В последние пятнадцать лет патриарх Христофор, из-за возникших проблем со здоровьем, не созывал Синод, что в результате привело к его конфликту с епархиальными архиереями. Вместо Синода патриарх поручил специально им назначенным митрополитам Ермупольскому Евангелию и Иринопольскому Николаю, который впоследствии стал патриархом, вести часть дел патриархии. Это вызвало нестроения в управлении Церковью, что привело к появлению оппозиции и вынудило патриарха уйти на покой. Некоторое время спустя он скончался. НИКОЛАЙ VI (1968-й – 1986-й) Патриарх Николай VI столкнулся с проблемой резкого сокращения греко-говорящей паствы в Александрии. Но более серьезной проблемой стали нестроения, возникшие при его предшественнике. Для более продуктивной работы на Африканском континенте он основал митрополии Зимбабве и мыса Доброй Надежды. Продолжая миссионерскую деятельность своего предшественника, новый патриарх занялся главным образом реорганизацией управления патриархии и улучшением инфраструктуры учебных заведений и благотворительных учреждений. Первое десятилетие патриаршества Николая VI можно назвать золотой эпохой Александрийской Церкви. Он заложил и построил новое здание монастыря святого Саввы и освятил его соборный храм. Он отремонтировал здание богословской школы, расширил фонды библиотеки и музея школы. На территории школы он отстроил новое здание патриархии. В деле миссионерства патриарх продолжал вести линию своих предшественников. Он организовал центры духовного просвещения местной молодежи, из среды которой, после необходимой литургической подготовки, он выбирал достойнейших и рукополагал их в священники. Николай VI самоотверженно трудился для укрепления миссионерства Александрийской Церкви. При нем три африканца были рукоположены в епископский сан: епископ Нилопольский Христофор, Навкратиадский Феодор и Нитрийский Георгий. Свое пристальное внимание патриарх Николай уделял изданиям Патриархии, а так же замещению вдовствующих митрополичьих и епископских кафедр. Он скончался в 1986-м году, находясь с официальным визитом в России.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд важных кадровых решений 25.08.2020 Члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого открылось сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердили ряд решений, связанных с замещением вдовствующих кафедр, назначений викарных епископов и почисления архиереев на покой, сообщает сайт Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Рассматривая вопрос о замещении вдовствующей кафедры Чебоксарской епархии в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, Синод постановил митрополитом Чебоксарским и Чувашским , главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию (Антонову) . Митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским , главой Бурятской митрополии , назначен митрополит Симбирский и Новоспасский Иосиф (Балабанов) , с освобождением от управления Симбирской епархией . Главой Симбирской митрополии назначен митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) . Главой Саратовской митрополии назначен митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) . В свою очередь, главой Вологодской митрополии стал митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) . Митрополитом Тверским и Кашинским , главой Тверской митрополии был назначен архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) , викарий патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии. На вдовствующую в связи с кончиной епископа Железногорского и Льговского Вениамина кафедру Железногорской епархии (Курская митрополия) назначен епископ Щигровский и Мантуровский Паисий (Юрков) с поручением ему временного управления Щигровской епархией. Священный Синод удовлетворил прошение епископа Россошанского и Острогожского Андрея (Тарасова) о почислении его на покой по состоянию здоровья и постановил поручить временное управление Россошанской епархией митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию (Фомину) .

