Новости Епископ Диомид предал анафеме Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла 17.07.2008 15:18 Москва, 17 июля. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, которого Архиерейский собор постановил извергнуть из сана, выступил с открытым заявлением, где предал анафеме Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, передает «Интерфакс-религия» . В этом документе, распространенном в четверг, епископ Диомид заявил также, что анафематствует главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя Отдела, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета, «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих». «На время разрешения догматических и канонических вопросов» епископ Диомид намерен перевести на самоуправление Чукотскую епархию, «то есть с введением дел вне подчинения еретическому священноначалию». Наряду с этим он постановил считать вдовствующими Московскую, Смоленскую, Минскую и ряд других церковных кафедр, глав которых предал анафеме в своем заявлении. В заключение бывший Чукотский епископ «оставил» за собой право «осуществлять полномочное архиерейское окормление православной паствы на вдовствующих кафедрах», то есть фактически объявил себя главой Московского патриаршего престола. Между тем в Русской православной церкви это заявление бывшего Чукотского епископа назвали «нонсенсом» и призвали молиться о его вразумлении. «Когда Господь оставляет и наказывает человека, он лишает его разума. Именно это и происходит в данном случае», - так прокомментировал заявление епископа Диомида замглавы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. При этом он выразил сожаление, что епископ Диомид, «начинавший свой путь в Церкви как человек искренний и верующий, променял церковное единство, радость жизни в Церкви, христианского свидетельства, открытость к людям разных вер и убеждений на общение с узким кругом своих последователей, которые внушают ему, что он истинный духовный лидер России».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Синодальная реформа в церковной литературе получила всестороннюю и справедливую критическую оценку, но в суждениях о ней не стоит все-таки впадать в однобокий критицизм. От него смог удержаться в своей продуманной, взвешенной оценке митрополит Московский Филарет: «Духовную коллегию, которую у протестанта перенял Петр, Провидение Божие и Церковный Дух обратили в Святейший Синод.» Реформа эта смутила церковную совесть иерархии, клира, народа. Тем не менее она была принята и законопослушным духовенством, и верующим народом, а значит, несмотря на ее каноническую ущербность, в ней не было усмотрено ничего такого, что извращало бы строй церковной жизни настолько, чтобы Русская Церковь выпала из кафолического единства Вселенского Православия. Принятая иерархией и народом, признанная Восточными Патриархами, новая синодальная власть стала законным церковным правительством. И несмотря на то, что воля императора часто действительно навязываема была послушному Синоду, эта воля, во-первых, никогда не посягала на чистоту православного вероучения, чего бы Церковь в лице своего Синода не потерпела, а во-вторых, церковный авторитет синодальным актам все-таки придавала подпись членов Синода - иерархов; штемпель же «По указу Его Императорского величества,» подобно подписям византийских императоров под определениями Вселенских Соборов, лишь придавал синодальным указам статус государственных законов. Синод представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской Церкви. С согласия Высочайшей власти ему принадлежало право открытия новых кафедр, избрания иерархов и поставления их на вдовствующие кафедры. Он осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизовать святых угодников. Синод издавал Священное Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Он имел право ходатайствовать перед Высочайшей властью о нуждах Русской Православной Церкви. Как высшая церковная судебная власть, Синод являлся судом первой инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; он также представлял собой и апелляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел, а также по делам о снятии сана с духовных лиц и об анафематствовании мирян. Наконец, Синод служил органом канонического общения Русской Церкви с автокефальными Православными Церквами, со Вселенским Православием. В домовой церкви Первенствующего члена Синода за богослужением возносились имена Восточных Патриархов.

