При обсуждении Собором арианства и других ересей Григорий в своём Слове дал следующее изложение догмата Троичности: Безначальное Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть… Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему вместе с Началом — Дух Святый; а естество в Трех единое — Бог. Единение же — Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом. После обсуждения Собор в своём первом правиле предал анафеме «ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и апполинариан» и подтвердил Никейский символ веры. Во время Собора скончался его председатель Мелетий, и Григорий занял его место. В это время на Соборе возник вопрос о замещении антиохийской кафедры, оставшейся вдовствующей после смерти Мелетия. Участники собора разделились, Григорий встал на сторону «западных» и произнёс речь в поддержку их кандидата Павлина. Но победила «восточная» партия, и антиохийским патриархом стал пресвитер Флавиан. Приехавшие немного позже на Собор сторонники «западной партии» Асхолий Фессалоникийский и Тимофей Александрийский, будучи обиженными за своего кандидата Павлина, вступили в борьбу с «восточным» епископатом и, в том числе, выдвинули обвинения против Григория, что он, будучи рукоположен епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий был обвинён в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр. Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру и покинул её, он вернулся в родной Назианз, где вновь возглавил епархию, не переставая просить митрополита Тианского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного». После назначения на Назианзскую кафедру епископом пресвитера Евлалия Григорий смог удалиться на покой и посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Антиох. 16 Об извержении епископа, не имеющего епархии, который самовольно захватил вдовствующую кафедру. Антиох. 17 Об отлучении епископа, принявшего рукоположение, но уклоняющегося от епископского служения. Антиох. 18 Епископ, по уважительной причине не могущий прибыть в свою область, да участвует и в чести и служении епископском, не вмешиваясь в дела церкви, где пребывает, а ожидает решение собора. Антиох. 20 О необходимости собора епископов каждой митрополии дважды в год в присутствии митрополита. Антиох. 22 О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа. Антиох. 23 О том, что епископ, даже при приближении своей кончины, не должен поставлять другого епископа вместо себя Антиох. 24 О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле. Антиох. 25 О том, что епископ должен управлять церковным имуществом. В случае нарушений подлежит ответственности пред собором. Сард. 1 Об усилении епитимии (до извержении и прекращении церковного общения) епископам, самовольно переходящим со своих кафедр в более богатые. Сард. 2 Если епископ оправдывает свой переход в другую епархию (см. предыдущее Правило) мнимым народным волеизъявлением, то лишается святого причастия даже на смертном одре. Сард. 3 О том, что ни один епископ не имеет права переходить в другую область для совершения какого-либо священнодействия без приглашения епископа данной области. О том, что споры между епископами должен решать их областной собор. Об порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа. Сард. 4 О том, что не должно поставлять нового епископа на место изверженного из сана на время аппеляции. Сард. 6 Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

Ап. 50 О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства. Ап. 51 Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига. Ап. 58 О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению. Ап. 63 О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается. Ап. 68 О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая. Ап. 69 О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной). Ап. 70 О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается. Ап. 75 О том, что обвинение на епископа принимать только от 2х или 3х свидетелей из верных. Ап. 77 О том, что имеющий телесный недостаток (хромота, отсутствие глаза), может быть епископом, если достоин. Ап. 80 О непозволительности поставлять в епископы новокрещённого или недавно оставившего порочный образ жизни. Анкир. 15 О необходимости вернуть проданное пресвитерами вдовствующей кафедры церковное имущество или деньги за него. Анкир. 18 Об отлучении епископов не принятых в те епархии, в которые наречены, но отошедших в другие и причинявших насилие предстоятелям их. IBc. 5 О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими. Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор. IBc. 6 О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.). О необходимости согласия митрополита для избрания епископа. IBc. 12 Об отлучении от причащения (до 13 лет) вернувшихся на воинскую службу (требовало отречения). Неокес. 13 О том, что сельские пресвитеры в городской церкви не должны священнодействовать в присутствии епископа, или пресвитеров града.