http://drevo-info.ru/news/26089.html

Фундамент епископской резиденции византийского периода был обнаружен во время строительных работ в 1883 г. (в числе находок - архиерейская митра), но британские власти не стали проводить археологических исследований. Из-за арабских набегов жители Киринии переселились подальше от берега, в Пано-Киринию и в Фермию (ныне Термия), а кафедра епископии, видимо, была перенесена в Белапаис. В хрониках Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.), Д. Страмбальди (XVI в.) и Ф. Бустрона (сер. XVI в.) упомянуты имена неск. Киринийских епископов без хронологических и др. пояснений. Предполагают, что византийская администрация переместилась из разрушенной арабами Констанции сначала в Лапиф, а в IX в.- в Киринию ( Metcalf D. M. Byzantine Cyprus: 491-1191. Nicosia, 2009. P. 468-471). В любом случае в средневизантийский период Кириния стала важнейшим портом острова; рядом с гаванью была сооружена крепость, которую перестроили во время правления на Кипре французской династии Лузиньянов и реконструировали при венецианцах. После того как в период латинского господства на Кипре число православных кафедр было сокращено до 4, территория Киринийской епископии вошла в состав Солийской епископии, куда из Никосии была перемещена кафедра Кипрского архиепископа. После османского завоевания (1570-1571) был восстановлен институт православных архиепископов Кипра, а в кон. XVI в. воссоздана Киринийская епископия. Современник архиеп. Афанасия I (1592-1602) Иаков именуется в источниках епископом Тамасским или Тамасским и Киринийским. Остается неясным, то ли в тот момент обе епархии были объединены в одну, то ли епископ Тамасский лишь временно замещал вдовствующую Киринийскую кафедру. После тур. завоевания население Киринии существенно сократилось. По сообщению Льва Алляция, в нач. XVII в. Рим посетил Киринийский еп. Тимофей для установления связей с католической Церковью. Помимо этого источника имя еп. Тимофея известно только из удостоверения, выданного Иакову Логарасу 1 янв. 1604 г. В 1605 г. в качестве епископа Киринийского в документах упоминается Парфений, а в 1606 г.- Христодул, которого предположительно можно отождествить с Кипрским архиеп. Христодулом I (1606/07-1639, 1640-1641). В 1608 (или 1609) г. Киринийский еп. Иеремия вместе с Кипрским архиепископом подписал воззвание к Савойскому герцогу об освобождении Кипра от турок.

http://pravenc.ru/text/1840493.html

Высшая власть над епархиями принадлежала митрополиту с Собором епископов. Митрополит с Собором открывал новые епископские кафедры, но в этом деле часто решающее значение имела воля вел. или удельного князя; в отдельных случаях на это требовалось согласие патриарха. Митрополиту принадлежало право поставления епископов. Вопрос о замещении вдовствующих кафедр митрополит согласовывал с князем. В Новгороде владыки избирались народом и клиром и только посвящались митрополитом и епископами. Митрополит созывал епископов на Собор и председательствовал на нем. Как общие пастыри всей Русской земли митрополиты имели также право адм. надзора за всеми епархиями Русской Церкви; вместе с Собором они вершили суд над епископами (в отдельных случаях митрополит производил суд единолично). Все епархии Русской Церкви вносили средства на содержание митрополичьей кафедры. От начала автокефалии до учреждения Патриаршества С обретением Русской Церковью автокефалии в 1448 г. рус. митрополиты посвящались Собором рус. епископов. Свт. Иона, первый автокефальный рус. первоиерарх, имея резиденцию в Москве, носил еще титул митрополита Киевского и всея Руси. Преемник его Феодосий был титулован уже как митрополит Московский. После установления в Москве автокефалии зап. рус. епархии образовали отдельную митрополию, вначале называвшуюся по-старому - Киевской и всея Руси, а потом - Киевской и Галицкой. До воссоединения с Московской Патриархией в кон. XVII в. она оставалась зависимой от К-польского патриарха. Права автокефальных Московских митрополитов относительно подчиненных им епархий соответствовали канонам Ап. 34, 16, 20; 1 Всел. 4, 6; Антиох. 9; IV Всел. 9, 19. Митрополиты созывали епископов на т. н. Освященные Соборы и председательствовали на них. Принято было за правило, чтобы архиереи собирались в Москву для совещаний не реже 1 раза в год. По необходимости епископы собирались чаще. Иногда прибывшие на Собор архиереи надолго задерживались в столице, составляя с малыми промежутками времени целый ряд Соборов. В случае необходимости созывался Собор из находившихся в Москве епископов, подобный К-польскому «синоду эндимуса». Для этого почти все архиереи имели в Москве постоянные подворья. Характерно и то, что в Соборах принимали участие не только архиереи, но и архимандриты, игумены, пресвитеры, носители светской власти: вел. князья, впосл. цари, бояре. От учреждения до упразднения Патриаршества

