А о праздном архиерее было много недоумений, и всеми принято, что праздный архиерей есть тот, который не может идти в ту церковь, в которую назначен, потому что она занята безбожными язычниками или еретиками, а может быть и осквернена, и нет возможности архиерею утвердиться в ней, какова ныне церковь Иерусалимская, Антиохийская, Таре и другие. Ибо Иерусалим осквернен безбожными агарянами, престолом антиохийским владеет патриарх латинский, Тарсом – армяне. А прочие церкви округов Иерусалимского, Антиохийского и некоторые восточные церкви Константинопольского округа не считаются праздными, поскольку султан и латиняне, и прочие агаряне дозволяют архиереям управлять своими церквами… и иметь попечение о живущих там христианах» 62 . Из этого определения Константинопольского синода следует, что «праздным епископом» является тот, кто не имеет действительной возможности отправиться в назначенную ему церковь . На этой почве происходили в Византии разного рода злоупотребления. Дело в том, что вопреки существующим правилам, на практике допускалось назначение праздных епископов во вдовствующие церкви. Такого рода привилегией не пользовались остальные епископы, не имеющие кафедр. Тот же Вальсамон писал следующее: «А что некоторым архиереям не праздным, но угнетаемым бедностью, даются вдовствующие церкви, то это делается из снисхождения, а правило, в котором говорится «праздному епископу давать праздную церковь » не имеет здесь места. Посему в синоде и те, которые дозволяют сидеть на сопрестолии церкви, даваемой кому-либо по снисхождению, делают нечто, не дозволенное правилами и непростительное, ибо престол должно давать не праздным, а тем, которые уже имеют архиерейский престол. Ибо поэтому и архиерей, получивший праздную церковь , называется уже не епископом церкви, в которую прежде определен, но епископом данной ему как праздной» 63 . Глава 7. Перемещение клириков. 1 . В связи с правилами, требующими, чтобы поставление совершалось в местной церкви и над лицом, принадлежащим к этой церкви, стоит сложный вопрос о возможности перехода клириков, включая сюда и епископов, из одной церкви в другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Арихара Дзиро), еп. Иокагамский, викарий Токийской епархии. Фотография. Кон. XX в. Петр (Арихара Дзиро), еп. Иокагамский, викарий Токийской епархии. Фотография. Кон. XX в. (Арихара Дзиро; 8.08.1931, Саппоро, Япония - 10.05.2000, Токио), еп. Иокогамский, избранный предстоятель Японской Автономной Православной Церкви . Из синтоистской семьи. В школьные годы у него появился правосл. друг, к-рый привел его к христ. вере. В 1946 г. Арихара Дзиро принял крещение в храме в честь Преображения Господня в Саппоро с именем Кирилл. В 1954 г. он поступил в Свято-Владимирскую духовную семинарию в США (в 1946-1970 православные приходы Японии находились в юрисдикции Митрополичьего округа в Северной Америке ). В 1958 г. окончил семинарию и вернулся на родину. По настоянию Японского архиеп. Иринея (Бекиша) окончил последний курс Токийской ДС. 19 янв. 1961 г. Токийским архиеп. Никоном (Греве) в Воскресенском соборе Токио рукоположен во диакона и 24 янв.- во иерея. С 1961 по 1965 г. служил священником в токийском Воскресенском соборе. С дек. 1965 г. настоятель Покровской ц. в г. Суйта. В 1966-1967 гг. также временно окормлял приход в Киото. В 1970 г. свящ. Кирилл Арихара возглавил консисторию Японской Автономной Православной Церкви и вновь образованную канцелярию Киотоской и Западнояпонской епархии . В авг. 1977 г. назначен настоятелем Преображенской ц. в г. Саппоро. 24 сент. 1978 г. был возведен в сан протоиерея. Овдовел. 14-15 июня 1999 г., после кончины предстоятеля Японской Церкви архиеп. Токийского, митр. всея Японии Феодосия (Нагасимы), на совещании клира Японской Автономной Православной Церкви были избраны 3 кандидата на замещение вакантных кафедр в Японии: вдовствующие протоиереи Кирилл Арихара и Иуда Нусиро (ныне митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро) ) и свящ. Андрей Цудзиэ (ныне архиеп. Сендайский и Восточнояпонский Серафим (Цудзиэ) ). Кандидатов было решено представить священноначалию РПЦ. 11-12 июля 1999 г. внеочередной Поместный Собор Японской Церкви в присутствии представителя РПЦ Калужского и Боровского архиеп. Климента (Капалина ; ныне митрополит) единогласно утвердил решение совещания клира и постановил представить патриарху и Синоду РПЦ кандидатов на замещение архиерейских кафедр. В авг. того же года вместе с др. кандидатами прот. Кирилл Арихара посетил Россию, в течение месяца они знакомились с жизнью Русской Церкви. 20 авг. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры прот. Кирилл Арихара пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Петра, митр. Московского. 6 сент. возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/2580298.html

