Будет ли возвращена икона Троица Андрея Рублева Лавре? В студии диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха. 18.07.2014 10:41:01 Кульков Сергей Андреевич -Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Сегодня с вами я, диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха. Сегодня мы, как обычно, посвятим час прямого эфира общению и обсуждению насущных вопросов, которые стоят на повестке дня церкви. И я буду рад ответить на ваши вопросы, на телефонные звонки. Вы можете позвонить по телефону прямого эфира. Одно из ключевых событий - заседание Священного Синода, которое прошло в Санкт-Петербурге 30 мая, в старинном здании Святейшего правительственного Синода. Это здание было восстановлено,  сейчас там размещаются: в одном крыле -  структуры Конституционного суда, в другом – книжная и электронная библиотеки имени Ельцина. Свое историческое место  также заняли помещения Синода, в которых Синод проходил до революции. Там  же находится домовый храм, в котором до революционных событий и  закрытия этого здания были избираемы на архиерейские кафедры все епископы нашей церкви нового времени. И там же находятся  покои Предстоятеля, который там пребывает  во время работы Синода. На заседании этого органа церковной власти было принято множество важных решений. С некоторыми из них я вас познакомлю. Заметными событиями в жизни Церкви стало создание новых кафедр, новых епархий, в том числе  - Норильской.  Был утвержден ряд назначений на кафедры. Одним из самых значительных стало назначение митрополита Челябинского  и Златоустовского Феофана Симбирским и Новоспасским. Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан был назначен в связи с кончиной архипастыря  Симбирского Прокла. Владыка Прокл отошел ко Господу некоторое время назад. Симбирская кафедра оставалась вдовствующей. И на нынешнем заседании Синода было принято решение о назначении митрополита Феофана, опытнейшего церковного администратора, глубокого молитвенника и опытного архиерея. А на место митрополита Феофана назначен молодой владыка, бывший епископ Енисейский и Норильский Никодим, который служил на Чукотке, затем в Енисейске и Норильске. Теперь он назначен главой Челябинской митрополии и Преосвященным Челябинским и Златоустовским.

http://radonezh.ru/text/budet-li-vozvras...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВТОКЕФАЛИЯ церковная [греч. ατοκφαλον - букв. самоглавие]. Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греч. канонической и церковно-исторической лит-ре до сих пор различают статус древних Патриархатов, равночестным с к-рыми признается Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей - с др., к-рые хотя и считаются вполне самостоятельными, но тем не менее не поставляются в один ряд с древними Вост. Патриархатами. Однако такое различение поместных Церквей по статусу лишено канонических оснований и в РПЦ не принято. Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Автокефальной считается поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями. Вселенский III Собор , утверждая древнюю А. Кипрской Церкви , предоставил «начальствующим» в ней свободу, «без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов» (прав. 8). Халкидонский Собор , лишая независимости диоцезы Понта , Ираклии и Асии, отдал право поставления митрополитов в этих областях К-польскому Престолу (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру , из этого следует, что для автокефального бытия поместные Церкви должны иметь не менее 4 епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на к-рой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви , но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения А. является стремление к А. церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании А. принимается высшей властью кириархальной Церкви.