http://pravenc.ru/text/161103.html

Разногласия обнаружились и относительно вопроса о замещении вдовствующих кафедр. Архиепископ Тверской Серафим высказался за то, чтобы избрание нового епископа было делом самих архиереев. Его оппоненты предлагали предоставить это клирикам и мирянам. Восторжествовал компромиссный вариант: «Архиереи округа или, при отсутствии округов, Священный Синод составляют списки кандидатов, в которые после канонического одобрения включаются и кандидаты, указанные епархией.» Сами же выборы должны осуществляться архиереями округа или епископами, назначенными Синодом, совместно с клиром и народом епархии. Назначение и перемещение архиереев по инициативе высшей церковной власти допускалось лишь в исключительных случаях. 4-е правило I Никейского Собора предусматривает избрание ставленника на вдовствующую кафедру епископами митрополичьего округа: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам.» В древности народ участвовал в избрании епископа только как свидетель его добропорядочности и правой веры. Собор установил 35-летний возрастной ценз для кандидатов в архиереи. Согласно «Определению,» епископы должны избираться «из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, причем для тех и других обязательно облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество.» Это условие точно соответствует требованию 12-го правила Трулльского Собора, хотя оно и расходится с многовековой практикой Русской Церкви поставлять во епископы исключительно монахов мантии. Рукоположение во епископы рясофорных монахов не укоренилось в нашей Церкви и после Собора 1917-1918 гг. В соответствии с «Определением,» высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян на трехлетний срок. Епархиальные собрания образуют свои постоянные исполнительные органы: Епархиальный совет и Епархиальный суд. Принимая это «Определение,» Собор руководствовался стремлением привлечь клир и мирян к широкому участию в церковном управлении. Но каноническая власть епархиального архиерея оставалась неприкосновенной. В ст. 23 «Определения» было предусмотрено: «Без согласия архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432431/

В 1922 году отказ подчиниться обновленческому ВЦУ стоил епископу Алексию, вступившему в управление епархией после ареста митрополита Вениамина (Казанского), высылки на три года в Казахстан по обвинению в «контрреволюционной деятельности» . Там его застало известие о кончине патриарха Тихона. Три года владыка Алексий поддерживал переписку с архиепископом Арсением и с митрополитом Сергием (Страгородским) и после возвращения в Ленинград в 1926-м включился в работу, направленную на признание Церкви, оказавшейся в состоянии, близком к уничтожению. В тот период был арестован и сослан Патриарший местоблюститель Петр Крутицкий, часть кафедр оставалась вдовствующими, последствия обновленческого раскола оказались разрушительными, был затруднен даже обмен информацией между центром и отдельными епархиями, что служило почвой для распространения самых вредных слухов и заблуждений. И вот тогда, в 1927 году, владыка Алексий в качестве управляющего Новгородской епархией и члена Временного Патриаршего Синода принял участие в составлении текста «Послания заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода пастырям и пастве Всероссийской Православной Церкви об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Признание отнюдь не означало солидарности с новой властью в отношении идеологии и политической практики большевизма: террора, насильственной коллективизации, организованного наступления на Церковь – всего того, что невозможно было принять. Это было подчинение утвердившейся государственной форме с полным сознанием того, что характер этого правления является попущением Божиим. Вокруг «Декларации» митрополита Сергия и мотивов составителей по сей день не утихают споры, однако епископа Алексия (Симанского) трудно заподозрить в малодушии. Достаточно вспомнить, как в 1921 году, когда по всей стране началась кампания по осквернению святых мощей, он выступил в печати, публично обличая ложь «разоблачителей» . В тех условиях это могло стоить ему жизни. Не меньшего мужества требовал и отказ от признания «полномочий» обновленческого ВЦУ.

