При этом самым главным источником для монашеских обетов является не христианская богословская или даже каноническая письменность, а литургические чины пострижения в великую или малую схиму 3 , в которых три монашеские обета – несмотря на крайнее разнообразие в последовательности и содержании частей – оставались в целом неизменными, начиная с древнейших чинов монашеского пострига 4 . Это единство монашеских обетов соответствует взгляду на то, что монашеский постриг един, впервые сформулированному прп. Феодором Студитом в конце VIII — нач. IX в.: «Не давай, как говорят, малую схиму, а затем годы спустя другую как великую. Ибо схима одна как и крещение, как говорили святые отцы» (Ο δοης περ λγουσι μικρν σχμα, πειτα μετ χρνουςτερον ς μγα•ν γρ τ σχμα σπερ κα τ βπτισμα) 5 . Этот взгляд сохранял свой канонический авторитет впоследствии 6 , в частности в традиции афонского монашества 7 . Тем не менее, после того как в конце X в. в Византии 8 был введен рясофор, а сразу вслед за ней и на Руси 9 , три монашеские чина: рясофор, малая, великая схима – в соответствии с тремя этапами духовного возрастания – стали традиционными формами устроения монашества. Последовательность произнесения обетов в чине монашеского пострига следующая: Естественно, что все эти обеты являются христианскими добродетелями и как таковые могут и должны рассматриваться в системе нравственного богословия и аскетики. Принесение всех трех обетов основывается на отречении (ποταγ) от мира, которое оказывается важнейшей отправной точкой монашеской жизни. У современника свт. Василия прп. Ефрема Сирина находим одно из древних свидетельств об особой значимости трех монашеских обетов как особых добродетелях монаха: «Несребролюбивый монах – вернейший вестник Царствия Небесного, а тот, кто недугует сребролюбием зле погибает. Украшение монаха юноши – целомудрие, приобретшее не имеющее пределов девство. Достояние монаха – послушание, приобретший его будет услышан Господом» 11 . Ι. Каноническое содержание 12 Отречение от мира

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

10 Коневская икона Божией Матери (празднование 10 23 июля) принесена преподобным Арсением Коневским с Афона. Прославилась многими чудесами. Божия Матерь изображена на иконе с Богомладенцем, Который держит в руках двух птенцов голубя. На обратной стороне образа — «Спас Нерукотворенный». 11 Плевако Фёдор Никифорович (1842—1908 09) — выдающийся юрист, адвокат, обладавший редким ораторским даром, участник многих политических и уголовных процессов, депутат III Государственной думы от партии октябристов («Союз 17 октября»). 12 Епископ Ямбургский Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867—1944). С 1943 — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 1901—1905 годах — ректор Санкт-Петербургской Духовной академии. 13 «Царские кельи» получили своё название в память о пребывании в них императоров Александра I (1819) и Александра II (1858). 14 Послушник — лицо, проходящее предварительное испытание перед принятием пострига. На определенном этапе послушник может получить благословение на ношение подрясника или рясы с клобуком (но без мантии). Существует также пострижение в рясофор (иногда с переменой имени) как некая начальная степень монашества. По новейшей терминологии таковые лица именуются иноками. Постриг в мантию («малая схима») с произнесением монашеских обетов (целомудрия, нестяжания и послушания) — вторая степень монашества. Постриженные в «великую схиму» именуются схимниками. Их жизненный подвиг отличается большей степенью отречения от мира и более высокими требованиями, обязательными к исполнению в молитвенно-аскетической жизни. «Великая схима» — удел немногих монашествующих, достигших высокой степени духовного совершенства. 15 «Монах Авраамий, из мещан, в монашество пострижен в 1822г., о.Ионафаном; с большой ревностью много лет неутомимо трудился он на кузнечном послушании, не пропуская при том церковной службы; изнуряемое тяжкими трудами тело его не знало никакой отрады. В 1829 году он был послан из обители на остров Ювенсу, отстоящий верст на 15 от г.Сердоболя, для присмотра за рабочими и для поправления инструментов. На том острове рвали порохом мрамор для монастыря на обжогу в известь. При взрыве куском мрамора прошибло старцу бок. Чувствуя, что получил удар смертельный, он попросил немедленно везти себя в г.Сердоболь. Одним полотенцем заткнув рану, а другим перевязав её, о.Авраамия привезли в город; там он исповедался и причастился Св.Христовых Тайн, и когда, после причастия, его полагали на разостланную шубу, свалилась его повязка и мгновенно его душа оставила многотрудное тело. Тогда из глубокой раны струёю побежала кровь, дотоле не обнаружившая себя ни одною каплей; течение крови не переставало во всё время продолжительной переправы тела из г.Сердоболя в монастырь и при самом отпевании, почему поставлен был сосуд для стока её. Кровь его была совершенно чиста, как кровь живого человека» (Валаамский монастырь и его святыни. Л.,1990. С.159—160).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями. Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри. Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительный испытания называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. право ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества, они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным. Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима. При вступлении в самое иночество, над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу. На принявшего малую схиму надевают параманд (параманд - небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией - длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом - наметкой. В руки даются четки - шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Могут ли, вообще, падшие ангелы каяться и возвращаться к Богу? Свт. Иоанн Златоуст, например, пишет: «Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?» Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает. Прп. Серафим Саровский говорит: «Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятым могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения». Покаяние злых духов и их возвращение к Богу представляются невозможными. Часто приходится слышать вопрос: может ли Бог создать на земле камень, который Он Сам не смог бы поднять — как ответить? Бог все что хочет — может, но не все что может — хочет. Это проистекает из открытых нам свойств Его природы. Зачем бы Господу создавать такой камень? Впрочем, некоторые богословы полагают, что правильным ответом на этот вопрос является «человек» ибо Господь, создав человека, даровал ему свободу, которой Сам не ограничивает. С уважением, священник Михаил Самохин. Расскажите пожалуйста кратко и понятно о образе жизни в монастыре, о пострижении в монахи и об обетах. Заранее Вас благодарю. С уважением Алексей. Здравствуйте, Алексий. Постараюсь ответить кратко, и надеюсь понятно. Жизнь в монастыре состоит из   двух главных деланий молитвы и труда-послушания. Существует три чина монашества рясофор, малая схима, великая схима. Различаются эти чины степению подвига т.е. степению отвержения от мipa.    Предшествует им послушничество-искус, это   когда человек испытывает себя, может ли он жить по-монашески или нет. При пострижении человек умирает для мipa, и рождается для спасения. Как правило при постриге монаху нарекается новое имя. При пострижении дает три обета: девства, послушания  и нищеты.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

