154.  Мунк С. География Палестины/Пер. с франц. — Пермь, 1878. 155.  Олесницкий Л. Л. Святая земля: т. 1–2. — Киев, 1875–1878. 156.  Разумовский Д. В., прот. Обозрение растений, упоминаемых в св. Писании//ДЧ. 9:11:12; 157.  Его же. Упоминаемые в св. Писании деревья в Палестине и соседних странах//ДЧ. — 1870–1871. 158.  Сибирцев М. Опыт библейской естественной истории. — СПб., 1867. 159.  Соколов А.Ф. Библейская география. — СПб., 1884. — 91 с, 160.  Хвольсон Д. А. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древне-еврейского народа//ХЧ.- — 1875:т. 1. — 157 с. Древний Восток. Общие Труды. Источники. 161.  Геродот. История в девяти книгах/Пер. Г. А. Страто-новского. — М., 1972. — 599 с. 162. Древний мир: Сборник источников, т. 1:Восток, под ред. Б. А. Тураева. — М.., 1917. — 81 с. 163.  Жаринов А.. Никольский Н. М. Древний мир в его памятниках: ч. 1:Восток. — М., 1915. — VI1I4–160 с. 164.  Страбон. География в семнадцати книгах/Пер. Ф. Г.Мищенко. — М., 1879. — XXV+865+CCLXXVIIC. 165. Хрестоматия по истории древнего мира, под ред. Д.б.Сг/7г/0б?:ч.1,Восток. — М.,1951. — 359с. 166. Хрестоматия по истории древнего Востока, под ред. В. В. Струве и Д. Г.Редера. — М.., 1963. — 544 с. Литература. 167.  Авдиев В. И. История древнего Востока: изд. 3. — М., 1970. 168.  Андерсон Р. История вымерших цивилизаций Востока/Пер. с англ. — СПб.,, 1898. — 278 с. 169.  Ван-дер-Берг. Краткая история Востока/Пер. с франц. — СПб., 1880. 170.  Вебер Г. Всеобщая история: т. 1:История Востока. — М., 1885. 171.  Вебер М. Аграрная история древнего мира/Пер. с нем. — Пг., 436 с. 172.  Винклер Г. Передняя Азия в древние времена/Пер. с нем.//История человечества, под ред. Г. Гельмольта. — СПб., 1904. — 225. с. 173.  Виппер Р. Ю. Древний Восток и Эгейская культура. — М., 1916. — 152 с. 174.  Воробьев- Десятовский В. С. Итс, Р. Ф., Липин Л. А., Петровский И. С. Очерки истории древнего Востока, под ред. В. В. Струве. — Л, 1956. 175. Восток, под общей ред. А. А. Болотникова, В. К. Гордеевского и др.: сб. I — II. — М., 1935.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

3. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Указ. соч. С.179. 4. В настоящей статье ссылки приводятся по второму изданию работы Беллы: Bellah R. Civil Religion in America//Religion American Style. N.Y., 1974. 5. Bellah R. Указ. соч. Р.73. 6. Bellah R. Указ. соч. Р.75. 7. Подробнее об инаугурации Кеннеди см. Pierard R.V., Linder R.D. Civil Religion and the Presidency. Academie Books. 1988. P.11-14. 8. де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994. С.223-224. 9. По мнению Беллы, протестантская мысль породила на американской почве две формообразующие идеи: идею обращения (conversion) и идею Завета (covenant). Проекции этих чисто религиозных идей на общественно-политическую жизнь сформировали базовую дихотомию утверждения американской общественно-политической культуры: идею революции (обращения) и идею конституции (завета). См. Bellah R. The Broken Covenant. Sec. Ed. Chicago and London, 1992. 10. См. Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993. С.72. 11. " Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание... " . 12. Bellah R. The Broken Covenant. P.11-12. 13. Данную особенность протестантизма подробно разобрал М. Вебер в работе " Протестантская этика и дух капитализма " . 14. См. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993. С.12-18. 15. Не следует забывать, что толчком к возникновению англиканства послужили не богословские споры, а политические и личные мотивы, которые заставили Генриха VIII пойти на конфликт с Римским престолом. 16. Бурстин Д. Указ. соч. С.167. 17. Там же. С.172. 18. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.186. 19. См. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981. С.63-64,67. 20. Цит. по: Фурман Д.Е. Указ. соч. С.89. 21. Салмин А.М. Современная демократия. М., 1997. С.251. 22. Уэктер Д. Дом распавшийся и воссозданный//Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т.2. М., 1978. С.23. 23. Баталов Э.Ю. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. С.176.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

