В этом случае пред нами является редкостный себялюбец, не знающий ни Божией, ни людской справедливости. Вдова же некая бе во граде том: и прихождаме к нему, глаголющи: отмсти мене от соперника моего (–3). «В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего». Горько и скорбно положение вдовы. Нет у нее защитника и опоры от обидящих, нет кормильца и работника. Бедность идет по пятам за вдовством. Горе и слезы часто сопутствуют делам вдовицы. И Священное Писание положение вдов изображает беспомощным и тяжелым. Сам Господь Бог берет их под Свою защиту. Так чрез пророка Моисея Он говорил евреям: «Ни вдовицы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их: то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх.22:22–24 ). И многими бедами Господь Бог угрожает притеснителям вдовиц и сирот ( Ис.1:23 ср. Мал.3:5 ). То же самое мы находим и в Новом Завете. Господь наш Иисус Христос говорил книжникам фарисеям; «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов» ( Мф.23:14 ). И св. апостол Иаков пишет: «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (1:27). Так же точно и св. апостол Павел поучал «вдовиц почитать и довольствовать их» ( 1Тим.5:1:16 ). Словом, бедственное и скорбное положение вдов и сирот привлекает к ним милосердие Господа. Если же человек причиняет им обиды, то Сам Бог поборает за них. Вот, братие, и возьмите отсюда себе урок. Остерегайтесь обижать чем-нибудь беспомощных сирот и вдов. А иначе Господь Бог взыщет с вас. Но обратимся к приточной вдовице. Она была кем-то обижена. Можно предположить, чти обидчик присвоил себе часть ее имущества. В городе есть судья. Таковые споры подлежат его суду. Так думала вдовица, решившись искать себе защиты у судьи. И вот она прихождаше к нему, глаголющи: отмсти мене от соперника моего (–3) «Она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вернемся к евангельской притче. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Под вдовой изображается наша душа. В древности вдовы были беззащитны, их каждый мог обидеть, и у них не было никакой возможности отстоять свои интересы. Наша душа так же беззащитна. Кроме того, под вдовством нашей души можно подразумевать и то, что она не состоит в браке, то есть лишена благодати, поэтому нашими душевными свойствами равно являются и одиночество, и беззащитность. Под соперником нужно понимать либо грех, либо самого диавола, того, который вводит нас в грех, угнетает, порабощает себе. Господь нас не защищает, хотя мы многократно приходим к Нему, молимся. Однако если даже этот несправедливый приточный судья, который не боится ни Бога, ни людей, все же сжалился над вдовицей, желая избавиться от ее посещений, просьб, вынес справедливый приговор и защитил ее, то тем более Бог должен защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь. Обратите внимание на то, что здесь уже ясно сказано о непрестанной молитве: вопиющих к Нему день и ночь. Так мы и должны молиться. Избранный есть тот, кто день и ночь вопиет к Богу. Он будет защищен и спасен Богом от соперника, то есть диавола, желающего его погубить. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре, – говорит Спаситель. Нам кажется, что Бог медлит защищать нас, но по сравнению с вечностью и нашим малым усердием, это – скорая защита. Если человек не поддастся, перетерпит это мнимое промедление, будет уповать на Бога и молиться, несмотря на невыносимые душевные скорби (иногда человеку кажется, что он уже на грани падения, отчаяния, что грех его вот-вот победит), тогда этому терпеливому молитвеннику вскоре подается защита от Бога. Но много ли таких людей, которые имеют веру в то, что нужно усердно, непрестанно молиться даже в период самой тяжкой душевной скорби и что Господь их не оставит и в конце концов поможет? Как правило, мы некоторое время молимся, потом впадаем в нерадение и начинаем относиться к молитве Иисусовой в лучшем случае как к обязанности. Это значит, что мы теряем веру в то, что Господь нам обязательно поможет, как бы долго и тяжело ни проходила наша борьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Гнушается тобой одежда твоя, то есть плоть твоя возненавидела ум твой, который заставляет её делать запрещённое. За погибель подчинённых будут наказаны и настоятели умалчивающие тогда, когда нужно говорить. Как сказал Господь: Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь!, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих ( Иез. 3:18 ). 10. Лириану Говоришь, что желаешь не бояться ни одного человека, но бояться только Бога. Если желаешь преуспеть в этом, отрекись от всего земного и временного и ничего не имей у себя. Даю тебе слово, что никого не будешь бояться, ни консула, ни градоначальника, ни исполнителя казней, ни грабителей, ни морских разбойников, ни князя, ни царя, ни самих демонов и дьявола. 11. Пановию Зачем тебе ходить далеко, человек? Представь, что ты сын вдовы 144 , то есть такого состояния, которое вдовствует, утратив праведный и твёрдый образ мыслей. Поэтому молись слёзно, чтобы Владыка Христос, прикоснувшись к одру, то есть к страстному твоему телу, остановил носящих, то есть стремление к греху. Потому что, когда остановится их преуспеяние во зле, тогда воскреснет ум и живым будет отдан сетующей матери вышнему Иерусалиму. Как сказано: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий ( Мф. 2:18 ). В Раме – означает в вышних, – где слышен плач и рыдание о падшем человечестве. 12. Епископу Аристовулу Подражай великому Иову, который соскребал гной и очищал червей из ран. Очистись от всех забот настоящего века, отложи скверные помыслы и земные удовольствия, гнездящиеся в тебе подобно червям. Если Иов страдал видимо, то ты втайне должен подвизаться и бороться, чтобы обрадовать Ангелов. Потому что Ангелы Божии радуются, когда мы каемся и обращаемся ко спасению, и печалятся, когда понимают, что мы добровольно порабощаемся демонам. 13. Силентиарию Хионию Что будешь делать, когда придёт конец? Когда оскудеют источники жизни? Когда случится с тобой затруднение и скорбь? Когда и врачи от тебя откажутся? Когда ближние твои в тебе отчаются? Когда, мучаясь сухим и учащённым дыханием от сильного жара, будешь вздыхать из глубины сердца, но не найдёшь разделяющего с тобой тоску твою? Настанет смерть и уведут тебя угрюмые и немилосердные ангелы? Когда повлекут душу, связанную грехами, обращающуюся назад и вопиющую без голоса?

