82 Did. Arabica. XXIII. 21 (ed. F. Funk, II. P. 132: Et sic episcopus liturgiam faciat velo demisso et intra hoc versantibus presbyteris, diaconis et subdiaconis et lectoribus et viduis, quae diaconissae sunt, et eis, qui charismata habent. В Сирийской Дидаскалии (XXVI. 3, ed. F. Funk, I. P. 102) говорится: «Istienimsacerdotesvestri... modosuntdiaconi, presbyteri, viduae et orphani». О диакониссах здесь не упоминается, но далее, когда речь идет о клириках в отдельности, упоминается и о диакониссах (II. 26.6), и о вдовах (8). Таким образом, «вдовы» ­­ вдовы диакониссы. Между тем Апостольские постановления и в первом месте добавляют α δικονοι. 83 Did. II. 57. 8: «Anuset viduae seorsum sedeant», ср.: Пост. ап. II. 57. 12: « α παρθνοι δ κα α χραι κα α πρεσβτιδες πρται πασν στηκτωσαν καθεζσθωσαν». 84 Did. III. 4. 2 (ed. F. Funk, I. P. 186, 187): «Qui enim dona dant, non suis manibus ea viduis dent, sed tibi conferant». 97 Пост. ап. III. 8. 1 (ed. F. Funk, I. P. 196): manus alicui imponere et огаге, ср.: Пост. ап. III. 8. 2: cui manum commodasti. 107 Лаодикийский Собор. Правило 11 (Правила св. Апостол, св. Соборов Вселенских... С. 1120; Σ. III, 181): Περ το, μ δεν τς λεγομνας πρεσβτιδας, τοι προκαθημνας, ν τ κκλησ καθστασθαι. 111 См.: Hanel G. Corpus Legum ab Imperatoribus Romanis ante Iustinianum Latarum quae Extra Constitutionum Codices Extant. Leipzig, 1857. Repr.: 1965. P. 196, ср.: Евсевий. Церк. ист. X. 6. 112 Халкид. пр. 3: «попечение о сиротах и вдовах беспомощных» (Правила св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных... С. 323). 117 См.: Собор в Оранже 441 г., пр. 27; Hefele К. J. Conciliengeschichte (Freiburg, 1873–1890. Bd. 1–6). Bd. 2. S. 295: «Обет вдовства должно произносить перед епископом в Secretarium’e (сакристии), причем вдова облекается в одежду вдовства, которую передает ей епископ. Кто похищает такую вдову, будет наказан, а также и она сама, если оставит вдовство». Ср.: Собор в Лериде, 524 или 546 г., пр. 6 (Hefele К. Op. cit. Bd. 2. S. 706), где вдова, давшая обет, уже приравнивается к virgo religiosa, то есть монахине. Обряд посвящения вдов содержится в Missa Francorum (Muratori L. A. Liturgia Romana vetus, tria sacramentaria complectens: Leonianum scilicet, Gelasianum, et antiquum Gregorianum. Venice, 1748. Vol. 3. P. 463) и в Sacr. Greg. (Ibid. Vol. 2. P. 380, 785; Vol. 3. P. 507; Hittorf M. Ordo Romanus antiquus. Roma, 1591. P. 149; PL. LXXVIII. 1005, 1056).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Так понимает и Климент в седьмой книге Гипотипоз. Аще всякому делу благу последовала есть, т.е. принимала участие, служила. Если ты сама не можешь сделать чего-либо, то по крайней мере можешь послужить, содействовать доброму делу. – Юных же вдовиц отрицайся. Почему Апостол нигде, кажется, не выражает особенной заботы о девствинницах, хотя их подвиг гораздо труднее? Потому что девственницы вследствие особенной ревности по вере не вступали в брачную жизнь, а вдовы часто вследствие необходимости, вследствие того, что остались одне; с другой стороны, Апостол выразил не малую заботу и о девах, когда сказал, чтобы оне «благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» ( 1Кор.7:35 ). Егда бо разсвирепеют о Христе. Может быть некоторые и поступили так. Смотри же, что истинные вдовы обручаются Христу и, обручившись Ему, поставляются наравне с девами. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови ( 2Кор.11:2 ), пишет Апостол в Коринеянам, но это относится и ко всякой церкви. – Но что значит: егда разсвирепеют ( καταστρηνισωσι )? Это значит: когда вознерадят о вдовстве, когда развратятся, когда будут притворяться нежелающими брака, когда с надменностию или безчувствием отнесутся ко Христу и, отвергши Его, как Жениха, пожелают вступить в брак. Так сделают оне, очевидно, потому, что избрали вдовство, не подумав хорошо. Имущыя грех , яко первыя веры отвергошася. Апостол разумеет здесь обет, данный Христу. Обещавшись обручиться с Ним навсегда, вдовы эти после отвергают Его, когда вступают в брак с человеком. – После этого оне, говорит Апостол, впадают и в другой грех, – в праздность. Значит, он заповедует трудиться не только мужчинам, но и женщинам, так как всякое зло рождается из праздности. Купно же праздны учатся обходити домы... Имея себе незаконных мужей, которые доставляют им все необходимое, оне уже не занимаются делом, а заботятся только о том, чтобы нравиться мужчинам. Не точию же праздны, но и блядивы ( φλαροι – болтливы) и оплазивы ( περεργοι – любопытны).

http://azbyka.ru/otechnik/Ikumenij_Trikk...

Я не осуждаю второго брака и не считаю его распутством, когда говорю так; это запрещает мне и налагает узду на уста мои Павел, который говорит женам: «если выйдет замуж, не сорешит» ( 1Кор. 7:28 ). Но посмотрим, что говорит он далее, «Блаженнее, если останется так» (ст. 40). Последнее гораздо лучше первого. Почему? По многим причинам. Если же совершенно не вступать в брак лучше, нежели вступать, то тем более вдовство лучше второго брака. Но, скажешь, некоторые не могли перенести вдовства и подверглись опасностям? Они не знали, что такое вдовство. Вдовство состоит не в том, чтобы не вступать во второй брак, Подобно как и девство не в том, чтобы оставаться непричастным браку. Но в чем? Как там нужна благопристойность и постоянная скромность, так и здесь – уединение, постоянство в молитвах, удаление от роскоши и сластолюбия: «a сластолюбивая», – говорит (апостол), – «заживо умерла» ( 1Тим. 5:6 ). Если ты, оставшись вдовою, хочешь иметь ту же роскошь, то же великолепие, то же одеяние, какие имела при муже, то лучше тебе выйти замуж, потому что не супружество – зло, а невоздержание. Ты же, не делая того, что само по себе не зло, делаешь то, что не безразлично, но достойно осуждения. Потому и уклонились некоторые вслед сатаны, что не умели хорошо соблюдать вдовство. Хочешь ли узнать, что такое вдова и в чем состоит достоинство вдовы? Послушай Павла, который говорит: «если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» ( 1Тим. 5:10 ). Если ты, по смерти мужа, окружаешь себя роскошью богатства, то поистине ты не соблюдаешь вдовства. Переведи же это богатство на него, и бремя вдовства сделается для тебя легким. Но что, скажешь, если у меня есть дети, наследники отцовского имения? Научи и их презирать богатство; переведи свое, выделив им столько, сколько нужно; учи и их быть выше имущества. Но, скажешь, меня окружают толпы рабов, множество дел, золота и серебра, как я могу сберечь все это без помощи мужа? Все это предлог и отговорка, как видно из многих обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потеря матери для сына была предметом самой величайшей скорби. Я ходил скорбный , — говорит псалмопевец, — с поникшею головою, как бы оплакивающий мать ( Пс.34:14 ). Эта скорбь по матери, конечно, соответствовала той величайшей скорби любви, которою в свою очередь мать оплакивала потерю своих детей. Именно эту скорбь материнской любви изображает пророк, когда говорит: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешится о детях своих, ибо их нет ( Иер.31:15 ). V. Вдова Вдова была окружена у евреев всеми нежными попечениями, которых требовало самое несчастие ее вдовства. Согласно еврейскому преданию, жена при своем вдовстве вступала во владение своим веном, за уплату которого отвечала вся собственность покойного мужа. Нечего и говорить о том, что все заповеди о почтении детей к матери оставались во всей силе и во время ее вдовства. Для вдовы все общество делалось ее родной семьей, и каждый член общества должен был заботиться о ней, как о своей супруге или матери. “Сиротам будь как отец, — говорит