http://sedmitza.ru/lib/text/432413/

Константинопольская делегация оказывает давление на правительство Греции HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Константинопольская делегация оказывает давление на правительство Греции Делегация Константинопольского Патриархата прибыла 3 мая в Афины, чтобы убедить греческое правительство не ратифицировать решений, принятых Элладской Церковью. Согласно опросу, проведенному в Греции на прошлой неделе, большинство верующих поддерживает Архиепископа Христодула. Афины, 4 мая 2004 г. Делегация Константинопольского Патриархата прибыла 3 мая в Афины, чтобы убедить греческое правительство не ратифицировать решений, принятых Элладской Церковью. 26 апреля Элладский Священный Синод выбрал трех архиереев для вдовствующих уже более полугода кафедр. По Уставу, это решение может вступить в силу только после его ратификации государством. В состав Константинопольской делегации входят четыре митрополита: Пергамский Иоанн, Эфесский Хризостом, Филадельфийский Мелитон, Галльский Эммануил, сообщает Македонское агентство новостей. Они пытаются оказать давление на греческое правительство, чтобы дезавуировать решения, против которых выступает Патриарх Варфоломей. 3 мая делегация, прибывшая из Стамбула, встречалась с президентом Республики Костисом Стефанопулосом и министром иностранных дел Греции Петросом Моливиатисом. Затем архиереи общались с лидерами политических партий. 4 мая делегация встретилась с премьер-министром Костасом Караманалисом и министром образования Мариэттой Гианнаку. После этого митрополит Эфесский Хризостом заявил, что встречи прошли успешно и он доволен их результатами. В то же время Константинопольские архиереи не раскрывали деталей состоявшихся переговоров. Принято решение, что министр образования в ближайшее время посетит Стамбул, чтобы найти выход из сложившегося кризиса. Элладская Церковь поддержала это решение. Согласно опросу, проведенному в Греции на прошлой неделе, большинство верующих поддерживает Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. При этом более 50% опрошенных греков впервые заявили, что Церковь должна быть отделена от государства. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

5. Место наречения и хиротонии архимандрита Сергия (Зятькова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 6. Образовать в пределах Смоленской области Смоленскую митрополию, включающую в себя Смоленскую и Вяземскую епархии. 7. Главой Смоленской митрополии назначить Преосвященного Смоленского и Рославльского Исидора.   ЖУРНАЛ 9 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вдовствующей кафедры Петрозаводской епархии в связи с кончиной митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии. 2. Выразить благодарность Преосвященному Константину за архипастырское управление Курганской епархией.   ЖУРНАЛ 10 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении кафедр Курганской и Биробиджанской епархий. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Курганским и Белозерским, главой Курганской митрополии назначить архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, поблагодарив его за труды по управлению Биробиджанской епархией. 2. Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским назначить епископа Бикинского Ефрема, викария Хабаровской епархии.   ЖУРНАЛ 11 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Чистопольской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Чистопольским и Нижнекамским избрать иеромонаха Пармена (Щипелева), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Пармена (Щипилева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ в связи с повторным прошением, поданным Преосвященным митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем, о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением возраста превышающего 75 лет. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

http://patriarchia.ru/db/text/4067545.ht...

