На Западе монашество получило свое начало от свт. Афанасия Александрийского, когда, в очередной раз будучи изгнанником, он находился в Риме. Здесь же мы имеем прекрасный пример старца, который никогда сам не учился у старца. Это пример прп. Венедикта Нурсийского, оставившего очень полезное законодательство для монашества. Вот что в общих чертах хотелось бы добавить к сказанному. Упомяну о чине трудников, о которых также шла речь. Этот чин совершенно не известен монастырям греческого мира. Конечно, некоторые люди трудятся в монастырях, но это не означает, что они поступят в монашество. Хорошо было бы, если б монастыри были самодостаточными, то есть имели собственные рабочие руки, – чтобы монахи и монахини не смешивались с мирскими людьми. Многие монахи, в том числе и на Святой Афонской Горе, так и не смогли достигнуть преуспеяния в духовной жизни, потому что имели тесное взаимодействие с такими людьми. Например, на Афоне много дровосеков, которые занимаются лесом и совершенно безразличны к Церкви. Общаясь с ними, монахи не смогли преуспеть. Я думаю, что к этому вопросу требуется очень большое, усиленное внимание. Св. старец Амфилохий Патмосский говорил монахиням, которых окормлял: будьте внимательны, потому что одних людей Бог посылает в монастырь, а других посылает дьявол. Также вчера шла речь об отличии рясофорного монаха от принявшего постриг, малую или великую схиму. Я хотел бы еще внести некоторые уточнения. Митрополит Иларион Волоколамский говорил о рясофорных монахах и о неженатом духовенстве, которое служит миру (о целибате). Он правильно сказал, что рясофор - это не схима, но в Греции, и особенно на Святой Горе, если рясофор предполагает постриг, (по св. Никодиму Святогорцу) рясофорный монах уже не может вступить в брак. Внешним признаком является пострижение влас. В периоды гонений некоторые становились монахами в тюрьмах, только призывая имя Святой Троицы и не произнося каких-либо других молитв, если имели возможность немного постричь власы. На Святой Горе Афон после одного-трех лет послушничества дается рясофор с постригом, который считается малой схимой. Позднее дается великая схима, – конечно, не в конце жизни. Потому что, получив схиму, нужно иметь силы отработать ее. В братстве Святой Горы Афонской не разделяются рясофорные монахи от великосхимников: все имеют право избирать и быть избираемыми, если они прошли шесть лет монашеской жизни.

http://bogoslov.ru/article/3570213

Худшее зерно (охвостье) падало ближе к веяльщику, а хорошее (головка), благодаря тому, что оно тяжелее, оказывалось дальше. Охвостье служило кормом для скота, головку пускали на семена. Что же касается зерна среднего качества (середина и хвост), то оно шло в пищу и на продажу. Нередко зерно очищали и сортировали дополнительно на грохоте, т. е. на большом решете, и на изготовленной фабричным способом веялке. Ритуальным блюдом при начале молотьбы (за молотки) считается крутая каша из разных круп: она магически воздействовала на хлеба будущего урожая (Гомельский у. Могилевской губ.). По народным представлениям, на гумне живет гуменник, дух двора, которого часто отождествляли с овинником. Севернорусские крестьяне Лужского у. Петербургской губ. 1 окт. (Покров пресвятой Богородицы) ставили на току ведро пива и оставляли его там на несколько дней; можно рассматривать это как жертву гуменнику. Лит.: Найдич Д. В. Орудия и способы молотьбы и веяния. Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967. Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 77–83. Мольба см.: Трапеза общественная. Монашество (иночество) Духовное сословие подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней и внешней молитвы. На Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре. Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями. Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри. Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным. Самое иночество заключает в себе две степени: малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дух мира сего властно проникает в Церковь. Уже сверху на приходы командуют развивать «фандрайзинг», «краундфандинг», искать «спонсоров», развивать в молодых прихожанах «лидерство». Многие современные жития новомучеников больше напоминают статейки в эмигрантских белогвардейских газетках, монахи летают и ездят по странам и континентам, как некая «шаталова пустынь». «Братия спросили Антония Великого, который был близок к смерти, о конце мира. Святый сказал им: «…Конец этого мира будет при трёх вещах: если насилия умножатся среди людей и если блуд умножится среди монахов, покидающих пустыни и монастыри и в городах пребывающих в домах мирян с женщинами, а молодых монахов пребывающих в обителях дев, и мужей пустыни, любящих есть и пить, и увидите монахов торгующими, покупающими продающими по подобию мирян…». У святителя Феофана Затворника на евангельское чтение читаем: «Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, - оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит». Вся строгая и спасительная проповедь Христа, Его Апостолов, преподобных и богоносных отцов исполнена христианской любви, милосердия, оптимизма. И отцы нового времени утверждают тоже: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - так взывает к нам преподобный Серафим. А что мы получим, если будем с помощью правды житейской «колоть глаза» друг другу? И поэт сказал: «Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна». Владимир Вениаминович Шкляев , Миссионерский отдел Ижевской епархии, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. 3 Изрядно! 2. ... Бывает в схиме воин? Конечно же бывает. И Пересвет с Ослябей Нам это подтверждают. 1. Великая схима Великая схема декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Инок как бы уже умер. Странно судить о.Сергея по нашим мирским законам.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/28/pr...

