В день кончины патриарха Сергия было вскрыто его завещание, составленное в начале Великой Отечественной войны. В согласии с волей почившего первосвятителя Священный Синод утвердил патриаршим местоблюстителем митрополита Ленинградского Алексия. 20 мая местоблюститель направил письмо председателю Совнаркома. «Нашу Православную Церковь , – писал он, – постигло тяжелое испытание: скончался патриарх Сергий, восемнадцать лет управлявший Русской Церковью. Вам хорошо известно, с какой мудростью он нес это трудное послушание; вам известна и его любовь к Родине, его патриотизм… Сего кончиной Церковь наша осиротела. По завещанию почившего патриарха мне судил Бог принять на себя должность патриаршего местоблюстителя… В предстоящей мне деятельности я буду неизменно и неуклонно руководиться теми принципами, которыми отмечена была церковная деятельность почившего патриарха: следование канонам и установлениям церковным, с одной стороны, и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами правительству нашему – с другой». Продолжалась Великая Отечественная война, и в своем первом послании к пастве патриарший местоблюститель призвал верующих усилить молитвы о победе: «Мы переживаем время, когда Господь дарует нам утешение видеть близость победы нашего оружия над врагом. Усилим, братие, нашу молитву о небесной помощи нашему воинству; усилим нашу, хотя малую, как капля в море, но, если она дается от искреннего сердца, – действенную помощь на нужды военные». По призыву местоблюстителя в епархиях и приходах Русской Церкви начат был сбор пожертвований в фонд помощи детям и семьям воинов. После кончины патриарха Сергия внутренняя жизнь Русской Церкви нуждалась в дальнейшем устроении. Первостепенной по важности заботой священноначалия оставалось замещение вдовствующих кафедр, в особенности в освобожденных областях Украины, Белоруссии и Прибалтики. За время местоблюстительства митрополитом Алексием было совершено 16 архиерейских хиротоний. В 1944 г. во епископа Симферопольского был рукоположен бывший архимандрит Александро-Невской лавры Иоасаф (Журманов), на Брестскую кафедру был назначен воронежский протоиерей Алексей Павлович Образцов с пострижением его в монашество и наречением имени Паисий. На кафедру епископов владимирских был назначен священник Н. С. Фестинатов, в постриге нареченный Онисимом. На Смоленскую кафедру священноначалие поставило вдового протоиерея А. В. Смирнова, постриженного с именем Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Еще одно решение Священного Синода связано с тем, что впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси будет возглавлять не только Московскую епархию, но и довольно далеко отстоящую от Москвы Калининградскую. В бытность митрополитом Святейший окормлял эту епархию наряду со Смоленской. И вот калининградские архиереи и духовенство попросили его учредить «Патриаршее наместничество в Калининградской области, по образцу Патриаршего наместничества в Московской области». Патриарх выразил готовность продолжить попечение о Калининградской митрополии в качестве её главы, а Священный Синод это утвердил. И теперь в православных храмах Калининградской области будет звучать непривычное: «О Великом Господине и Отце нашем Кирилле, митрополите Калининградском, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». Синод также вопреки сложившейся традиции объединил две должности – наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ректора Московской духовной академии. Совмещать их будет нынешний ректор МДА викарий Святейшего Патриарха епископ Звенигородский Кирилл (Зинковский). Ранее на протяжении многих лет разные люди были наместником обители и ректором главного духовного учреждения Русской Церкви. Из решения Синода непонятно, то ли прежний наместник епископ Фома (Демчук) чем-то провинился, то ли это принципиальное решение объединить функции наместника Лавры и ректора МДА. Как бы то ни было, епископ Фома отправляется укреплять православие в Саратовскую митрополию, где возглавит Покровскую и Новоузенскую кафедру. Он также освобождён от должности председателя Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь, комиссию теперь будет возглавлять викарий Патриарха архиепископ Егорьевский Матфей. Так что, похоже, речь всё-таки о том, что епископ Фома чем-то провинился… Священный Синод принял решение, выгодное Фанару и Риму? К сожалению, решением Священного Синода почислен на покой один из самых ярких и глубоких проповедников нашей Церкви, авторитетный в патриотических кругах епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов). Его вдохновенные и глубокие проповеди широко распространялись последнее время в сети. Причём, несмотря на свои 78 лет, владыка производил впечатление вполне здорового и дееспособного архиерея. Поэтому мы и сожалеем о решении Священного Синода. Да и вообще, видя множество вдовствующих кафедр в Русской Церкви, решение почислить на покой, хоть и подошедшего по церковному Уставу к предельному возрасту службы архиерея, выглядит не очень понятным. Хотя, возможно, мы не имеем полной информации о состоянии здоровья владыки и каких-то других обстоятельствах. Синоду виднее, конечно...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/ob...

