Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд важных кадровых решений, касающихся архиереев Авг 25, 2020 Новости , Событие Москва, 25 августа . Члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого открылось сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердили ряд решений, связанных с замещением вдовствующих кафедр, назначений викарных епископов и почисления архиереев на покой. Заслушав прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении его от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси, члены Священного Синода приняли решение назначить Владыку митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии, выразив Преосвященному Павлу благодарность за понесенные труды. Патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским Священный Синод решил назначить Преосвященного епископа Борисовского и Марьингорского Вениамина, сохранив за ним временное управление Борисовской епархией. Рассматривая вопрос о замещении вдовствующей кафедры Чебоксарской епархии в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, Священный Синод постановил Преосвященным Чебоксарским и Чувашским, главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию. Митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским, главой Бурятской митрополии, члены Синода назначили быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Иосифу, освободив его от управления Симбирской епархией. Главой Симбирской митрополии положено быть митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину. Члены Священного Синода также приняли решение Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии быть митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. В свою очередь, главой Вологодской митрополии стал митрополит Тверской и Кашинский Савва, с освобождением его от управления Тверской епархией. Митрополитом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии был назначен архиепископ Верейский Амвросий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии.

http://sinfo-mp.ru/svyashhennyj-sinod-ru...

Освобожденные из ссылок и лагерей архиереи заняли епархиальные кафедры и другие церковные вакансии. Среди них архиепископы: Казанский – Андрей (Комаров), Ставропольский – Антоний (Романовский), Тульский – Иоанн (Братолюбов), Астраханский – Филипп (Ставицкий), Краснодарский – Фотий (Топиро) и Уфимский – Стефан (Проценко). Помимо замещения вдовствующих кафедр, перед церковным руководством остро стояла проблема нехватки приходского духовенства. Стараясь решить эту проблему, Патриархия дала разрешение на замещение должностей приходских священников самоучкам из числа мирян. 28 ноября 1943 года Совнарком СССР принял постановление за 1325 «О порядке открытия церквей» и предоставил на этот счет значительные права верующим, соответствующие полномочия местным органам власти и Совету по делам Русской Православной Церкви 47 . В то же время В. Молотов в откровенной беседе с Г. Карповым заявил: «Пока не давать никаких разрешений на открытие церквей... В последующем по вопросу открытия церквей входить за санкцией в правительство и только после этого спускать указания в облисполкомы». Затем В. Молотов заключил: «Открыть церкви в некоторых местах придется, но нужно будет сдерживать решение этого вопроса за Правительством». По данным на 1 июля 1945 года в Советском Союзе было 10 243 действующих церквей. Правительство приняло 6 постановлений об открытии церквей и 14 распоряжений 48 . До 1 июля 1945 года в Совет по делам Русской Православной Церкви поступило 5 770 заявлений об открытии церквей, но удовлетворено было только 414 ходатайств, а отклонено на местах 3 850 и находилось на рассмотрении 1 506 заявлений. При проверке Советом было установлено, что в отдельных случаях принятые решения оказывались необоснованными и являлись результатом нежелания удовлетворить ходатайства верующих 49 . В июне 1944 года в стенах московского Новодевичьего монастыря прошло торжественное открытие Богословского института 50 и пастырских курсов. В нашем сборнике представлены документы по подготовке к открытию, утверждению учебных программ, составу учащихся и преподавателей этих учебных заведений 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершил свою работу Собор РПСЦ 19 октября 2008 г. 10:30 В пятницу 17 октября под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия завершил свою работу Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви . В Соборе участвовали архиепископ Киевский и всея Украины Савватий, епископ Новосибирский и всея Сибири Силуан, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Донской и Кавказский Зосима. Архиепископ Ярославский и Костромской Иоанн отсутствовал по причине болезни. В заседаниях Собора участвовал 171 делегат, включая представителей епископата, духовенства и мирян. Одним из значимых решений Освященного Собора стало общецерковное прославление в лике угодников Божиих святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского. Важным результатом Собора стали шаги по уврачеванию церковных нестроений 2007 года, когда небольшая группа христиан прервала общение с Русской Православной Старообрядческой Церковью. Один из деятельных участников этой группы бывший епископ Дальневосточный Герман (Савельев) подал на Освященный Собор покаянное письмо. В нем он сожалел о своем участии в раздорнической деятельности и просил с искренним покаянием о принятии его обратно в Церковь. Освященный Собор, заслушав его покаянное обращение, постановил принять епископа Германа в церковное общение согласно канонам Церкви. По решению Архиерейского Суда, за сослужение с изверженными и отлученными, восхищение Московской архипастырской кафедры и незаконное рукоположение архиерея епископ Герман был лишен священного сана и направлен в Дальневосточную епархию для прохождения иноческого церковного послушания. Освященный Собор принял обращение к остальным участникам раздорнической группы с призывом покаяться в грехе раздора и вернуться в лоно Церкви со смирением. На Соборе был рассмотрен вопрос замещения вдовствующих архиерейских кафедр. Кандидатом в правящие архиереи Казанско-Вятской епархии утвержден священноинок Евфимий (Дубинов). Были рассмотрены и другие кандидаты во архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви. Освященный Собор одобрил проведение следующего Освященного старообрядческого Собора, который имел бы статус всемирного, в городе Казани в ноябре 2009 г. Также были рассмотрены вопросы: «О разработке нового Устава Церкви», «Доклад комиссии об определения чиноприема от РДЦ», «О проповеди веры Христовой в современном мире» и другие актуальные вопросы церковной жизни. Сайт Московской митрополии РПСЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/476332.htm...