277 Христианин, избравший монашеский путь, по церковным канонам должен пройти трехлетний искус в монастыре, в продолжение которого он является послушником и выполняет возложенные на него работы и молитвенное правило. Послушник, посвященный в рясу, т.е. получивший с установленными молитвами часть иноческого одеяния – рясу и камилавку, называется рясофорным. Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ (малая схима) или мантия, и великий ангельский образ или схима. При постриге в мантию монах произносит три обета: целомудрия, нестяжания (отказ от любой собственности) и послушания (полное подчинение игумену и следование правилам монастырского устава). В знак полного изменения своей жизни человек получает новое имя. Те же обеты повторяются в несколько измененной форме и при постриге в великую схиму, соединенную с дополнительными строгими обетами безмолвия и затворничества. В афонских монастырях наряду с вышеописанной практикой существует пострижение рясофорных, которые считаются на Афоне уже полноценными монахами, или даже послушников сразу в великую схиму. См.: Настольная книга. 2001, Т. 4. С. 357–365; Святогорский устав. 278 Духовник [монастыря] – иеромонах или священник, принимающий таинство исповеди у братии монастыря. Духовником русской братии Пантелеимоноаа монастыря в 1840–1885 гг. был иеросхимонах Иероним (Соломенцев Иоанн Павлович, 1805–1885), наставник и сподвижник игумена схиархимандрита Макария (Сушкина). Отец Иероним получил известность на всем Афоне и за его пределами как выдающийся духовный наставник (см.: Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Иероним, духовник русского на Афонской горе Пантелеимонова монастыря. М., 1887; Великая стража). 281 В печатном издании Дневника после этих слов следует: «…(власяницу). Власяница, как я узнал, составляет самую необходимую одежду во время путешествия по горе, так как она предохраняет во время частых переездов по горным кряжам и ущельям от пронзительного ветра, называемого здесь «опоем», и от въедающейся в кости сырости». (Дневник студента. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Характерным для второго периода является то, что понятие или сознание греховных движений в нас обостряется и утончается. И у аскета создается впечатление, что он потерял благодать и уже духовно не прогрессирует, а регрессирует. И это впечатление может привести нас к тому, что мы будем искать прошлых наших состояний как лучших перед Богом. И вот, как это ни странно, это неверно! Ибо второй период есть доверие Бога к аскету, который уже сохранил доверенное ему богатство, после чего оно из неправедного превращается в вечное обладание человека. Господь это выразил в притче о неправедном богатстве, согласно Евангелию от Луки 227 . Теперь о третьем периоде: человек-христианин, прошедший два первых периода, обычно останавливается на молитве за всего Адама и тем уподобляется Христу, предавшему Себя на распятие за всего Адама. Это становится более частым явлением, чем в прежние эпохи. Основание для такого утверждения мы находим в книге «Записки сибирского миссионера». Это – отрывок очень важной темы для жизни всей Церкви. В первые дни его аскетической жизни на Афоне чрез явление живого Господа Силуану сообщено было состояние Самого Христа в конце Его земного пути, то есть – состояние голгофского плача и голгофской смерти. Господь умер на Голгофе за спасение не какого-либо отдельного народа или частей человечества, но всего человечества – всего Адама, по выражению Святых Отцов. Но если взять жизнь огромного числа монахов-подвижников, то многие не имеют опыта Силуана в самом начале. И борясь со страстями своими, чтобы сообразовать свою натуру с заповедями Христа Бога, они кончают тем, с чего Силуан начинал. История подвижничества знает, как великий подвижник девятнадцатого века Парфений Киевский , восприняв последнюю степень монашества – великую схиму, в молитве спросил Божию Матерь: «Что же значит великая схима?». И получил он ответ: «Великая схима есть молитва за весь мир», по слову Богоматери. И этот период великой схимы есть последний в жизни монаха. Это – третий период, когда снова приходит первая благодать в ее совершенной форме – как молитва за всего Адама. И сие является концом жизни аскета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета: послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику); безбрачия (или девства); нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью); непрестанной молитвы. Часто пострижение в малую схиму совершается на Литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки. В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и, отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией. Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, — монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться). Великая схима или схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую. Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=2392

