– Расскажите о келейном правиле, что оно включает. – Правило включает 1200 молитв «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя» с крестным знамением, из них 120 с земными поклонами. А затем свободная молитва – сколько получается. Монах совершает собственную молитву от сердца, потом читает что-то, потом снова молится. Но самое большое внимание должно уделяться молитве Иисусовой. У нас есть и другой устав. Некоторые братия и первый я – когда я в монастыре – творим молитву вместе: идем в одну из церквей и примерно с 9 часов до 9:45 произносим только молитву Иисусову. Около 30 человек каждый день. Иисусову молитву говорим поочередно, т.е. молимся Иисусовой молитвой все вместе. И мы этому уделяем особое внимание. Потому что таким образом братия упражняются в молитве сообща. – Желающие братия или назначенные? – По очереди, те, которым дается повеление. Не все – 30 человек. У некоторых братий благословение каждый день ходить, а у других по череде. И во время послушания братии повелевается молиться Иисусовой молитвой, т.е. произносить ее. Ведь сколько человек произносит молитву устами, столько она входит и в сердце. – 1200 молитв – это для схимников или и для послушников? – Да, для схимников, у других меньше. Но некоторые читают столько же, сколько и схимники. Зависит от желания и от сил. Есть монах, который совершает 500 поклонов, а другой 1000. – А малой схимы сейчас нет на Афоне? – Нет, только рясофорный постриг, где брату меняют имя, и потом – великая схима. Может быть, в некоторых келиях практикуется еще, а так нет. И в Русском монастыре – там совершается постриг в малую схиму. – А рясофор? – Да, это первый шаг – рясофор. Хорошо было бы, если бы братия приехали к нам на Святую гору Афон и месяца два пожили бы с нами вместе, помолились. – Вы уедете – и посыплются просьбы, наверное, гора таких вот просьб – Не будем производить смущение в братии, будоражить братию… А ничего плохого нет в том, если монах высказывает свое мнение старцу, но плохо, если он будет настаивать на своем мнении. Это очень плохо. Если он скажет так: отче, благословите меня поехать на Святую гору Афон, а старец скажет: нет, сейчас нельзя, у нас сейчас послушания какие-то, обязательства есть, сейчас нельзя, на другой год. А если ты останешься недоволен, значит, у тебя эгоизм преобладает.

