В православном Предании монашеское призвание считается особым Божьим даром отдельным душам, направленным на их спасение и служение только Господу. Монахи обретают главную христианскую добродетель любви через пост и молитву, а также через упражнение в других добродетелях: бедности, чистоте, смирении и послушании. В истории Православной Церкви многие миссионеры, учителя и епископы вышли из монашеской среды. Однако все эти служения не являются целью или смыслом монашеского призвания как такового. Монах может и не исполнять конкретного служения в Церкви, как, например: священнического, пастырского, учительского, ухода за больными или помощи бедным. Он поступает в монастырь только для того, чтобы каяться в своих грехах, служить Богу и спасать свою душу согласно с учением монашеского аскетизма. Так св. Герман Аляскинский был вначале посвящён в монашескую жизнь и лишь потом, по послушанию своему духовному отцу, оставил уединение, чтобы сделаться миссионером. Степени монашества Православная монашеская традиция насчитывает четыре степени монашества, одинаковых как для мужчин, так и для женщин. Первая из них – это степень послушника , кандидата в монашескую жизнь: он просто живёт в монастыре под руководством духовного отца или матери. Второй шаг – это рясофорное пострижение , обозначающее, что человек принят в монашескую общину и ему дано право носить монашескую одежду  – «рясу». Но и это ещё не окончательное посвящение в монашескую жизнь. Третья степень называется малая схима . Принявший её признаётся настоящим монахом: он получает новое имя, носит схиму (часть одежды с изображением креста), наметку на клобуке и мантию. Он обязуется оставаться в монашеской общине, приняв полное послушание своему духовному отцу и главе монастыря (который называется игумен или игуменья). Обряд посвящения в малую схиму, кроме песнопений и молитв, включает в себя длинную серию вопрошаний о подлинности призвания нового монаха, постриг и облачение в иноческую одежду. И, наконец, последней ступенью монашества является великая схима . Этот последний шаг осуществляется немногими, ибо он требует самого строгого исполнения монашеских идеалов, которые достигаются в совершеннейшем уединении, постоянной молитве и умозрении. Монах опять получает новое имя и на него надевается новое облачение – великая схима.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Все мы хотим любви. И всюду ее ищем. Вы спросите: «Почему ты нам говоришь здесь о родительской любви? Наша сегодняшняя тема – любовь Божия!» Но любовь Божия берет начало в сердце человека. Первое живое существо, которое мы видим в этой жизни, – вовсе не Бог, а мать, отец, люди из плоти и крови. Именно родители являют собой первый пример любви – в том числе Божественной. Так что если человек получил родительскую любовь в достатке, впоследствии ему легче постичь Бога. Одна учительница как-то поделилась со мной, что среди современной молодежи много атеистов. Я ей возразил. Мне кажется, атеистов не бывает. Есть люди с извращенными представлениями. Есть люди обиженные, не получившие достаточно любви, потому что никто им ее не давал. И теперь они отрицают Бога, Которого не знают, а точнее, – всю систему, которая вроде бы говорит о Боге, но при этом не дарит любви. В этом проблема. Мы приходим в Церковь, чтобы научиться любви. И если нам удается выполнять все предписания, но любви мы так и не научились, не научились чувствовать любовь Бога, – все достижения отходят на второй план. Возьмем, к примеру, пост. Это – очень хорошее дело, но для чего мы постимся, если в нашем сердце нет любви? Апостол Павел говорит, что если делать всё правильно, но без любви, – все усилия напрасны. Любовь – превыше всего. Форма необходима, но только с учетом содержания. Содержание – вот что важно. И это совсем другое дело. Иногда я разговариваю с ребятами, которые не знают даже, как правильно ко мне обратиться. Они говорят: «господин» или «господин отец», понятия не имея, что в разговоре со священником нужно произносить его имя – отец такой-то. Но душа у этих ребят искренняя и чистая, Богу угодны такие души. Господь не ограничивается внешностью – Ему важно содержание, Он смотрит в наше сердце. И спрашивает: «Научился ли ты любить?» По себе могу сказать, что, к сожалению, в Церкви многие люди безупречны по своим манерам, поведению, образу жизни, но всё это лишено внутреннего содержания. Как недавно услышал я от одного человека: «Множество обид я претерпел от людей, которые в глазах окружающих являются благонравными, добродетельными христианами, регулярно ходят в церковь… И именно эти люди меня предавали, обижали и огорчали». Вот что ранит больше всего и разрушает отношения с Богом. И человек задается вопросом: «Для чего я столько лет ходил в церковь, раз понятия не имею, что такое любовь?» Примерно это я услышал на Афоне от одного монаха. Это был подвижник, схимник, аскет, с длинной белой бородой. Все вокруг его уважали, почитали (знаете ведь, что такое схима), а он сказал мне: «Отче, я живу здесь столько лет, но если в сердце у меня нет любви, то единственное, что у меня будет – это моя схима». Великая схима – особый знак отличия в монашестве. Но главное – что под этой схимой. Там должна быть любовь. Если ее нет – что бы я ни делал, я ничего не достиг.

http://pravmir.ru/dlya-chego-ya-stolko-l...