Митрополит Сергий заявляет, что для христианина нет случайных явлений, ибо все совершается по воле Божией. Он показывает ошибочность мировоззрения тех, кто связывает православие со старым режимом и даже с самодержавием. Такие лица имелись, и они мешали покойному Патриарху Тихону установить мирные отношения Церкви с государством. Между тем, “тихо и безмятежно жить” по своему благочестию мы можем, только повинуясь законной власти ( 1 Тим.2:3 ); если же мы не хотим повиноваться, то должны уйти из общества. “Только кабинетные мечтатели, — говорит митрополит Сергий, — могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Митрополит Сергий и его сподвижники проделали огромную работу по ликвидации всевозможного рода раскольнических группировок. Спокойным и мудрым руководством он заставлял всех отколовшихся осознавать неправоту своего антицерковного дела. После избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси его деятельность по водворению церковного мира и ликвидации расколов еще больше возросла. Ко всем раскаявшимся и желающим вернуться в лоно Церкви раскольникам Патриарх Сергий проявлял мудрую снисходительность; но те, которые упорствовали в своей раскольнической деятельности, как епископ Поликарп Сикорский, глава лубенского раскола Феофил Клубовский и другие, были запрещены в служении и лишены сана. Со вступлением Блаженнейшего митрополита Сергия на Патриарший Престол установились более оживленные взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Церквами Православного Востока. Владыка Сергий сразу отправил известительные грамоты восточным патриархам, а те в ответ прислали свои поздравления. Стало развиваться общение и с другими Церквами и религиозными объединениями. Много внимания уделял Святейший Патриарх Сергий вопросу замещения вдовствующих архиерейских кафедр. Нужны были люди богословски образованные, но таковых оставалось к тому времени очень немного. Поэтому Святейший Сергий ходатайствовал перед правительством об открытии духовных школ, которые готовили бы преданных Церкви архипастырей и пастырей, и эта просьба была удовлетворена. При Патриархе Сергии стал регулярно издаваться Журнал Московской Патриархии. Для открытия духовных школ Святейший Сергий все подготовил, но внезапная смерть не дала ему увидеть их действующими.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Дамаскин, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Дамаскин, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) После казни 4 иерархов для замещения вдовствующих кафедр Кючюк Мехмет приказал привести из тюрьмы находившихся у него в качестве заложников эконома мон-ря ап. Варнавы Иоакима ( Иоаким II , архиеп. Кипрский в 1821-1824), архидиак. Пафосской митрополии Панарета (архиеп. Кипрский в 1827-1840), архим. Леонтия и Киринийского экзарха Дамаскина (архиеп. Кипрский в 1824-1827). Их привезли в архиепископскую резиденцию на тех же мулах, на к-рых ранее доставили к месту казни архиеп. Киприана и 3 митрополитов. Иоаким стал архиепископом, архидиак. Панарет - митрополитом Пафосским, архим. Леонтий - митр. Китийским, а экзарх Дамаскин - митр. Киринийским. Для их хиротонии в дек. 1821 г. Антиохийский патриарх Серафим по просьбе К-польского патриарха Евгения II послал на Кипр 3 архиереев. В 20-х гг. XIX в. на архиепископской кафедре сменилось 3 иерарха, стабильность наступила только с избранием в 1827 г. архиеп. Панарета. После трагических событий 1821 г. адм. роль КПЦ уменьшилась. Архиеп. Иоаким II столкнулся с серьезными экономическими проблемами КПЦ (в т. ч. с огромным долгом Архиепископии), усугубившимися в связи с резней греч. духовенства, устроенной на Кипре Кючюк Мехметом. Патриархи Анфим III К-польский и Мефодий Антиохийский не смогли примирить Иоакима II и недовольное им духовенство, обвинявшее архиепископа в продаже церковного имущества, безграмотности и неумении вести адм. дела. Среди его политических промахов было враждебное поведение по отношению к франц. клирикам и купцам Ларнаки. Иоаким II был вынужден отречься от престола, его преемником стал Дамаскин (1824-1827, † 1846), бывш. митр. Киринийский (1821-1824). Летом 1826 г. он посетил Париж и встречался с министром королевского двора. Прямой характер Дамаскина привел к конфликту с мухассылом Али Рухи, который в 1827 г. добился изгнания архиепископа в г. Спарту (ныне Ыспарта, Турция). В февр. 1837 г. Дамаскин занял Китийскую кафедру и способствовал развитию образования и улучшению условий жизни христиан в епархии.