   См. список вдовствующих кафедр у Richards. Popes. P. 365—366; знаменательно то, что в 468— 536 гг. при владычестве готов вдовство кафедр было совсем коротким-обычно длилось неделю, — потому что утверждение готскими королями было легко достижимо. После византийского завоевания получение утверждения из Константинополя длилось иногда более года. Ср. процедуры избрания у Llewelyn. Op. cit. P. 130—132.    Пелагий был компетентным богословом, и эволюцию его мысли можно проследить по его писаниям. Луи Дюшен опубликовал его трактат «В Защиту Трех Глав» (Studietesti,?. Ватикан, 1932); ср. также того же автора l " Eglise. P. 219—225.    В том числе большая коллекция писем, «Диалог», «Пастырское Правило» и несколько нравственно ориентированных комментариев Писаний.    Это «Житие», написанное Иоанном Диаконом, использует местные римские предания и архивы; несмотря на свое многословие, оно представляет вместе с писаниями самого Григория основной источник, показывающий его деятельность (текст в PL 95. Col. 59—242). Некий анонимный английский автор и Беда Достопочтенный свидетельствуют об очень раннем почитании святого Григория в Англии.    Славянское соответствие «Диалогос-Двоеслов». Византийская традиция (по-видимому, только начиная с X века) приписывает Григорию авторство Литургии преждеосвященных Даров. Причины этого точно установлены не были.    Вторая книга Григориева «Диалога» является основным для нас источником сведений о жизни и трудах св. Бенедикта (ок. 480-ок. 547). Память о нем была очень жива и у св. Григория, и у его современников. Это не дает права назвать Григория «бенедиктинцем», то есть термином, который не употреблялся ранее XV или XVI столетий.    Биограф Григория Иоанн восхвалял его как ученого в области гуманитарных наук, но некоторые современные историки строго судят его как обскурантиста. Подобные суждения, будь то положительные или отрицательные, имеют значение только в контексте его времени, когда образованные люди были редкостью на Западе. Общее и объективное рассмотрение этого вопроса у Riche P. Education et culture dans l " Occident barbare, Vie-Ville siècles. Paris, 1962. P. 187—200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

(484-496). Внук Гейзериха, он прекратил преследование православных. В 487 г. еп. Евгению было позволено возвратиться из ссылки, в 494 г. разрешили вернуться и др. епископам, открыли церкви. Благожелательное отношение к Православию можно объяснить как характером короля, так и общим ослаблением власти в королевстве. Гунтамунд, не имевший таких значительных военных сил, как Гейзерих, отказался от договора с Одоакром и попытался отвоевать Сицилию (491), но потерпел поражение от остготов Теодориха. В это же время в Африке активизировались мавры. При Тразамунде (Трасамунд, 496-523). Брат и преемник Гунтамунда, возобновил политику преследования православных, но на этот раз гонения касались прежде всего епископата: запрещалось замещение овдовевших кафедр, вновь избранные епископы были отправлены в ссылку на Сардинию. Король стремился присоединить православных к арианству мирным путем. Будучи хорошо образован, он собирался провести богословский диспут: с Сардинии был вызван еп. Фульгенций Руспийский, но то ли неуступчивость последнего в вопросах веры, то ли протесты арианского клира вынудили Тразамунда вновь отправить Фульгенция в ссылку. Религ. политику вандальского короля следует рассматривать в свете отношений с др. арианским правителем, остгот. кор. Теодорихом Великим (Тразамунд был женат на его сестре Амалафриде); в результате их союза мог возникнуть своего рода «арианский фронт» против К-поля и имп. Юстина I (518-537), проявлявшего интерес к положению православных в Африке. Возможность установления связи правосл. христиан с активизировавшимися мавританскими племенами также могла влиять на религ. политику Тразамунда. При Гильдерихе (Хильдерик, 523-530). Сын Гунериха и Евдокии. Новый король, по материнской линии потомок рим. императоров, долгое время провел в К-поле, где, возможно, сблизился с буд. имп. Юстинианом, что повлияло на изменение политического курса Вандальского королевства. Нарушив клятву, данную при воцарении, Гильдерих возвратил правосл. священников из ссылки и разрешил замещение епископских кафедр. Правосл. Церковь была восстановлена и в имущественных правах. 5 февр. 525 г. в Карфагене состоялся общеафрикан. Собор под председательством нового митр. Бонифация с целью реорганизации африкан. Церкви. Против этих изменений в религ. политике выступила вдовствующая королева Амалафрида и готы из ее окружения. Гильдерих заточил королеву в темницу, где она скончалась. Теодорих, узнав о смерти сестры, начал готовить поход против В., но вскоре умер (526). После ряда побед над маврами племянник короля Гоамер потерпел от них сокрушительное поражение, что явилось причиной заговора знатных В., свергнувших короля и заключивших его в тюрьму. При Гелимере

