Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАШЕСТВО В христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала, при котором христианин посвящает свою жизнь молитве , исполнению евангельских заповедей и борьбе со страстями, при этом удаляется от мира, т. е. отказывается от богатства , семьи и, как правило, переселяется на жительство в монастырь . М. практикуется как отдельными лицами, так и группами людей, предполагает особую форму посвящения - постриг с принятием обетов послушания , нестяжания и целомудрия (см. в ст. Девство ), а также подчинение определенному уставу монашеской жизни. К моменту возникновения М. (III в.) в христ. аскетизме начал спонтанно проявляться ряд особенностей, к-рые впосл. стали существенными признаками М. Первое, что отличает М. от др. форм аскетизма,- это тенденция к удалению от мира и общества, к-рая в той или иной степени наблюдается в жизни монахов и монашеских общин на протяжении веков. Начальные мотивы такого удаления могли быть различными, однако уже в сер. IV в. отделенность от окружающего мира и поиск уединения стали восприниматься как необходимые условия монашеского образа жизни и получили богословское обоснование. Существенной характеристикой М. является также целомудрие, аскетическое упражнение наряду с молитвой, постом, бдением, физическим трудом. В монашеской лит-ре жизнь монахов нередко уподобляется жизни ангельской, поскольку монахи, подобно ангелам, посвящают большую часть своего времени общению с Богом в молитве, а не заботам о житейских нуждах, неизбежных для семейных людей. По мере развития организационных форм монашеской жизни и умножения числа монашествующих сформировался институт духовного наставничества, были выработаны общие правила в отношениях между монахами внутри мон-ря. Эти правила, зафиксированные устно или письменно в виде уставов, регламентируют вступление в мон-рь, прохождение испытательного периода (искуса, новициата), распорядок дня монахов, их обязанности, дисциплинарные санкции за нарушения устава и проч. Во 2-й пол. IV - нач. V в. возникли первые правила, касавшиеся особых монашеских одежд, произнесения монашеских обетов, позже, в VIII-X вв., были составлены чины монашеского пострига с делением на 3 степени посвящения (рясофор, малая и великая схима) и практикой присвоения нового, монашеского имени.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

     Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык. Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму. Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы. Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние. Sxima Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма. Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

http://pravoslavie.ru/76131.html

Что такое схима? media.pravoslavie.ru Принятие схимы — это принятие строго аскетического образа жизни. Содержание статьи Что такое схима? Монашеский постриг в Православии Монашеский постриг в Православной Церкви делится на: В отличие от рясофорного монаха, который не даёт монашеских обетов, и иногда даже не меняет имя, постригаемый в схиму даёт обеты послушания, нестяжания и девства, а также меняет имя. Монах, принявший малую схиму, поверх рясы, которую разрешается носить рясофорному монаху, носит мантию, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста), клобук (головной убор в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом), четки и сандалии. Принятие малой схимы — это принятие строго аскетического образа жизни. Великая схима — высшая ступень православного монашества. Принятие великой схимы означает полное отчуждение от мира и посвящение жизни Богу. Монахи ещё раз дают обеты, но уже в более строгой форме и снова принимают новое имя, получая при этом новых небесных покровителей. Принявший великую схиму носит аналаву (особый вид парамана), куколь (остроконечную шапочку), пояс, хитон и сандалии. В руках у схимника — четки для непрестанной молитвы. В монастырях схимники обычно живут отдельно от других монахов, их послушание — служение Литургии и духовничество. Три ступени схимы Схиму ещё называют «ангельским образом», так как постригающиеся в схиму умирают для мира и, следуя принятым обетам, приобретают образ ангела. Преподобный Нил Мироточивый оставил очень образное описание трёх ступеней монашества: «Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному…»

http://pravmir.ru/skhima/

Разделы портала «Азбука веры» Постриг монашеский – обряд посвящения в монашество , при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати . Существует три степени монашества – рясофор , мантия (малая схима) и схима  (великая схима). Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком». При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом». Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником». Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея , или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения. Преподобный Макарий Великий : «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» ( Духовные беседы. Беседа 9.1 ). Пострижение

