А потом уже Сам Господь, видя доброе расположение, совершит чудо... Однажды, странствуя с учениками по иудейской пустыне, Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Один из учеников Его... говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь (Ин. 6, 5, 8–10). Как известно, этой жертвы ребенка оказалось достаточно для того, чтобы накормить пять тысяч человек. Принимая всякий дар молодого человека, не усомнимся в его готовности послужить добру, и Господь безмерно приумножит плоды этого искреннего дара. Людей, которые выступают против христианства открыто, в обществе становится все меньше. Зато зреет иной соблазн: а нужно ли связывать будущее России исключительно с Православием? Может быть, рыночной экономике в большей степени соответствует передовой протестантизм? Обращенный в православную веру молодой человек готов разве что в монастырь уйти, а не в бизнес. Тут же извлекается Макс Вебер с его учением о протестантской деловой этике и делается поспешный вывод: Православие – религия по преимуществу созерцательная, она не поощряет предпринимательскую инициативу, тормозит развитие рыночной экономики. Это не так. Убежден, что как раз от слабости Православия проистекают многие проблемы юного российского рынка. Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Напротив, " как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком?, – восклицал еще древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский. – Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие... Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно " . Да, в Православии существует особый вид подвига – монашество. Но изучите историю русского монашества.

http://zavet.ru/molszd1.htm

Именно в этом контексте Вебер обращается к проблеме точного значения термина klesis в Посланиях и посвящает ему длинное примечание: «Лютер переводит словом «Beruf два совершенно разных понятия. В одном случае это klesis апостола Павла в смысле призвания Богом к вечной жизни. Сюда относятся: 1 Кор. 1:26; Еф. 1:18; 4:1; 4:4; 2 Фесс. 1: 1 1; Евр. 3:1, а также Второе послание Петра, 1: 10. Во всех этих случаях речь идет о чисто религиозном понятии — о призвании Богом посредством возвещенного апостолом Евангелия, — и понятие klesis не имеет ничего общего с мирским «призванием» в современном смысле этого слова» . Согласно Веберу, мостиком между «чисто» религиозным значением термина «призвание» и современным Beruf служит именно пассаж из 1 Кор. 7. Имеет смысл развернуто процитировать размышления Вебера, поскольку они передают те трудности, с которыми он так и не смог справиться: Эти два как будто совершенно разнородных применения Лютером слова «Beruf» объединяются в Первом послании к Коринфянам и в его переводе. У Лютера (в распространенных современных изданиях) весь отрывок, в котором содержится интересующий нас текст, гласит ( 1 Кор. 7:17): «Только каждый поступай так, как Бог ему определил (berufen hat)… Призван (beruferi) ли кто обрезанным, не скрывайся, призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании (Beruf) в котором призван ((еп te klesei he eklethe) — по мнению А. Меркса, очевидный гебраизм, в Вульгате: in qua vocatione vocatus est). Рабом ли ты призван, не смущайся, но если можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». В ст. 29 содержится напоминание о том, что время «коротко», а за ним следуют известные мотивированные эсхатологическими чаяниями (стих 31) наставления: «Имеющие жен должны быть как не имеющие… и покупающие как не приобретающие» и т. п. Еще в 1523 году Лютер вслед за предшествующими ему немецкими переводчиками перевел слово klesis в ст. 20 этой главы как «Ruf» в значении «состояние». В самом деле в этом — и только в этом — тексте klesis более или менее соответствует по своему значению латинскому «status» и немецкому «Stand» (Ehestand, семейный статус, Stand einesKnechtes, статус раба и т. п.). (Однако отнюдь не в смысле современного «Beruf»., как ошибочно полагает Брентано.)

