Обрести главное Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам. Со второй половины века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде 16 , в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием это свидетельствует об устойчивости данного обычая 17 . В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму 18 . Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти. Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму 19 . К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству. Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством» 20 . Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

http://patriarchia.ru/db/text/5870033.ht...

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Фото: АиФ Постриг в великую схиму монаха Никона, ставшего Кукшей, был совершён именно здесь, во Всехсвятском храме, 17 февраля 2014 года. По словам настоятеля, в схиму постригают за особый подвиг, непоколебимую веру и многолетнюю службу Господу. Схимонаху Кукше теперь положено облачение схимника — куколь с аналавом и великий Схимонаху Кукше теперь положено новое облачение. Фото: АиФ      Долголетие — за верность Богу Как рассказывает протоиерей Олег Ширинкин, близко знающий Кукшу, жизнь — это испытание и следование Заповедям Божиим, откуда идёт и духовная основа человека: «Обратим свой взор на день сегодняшний. Современные люди совершенно незнакомы с вечными непреходящими Евангельскими ценностями. Я, как священник, могу со всей ответственностью сказать, что смерть сегодня помолодела на несколько десятков лет. Ибо если внимательно вникнуть в причины столь ранней смерти, то окажется, что это от непочтительного отношения к родителям. Нашего схимника Господь наградил столь почтенным возрастом за доброе отношение и сыновнюю любовь к родителям», — говорит протоиерей. В столетний юбилей схимонаха Кукши (в то время монаха Никона), в 2012 году, священноначалие Русской православной церкви удостоило его церковной награды — ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.Принявший великую схиму монах (великий ангельский образ) называется схимонахом, или схимником. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от прочей братии и не несут послушания, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники отказываются от управления епархией, иеромонахи освобождаются от обязанностей. Слово «куколь» — латинского происхождения и означает капюшон. Подобная одежда была распространена в Римской империи, где похожие головные уборы надевали и на младенцев. Куколь напоминает схимнику о младенческой простоте и незлобии, которым он должен подражать.

http://pravoslavie.ru/69018.html

При постриге присутствует духовный наставник, который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. «Номоканон» предписывает, чтобы постригаемому был назначен восприемник: « Аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется» . Согласно 2-му правилу Двукратного Собора, «отнюдь никого не сподоблять монашеского образа, без присутствия при сем лица, долженствующего принять его к себе в послушание и иметь над ним начальство, и воспринять попечение о душевном его спасении» . Восприемником новопостриженногов мужских монастырях становится игумен или один из опытных в духовной жизни братий обители. В женских монастырях восприемницей становитсяигумения или одна из опытных в духовной жизни сестер. Монашеский постриг в мужских обителях совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо игуменом, либо, по благословению епархиального архиерея, иным иеромонахом (архимандритом). В женских обителях постриг совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо, по его поручению, иеромонахом (архимандритом). 6.5. Схимничество (великая схима) Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и духовного собора. Согласно чинопоследованию пострига в великую схиму, принимающий пострижение должен готовиться к нему «всяко якожеумираяй: ибо конечнее вторыми обеты отрицаяся мира, миру и всем мирским пристрастием умирает». Великосхимник призывается «иноческия обеты усугублением пред Господемобновляти». Смысл пострига в великую схиму отражен в особых одеждах, которые носит постриженный: в парамане с многокрестием и аналаве, украшенном изображениями Креста Господня и орудий Его страданий. Насельник, принявший пострижение в великую схиму,как правило освобождается от несения каких-либо административных послушаний.