Антоний послал из своей обители святому Георгию богатые дары за его труды и впредь положил до своей смерти посылать их блаженному каждый год, и всячески содействовал его трудам, понимая великую их пользу. Кроме того, Антоний писал много похвальных речей и отзывов о трудах святого Георгия. Через некоторое время все храмы и монастыри Грузии украсились и обогатились книгами, переведенными преподобным, в каждой обители и в каждом храме старались иметь списки книг блаженного Георгия и даже считали это своей обязанностью. Прежде же в таких переводах чувствовалась во всей Грузии самая крайняя нужда. Царь Баграт со своим наследником Георгием, вдовствующая царица Мария и Католикос со всеми епископами единодушно положили вызвать блаженного из Антиохийской области в Грузию, желая лицезреть украшение и утверждение их Церкви, принять от святого благословение и получить назидание. Царица Мария, духовная дочь преподобного Георгия, убеждала его в письме от лица своего сына. царя Баграта: " Святой отец! На Дивной горе обители наши малы, и страна эта нам чуждая. Наше же царство обширно и славно среди других государств, и епископских кафедр, храмов и монастырей в нем много. Господь Бог да умилит святость Вашу прибыть к нам, чтобы благословить нас и просветить наши души. Святой отец, пусть не только трудами Ваших рук будут украшены наши храмы, хотим и сами просветиться и вверить Вам нашего наследника и все наше семейство, чтобы его руководила и наставляла святыня Ваша " . Получив это письмо, блаженный Георгий смутился духом. Он не хотел соглашаться, всячески избегая славы человеческой и житейских забот. Кроме того, святой боялся, что на него возложат епископский сап и тем лишат сладостного монашеского уединения. Поэтому блаженный старец написал царю, что не желает оставить своего уединения и не знает, есть ли па то воля Божия. Тогда благочестивый царь Баграт собственноручно удостоверил святого, что не будет ничего сделано вопреки его воле. Георгий по долгом размышлении решил бросить жребий, как он и всегда поступал перед началом какого-либо предприятия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Переходя к описанию Третьего Вселенского Собора, следует обратить внимание не только на то, что он стал предвестником последующих многочисленных церковных расколов и неурядиц, связанных с попытками объяснить природу Спасителя. Этот Собор стал поистине беспрецедентным среди всех Вселенских собраний по степени творящегося на нём произвола, больно обернувшимся для православной партии «Разбойным собором» 449 г., а также по безнадёжной попытке императора уклониться от участия в богословском споре и отдать решение данного вопроса исключительно на усмотрение епископов. Что из этого получилось, мы скоро увидим. В общественно-политическом контексте Эфесский Собор 431 г. станет также настоящем полем битвы между различными патриархами за обладание высшими церковно-административными полномочиями. Когда Константинопольская кафедра оказалась вдовствующей, по инициативе императора св. Феодосия на вакантное место был определён антиохийский монах, родом сириец, Несторий (428–431). Выбор нового патриарха, как стали уже к тому времени называть архиепископа Константинополя, не случайно пал на выходца из Антиохии, известной своей блестящей богословской школой и замечательными проповедниками. Столичный клир ещё не снискал славы, и его представители едва ли могли рассчитывать на безусловный авторитет среди первых церковных кафедр Империи. Римский престол занимал довольно самостоятельную позицию по отношению к императорам, и его клирики вряд ли могли быть заявлены в качестве кандидатов на Константинопольский престол. Александрия являлась главным городом Египта как в церковном, так и в административном отношении, к тому же история с Феофилом также не могла не запомниться царям Восточной империи. Иерусалим хотя и назывался «матерью Церкви», но, очевидно, имел второстепенное значение на фоне Рима, Александрии и Антиохии. Поэтому выбор царя пал на сирийскую кафедру, откуда был родом знаменитый св. Иоанн Златоуст . Тем самым, пусть косвенно и «задним числом», но св. Феодосий подтверждал невиновность и признание его личности со стороны императорского двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1826 году было уничтожено и самое министерство церковных дел, равно как и другие министерства, так как под влиянием победоносного движения полчищ Ибрагима-паши в Элладе распространилось всеобщее отчаяние, и все ожидали неминуемой гибели отечества. При таких мрачных обстоятельствах, в январе 1827 года началось третье народное собрание греков, сперва в Эрмионе, а потом в Трезене. На этом собрании пять греческих архипастырей, ревнителей отечественной свободы, веры и благочестия, сделали представление о печальном положении отечества в религиозно-нравственном отношении, указали причины этого явления и средства к