Однако это далеко от истины. Все христиане призваны к аскетической жизни. В Мф. 16 Христос открывает нам основной закон следования за Ним: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24-25). Основа аскетической жизни - это отречение от себя ради Христа и взятие креста, чтобы следовать за Ним. Нет иного пути для следования за Христом; он аскетичен во всех отношениях и для всех христиан - монахов, клириков и мирян, это один и тот же путь. Чтобы показать всеобщую природу православного аскетизма и ее тесную связь с молитвой, следует вслушаться в прекрасные слова святого Симеона Солунского об Иисусовой молитве: «Пусть каждый благочестивый верующий постоянно повторяет это имя в качестве молитвы умом и языком. Пусть он все время побуждает себя поступать так - стоя, путешествуя, сидя, отдыхая, говоря и делая что угодно. Тогда он обретет величайший мир и радость, подобно тем, кто знает это по своему опыту. Это занятие как для живущих в миру, так и для монахов. Каждый должен прилагать усилия, чтобы творить эту молитву, пусть и в небольшой мере. Все - клирики, монахи и миряне - должны иметь эту молитву своей путеводной звездой, творя ее в соответствии со своими способностями… Пусть каждый посвящает ей время в соответствии со своими способностями и обязательно имеет определенную меру этой молитвы». Нет необходимости цитировать множество других святоотеческих источников, подтверждающих следующую точку зрения: христианский путь аскезы, путь креста, не является исключительно монашеским, монашество - хотя и выдающаяся, но лишь одна из его форм. К аскетизму призваны все православные христиане. ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ Нам также необходимо видеть различие между институтом монашества и «монашеским идеалом». По словам святого Феофана Затворника, институт монашества включает в себя монашеские степени (послушник, рясофор, постриг, великая схима), монашеские правила (основные из которых - пост, послушание, молитва) и монашеские формы жизни (киновия, отшельничество, скит).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/44...

Они думали, что человек такого аскетического духа пойдет на это, раз ему будет дана возможность правильно передать канонические права по защите Церкви лицу, канонически способному по избранию епископов и Царя. По внушению бояр Царь в начале 1664 г. разослал Митрополитам и архиепископам запросы, не вызывает ли великая схима по канонам абсолютную неспособность совершать епископские акты; Царь делал вопросы в замаскированной форме, не говоря о Никоне, спрашивая, может ли иеромонах, принявший потом схиму, стать епископом без нарушения канона. Митрополит Новгородский Питирим ответил, что не может. Митрополит Казанский Лаврентий, Филарет архиепископ Смоленский ответили в том же смысле, но Иосаф Тверской и Илларион Рязанский допускали возможность епископства и для иеромонахов схимников. Проект этот не был осуществлен, по недостатку ли единодушия в ответах, или вследствие того, что появление Никона в Успенском Соборе 19 декабря 1664 года устраняло мысль о том, что он согласится на такое предложение. xii) Чего добивались бояре посылкой вопросов восточным Патриархам? Их обвинения затрагивают не только Никона, но и Царя Посылая вопросы восточным Патриархам, бояре косвенно обвиняли Никона в нововведениях в церковных делах, имея в виду новый и чрезвычайный титул, свойственный только светской власти, и власть, данную Никону Царем, и её употребление им в светских делах государства; через это они хотели добиться признания Никона заслуживающим низложения; они обвиняли его в непринятии постановлений Уложения и в стремлении сделать их бездейственными, в испрашивании обета у Царя, обета 22 июля 1652 г. повиноваться законам Бога и Церкви и позволить ему управлять Церковью в соответствии с ними, и во введении таким образом дуализма власти. С 1657 года Царь перешел на сторону бояр. Бояре обвиняли Никона в гордости, в желании сравняться и даже превзойти Царя, во вмешательстве в светские дела, в ограблении и насилии для получения земельных владений для его монастыря из тщеславия и честолюбия. Они вызывали ответы, задевающие порицанием самого Царя, как если бы Царь наносил обиду боярству, давая необычный титул, честь и власть Патриарху, как если бы он обижал боярство, давая обещание в послушании Церкви, или приостанавливая действия некоторых статей Уложения, или делая Никона государственным регентом и советником в государственных делах, или делая земельные пожертвования и предоставляя привилегии Никоновским монастырям. xiii) Неистовствующая злоба бояр, доказательства ея