http://pravenc.ru/text/154045.html

Учебный комитет при Священном Синоде разработал новую модель духовного образования, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования 22 марта, 2011 На заседании Священного Синода были приняты решения о новых замещениях архиерейских кафедр На заседании Священного Синода, состоявшемся 22 марта 2011 года, был рассмотрен ряд вопросов о замещении епископских кафедр. Среди них был вопрос о замещении кафедры вдовствующей Вятской и Слободской епархии в связи с кончиной Преосвященного митрополита Хрисанфа. Решением Синода преосвященным Вятским и Слободским определено быть архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. На Хабаровскую и Приамурскую кафедру назначен […] 22 марта, 2011 На заседании Священного Синода принято постановление об образовании Высшего Церковного Совета В Москве состоялось заседание первой летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. На нем рассматривался вопрос об образовании Высшего Церковного Совета 22 марта, 2011 По решению Священного Синода будут образованы новые епархии РПЦ На заседании Священного Синода, состоявшемся 22 марта 2011 года, был рассмотрен вопрос о положении церковных дел на Северном Кавказе. Решением Священного Синода образованы новые епархии Русской Православной Церкви: — Пятигорская и Черкесская епархия (включающая приходы Минераловодского,  Предгорного и Кировского районов, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии); — Владикавказская и Махачкалинская епархия (включающая приходы республик Северной […] Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/category/news/page/550...

Вдовствующей кафедрой стал с 1394 года управлять митрополит Иеремия, назначенный на нее Константинопольским патриархом. В начале XV века отмечаются попытки Охридских архиепископов подчинить себе Болгарский диоцез, которые властно пресекались Константинопольскими патриархами. Судя по некоторым данным, ликвидация Тырновского Патриархата происходила без всякого канонического обоснования, явочным порядком, в силу невозможности болгарским архиереям составить Собор и выбрать патриарха либо организовать временное церковное управление . Часть болгарских епархий вплоть до 1767 года находилась в составе Охридской архиепископии и Печского Патриархата и пользовались относительно благоприятным положением для развития славянской письменности и сохранения славянского богослужения. Остальные епархии оказались под властью Константинопольского патриарха. Как считают исследователи, одной из первых христианских кафедр на Западных Балканах была Сплитская архиепископия . Один из ее первых предстоятелей – священномученик епископ Домн – пострадал в 304 году. Большое значение для севера Западнобалканского региона имела Сирмийская митрополия (первый известный епископ – священномученик Ириней Сирмийский). Из других древних кафедр, основанных в IV веке, находившихся на территориях, заселенных позднее сербами, следует упомянуть Наисс (Ниш), Сингиндун, Ремесиану . Особое значение занимала Юстиниана Первая – родина императора Юстиниана, который основал в ней автокефальную архиепископию. Позднее архиепископы Охридские в обоснование своих прав ссылались на традиции Юстинианы Первой . Аварское и славянское нашествия в значительной степени разрушили здесь церковную жизнь, однако около 629 года при архонте (князе) Порге по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство . Сведения о епископе из сербов, в отличие от ситуации с хорватами, отсутствуют; возможно, в это время сербы зависели от Сплитского архиепископа. Вероятно, смена юрисдикции сербами произошла после 732 года, когда император Лев Исавр отобрал у папы Григория III балканские и южноиталийские епархии , однако за отсутствием источников трудно определить, какой конкретно кафедре подчинялись сербы. Возможно, что с конца IX века большую роль в просвещении и церковном окормлении сербов играла Охридская кафедра , однако, опять-таки, в силу скудости данных, об этом трудно судить . Рашская епископия упоминается в сигиллии Василия II Болгаробойцы за 1020 годом, и одно время она подчинялась архиепископу (или патриарху) Болгарии , однако затем, вероятно, перешла под контроль Охридской архиепископии. Зета (Черногория) частично зависела от епископа Антибари, подчинявшегося папе Римскому , отчасти же от митрополита Диррахийского. В XII веке епископ Рашки был признанным духовным возглавителем сербов и зависел от Охрида.