премудрый Сирах, — и вместо мужа — матери их. И сам ты будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя” ( Сир.4:10,11 — С). Еврей ежегодно приносил собственно две десятины от своих приобретений: одну он посвящал Господу в скинии или храме ( Втор.16:16,17 ), другою он пользовался частью сам, приходя на поклонение Господу в скинию или храм ( Втор.12:5–7 ), а частью предоставлял ее левитам ( Чис.18:21 ) того округа, в котором жил ( Втор.14:27 ). Именно на эту вторую десятину он должен был каждый третий год на каком-нибудь публичном месте своего жительства устраивать праздник, на который с левитами приглашались бедняки и вдовы ( Втор.14:28,29 ). Когда хозяин жал пшеницу, его серп должен был щадить колосья, которые вырастали на меже убираемого им поля; он не должен был возвращаться назад, чтобы подбирать те колосья, которые ускользнули из-под его серпа; когда он отрясал масличные деревья, его рука не должна была разыскивать между ветвями дерева тех маслин, которых не сбила его палка; когда он собирал созревший виноград, он не должен был пересматривать за собою ветку за веткой. Оставшиеся колосья, оставшиеся маслины, оставшиеся кисти винограда предоставлялись вдове и бедняку ( Лев.19:9,10 ; Втор.24:19–22 ). В пользу вдов во времена Маккавеев отделялась часть военной добычи ( 2Мак.8:20–30 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Но и для христианки вдовство составляет великое несчастье во многих других отношениях. Со смертью мужа для нее настают заботы и печали, которых она доселе не знала, и которые бывают для нее тягостны, особенно на первых порах вдовства. В делах хозяйства и воспитания детей она должна на одну себя принять то бремя, которое она только разделяла с мужем и большая часть которого лежала на нем. При жизни мужа, ее труды по части хозяйственной состояли только в том, чтобы распорядиться уже готовыми средствами жизни, а не в том, чтобы добывать их. Теперь на ее долю досталось то и другое. Если источники содержания у вдовы остались те же, какие были при муже, например какой-нибудь промысл – земледельческий, фабричный, торговый, то она должна взять на себя непривычный для нее труд – вести промышленные дела; и горе ей, если ее неопытностью в этих делах воспользуются люди недобросовестные! За доверие к ним она может поплатиться расстройством состояния, неоплатными долгами, иногда нищетой. Такие случаи нередки. Как много на свете людей, которых Спаситель назвал поедающими домы вдовиц ( Мф.23:14 )! Подобно древним фарисеям, они умеют прикинуться самыми усердными доброжелателями вдовы, готовыми на все для ее блага, даже на самопожертвование, и все это только для того, чтобы поживиться на ее счет, бесчестным образом обобрать ее, и потом на развалинах ее благосостояния воздвигнуть здание собственного благополучия. Но случается, что со смертью мужа у вдовы совсем иссякают источники содержания. Муж, например, жил жалованьем, или доходами от личных трудов; он умирает, и его жена остается без всяких средств жизни. В этом отношении особенно жалко состояние вдов духовного звания в России. Вслед за смертью мужа они обязаны продать его преемнику дом, построенный на церковной земле; средства содержания, какие доставлял приход мужу, переходят в другие руки, и горе вдове, если покойный муж не успел при жизни своей обеспечить ей содержание! Всего она должна ожидать от милости одного начальства, которое само не может не затрудняться обилием нуждающихся в его милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