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

Настала ночь; больной положен был в постель; упокоились подле него и утомленные братия; но когда они встали от краткого сна, то больного уже не было с ними в келье. Отправились на поиск и встретили его идущим к ним на встречу из лесу и без схимы. На вопрос о случившемся он объявил: «Множество бесов пришли к нам в келью, напали на меня с яростью, силою увлекли от вас, сорвали с меня схиму, но преподобный Зосима отъял меня у них». Схима была найдена заброшенной на дерево. Братия решили везти преподобного Елисея в Суму (60 верст), где при монастырском подворье находился иеромонах. Положили больного в судно и пустились вниз по реке Выг. Эта река весьма неудобна к плаванию по сильной быстроте и множеству подводных каменных порогов; братия часто приходили в смятение от опасностей, но преподобный Елисей ободрял их, говоря: «Не бойтесь, здесь с нами отец наш Зосима». Без вреда проплыли они опасную реку, вышли в море и достигли пристанища в реке Вирме. Больной между тем более и более изнемогал и не переставал сокрушаться о лишении схимы. Опять настала ночь. На Вирме братия переменили судно, взяли в помощь себе несколько человек для дальнейшего плавания. Когда они находились на середине Сумской губы, началась великая буря, волны уподобились горам, на судне разорвался парус, сломалась мачта, весла выбило волнами из рук гребцов; к тому же налегла такая тьма, что путешественники едва видели друг друга. Все были в отчаянии, наемники роптали и укоряли иноков; но болящий не малодушествовал, его успокаивало дивное видение из иного мира. «Не бойтесь и не скорбите, братия, говорил он, едва дыша от изнеможения; я вижу нашего отца Зосиму с нами на судне, – он помогает нам; все это случилось с нами по действию диавола, желающего погубить мою душу, но Бог, по молитвам преподобного Зосимы, истребит супостата». Вскоре ветер начал утихать, волны улеглись, на море водворилась тишина. Путешественники очутились близ сумского пристанища, которого не надеялись видеть, отдавшись на волю волнам, во тьме ночной, без паруса и весел. Пристав к берегу, они с ужасом увидели, что больной скончался, и радость их мгновенно превратилась в плач. С горькими слезами они взывали к преподобному Зосиме: «Преподобный отец наш, надеясь на твои молитвы, какой мы вынесли труд, какую вытерпели в море беду, – и вот теперь все это напрасно: что надеялись получить, не получили!» Но, спустя некоторое время, в усопшем обнаружилось движение, отворились его уста и он начал говорить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Он был предельно честен перед собой и в том, что говорил. – Отец Ефрем, устраиваешь панигир в своей келлии? – Наши каливы называются сухими. У нас безмолвнический устав. Мы и сами не празднуем, и на другие праздники не ходим. У него не было забот ни о рыбе, ни о певчих и владыках на праздник, ни о сокровищах и ценностях. Простое, безыскусное, бедное было богатством каливы преподобного Ефрема. «Иногда ходим к соседям Даниилеям, потому что во всех трудностях они нам помогают». На просьбу: «Скажи, авва, слово благо», всегда начинал: «Человек неграмотный, что дерево неотесанное». Слово «неграмотный» произносил с ударением, чтобы лучше слышалось. То малое, что говорил, было евангельское, отеческое. Было похоже на смолу, капающую из ствола раненого дерева. Никогда не было привнесенным. Всё было настоящим, выросшим на скалах Катунаки. Малым раздавал анемоны, но большим и опытным преподносил тернии, царапавшие и самые жестокие сердца. И запускал колючки совершенно неожиданно – чтобы таким образом разбудить спящих. В то время как ты восхищаешься его словом и мысленно превозносишь его, он бросает тебе копья и стрелы. Оглядываешься в недоумении: откуда это? И спрашиваешь себя: «От Ефрема летят стрелы? От святого, которого я почитаю?» Его очень утомляли нравы новых монахов. Склонив голову, признавался: «У старцев на чердаке висят рыболовные снасти. Тридцать лет я даже не подумал ни посмотреть на них, ни перевесить. А сейчас... Всё перерыли, всё захватили. Мне не нравится, но я молчу». Были у старца и посещения Божии. Терпел мужественно, до конца. Врача слушал, как малое дитя, и подчинялся его предписаниям. Он был хорошим больным. Когда он слег на ложе озлобления, я к нему не пошел. Не мог вынести видеть афонского орла в одеялах. Хочу верить, что он жив, вырезает печати, совершает литургию, молится. После его преподобной кончины опустели Катунаки. Да помилует нас Бог, и да возрастит пустыня Ефрема, Модеста, Христодула. Аминь. Последнее неискусозлобное дитя Афона Чтобы писать о преподобном, надо бы идти его