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

Поэтому путь испытаний должен прекратиться только тогда, когда наказание достигнет своей нравственной цели, т. е когда совершится обращение народа. Яснее всего эта мысль выражается в неканонической книге Варуха: после противления Богу, говорится там, и после рассеяния между народами сыны Израиля «обратятся к сердцу своему в земле переселения своего, и познают, что Я – Господь Бог их; и отвратятся от упорства своего и от злых дел своих, ибо вспомнят путь отцов своих, согрешивших пред Господом. И Я возвращу их в землю, которую с клятвою обещал отцам их, и умножу их, – и не уменьшатся; и поставлю с ними вечный завет в том, что Я буду их Богом, а они будут Моим народом, и более не изгоню народа Моего Израиля из земли, которую дал им ( Вар. 2:30–35 ; ср. Тов. 13:5–6 ; Юбил. 23 гл.). Точно также и в Талмуде о периоде, предшествующем явлению Мессии, говорится, что с одной стороны это будет время особенного нравственного падения людей, 526 но что с другой – спасению Израиля непременно должно предшествовать нравственное исправление его. В этом случае особенно характерным является одно талмудическое замечание: «Сын Давида придет только в то поколение, когда все будут или безгрешны или виновны»: при этом основание для первого предположения указывается в Ис. 60:21 («и народ твой весь будет праведный»), а для второго в Ис. 59:15–16 («и не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» 527 ). Вебер видит в этом некоторую антиномию и очевидное противоречие, разрешение которого он хочет найти в учении о предтечах Мессии. 528 Но в существе дела и Талмуд считает необходимым условием спасения Израиля исправление его от нравственных недостатков, вследствие чего с особенными подробностями останавливается на учении о необходимости покаяния, которое только и может дать право на участие в благах мессианского царства; согласно этому учению, прежде чем Израиль совершит покаяние, никак нельзя ожидать явления Мессии, хотя бы все другие условия и были выполнены. «Все сроки (на которые падает пришествие Мессии) уже прошли; теперь все дело только в покаянии и добрых делах Израиля: если Израиль совершит покаяние, то получит избавление, если же нет, то избавление не придет» 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных индивидуальных отношений» (Там же. С. 733-734). В. кажется сомнительным стремление «возвысить достоинство чисто человеческих отношений и человеческой общности путем их религиозного истолкования». Тому, кто не имеет мужества принять «судьбу нашей эпохи», В. советует вернуться «...в широко и милостиво открытые объятия древних церквей...» (там же. С. 734). Соч.: Ист. очерк освободительного движения в России и положения буржуазной демократии. К., 1906; Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Bd. 1-2. Tüb., 1920-1921; Gesammelte politische Schriften. Münch., 1921; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre. Tüb., 1922; История хозяйства. Пг., 1923; Аграрная история древнего мира. М., 1925; Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tüb., 1924; Город. Пг., 1924; Исследования по методологии науки. М., 1980; Gesamtausgabe. Tüb., 1984-. Bd. 1-22; Протестантская этика. М., 1972. 3 ч.; Избр. произведения. М., 1990; Работы по социологии, религии и культуре. М., 1991. 2 вып.; Избранное: Образ общества. М., 1994. Лит.: Гайденко П. П. , Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; Масловский М. В. Веберовская концепция патримониализма и ее современные интерпретации//Социол. журн. 1995. 2. С. 106-108; Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и совр. теоретическая социология. М., 1998; Тюрель Х. Интеллектуальная религиозность, семантика «смысла», этика братства - Макс Вебер и его отношение к Толстому и Достоевскому//Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. 2 (4); М. Вебер и совр. теоретическая социология: Актуальные пробл. веберовского социол. учения. М., 1998; Лобье П. , де. Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт. М., 2000; Кравченко Е. И. Макс Вебер. М., 2002. В. И. Гараджа Рубрики: Ключевые слова: ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/150001.html