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Мониторинг СМИ Епископ Чукотки и всея Руси От имени опального иерарха провозглашена анафема Алексию II 18.07.2008 14:34 Противостояние Московской патриархии и бывшего епископа Чукотского Диомида, лишенного сана по решению Архиерейского собора РПЦ, уже вышло за рамки внутрицерковного конфликта и превратилось в скандальную склоку. Вчера на одном из «околоцерковных» интернет-сайтов появилось очередное обращение за подписью опального священника, которое в патриархии назвали «безумием и нонсенсом». Дело в том, что Диомид (или тот, кто выступил от его имени)... предал анафеме Патриарха Алексия II и главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла, а также предшественника владыки Кирилла на посту главы ОВЦС—митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Причем автор послания «отлучил от Церкви» не только нынешних иерархов РПЦ, но «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих». В обращении, озаглавленном «К духовенству Русской Православной Церкви и ко всем православным христианам Земли Русской», заявляется о том, что себя Диомид по-прежнему считает полноправным епископом. «Все решения прошедшего Архиерейского собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма», -- провозглашается от имени мятежного иерея. Диомид фактически объявил о расколе в РПЦ. Он постановил, «пребывая в лоне Русской Православной Церкви, перевести на время разрешения догматических и канонических вопросов Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление, то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию». Одновременно Диомид постановил «считать вдовствующими» Московскую, Смоленскую, Минскую и ряд других церковных кафедр, глав которых он предал анафеме в своем заявлении, и более того—оставил за собой право «осуществлять полномочное архиерейское окормление православной паствы на вдовствующих кафедрах». Таким образом, в связи с «вакансией» на Московской патриаршей кафедре бывший Чукотский епископ фактически объявил себя патриархом всея Руси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После кончины Патриарха Сергия внутренняя жизнь Русской Церкви нуждалась в дальнейшем устроении. Первостепенной по важности заботой Священноначалия было замещение вдовствующих кафедр, в особенности в освобожденных областях Украины, Белоруссии и Прибалтики. За время местоблюстительства митрополитом Алексием было совершено 16 архиерейских хиротоний. В 1944 году во епископа Симферопольского был рукоположен бывший архимандрит Александро-Невской Лавры Иоасаф (Журманов), на Брестскую кафедру был назначен воронежский протоиерей Алексей Павлович Образцов с пострижением его в монашество и наречением имени Паисий. На кафедру епископов Владимирских был назначен священник Н.СФестинатов, в постриге нареченный Онисимом. На Смоленскую кафедру Священноначалие поставило вдового протоиерея А.В.Смирнова, постриженного с именем Сергия. Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь 1944 года было открыто более 200 церквей); рукополагались пресвитеры и диаконы. Мысль Патриарха Сергия о возобновлении духовного образования в России была наконец осуществлена. В Москве открылись Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. С 21 по 23 ноября 1944 года в здании Московской Патриархии заседал Собор епископов, главной целью которого была подготовка Поместного Собора. С отчетным докладом выступил Патриарший Местоблюститель. В этом докладе он сформулировал основные принципы церковного управления, которыми руководствовался сам во все время своего служения: «Церковное управление твердо дотоле, доколе мы остерегаемся переступать через рубеж правил церковных, коль скоро переступим однажды по какому-нибудь произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где предел, далее которого нельзя идти». Митрополит Алексий сделал также доклад о патриотической деятельности Русской Православной Церкви. Архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) посвятил свой доклад проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью». С сообщением о состоянии подготовки к открытию духовных школ выступил назначенный ректором Православного Богословского Института протоиерей Т.Д.Попов. Отчет о деятельности редакции «Журнала Московской Патриархии» сделал ее ответственный секретарь протоиерей А.П.Смирнов. Собор заслушал также доклад управляющего делами Московской Патриархии протоиерея Н.Ф.Колчицкого о порядке избрания и чине настолования Патриарха. Архиерейский Собор утвердил программу предстоящего Поместного Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Визит Свят. Патриарха Пимена//ЖМП. 1973. 2. С. 20-24). В марте 1973 г. Католикос-Патриарх Давид и митр. Сухумско-Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) присутствовали на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид рукоположил неск. епископов: на Манглисскую кафедру - Георгия (Гонгадзе), на Алавердскую - Григория (Церцвадзе), на Бодбийскую - Илариона (Самхарадзе), однако возраст большинства архиереев по-прежнему превышал 60-летний рубеж. В янв. 1974 г. ГПЦ насчитывала, как и прежде, 15 епархий, из к-рых лишь 5 были замещены: Мцхетско-Тбилисская (Католикос-Патриарх Давид), Цилканская (митр. Гайоз (Кератишвили)), Манглисская (еп. Георгий (Гонгадзе)), Кутаисско-Гаенатская (митр. Роман (Петриашвили)), Сухумско-Абхазская (митр. Илия); еще 5 имели временное управление: Бодбийская, Урбнисская, Маргветская (Католикос-Патриарх Давид), Чкондидская, Батумско-Шемокмедская (митр. Роман); 5 были вдовствующими (Алавердская, Ацкурская, Агарак-Цалкская, Цагерская, Никорцминдская) (Груз. церк. календарь. 