После Крымской войны (1853-1856) поддержка православных арабов стала основным направлением русской политики в Сирии и рассматривалась как единственный способ сохранения там православия. Русским дипломатам пришлось защищать арабов в обострившемся арабо-греческом конфликте. Много лет при поддержке русской дипломатии длилась борьба за замещение епископских кафедр местными уроженцами. Россия сочетала традиционную материальную помощь церквам и монастырям и школам Антиохийского патриархата с дипломатическими методами. Наконец, на очередных патриарших выборах в 1899 г. при значительном содействии русского консула в Дамаске А. П. Беляева на патриарший престол был избран араб, епископ Лаодикийский Мелетий Думани. Преемником Мелетия стал Григорий IV (Хаддад) (1906-1928). На годы его управления приходится наибольшее укрепление взаимодействия России с Антиохийским патриархатом. Родился будущий Патриарх Григорий в селении Абэйэ в бедной крестьянской семье. Обучался он сначала в местной школе американской миссии, затем с 1859 г. под покровительством Бейрутского митрополита Гавриила в духовной школе в Бейруте. Самообразованием Патриарх Григорий занимался всю жизнь. С 1879 г., в сане иеродиакона, Григорий активно участвует в деятельности Бейрутской епархии, был председателем общества «Апостол Павел», писал статьи для просветительской газеты «Дар». В 1890 г. он был избран на вдовствующую Триполийскую кафедру, которую возглавлял в течение пятнадцати лет. Молодой митрополит заботился об образовании своей паствы, занимался благотворительностью и тем самым завоевал большое доверие населения. Подобно своему предшественнику Мелетию, Григорий долгое время не был признан греческими первоиерархами Востока. Лишь в 1909 г., после младотурецкой революции, русскому послу в Константинополе Н. В. Чарыкову удалось добиться его признания патриархом Константинопольским Иоакимом III. Сотрудничество патриарха Григория с Россией началось еще задолго до его интронизации: в 1890-е годы, будучи митрополитом Триполийским, он благословил Палестинскому обществу открывать школы в его епархии. Императорское Православное Палестинское общество было основано в 1882 г. В числе его первоочередных задач входила организация приходских школ в арабских деревнях. В период между 1895 и 1910 г. ИППО открыло 77 школ для 10 000 учеников: 27 в северной Сирии, 45 в южной Сирии и 5 в Бейруте. Содержание этих школ требовало больших расходов (только в 1891-1892 гг. они обошлись в 26.300 руб.). Эти школы сыграли большую роль в сохранении арабской православной культуры, просвещении народа и вместе с тем укрепляли авторитет православной России на Ближнем Востоке. Антиохийские патриархи и епископы охотно предоставили Палестинскому обществу часть школ и давали разрешения на основание новых.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

5. Место наречения и хиротонии архимандрита Сергия (Зятькова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 6. Образовать в пределах Смоленской области Смоленскую митрополию, включающую в себя Смоленскую и Вяземскую епархии. 7. Главой Смоленской митрополии назначить Преосвященного Смоленского и Рославльского Исидора. ЖУРНАЛ 9 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вдовствующей кафедры Петрозаводской епархии в связи с кончиной митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии. 2. Выразить благодарность Преосвященному Константину за архипастырское управление Курганской епархией. ЖУРНАЛ 10 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении кафедр Курганской и Биробиджанской епархий. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Курганским и Белозерским, главой Курганской митрополии назначить архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, поблагодарив его за труды по управлению Биробиджанской епархией. 2. Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским назначить епископа Бикинского Ефрема, викария Хабаровской епархии. ЖУРНАЛ 11 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Чистопольской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Чистопольским и Нижнекамским избрать иеромонаха Пармена (Щипилева), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Пармена (Щипилева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ в связи с повторным прошением, поданным Преосвященным митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением возраста превышающего 75 лет. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