М. была высокого роста, с продолговатым «белым и свежим лицом», светло-русыми густыми волосами и голубыми глазами. В рассказах дивеевских стариц упоминается, что у М. «перед смертию опухли ноги и живот. Была же в памяти во все время своей болезни, даже посылала к б[атюшке] о. Серафиму спросить, можно ли ей пить воду холодную. Старец ответил: «Она уже скончалась, а вы идите на погребение ее, и волосы расчешите, и припадите к ее гробу, как Мария Магдалина припала ко гробу Матери Божией. Она не Мария, а схимонахиня Марфа»». Предузнав час кончины М., прп. Серафим со скорбью признался о. Павлу, соседу по келии: «А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!» По благословению прп. Серафима тело М. положили в присланный им дубовый круглый выдолбленный гроб «в 2-х свитках [рубашках], подряснике бумажном, подпоясанную покромкой черной шерстяной, потом схима черная с белыми крестами, а сверху мантия длинная - на головке шапочка бархатная зеленая вышитая золотом, сверх ее камилавка черная. А сверх всего была повязана большим драдедамовым темно-синим платком с кисточками. Покров черный суконный, чулки нитяные, башмачки козловые и четки кожаные. Все это описанное платье сам батюшка отец Серафим дал ей самой в руки и приказал ей приобщаться в нем». Когда сестра Прасковья Семеновна и Акулина Васильевна приехали в Саров за гробом, прп. Серафим рассказал: «...я ее посхимил, у нее все есть - схима, и мантия, и камилавочка моя, во всем этом положите ее». Старец велел Прасковье не унывать, т. к. душа М. «в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет» (Там же. С. 267). Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Марфы (Милюковой) (ц. Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского мон-ря). Фотография. 2015 г. Старец также пожаловал деньги на поминальные обеды. Всех, приходивших к нему, он посылал в Дивеево на похороны М. Так, сестрам, работавшим на берегу на р. Сатис и не знавшим о кончине подвижницы, преподобный повелел: «Скорее, скорее грядите в Дивеев; там отошла ко Господу великая раба Божия Мария!» Также Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других девиц он посылал домой, говоря, что присутствующие при погребении М. получат отпущение грехов. Даже саровских монахов и множество мирян, шедших к нему, старец Серафим посылал на погребение, а мирским девицам и сестрам приказал приодеться, расчесать волосы и припасть ко гробу усопшей.