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ. В конце литургии новому епископу вручается жезл как знак епископской власти, и уже после этого он благословляет народ обеими руками по-архиерейски. Пострижение в монашество Монах в переводе с греческого – одинокий, отшельник. Монахи принимают на себя особые монашеские обеты , которые не обязательны для каждого христианина, но тем, кто решился их с Божией помощью исполнять, дают возможность достичь высот духовной жизни. Первый из этих обетов – целомудрие. Монах отказывается от семейной жизни, хотя она и не осуждается Церковью как что-то недостойное. Добровольный отказ позволяет целиком и без остатка посвятить себя служению Богу и молитве за весь мир. Второй обет – добровольная нищета или нестяжание. Забота о земных благах отнимает слишком много сил и времени, которые монах должен посвящать одному Богу. Он не связан обязательствами перед женой и детьми и поэтому может не заботиться о деньгах. Третий обет – это совершенное послушание своему духовному наставнику, отцу. Путь, на который вступает монах, требует опытных руководителей, которые уже прошли этот путь и знают все его трудности и опасные повороты, потому помогут отыскать нужные ориентиры. Чтобы не заблудиться на пути, монах должен беспрекословно слушаться своего духовного отца. Монашество имеет три степени. Первая – это послушник . Он живет, как и прочая братия, ничем от них не отличаясь, но не дает еще монашеских обетов. Послушник как бы проверяет себя, свой выбор. Эта степень монашества называется также рясофором (в переводе с греческого “ношением рясы”), так как обеты еще не произнесены, изменилась только одежда, и послушник еще не умер для мира. Само монашество разделяется на две степени: малая и великая схима . Вступивших во вторую ступень – малую схиму, часто называют просто монахами или иноками, а принявших великую схимусхимниками.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Можно допустить, что в древности церковное благословение преподавалось вступающему на совершеннейший путь жизни особенно, когда он оставлял для этой цели киновию и удалялся в пустыню, что можно было делать только с ведома и разрешения игумена монастыря и его благословения. Вот это благословение игумена и послужило, по-видимому, первоначальным основанием к возникновению чина пострижения в великую схиму. В общецерковную практику этот чин вошел только в начале IX в. Сравнительно позднее его происхождение доказывается сходством его общего порядка и большинства обрядов с порядком и обрядами чина малой схимы. Приступая к изложению истории этого чинопоследования в Греческой Церкви, нужно отметить, что в своем историческом развитии чин великой схимы не претерпел таких больших изменений и не имел таких различий, какие встречаются в истории чинопоследования малой схимы. Появление разных вариантов в чине великой схимы становится заметным начиная с XIII века. Древнейшим из чинопоследований великой схимы является “чин святой и великой схимы”, изложенный в источниках XI в. Может быть, этот чин и есть самый древний из практиковавшихся в Церкви. “С вечера, – говорится в чинопоследовании, – вносятся в алтарь одежды желающего постричься и полагаются на святой Трапезе, на утрени поется канон схимы, а на литургии поются антифоны” 67 . Начало последования, как видим, такое же, как и в современной практике. В рукописях XIII в. перечисляются одежды: хитон, куколь, аналав, паллий (pallium (лат.)), пояс ( ζνη) и сандалии. К одежде полагалась свеча и на Трапезу ставились ножницы 68 . Присвоение куколя и аналава, которые сейчас составляют исключительную принадлежность облачения великосхимников, было введено после того, как великая схима вошла во всеобщее употребление среди монашествующих. В древности куколь составлял принадлежность всех без исключения монахов. Тогда было введено изменение внешнего вида куколя; об этом свидетельствует название, которое куколь сохранил до настоящего времени: “шлем” ( κουκολι) – это название прилагается также и к клобуку малосхимника, и к куколю великосхимника 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свое время перед принятием великой схимы преподобный старец Парфений Киево-Печерский обратился к архиепископу Воронежскому Антонию с просьбой растолковать ему сущность схимничества. На что получил от духоносного архипастыря ответ: «Преподобный отец Парфений! Вы желаете знать, что такое великая схима? Это есть неизмеримая высота и глубина христианского смирения, основанная на сих Христа Господа Спасителя нашего словах: «Научитесь Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). В сих словах все таинство спасения нашего заключается». По принятии схимы отец Парфений молился Пресвятой Богородице, прося, – да поведает ему Владычица, что есть принятое им на себя схимничество, и услышал от Нее глас: «Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир» с. 20]. Точная дата принятия отцом Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926–1927 годов. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение предыдущей жизни. Ум и сердце, устремленные ко Господу и находящиеся в непрестанной молитве за себя и за весь мир, и в то же время непрестанное благодарение Бога за все – вот главный подвиг, которому посвятил себя отец Серафим. «К Тебе, Господи, возношу душу мою!» ( Пс.24:1 ); «К тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!» ( Пс.122:1 ). Всей душой стремился подвижник к стяжанию высшего молитвенного духа, и Господь сподобил его этого благодатного дара. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Первоначальное расположение духа, воспринятое по пострижении в великую схиму, будет действовать на всю остальную жизнь» с. 790]. Вскоре по принятии отцом Варнавой великой схимы состоялось общее собрание братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры с участием наместника Лавры епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева), архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) и епископа Петергофского Николая (Ярушевича) . На этом собрании иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем и членом Духовного Собора Лавры. Прозвучали теплые напутственные слова, и смиренный инок приступил к несению своего нового, пятого, послушания на стезе монашеского делания. Народный духовник

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Но вскоре старец узнал, что живущий неподалеку русский монах Макарий тяжело заболел, и отправил Петра к нему на помощь. Отец Макарий лежал в постели. Наступило время трапезы. Петр, прочитав в своей жизни много книг о подвижниках, знал, что многие из них питались обыкновенной травой. Увидев много зеленой травы, незадачливый послушник решил приобщиться к подвигам отцов и сварил себе кушанье из травы, которую нарвал около кельи. Но лишь только проглотил он несколько ложек, как перед ним предстало какое-то страшилище. По бесовскому прельщению показалось Петру, что стоит чудище около двери кельи, хотя в действительности это было окно, за которым была пропасть. Испугавшись страшилища, он бросился бежать в «дверь» и, разбив стекла, упал в пропасть. Как он летел, не помнил, не чувствовал уже ничего. Но, удивительно, что он, упав в пропасть, не разбился, а только повредил себе ноги, оставшись на всю жизнь хромым. Живший высоко на горе русский монах Павел заметил в глубине пропасти лежащего человека и сказал об этом отцу Макарию, который уже недоумевал, куда девался его послушник. Тут они увидели упомянутое варево, и им стало все понятно. Спустившись в пропасть, они на руках окружным путем принесли Петра к Хаджи Георгию. Опытный старец дал Петру выпить сразу три стакана оливкового масла, чтобы остановить действие ядовитого зелья. Но больной сильно ослаб. Старец совершил над ним таинство елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения отца Феофана, у которого Петр был в тот момент послушником, он постриг его в великую схиму с именем Парфений. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи Георгий положил на лицо Парфения икону «Скоропослушницы», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через два месяца был абсолютно здоров. Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил ее и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения было здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. И он стал единственным русским послушником великого старца. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных отцу Георгию. Здесь следует отметить, что в этой келлии был самый суровый на Афоне устав. Масло, вино, рыбу, сыр, яйца здесь не вкушали даже в Пасху. Не обходилось и без искушений. Некоторые старцы обвиняли отца Георгия в том, что многие его молодые послушники умирают, не вынося подобного сверхтяжелого устава 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Все вообще здание в монастыре сем великолепной архитектуры. В числе достопримечательных вещей здесь находятся: схима Преподобного Нила, в которой он был погребен; келья, в которой он молился и преставился; образ Чудотворный Богоматери Владимирской, келейный Преподобного Нила; образ Преподобного Нила, писанный вскоре по основании сея обители; образ богоугодного мужа схимника Нектария, бывшего Архиепископа Тобольского, в сем монастыре погребенного. В ризнице заслуживают внимание чаша, служащая для причащения Святых Таин, серебряная позолоченная и украшенная драгоценными камнями; весу в ней с прибором до одного пуда и она по своей тяжести не употребляется. – Здесь бывает повсегодно торжественное обнесение Св. мощей Преподобного Нила вокруг монастыря мая в 27 день, установленное в 1756 году Преосвященным Вениамином, Епископом Тверским, и в сей же день бывает сюда Крестный ход из всех церквей города Осташкова, уставленный в то же время Преосвященным Вениамином. Управляется Архимандритом. Нилов Скит, или Нилосорская пустыня, Новгородской Епархии, от города Кирилова в 15 верстах, на речке Сорке; основана в XV столетии Преподобным Нилом, преставившимся в 1508 году мая 7 дня. С. его мощи почивают в сем монастыре в церкви во имя его созданной. В ней церковь Соборная во