путем, следовать день и ночь его примеру... Увы, я далек от этого. К тому же жизнь монаха не обнаруживает себя постороннему взору. Она скрыта здесь и явлена только в Царствии Небесном. Монах, как говорят богословствующие, это пророк последних времен. Поэтому, когда монаха выносят для погребения, лицо его недоступно для взоров, а тело покрывает великая схима, как покрывают воинов знаменем страны, которой они служили и которую защищали до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Вот и все. Если мы начнем себя так жалеть и очень много думать, то чем это кончится? Мы запутаемся. Проще нужно. Меньше слов и больше дела. Вопрос. Не расскажете ли Вы о значении и смысле иноческого пострига: как к нему правильно относиться? Ответ. Иноческий постриг - это начало пути. Обеты еще не даются, но в то же время возвращения к мирской жизни уже нет. Человек еще не дал монашеских обетов, как бы еще не приступил (теоретически) к самому подвигу, но это уже подготовка - подготовка к тому, что он примет полный постриг и затем все силы своей души употребит на совершенствование, на заботу о своем спасении. Это нечто вроде обручения, как сначала бывает обручение, а потом - брак, так и здесь. Иночество является неким предвкушением того, чем уже будет собственно монашество. Не знаю, как в других восточных Православных Церквах, но вот в Иерусалимской Церкви постриг в рясофор для монашествующих (мужчин) является возможностью принять архиерейский сан. В Иерусалимской Церкви архиереи не имеют манатейного пострига, там вообще существует только две степени пострига: рясофор и великая схима, а малой схимы, то есть мантии, у них нет. Не знаю, может быть, действительно стоит так поступать, ведь при схимническом постриге и при постриге в мантию обеты одни и те же, только в схимническом постриге при произнесении обетов добавляется слово " паки " , то есть " еще раз " , - еще раз человек повторяет обеты, которые прежде были им даны при постриге в мантию. Я не буду спорить с обычаями Иерусалимской Церкви. У нас свои обычаи, там - свои, принципиально они не разнятся. У греков такое отношение: если человек решил остаться в монастыре и не думает делать церковной карьеры - стать архиереем, например (перед женщинами тем паче такой вопрос не стоит), - то он может принять постриг сразу в великую схиму уже совсем в юном возрасте, так же, в общем-то, как у нас в мантию. Вопрос. Почему, когда наставница тебя ругает, становится трудно открывать помыслы, хочется замкнуться в себе? Как это легче преодолеть? Ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В это время брякнули со скрипом жестяные часу с кукушкой, я глянул на них. — Ой, бабулечка, побегу я, мне ещё дачу друзей успеть найти надо до Нового года, заблудился я тут у вас! — Найдёшь, родненький, Ангел-Хранитель приведёт, подожди, голубок, мгновеньице, я тебя Иерусалимским Крестиком благословлю! Она скинула свою кацавейку, вязанную драненькую безрукавку и протёртый, некогда пуховый, платок, и оказалась в странной одежонке, вроде чёрного капюшона с передником и погончиками, расшитых белыми херувимчиками, крестами и славянскими буквами. Бочком проковыляв к иконам, странная старушка взяла откуда-то среди них небольшое распятие из тёмного, полированного дерева, и, повернувшись ко мне, широким взмахом перекрестила меня этим распятием, проговорив что-то про Отца, Сына и Святого Духа. Затем, устремив на меня взор, неожиданно ярких, светящихся радостью глаз, сказала — Ну, иди сыночек, буду молиться за тебя, и Алексея Божьего человека упрошу молиться, да спасёт тебя Господь за твоё доброе сердечко, иди милый! Выйдя от старушки, не успев ещё переварить своими, затуманенными хмельком мозгами, увиденное, я уже через пять минут наткнулся на, указанную мне друзьями как опознавательный знак калитку, со столбами вырезанными в виде сказочных богатырей. А, ещё через пять минут, я уже допивал вторую «штрафную», догоняя провожающих старый год, друзей. Вернувшись в Москву, через три дня сплошного «гулянья», «поправив здоровье» пивком, я приступил к институтской жизни, напрочь забыв и странную старушку, и поразивший меня иконостас, и Иерусалимский Крест. И, сейчас, взглянув на стенную роспись слева от меня, я вдруг увидел изображение святого в точно таком же капюшоне с передником расшитых крестами, и вся сцена со старушкой отчётливо встала перед моим внутренним взором. — Клавдия Ивановна! — прошептал я — А, что это за одежда такая, вот на этом святом? Кто такую носит? — Это Великая Схима, Лёшенька, — также тихо прошептала в ответ Клавдия Ивановна — носят её схимники, которые монахи высшего пострижения — Ангелы земные!