Однажды он сказал: «Какая прекрасная обитель! Это ваша обитель! Матушка, стойте за нее». И запел церковное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим». И отец Николай запел: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» – это было прозорливое указание на судьбу обители Мы-то подумали тогда: вот старец молится Кресту Христову, сам монастырь точно на своей Голгофе оказался, разорен… И разве что тихо закралось только чудесным образом и исполнимое упование: а Воскресение-то когда будем славить? Монастырь-то Воскресенский… Однако на то батюшка и прозорливец. Это его ни с того ни с сего крестопоклонное пение было на самом деле предсказанием о том времени, когда обитель вернут Церкви, потому что официальная дата передачи монастыря пришлась как раз на Неделю по Крестовоздвижению, когда в центре храма на аналое лежит Крест Господень. Тогда в присутствии нашего правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) перед Крестом Христовым было совершено славословие Кресту и состоялось вручение документов о передаче обители. Рукой батюшки Иоанна было надписано: «Свет Христова Воскресения виден только со Креста» Отец Николай всегда очень радовался каждому маленькому штриху, детали, которые свидетельствовали о приближении этого часа, когда монастырь вернется Церкви. И вообще для него всегда были отрадны любые факты того, что русские обители живы. Молился батюшка и о благодетелях, и о монашествующих. Идеал святости неистребим в сердце русского народа, в русской душе. Многим памятен этот фрагмент из фильма, в котором батюшку Николая спрашивают: «Как возродить Святую Русь?» На что он улыбнулся в свойственной ему манере и отвечает: «А она и не умирала!» Бог не в бревнах, а в ребрах. Протоиереи Николаи Гурьянов Знаю, что, когда у человека особая духовная брань, каким путем идти, Бог самым немощным Сам подсказывает спасительное направление. Помню, мне в такой самый ответственный период жизни явился во сне какой-то другой, тогда мне еще неизвестный старец. Я только потом уже, по портрету, висящему у нас в Санкт-Петербургской духовной академии, где я преподаю, поняла, кто это! Внезапно останавливаюсь у образа митрополита Антония (Мельникова; † 29.05.1986) и понимаю, что именно этот духоносный архипастырь и явился мне… К тому времени он уже почил. Я уже знала, что при жизни он не был пострижен в схиму, хотя пришел он в схимническом облачении. «При встрече со Христом с одного снимется схима и на другого возложится», – говорил преподобный Паисий Святогорец. Мы не знаем, кто в каком звании предстанет пред Господом. У Бога великая схима – это та схима духа, которую человек стяжал при жизни.

http://pravoslavie.ru/116017.html

Рубрики Коллекции Зачем монахи уходят в монастырь? Легче ли спастись монаху? Кто первым придумал уходить из мира? И почему монахи живут в монастырях, а не поодиночке? Разбираемся в слайдах «Фомы». 11.02.2023 Зачем становятся монахами в XXI веке? Зачем люди в XXI веке оставляют все и уходят в монастырь? Что они находят в монашестве? Какие существуют иллюзии о монашестве? Чем монашеская жизнь принципиально отличается от мирской? Остались ли сегодня настоящие монахи? Разбираемся в новом выпуске подкаста «Райсовет». 14.07.2022 Современные старцы: кто они и чему учат «Новый афонский патерик» — так называется книга о современных православных старцах, в подготовке которой участвовал иеромонах Пантелеимон (Королев). Мы говорим с ним о том, почему старец не фокусник, чудеса не всегда полезны, а приход в монастырь — это путь «не к стенам, а к духовнику». 17.06.2018 6 советов паломнику на Афон Многие думают, что попасть на Афон тяжело. На самом деле это не совсем так. Паломничество на святой полуостров вполне осуществимо, если учитывать определенные правила 28.05.2016 Афон В 2016 году отмечается тысячелетие русского присутствия на святой горе Афон. По одной из версий жития преподобного Антония Печерского, Афон можно считать и колыбелью русского монашества, поскольку оттуда старший основатель Киево-Печерской лавры принес на Русь монастырский устав. О том, что представляет собой Афон смотрите в инфографике «Фомы». 22.05.2016 Схима. Инфографика Что такое схима, чем великая схима отличается от малой, чем монах похож на младенца, смотрите в инфографике «Фомы». 12.04.2016 Преподобный Гавриил Самтаврийский (1929–1995) Архимандрит Грузинской Церкви, несший в советское время подвиг исповедничества и Христа ради юродства. Уже в двенадцать лет он хорошо знал Евангелие, а во дворе дома устроил себе крохотную келью. Вернувшись из армии, построил небольшую церковь, все стены которой украсил сотнями икон: вырезал их из журналов, собирал на свалках и реставрировал. В 1955 году был рукоположен во священника и пострижен в монашество с именем Гавриил….

http://foma.ru/stati/vera/tainstva-i-obr...