http://pravoslavie.ru/79120.html

—107— Главной темой второй сессии Собора было устройство епархиального управления. Обсуждение ее началось еще до рождественских каникул с доклада профессора А. И. Покровского . Предложенный отделом епархиального управления проект явился попыткой возвратить Церковь к идеалу епископально-общинного управления. 54 Серьезные споры разгорелись вокруг положения проекта о том, что епископ «управляет епархией при соборном содействии клира и мирян». Предлагались различные поправки: целью одних было резче подчеркнуть богоучрежденную власть преемников апостолов, авторы других поправок преследовали противоположные цели: наделить клир и мирян более широкими правами в решении епархиальных дел. Профессор И.М. Громогласов внес предложение заменить формулу «при соборном содействии клириков и мирян» словами «в единении с клиром и мирянами». Поправка Громогласова была принята на пленарном заседании, но епископское совещание, охраняя канонические основания церковного строя, отвергло ее. В окончательной редакции «Определения об епархиальном управлении» восстановлена формула проекта: «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян». 55 Разногласия обнаружились и по вопросу о замещении вдовствующих кафедр, архиепископ Тверской Серафим высказался за то, чтобы избрание нового епископа было делом самих архиереев. Его оппоненты предлагали предоставить выборы клирикам и мирянам. Восторжествовал компромиссный вариант, по которому «архиереи округа или, при отсутствии округов, Священный Синод составляют списки кандидатов, в которые после канонического одобрения включаются и кандидаты, указанные епархией». 56 Сами же выборы должны осуществляться архиереями округа или епископами, назначенными Синодом, совместно с клиром и народом епархии. Назначение и перемещение архиереев высшей церковной властью допускалось лишь в исключительных случаях. 1-ое правило Никейского Собора предусматривает избрание ставленника на вдовствующую кафедру епископами митрополичьего округа: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам». В древности народ участвовал в избрании епископа только как свидетель его добропорядочности и правой веры». 57

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1895. S. 52-53; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 3-9; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 5; Theoph. Chron. P. 107; Johannes Rufus. 1982. 10, 25, 56.). И. прибыл в Кесарию и сразу столкнулся с протестующими. Комит Востока Дорофей не допустил монахов в Кесарию, но их делегация потребовала от И. отречься от халкидонских постановлений. И. отказался и в ответ на угрозы расправы был вынужден покинуть Кесарию и отправиться в К-поль за помощью императора. Вскоре Феодосий был самочинно возведен на Патриарший престол Иерусалима в храме Гроба Господня и начал создавать иерархию из лояльных ему епископов. Одним из рукоположенных Феодосием в 452 г. был известный впосл. лидер монофизитства Петр Ивер , ставший епископом Маюмы. Все епископы, поддержавшие решения Халкидонского Собора и И., были изгнаны с кафедр. На стороне восставших выступила проживавшая в Иерусалиме вдовствующая имп. Евдокия ( Leo Magn. Ep. 117//ACO II. T. 2. Vol. 4. P. 69). В то же время часть клира и монахов, в т. ч. св. Евфимий Великий и братия Великой Лавры, отказались поддержать восставших ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 42-45). Сторонники И. подвергались насилию, их дома и церкви громили и жгли; восставшими был убит еп. Севериан Скифопольский. Восстание охватило всю Палестину и Иерусалимская Церковь некоторое время была на грани раскола. Феодосий занимал Патриарший престол в течение 20 месяцев. В это время наряду с И. в К-поль прибыло посольство и от него, чтобы попытаться склонить столичные власти на свою сторону. В послании имп. Маркиану Феодосий и его сторонники оправдывались, заявляя, что насилие в Палестине чинили не монашествующие и клир, а городская толпа и некие чужаки. Стремясь смягчить догматические противоречия с халкидонскими постановлениями, мятежники также провозгласили анафему Евтихию (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 127-129; ДВС. Т. 3. С. 174-177). Тем не менее имп. Маркиан и августа Пульхерия встали на сторону И. В кон. 452 или нач. 453 г. Маркиан и Пульхерия отправляли письма архимандритам и монахам Иерусалима, в которых упрекали их в мятеже, убийствах, захвате Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/1237733.html