http://azbyka.ru/postrig-monasheskij

Дмитрий Дюжев В ближайшее время в продажу поступит аудиокнига «“Несвятые святые” и другие рассказы» . В этом трехдисковом издании рассказы архимандрита Тихона читают Алла Демидова, Василий Лановой, Дмитрий Певцов, Дмитрий Дюжев, Василий Бочкарев, Борис Плотников, Александр Феклистов и Егор Бероев. Все средства от продажи книги и аудиодиска архимандрита Тихона «“Несвятые святые” и другие рассказы» будут направлены на строительство храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, который предстоит освятить в феврале 2017 года в Сретенском монастыре. Рассказ архимандрита Тихона «Схиигумен Мелхиседек» читает актер Дмитрий Дюжев. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:13 мин. Размер 29.4 Mb ) Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении. Моя череда приходилась на поздний вечер — с одиннадцати часов до полуночи. На смену мне приходил схиигумен Мелхиседек. Он продолжал чтение Псалтири до двух часов ночи. Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Гашев. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов)      Отец Мелхиседек был удивительный и таинственный подвижник. Кроме как на службах, его почти не было видно в монастыре. На братской трапезе он появлялся только по праздникам. Но и за столом сидел, склонив голову под схимническим куколем, и почти ни к чему не притрагивался. Великая схима в Русской Церкви — это высшая степень отречения от мира. Принимая схимнический постриг, монах оставляет все прочие послушания, кроме молитвы. Ему, как и при монашеском постриге, вновь меняют имя. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей, кроме служения литургии и духовничества. Отец Мелхиседек появлялся под сводами небольшого и слабо освященного Лазаревского храма, где читали Неусыпаемую Псалтирь, всегда за минуту до того, как часы на монастырской колокольне должны были пробить двенадцать. У царских врат он медленно клал три земных поклона и ждал, когда я подойду. Преподав мне благословение, он знаком отсылал меня, чтобы в одиночестве приступить к молитве.

http://pravoslavie.ru/69710.html

Разделы портала «Азбука веры» Монастырь (от греч. μοναστριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители. Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный. Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима . Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в). из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).

http://azbyka.ru/monastyr

Разделы портала «Азбука веры» Схима (греч. σχημα – образ, внешний вид) с высшая ступень православного монашества . Она следует после рясофора и представляет собой более глубокую ступень отречения от мира . Схима разделяется на малую и великую . Малая схима называется также  мантия , поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, дарованием нового имени. Малосхимник облачен в параман, рясу, клобук, носит сандалии (см. облачение ). За малой схимой следует великая схима. Ее также называют Великий ангельский образ, что означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом. Чин пострижения в Великую схиму напоминает чин пострижения в малую, поскольку монах произносит по сути те же обеты. В то же время пострижение в великую схиму означает их более строгое исполнение. При пострижении монаху дается новое имя. Вместо клобука он надевает кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. На монаха возлагается аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу. Облачение схимника – ряса, аналав, куколь, мантия, чётки, сандалии. Великосхимник обычно живет в монастыре отдельно. Великосхимник-архиерей должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом). Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением . Схима – не награда за добродетели, а повод к умножению монашеских подвигов. Малая схима: Великая схима: Цитаты о схиме «Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы». свт. Феофан Затворник Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sxima

2. Монашеский постриг как Таинство Церкви Монашеский постриг в современной Русской Православной Церкви существует в трех видах: рясофор, малая схима (или мантия) и великая схима. О рясофоре сказано было выше. Собственно монашеским постригом, с произнесением обетов, является малая и великая схима. Даже беглый взгляд на чинопоследования пострижения в малую и великую схиму показывает, что речь, по сути, идет об одном и том же священнодействии. В последовании великой схимы на 80 процентов повторяются не только молитвы из последования малой схимы, но даже и произносимые постригаемым обеты. Великосхимник фактически вторично произносит те же обеты, которые он уже давал при пострижении в малую схиму. Вопрос о том, как сложились эти два чинопоследования, мы оставляем за рамками настоящего доклада . Скажу лишь о том, что деление на малую и великую схиму не было изначальным и до сего дня не является общепринятым в православной традиции. Преподобный Феодор Студит считал такое деление необоснованным: «Не давай так называемой малой схимы, а потом как бы великой, ибо одна схима, подобно Крещению, как это было в обычае у святых отцов» . Современное афонское монашество не знает малой схимы: послушника постригают сразу в великую схиму. У нас же великая схима — явление весьма редкое: в нее, как правило, постригают лишь престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний. Необходимо ли сложившуюся у нас систему менять, приближая ее к афонской? Полагаю, что нет. И не столько потому, что постриг в великую схиму, на мой взгляд, не прибавляет ничего принципиально нового к ранее совершенному постригу в малую схиму, сколько потому, что малая схима (мантия) является полноценным монашеским постригом, обладающим всеми характеристиками церковного Таинства. Я не оговорился: монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом. Глубоко убежден в том, что постриг является одним из Таинств Церкви. Именно так он именуется в самих текстах последований пострижения в великую и малую схимы, а также Ареопагитском корпусе и в трудах святителя Григория Паламы .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3223824...