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«Великому Пахомию явился Ангел Господень, говорит Иосиф в 3-й главе 11-го «слова», и повелел принять ему великую схиму, как образ высшего нравственного совершенства. Учреждение это не противоречит учреждению Апостольскому, потому что апостолы и ангелы неимеют разнства. Сначала между христианами, как видно из житий Св. Симеона и Иоанна юродивых, Св. Григория Критского и др., принималось малое пострижение, а потом уже великая схима, которая относилась к первому, как крещение к оглашению, или священническое совершение к диаконскому служению. – Если же Ангел явился великому Пахомию черным, а не светлым, то потому, что Ангелы неимеют однообразия – они являлись Св. людям в разных видах, как угодно было Господу и во вторых, явился черным сообразно с целью своего посольства: он повелевал проводить плачевную жизнь, – но все плачущие в черную одежду облачаются. (Четвертая глава). В ответ еретикам, которые слова Апостола Павла о возбраняющих женитися ( 1Tuм. IV, 3 ) толковали применительно к инокам; а слова Исаии: Блажен иже имеет племя в Сионе и ужики в Иерусалиме (по XXXI, 9) относили к мирянам, – Пр. Иосиф говорит, «что слова Апостола относятся к тем еретикам, которые считали брак прелюбодеянием, а брашна скверной, каковы в последствии были Манихеи, Маркиониты, Мессалияне. Но иноки только предпочитают девство браку, а не отвергают брак, и воздерживаются от пищи, а не называют пищи скверной. Кроме того, это сказано в ветхом завете, а в новом эти слова не имеют места, так как и многое другое из ветхого завета упразднено в новом. Слова Писания должно разуметь не о чувственном семени и не о плотских сродниках, но о семени духовном, рождающем дух спасения и о сродниках духовных, рождаемых духом спасения. Но у иноков есть такие духовные чада и к ним вполне могут относиться слова Исаии: «блажен, иже имеет племя в Сионе и сродники в Иерусалиме» 191 . «Еретики, убояшася православных, говорит Иосиф в начале «13-го слова», еже о благочестии ревности, яко да все уведевши их злая соборне осудят их по Божественным правилом в конечную погибель, говорили: не следует осуждать ни еретика, ни отступника. В доказательство своей мысли они указывали на слова Спасителя: «не судите да не судими будете» (Мф. 1) и Св. Златоуста, который говорит: «не достоит никого же ненавидети или осужати, ниже неверного, ниже еретика и не убо достоит убивати еретика: аще ли и судити подобает еретика, от царских и градских закон судится, а не от инок, ниже от мирских человек, иже не приходящим судищнам двором» 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

На Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 годов комиссия под председательством архиепископа Тверского Серафима (Чичагова) разработала «Определение о монастырях и монашествующих», единогласно принятое Собором. В «Определении», в частности, говорилось о желательности иметь в каждой обители для духовного окормления насельников старца, начитанного в Священном Писании и святоотеческих творениях, способного к духовному руководству. В ставропигиальном мужском монастыре духовник должен был избираться настоятелем и братией и утверждаться Главой Русской Православной Церкви с. 114]. Таким образом, требования, которые предъявлялись к духовному руководителю Лавры, были весьма высокими. Уже само слово «старец» обязывало к очень и очень многому... Как уже отмечалось в предыдущих главах, старчество было истинным призванием отца Варнавы. Это был дар, данный ему свыше. В результате многолетней и упорной брани с миром, лежащим во зле, с плотью и врагом человеческого спасения, подвижник достиг господства над своим греховным «я» и покорил плоть свою духу. Все более и более возрастала духовная мощь воина Христова. Пришло время, когда Господь призвал его понести на себе бремя немощей многих других людей. Перед тем, как начать назидать братию словом и самой жизнью, возжелал отец Варнава облечься в великую схиму. Великая схима – это высшая степень монашества, называемая еще великим ангельским образом, сопряженная с особыми подвигами. Это – новая жизнь, даже по сравнению с прежней жизнью иноческой. Она имеет более строгий устав, более продолжительное молитвенное правило, постоянный особый пост и, конечно же, особый дух – дух совершенной небесной чистоты и богоподобного бесстрастия. В знак начала новой жизни при постриге великосхимник получает и новое имя. Великосхимник принимает особые одежды, которых нет у мантийного монаха: великий параман и куколь. Куколь надевается вместо камилавки с клобуком и представляет собою остроконечный головной убор с тканью, покрывающей голову и плечи монаха кругом и с пятью крестами: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Слово «куколь» происходит от латинского слова, означающего капюшон. Святой Симеон, архиепископ Солунский говорит: «Возлагается шлем спасительного упования, кукуль незлобия, ради осенения благодати Божией и преобладания, посредством смиренномудрия и свойственного невинным младенцам незлобия, силы владычественной (то есть ума), равно и в знак охранения Богом и согревания главы со всеми чувствилищами... кукуль вешается впереди на груди ради силы мысленной и сердца, и обшит вокруг крестами, чтобы царственным и страшным этим знамением отгонять спереди и сзади нападающих на нас...» с. 411]. Аналогичное толкование находим и у преподобного Аввы Дорофея с. 36].

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Кайпини Атоллов 21 июля 2014, 22:54 Все-таки автор статьи передергивает факты. Какие страшные немцы... А наш брат(по-национальности) варил в кипятке,топил в нечистотах,расстреливал и распинал без суда и следствия,издевался в концентрационных лагерях(типа СЛОН) - именно у большевиков(красных террористов) учились немцы - над лучшими людьми отечества! И за что? За веру во Христа!.. Или за то,что работать умели лучше(как с " кулаками " ) или за присягу императору(офицеры и генералы " Белой армии " ). А скольких навсегда изгнали с Родины? Ученых,писателей,философов,иерархов,прославленных потом в лике святых? Или автор думает,что идея Третьего Рима содержится в Писании,а не в голове инока Филофея? И поэтому Бог никак не может отменить его,как произошло с " Первым " и " Вторым " ? А вот мне кажется,что может быть и Четвертый и двадцать четвертый или Богу не все возможно или мы Писание нарушим? Крайне опасно затмевать патриотической риторикой главную основу Побед нашего народа: возрождение веры и покаяние,мучительное очищение от лжи и греха. Молитвы Богородицы и святых,уделом которых мы являемся именно поэтому,а не потому,что русские или немцы. В этом наш смысл,наша цивилизационная ответственность. Великая схима России. Василий Н. 4 июля 2014, 13:10 Все сложно. Сам я еще недавно с негодованием относился к уранополитизму. Но, почитав " Русскую народную линию " - " православно-патриотический " ресурс, начал понимать отца Даниила. Скорее всего, истина, как всегда, где-то посередине. Ляля 17 апреля 2014, 15:58 Мы лишь скитальцы на земле Всегда в пути, всегда в пути Нам здесь покоя никогда Не обрести, не обрести Но знаем мы, но верим мы Что наш приют, что наш приют Там где обители Отца Всегда нас ждут, всегда нас ждут. Припев. Небо наш дом, небо наш дом Дом лучезарный, хрустальный дом. Наш дом в краю куда ведет Тропа святых, тропа святых Где Дух в единную семью Сбирает их, сбирает их Там где не ранят стрелы зла Не гнет печаль, не гнет печаль И жизни чистая река Стремится вдаль, стремится вдаль.