http://pravoslavie.ru/33796.html

В ответ на церковную поддержку, уже в первые два года войны по разрешению властей было вновь замещено несколько архиерейских кафедр. На них были назначены архиепископы Иоанн (Соколов), Алексий (Сергеев), Алексий (Палицын), Сергий (Гришин), епископы Иоанн (Братолюбов), Александр (Толстопятов), а также Лука (Войно­Ясенецкий) , трудившийся в годы войны хирургом и вскоре после Собора занявший Красноярскую кафедру. В 1941–1943 гг. совершались и архиерейские хиротонии, главным образом вдовых престарелых протоиереев, принявших постриг за несколько дней перед этим и успевших получить духовное образование в дореволюционную эпоху: Питирима (Свиридова), Григория (Чукова), Варфоломея (Городцева), Димитрия (Градусова), Елевферия (Воронцова) . Как обоснованно полагает российский исследователь В.Н. Якунин, разрешения на замещение вдовствующих кафедр и на новые епископские хиротонии были со стороны советской власти шагом навстречу Церкви, призванным продемонстрировать благосклонное к ней отношение . В целях противодействия фашистской пропаганде о непрерывных церковных гонениях в СССР и религиозной свободе, которую якобы несут народам России солдаты вермахта, советское руководство санкционировало проведение двух архиерейских совещаний (фактически — Соборов епископов) в марте и сентябре 1942 г. в Ульяновске, куда из Москвы еще в начале войны через Куйбышев было эвакуировано руководство Московской Патриархии. Архиерейские совещания были организованы в предельно короткие сроки при помощи властей. Участие в мартовском совещании приняли 11 архиереев, т.е. почти весь епископат, находившийся к тому времени на свободе и не оставшийся на оккупированных территориях. Совещание епископов рассмотрело ситуацию в Русской Церкви в связи с объявлением об автокефалии Украинской Православной Церкви, которое сделал епископ Поликарп (Сикорский), пользовавшийся на оккупированных территориях поддержкой фашистов. Архиереи единогласно осудили раскольнические действия епископа и не признали автокефалии Украинской Церкви. На сентябрьском совещании были осуждены четверо прибалтийских архиереев, пославших приветственную телеграмму Гитлеру .