384 К тому времени, когда Вебер начал писать свою работу «Протестантская этика и дух капитализма» (конец XIXhaчaлo XX века), всякая религиозная этика вообще исчезла из сферы экономических отношений. Английский философ Джон Локк (16321704), которого считают основоположником современного либерализма, выдвинул идею тотальной правовой регламентации всех сторон жизни человека, в первую очередь экономической стороны. Почти полная несовместимость миллионов эгоистических «Я», стремившихся к обогащению любой ценой, требовала разработки детальных «правил игры», называемых юридическими нормами. Детальная законодательно-нормативная регламентация экономических отношений между эгоистическими «Я» дополнялась созданием мощнейшего судебного аппарата. Шло активное формирование так называемого правового государства (которое так активно навязывается сегодня России). Юридические нормы стремительно замещали нормы религиозной этики. Рождение «правового государства» – лишь юридическое оформление того духовно-психологического состояния, в котором оказалось западное общество в XVIXVII веках. Со временем главной функцией государства, согласно философским «обоснованиям», стала защита частной собственности – «самого святого», что есть на земле. 6. Альтернативные версии зарождения капитализма Основным оппонентом Вебера при жизни был уже упоминавшийся нами немецкий социолог Вернер Зомбарт (18631941). Кстати, одно время они были коллегами, работая в Гейдельбергском университете. Зомбарт написал книгу «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911), в которой доказывал, что основными носителями «духа капитализма» были евреи, а не протестанты. Эту идею Зомбарт развивал и в некоторых других своих работах: «Участие евреев в создании современного народного хозяйства» (1910), «Будущее евреев» (1912), «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913). Вебер, не отрицая вклада евреев в развитие капитализма, тем не менее заслуги кальвинизма в этом вопросе ставит выше роли иудаизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современный исследователь капитализма и критик Вебера Ю. Кузнецов подчеркивает, что «заслуга» формирования у европейцев рационалистического сознания принадлежит не протестантизму (как это ошибочно полагал Вебер), а именно католицизму: «Хотя нельзя не признать, что протестантизм (особенно в кальвинистской форме) способствовал распространению рационализма, ему не принадлежит ни первенство, ни ведущая роль в этом деле. Гораздо большее значение для утверждения престижа и навыков рассудочного мышления имела ранняя и поздняя схоластика». 438 Кстати, под влиянием рационализма хозяйственная деятельность человека и общества как объект изучения превратилась в самостоятельную «науку», которая очень быстро порвала всякие связи с богословием. 439 Выше мы уже отметили: «дух капитализма» прочно поселился внутри церковной ограды католицизма (занятия ростовщичеством, симония, торговля индульгенциями). Кроме того, католические богословы (начиная с Фомы Аквинского) начали перестраивать экономическую доктрину Западной церкви, делая ее более «толерантной» в отношении некоторых форм проявления «духа капитализма». О том, что Макс Вебер недооценил вклад католицизма в развитие капитализма в Европе, пишет современный исследователь католицизма О.Н. Четверикова: «Как известно, в экономической истории твердо закрепилось положение Макса Вебера о том, что идейно-духовной основой капитализма явилась протестантская этика в ее кальвинистском варианте, давшая религиозное обоснование права на получение прибыли и способствовавшая сакрализации предпринимательства. Действительно, учение Кальвина представляло собой открытое оправдание ростовщического процента и откровенный призыв к накоплению богатства, истолкованного как главное свидетельство Божьей избранности. Это подготовило почву для обособления экономических мотивов и интересов человека в отдельную сферу и их высвобождения из-под традиционного нравственного контроля, что привело в итоге к формулированию концепции «экономического человека». Однако при популяризации веберовской идеи оставляли в тени более опасное явление – то скрытое оправдание и поощрение ростовщического процента и прибыли, которое очень рано утвердилось в Католической церкви и позволило ей создать совершенную модель долговой экономики с отработанными механизмами финансового закабаления, легшую в основу банковской системы нового времени». 440