их устранению. Едва только блеснула искра свободы, писали эти архиереи, как мы уже нарушили мир отечества. Мы презрели чистую и святую веру нашу, попрали священные обязанности, изгнали из душ наших страх Божий, священные законы осквернили постыдными делами. Вследствие этого мы, по определению правосудия Божия, впали в сеть многочисленных несчастий: род нечистый и неверный пленил народ священный, смерть пожинает нас, как колосья, голод угнетает нас до последней степени, междоусобные войны умножили зло и довели нас до крайнего истощения, грабежи и всякого рода насилия сделались беспримерны, а грубое презрение святой нашей веры производит отчаяние в нашем спасении. Вызывалась настоятельная необходимость улучшить христианские нравы и искоренить злоупотребления в церкви. А для этого должно, по мнению архиереев, созвать собор канонических архипастырей Греции и предложить ему составить проект церковного управления и указать меры к водворению в стране истинных начал веры и нравственности. Народное собрание одобрило представление архиереев, и результатом этого было составление первого проекта временного управления элладской церковью, исполненное епархиальными архиереями, без всякого влияния гражданских властей. По смыслу этого проекта, для управления церковными делами Греции должен был учреждён синод из трёх или пяти архиереев, под именем церковной эпитропии; он должен временно представлять высшее церковное правительство, действовать на основании апостольских и соборных правил церкви, в мире с правительством и народом, который обязан безусловно подчиняться ему; члены синода не должны вмешиваться в мирские дела, а обязаны заботиться о замещении вдовствующих кафедр, поучении народа при помощи иерокириксов и школ, о благоустройстве монастырей, о водворении среди клириков мира и порядка; синод судит клириков, рассматривает дела брачные и о наследстве, наблюдает за чистотой веры и правил и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

За всем этим стоит каноническая и географическая несообразность.    Поскольку для обоснования новоизмышленных претензий ссылка на 28-е правило Халкидонского Собора представляет собой очевидную натяжку, в последние десятилетия в Константинополе главные аргументы в пользу этих притязаний находят в содержании 9 и 17 правил того же Халкидонского Собора, где говорится о правах клириков подавать апелляции на суд митрополита: «…экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя» (прав. 9). На 9 правило ссылаются как на подтверждение исключительных прав Константинопольского Патриархата в Церкви Вселенской, из чего уже выводятся и частные преимущества и права последней, в том числе и юрисдикция над диаспорой. Такова суть аргументации митрополита Сардийского Максима, автора сочинения, в котором отстаивается вселенская власть Константинопольских Патриархов.    Между тем внимательный анализ исторического контекста, а также содержание этих правил позволяют сделать один-единственный вывод: речь идет о клириках Константинопольского Патриархата, который только на Халкидонском Соборе получил право юрисдикции над «великими экзархатами», упоминаемыми в 28-м правиле: Понтийским, Асийским и Фракийским. Сам митрополит Максим не находит возможности распространять действие данного правила и на Западный Патриархат. Это было бы слишком абсурдно ввиду действительного соотношения рангов чести первых пяти епископов эпохи Халкидонского Собора. Что же в 9-м и 17-м правилах дает основания для проведения такой границы: к клирикам Римской Церкви оно не относится, а касается только Церквей Антиохии, Александрии, Иерусалима и Кипра? Для столь своеобразно профилированного проведения границы указанные правила никаких оснований не содержат.    Сущность автокефалии в том, что автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава поставляются своими архиереями. II Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их… самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов». Халкидонский Собор, лишая независимости диоцезы Понта, Ираклии и Асии, предоставляет Константинопольскому престолу поставление митрополитов в этих областях (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого неизбежно следует, что для автокефального бытия Церкви должны иметь не менее четырех епископских кафедр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Особую роль сыграли труды Н. по возрождению епископата Русской Церкви. К нач. 60-х гг. средний возраст архипастырей РПЦ приблизился к 70 годам. Советские власти препятствовали новым архиерейским хиротониям для замещения вдовствующих епархиальных кафедр, надеясь на ликвидацию этих епархий и в перспективе - на вымирание «естественным путем» епископата, что означало бы гибель Церкви. Н. удалось решительно переломить эту тенденцию. Он сумел доказать гос. властям, что для поддержания международного престижа РПЦ необходима плеяда