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

Разделы портала «Азбука веры» Популярное Сейчас в разделе 16  чел. Всего просмотров 553 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию IBc. 6 О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.). О необходимости согласия митрополита для избрания епископа. IVBc. 17 О границах епархий, 30летнем сроке т.н. «присвоения по давности по церковным делам, а также о возможности в судебных вопросах апеллировать к Константинополю. Антиох. 11 Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана. Антиох. 13 О запрете епископу самовольно переходить в другую епархию или вмешиваться в её управление. Антиох. 14 О том, что, если во время суда над епископом, епископы той области имеют между собою разногласие, то митрополит может призвать других епископов из сопредельной области, для разрешения вопроса. Антиох. 16 Об извержении епископа, не имеющего епархии, который самовольно захватил вдовствующую кафедру. Антиох. 20 О необходимости собора епископов каждой митрополии дважды в год в присутствии митрополита. Антиох. 22 О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа. Антиох. 23 О том, что епископ, даже при приближении своей кончины, не должен поставлять другого епископа вместо себя Сард. 3 О том, что ни один епископ не имеет права переходить в другую область для совершения какого-либо священнодействия без приглашения епископа данной области. О том, что споры между епископами должен решать их областной собор. Об порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа. Сард. 6 Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места. Трул. 35 О неприкосновенности, после смерти епископа, имущества епископской кафедры со стороны правящего митрополита. Трул. 36 О подтверждении сложившегося ранее диптиха первенствующих епископов Церкви (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский).

http://azbyka.ru/pravo/subject/mitropoli...

XIV в. весьма способствовала росту свободомыслия и появлению различных идейных течений. Не исключено, что атмосфера бурных догматических споров вокруг исихазма и паламизма повлияла на развитие событий в Фессалонике. Принято считать, что не только З., но и архиереи, занимавшие в эти годы Фессалоникийскую кафедру, были антипаламитами. Вскоре после начала восстания З. митрополитом Фессалоники стал бывш. игум. Великой Лавры Макарий (1342-1343/44), на к-рого как на противника Иоанна Кантакузина и свт. Григория Паламы возлагал надежды Григорий Акиндин (Letters of Gregory Akindynos/Ed., transl. A. Constantinides-Hero. Wash., 1983. P. 88, 98, 236). Макария сменил Иакинф (1343/44-1346), верный сторонник Иоанна Калеки, поддерживавший З. ( Laurent V. La liste épiscopale du synodicon de Thessalonique//EO. 1933. T. 32. P. 308-309). Как показал Шевченко ( Ševenko. 1957), реконструкция «политической программы» З., предложенная О. Тафрали гл. обр. на основе отрывков трактата Николая Кавасилы «О беззаконных дерзостях архонтов», не выдерживает критики. В числе осуждаемых им мероприятий Кавасила называет частичное изъятие собственности крупных мон-рей - как денежных и натуральных доходов, так и земельных владений (§ 4, 6, 12, 21, 24); практику денежных взносов при назначении на должности, в т. ч. церковные (§ 5, 7, 34-37); конфискацию собственности почивших архиереев и использование «кормлений» вдовствующих кафедр на нужды митрополии (§ 5, 8, 38-41); введение митрополичьих сборов с верующих и мон-рей (§ 42-50). Обличаемые Кавасилой архонты указывают на свое право использовать часть монастырских богатств на благо общества, прежде всего для обороны и помощи бедным. Тем же аргументом они оправдывают денежные взносы и перераспределение церковных доходов. Критикуемые Кавасилой явления не выходят за рамки обычной практики визант. светских и церковных властей. В то же время о применении именно таких мер З. ничего не известно, и, напротив, те акции З., о к-рых сообщают др. источники, вообще не упоминаются в обличении Кавасилы.

http://pravenc.ru/text/199789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВТОКЕФАЛИЯ церковная [греч. ατοκφαλον - букв. самоглавие]. Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греч. канонической и церковно-исторической лит-ре до сих пор различают статус древних Патриархатов, равночестным с к-рыми признается Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей - с др., к-рые хотя и считаются вполне самостоятельными, но тем не менее не поставляются в один ряд с древними Вост. Патриархатами. Однако такое различение поместных Церквей по статусу лишено канонических оснований и в РПЦ не принято. Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Автокефальной считается поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями. Вселенский III Собор , утверждая древнюю А. Кипрской Церкви , предоставил «начальствующим» в ней свободу, «без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов» (прав. 8). Халкидонский Собор , лишая независимости диоцезы Понта , Ираклии и Асии, отдал право поставления митрополитов в этих областях К-польскому Престолу (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру , из этого следует, что для автокефального бытия поместные Церкви должны иметь не менее 4 епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на к-рой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви , но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения А. является стремление к А. церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании А. принимается высшей властью кириархальной Церкви.

