По какой необходимости? Я вижу другую необходимость, большую той, о которой ты говоришь, такую, которая достаточна для удержания ее при покойном, именно испытание горестей мирской жизни. Та, которая проводила такую жизнь долго и довольно насладилась ею, может опять обратиться к подобной жизни в надежде найти те же удовольствия; но та, которая в самом начале (супружеской жизни) испытала такие огорчения, по какому побуждению и с какою надеждою пойдет навстречу тем же неприятностям? И желающий торговать, если, не получив еще никакой прибыли, при самом выходе из пристани, потерпит кораблекрушение, неохотно потом возьмется за торговлю. Так и эта вдова, которая ожидала (от брака) много удовольствий и, не успев хорошо изведать их, испытала такую горесть, конечно, не полюбит мирской жизни, если не будет весьма невоздержною, или лучше сказать, хотя бы она имела пламенное расположение и сильное пристрастие к этой жизни: неприятное начало достаточно может погасить страсть ее. Мы обыкновенно держимся весьма крепко своих предприятий, когда хорошо начали их; когда же с самого начала и, так сказать, с первого шага встретим неприятности и неудобства, тогда скоро отказываемся от своего намерения, охладевающего в нас. Так и овдовевшие рано сами должны бы отказываться от второго брака, чтобы опять не потерпеть того же. Остающаяся во вдовстве может жить спокойно и не опасаться опять такого же горя, а вступившая во второй брак необходимо будет ожидать того же несчастия. Кроме того, хотя состояние вдовства одинаково, но не все вдовы получат одинаковые за него награды, но одни большие, а другие меньшие; принявшие это иго в молодости удостоятся большей чести и награды, нежели овдовевшие в самой старости. Почему? Потому, что первая (вдова), несмотря на множество препятствий, все перенесла по страху Божию, а последняя не понесла и малого подвига и труда; ибо какой труд там, где нет ничего требующего усилий? Посему, как вышедшая за другого меньше имевшей одного мужа, так остающаяся во вдовстве с самой юности, много может превзойти потерявшую мужа в старости; хотя у обеих было по одному только мужу, но одна из них прошла (целое) поприще чистоты, другая же далеко отстала позади.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

7:10), и потребуется отчет в делах наших, тогда уже нельзя будет нам получить разрешение грехов, но волей–неволей мы будем привлечены к должному наказанию за них. И тогда никто не может умолить за нас, но если бы даже кто–либо имеющий дерзновение, равное с великими и дивными мужами, как Ной, Иов, Даниил, стал умолять хотя бы за сыновей и дочерей своих, не достигнет успеха; грешникам необходимо будет подвергнуться вечному наказанию, равно как праведникам удостоиться наград. А что ни тем, ни другим не будет конца, это объявил Христос, сказав, что как жизнь будет вечной, так вечным будет и наказание. Когда Он одобрил стоявших по правую сторону и осудил стоявших по левую, то прибавил: « и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную » (Матф. 25:46). Посему всячески нужно все благоустраивать здесь, и имеющему жену быть как не имеющему, а действительно не имеющему вместе с девством упражняться и во всякой другой добродетели, чтобы по исходе отсюда не рыдать нам тщетно. К МОЛОДОЙ ВДОВЕ Предлагаемые два слова написаны св. Иоанном Златоустом к молодой вдове, которой муж, по имени Фирасий, был знатный и благочестивый человек и умер в цветущем возрасте после пяти лет супружества. Преподавая вдове христианские утешения и увещания, святитель касается некоторых исторических лиц и событий, по которым можно заключать о времени написания этих слов. Так, в 4–м отделении первого Слова, где тогдашний римский император представляется воюющим с варварами, говорится о Феодосии Великом, который со времени провозглашения своего императором в 379 г., вел почти непрерывную войну с готами до решительного поражения их в 382 г. Посему можно заключать, что первое Слово написано не ранее 380 и не позже 382 г. Второе же Слово, конечно, последовало вскоре за первым.   