http://pravoslavie.ru/60869.html

СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем от Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Диодора приглашении на Всеправославный научный богословский симпозиум на тему " Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии " , который будет проходить в Иерусалиме с 11 по 19 июня 2000 года в рамках программы празднования 2000-летия Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарностью принять приглашение Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Диодора. 2. Для участия во Всеправославном научном богословском симпозиуме назначить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: митрополит Волгоградский и Камышинский Герман - глава делегации; А. И. Осипов, профессор Московской Духовной академии; протоиерей Николай Балашов, сотрудник Отдела внешних церковных сношений. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об образовании в городе Гетеборге (Швеция) русского православного прихода во имя Покрова Пресвятой Богородицы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять новообразованный приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы в городе Гетеборге (Швеция) в лоно Русской Православной Церкви. 2. Пастырское окормление Покровского прихода Московского Патриархата в городе Гетеборге поручить священнику Александру Пискунову, настоятелю храма Преподобного Сергия Радонежского в городе Стокгольме (Швеция). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о проходившем с 3 по 5 марта в Токио Чрезвычайном Поместном Соборе Японской Автономной Церкви, избравшем нового Предстоятеля. Справка: 7 мая 1999 года почил в Бозе Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Блаженнейший архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Феодосий. После кончины митрополита Феодосия решением Священного Синода Русской Православной Церкви управление Японской Автономной Православной Церковью до соборного избрания нового Предстоятеля принял на себя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, а архипастырское попечение о приходах Японской Автономной Православной Церкви было поручено от имени Патриарха Московского осуществлять епископу Читинскому и Забайкальскому Иннокентию. Управление делами Японской Автономной Православной Церкви принял на себя Митрополичий совет во главе с протоиереем Иустином Ямагучи. 14-15 июня 1999 года в Японии прошло совещание клира Японской Автономной Православной Церкви, на котором было решено представить Святейшему Патриарху и Священному Синоду трех кандидатов, достойных к избранию и хиротонии в сан епископа для замещения вакантных епископских кафедр, - вдовствующих протоиереев Кирилла Арихару и Иуду Нуширо, а также целибатного священника Андрея Цудзиэ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Будет ли возвращена икона Троица Андрея Рублева Лавре? В студии диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха. 18.07.2014 10:41:01 Кульков Сергей Андреевич -Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Сегодня с вами я, диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха. Сегодня мы, как обычно, посвятим час прямого эфира общению и обсуждению насущных вопросов, которые стоят на повестке дня церкви. И я буду рад ответить на ваши вопросы, на телефонные звонки. Вы можете позвонить по телефону прямого эфира. Одно из ключевых событий - заседание Священного Синода, которое прошло в Санкт-Петербурге 30 мая, в старинном здании Святейшего правительственного Синода. Это здание было восстановлено,  сейчас там размещаются: в одном крыле -  структуры Конституционного суда, в другом – книжная и электронная библиотеки имени Ельцина. Свое историческое место  также заняли помещения Синода, в которых Синод проходил до революции. Там  же находится домовый храм, в котором до революционных событий и  закрытия этого здания были избираемы на архиерейские кафедры все епископы нашей церкви нового времени. И там же находятся  покои Предстоятеля, который там пребывает  во время работы Синода. На заседании этого органа церковной власти было принято множество важных решений. С некоторыми из них я вас познакомлю. Заметными событиями в жизни Церкви стало создание новых кафедр, новых епархий, в том числе  - Норильской.  Был утвержден ряд назначений на кафедры. Одним из самых значительных стало назначение митрополита Челябинского  и Златоустовского Феофана Симбирским и Новоспасским. Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан был назначен в связи с кончиной архипастыря  Симбирского Прокла. Владыка Прокл отошел ко Господу некоторое время назад. Симбирская кафедра оставалась вдовствующей. И на нынешнем заседании Синода было принято решение о назначении митрополита Феофана, опытнейшего церковного администратора, глубокого молитвенника и опытного архиерея. А на место митрополита Феофана назначен молодой владыка, бывший епископ Енисейский и Норильский Никодим, который служил на Чукотке, затем в Енисейске и Норильске. Теперь он назначен главой Челябинской митрополии и Преосвященным Челябинским и Златоустовским.

http://radonezh.ru/text/budet-li-vozvras...