1974. С. 119). Патриарх Давид скончался 9 нояб. 1977 г., похоронен в Тбилисском Сиони. В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах - Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апр. 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха ГПЦ. Грузинская Церковь с 1977 г. На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумско-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 дек. 1977 г. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, представитель Болгарской Церкви архим. Наум, представитель Александрийской Церкви архим. Григориос), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости. В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия рукоположил новых епископов на большинство кафедр: на Сухумско-Абхазскую - Николая (Махарадзе), на Чкондидскую - Иоанна (Ананиашвили), на Кутаисско-Гаенатскую - Шио (Авалишвили), на Цилканскую - Фаддея (Иорамашвили), на Бодбийскую - Афанасия (Чахвашвили), на Урбнисскую - Константина (Меликидзе), на Самцхе-Джавахетскую - Ананию (Джапаридзе), на Никорцминдскую - Амвросия (Катамадзе).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные Популярное Сейчас в разделе 55  чел. Всего просмотров 559 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Церковное управление Ап. 12 Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты. Ап. 32 О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам. Ап. 37 О том, что собрания епископов каждой епархии должны проходить дважды в год: в четвертую неделю пятидесятницы и 12 октября. Анкир. 18 Об отлучении епископов не принятых в те епархии, в которые наречены, но отошедших в другие и причинявших насилие предстоятелям их. IBc. 5 О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими. Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор. IBc. 6 О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.). О необходимости согласия митрополита для избрания епископа. IVBc. 8 Об обязательном подчинении территориальному епископу «богаделен, монастырей и храмов мученических». IVBc. 17 О границах епархий, 30летнем сроке т.н. «присвоения по давности по церковным делам, а также о возможности в судебных вопросах апеллировать к Константинополю. Антиох. 6 О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор. Антиох. 7 О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение. Антиох. 8 О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы. Антиох. 13 О запрете епископу самовольно переходить в другую епархию или вмешиваться в её управление. Антиох. 16 Об извержении епископа, не имеющего епархии, который самовольно захватил вдовствующую кафедру. Антиох. 17 Об отлучении епископа, принявшего рукоположение, но уклоняющегося от епископского служения. Антиох. 18 Епископ, по уважительной причине не могущий прибыть в свою область, да участвует и в чести и служении епископском, не вмешиваясь в дела церкви, где пребывает, а ожидает решение собора.

http://azbyka.ru/pravo/object/cerkovnoe-...

На 9-е правило ссылаются как на подтверждение исключительных прав Константинопольского Патриархата в Церкви Вселенской, из чего уже выводятся и частные преимущества и права последней, в том числе и юрисдикция над диаспорой. Такова суть аргументации митрополита Сардийского Максима, автора сочинения, в котором отстаивается вселенская власть Константинопольских Патриархов. Между тем внимательный анализ исторического контекста, а также содержание этих правил позволяют сделать один-единственный вывод: речь идет о клириках Константинопольского Патриархата, который только на Халкидонском Соборе получил право юрисдикции над «великими экзархатами,» упоминаемыми в 28-м правиле: Понтийским, Асийским и Фракийским. Сам митрополит Максим не находит возможности распространять действие данного правила и на Западный Патриархат. Это было бы слишком абсурдно ввиду действительного соотношения рангов чести первых пяти епископов эпохи Халкидонского Собора. Что же в 9-м и 17-м правилах дает основания для проведения такой границы: к клирикам Римской Церкви оно не относится, а касается только Церквей Антиохии, Александрии, Иерусалима и Кипра? Для столь своеобразно профилированного проведения границы указанные правила никаких оснований не содержат. Сущность автокефалии в том, что автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава поставляются своими архиереями. II Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их... самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов.» Халкидонский Собор, лишая независимости диоцезы Понта, Ираклии и Асии, предоставляет Константинопольскому престолу поставление митрополитов в этих областях (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого неизбежно следует, что для автокефального бытия Церкви должны иметь не менее четырех епископских кафедр.

http://sedmitza.ru/lib/text/432404/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010