие обеты и опять получал новое имя. Но великая схима — большая редкость и большая честь). Само иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называется «малая схима» и «великая схима». Все одеяние монаха, (от клобука до четок), имеет определенную символику. (Одеяние средневекового монаха заметно отличалось от современного. Клобуки были преимущественно войлочными и напоминали рыцарский шлем или «буденовку». А вот (согласно древним житиям) рясы встречались даже из дорогого «немецкого красовидного сукна». Появилось даже постановление, запрещающее шить рясы из дорогого сукна, шелка и сафьяна, ибо именно ряса монаха по своему смыслу напоминает о бедности и не стяжании.) Благотворительность, согласно большинству уставов, является обязательной задачей монахов. Монастыри кормили крестьян в неурожайные годы, давали «безвозвратную ссуду» и даже выкупали крестьян у помещиков и попавших в плен солдат. (Кстати: именно Иван Грозный настаивал, что именно это наиглавнейшая задача монаха: «Не вопросит Господь на судище, како много молистеся, како много постистеся, како чиновно в храме воспевали, аще и вся сия добра; а спросит, колико бедным милости явисте…».) Монах не просто стремиться стать «новым, лучшим человеком», он беспрестанно молится за весь мир, за живых и за мертвых. С древнейших времен монастыри были «центрами просвещения», хранителями огромных библиотек.(Не надо даже и напоминать о том, что процент грамотности в монастырях был многократно выше чем даже среди знати, не говоря уже о простом населении). А помимо добывания пропитания на собственные нужды, монахи, как правило, кормят многочисленных нищих, паломников и даже содержат при обителях детские дома для сирот, богадельни и госпитали.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010