Сподвижницей Стародубцева в деле проповедования ислама в Карелии и «расшевелении» будущего муфтия этой республики стала русская немка Фатима-Виктория Вебер. Ее история прихода к мусульманской вере достаточно оригинальна. Ислам она приняла во время «челночного» тура в Польшу, где ее бесплатно приютила мусульманская семья. В знак благодарности за гостеприимство Вебер приняла их веру и, вернувшись в Петрозаводск, стала искать себе мужа-мусульманина, желательно из арабов. В итоге вышла замуж за студента медицинского факультета местного университета Висама Али Бардвила, палестинца по национальности. В начале отношений разница в возрасте, а Бардвил оказался гораздо моложе своей жены, супругов не смущала. Благодаря жене дела Бардвила, плохо говорящего по-русски и отчисленного за неуспеваемость из университета, пошли в гору. Сначала он стал имамом местной мусульманской общины, а затем смог зарегистрировать ДУМ и провозгласил себя муфтием. Сама Вебер бросила учебу, родила Бардвилу несколько детей и погрузилась в мусульманскую общественную жизнь, активно отстаивая права мусульман, обличая русских националистов, певца Бориса Моисеева и журналистов-исламофобов. Особое место в деятельности четы Бардвилов занимали укрепление арабо-карельской дружбы и обличение Израиля, что вызывало негативную реакцию еврейской общины. Виктория Вебер выступала как лидер местной организации «Исламское просвещение», пресс-секретарь ДУМ Карелии и член президиума этого муфтията, а также главный редактор газеты «Прямой путь». На исламистских сайтах ее позиционировали как одну из самых ярких и активных «русских мусульманок», а ее брак с Бардвилом ставили в пример. Виктория Вебер особенно активно работала в среде «русских мусульман» и даже написала небольшую книгу с историями новообращенных «Русские в исламе» 265 . Идиллия закончилась в июне 2008 года, когда она получила от мужа смс-сообщение со словами: «Я даю тебе талак (развод)». Бардвил не шутил и вскоре действительно развелся с надоевшей Фатимой, взяв жены сразу двух молодых девушек 266 . В 2009 году он уволил бывшую супругу со всех многочисленных должностей и отказался платить алименты. Обиженная Вебер жаловалась единоверцам и даже написала письмо начальнику Бардвила – муфтию Равилю Гайнутдину.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Противниками «Северного потока-2», лоббистами американского сжиженного газа на европейских политиков оказывается неприкрытое давление. Вебер может оказаться одной из жертв этой жесткой кампании по продавливанию интересов американских производителей. «СП»: - Германия всегда была главным адвокатом СП-2. Однако, как видно, не все в этой стране хотят ее превращения в крупнейший газовый хаб Европы. Почему? Много ли в стране политиков, таких, как этот Вебер? Имеют ли они влияние? - Заявление Вебера может оказаться фальстартом и лишит его поддержки в Германии. Проект «Северного потока-2» для немецкого бизнеса, в первую очередь, экономический. Но и политическую составляющую сбрасывать со счетов не стоит. А политика здесь в том, что с вводом в эксплуатацию СП-2 сохраняется и даже возрастает инфраструктурная зависимость Европы от Германии. Немцы обоснованно полагают, что Германия, которая несет на себе основное бремя европейских расходов, в случае возникновения кризисной ситуации должна иметь в своих руках рычаги влияния на остальную Европу. На самом деле, выступая против «Северного потока - 2», Вебер выступает против немецкого бизнеса, который в массе своей является сторонником строительства газопровода из России. Такую же позицию занимают и ведущие национально ориентированные политики Германии. «СП»: - Если Вебер станет главой ЕК, можно ли от него ждать каких-то решительных действий против СП-2? Насколько вообще ЕК может на данном этапе что-то изменить? - Проект будет завершен в любом случае. В случае выхода из строительства европейских компаний, что, действительно, может случиться из-за американского давления, «Газпром» готов выкупить их долю и самостоятельно закончить трубопровод. Есть информация, что в проекте в таком случае готовы будут поучаствовать китайские инвесторы. «СП»: - В числе инструментов, которые могут позволить заблокировать проект, Вебер назвал Газовую и Энергетическую директиву ЕС (под последней подразумевается так называемый Третий энергопакет). Помогут ли они остановить СП-2? Чем мы можем ответить на это?

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/nemc...

Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32–54). Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 1916. С. 86. Бердяев отчасти раскрывает это новое значение, связывая пророческий дух с творчеством и свободой (Там же. С. 92). О топосе Ницше как пророка см.: Кондаков И. В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века//Общественные науки и современность. 2000. 6. С. 176–186. Холопов И. Идеология церковной реформы. К., 1916. С. 4. Там же. Adair-Toteff C. Max Weber’s charismatic prophets//History of the Human Sciences. 2014. Vol. 27. 1. P. 3–20. Об этом см.: Самарина Т. С. Теория уровней религиозности в классической феноменологии религии//Религиоведение. 2018. Т. 2. 2. С. 101–109. Adair-Toteff C. Op. cit. P. 8–14. Перевод ключевого труда Зома, на который опирался Вебер для определения харизматического лидерства, осуществлен на русский язык в 1906 г. Переводили и труды Велльгаузена, а русские библеисты неоднократно на них откликались: Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования//Богословский вестник. 2019. Т. 33. 2. С. 19–20. Текст 1913 г., опубликованный в 1922 г. В России читали «Протестантскую этику…» (Teslya A. The Protestant Ethic in the Russian Context: Peter Struve and Sergey Bulgakov Read Max Weber (1907–1909)//Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. 2. P. 107–119), изданную ранее, но в ней нет изложенных ниже идей. Но они могли читать выходящую в 1915–1919 гг. «Хозяйственная этика мировых религий», в первых томах которой Вебер использует понятие харизмы, иногда – применительно к пророку (Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм/пер. с нем., предисл. О. В. Кильдюшов. СПб., 2017. С. 60–65). Вебер М. Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии: в 4 т./пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М., 2017. Т. 2. С. 114. Курсив в оригинале. См. также: Adair-Toteff C. Op. cit. P. 6. Вебер М. Хозяйство и общество. Т. 1. С. 252–292. Adair-Toteff C. Op. cit. P. 7.

http://bogoslov.ru/article/6175698

Значительная часть его научных усилий была направлена на выяснение того, как влияют те или иные религиозные установки на экономическое развитие. Случай же протестантства – наиболее яркий, и Вебер его исследует первым. При этом, он нарочито сторонится каких либо моральных оценок. Вебер не задает вопроса «хорошо ли, что протестантство стимулирует капитализм?» или «как нравственно оценить капитализм?» Его работы выдержаны в «научных» рамках, направлены на выявление только «объективные» зависимости. Вообще вопрос: был ли он верующим человеком и тем более протестантом – остается открытым. Видимо, нет. Ибо по отношению к религии Вебер всегда занимает позицию «религиоведа», а не богослова. Однако, о его «объективности» можно говорить лишь условно. Его симпатии явно принадлежат буржуазии и капитализму (и, заметим, абсолютно не принадлежат социализму). Это видно и из его научных работ, и из его достаточно активной политической деятель­ности, в которой он постоянно выступает против юнкерства (помещи­ков) за победу буржуазных отношений в Германии/64/. Но как же Вебер объясняет эту поистине парадоксальную особенность протестантизма? – ведь до сих пор мы видели, что христианство пыталось поставить преграду стремлению к наживе. «Капита­лизм безусловно тождественен стремлению к наживе в рамках непрерыв­но действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к “ рентабельности ” . И таким он должен быть…Капита­листическим” мы здесь будем называть такое ведение хозяйства, кото­рое основано на ожидании прибыли посредством использования возмож­ностей обмена, т.е. мирного (формально) приобретательства ”/63:48/. Иначе говоря, нажива капитализма, в отличие от других способов наживы, хорошая, капитализм таким и «должен быть». А хорошая потому, что она использует не разбой, а «мирный» обмен и рациональный учет барышей. Капиталистические предприятия существовали всегда, но только на Западе они повлекли образование капиталистического уклада. Почему? Потому, отвечает Вебер, что в обществе возник особый «дух капитализма», который и сделал это «чудо».