СЛОВО ПЕРВОЕ Скорбь молодой вдовы Фирасия и утешение ей. — Бог печется о вдовах. — Достоинство вдовства почитается у христиан и язычников. — Радостность надежды и уверенности в том, что мы вновь увидим тех, кого любили. — Кратковременность земной жизни, сопровождающие ее бедствия и непрочность счастья. — Доказательство этого последнего положения. — Пример двух вдов богатых и высокопоставленных, которые после смерти своих мужей дошли до крайней бедственности. — Пример девяти императоров, царствовавших в Константинополе, из которых семеро погибли от насильственной смерти. — Изображение славы и блаженства, которыми наслаждается Фирасий на небесах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Если же Он не попустил быть кораблекрушению во время такой бури, но тем более сохранит твою душу во время тишины, и облегчит для тебя тяжесть, как вдовства, так и представляющихся в нем бедствий. 3. Если же тебя смущает не название вдовы, а потеря такого мужа, то согласно с тобою и я признаю, что на всей земле между светскими людьми немного бывало таких любезных, кротких, смиренных, искренних, разумных и благочестивых. Но, если бы он совершенно разрушился и обратился в ничто, тогда следовало бы скорбеть и сокрушаться; если же он приплыл в тихую пристань и переселился к своему истинному Царю, то об этом должно не плакать, а радоваться. Эта смерть не смерть, но некоторое переселение и перемещение из худшего (состояния) в лучшее, с земли на небо, от людей к ангелам и архангелам, к Владыке ангелов и архангелов. Здесь на земле, когда он служил царю, ему можно было ожидать опасностей и многих козней от завистников; ибо по мере того, как возрастала его знаменитость, умножались и козни врагов; а по отшествии туда, ему уже не нужно опасаться ничего такого. Поэтому, сколько ты скорбишь о том, что Бог взял к себе столь полезного и добродетельного человека, столько же должна и радоваться, что он переселился отсюда с великою безопасностью и славою, и, избавившись от смятений настоящей непостоянной жизни, пребывает в совершенном мире и спокойствии. Подлинно, не странно ли признавать небо гораздо лучшим земли, а переселившихся отсюда туда — оплакивать? Если бы покойный жил порочно и вопреки воле Божией, то следовало бы сокрушаться и рыдать о нем не только по смерти, но и при жизни его; а так как и он принадлежал к числу возлюбленных Божиих, то одинаково должно радоваться, жив ли он, или умер. И что так должно поступать, об этом ты конечно слышала от блаженного Павла, который говорит: « Разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше » (Флп. 1:23). Но ты, может быть, хочешь слышать слова мужа и наслаждаться дружбою с ним, желаешь по–прежнему обращаться с ним, и пользоваться бывшею при нем славою, блеском, почетом и спокойствием, и потеря всего этого смущает и омрачает тебя? Любовь к нему ты можешь сохранять и теперь также, как и прежде; сила любви такова, что она объемлет, совокупляет и соединяет не только тех, которые находятся при нас, или близко к нам, и которых мы видим, но и тех, которые удалены от нас; ни продолжительность времени, ни дальность расстояния, и ничто другое подобное не может прервать и прекратить душевную дружбу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Но так как при разборе первого мнения мы доказали, что как апостол Павел ни в разбираемой формуле, ни в других местах не предписывает и не рекомендует брачного состояния предпочтительно перед безбрачным ни мирянам, ни в особенности клирикам, а наоборот, то большую посылку нужно призвать всецело ложной и следовательно ложным нужно признать и заключение. Вся аргументация против первого толкования вполне приложима таким образом, и по второму. Но если вдовство рассматривать не как один из видов безбрачного состояния, а само по себе, тο и тогда будет ясно, что апостол не мог считать его несовместимым с хиротонией. Везде апостол состояние вдовства