Св. Григорий Палама неоднократно указывает, что изучение светских наук монахам запрещается; заранее отвечая на возражения противников, он пишет по этому поводу: «Господь не запретил явно литературные изыскания? Но Он не запретил и брак, и употребление мяса, и совместное проживание с женатыми…(  ) Многое делается без осуждения всеми христианами, будучи строго запрещено монахам из–за их особого образа жизни.» Отцы Церкви советуют новоначальным воздерживаться от долгого чтения даже священных книг и предаваться одной молитве: это вовсе не означает, что чтение худо, но указывает, что и оно может отвлекать от созерцания. Впрочем, стяжав дар непрестанной молитвы, исихасты прилежно предаются чтению: «Среди нас мы не знаем ни одного исихаста, который бы не стремился, если он умеет читать, изучать Писания; тех же, кто читать не умеет, можно принять за живые книги, ибо они с легкостью читают наизусть большую часть Писаний,” но в конце концов «делание, а не знание Писания приносит спасение». Св. Григорий Палама, таким образом, не восхваляет невежество как таковое, а противопоставляет гуманистам, которые искали совершенства в знании, идеал монаха, который хочет иметь в себе живого Бога, Христа, «который есть Самопремудрость и содержит в Себе все истинное знание». «Человек, имеющий Его в себе соблюдением Божественных заповедей, не будет даже иметь нужды изучать Писания, а будет их все знать без изучения.» По этому поводу он приводит пример в Иоанна Крестителя и преп. Антония Египетского; по словам св. Афанасия, последний в детстве отказывался учиться, а потом опровергал греческих философов. Нередко причисляя, вслед за св. Григорием Нисским, Моисея, Илию, Стефана к образцовым мистикам, св. Григорий Палама напоминает исихастам и о св. Иоанне Крестителе, на которого, «как на свой первый образец, устремлены взоры тех, кто покинул мир». Действительно, Иоанн «был не только Предтечей Христа, но и Предтечей Его Церкви, а также, братие, Предтечей нашей монашеской общины». Как Иоанн Креститель возвестил миру близкий приход Мессии, так и монахи возвещают, что вот–вот произойдет Второе пришествие… «Великая схима».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Должен сказать, что многие люди считают, что Церковь – это что-то отдельное, существующее само по себе, независимо от армии, от гражданского общества – медиков, педагогов, журналистов... Я уверен, Церковь настолько встроена в нашу жизнь, а тем более в жизнь армии, что эти две составляющие общества не только на протяжении веков очень глубоко переплелись друг с другом, но и неизбежно связаны друг с другом. В силу нашего постоянного взаимодействия продолжается и расширение экспозиции музея. Наша выставка открывается с периода, в котором жил Димитрий Донской, с события, в котором князь приходит за благословением к Сергию Радонежскому перед Куликовским сражением. Мы задались целью воссоздать максимально приближенные копии одежды, оружия той эпохи, потому что понимали, что раздобыть или приобрести оригиналы у нас не хватит никаких денег. Но экспонаты, дублирующие исторические артефакты, имеют и свои преимущества: их можно трогать, брать в руки, рассматривать. Для лучшего понимания информации детьми это очень важно. Здесь можно подержать копию княжеского щита, можно померить шлем, кольчугу, у нас есть реплика исторического меча, его тоже можно вынуть из ножен, ощутить вес. В этой части экспозиции есть и настоящие реликвии: древняя пожелтевший Псалтирь, старинные иконы – все из архива храма. Здесь же представлена настоящая схима, которая на протяжении истории Церкви почти не менялась, то есть она выглядит так же, как во времена преподобного Сергия. Мне, сыну офицера, внуку офицера, больно оттого, что наша великая нация не помнит своей истории Настоящие архангельские лапти, которые подарили наши прихожане, и отцовский 150-летний крест, часть русской традиционной религиозной культуры. Такой крест входит в систему православных ценностей в отношении воспитания сына. Когда мальчик взрослел и становился юношей, отец передавал ему свой крест. Иногда возникают забавные ситуации, когда к сельскому священнику прибегает новый прихожанин и рассказывает: «Батюшка, меня заговорили на смерть».