868 ...и в святый пост со скоромным сахаром... – Скоромным называли обыкновенный сахар, так как при его производстве применялось осветление раствором белка альбумина, извлекаемого из крови, а также процеживание через костяной уголь. Так называемый постный сахар производился из картофельной патоки, без использования костяного угля и альбумина. 874 ...восприяв аггелский образ... – Т. е. приняв монашеский постриг; ср. наименование двух степеней монашества (малый ангельский образ и великий ангельский образ). 875 ...отнюд не постригся бы в мантию – довольно бы мне было рясофора... – Мантия и рясофор – наименование двух первых степеней православного монашества из трех существующих, принимаемых после прохождения послушнического искуса; рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима). Степени эти различаются количеством и степенью строгости даваемых перед Богом обетов, аскетическими правилами поведения и послушаниями, а также монашескими одеждами. 876 По сем старец Феофан умолен быв от некиих двух, дабы восприял их от пострижения. – Речь идет об учениках Феофана Паисии и Антонии, духовным отцом которых он был. В некоторых поздних списках Жития во фрагменте, посвященном этим ученикам старца, читается любопытный комментарий: «Первый из них, именем Паисий, был после в Соловецком монастыре наместником, ныне в Полоцке архимандритом в первокласном монастыре и Святыя Анны 2-й степени кавалер, императорскою короною брилиаитовою украшенный: а последний, Антоний, после был в Берлюковской пустыне строителем, где и скончался; которые и Житие сие писали. Паисий нрава тихаго и кроткаго, а Антоний горячаго, почему старец ему и не благословлял в настоятельство вступать» (см.: ГИМ. собр. Η. П. Вострякова, л. 74; ГИМ, Епархиальное собр., с. 97). 877 1818 году, при архимандрите Паисии, в обители между братиами и настоятелем случися некое нестроение. – Эти события нашли отражение в объемном «Деле о разных злоупотреблениях архимандрита Паисия по Соловецкому монастырю» (1818–1819 гг.), хранящемся ныне в Фонде канцелярии Синода в Российском государственном историческом архиве. После рассмотрения содержащегося в деле прошения братии Соловецкого монастыря императору Александру I архимандрит Паисий был уволен от настоятельства, но оставлен на покое в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовные дети батюшки были обеспокоены известиями из Великобритании, где англикане стали «рукополагать» в клирики женщин. Они спросили его, какой будет реакция Православной Церкви, если вдруг и в Греции появятся подобные идеи? Батюшка ответил с присущим ему чувством юмора: – Что вы переживаете, чада? Благочестивые женщины, которые хотели бы стать монахинями, верно хранят традиции Православия. А гречанки-феминистки, как только услышат слово « Церковь », в панике убегают. Итак, не переживайте. Православию не грозит «хиротония» какой-либо женщины, ни маловерующей, ни тем более благочестивой… МОНАШЕСТВО Монашество и обожение Монашество – кратчайший путь к обожению. О великой схиме Великая схима – не награда, а время борьбы. Великая схима принимается или из любви к Богу, или для непрестанного покаяния. Готовя одного брата к постригу, батюшка настаивал: – Все то, что ты сейчас исполняешь добровольно (молитву, пост, послушание), после принятия великой схимы будешь исполнять как свой долг. Обрати внимание на делание послушания, старайся избавиться от привычки спорить и противоречить. Смирение важнее поста и молитвы. Старец может изменить твое монашеское правило, но он никогда не скажет тебе: будь гордым, или спорщиком, или непослушным. Ты будешь высказывать и свое мнение, но, когда тебе скажут: «Делай это», ты ответишь: «Благословите». И сделаешь так, как сказали, пусть даже придется все делать неправильно и заведомо безуспешно. Поведение монаха Лично мы великодушны ко всем – но не в монастырских делах. Наставление монахам: «Мы пришли сюда, главным образом, не для рукоделья, не для огородов и строек, потому что и без всего этого можем спастись. Мы пришли сюда, в первую очередь, ради души. Чтобы ее спасти, надо проводить день безгрешно, в кротости, в молитве, исполняя свое правило». Если вы будете ссориться при посторонних, знайте, что вы покинете монастырь. Я построил обитель не для того, чтобы смущать чьи-то души. Нестяжательность Отец Епифаний никогда не был монахом в полном смысле этого слова, однако имел ясное монашеское сознание, какое редко можно встретить у клириков, проходящих свое служение среди народа. Такое же сознание он старался развить и у своих духовных детей – безбрачных клириков. Вот один из примеров, связанных с монашеской добродетелью нестяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