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Тема 10. Влияние протестантизма на имущественную этику и экономическую теорию Обгоняющее развитие капитализма в протестантских странах. Макс Вебер о «духе капитализма». Критика теории Вебера. Влияние протестантизма на экономическую теорию: меркантилисты, физиократы, классическая школа. Соответствие между парадигмами и экономическим строем. Обгоняющее развитие капитализма в протестантских странах. Рассмотрение проблемы богатства и собственности в протестантизме особенно интересно, ибо оно приводит нас к третьей христианской парадигме – «протестантской этике». Этот термин принадлежит известному немецкому социологу Максу Веберу (1864–1920), впервые употребившего его в своей нашумевшей работе «Протестантская этика и дух капитализма»/63/. В этой книге, опубликованной в 1905 г., Вебер замечает, что в Германии имеет место «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей»/63:61/, и наоборот – «незначительная роль католиков»/63:64/. Впрочем, эту закономерность не раз замечали и до Вебера. Обсудив эти факты и выяснив, что их нельзя объяснить какими-то побочными причинами, он заключает: «Причину различного поведения названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении»/63:65/. Иначе говоря, протестантизм стимулировал развитие капитализма. Эта идея оказала огромное влияние на социальную мысль XX столетия. Макс Вебер о «духе капитализма». Макс Вебер Родился в Пруссии в 1864 г. в семье преуспевающих бюргеров. Отец – депутат рейхстага, мать – добропорядочная кальвинистка. Кроме родителей на Вебера большое влияние оказал его дядя Карл, который на всю жизнь привил юноше уважение к предпринимательству, собственности и вообще капитализму. Исключительные способности определили его карьеру ученого. Магистерская, докторская – и вот Вебер профессор политэкономии в Гейдельберге. «Протестантская этика» — его относительно ранняя, но типичная для Вебера по постановке вопроса работа.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

3) При этом Вебер подчеркивает две характерных для психологии кальвинистов черты. Первая – «мирской аскетизм», под которым он понимает отвержение роскоши и личную непритязательность в быту. Вторая – выбор наиболее «доходной» профессии. 4) Суммируя обе черты Вебер делает вывод: “Если же ограничение потребления соединяется с высвобождением стремления к наживе, то объективным результатом этого будет накопление капитала посредством принуждения к аскетической бережливости . Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства неминуе­мо должны были служить его производительному использованию в ка­честве инвестируемого капитала”/63:198–199/. Как говорится, что и требовалось доказать: использование богатства не для прожигания жизни, а в качестве капитала, который инвестируется в бизнес – это есть самый настоящий капитализм. В результате получается, что капиталистическое колесо накопления капитала раскручивается уже не низким стремлением к наживе, а религиозной верой, пусть и своеобразно понятой. Согласно анализу Вебера, протестантизм в лице его реформатской ветви, сформировал новое учение о богатстве и собственности, согласно которому вести капиталистическую гонку и создавать состояния, не только не грешно, но является нравственной обязанностью христианина. В терминологии Вебера, протестантство создало особую «протестантскую этику», важной составляющей которой является «дух капитализма», т.е. рациональное вкладывание денег в качестве инвестиций в дело. Этот «дух капитализма» и превратил существовавшие на западе предпосылки капитализма в настоящий, современный капитализм. Критика теории Вебера. Концепция Вебера далека от убедительности. Действительно, между «неутомимой деятельностью в рамках своей профессии» и неуемной жаждой делать деньги, которая как раз в профессиональном смысле совершенно беспринципна, дистанция огромного размера. Вебер пытается ее преодолеть путем тонких умозаключений. Но где тонко, там и рвется. Интересно, что к теории Вебера сами кальвинисты относятся весьма скептически. Они, конечно, польщены тем, что Вебер придавал столь существенное значение кальвинизму в развитии капитализма. И к самому капитализму они относятся положительно. Но саму идею, что в догматику кальвинизма входит поощрение рационального и планомерного накопления капитала путем капиталистической раскрутки, они отрицают. Ибо не считают, что такая деятельность является признаком спасения. Иначе говоря, кальвинисты не принимают как раз главных звеньев в веберовских рассуждениях.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010