имя Сретения Господня; 2) во имя Св. Иоанна Предтечи; 3) во имя Преподобного Ефрема Сирина . Ново-Девичий женский, 1-го класса, степенью 3-й, в Москве на Девичьем поле. О построении монастыря сего известно следующее: когда Великая Княгиня Софья Витовтовна, супруга Великого Князя Московского Василия Димитриевича, в 1398 году, была с детьми своими в Смоленске для свидания с родителем своим Великим Князем Литовским Витовтом; то сей при расставании с ней между прочими дарами в числе нескольких других вещей и богато-золотом и серебром украшенных святых образов, отпустил с ней Икону Смоленские Божией Матери Одигитрии (путеводительницы). По принесении в Москву сия Святая Икона была поставлена в Благовещенском Соборе, в иконостасе на левой стороне подле царских врат, где и стояла до времен Великого Князя Василия Васильевича Темного.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Даже до святых дверей. Постригаемый творит коленопреклонение даже до святых дверей, то есть до святых, – царских дверей: ибо монахи, по свидетельству 45 правила шестого Вселенского собора, постригаются у алтаря. §7. Люди разделяются на три чина Что пришел еси, брате? Древнее объяснение сего вопроса со стороны настоятеля и ответа на оный от вступающего в чин монашеский находим у св. Дионисия (стр. 111): «священник, пришедши к совершаемому, сперва вопрошает его: отрицается ли он от всех страстей и благ мирских, то есть не только от жизни мирской, но и от самого воображения оной? – Потом изображает ему совершеннейшую жизнь, свидетельствуя, что среднюю жизнь ему должно превзойти святостию». Прежде этого св. Дионисий разделяет всех людей на три чина, то есть на оглашенных, верных и священных; посему и говорит, что среднюю, то есть общественную жизнь верных ему должно превзойти. §8. Монашеский чин есть постнический Желая жития постническаго. Монахи у св. Дионисия (стр. 110) и у других древних писателей называются ферапевтами, то есть врачами и служителями (о чем пространнее изображено у Кедрина в 1 столет., лист 19). А у святых отцев: Афанасия, Василия, Епифания и др., по многоразличной борьбе их духа с плотию, они наименованы постниками. Почему и образ жизни их есть житие постническое, состоящее в беспрестанном борении или сопротивлении врагам спасения. Тогда как некоторые проводят жизнь свою на войне, другие – в купечестве, иные в земледелии, монах, как подвижник и борец, есть постник, беспрестанною суровостию жизни всего себя посвятивший подвигам изнурения плоти и возведению духа к размышлениям о Божественных делах. §9. Три обета монашеских Храниши ли себе самого в девстве? Постригаемый монах произносит три обета к нравственному совершенству: обет девства, – послушания и – нищеты. Девство есть великая чистота; послушание братству, чтобы почитать каждого из братий старшим себя; нищета обещает перенесение жестокой и трудной тесноты. §11. Малая схима есть обручение великой

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Стояние Марии Египетской (Мариино стояние) – см. Андреево стояние. Страстная седмица ( слав, страсть – страдание) – последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о последней неделе земной жизни Спасителя по входе Господнем в Иерусалим, куда входят Его пророчества и притчи, Тайная вечеря, предание на суд, страдания, смерть и погребение. Все дни С. с. носят название ВеликихВеликий Понедельник, Великий Вторник и т. д.; в первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу – Литургия Василия Великого , в Великий Пяток Литургия не совершается. Страстотерпцы – наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей; главное в подвиге С. – беззлобие и непротивление врагам. С. являются благоверные князья Борис и Глеб (XI в.), св. царевич Димитрий Угличский (1591 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.). Схима ( греч. σχμα – образ, схема) – совокупность одежд монаха, монашеское облачение; соответственно степеням монашества бывает С. малая и великая. Схимонах, или схимник, – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественней и дольше, чем в малую; монах даёт обет отречения от мира и всего мирского. К именованию монахов, имеющих сан, при их пострижении в великую схиму добавляется приставка «схи-». С.-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти. Дополнительно к обычному монашескому одеянию С. носит куколь и аналав. Сыропустная Неделя (сыропуст) – последнее воскресенье перед Великим постом, когда можно употреблять в пищу скоромные продукты (за исключением мяса), в частности сыр. В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая ( Быт. 3, 24 ). С. Н. называется также «Прощеным воскресеньем», т. к. в этот день бывает чин общего прощения в храме и принято, приступая к подвигу святой Четыредесятницы, примиряться со всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010