661 В этих высказываниях о «втором Крещении великой схимы» звучат два одинаково важных мотива: во-первых, здесь указывается на единственность схимы, а во-вторых – подчеркивается ее значение именно как «второго Крещения», освящающего человека и омывающего его грехи 662 . Коснемся сначала первого мотива. Свт. Григорий Палама в послании к Павлу Асеню пишет следующее: А малой монашеской схимы отцы не знают и предания о ней не оставили; но некоторым из позднейших вздумалось разделить надвое единое, – однако и они на самом деле не разделили: ибо [в чинах пострижения и в малую, и в великую схиму] ты найдешь одни и те же отречения и обеты. Поэтому как никто другой точно учивший монашескому житию иже во святых Феодор Студит запрещает говорить о малой и великой монашеской схиме и преподавать их... (Greg. Pal. Ep. ad Paulum Asanen//ΓΠΣ. T. 5. Σ. 247) 663 . Таким образом, почти полное тождество чинов приводит святителя к убеждению в мнимом характере «разделения» и заставляет утверждать, вслед за прп. Феодором, единственность великого ангельского образа, «величие» которого определяется не оппозицией «малой» схиме, но самим значением и содержанием. Вторит прп. Феодору и Паламе также и свт. Симеон: Делая все по-новому и противно преданию апостолов и Спасителя нашего, и преемников апостолов – отцов. Так и со схимой монашеской: ибо несмотря на то что схима – одна, они разделили (букв. «рассекли». – Авт.) ее на множество частей, и сотворили много более схим, чего не установил ни один из отцов, – но все говорят, что, как и Крещение (курсив наш. – Авт.), схима монашеская – одна и единственна, и о ней законодательствует божественный Дионисий. А если и у нас говорится о малой и великой схиме, то мы не говорим, будто их две, но что она – одна, великая и совершенная. А та, что называется малой, есть залог (обручение) великой, и начаток ее и предначинание, и она придумана в последнее время некоторыми из отцов по причине немощи [вступающих в монашество], и дается как обручение первой, а потом получает совершение в том, преданном [отцами] и едином: потому она и зовется обручением великой и святой схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

СТОЛПНИК - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на " столпе " - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.). СТОЯНИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 57 часов. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский страдание) - последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. СХИМА (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая. СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим постом - этим днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие, 3; 24). Сыропустная неделя также называется " Прощеным воскресением " , т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.    Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.    Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.    Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. право ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества, они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.    Само иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.    При вступлении в самое иночество, над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.    На принявшего малую схиму надевают параманд (параманд — небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Чин пострижения в рясофор совершается Игуменом по окончании часов. По обычном возгласе «Благословен Бог наш» читаются предначинательные молитвы, два псалма (26 и 50), покаянные тропари, а затем Игумен прочитывает над постригаемым две молитвы, в которых просит Бога сподобить постригаемого «пожити достойно в ангельском сем житии», «сохранити его от сетей диавольских», «чисту душу его и тело соблюсти даже до смерти», «даровати ему смирение, любовь и кротость» и «явить его всякого воздержания подвижника». Затем Игумен берет ножницы и постригает его крестообразно, говоря: «Во Имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь. Рцем вси о нем: Господи, помилуй». Братия поют трижды: «Господи, помилуй!» Игумен облачает его в рясу и камилавку, ничего не говоря при этом. В заключение он читает еще одну тайную молитву, в которой просит Бога даровать новопостриженному особую силу Божию и благодать для шествования тесным путем жизни, которым шли все святые отцы, и этим чин пострижения в рясофор заканчивается. Это еще не настоящее монашество, а только «начаток святого образа», по выражению вышеуказанного чинопоследования. Такой постриженник называется «рясофорным монахом», и иногда «рясофорным послушником». По истечении срока узаконенного испытания, обыкновенно трех лет, как требуют правила (5-ое правило Двукратного собора), или не менее 6-ти месяцев, поступивший в монастырь принимает уже настоящий монашеский постриг с произнесением обетов. Существуют две ступени иноческого звания: низшая – малая схима или мантия, называемая также, обручением великого и ангельского образа, и высшая – великая схима, или самый великий и ангельский образ. Чин пострижения в малую схиму изложен в особом последовании под названием: «Последование малого образа, еже есть мантия». Чин этот полагается совершать по уставу на Божественной литургии после входа с Евангелием, но на практике в настоящее время чаще совершают его в конце вечерни или всенощного бдения. Принимающий малую схиму исповедует все свои грехи перед монастырским духовником, за всю свою прошлую жизнь от самой юности и приготовляется к причащению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010