http://pravoslavie.ru/139100.html

Придя к больному, священник должен выяснить: может ли болящий глотать, сможет ли он принять Св. Тайны? Если больной может проглотить, то после этого священник на столе, покрытом чистою скатертью, растилает покровец (плат), полагает на него дароносицу и, сотворив перед Св. Дарами поклон, вынимает из дароносицы маленький потир, вливает в него немного вина и влагает частицу Св. Таин. После чтения предначинательных молитв, « Вечери Твоея тайныя» и « Царю Небесный» с Богородичным, он прочитывает три особых молитвы и затем исповедует больного, повелевая «мало отступити ту сущим» (находящимся там родным). По исповедании священник читает особую разрешительную молитву и затем, по прочтении обычной молитвы « Верую, Господи, и исповедую» причащает больного, в присутствии его сродников и домашних. По причащении читается: « Ныне отпущаеши», Трисвятое по « Отче наш», тропарь дне, Богородичен и «отпуст настоящего дне». 9. Пострижение в Монашество Чины пострижения в монашество помещаются только в Великом Требнике и в отдельно изданной книге. Как желающих жить в супружестве св. Церковь благословляет на семейную жизнь особыми молитвословиями и священнодействиями, так и желающих навсегда посвятить себя подвигу девственной жизни для всецелого служения Богу и делу спасения своей души, она напутствует особыми молитвословиями и благословениями. Сообразно трем степенями монашества, существует три разных чина пострижения в монашество: 1. Последование во одеяние рясы и камилавки, 2. Последование малыя схимы, сиречь мантии и 3. Последование великаго и ангельскаго образа (Великая схима). Поступивший в монастырь первоначально облекается настоятелем, без особых молитвословий, в подрясник и называется послушником. Ему дается обыкновенно при этом пояс, скуфья и четки. Спустя некоторое время, после обычного испытания, над ним совершается настоятелем (игуменом) первое последование «в одеяние рясы и камилавки». Оно состоит из чтения предначинательных молитв, покаянных тропарей: « Помилуй нас, Господи» и двух молитв о постригаемом, после чего новоначальный крестообразно постригается с произнесением слов: « Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

По Евангелии положена сугубая ектения краткая с молением о новопостриженном и по возгласе поется стихира, заимствованная из службы в неделю блудного сына: « Познаем, братие, тайны силу…» При пении этой стихиры происходит целование новопостриженного. Подходящий спрашивает его: «Что ти есть имя, брате?» Новоначальный называет свое новое имя. Брат же говорит ему: «Спасайся в ангельском чину». После сего совершается отпуст. Новопостриженный инок «должен есть приседети в церкви дней пять, упражняяся (т. е. воздерживаясь) от всякого дела, кроме чтения, и в умной молитве пребывая». Если пострижение было на литургии, то Апостол и Евангелие читаются за литургией, после дневных, а новопостриженный за этой литургией причащается. Третья, высшая степень монашества — «великий ангельский образ», или «великая схима», есть совершенное отчуждение от мipa. Последование великого ангельского образа сходно с последованием малой схимы, но совершается с большей полнотой и торжественностью и отличается большей строгостью и высотою даваемых обетов. С вечера одежды будущего схимника вносятся в алтарь и полагаются у подножья св. трапезы (престола), дабы они освятились и были приняты как бы от самого Бога. На утрени в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем ангельский образ и в каноне — стихиры. Пострижение совершается по уставу также на литургии по малом входе, но перед обычным песнопением « Обятия отча» поются еще три умилительных антифона, глубоко покаянного содержания. Вопросы игуменом предлагаются те же с прибавлением слова: «вторицею» и говорится об их «усугублении», причем постригаемый говорит, что он желает «жития совершеннейшего постнического». В поучении настоятеля постригаемому говорится, что он от днешняго дне должен чувствовать себя «распятым и умерщвленным мipobu, совершенного ради сугубого отречения» и помышлять не о чем-либо земном, но исключительно о духовном о подвигах духовных, о воздержании плоти, об очищении души, о нищете духовной и телесной, о плаче, обо всем скорбном и болезненном, «радостотворнаго по Бозе жития».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