http://pravenc.ru/text/Автокефалия.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Учреждение автокефалии: канонический аспект Доклад доктора богословия, почетного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, прочитанный на Всероссийской Покровской конференции Московской духовной академии в 2023 году, опубликован порталом «Богослов.ru» . Автокефальная церковь, как известно, не зависит ни от какой иной Поместной Церкви, притом что все Поместные Церкви, входя в состав единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, взаимозависимы. Автокефальные Церкви равноправны, хотя и занимают разные места в диптихе, подразумевающем преимущество чести одной из них перед другой, но не различия в правах. Церкви не одинаковы по своим количественным параметрам – по численности духовенства и мирян, по своему влиянию, по исторической роли. Сущность автокефалии состоит в том, что обладающая этим статусом Поместная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ поставляется своими архиереями, и она сама в состоянии поддерживать апостольское преемство иерархического служения в ней. III Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов» (8-е правило). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех архиереев, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого следует, что для автокефального бытия церковь должна иметь не менее четырех епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефалии, могут быть полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое и языковое отличие региона от основной территории церкви кириархальной, но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей области, причем значительного большинства на всех этих уровнях.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные Популярное Сейчас в разделе 55  чел. Всего просмотров 559 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Церковное управление Ап. 12 Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты. Ап. 32 О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам. Ап. 37 О том, что собрания епископов каждой епархии должны проходить дважды в год: в четвертую неделю пятидесятницы и 12 октября. Анкир. 18 Об отлучении епископов не принятых в те епархии, в которые наречены, но отошедших в другие и причинявших насилие предстоятелям их. IBc. 5 О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими. Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор. IBc. 6 О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.). О необходимости согласия митрополита для избрания епископа. IVBc. 8 Об обязательном подчинении территориальному епископу «богаделен, монастырей и храмов мученических». IVBc. 17 О границах епархий, 30летнем сроке т.н. «присвоения по давности по церковным делам, а также о возможности в судебных вопросах апеллировать к Константинополю. Антиох. 6 О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор. Антиох. 7 О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение. Антиох. 8 О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы. Антиох. 13 О запрете епископу самовольно переходить в другую епархию или вмешиваться в её управление. Антиох. 16 Об извержении епископа, не имеющего епархии, который самовольно захватил вдовствующую кафедру. Антиох. 17 Об отлучении епископа, принявшего рукоположение, но уклоняющегося от епископского служения. Антиох. 18 Епископ, по уважительной причине не могущий прибыть в свою область, да участвует и в чести и служении епископском, не вмешиваясь в дела церкви, где пребывает, а ожидает решение собора.

http://azbyka.ru/pravo/object/cerkovnoe-...

Священный Синод Константинопольской Православной Церкви в официальном заявлении опроверг сообщения о вмешательстве Патриарха Варфоломея в дела Элладской Православной Церкви. 27 июня. ПРАВМИР. 25 июня Священный Синод Элладской Церкви провел выборы по замещению четырех вдовствующих митрополичьих кафедр. В результате митрополитом Фокидским был избран Феоктист, епископ Андрусский, митрополитом Иоаннинским — архимандрит Максим (Папаяннис), митрополитом Элассонским — архимандрит Харитон (Тумбас), митрополитом Фессалотидским и Фанариоферсальским — архимандрит Тимофей (Анфис), — сообщает Путеводитель по Афону . Вопрос о замещении кафедры Иоаннинской митрополии вызвал бурное обсуждение в греческой прессе, которая сообщала о давлении на Афинского архиепископа со стороны Фанара, предложившего на этот пост свою кандидатуру — архимандрита Амфилохия (Стергиу). Однако Священный Синод Константинопольской Православной Церкви в официальном заявлении опроверг сообщения о вмешательстве Патриарха Варфоломея в дела Элладской Православной Церкви. В результате кандидатура Константинопольского Патриархата не прошла: во время выборов подавляющее большинство голосов — 46 — получил протосинкелл Синода Элладской Церкви — архимандрит Максим (Папаяннис). За архимандрита Амфилохия (Стергиу) было подано всего 7 голосов, за третьего кандидата — архимандрита Димитрия (Аргироса) — 16 голосов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 апреля, 2020 12 сентября, 2019 9 января, 2019 25 декабря, 2018 8 ноября, 2018 8 августа, 2016 26 июля, 2016 30 июня, 2015 7 апреля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/elladskaya-pravoslavna...