http://pravenc.ru/text/2562492.html

6 В сер. XIV в. свт. Григорий Палама в письме к иером. Павлу Асанию (σνιον) писал (текст сохранился в рукописи Великой Лавры, цитировался прп. Никодимом Святогорцем ): «Сие есть великая и монашеская схима. А малой монашеской схимы отцы не знали, и не преподавали. Но некоторые из позднейших решили одно разделить на два, но они не разделили по истине. Ибо ты найдешь те же самые отречения и предписания (τς ατς γρ ποταγς κα συνταγς ερσεις π μφοτρων σκοπσας), если посмотришь на оба». И далее ссылка на прп. Феодора Студита (Цит. по: De Meester 1942. P. 83). Патриарший собор при Константинопольском патриархе Антонии (1389–1390) постановил: «Собор сказал, что поскольку эта мысль выводится не вопреки канону, ибо одна была прежде монашеская схима, а не две, нет необходимость следовать экзегетам, но канону» (Мануил Гедеон 24. Т. 1. Σ. 22). 7 Особо строгое мнение высказывал прп. Никодим Святогорец (кон. XVII – нач. XVIII в.), который, обличая малосхимных монахов, писал в «Руководстве для духовника», что их жизнь оправдана только с учетом стремления принятия совершенной великой схимы. Для прп. Никодима Святогорца пребывание в малой схиме – это повод к духовной теплохладности и безответственности. 8 Ср. у Евстафия, митр. Фессалоникийского (ΧΙΙ в.), рассуждение о трех монашеских состояниях и первенствующей роли великосхимников: Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни 12:4–16. 9 В «Повести временных лет» говорится об их введении в Печерской лавре прп. Феодосием. 10 Принесенные монашеские обеты имели дополнительные ограничения, как, например, неядение мяса и пр. 11 Прп. Ефрем Сирин. Увещание монахам (в алфавитном порядке). P. 345. 12 В докладе сделана краткая систематизация правил Вселенских и некоторых Поместных Соборов. В разделе рассматриваются только те правила, которые более или менее раскрывают каноническое содержание трех монашеских обетов. В целом можно отметить, что эта большая часть правил, но не все. 13 Д. Петракакис пишет, что «св. Василий все монашеское житие основывал на отречении от мира» (Σ. 156).

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

Сие — великая и монашеская схима. А малой монашеской схимы Отцы не знали и не передали нам. Некоторые из позднейших Отцов полагали, что одна схима — в двух. Но их рассуждение неверно, ибо, рассмотрев, ты обнаружишь в обеих одни отречения и обеты. Поэтому и во святых Феодор Студит, более прочих сведущий в вопросах монашества, запрещает говорить о великой и малой монашеских схимах или принимать их. И мне кажется, что те, кто позднее разделили предписанные одеяния по схимам, оставили себе и отняли у молодых аналав и куколь, поскольку эти одеяния наиболее почитаемы людьми, которые их видят, а также теми, кто только стал монахом, как еще не утвердившимися в священном смирении и легко увлекаемыми к показу внешнего. Однако, если ты до сих пор еще не носил их, а теперь хочешь с молитвою в них облачиться — хорошо поступишь. Но утверди в своем уме и запомни: пусть тебе не покажется, что те, кто стремится быть недоступным и невидимым для толпы, являются какими-то великими людьми, необычной жизни, проводящими большую часть их жизни в святых местах. Так и ты имей поддержку в том, что толпа видит крест у тебя на плечах и куколь беззлобия на голове, и ты тотчас начинаешь ей казаться славным и совершеннейшим в добродетели. Но, видя это, держи в памяти свой долг, обещание Богу не творить зла и вести совершенную и богоподобную жизнь, которая выше плотских страстей, и так старайся, чтобы внутреннее расположение твоей души лучше соответствовало внешним символам. А так как ты принес обет иметь подобное расположение души и без этих символов, поскольку ты удостоился избрания монашеской жизни, должен ты и ныне ничуть не меньше каяться, смиряться ради Бога и спасения и призывать Его помощь в усердной молитве. Если ты и увидишь, что над тобой берут верх родственные отношения или телесные желания, или человеческие мнения и оценки, поскольку так ты приобретаешь и иные добродетели, через них с Божией помощью преуспеешь, а сверх того ты приумножаешь и смирение. Посредством всего этого, претыкаясь в каких-либо трудных обстоятельствах, ты возвращаешься на путь спасения. И в смертный час ты получишь восполнение своего несовершенства по человеколюбию Того, Кто человеколюбиво установил для человеческого рода закон покаяния.

http://pravmir.ru/otvet-pavlu-asenyu/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010