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению Вебера, именно пуританизм и кальвинизм (а не лютеранство) обладают мощным потенциалом капиталистического развития. Вебер, например, обращает внимание, что Лютер и его последователи решительно выступали против ростовщичества в то время, как Кальвин и его последователи реабилитировали и легализовали взимание процента по ссудам. У критиков Вебера еще один аргумент против его теории: протестантизм (в форме кальвинизма и пуританизма) появился лишь в XVIXVII веках, а человечеству капитализм к этому времени был уже хорошо известен. Речь идет прежде всего о древнем капитализме Ассирии, Вавилона, античной Греции и античного Рима. Кстати, представление о существовании древнего капитализма и его особенностях Вебер получил благодаря работам известных немецких историков Т. Моммзена и Э. Майера, которые написали свои основные труды во второй половине XIX века. Им принадлежит приоритет в открытии древнего капитализма. В средние века капитализм уже процветал в городах-полисах Южной Италии (Флоренция, Генуя, Венеция и др.). 371 У Вебера и на это замечание находится ответ: до Реформации человечество имело лишь «нецивилизованный» капитализм. Протестантизм породил иной, «цивилизованный», капитализм. В чем же отличие «протестантского» капитализма от более ранних форм? Прежде всего в том, что в условиях «протестантского» капитализма прибыль получается в основном без прямого насилия: «Капитализм, безусловно, тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к «рентабельности». И таким он должен быть… Капиталистическим мы будем называть здесь такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования обмена, то есть мирного (формально) приобретательства». 372 Мы не находим у Вебера четкого разграничения капитализма на «цивилизованный» («протестантский») и «нецивилизованный» («старый»). Сделать Веберу это крайне трудно по одной простой причине: в протестантских странах «цивилизованный» капитализм начинался именно с убийств и разбоя, которые в учебниках по истории и экономике называются «первоначальным накоплением капитала» («огораживания», «борьба с бродяжничеством», колониальный разбой и т.п.). Впрочем, и после завершения этапа «первоначального накопления капитала» капитализм не брезговал и не брезгует любыми способами приобретательства – как мирными, так и военными (силовыми). В конечном счете, две мировые войны в XX веке – результат борьбы капиталистов за передел мировых ресурсов. За многими так называемыми мирными способами капиталистического приобретательства чаще всего стоит угроза силового принуждения (прежде всего со стороны государства, находящегося на службе капиталистов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 дек. 1902 II. Работы И. Л. Янышева Янышев Иоанн Леонтьевич Отчет о четвертом международном конгрес­се старокатоликов в Вене. Черновые заметки. Елагин остров (С.-Петербург). Черновой автограф. 8 сент. 1897 Янышев Иоанн Леонтьевич Участие православных в четвертом интер­национальном старокатолическом конгрессе в Вене с приложением ответа С. -Петербургской Комиссии на мнение Роттердамской по вопросу о соединении старокатолической церкви с пра­вославной. Черновой автограф. Янышев Иоанн Леонтьевич Мнение уполномоченных представителей православия и старокатолицизма о соединении старокатоликов с православными. Записка. Черновой автограф. 12 (25) янв. 1894 Янышев Иоанн Леонтьевич Об отношении русской церкви к прочим ав­токефальным православным церквам. Речь, ска­занная им на втором интернациональном старо­католическом конгрессе в Люцерне. Печ. Из Прибавления к «Церковным ведо­мостям». Янышев Иоанн Леонтьевич Мнения уполномоченных представителей православия и старокатоличества по вопросу о соединении старокатоликов с православными. (СПб., 1896). Печ. брошюра Янышев Иоанн Леонтьевич Черновые заметки по старокатоличеству. На нем., фр. и рус. яз. Автограф и рукой не- уст. лица. Черн. и кар. 1875–1896 и б. д. III. Переписка И. Л. Янышева 1. Письма И. Л. Янышева Янышев Иоанн Леонтьевич Письма (2) архиеп. Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) . С.-Петербург. Черновой автограф и писарской почерк. Письмо 1896 г. – на бланке, в 2-х экз. Приложения: 1) Вебер Ф. Письма (2) И. Л. Янышеву. 10 авг. 1896 и 17 нояб. 1898. 2) Вебер Ф. Записка Роттердамской комиссии по вопросам расхождений в вероучении старокато­лической и православной церквей. 10 авг. 1896. 3) Ответ старокатолической Роттердамской ко­миссии на мнение от 11 (23) авг. 1897 Санкт- Петербургской комиссии. Перевод на рус. яз. И. Л. Янышева. Обмен мнениями между Роттердамской и Санкт- Петербургской комиссиями. Упом.: J. H. Reikens, Th. Weber. 12 авг. 1896 и 24 нояб. 1899 Янышев Иоанн Леонтьевич Письма (5) Ивану Васильевичу Биркбеку (J. W. Birkbeck), P. F. Eliot, J. B. Dover, R. S. de Havilland, A. H. Johnson. Черновики на рус. яз. рукой И. Л. Янышева и перевод неуст. лица на фр. яз. Воспоминания о встречах в Англии, благодар­ность за гостеприимство, отсылка видов Московско­го Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