На заседании Священного Синода были приняты решения о новых замещениях архиерейских кафедр 22 марта, 2011. Редакция " Правмира " На заседании Священного Синода, состоявшемся 22 марта 2011 года, был рассмотрен ряд вопросов о замещении епископских кафедр. Среди них был вопрос о замещении кафедры вдовствующей Вятской и Слободской епархии в связи с кончиной Преосвященного митрополита Хрисанфа. Решением Синода преосвященным Вятским и Слободским определено быть архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. На Хабаровскую и Приамурскую кафедру назначен архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Епископом Петропавловским и Камчатским определено быть игумену Артемию (Снигуру), наместнику Михаило-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Ордынского района Новосибирской области. Место наречения и архиерейской хиротонии игумена Артемия (Снигура), по возведении его в сан архимандрита, оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с назначением епископа Смоленского Феофилакта на кафедру Пятигорской епархии епископом Смоленским и Вяземским определено быть епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону, викарию Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил почислить на покой, по состоянию здоровья, митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определен город Москва. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан назначен на Челябинскую кафедру. Священный Синод выразил благодарность архиепископу Феофану за многие труды по укреплению церковной жизни в регионе Северного Кавказа, включая строительство новых и восстановление порушенных храмов и обителей, организацию религиозного просвещения и образования, осуществление диалога с мусульманскими общинами, направленного на утверждение мира и согласия в многонациональном обществе.

http://pravmir.ru/na-zasedanii-svyashhen...

Новости Епископ Диомид предал анафеме Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла 17.07.2008 15:18 Москва, 17 июля. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, которого Архиерейский собор постановил извергнуть из сана, выступил с открытым заявлением, где предал анафеме Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, передает «Интерфакс-религия» . В этом документе, распространенном в четверг, епископ Диомид заявил также, что анафематствует главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя Отдела, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета, «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих». «На время разрешения догматических и канонических вопросов» епископ Диомид намерен перевести на самоуправление Чукотскую епархию, «то есть с введением дел вне подчинения еретическому священноначалию». Наряду с этим он постановил считать вдовствующими Московскую, Смоленскую, Минскую и ряд других церковных кафедр, глав которых предал анафеме в своем заявлении. В заключение бывший Чукотский епископ «оставил» за собой право «осуществлять полномочное архиерейское окормление православной паствы на вдовствующих кафедрах», то есть фактически объявил себя главой Московского патриаршего престола. Между тем в Русской православной церкви это заявление бывшего Чукотского епископа назвали «нонсенсом» и призвали молиться о его вразумлении. «Когда Господь оставляет и наказывает человека, он лишает его разума. Именно это и происходит в данном случае», - так прокомментировал заявление епископа Диомида замглавы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. При этом он выразил сожаление, что епископ Диомид, «начинавший свой путь в Церкви как человек искренний и верующий, променял церковное единство, радость жизни в Церкви, христианского свидетельства, открытость к людям разных вер и убеждений на общение с узким кругом своих последователей, которые внушают ему, что он истинный духовный лидер России».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