ставить выше второбрачна в нравственном отношении ( 1Кор.7:8 53 ; 27, 40, ср. 33, 36), хотя и не считает его обязательным (см. 1Кор.7:2, 9 ). А так как в своем перечислении качеств священнослужителей апостол исходит из той точки зрения, что священнослужитель должен быть образцом для мирян в нравственной жизни, то, очевидно, вдовство более гармонирует с хиротонией, чем второбрачие. Это же доказывает и сопоставление апостольской формулы с 1Тим.5:9, 12 (ср. 4, 3; 5, 4). В первом месте апостол говорит, что в числе церковных вдовиц может быть пожилая вдова, бывшая женой одного мужа. Во втором он запрещает ставить в диакониссы молодых вдовиц на том основании, что они в противность Христу желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру». Таким образом, апостол советует принимать в клир только единобрачных вдов и требует, чтобы они остались вдовами и всю дальнейшую жизнь, а желание снова выйти замуж считает противным Христу и данному имя обету. Между тем тут же апостол осуждает запрещающих вступать во второй брак (4, 3) и о вдовах, не вступивших в клир, говорит «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей» (5, 14). Очевидно, единственной причиной неодинакового отношения к браку молодых вдов в ст. 12–13 с одной стороны и в ст. 14 с другой является то обстоятельство, что в одном случае говорится о вступивших в клир вдовах, а в другом о не вступивших. Таким образом, с принадлежностью к клиру несовместимо не вдовство, а второбрачие и если второбрачие не совместимо с простой принадлежностью к клиру, то тем более со священнослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   40. А что сказать о трезвости? Воздержность — это, конечно, добродетель жен. И вот, когда мужчины упились вином и погрузились в глубокий сон, вдовица вынула меч, подняла руку, отсекла голову воителя и совершенно невредимо прошла посредине неприятельского войска (Иудиф. 13, 4 и след.). Итак, смотрите, как сильно могло бы повредить опьянение женщинам, если вино настолько сильно опьяняет мужчин, что даже женщины становятся способными их победить? Поэтому, будь воздержна, вдова! Будь прежде всего чиста от вина, чтобы иметь возможность быть чистой и от прелюбодеяния. Прелюбодеяние тебя ни в каком случае не соблазнит, если только вино не будет для тебя соблазном. В самом деле, если бы Иудифь упилась, то она уснула бы с прелюбодеем. А так как она не пила, то и оказалась в состоянии, благодаря своей трезвенности, без всякого усилия победить и обмануть пьяное войско.    41. Это деяние не есть дело правой руки, напротив — скорее победа мудрости. В самом деле, победив рукой одного только Олоферна, она мудростью победила все неприятельское войско (Иудиф. 14, 1 и след.). Повесив голову Олоферна, чего не мог придумать ум мужчин, она ободрила своих воинов и привела в смятение неприятеля; она своих возбудила стыдом, а неприятеля привела в замешательство страхом. Таким образом, неприятель был побежден и обращен в бегство. Словом, воздержание и трезвость одной вдовы одержали победу не только над ее природой, но — что еще важнее — даже придали храбрость мужам (Иудиф. 15, 1 и след.).    42. И вот, прославленная этой победой, она, — которой по праву победы возможно было, конечно, и радоваться и веселиться, — однако не нарушила обетов своего вдовства: она отнеслась с презрением ко всем тем, которые искали брака с ней, она сняла с себя одежду веселия и (опять) облеклась в одежду вдовства; она не возлюбила украшений своего триумфа, полагая, что те украшения, которыми побеждаются пороки тела, гораздо лучше тех, коими побеждается оружие врагов (Иудиф. 