http://pravenc.ru/text/63032.html

Из 30 рукоположений в епископы, предпринятых в Святейшем Синоде при участии митрополита Антония Вадковского в 1898–1910 гг., 29 приходились на долю ученых монахов, принявших монашество в юношеском возрасте. Таким способом удалось восстановить монополию ученого монашества на епископский Материальное положение ученого монашества с самого момента его возникновения было также в высшей степени привилегированным. Как правило, ректорство в академии или семинарии было связано с настоятельством в одном из монастырей, часто весьма отдаленном. Последнее было чисто номинальным, но означало получение дополнительных доходов из этого монастыря. В 1767 г., когда ученым монахам, преподававшим в духовных учебных заведениях, были установлены штатные оклады, эта практика была санкционирована Святейшим Синодом. 18 декабря 1797 г. Павел I издал указ об организации кафедрального духовенства, согласно которому в трех лаврах и московском Донском монастыре учреждалось 18 штатных вакансий для ученых иеромонахов, окончивших «с успехом и пользою» одну из академий. Им полагалась ежегодная дотация из монастырских средств в размере 150 руб. Другие постановления, содержащиеся в этом указе, напоминают «Объявление» 1724 г.: «Синод наш не оставит предписать точную их должность, имея за правило, чтоб они упражнялись в переводах, сочинениях, в проповеди слова Божия, в преподавании наук по академиям и семинариям... да и вообще, чтоб они не в праздность обращались, но прямо на пользу церковную и государственную служили, отличалися добрым поведением, а тем и могли бы достигать помещения на степени После принятия Уставов 1809–1814 гг. доктора и магистры богословия начали получать надбавки к жалованью. И лишь в Уставах 1867–1869 гг. связь между ректорством и настоятельством была В XVIII и начале XIX в. вдовствующие священники, принявшие монашество, только в самых редких случаях удостаивались епископского Положение изменилось во 2-й половине XIX в., и в особенности с 70-х гг., когда количество постригов среди выпускников академий стало быстро уменьшаться. «Кандидатов на архиерейство совсем нет»,— жаловался архиепископ Никанор Бровкович, который, входя в 1887–1888 гг. в Святейший Синод, превосходно знал В этом затруднительном положении епархиальные архиереи бывали вынуждены побуждать овдовевших протоиереев, профессоров академий и преподавателей семинарий принимать монашество с последующим выдвижением их на замещение епископских кафедр. И тем не менее общее число поставленных таким способом епископов было на удивление мало: за 2-ю половину XIX и начало XX в. их было всего около 40. В общем они проявили себя с хорошей стороны, с особым вниманием относясь к нуждам приходского

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Аще ли сие неудобно, или по належащей нужде, или но дальности пути, по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласье посредством грамат, и тогда совершали рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». В таком же роде высказывается и 19-е правило антиохийского собора, причем добавляет: «Аще же вопреки сему определению поступлено будет, да не имеет никакой силы поставление. Но аще поставление совершится по определенному правилу, а некоторые по своей любопрительности воспрекословят, да превозмогает решение множайших». По выслушании заявленья митрополита кизикского, против него выступили с возражениями митрополиты ефесский, иконийский и авидский и сказали, что он несправедливо докладывает, будто не был приглашен для участия в замещении упомянутых кафедр. В частности, митрополит иконийский сказал, что во время брака двоюродной сестры референдария он встретил в числе приглашенных и митрополита кизикского и уведомил его об имеющем на следующий день состояться избрании на кафедры клавдиопольскую и маронийскую; а на выборы архиереев для остальных церквей было постановлено пригласить его и письменно. В доказательство справедливости своего возражения митрополит представил протокол патриаршего нотария Стефана Нарсита, составленный 23 августа недавно исполнившегося четвертого индикта. Он был прочитан и гласит следующее. По приказанию святейшего патриарха и с ведома честнейшего хартофилакса великой церкви Евстафия Хандрина, он, Стефан Нарсит, чиновиик канцелярии хартофилакса ( πισκχπειν) Констаптин Хиромах и еще Оеодор Фиалит и Михаил Хамули отправились 23 августа пригласить митрополита Кизика Иоанна явиться на следующий день в божественный и священный синод и присутствовать на имеющих состояться выборах для вдовствующих церквей или высказать свое мнение; посланные должны были также заявить Иоанну, что если он не явится, то выборы будут произведены и в отсутствие его, потому что о таких избраниях ему уже сообщалось иным способом – чрез епископиана Константина Хиромаха и он не захотел исполнить повеления. Посланные пришли в дом Иоанна, находившийся близ Студийского монастыря, и нашли митрополита лежащим, под предлогом болезни, на постели. Они передали ему патриарший приказ и добавили, что выборы будут завтра произведены и без его участия, если он не явится в синод или письменно не изложить свое мнение. На это митрополит ответил: как и в других случаях выборы архиереев производились его собратьями без его участия и голоса, так пусть будет сделано и на предстоящем собрании, потому что он, вследствие сильной болезни, не может явиться в синод и присутствовать на выборах. Посланные много раз предлагали ему хотя бы изложить свое мнение, но он не пожелал и это сделать. По поводу происшедшая и был составлен изложенный акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