молодых грамотных епископов. Митр. Ювеналий (Поярков) особо отмечал неустанную заботу Н. о подготовке новых церковных кадров: «Государство в то время стремилось активно использовать Церковь в своей внешней политике. Митрополит Никодим, исходя из своих глубоких патриотических побуждений, активно поддерживал это стремление. И в то же время он убедительно ставил вопрос перед властями, что для участия в миротворческом служении нужны молодые, образованные священнослужители. В тех условиях это было единственной «кузницей» таких кадров в Русской Православной Церкви. В результате было создано своего рода «мощное ядро» в нашей Церкви, состоящее из епископов, клириков и мирян, богословски образованных и мыслящих, способных к творческому диалогу - как внутриправославному и общехристианскому, так и с современным миром. Советское государство желало от Церкви только политической пользы, но благодаря напряженным усилиям и творческой мысли митрополита Никодима постепенно возрастала внутренняя сила Церкви. Можно сказать, что за сравнительно короткий срок он вывел Русскую Православную Церковь из внутренней и внешней изоляции. Это лично ему, и только ему принадлежат заслуги в «омоложении» епископата Русской Православной Церкви» (Там же. С. 7-8). Н. добивался от властей епископских хиротоний молодых образованных клириков, к-рые вначале обычно несли послушание в зарубежных странах, но в дальнейшем возвращались для архиерейского служения на родину и занимали епархиальные кафедры. Ко времени кончины Н. средний возраст архиереев Московского Патриархата составлял уже ок. 50 лет. Т. о., благодаря кадровой политике Н. епископат РПЦ ко времени изменения в кон. 80-х гг. ХХ в. политической ситуации в СССР смог начать эффективную работу по возрождению полноценной церковной жизни. Как писал митр. Ювеналий (Поярков) в предисловии к книге воспоминаний о Н.: «И хотя к началу «перестройки» в нашей Церкви не нашлось тех необходимых сотен священнослужителей, которые могли бы при новых открывающихся возможностях сразу взять на себя повсеместное восстановление тех видов служения, которые в течение тысячелетия были присущи нашей Церкви, но «никодимовское ядро» оказалось профессионально подготовленным возглавить, творчески вдохновить восстановление, подъем из руин и пепла своей Церкви» (Там же. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2565592.html

Что касается территориальной близости, то, как следует из 24-го (17-го) правила Карфагенского Собора, Нумидийский примас потерял юрисдикцию над Церковью Мавритании Ситифенской «по ея отдаленности». В «Пидалионе» в толковании на это правило говорится о его вселенском значении. При территориальном размежевании диаспоры определённое значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. 27.3. Автокефалия В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных поместных Церквей. Значение термина «автокефалия» (по-гречески – αυτοκεφαλια в буквальном смысле – самоглавие) в истории Церкви менялось. «Автокефальными» в византийскую эпоху назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчинённые патриаршей юрисдикции. В греческой канонической и церковно-исторической литературе до сих пор различают статус четырёх древних Патриархатов, равночестным с которыми признаётся Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей с другой; которые, хотя и признаются вполне самостоятельными, но, тем не менее, не поставляются в один ряд с древними Восточными Патриархатами. Однако, такое различение Поместных Церквей по статусу лишено разумных канонических оснований и в Русской Православной Церкви не принято. Автокефальной следует считать Помесную Церковь , вполне самостоятельную, не зависящую ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь в известном отношении частями Вселенской Церкви, взамозависимы, и потому сопоставление церковной автокефалии с государственным суверенитетом, которое проводится отдельными авторами, может иметь лишь ограниченное значение. Все автокефальные Церкви равноправны, хотя и занимают различные места в диптихе, при этом, однако, речь идёт только о преимуществе чести одной из Церквей перед другой, но не о различии в правах. Сущность автокефалии в том, что автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Её первый епископ, её глава поставляется своими архиереями. III Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их… самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов». Халкидонский Собор, лишая независимости диоцезы Понта, Ираклии и Асии, предоставляет Константинопольскому престолу поставление митрополитов в этих областях (правило 28-е). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трёх епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого неизбежно следует, что для автокефального бытия Церкви должны иметь не менее четырёх епископских кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010