7:39,40 Вдовы и новое замужество 7:39 .0 «связанности» и «свободе» см. в коммент. к 7:15,27; в спорах о разводе и вдовстве понятие «свободна» всегда означало «свободна для вступления в новый брак». (В греческом тексте использованы различные слова для обозначения «связанности» в 7и «оставшегося без жены» в 7:27, но они являются синонимами, использование которых было обычным риторическим приемом, встречающимся по всему Новому Завету.) Те, кто утверждает, будто первая строка этого стиха исключает возможность нового брака для всех разведенных, не принимают во внимание не только 7:15,27,28, но и особенности языка древности: после законного развода никто не считал бывшего супруга женщины «ее мужем». Наставление о том, что вдовы и вдовцы должны жениться только «в Господе», означает, что Павел не одобряет браки христиан с неверующими (ср.: Втор. 7:3 ; Суд. 3:6 ; Езд. 9:2 ); в отличие от девственниц (чей брак устраивали родители), вдовы и разведенные хорошо представляли, за кого они собираются выйти замуж. 7:40. Хотя Павел высказывает свой «совет» гораздо менее строго, чем учение Иисуса, которое он излагал выше (7:10– 12), он не считает, что по этой причине его слово менее авторитетно. Дух обычно ассоциировался с пророками прошлого, но здесь Павел заявляет о своей убежденности в том, что его весть богодухновенна, как и древние пророчества (ср.: 14:37). 8:1–13 Об идоложертвенной пище Перед тем как мясо попадало в трапезные храма (где его вкушение нередко составляло часть богослужения) или на столы участников общественных трапез, оно приносилось в жертву или посвящалось идолам; какое-то количество этого мяса продавалось на рынке. Тот, кто ел в храме, знал о происхождении этой пищи; тот же, кто был приглашен на обед в языческий дом, не был уверен, что яства, которыми его угощают, не были посвящены идолам. В языческих городах, где были большие еврейские общины, у них обычно имелись собственные рынки. Еврейские учителя в Палестине спорили о том, как поступать в многочисленных неясных случаях (напр., можно ли есть продукты, с которых не уплачена десятина), но единодушно считали недопустимым употреблять в пищу то, что могло быть посвящено идолам. Они считали, что, принимая приглашения на языческие пиры, иудеи за пределами Палестины невольно ставят себя под угрозу впадения в грех идолопоклонства, даже если приносят с собой собственную пищу. Строгое следование этим предписаниям (практикуемое некоторыми евреями) в целом осложняло их взаимоотношения с языческими партнерами и коллегами. Эта проблема представлялась еще более затруднительной христианам из язычников: могли ли они встречаться на обедах со своими деловыми партнерами или коллегами по цеху, или являться в храм на прием, устроенный в честь бракосочетания кого-либо из их родственников?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Все эти частные раввинские определения имеют для себя общее выражение в том положении, по которому жена могла требовать развода от мужа, если ей вообще было противно исполнение супружеских обязанностей по отношению к мужу. 85 Такое широкое право развода однако же не служило к ослаблению чистоты и крепости семейных уз. Оно находило себе счастливый противовес в необыкновенной силе и живучести семейственных инстинктов народа, и только содействовало к очищению семейных отношений от того нравственно и физически гибельного зла, которое неизбежно иногда при вечной неразрушимости брачного союза, – когда обязательно-совместное сожитие нелюбящих или даже ненавидящих друг друга супругов действительно является нравственной и физической пыткой для обоих. К тому же законодатель, давая право развода, в то же время обставляет его такими определениями, как показано выше, которые способны были устранить всякое вмешательство в это дело легкомыслия и необдуманности, и сделать его актом действительной, строго обдуманной необходимости. Такую цель законодателя можно между прочим видеть в законе, по которому разведшиеся уже не могли опять вступить между собою в брак ( Втор.24:4 ). После развода разведенные могли вступать в брак с кем угодно, и относительно их закон не делает особенных постановлений, распространяя на них действие общих законов. Ограничение состояло только в том, что они не могли опять вступить в брак между собою (и то после того только, как жена побывает за другим мужем), а исключительно для разведшейся женщины в том, что она не могла вступить в брак со священником и первосвященником ( Лев.21:7; 14 ). 