324 А знаменитый канонист Феодор Вальсамон, говоря о праве хартофилакса Святейшей Великой Церкви первосидеть среди не только иереев, но и архиереев – в силу новеллы императора Алексея, разъясняет, что этим правом он пользуется только в собраниях или заседаниях вне синода или собора ( ν τας ξω της συνδου συνξεσιν). 325 В специальном трактате о хартофилаксе Вальсамон добавляет, что хартофилакс сидит выше митрополитов во время замещения вдовствующих Святейших Церквей (епархиальных кафедр) и в общих собраниях, происходящих вне патриаршей кафедры или вне патриархии. 326 Таким образом, ясно, что на соборе митрополитов, созываемом для избрания патриарха, притом – иногда в пределах патриархии, хартофилакс не имел ни юридического, ни фактического полномочия сидеть выше митрополитов – членов собора. Ведь он не был и членом этого собора, так как не подавал наряду с архиереями своего голоса ( ο μην συμψηφζεται) о кандидатах патриаршества, а только присутствовал здесь ( συμπρεισι) в качестве секретаря собора. 327 Фактическим же председателем собора был первый по чину синтагматиона архиерей Византийской церкви, присутствовавший в данное время в Константинополе. Когда члены собора занимали по чину свои места, они, по предложению «первого» архиерея, приступали к наименованию кандидатов патриаршества. По издавна существовавшей в Византии практике, собору надлежало наметить трех кандидатов. В нашу эпоху эта практика оставалась во всей силе и вполне оправдывается формально-правовыми источниками вопроса. И Константин Багрянородный, 328 и Кодин, 329 и Симеон Солунский 330 – все категорически говорят о трех лицах, которых предстояло избрать собору в качестве кандидатов патриаршества. Это был, по выражению Симеона Солунского , обычай – θος, совершавшийся во славу и образ Троицы ( εις δξαν της Τριδος και τπον). 331 Примечательно и то, что наши источники говорят вообще о лицах ( πρσωπα) как кандидатах патриаршества, не указывая ни чина их, ни звания. Значит, члены собора не были ограничены в своих действиях какими-либо внешними или формальными прерогативами кандидатов первостоятельства в Церкви, а избирали их вполне свободно, руководствуясь соображениями принципиального свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

В 1723 г. К-польский патриарх Иеремия прислал утвердительную грамоту, в к-рой извещал о признании Святейшего Синода своим «во Христе братом», имеющим власть «творити и совершати елико четыре Апостольские Святейшие Патриаршие Престолы» (Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. М., 1899. С. 3). Аналогичные грамоты были получены и от др. вост. патриархов. Т. о., Святейший Правительствующий Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти патриархам и потому носящего титул Святейшего. В отличие от синода при вост. патриархах Святейший Правительствующий Синод не восполнял патриаршую власть, а заменял ее, являясь как бы коллегиальным патриархом. Равным образом он заменял и Поместный Собор как высший орган церковной власти. Первенствующий член Синода (в первые годы - президент), ничем не отличаясь по правам от др. его членов, лишь символически представлял первого епископа. Не был Синод, состоявший из неск. архиереев и пресвитеров, и полноценной заменой Поместного Собора. Святейший Правительствующий Синод, как и Сенат, действовал от имени государя, получал от него к исполнению указы и повеления по церковным делам. Все постановления Святейшего Синода вплоть до 1917 г. выходили со штемпелем: «По указу Его Императорского Величества». В гос. бумагах церковная власть стала именоваться «Ведомство православного исповедания» наряду с др. ведомствами: военным, финансовым, судебным, внутренних дел. Синод представлял собой высшую адм. и судебную инстанцию Русской Церкви. С согласия императора ему принадлежало право открытия новых кафедр, избрания архиереев и поставления их на вдовствующие кафедры. Он осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизировать святых. Он издавал Свящ. Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Он имел право ходатайствовать перед высочайшей властью о нуждах Русской Церкви. Как высшая церковная судебная власть Синод являлся судом 1-й инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; представлял и апелляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел, а также по делам о снятии сана с духовных лиц и об анафематствовании мирян. Наконец, Синод служил органом канонического общения Русской Церкви с автокефальными правосл. Церквами, со Вселенским Православием. В домовой церкви первенствующего члена Синода за богослужением возносились имена вост. патриархов.

http://pravenc.ru/text/161103.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010