3. Устройство епархиального управления и суда 4. Монастыри 5. Церкви 6. Бедность монастырей и церквей и сохранившиеся церковные драгоценности 7. Содержание православного духовенства 8. Духовная литература и письменность 9. Свидетельство современника каноника Сакрана 10. Значение этого свидетельства, случаи обращения русских к латинству Глава II. Спокойное состояние православия, лишь изредка нарушавшееся борьбою с латинством, без попыток к унии (1503–1555) I. Митрополит Иона II 1. Перемена в положении великой княгини и королевы Елены 2. Избрание по ее ходатайству и утверждение королем Александром митрополита Ионы II; кто и каков он был и когда поставлен 3. Новые жалованные грамоты Александра православным и их духовенству 4. Письма короля Александра и маршалка Ходкевича к Вселенскому патриарху о Супрасльском монастыре и благословенная грамота монастырю от патриарха 5. Ходатайство митрополита Ионы об освобождении сына его из московского плена 6. Возобновление Коложского монастыря в Гродне и благословенная грамота ему митрополита Ионы 7. Духовные завещания митрополита Ионы 8. Новые пожертвования на православные церкви и монастыри; замечательная грамота о пожертвованиях князя Димитрия Путятича, показывающая число архиерейских кафедр в Литве и церквей в Вильне II. Митрополит Иосиф II Солтан 1. Положение вдовствующей королевы Елены при новом короле Сигизмунде и ее кончина 2. Избрание митрополита Иосифа Солтана, его происхождение, предшествовавшее служение и время поставления на митрополию 3. Виленский Собор 1509 г. 4. Грамота Сигизмунда митрополиту Иосифу и всем епископам о неприкосновенности их древних церковных прав и преимуществ 5. Второй Собор в Вильне 6. Деятельность митрополита Иосифа как епархиального владыки 7. Заботливость его об исправлении нравственности в епархии 8. Благословенная грамота виленскому братству дома Пречистой Богоматери 9. Грамота всем православным гражданам Вильны о мере участия их в делах приходских церквей 10. Заботливость митрополита Иосифа о Супрасльском монастыре: устав монастырю, грамота пожертвования