И третье утверждение, которое оказалось важным, – что нужно брать не один такой интерферометр, а два или более, для того чтобы осуществлять корреляционную обработку. Сегодня в статье, которая опубликована в Physical Review Letters , ссылаются на эту работу. Но одновременно говорят, что в 1971 году, спустя десять лет, независимо к этому пришли другие люди из Мэриленда. Я вам скажу так, что это некое лукавство, и вот почему. Дело в том, что в нашей с Герценштейном работе была легкая критика работ Вебера. Мол, у него всё правильно, но резонансную структуру не поймаешь далеко от резонанса, поэтому амплитуда не может быть большой. Нужно брать широкополосные приемники, тогда есть надежда что-то поймать. Гинзбург в 1963 году, делая доклад в Польше, опубликовал работу, где сослался и процитировал нас. И Вебер в 1964 году пишет, ссылаясь на работы Гинзбурга, ответ на критику Герценштейна, Гинзбурга и Пустовойта. И ссылается на эту работу. Поэтому есть доказательства, что они знали о ней. Еще одно замечание. В начале 90-х годов, когда все осознали, что действительно нужно идти по другому пути в части обнаружения, стали просить деньги у National Science Foundation в Соединенных Штатах. Одним из этих деятелей был Кип Торн, о котором я говорил. Он – астрофизик, понимающий ситуацию, стал писать бумаги в этот фонд. Причем сразу просил «небольшие деньги», 100 миллионов долларов. Что дальше? Мне это очень понравилось, для нашего фонда это был бы хороший пример. Что делают американцы? Получив такую заявку, они дают поручение юристам, которые проштудировали всю литературу и посмотрели, кто что сделал по этому направлению. Среди всех на первом месте Эйнштейн – предложил волны. Джозеф Вебер, который сделал резонатор. А на третьем месте наша работа, они нашли ее и говорят, что это направление по интерферометру было. Это есть в интернете, можно проверить и посмотреть. Денег, правда, сразу не дали, дали потом, и так началась эта эпопея по строительству. Сначала построили 40 метров базу. А сейчас это 4 километра.

http://pravmir.ru/chto-takoe-gravitatsio...

Согласно упомянутым Вебером поправкам к газовой директиве, которые ЕК предложила внести прошлой осенью, требования Третьего энергопакета, который запрещает совмещать деятельность по продаже и транспортировке газа, должны были распространиться на газопроводы, приходящие в ЕС из третьих стран, в том числе, и «Северный поток-2». Однако в конце февраля комитет постоянных представителей государств ЕС одобрил компромиссные поправки к документу, согласно которым газопроводы в территориальных морях стран ЕС должны будут подчиняться тем же правилам, что и наземные трубы, однако возможны исключения, которые будут ограничены по сроку действия. - Вебер представляет баварский Христианско-социальный союз (ХСС), - напоминает доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. - Внутри его, как и внутри ХДС, есть антироссийское и проамериканское крыло, а есть более лояльное к России. Он относится к первому. Недооценивать эту часть немецких консерваторов не стоит - оно достаточно влиятельно. «СП»: - Каковы шансы Вебера стать главой ЕК? И может ли ЕК влиять на такие проекты, как СП-2? - Еврокомиссия может влиять на судьбу всех трубопроводов. Ни один из них отдельно взятое государство проложить не может. Каковы шансы - зависит от выборов в Европарламент. Но с учётом того, что немец должность главы ЕК ещё не занимал, а Европейская народная партия, скорее всего, победит, шансы есть. Правда, на новой должности он, вероятно, будет тщательнее выбирать выражения. «СП»: - Германия является главным бенефициаром СП-2 в ЕС. Почему некоторые ее политики выступают против? - В Германии хватает противников сотрудничества с Россией. Они преобладают среди «зелёных» и свободных демократов, их немало в ХДС. Попадаются они и в ХСС, и у социал-демократов. Для всех них СП-2 - чисто политический проект, от которого надо отказаться ради нанесения удара по России. Подчеркну, что «зелёные» отнюдь не являются проамериканской партией, в отличие от остальных названных выше. «СП»: - В числе инструментов, которые могут позволить заблокировать проект, Вебер назвал газовую и экономическую директивы ЕС. Помогут ли эти инструменты?

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/nemc...