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

– Да, потому что она виновата. – А выкидыш? – Нет, выкидыш – это не убийство, речь идет о сознательном убийстве – аборте. Если муж знал о планируемом аборте, то виноваты оба и, естественно, развод здесь не причем. Есть и другие примеры: тяжелое психическое заболевание или, например, наркомания. Но так – по несходству характеров – Церковь не разводит. Церковью допускается второй и третий брак. Об этом апостол Павел говорит прямо, Библия говорит прямо, что второй и третий брак допускается, как снисхождение: в случае вдовства и в случае законного развода. « Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться » ( 1Кор.7:8-9 ). « Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль » ( 1Кор.7:27-28 ). « Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны » ( 1Тим.5:14-15 ). Для повторных браков есть специальный чин, но он уже не праздничный, а покаянный. – Это не считается блудом? – Нет, это не грех, но это, конечно же, хуже, чем первый брак. Еще лучше, чем брак есть состояние девства, монашества, когда человек настолько любит Бога, что готов ради Него сохранить свое девство. – А монашка не имеет права выйти замуж? – Ну, конечно, нет, это уже будет клятвопреступление. Она полностью отдала себя Богу. Монашество – это высший путь, но оно не для всех дается, нельзя заставлять всех быть монахами. – А женщина, которая была замужем, она уже не имеет права стать монахиней? – Имеет право. Если она не вырастила еще детей, то не имеет, то есть она не имеет право бросать то, что ей прямо Богом поручено. Следующее Таинство, которое есть в Церкви, – это Таинство Соборования или Елеосвящение. Это Таинство, в котором человеку даются силы для исцеления телесных болезней, Таинство для исцеления. Многие этого не знают и неправильно понимают, но это Таинство – специально для исцелений. Если человек заболел, он должен попросить священников, и они помажут его маслом – елеем, и человек исцелится. В моей священнической практике были многократные случаи, когда люди выздоравливали даже после инсультов. После обширного инсульта, пройдя Соборование, через две недели человек уже стоял на своих ногах, приходил в храм. Вы представляете, что такое обширный инсульт? Человек полностью парализованный лежит.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. То есть когда обесчувствеют, расслабеют и возгордятся против Христа, не желая иметь Его своим Женихом, тогда, наконец, они вступают в брак; ибо избрали вдовство легкомысленно. Обрати внимание на то, что и вдова также имеет Христа своим Женихом, как и дева. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. Верой апостол называет обет. Нарушили, говорит, договор со Христом, и за то подлежат осуждению. Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам. Кроме упомянутого уже осуждения за грехи, они виновны еще в другом, именно в том, что приучаются к праздности, потому что ходят по домам. А праздность научает всякому злу. Следовательно, праздность неприлична не только мужчинам, но и женщинам. И бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Справедливо. Ибо, ходя по домам, они ничего другого не делают, как переносят сплетни от одной к другой, от этой к той, и, выведывая обо всем, необходимо впадают в любопытство, а говоря всем обо всем, впадают в болтливость. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом. Преимущественно, говорит, я желал чтобы они не нарушали обетов. Так как они сами желают брака, то и я, снисходя им, хочу этого. Ибо лучше им управлять домом, то есть иметь попечение о своем доме и нести труды и заботы о нем, чем, ходя по домам, болтать и проводить время в праздности. Сказав: рождали детей, апостол показал, что для чадородия должно вступать в брак, чтобы многих привести к Богу. И не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. Так как сказал: чтобы управляли домом, то, чтобы не показалось, что он дает им свободу предаваться сластям житейским, прибавил: не подавали никакого повода к злоречию. Так, говорит, заботься о доме, чтобы не повредить душе. Сверх того, здесь апостол совершенно ясно указывает цель, для чего делает молодым вдовам такое снисхождение. Для того, говорит, чтобы не дать диаволу повода насмеяться над ними, если они, став невестами Христовыми, потом, по свойственному молодости непостоянству, впадут в нечистые дела. Для того веду их под иго брака, чтобы, не имея времени и покоя, они не имели возможностей наделать кучу вышепоказанных недобрых дел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1041...

Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка. Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути. – Можно ли вдове священника снова выйти замуж? – О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю. – Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее? Игумения Мария – Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия. Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем. Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг. И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.

http://pravmir.ru/smert-lish-vremennaya-...

Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ). Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка. Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути. – Можно ли вдове священника снова выйти замуж? – О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю. – Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор.7:8-9 ); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» ( 1Кор.7:39-40 ); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» ( 1Тим.5:14 ). Как будет правильнее?  – Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия. Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем. Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг. И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.

http://azbyka.ru/semya/smert-lish-vremen...

Она повелела ему убить брата, солгать пред Богом, огорчить отца, оказаться бесстыдным, и он сделал все и не ослушался ни в чем. Но удивительно ли, что над одним (человеком) эта госпожа имела такую силу? Она часто погубляла целые народы. Так жены мадиамские едва не пленили и не поработили иудеев, прельщая всех их своей красотой (Числ.25). От такого рабства и предохраняет Павел, когда говорит: " не делайтесь рабами человеков " , т.е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе. Таким образом очистив и возвысив ум слушателей, он говорит далее: " относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным " (1Кор.7:25). Продолжая речь, он постепенно доходит наконец и до девства; научив и вразумив их (коринфян) беседой о воздержании, он переходит к высшему предмету и говорит: не имею повеления, но " за лучшее признаю " (ст.26). Почему? По той же причине, какую он привел в беседе о воздержании. " Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены " (ст.27). Эти слова не противоречат прежним, но совершенно согласны. Там он говорил: " разве по согласию " ; и здесь говорит: " соединен ли ты с женой? не ищи развода " . Одно не противоречит другому, потому что совершаемое против воли есть расторжение; а если оба (муж и жена) воздерживаются по согласию, это не расторжение. 6. Чтобы сказанное не было принято как закон, (апостол) присовокупляет: " впрочем, если и женишься, не согрешишь " (ст.28). Далее ссылается на обстоятельства, настоятельную нужду, стеснительное время и скорбь. Брак сопровождается многими затруднениями, на которые он и указывает как здесь, так и в беседе о воздержании. Там он говорил: жена не владеет собою; а здесь говорит: " соединен ты " . " И если девица выйдет замуж, не согрешит " : разумеет не деву, избравшую девство; такая (вступая в брак) грешит. Если осуждаются вдовы, которые, однажды решившись оставаться во вдовстве, вступают во второй брак, то тем более девы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2053...