Могут ли, вообще, падшие ангелы каяться и возвращаться к Богу? Свт. Иоанн Златоуст, например, пишет: «Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?» Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает. Прп. Серафим Саровский говорит: «Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятым могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения». Покаяние злых духов и их возвращение к Богу представляются невозможными. Часто приходится слышать вопрос: может ли Бог создать на земле камень, который Он Сам не смог бы поднять — как ответить? Бог все что хочет — может, но не все что может — хочет. Это проистекает из открытых нам свойств Его природы. Зачем бы Господу создавать такой камень? Впрочем, некоторые богословы полагают, что правильным ответом на этот вопрос является «человек» ибо Господь, создав человека, даровал ему свободу, которой Сам не ограничивает. С уважением, священник Михаил Самохин. Расскажите пожалуйста кратко и понятно о образе жизни в монастыре, о пострижении в монахи и об обетах. Заранее Вас благодарю. С уважением Алексей. Здравствуйте, Алексий. Постараюсь ответить кратко, и надеюсь понятно. Жизнь в монастыре состоит из   двух главных деланий молитвы и труда-послушания. Существует три чина монашества рясофор, малая схима, великая схима. Различаются эти чины степению подвига т.е. степению отвержения от мipa.    Предшествует им послушничество-искус, это   когда человек испытывает себя, может ли он жить по-монашески или нет. При пострижении человек умирает для мipa, и рождается для спасения. Как правило при постриге монаху нарекается новое имя. При пострижении дает три обета: девства, послушания  и нищеты.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

Необыкновенная детская доверчивость и простота звучат в рассказе этого старца о том, как он попал на Афон, возвращаясь со Святой Земли; как захотелось ему «маленько потрудиться» здесь, а в русском Пантелеймоновском монастыре в это время как раз требовался колесный мастер, ремесло которого он хорошо знал; как после этого перешел он пожить еще в одну келлию и тамошний старец посоветовал ему принять постриг. Настолько же бесхитростно открывает он и свои сокровенные мысли: «…у меня явилась такая мысль: вот приму я монашество, никто этого не будет знать, поеду в Россию, приеду опять на свою родину [Алтай], построю на своей земле, где-нибудь на задворках себе келью, хозяйство все передам своим детям и буду сам пустынником и тайным монахом, и никто не узнает, что я уже монах». Однако при постриге его, как «старичка», облекли сразу в великий ангельский образ, а великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля, то есть в Россию он вернуться уже не мог. Чуть не плача принимал он тогда поздравления, но, вспоминая об этом, с улыбкой заключал: «Так-то меня и посадила, видно, Матерь Божия на Святой Горе. Сначала было поскучал, а теперь, успокоившись, день и ночь благодарю Господа и Госпожу Владычицу нашу, что так меня, грешнаго, устроила и успокоила. И вот уже 25 лет прошло, как я нахожусь на Святой Горе». Иеромонах Маркиан еще раз приходил к этому любвеобильному старцу-пустыннику, имел с ним долгую духовную беседу, во время которой с такой же простотой и безыскусностью тот рассказывал о своей молитве за брата, страдающего от пристрастия к вину, о видении беса в человеческом образе, влагающего помыслы молящимся братиям, об искушениях, через которые прошел сам в Иисусовой молитве, в конце-концов забившей в его сердце, «как ручеек». Также непосредственно и просто, как о чем-то самом обычном, он и завершил свой рассказ: «… с тех пор она [Иисусова молитва] уже никогда от меня больше не отходит. Сплю я, сидя, не больше, как час в сутки, даже говорить-то с людьми мне трудно. Я хотел было ни с кем не разговаривать, да мне духовник благословил приходящих ко мне не отгонять».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2475

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010