6, зачало 233 (Еф. 6:10-17), о духовной брани и о необходимости облечься для нее во вся оружия Божия, и, после аллилуария — Евангелие от Матфея (Мф. 10:37-38, 11:28-30) о том, что любовь к Богу должна быть больше любви к отцу и к матери и, что, кто не идет вслед Господа не достоин Его, к чему прибавляется призыв Господа придти к Нему и взять на себя иго Его благое и бремя Его легкое. По Евангелии положена сугубая ектения краткая с молением о новопостриженном и по возгласе поется стихира, заимствованная из службы в неделю блудного сына: «Познаем, братие, тайны силу…» При пении этой стихиры происходит целование новопостриженного. Подходящий спрашивает его: «Что ти есть имя, брате?» Новоначальный называет свое новое имя. Брат же говорит ему: «Спасайся в ангельском чину». После сего совершается отпуст. Новопостриженный инок «должен есть приседети в церкви дней пять, упражняяся (т. е. воздерживаясь) от всякого дела, кроме чтения, и в умной молитве пребывая». Если пострижение было на литургии, то Апостол и Евангелие читаются за литургией, после дневных, а новопостриженный за этой литургией причащается.    Третья, высшая степень монашества — «великий ангельский образ», или «великая схима», есть совершенное отчуждение от мира. Последование великого ангельского образа сходно с последованием малой схимы, но совершается с большей полнотой и торжественностью и отличается большей строгостью и высотою даваемых обетов. С вечера одежды будущего схимника вносятся в алтарь и полагаются у подножья св. трапезы (престола), дабы они освятились и были приняты как бы от самого Бога. На утрени в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем ангельский образ и в каноне — стихиры. Пострижение совершается по уставу также на литургии по малом входе, но перед обычным песнопением «Обятия отча» поются еще три умилительных антифона, глубоко покаянного содержания. Вопросы игуменом предлагаются те же с прибавлением слова: «вторицею» и говорится об их «усугублении», причем постригаемый говорит, что он желает «жития совершеннейшего постнического».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   Для принесения Св. Даров в дом к болящему служит дароносица, которая завертывается в покровце и полагается в мешочке с пришитой к чему лентой, надеваемой священником на шею. Священник в епитрахили и поручах, несущий на себе Св. Тайны в дароносице, ни в какие дела и разговоры в пути ни с кем не должен входить и дароносицу нигде не оставлять. Придя к больному, священник должен выяснить: может ли болящий глотать, сможет ли он принять Св. Тайны? Если больной может проглотить, то после этого священник на столе, покрытом чистою скатертью, растилает покровец (плат), полагает на него дароносицу и, сотворив перед Св. Дарами поклон, вынимает из дароносицы маленький потир, вливает в него немного вина и влагает частицу Св. Таин. После чтения предначинательных молитв, «Вечери Твоея тайныя» и «Царю Небесный» с Богородичным, он прочитывает три особых молитвы и затем исповедует больного, повелевая «мало отступити ту сущим» (находящимся там родным). По исповедании священник читает особую разрешительную молитву и затем, по прочтении обычной молитвы «Верую, Господи, и исповедую» причащает больного, в присутствии его сродников и домашних. По причащении читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», тропарь дне, Богородичен и «отпуст настоящего дне». 9. Пострижение в Монашество    Чины пострижения в монашество помещаются только в Великом Требнике и в отдельно изданной книге.    Как желающих жить в супружестве св. Церковь благословляет на семейную жизнь особыми молитвословиями и священнодействиями, так и желающих навсегда посвятить себя подвигу девственной жизни для всецелого служения Богу и делу спасения своей души, она напутствует особыми молитвословиями и благословениями. Сообразно трем степенями монашества, существует три разных чина пострижения в монашество: 1. Последование во одеяние рясы и камилавки, 2. Последование малыя схимы, сиречь мантии и 3. Последование великаго и ангельскаго образа (Великая схима).    Поступивший в монастырь первоначально облекается настоятелем, без особых молитвословий, в подрясник и называется послушником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В необщежительных монастырях дело ставилось еще проще: деньги оставались у владельца на руках. Так бытовым образом монастыри превратились как бы в ассоциации на паях, т. е. не рассчитывали только на случайных богатых вкладчиков, а сделали вклады для всех вступающих обязательными. Насколько зло это распространено было у нас со времени самого появления монастырей, видно из случайных заметок Несторова жития преп. Феодосия. Последний «обходя вся монастыря, хотя быти мних и моляся им, да прият ими будет; они