Поэтому увещеваю, прошу и умоляю, мужей — не отвергать жен, и жен — не оставлять мужей, но слушать Павла, который говорит: « Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ». Какое же могут получить прощение те, которые, не взирая на Павла, дозволяющего и второй брак по смерти супруга и предоставляющего такую свободу, осмеливаются делать это прежде смерти супруга? Какое могут иметь оправдание как те, которые берут жен при жизни мужей их, так и те, которые ходят к общественным блудницам? Ведь и это другой вид прелюбодеяния: имея дома жену, входить в общение с блудницами. Как жена, имеющая мужа, отдавая себя рабу или кому–нибудь свободному, не имеющему жены, делается виновной пред законами в прелюбодеянии, так если и муж, имеющий жену, грешит хотя бы с общественной блудницею, хотя бы с другой женщиной, не имеющею мужа, то это дело признается прелюбодеянием. Итак, будем убегать и этого вида прелюбодеяния. Ведь что мы можем сказать, на что сошлемся, решаясь на такие дела? Какой представим благовидный предлог? Естественное пожелание? Но пред нами стоит данная нам жена и лишает нас этого оправдания. Для того и установлен брак, чтобы ты не блудодействовал. Или — лучше — не только жена, но и многие другие, имеющие одно и то же с нами естество, лишают нас этого оправдания. Когда подобный тебе раб, одаренный таким же телом, имеющий такое же пожелание, побуждаемый такою же потребностью, не смотрит ни на какую другую женщину, но остается довольным одною своею женою, то каким оправданием может быть для тебя ссылка на пожелание? Но что я говорю об имеющих жен? Представь себе людей, постоянно живущих в в девстве, совершенно не причастных браку и оказывающих великое целомудрие. Если же другие без брака остаются целомудренными, то, какое можешь получить прощение ты, блудодействуя в браке? Пусть выслушают это и мужья и жены, и вдовы и замужние: ко всем, говорит Павел, и относится этот закон: « жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ». И имеющим мужа, и не имеющим, и вдовствующим, и вступающим во второй брак, и всем вообще полезно это изречение. Имеющая мужа не решится, при жизни его, принадлежать другому, услышав, что она « связана » с ним, пока он жив; также и лишившаяся мужа, если захочет вступить во второй брак, сделает это не просто и как случится, но согласно с законами, постановленными Павлом, который говорит: « свободна выйти, за кого хочет, только в Господе », т. е. с воздержанием, с честностью. Если же она решится остаться верной условиям с умершим, то услышит о назначенных ей венцах, и укрепится в своей решимости. « Но она блаженнее », говорит апостол, « если останется так » (1 Кор. 7:40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Скотоложство – порок народов, отвергнутых Богом ( Лев.18:23 и др.), является попранием закона и целей брака, оскверняет землю ( Лев.18:28 ). Исх.22:20 .  Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. Как народ богоизбранный, евреи должны служить Иегове; приносящий жертву другим богам является нарушителем закона, лежащего в основании завета между Богом и народом избранным ( Исх.20:5 ). Исх.22:21 .  Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Гуманное отношение к пришельцам ( Исх. 23:9 , Лев.19:33, 25:35 , Втор. 10:19 , Иер. 7:6 , Мал.3:5 ), лицам других национальностей, представляет по своим мотивам – «ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» – применение к частному случаю общего правила; «не делай другому того, что нежелательно для себя» ( Мф.7:12 ). Как видно из Лев.19:33–34 , закон разумеет не одно только избежание обид и пристрастное отношение к ним, но гораздо большее, именно любовь к ним: «люби его, как себя». Исх.22:22 .  Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; Исх.22:23 .  если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, Исх.22:24 .  и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. Легкая возможность притеснять вдову и сироту, не имеющих для себя заступника, отказать им в законных требованиях ( Втор. 27:19 ), отнять их собственность ( Ис. 10:2 , Мих. 2:9 ), обратив их в рабов ( 4Цар. 4:1 ), не должна служить приманкой для своекорыстных людей. Защитником вдов и сирот вместо умершего главы семейства является сам Бог ( Пс. 67:6 ); Он услышит вопли их, как и вопли всех нуждающихся ( Иов. 34:28 ), и накажет притеснителей вдовством их жен и сиротством детей. В основе, гуманного отношения к вдовам и сиротам лежит то же начало, что и в основе сострадательного отношения к пришельцам (см. выше). Исх.22:25 .  Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Ссуда имеет целью не обогащение, наживу кредитора, а поддержание обедневшего ближнего ( Лев.25:35–37 ), поэтому с него и нельзя брать процентов, ни серебра, ни хлеба отдавать в рост ( Втор. 23:20 , Пс. 14:5 , Иез. 18:8, 13 и др.). Основанием для этого частного предписания является общее положение, что в народе еврейском не должно быть бедности ( Втор. 15:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010