16:26 и след.). Глава восьмая    43. И пусть не думают, что это только единственная вдовица, совершившая такое неподражаемое дело. Кажется, никак нельзя сомневаться в том, что были многие и другие вдовицы, который обладали такой же или несколько похожей добродетелью; ведь хорошая жатва обыкновенно приносит много колосьев, наполненных зерном. И не сомневайся, что жатва древних времен была обильна многими мужественными женскими характерами. Но так как говорить о всех подобных женщинах слишком долго, то узнай хоть некоторых из них, особенно же Деввору, о подвиге которой нам повествует Писание (Суд. 4:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В духовном родстве степени считаются только в прямой нисходящей линии, т. е. от восприемника к его прямым потомкам и от воспринятого к его прямым потомкам; в восходящей линии стоит только мать воспринятого, с которою восприемник и его нисходящие родственники не могут вступить в брак. Счисление степеней одинаково со счислением их в кровном родстве, а духовное рождение считается так же, как и телесное, следовательно, сколько этих рождений между данными лицами, столько и степеней. Напр., А был восприемником при крещении Г; здесь одно рождение (духовное), следовательно, одна и степень, почему восприемник с своим воспринятым стоит в первой степени духовного родства; А (восприемник) с матерью (Б) воспринятого находится во второй степени, так как здесь одно рождение (духовное) между А и Г и одно телесное между Г и Б; между родным сыном (В) восприемника и его крестным сыном (Г) тоже два рождения и, следовательно, вторая степень; в той же второй степени стоит восприемник к дочери (Д) своего крестного сына, а сын восприемника (В) стоит в отношении к ней (Д) в третьей степени. Эти родственные отношения являются брачным препятствием в духовном родстве; и здесь получает начало общее и основное правило, которому в данном отношении необходимо следовать 2260 . § 164. г) Полусвойство Полусвойством ( οονε γχιστεα, quasi affinitas, affinitas ficta) называется отношение, возникающее вследствие обручения между женихом или невестою и известными их родственниками с одной стороны, и женихом или невестою с другой. Основание этого полусвойства есть обручение ( μνηστεα) 2261 ; и возникло оно из понятия об одинаковом значении брака и обручения (§ 153). Как из заключенного брака возникали между известными лицами определенные степени родства и свойства, точно так же и из обручения возникали соответствующие степени, в которых брак был запрещен, так они существуют и в полусвойстве. Определение и счет степеней здесь те же, что и в свойстве. По римскому праву, в полусвойстве воспрещается брак между сыном и обрученною невестою его отца, и наоборот, между отцом и обрученною невестою его сына; затем, между мною и обрученною невестою моего брата, и наконец, между обрученным женихом и матерью обрученной с ним невесты 2262 . Это было принято и церковью, особенно когда обручение стало совершаться с известным церковным обрядом 2263 . В настоящее время, по окружному посланию Константинопольского патриаршего синода от сентября 1868 г., запрещен брак обрученного жениха с вдовствующею матерью его покойной невесты. Напр., А был обручен с Г, дочерью вдовы Б; эта обрученная Г умирает,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Но весьма замечательно, что ни в каком другом творении св. Златоуста не встречается снова выражение тех мыслей, какие он восхвалял в третьей книге своей «Апологии монашеской жизни». Действительно, мы не видим, чтобы в какой-нибудь из своих антиохийских или константинопольских бесед он воспроизвел их. Несомненно, нужно видеть в этом то же влияние опытности, какое мы уже отметили по поводу трактата «О девстве» говоря об изменении его мыслей, относительно брака. С тех пор как в сане священника он вступил в прямые и постоянные сношения с христианскими семействами, он чувствовал, что прежнее его желание трудно осуществимо. Даже в Констатинополе он имел много случаев видеть монахов, гораздо меньше уважавших свой чин, чем монахи сирийские. Он должен был подавлять пороки, осуждать леность этих бесстыдных нищих, которые под предлогом аскетизма эксплуатировали тогда великий город, доступный всякому притворству и богатый добродетелями, и несомненно, он думал, что лучше вселить благочестие в недра семейств, чем подвергаться