же видевше отрока простость и ризами же худыми оболчена, не рачища того прияти». Поэтому, когда он стал сам игуменом, то принимал всех, желавших пострижения: «не отреваше ни убога, но вся приимаше с всяким усердием, бе бо и сам в искушении том был». Вкладничество неизбежно повело к грубому нарушению равенства монастырских братий, разделило их на привилегированных, как бы капиталистов, и на неполноправных — черных работников. Такое явление можно подметить даже в самом Киево-Печерском монастыре. Патерик сообщает об одном мало-схимном монахе, что он много раз хотел постричься (в великую схиму), но по нищете его братия пренебрегала им: если он не мог добиться великой схимы по своей нищете, то очевидно великосхимниками в монастыре были только монахи денежные или вкладчики.    Следует заметить, что в то время великая схима представляла собой необходимое условие полноты монашеского звания и была в этом смысле для всех обязательна. Она была введена на Востоке сравнительно в позднее время (когда-то до IX в.) и сама по себе представляет нечто неожиданное в монашестве, потому что человеку, отрекшемуся от мира в малой схиме или в обыкновенном чине пострижения, не остается более ничего, от чего бы он должен еще отрекаться. И составители чина великой схимы заставили постригаемого снова повторять те же самые обеты, которые он произнес, разумеется не вотще, при своем монашеском пострижении и которые при вторичном произнесении звучат анахронизмом. («Отрицаешися ли от мира и яже в мире? Пребудеши ли в монастыре и в подвизании до последняго издыхания»? спрашивают снова схимника).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Убеждение, что великий постриг есть таинство – второе крещение, породило общие черты как в целостной конструкции чина крещения и чина великой схимы, так и в отдельных элементах обоих чинов. Михаил Гликас и автор рассуждения о схиме, как о втором крещении по Схиматологию 396, отмечают сходство в обрядах крещения и пострижения и, при том, – так, что читатель видит в том не плод только личных наблюдений и соображений Михаила Гликаса и неизвестного автора, но слышит как бы общий голос защитников учения, что великая схима есть таинство. С другой стороны, эти черты сходства между чинопоследованиями таинства крещения и Великого пострига, которые явились в результате применения к литургической практике теории ближайшего родства между крещением и великим постригом, побуждая богословствующую мысль работать в определенном направлении, брались и сами в качестве основного материала при решении вопроса, есть ли великий постриг таинство, или нет. Получалось логическое idem per idem, но защитники теории о схиме, как о таинстве, не обращали на это внимание. Напротив, они, по-видимому, старались вносить в монашеский постригальный ритуал новые черты, дабы ритуал монашеского пострижения еще более подходил к таинству крещения. Новопостриженный, напр., получает то же наименование, что и новокрещенный: νεοφτιστος; вместо Трисвятого, когда постриг совершается на литургии, поется «Елицы во Христа крестистеся», это пение в древней Церкви приурочивалось к дням крещения оглашенных; само пострижение в схиму производится на пасхальной седмице, когда обычно крестили оглашенных 481 ... Но самым поразительным явлением в монастырской литургической практике было установление особых постригальных чинов, совершаемых, – как свидетельствуют их надписания, – ν περιστσει δελφο, т. е. нужды ради, напр., – в минуту смертной опасности. Это – те самые чины, против употребления которых горячо ратовал Михаил Гликас в вышеизложенном трактате о смысле и значении монашеской схимы. Высокопреосвященный архиепископ Иннокентий, в своем труде: «Пострижение в монашество», взглянул на эти сокращенные чины το γοο σχματος, совершаемые ν περιστσει δελφο с узкой точки зрения. В этих чинах он усмотрел лишь результат стремления согласовать в постригальной богослужебно-монастырской практике оба последования – великой и малой схимы, весьма близко подходящие друг к другу содержанием и конструкцией, а с другой стороны – фактом совместного существования нарушающие древне-аскетическое учение о единой монашеской схиме, подобной таинству крещения. Редакторскую работу по исключению из последования великой схимы всего того, что уже нашло себе место в последование малой схимы, высоко-преосвященный Иннокентий склонен был относить на счет русских «списателей» чинов пострижения в монашество, которые якобы создали эти краткие чины пострижения в великую схиму не ранее XVII века 482 