http://bogoslov.ru/article/2252600

   Не случайно то, что широко известное и ранее антиохийское богословие никому не приходило в голову объявлять еретичеством, пока его представитель не очутился на раскаленных стогнах Константинограда. Столица, как всегда, делала политическую и церковную погоду в империи, или, как тогда выражались, во «вселенной» — οκουμνη. Положение обязывает, и главе церковной власти рядом с двором и троном надо было иметь или слишком много безличия, или бездну мудрости, чтобы не поскользнуться и не упасть при громком эхе «вселенной». Православной репутации иерархов Константинополя нельзя сказать, чтобы посчастливилось от самого его появления на сцене истории, как столицы. Вождь арианства Евсевий сразу же захватил Византию вместе с двором под свое влияние. И с тех пор все арианское полстолетие церковь в лице своих старейших апостольских кафедр римской и александрийской величественно боролась с константинопольским арианством и тамошними еретичествующими императорами. Апостольская кафедра антиохийская долгое время омрачала себя солидарностью в арианской политике с Константинополем. Даже внешняя чистка зачумленной ересью столицы произведена была железной метлой Феодосия Великого, пришедшего с Запада под никейским знаменем римского папы Дамаса. Создалась традиция еретической многогрешности придворных ставленников, архиепископов Константинополя и отчасти с ними связанных антиохийцев, в то время как осиянная славой Афанасия Александрия и вдовствующий императорским троном, но гордый своим православием папский Рим сознавали себя на страже вселенского православия и на страже подлинного первенства своих апостолических кафедр против этого неблагословенного выскочки — Константинополя и его маленького епископа с крошечной епархией в границах одной столицы, формально зависевшего от маленького же митрополита Ираклийского. Никакого церковного прошлого, никаких заслуг перед церковью и православием. Только одни раздражающие претензии быть каким-то непрошенным главой церкви — орудием государственной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Просили грузины неоднократно о замещении вдовствующих кафедр, как Урбнисской, Алавердской или Бодбийской; подавали экзарху Евгению в 1841 году прошение, что «со времени закрытия в Гурии архиерейских кафедр религиозность начала падать и гурийцы, живущие, на границе магометанской Турции, нуждаются в непосредственном архипастырском наставлении, вразумлении и укреплении в православной вере, поэтому ходатайствовали даровать им особого архиерея, которому, если не будет назначено казенное жалованье, то они готовы отпускать ему содержание». Это настойчивое ходатайство дворян и князей Гурии было удовлетворено в 1844 году, но в 1885 году экзарх Павел закрыл Джуматскую кафедру, в Гурии, и Чкондидскую, в Мингрелии. Следствием этого было то, что в 1905 году в Гурии чуть было не образовалась республика, народ перестал ходить в церкви. Потийский епископ Димитрий, перерядившись в гражданское платье, должен был бежать, ибо паства за русификаторскую деятельность его возненавидела. «Вспомним, – говорит докладная-записка еписк. Кириона, – неоднократные письменные протесты преосв. Гавриила, а также протест по поводу назначения в Тифлис 1-го викария из русских уроженцев. Наконец петиции грузинского духовенства всего экзархата, дворянства и интеллигенции разве не протест, разве не последствия столетнего горького вдовства Грузинской католикосовской кафедры?» Достоуважаемый исповедник истины и ревнитель своей родной Крестоносной Церкви, преосв. Кирион, умалчивает, как распоряжением ректора Тифлисской семинарии, архим. Никандра, были в июне 1905 г. разогнаны казаками грузинские священники, собравшиеся в зале семинарии на съезд и сколько из них пострадало благодаря ректору. Экзарх был перемещен в Тверь, на богатую кафедру, а о. Никандр получил в Костроме викариатство. Император Николай I на докладе Св. Синода о назначении в Тифлис викарием русского архиерея в 1840 г. дал следующую резолюцию: «Согласен, но знание местного языка почти необходимо, дабы сохранить должное влияние на народ, и потому желательно избрать людей язык знающих, хотя и не столько образованных, сколько сие здесь нужно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 3-й день заседания архиереи утвердили программу предстоящего Поместного Собора. Управляющий делами Патриархии прот. Николай Колчицкий в докладе о порядке избрания Патриарха предложил следующую процедуру голосования: каждый преосвященный, начиная с младшего по хиротонии, на вопрос, кого он с клиром и паствою своей епархии избирает Патриархом, будет отвечать: «Патриархом Московским и всея Руси мы избираем преосвященнейшего (титул, епархия, имя)». После окончания опроса председатель Собора объявит имя архипастыря, избранного Патриархом. Против такого порядка избрания возражал архиеп. Тамбовский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , предлагая повторить опыт Поместного Собора 1917-1918 гг., когда окончательное избрание Патриарха совершалось по жребию из 3 кандидатов, выбранных тайным голосованием на Соборе. Предложение архиеп. Луки не могло быть принято представителями гос. власти, контролировавшими действия церковного управления, поскольку избрание жребием предполагало для них известный риск. Большинство архиереев это хорошо понимало, тем более что с канонической т. зр. вполне правомерно избрание Предстоятеля Церкви открытым голосованием епископов. Поэтому А. С. утвердил порядок избрания Патриарха, предложенный прот. Н. Колчицким. В своем решении Собор опирался на 4-е прав. I Всел. Собора, 3-е прав. VII Всел. Собора и 13-е прав. Карф. Собора. Выбор первого архиерея Поместной Церкви является частным случаем избрания епископов и подлежит общему порядку замещения вдовствующих кафедр. Определение Патриарха в 1917 г. по жребию было уникальным событием в истории церковных выборов. До этого жребий при избрании Первоиерарха применялся лишь в Александрийской Православной Церкви в тех редких случаях, когда кандидаты в Патриархи получали равное количество голосов при повторном голосовании. Архиеп. Лука не согласился с принятым решением и вследствие этого не получил приглашения на Поместный Собор. По докладу прот. Н. Колчицкого было утверждено чинопоследование интронизации Патриарха. На А. С. было решено пригласить на предстоящий Поместный Собор Патриархов К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Грузинского.

http://pravenc.ru/text/76502.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010