История образования Элладской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru История образования Элладской Церкви Православие.Ru , 6 июня 2001 г. / Возникновение Элладской Православной Церкви связано с событиями Греческой освободительной революции 1821-го года и образованием на освобожденной от турецкого господства территории независимого греческого государства. К 1832-му году, когда была формально признана независимость Греции, ее территория составляла лишь небольшую часть современного государства. Она включала Пелопоннес, откуда собственно и началось освободительное движение, а также южную часть Балканского полуострова, вплоть до Арты и Волоса в качестве северных рубежей государства. В состав Греции тогда еще не входило большинство островов, принадлежащих ей сейчас, включая Крит, Ионические острова, Додеканесский архипелаг. На освобожденной территории проживало лишь около трети греческого населения Османской империи того времени. События революции 1821-го года практически никак не повлияли на статус Церкви на освобожденных территориях. Так, она оставалась в полном каноническом общении с Константинопольским Патриархатом как его неотделимая часть. Тем не менее, из-за продолжавшегося военного противостояния между Грецией и турецкой Портой, сообщение между Церковью на освобожденных территориях и органами церковного управления в Константинополе было затруднено. Это вскоре привело к возникновению проблемы восполнения вдовствующих архиерейских кафедр и осуществления церковного суда в последней инстанции. Как со стороны греческого правительства, так и со стороны церковных иерархов, чьи епархии вошли в новообразованное государство, предлагались различные решения данной проблемы. Все они сводились к тому, что та часть Церкви Константинопольского Патриархата, которая располагалась на освобожденной территории, должна получить независимость в управлении, которое на первых порах осуществлялось бы особым «Церковным комитетом», куда входили бы наиболее авторитетные архиереи. (В частности, такое предложение было направлено греческими архиереями третьему народному собранию Греции, заседавшему в марте 1827-го года.) При этом совершенно не ставился вопрос о предоставлении Греческой Церкви автокефалии, но наоборот, подчеркивалась необходимость сохранения ее связи с Константинопольским патриархом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Мониторинг СМИ Епископ Чукотки и всея Руси От имени опального иерарха провозглашена анафема Алексию II 18.07.2008 14:34 Противостояние Московской патриархии и бывшего епископа Чукотского Диомида, лишенного сана по решению Архиерейского собора РПЦ, уже вышло за рамки внутрицерковного конфликта и превратилось в скандальную склоку. Вчера на одном из «околоцерковных» интернет-сайтов появилось очередное обращение за подписью опального священника, которое в патриархии назвали «безумием и нонсенсом». Дело в том, что Диомид (или тот, кто выступил от его имени)... предал анафеме Патриарха Алексия II и главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла, а также предшественника владыки Кирилла на посту главы ОВЦС—митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Причем автор послания «отлучил от Церкви» не только нынешних иерархов РПЦ, но «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих». В обращении, озаглавленном «К духовенству Русской Православной Церкви и ко всем православным христианам Земли Русской», заявляется о том, что себя Диомид по-прежнему считает полноправным епископом. «Все решения прошедшего Архиерейского собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма», -- провозглашается от имени мятежного иерея. Диомид фактически объявил о расколе в РПЦ. Он постановил, «пребывая в лоне Русской Православной Церкви, перевести на время разрешения догматических и канонических вопросов Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление, то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию». Одновременно Диомид постановил «считать вдовствующими» Московскую, Смоленскую, Минскую и ряд других церковных кафедр, глав которых он предал анафеме в своем заявлении, и более того—оставил за собой право «осуществлять полномочное архиерейское окормление православной паствы на вдовствующих кафедрах». Таким образом, в связи с «вакансией» на Московской патриаршей кафедре бывший Чукотский епископ фактически объявил себя патриархом всея Руси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд важных кадровых решений, касающихся архиереев Авг 25, 2020 Новости , Событие Москва, 25 августа . Члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого открылось сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердили ряд решений, связанных с замещением вдовствующих кафедр, назначений викарных епископов и почисления архиереев на покой. Заслушав прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении его от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси, члены Священного Синода приняли решение назначить Владыку митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии, выразив Преосвященному Павлу благодарность за понесенные труды. Патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским Священный Синод решил назначить Преосвященного епископа Борисовского и Марьингорского Вениамина, сохранив за ним временное управление Борисовской епархией. Рассматривая вопрос о замещении вдовствующей кафедры Чебоксарской епархии в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, Священный Синод постановил Преосвященным Чебоксарским и Чувашским, главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию. Митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским, главой Бурятской митрополии, члены Синода назначили быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Иосифу, освободив его от управления Симбирской епархией. Главой Симбирской митрополии положено быть митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину. Члены Священного Синода также приняли решение Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии быть митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. В свою очередь, главой Вологодской митрополии стал митрополит Тверской и Кашинский Савва, с освобождением его от управления Тверской епархией. Митрополитом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии был назначен архиепископ Верейский Амвросий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии.

http://sinfo-mp.ru/svyashhennyj-sinod-ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010