риску неблагоразумно увеличить блуждающую толпу недостойных монахов. Если таковы были размышления, которыми объясняется его молчание, то он не должен был раскаяться в них во время своего путешествия в ссылку, когда толпа фанатиков-монахов преследовала его на каппадокийских дорогах и изгнала из Кесарии. Уже сама по себе столь трудная задача воспитания особенно осложняется тогда, когда умирает отец и передает это дело исключительно вдове. Мы уже видели, что св. Иоанн советует вдовам, хотя и не вменяет им в абсолютную обязанность, не вступать в новую связь, и нам еще представится случай видеть положение тех вдов, которые составляли особое сословие в клире. Мы здесь хотим отметить только роль вдовы в лоне семьи, когда мужа более нет в живых. Св. Златоуст часто повторял, каким беспокойствам и даже опасностям подвержена вдова. И он обыкновенно высказывал это в столь энергичных и точных выражениях, что можно видеть здесь нечто большее, чем простое общее место, всегда и везде справедливое. Можно заключать, что в его время положение вдов было особенным – тягостным и опасным. «Ужасные несчастия вдовства, – восклицает он однажды в книге «О священстве», – могут знать только те, кто вынес их жестокое испытание!». «Не видим ли мы каждый день, – говорит он в другом месте (в 48-й беседе на книгу «Бытия») – что расхищают имение вдов и грабят сирот?» В третьем месте он показывал этих бедных вдов, жертв собственной неопытности, доведенных до нищеты и пользующихся проездом императора по их городу, чтобы прибегнуть к его вмешательству и вымолить его всемогущее покровительство. Здесь почти не приходится входить в более подробное исследование положения вдов, именно: особенностей их юридического положения, благодаря которым грабеж их был более легким и многократным; для нас достаточно знать, по сообщаемым св. Златоустом данным, что расхищать их имение было очень нетрудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мать приводит к сыновьям не воспитателя, но врага, не отца, а тирана. Воспламененная похотью, она забывает о плодах чрева своего, и среди малюток, не знающих своего несчастия, она, когда-то плачущая мать, вступает в новый брак. К чему говорить об отцовском наследии или о высокомерии врагов? Признайся в постыдных побуждениях. Никакая женщина не выходит замуж без того, чтобы не спать с мужем. Или если похоть не движет тебя, то что за безумие, подобно развратным людям, жертвовать своей чистотой для приумножения богатств и из-за вещи дешевой и скорогибнущей губить целомудрие, многоценное и вечное? Если имеешь детей, то зачем же вступать во второй брак? Если не имеешь детей, то отчего не боишься испытанного неплодия и из-за неверного приобретения идешь на верный стыд? Теперь тебе пишут брачные условия, чтобы в скором времени ты не замедлила сделать завещание. Предполагается возможной болезнь мужа и то, что он в случае продолжения жизни своей сам исполнит желаемые им со своей стороны твои посмертные распоряжения, или предполагается возможным тот случай, что если ты будешь иметь детей от второго мужа, то возгорится домашняя война, внутренние несогласия. Нельзя тебе будет любить детей и благосклонно смотреть на тех, кого ты родила. Украдкой ты будешь давать пищу своим детям. Живой муж станет завидовать мертвому; если ты не будешь ненавидеть детей от первого брака, то ему представится, что ты еще любишь их отца. Если же новый муж, имея детей от первой жены, введет тебя в свой дом, то хотя бы ты была в высшей степени снисходительной, все-таки все комики, и мимо графы, и риторы в своих общих местах будут провозглашать тебя свирепейшей мачехой. Если пасынок захворает и заболеет у него голова, то скажут, что ты хочешь извести его. Если не дашь ему пищи, назовут тебя жестокой; если дашь, назовут потатчицей. Скажи, сделай милость, что такое за благополучие во втором браке, которое могло бы перевесить собой все эти неудобства? Пожелаешь ли знать, каковы должны быть вдовы? Раскроем Евангелие от Луки.