38. Агамбен употребляет термин il messianico (с определенным артиклем) как для обозначения феномена и процесса в целом (что мы передаем субстантивом «мессианическое» — по аналогии с уже устоявшимся «политическим»), так и для обозначения вовлеченной в этот процесс субъективности. — Примеч. перев. 39. «Иисус есть мессия» («мессия» с определенным артиклем ho); в Синодальном переводе «Иисус есть Христос». — Примеч. перев. 40. Пусть печатается (лат.). Формула цензурного разрешения на публикацию книги. — Примеч. перев. 41. Священные имена: Бог, Господь, Дух, Иисус (лат. и греч). 42. Nestle Е., Aland. К. (Eds). Novum Testamentum graece et latine. London: United Bible Societies, 1963. P. 7. 43. Origene. Commentaires sur saint Jean, I: Livres I–V/Ed. Cecile Blanc. Paris: Editions du Cerf, 1966. 44. Coppens J. Le Messianisme royal, ses origines, son developpement, son accomplissement. Paris: Editions du Cerf, 1968. P. 133. 45. Новый Завет (греч.). 46. HubyJ. (Ed.). Saint Paul, Epitre aux Romains/N. dd. Stanislas Lyonnet. Paris: Beauchesne, 1957. P. 38–39. 47. В итальянском «профессия» и «исповедание» также являются одним словом —prqfessione. —Примеч. перев. 48. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 100, перевод слегка изменен. Здесь и далее в отдельных случаях мы подправляем существующие русские переводы цитируемой литературы, подлаживаясь под итальянские переводы, которыми пользуется Агамбен, и сверяясь напрямую с оригиналами. — Примеч. перев. 49. Там же. С. 101. 50. Там же. С. 126, курсив Вебера. 51. Там же. С. 127. 52. В котором призвании призван, в каковом призвании призван (лат.). 53. На месте — Примеч. перев. 54. В итальянском языке глагол «тянуть, растягивать, напрягать» (tendere) и существительные «напряжение» (tensione), «тензор» (tensore), а также «тенденция» (tendenza) являются однокоренными словами. —Примеч. перев. 55. «Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство, и покупающий — как готовящийся на погибель; торгующий — как не ожидающий никакой прибыли, и строящий дом — какие надеющийся жить в нем. Сеятель пусть думает, что не пожнет, и виноградарь, — что не соберет винограда; вступающий в брак, — что не будут рождать детей, и не вступающие, — как вдовцы» (3 Ездр 16:42–46).

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

Когда в начале 1990-х гг. изменилась политическая ситуации в России, сопровождавшаяся демонтажем прежней идеологии, российское религиоведение во взгляде на сектантство переориентировалось на западные теории о типах и классификации сект, и с тех пор заимствованная методология оказывает существенное влияние на российскую социологию религии и религиоведение по данной проблематике, что проявилось в соответствующих учебных пособиях и публикациях. 1.1. Терминологическая проблематика в западном религиоведении и социологии религии. 1.1.1. Церковь, секта, деноминация В западном религиоведении первым разработал социологические понятия секты и церкви М. Вебер (1864–1920) в своих сочинениях « Церковь и секты» (1906) и «Хозяйство и общество» (1922). Почти одновременно с ним этой темой занимался Э. Трёльч (1865–1923), опубликовавший в 1912 г. сочинение «Социальные учения христианских церквей и групп», где предпринял попытку дать свое определение понятиям церковь , секта и культ, а также была сформулирована типология церковь-секта-культ. Веберу и Трёльчу ставят в заслугу создание так называемой классической модели типологии религиозных организаций по схеме секта-церковь, предполагающей, что церкви вырастают из сект. Р. Нибур (Niebuhr) дополнил существовавшие до него понятия церковь и секта еще одним понятием – «деноминация», как промежуточной ступени развития религиозной группы от секты к церкви. М. Вебер Анализируя деятельность протестантских сект XVI-XVII вв. (квакеров, баптистов и методистов) в Европе и в Америке, Вебер выдвинул гипотезу о том, что все религиозные организации возникают вокруг харизматического лидера. Поскольку харизма (дар Божий) нестабильна, то будущее группы зависит от того, сумела ли община вместе с лидером выработать нормы религиозной жизни. Если не сумела, то после смерти лидера она распадается. Другими словами, если имел место процесс институализации, то группа может пережить своего основателя. 283 Для различия религиозных организаций на церкви и секты Вебер вводит три признака: 1) отношение к «миру»; 2) форма членства и 3) организационная структура.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010