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

С 15 по 17 июня 1932 г. в Таллине проходил V Собор ЭАПЦ, на котором решался вопрос о замещении Нарвской кафедры, вдовствующей после кончины архиеп. Евсевия (Гроздова). 14 июня представителями Нарвской епархии в качестве кандидата в архиереи был избран прот. А. Ф. Остроумов, настоятель Успенского собора г. Тарту. Однако эст. большинство Собора проголосовало за перемещение на Нарвскую кафедру И. вопреки его несогласию и протестам о нарушении канонических правил. Позднее митр. Александр прямо признал, что решение о перемещении И. с Печерской кафедры было принято «ввиду уклонения его в должности настоятеля Печерского монастыря от подчинения Уставу Эстонской Православной Церкви и от исполнения предписаний Высшей церковной власти». И. заявил, что не оставит Печерский мон-рь и что готов остаться там простым монахом. И. было указано выехать из монастыря до 1 авг. 1932 г. Он не подчинился этому решению, и указом митр. Александра от 2 авг. был запрещен в священнослужении в церквах епархии, в т. ч. и в Печерском монастыре; указом от 11 авг. официально отрешен от должности настоятеля Печерского мон-ря. 19 окт. 1932 г. митр. Александр без канонического суда исключил И. из списка монашествующих Печерского мон-ря. 3 (по др. данным, 4) нояб. 1932 г. И. был выселен из мон-ря судебным приставом в присутствии чинов полиции и уполномоченного Синода ЭАПЦ. 19 дек. Нарвский епархиальный совет сообщил И. резолюцию митр. Александра от 17 дек. об условиях его вступления на Нарвскую кафедру, ограничивавших свободу совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. 28 дек. И. обратился к митр. Александру с посланием, заявив о согласии «ради скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской кафедрой до получения ответа на ходатайство, посланное им К-польскому Патриарху. 30 дек. последовал указ митр. Александра о том, что И. «больше не состоит на службе Эстонской Апостольской Церкви». И. проживал в своем доме в Петсери с матерью как частное лицо. В янв. 1934 г. выехал в Югославию по приглашению Патриарха Сербского Варнавы (Росича) . По пути останавливался в Риге, где дал интервью рус. газ. «Сегодня», в к-ром подчеркнул, что правосл. рус. население испытывает притеснения «главным образом со стороны эстонской части православного духовенства», в то время как эст. население и эст. гос. деятели относятся доброжелательно «к нуждам православия». В Варшаве встречался с Предстоятелем Православной Церкви в Польше митр. Дионисием (Валединским) . Был принят в Югославии Патриархом Варнавой, побывал в Белграде и Сремски-Карловци, сослужил в рус. правосл. храмах в юрисдикции РПЦЗ, прочел лекцию о положении рус. населения в Эстонии и в Советской России. По некоторым данным, И. было предложено занять одну из архиерейских кафедр РПЦЗ, однако он отказался. 30 янв. отбыл из Белграда в К-поль, где подал жалобу Патриарху Фотию II , к-рый, видимо, отказал ему в личной встрече.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути, по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». В таком же роде высказывается и 19-е правило Антиохийского собора, причем добавляет: «Аще же вопреки сему определению поступлено будет, да не имеет никакой силы поставление. Но аще поставление совершится по определенному правилу, а некоторые по своей любопрительности воспрекословят, да превозмогает решение множайших». По выслушании заявления митрополита Кизического, против него выступили с возражениями митрополиты Ефесский, Иконийский и Авидский и сказали, что он несправедливо докладывает, будто не был приглашен для участия в замещении упомянутых кафедр. В частности, митрополит Иконийский сказал, что во время брака двоюродной сестры референдария он встретил в числе приглашенных и митрополита Кизического и уведомил его об имеющем на следующий день состояться избрании на кафедры Клавдиопольскую и Маронийскую; а на выборы архиереев для остальных Церквей было постановлено пригласить его письменно. В доказательство справедливости своего возражения митрополит представил протокол патриаршего нотария Стефана Нарсита, составленный 23 августа недавно исполнившегося четвертого индикта. Он был прочитан и гласил следующее. По приказанию святейшего патриарха и с ведома честнейшего хартофилакса Великой церкви Евстафия Хандрина, он, Стефан Нарсит, чиновник канцелярии хартофилакса (πισκοπειανς) Константин Хиромах и еще Феодор Фиалит и Михаил Хамули отправились 23 августа пригласить митрополита Кизика Иоанна явиться на следующий день в божественный и священный синод и присутствовать на имеющих состояться выборах для вдовствующих Церквей или высказать свое мнение; посланные должны были также заявить Иоанну, что если он не явится, то выборы будут произведены и в отсутствие его, потому что о таких избраниях ему уже сообщалось иным способом – через епископа Константина Хиромаха, и он не захотел исполнить повеления. Посланные пришли в дом Иоанна, находившийся близ Студийского монастыря, и нашли митрополита лежащим, под предлогом болезни, в постели. Они передали ему патриарший приказ и добавили, что выборы будут завтра произведены и без его участия, если он не явится в синод или письменно не изложит свое мнение. На это митрополит ответил: как и в других случаях выборы архиереев производились его собратьями без его участия и голоса, так пусть будет сделано и на предстоящем собрании, потому что он, вследствие сильной болезни, не может явиться в синод и присутствовать на выборах. Посланные много раз предлагали ему хотя бы изложить свое мнение, но он не пожелал и это сделать. По поводу происшедшего и был составлен изложенный акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Другая и представляющаяся более правдоподобной гипотеза, которую разделяют многие из историков Древней Руси и церковных историков, отождествляет митрополита с преподобным Иларионом Печерским, «в Киево-Печерском патерике названным “черноризцем Ларионом”, который был “книгам хитр писати и съй по вся дьни и нощи писаше книгы в келии… Феодосия”» . В «Каталоге российских архиереев», который был составлен в середине XVIII столетия, читается: «Преставися в лето 6579 (1071) и положен бысть в Печерском монастыре. И крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен. Сей святый Иларион митрополит первее начат копати пещеру» . Святитель Иларион был первым и непревзойденным духовным писателем домонгольской эпохи Святитель Иларион был первым и непревзойденным духовным писателем домонгольской эпохи. Его главное и широко известное творение – «Слово о законе и благодати», произнесенное в храме Благовещения на Золотых воротах в промежуток между 1037 годом, когда эта церковь была построена, и 1050 годом, когда преставилась супруга Ярослава Мудрого Ингигерда – Ирина, в присутствии которой в храме вместе с мужем это «Слово» было оглашено. Завершающая часть этого творения – «Похвала» Крестителю Руси святому Владимиру, которого он называет каганом – титулом, который заимствован был у хазар и на востоке Европы в ту пору возвышался над другими титулами, считаясь равным императорскому или царскому. Церковное управление в правление Ярослава Мудрого Церковная власть осуществлялась митрополитами Киевскими с собором епископов. Митрополит с собором открывал новые епископские кафедры, но в этом деле часто решающее значение имела воля великого или удельного князя; в отдельных случаях на это требовалось согласие патриарха. Митрополиту с собором принадлежало право поставления епископов. Вопрос о замещении вдовствующих кафедр митрополит согласовывал с князем. Как общие пастыри Русской земли митрополиты имели также право административного надзора за всеми епархиями Русской Церкви; вместе с собором они вершили суд над епископами.

http://pravoslavie.ru/158342.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010