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

Великая схима возлагается ныне на тех подвижников-монахов, которые провели довольно уже времени в трудах аскетической жизни и заявили себя добрыми плодами монашеского делания. «Хотя самое Ангельское жительство до всех трех степеней вообще, то есть, новоначальных, совершенных и до тех, о которых сие последование есть, то есть настоящих велико-схимников принадлежит», – читаем в «Новой Скрижали», – «и хотя всякий устав во обителях для всех тех степеней Ангелоподражательным именуется: однако которые препроводили чрез несколько лет житие во обители и в чине малосхимников, потом не смущаемое о вещах небесных размышление, крепчайшыя пощения, должайшыя паче прочих молитвы, уединение, молчание, не спание, труды, малоедение, и прочие наконец изнурения, отказавшись от дозволенных общежительския жизни пособий, в остальное жизни течение понесть желают: те особливое и яко святейшее одеяние восприяв, яко от мира удалившиеся, и поистине Ангельскую жизнь стяжавшие, великосхимники, или великаго и Ангельскаго образа именуются. Сверх того и одежды монашеския главнейшия, каковые были издревле кукуль и аналав, оному чину учинились собственныя: и сами они в толикое от всех пришли удивление, что остающиеся во второй степени монахи, уступив им Ангельскаго образа именование, токмо совершенными старцами, и не более как высокия оныя и великия схимы учениками и подражателями сами себя именовать начали 147 ». Итак, пострижение в великую схиму является благословением Церкви на усугубление подвигов аскетизма. Такой смысл имеет и древнейший чин пострижения в великую схиму, записанный в Барбериновском Евхологии св. Mapka VIII–IX века и уже отчасти рассмотренный нами выше 148 . Сейчас мы остановимся вниманием несколько больше, чем это сделано было раньше, на самом тексте молитв этого чина, чтобы окончательно убедится в подлинном значении чина, как благословения Церкви подвижнику на вящние духовные подвиги. Вот что выражается в молитве: γιε, γαθ, ν γοις ναπαυμενος... Христос Иисус, Сын Бога живого, сокрушил гордыню и владычество врага. Даруя славу мудрости, он венчает венцом славы тех, кто, подобно святым, избрал тесный путь жизни и забыл о покое. «Вот и эти братья приходят к Тебе, Господи», – молится священник, – «даруй им силу, пошли благодать душе их и телу, освяти Твоим Святым Духом».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Схима (греч. σχημα – образ, внешний вид) с высшая ступень православного монашества . Она следует после рясофора и представляет собой более глубокую ступень отречения от мира . Схима разделяется на малую и великую . Малая схима называется также  мантия , поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, дарованием нового имени. Малосхимник облачен в параман, рясу, клобук, носит сандалии (см. облачение ). За малой схимой следует великая схима. Ее также называют Великий ангельский образ, что означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом. Чин пострижения в Великую схиму напоминает чин пострижения в малую, поскольку монах произносит по сути те же обеты. В то же время пострижение в великую схиму означает их более строгое исполнение. При пострижении монаху дается новое имя. Вместо клобука он надевает кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. На монаха возлагается аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу. Облачение схимника – ряса, аналав, куколь, мантия, чётки, сандалии. Великосхимник обычно живет в монастыре отдельно. Великосхимник-архиерей должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом). Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением . Схима – не награда за добродетели, а повод к умножению монашеских подвигов. Малая схима: Великая схима: Цитаты о схиме «Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы». свт. Феофан Затворник Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sxima