1.9. Вдовство и правовое положение вдовы Другим моментом прекращения брачного союза служит смерть одного из супругов. После смерти одного из супругов оставшийся вступает в новые отношения, отличные от прежних. Но перемена особенно могла отражаться только на судьбе женщины, как более слабого члена разрушенного союза. Поэтому и законодательство, совершенно умалчивая о положении вдовца, занимается только положением вдовы, стараясь обеспечить ее в новом положении. Мы несколько остановимся на положении вдовы по Моисееву законодательству, чтобы тем заключить рассмотрение Моисеевых законов о семейных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Глава 5 1Тим.5:3 . Вдовиц почитай, кои истинно вдовы суть, то есть давай им пропитание. 1Тим.5:4 . Если же какая вдовица имеет детей и... внучат, то... пусть на учается она от тебя прежде проявлять свои дары в доме своем, а потом уже и на других. Если же они не исполнили справедливого долга и со своей стороны не воздали должного за те благодеяния, коими они обязаны были отцу и матери: то кто же поверит, что ими будут довольны чужие, когда столь большое недовольство имеют на них семейные их? Ибо сие дело, о коем сказал я, приятно пред Богом. 1Тим.5:8 . Если же кто о своих, и особенно о домашних своих, не заботится, тот... от веры... отрекся, поскольку не исполняет того дела, которого требует вера, – и он [есть] невернаго... хуже, поскольку делает то чего он не желал делать. Кроме того, избирай вдовицу на должность диаконниссы такую, которой 1Тим.5:9 . не менее... шестидесяти... лет [есть], которая была одного... мужа... женою. Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь ее, что после его смерти она не вышла замуж за другого: то сколь более постоянною и твердою будет она в любви к Богу? 1Тим.5:10 . Если в добрых делах имеет свидетельство, если... детей своих воспитала и их не раздала чужим, – если во всяком добром деле усердствовала, – такова должна быть она. 1Тим.5:11 . Молодых же вдов избегай, ибо плоха надежда на них. Они почитаются ради степени (диаконниссы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение, 1Тим.5:12 . потому что... прежнюю веру... отвергли, то есть прежний обет свой (вдовства). 1Тим.5:13 . А вместе и бездельныя при учаются они обходить дома,.. говоря также то, чего не должно. 1Тим.5:14 . Потому лучше желаю, чтобы молодыя [вдовы] вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления. 1Тим.5:15 . Ибо многия [вдовы] уже совратились вслед сатаны. 1Тим.5:17 . Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Зонара . Тех, которые дали обет девства, потом пали и нарушили свои обещания, древнейшие отцы, расположенные, как выражается сей святый отец, к большему снисхождению, постановили отлучать на год и потом принимать, как второбрачных. Но Василий Великий подвергает их епитимии прелюбодеяния, и подтверждает свое определение тем, что вдовство ниже девства (вдовами называет он тех, которые дали обет хранить целомудрие и были причислены в церкви к чину вдовиц). Итак, если вдовство ниже девства и грех такой вдовы легче греха девы, тем не менее апостол Павел в послании к Тимофею высказал о вдовах не сохранивших целомудрия, что оне имеют грех: то дева , которая считается невестою Христа и приношением Богу, как священный сосуд, повинна большему греху, чем вдова, подлежащая осуждению за то, что « отвергла веру во Христа ». Итак, сей святый отец признает падшую вдовицу за отвергшую веру во Христа; а другие истолковали выражение « первую веру » в смысле обещания чистоты. Раба, продолжает святый, учинив блуд, оскорбляет дом своего господина и его самого; а если согрешит невеста господина этой рабы, то она есть прелюбодейца и наносит тягчайшее оскорбление тому, кто имеет ее невестою. Предложив этот пример, святый отец сравнивает с рабою согрешившую вдову, а с невестою – падшую деву; и первую наказывает как растленную, то есть учинившую прелюбодеяние. Как совокупляющегося с чужою женою, говорит он, мы признаем прелюбодеем, и, пока не оставит прелюбодеяния, не принимаем его в число кающихся: так точно поступаем и с тем, кто согрешит с девою, посвященною Богу. Назначив столь тяжкое наказание падшим девам, святый отец определяет, какия именно девы были признаваемы посвятившими себя Богу. Это – те, которые добровольно предали себя Господу, отреклись от брака и обещали безбрачие, и сделали такое обещание в 16 или в 17 лет от роду; а обетов, данных прежде такого возраста, святый отец не советует принимать легко, пока оне ясно не покажут собственного расположения к тому, чтобы избирать жизнь в чистоте, и пока не будут достаточно испытаны в особенности в то время, когда делаются госпожами своих намерений. Ибо, говорит, многих против воли приводят родители, или родственники « промышляя чрез то для себя нечто житейское »; например, не имея возможности дать за ними приданое, или по каким-нибудь другим побуждениям, принуждают их, против воли, дать обет чистоты и безбрачия; таковых-то не должно принимать легко.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

VII, 40). Видишь ли, какия похвалы (воздаются) вдовству, и притом в Новом Завете, когда уже просияла и красота девства? Однако и в это время блеск девства не мог помрачить светлости вдовства, но оно и теперь сияет, имея собственное достоинство. Итак, когда мы упоминаем о вдовстве, ты не падай духом и не считай этого состояния позорным; ибо если оно позорно, то тем более девство. Но нет, нет; да не будет! Если все мы почитаем и уважаем тех жен, которыя живут воздержно еще при жизни своих мужей, то как не почитать и не хвалить тех, которыя, и по смерти своих мужей, оказывают прежнее к ним благорасположение? Пока ты жила вместе с блаженным Фирасием, то, как я сказал, ты, пользовалась и почетом и вниманием, какия можно получать от человека; теперь же, вместо него, ты имеешь Владыку всех - Бога, который и прежде хранил тебя, а теперь еще больше и с особенною заботливостию будет пещись о тебе; и немалое доказательство Своего великаго промышления о тебе, как я выше сказал, Он уже показал нам тем, что сохранил тебя здравою и невредимою среди такого пламени забот и печали, и не попустил тебе потерпеть ничего нежелательнаго. Если же Он не попустил быть кораблекрушению во время такой бури, но тем более сохранит твою душу во время тишины, и облегчит для тебя тяжесть как вдовства, так и представляющихся в нем бедствий. 3. Если же тебя смущает не название вдовы, а потеря такого мужа, то согласно с тобою и я признаю, что на всей земле между светскими людьми немного бывало таких любезных, кротких, смиренных, искренних, разумных и благочестивых. Но, если бы он совершенно разрушился и обратился в ничто, тогда следовало бы скорбеть и сокрушаться; если же он приплыл в тихую пристань и переселился к своему истинному Царю, то об этом должно не плакать, а радоваться. Эта смерть не смерть, но некоторое переселение и перемещение из худшаго (состояния) в лучшее, с земли на небо, от людей к ангелам и архангелам, к Владыке ангелов и архангелов. Здесь на земле, когда он служил царю, ему можно было ожидать опасностей и многих козней от завистников; ибо по мере того, как возрастала его знаменитость, умножались и козни врагов; а по отшествии туда, ему уже не нужно опасаться ничего такого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010