Постановили: Утвердить, с учетом замечаний, сделанных Высшим Церковным Советом, отчеты синодальных учреждений об их работе в 2014 году и их рабочие планы на 2015 год. Журнал 5 Слушали: Рапорт Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Сергия с предложением образовать три новые епархии на территории Алтайского края. Постановили: — О чем и послать соответствующий указ. — О чем и послать соответствующий указ. Журнал 6 Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия с предложением образовать новую епархию на территории Республики Бурятия. Постановили: — О чем и послать соответствующий указ. Журнал 7 Имели суждение об образовании новой епархии на территории Курганской области. Постановили: — О чем и послать соответствующий указ. Журнал 8 Слушали: Рапорт Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Исидора с предложением образовать новую епархию на территории Смоленской области. Постановили: — О чем и послать соответствующий указ. Журнал 9 Имели суждение о замещении вдовствующей кафедры Петрозаводской епархии в связи с кончиной митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила. Постановили: Журнал 10 Имели суждение о замещении кафедр Курганской и Биробиджанской епархий. Постановили: Журнал 11 Имели суждение о замещении вакантной кафедры Чистопольской епархии. Постановили: — О чем и послать соответствующий указ. Журнал 12 Имели суждение в связи с повторным прошением, поданным Преосвященным митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением возраста превышающего 75 лет. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». Постановили: Журнал 13 Слушали: Прошение Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

С первых же дней бытия Сазавский монастырь стал источником Кирилле-Мефодиевских идей. Святой Прокопий сделал его центром восточной иконописи, архитектуры и славянской письменности. Сам святой Прокопий и братия обители переписывали Евангелия, Псалтирь и иные церковные славянские книги и распространяли их среди народа. Богослужения монастырские, совершавшиеся на славянском языке, a особенно славянское пение, привлекали множество людей. Возрастание славы Сазавского монастыря, а вместе с этим и распространение Восточного славянского обряда не давали покоя католикам-немцам, которые путем интриг добились в конце 1096 г. изгнания славянских монахов. Место их заняли латиняне. Есть свидетельства, что монахи Сазавского монастыря имели общение с иноками русских обителей. Результатом этого общения было принесение частиц мощей святых Бориса и Глеба в Сазавский монастырь, где они служили для всех предметом величайшего благоговения и почитания. 11. Современное положение Ч.ехо-Словацкой Православной Церкви: статистические данные; национальный состав паствы; духовное просвещение, печать; богослужение; положение Церкви в государстве; организация Церкви В настоящее время Чехо-Словацкая Православная Церковь насчитывает свыше 200.000 паствы, 245 приходов (храмов 216) и 140 священнослужителей. Имеются 4 епархии: Пражская (епархиальный епископ Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехо-Словакии), Пряшевская (епископ Николай — заместитель Митрополита), Михайловская (епископ Никанор) и Оломоуцко-Брненская (вдовствующая). Монастырей нет, монахи живут на приходах. В Церковь входят следующие этнические группы: чехи, словаки, русские, украинцы. Имеются, хотя и в небольшом количестве, болгары, румыны, греки, сербы, цыгане. Епархии Пражская и Оломоуцкая по национальному признаку являются преимущественно чешскими, в Пряшевской епархии преобладают словаки, в Михайловской — украинцы. Для подготовки священнослужителей в 1948-1950 гг. действовала Духовная Семинария (сначала в Карловых Варах, затем в Праге), реорганизованная в 1950 г. в Православный Богословский факультет с пребыванием в словацком городе Прешове. Курс обучения на факультете четырехгодичный. Весь учебный материал Православного Богословского факультета распределен на шесть кафедр: 1) кафедра библейских наук, 2) систематического богословия, 3) философии и основного богословия, 4) практического богословия, 5) исторических наук и 6) кафедра общественных наук. На факультете изучаются также музыка, церковно-славянский, древнееврейский, латинский, словацкий, русский и украинский языки. Есть сектор заочного - обучения и одногодичный подготовительный курс для желающих поступить учиться, но не имеющих полного среднего образования.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010