http://pravoslavie.ru/2725.html

I    Араузионский [Оранжский] Собор (8 ноября 441 г.), канон 26 Диакониссы вообще не должны посвящаться. Если таковые уже имеются, то пусть преклоняют головы под благословение, преподаваемое народу. Женщина, дав перед епископом в секретариуме обет хранить вдовство, принимает в знак отличия от епископа одеяние вдовы. А если кто-то ее соблазнит или она сама отступит от данных обетов, то ее следует наказывать по заслугам 166 . Concilium Veneticum (а. 465), can. 4 CLCLT: С PL 1783 SL 148 (ed. С. Munier, 1963. P. 152). Eas quae uirginitatem professae et benedictionem fuerint per manus impositionem sub contestatione huius propositi consecutae, si fuerint in adulterio deprehensae, cum adulteris ipsarum arcendas a communione censemus. Венетский [Ваннский] 167 Собор (465), канон 4 Тех же [женщины], кто подвизается в девстве и следует благословению, данному [им] через возложение рук под клятвой исполнять это обещание, если будут уличены в блуде, постановляем отлучать от Причастия вместе с их сожителями. Concilium Epaonense (6–15.09.517), can. 21 CLCLT: CPL 1785b (Mutatio), SL 148Л (Concilia Galliam. A. 314 – A. 506/Ed. C. deClercq. Turnhout, 1963); Les canons des Conciles mérovengiens (VI–VII siècles). P., 1989. T. 1 (SC 353, ПУБЛИКАЦИЯ по предыдущему изданию Де Клерка). P. ПО; Monumenta. P. 47: Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/ Ed. J. D. Mansi. Florentiae, Venetus , 1757–1798. T. VIII. P. 561 168 = II Concilium Turonense (a. 18. 11. 567), can. 21 (20). Местонахождение Эпаона точно не определено (на территории коммуны Альбон, между Вьенной и Балансом). Данный Собор сыграл важную роль в организации Церкви Бургундского королевства. Benedictio poenitentiae – обряд, связанный с возложением рук епископа на кающегося. Таким образом, посвящение диаконисс рассматривалось как тяжелое прегрешение. Под «возвращением» подразумевались сугубые покаяние и молитва , то есть аскетическая жизнь, которой ранее посвященные женщины могли отличаться от мирян 169 . Viduarum consecrationem, quas diaconas uocitant, ab omni regione nostra paenitus abrogamus, sola 170 paenitentiae benedictione, si conuerti ambiunt, imponenda.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ борется за первенствующую роль с этими последними остатками харизматического времени (стр. 150), когда институт вдовиц уже разлагается, готовясь к замене чином диаконис, случившейся в первой половине III в. (стр. 156). Тут всё сомнительно или гадательно, не говоря уже о том, что харизматическая стихия никогда не прекращается в Церкви и лишь проявляется различно, хотя всегда может обнаруживаться спорадически с прежней силой. Важно то, что упоминаемые в Дидаскалии вдовы ничуть не связаны с харизматическими дарованиями. Таковы, прежде всего, неимущие женщины, оказавшиеся в бедственном положении по своему вдовству и необходимо нуждавшиеся в особом церковном попечении. Будучи необеспеченными и беззащитными, они подвергались большим лишениям и соблазнам в мире, а это в равной мере требовало специальной заботливости непосредственного церковного покровительства. И количество их всегда было значительно в древние времена уже потому, что тогда неодобрительно смотрели на вторые браки, которые по возможности избегались. Но понятно, что в общей массе не все оказывались совершенно беспомощными, и со стороны Церкви было вполне законным приспособить их для соответственных отправлений, как и для них естественно стремление самолично послужить церковному благу. В силу этого изо всей совокупности вдов данной общины выделяются наиболее способные и достойные, которые прямо допускались к собственно церковному участию. Таким путем образовывалось своего рода женское церковнослужительство, приобретавшее известное священное почтение. Неудивительно, что к нему стали стремиться и другие свободные лица женского пола в виде незамужних девиц и добровольных девственниц 24 . Этим вызывалось в сфере призреваемых дальнейшее обособление в форме «вдовиц церковных». По изложенному ясно, что все описанное должно было происходить в Церкви с самого начала и существенно разнообразилось по несходству местных условий. Всякие детальные расчеты тут совершенно проблематичны. С другой стороны бесспорно, что здесь совсем не было харизматического вторжения, а женщины-пророчицы и пользовавшиеся другими дарами оставались чрезвычайными явлениями наравне с харизматиками, но меньше их по количеству и по влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010