http://pravoslavie.ru/61403.html

При постриге присутствует духовный наставник, который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. «Номоканон» предписывает, чтобы постригаемому был назначен восприемник: « Аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется» . Согласно 2-му правилу Двукратного Собора, «отнюдь никого не сподоблять монашеского образа, без присутствия при сем лица, долженствующего принять его к себе в послушание и иметь над ним начальство, и воспринять попечение о душевном его спасении» . Восприемником новопостриженного в мужских монастырях становится игумен или один из опытных в духовной жизни братий обители. В женских монастырях восприемницей становится игумения или одна из опытных в духовной жизни сестер. Монашеский постриг в мужских обителях совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо игуменом, либо, по благословению епархиального архиерея, иным иеромонахом (архимандритом). В женских обителях постриг совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо, по его поручению, иеромонахом (архимандритом). 6.5. Схимничество (великая схима) Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и духовного собора. Согласно чинопоследованию пострига в великую схиму, принимающий пострижение должен готовиться к нему «всяко якоже умираяй: ибо конечнее вторыми обеты отрицаяся мира, миру и всем мирским пристрастием умирает». Великосхимник призывается «иноческия обеты усугублением пред Господем обновляти». Смысл пострига в великую схиму отражен в особых одеждах, которые носит постриженный: в парамане с многокрестием и аналаве, украшенном изображениями Креста Господня и орудий Его страданий. Насельник, принявший пострижение в великую схиму, как правило освобождается от несения каких-либо административных послушаний.

http://pravoslavie.ru/108817.html

Тем не менее, после того как в конце X в. в Византии был введен рясофор, а сразу вслед за ней и на Руси , три монашеские чина: рясофор, малая, великая схима – в соответствии с тремя этапами духовного возрастания – стали традиционными формами устроения монашества. Последовательность произнесения обетов в чине монашеского пострига следующая: 1. Девство (παρθενα, σωφροσνη); 2. Послушание (πακο, ποταγ); 3. Нестяжание (πτωχεα, κτημοσνη) . Естественно, что все эти обеты являются христианскими добродетелями и как таковые могут и должны рассматриваться в системе нравственного богословия и аскетики. Принесение всех трех обетов основывается на отречении (ποταγ) от мира, которое оказывается важнейшей отправной точкой монашеской жизни. У современника свт. Василия прп. Ефрема Сирина находим одно из древних свидетельств об особой значимости трех монашеских обетов как особых добродетелях монаха: «Несребролюбивый монах – вернейший вестник Царствия Небесного, а тот, кто недугует сребролюбием зле погибает. Украшение монаха юноши – целомудрие, приобретшее не имеющее пределов девство. Достояние монаха – послушание, приобретший его будет услышан Господом» .   Ι. Каноническое содержание Отречение от мира   Господь призывает последующих Ему искать прежде всего царствия Божия и правды его (Лк. 12, 31), отвергнуться себя, взять крест свой и идти вслед Его (Мф. 16, 24). В традиции древнего монашества отречение (ποταγ, abdicatio, renuntiatio) вбирало в себя весь смысл монашеского жития , и в частности указывало на произнесение обетов. Отречение – это правило, канон, смысл монашеского жития. В житии прп. Даниила Столпника находим: «Тот и его спутники , руководствуясь священным правилом отречения (τ ερ τς ποταγς καννι), принимают монашескую схиму из рук святого, и Эдран боголюбиво начинает именоваться Титом» . Получение нового имени – символ отречения, которое, конечно, требует принципиально нового отношения к имени и всем реалиям новой жизни. Отречение антиномично. С одной стороны, оно является привилегией, даром, по сути дела полной амнистией. Так, вступлению в монастырь не могут помешать никакие былые грехи, которые изглаживаются безграничной силой покаяния. «…Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния (τς μοναχικς πολιτεας τν ν μετανοα ζων στηλογραφοσης μν), то искренно прилепляющегося к оному одобряем, и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнити свое намерение» (43 правило Трулльского Собора ).

http://bogoslov.ru/article/3516854

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010