2. Монашеский постриг как Таинство Церкви Монашеский постриг в современной Русской Православной Церкви существует в трех видах: рясофор, малая схима (или мантия) и великая схима. О рясофоре сказано было выше. Собственно монашеским постригом, с произнесением обетов, является малая и великая схима. Даже беглый взгляд на чинопоследования пострижения в малую и великую схиму показывает, что речь, по сути, идет об одном и том же священнодействии. В последовании великой схимы на 80 процентов повторяются не только молитвы из последования малой схимы, но даже и произносимые постригаемым обеты. Великосхимник фактически вторично произносит те же обеты, которые он уже давал при пострижении в малую схиму. Вопрос о том, как сложились эти два чинопоследования, мы оставляем за рамками настоящего доклада . Скажу лишь о том, что деление на малую и великую схиму не было изначальным и до сего дня не является общепринятым в православной традиции. Преподобный Феодор Студит считал такое деление необоснованным: «Не давай так называемой малой схимы, а потом как бы великой, ибо одна схима, подобно Крещению, как это было в обычае у святых отцов» . Современное афонское монашество не знает малой схимы: послушника постригают сразу в великую схиму. У нас же великая схима — явление весьма редкое: в нее, как правило, постригают лишь престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний. Необходимо ли сложившуюся у нас систему менять, приближая ее к афонской? Полагаю, что нет. И не столько потому, что постриг в великую схиму, на мой взгляд, не прибавляет ничего принципиально нового к ранее совершенному постригу в малую схиму, сколько потому, что малая схима (мантия) является полноценным монашеским постригом, обладающим всеми характеристиками церковного Таинства. Я не оговорился: монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом. Глубоко убежден в том, что постриг является одним из Таинств Церкви. Именно так он именуется в самих текстах последований пострижения в великую и малую схимы, а также Ареопагитском корпусе и в трудах святителя Григория Паламы .

http://patriarchia.ru/db/text/3223822.ht...

Постригом здесь правило называет великий ангельский образ, поскольку, по Вальсамону (толкование на 2-е правило Собора в Святой Софии), в собственном смысле слова постригом является облачение в великую ангельскую схиму. Должно нам знать, что изначально монашеская схима была только одна, великая, как пишет об этом св. Феодор Студит в своем завещании: «Не преподавай кому-либо так называемую малую схиму, а после – великую, потому что монашеский образ один, как и крещение, и потому что так поступали святые отцы» (т. е. преподавали один монашеский образ. Theod. Studit. Testament. 12//PG 99, 1820C). И божественный Григорий Палама в письме иеромонаху Павлу говорит: «Это есть великая монашеская схима. Малой же монашеской схимы отцы не знают, и хотя некоторые из позднейших отцов по видимости разделили схиму на две, однако тем, что они предлагают одни и те же вопросы и ответы, те же обеты как в малой, так и в великой схиме, они вновь устанавливают одну схиму» (Greg. Pal. Ep. ad Paul. Asen. 4//Συγγρμματα. T. 5. Σ. 248). И Симеон Фессалоникийский (гл. 20) говорит, что как крещение только одно, так и монашеский образ один, ибо малая схима – это обручение и начало великой схимы и придумана некоторыми позднейшими отцами по причине немощи (или же и нерадения) людей (Sym. Thessal. Dial, contr. haer. 20//PG 155, 104C). И в Евхологии, как и у Вальсамона (в толковании 2-го правила Собора в Святой Софии), малая схима названа обручением великой. А Иов Амартол в слове «О таинствах» (см.: Хрисанф Иерусалимский. Синтагматион) говорит еще и о третьей схиме: «Монашеская схима восходит от меньшего к совершеннейшему, от так называемой малой схимы, или рясофора, к святой схиме пострига, а от нее уже к так называемой великой ангельской схиме». Подобным образом и в Евхологии три отдельных последования схимы: последование рясофора, малой схимы и великой схимы. И малосхимником в нем называется не рясофорный, как у Иова, но тот, кого у нас обыкновенно именуют ставрофорным, – его Иов выше назвал имеющим схиму пострига.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

     Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык. Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму. Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы. Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние. Sxima Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма. Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

http://pravoslavie.ru/76131.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010