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАШЕСТВО В христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала, при котором христианин посвящает свою жизнь молитве , исполнению евангельских заповедей и борьбе со страстями, при этом удаляется от мира, т. е. отказывается от богатства , семьи и, как правило, переселяется на жительство в монастырь . М. практикуется как отдельными лицами, так и группами людей, предполагает особую форму посвящения - постриг с принятием обетов послушания , нестяжания и целомудрия (см. в ст. Девство ), а также подчинение определенному уставу монашеской жизни. К моменту возникновения М. (III в.) в христ. аскетизме начал спонтанно проявляться ряд особенностей, к-рые впосл. стали существенными признаками М. Первое, что отличает М. от др. форм аскетизма,- это тенденция к удалению от мира и общества, к-рая в той или иной степени наблюдается в жизни монахов и монашеских общин на протяжении веков. Начальные мотивы такого удаления могли быть различными, однако уже в сер. IV в. отделенность от окружающего мира и поиск уединения стали восприниматься как необходимые условия монашеского образа жизни и получили богословское обоснование. Существенной характеристикой М. является также целомудрие, аскетическое упражнение наряду с молитвой, постом, бдением, физическим трудом. В монашеской лит-ре жизнь монахов нередко уподобляется жизни ангельской, поскольку монахи, подобно ангелам, посвящают большую часть своего времени общению с Богом в молитве, а не заботам о житейских нуждах, неизбежных для семейных людей. По мере развития организационных форм монашеской жизни и умножения числа монашествующих сформировался институт духовного наставничества, были выработаны общие правила в отношениях между монахами внутри мон-ря. Эти правила, зафиксированные устно или письменно в виде уставов, регламентируют вступление в мон-рь, прохождение испытательного периода (искуса, новициата), распорядок дня монахов, их обязанности, дисциплинарные санкции за нарушения устава и проч. Во 2-й пол. IV - нач. V в. возникли первые правила, касавшиеся особых монашеских одежд, произнесения монашеских обетов, позже, в VIII-X вв., были составлены чины монашеского пострига с делением на 3 степени посвящения (рясофор, малая и великая схима) и практикой присвоения нового, монашеского имени.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Татьяна 26 января 2013, 13:27 Для меня открытие!Только сегодня узнала о судьбе такого человека,да и то чисто случайно,знать на то воля Господня.Вечная и светлая память.Великая радость от того,что человек успел познать истинного Бога. Валерий 14 ноября 2012, 22:46 Удивительная история..Спасибо автору фильма и Большое спасибо Кетеван и всем, кто его вспоминает и любит. Спасибо всем в форуме.Все Вы светлы душой.. Элла Бит-Катча 14 ноября 2012, 14:02 Онегину Гаджикасимову Глаз восточных прищур – смута, Жизнь - персидских ковров настил: Балагур, поэт, его будто Александр Сергеич крестил… Пустота. Монастырь. Схима. Прошлых вёсен и зим обман: Афанасий. Странное имя. Не знакома с Тобой, Силуан. Взгляд глубокий вовнутрь. Постриг. Борода. Облаченье. Сан. Сжег Онегин последний мостик. Отче Симон обрел небеса… Глеб 23 октября 2012, 02:00 Наверное нельзя передать словами те ощущения, которые исходили от этого человека. Не могу забыть глубину его взгляда, его силу, исходившую из него безмерно, когда он говорил о Боге. С каким, может быть презрением, совершенно спокойно и с радостью он говорил о своей прежней жизни, которая его уже больше не тяготила, потому что он видел Славу и Силу Божию! В эти минуты не хотелось уходить от него, казалось бы дайте рогожку, чтобы спать и жить в его маленькой квартире, чтобы больше времени проводить с ним. Вспоминается, как он с иронием относился к тому по советским меркам несметным богатствам, которые он как автор получал в виде гонораров, как он смеялся над Фурцевой, когда она узнала о его квартальных " зарплатах " в 30-35 тыс. Руб. Кто жил в Союзе, понимает о чем я говорю. Он сам, своею верой разделил жизнь до Христа и после. А как светились отца глаза, когда он говорил о Боге! Это невозможно передать, только в памяти сердечной осталось у меня. Поэтому хотется сказать людям, которые зная его судьбу, положение, связи, материальную составляющую, не могут его понять. Его перестала интересовать материя, он очень сильно, всем своим восточным сердцем захотел быть с Богом! И как хотел, чтобы как можно больше людей следовало вместе с ним.

http://pravoslavie.ru/38463.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010