Все нити разыгрываемой мистерии сводятся к графине. Знак Венеры – это Crux Ansata, ключ к античным мистериям, ключ к посвящениям 97 . В древнем Египте кандидат, проходивший ритуалы посвящения, все время держал над головой Crux Ansata. Crux Ansata – это и атрибут Гермеса, который владеет тайными знаниями. Понятна в этом смысле мистическая роль Германна (Гермеса), требующего у графини посвящения в это мистериальное знание. Интересно, что в глубокой древности в символическом изображении каждой планеты присутствовало изображение Crux Ansata, оно дополнялось лишь изображением полумесяца и круга в различных сочетаниях. Вечерняя звезда (Венера) – иное название Люцифер, была центром в астрологическом кругу. Блаватская пишет о том, что Пифагор называл Венеру другим Солнцем, что все телеологи согласны по поводу единства Солнца и Венеры, что древние называли Венеру «матерью всех богов». В некоторых оккультных трактатах развивается идея о том, что жизнь на землю была занесена с планеты Венера 98 . Такое важное место в оккультном генезисе занимает Венера. Но в масонской мифологии Венера также занимает центральное место. Масоны сами ведут свое происхождение от Каина, а Каин, по их учению, произошел от связи Евы с Люцифером. Графиня – вдова. Муж ее, как об этом рассказывает ее племянник Томский, «был род бабушкина дворецкого. Он ее боялся как огня» (269). Это очень важная характеристика графини, – она могла подчинить себе любого мужчину. Пушкин обращает внимание на ее вдовство одной очень важной (об этом позже) деталью. Когда Германн входит в дом графини, то на стене он видит два портрета: мужчины «лет сорока, румяного и полного» и молодой красавицы «с орлиным носом» (282). Она в том почтенном возрасте, когда вдовство не удивляет, но, все-таки, она вдова. Почему эта деталь так важна в контексте мифа, выстроенного Пушкиным? Все дело в том, что масоны именовали себя «детьми вдовы». По другому масонскому мифу происхождение свое они ведут от связи строителя храма Соломонова Хирама с царицей Савской. Когда Хирам был убит, царица Савская овдовела.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

А если хочешь узнать собственное желание Павла, послушай, что он говорит: хощу бо, да вси человецы будут, якоже и аз, в воздержании ( 1Кор.7:7 ). Блаженный апостол не возстает против самаго себя, не впадает в противоречие и не запрещает вдовства желающим, когда сам желает, чтобы все люди соблюдали воздержание. Почему же он говорит: юных же вдовиц отрицайся ( 1Тим.5:11 )? Скажи: отчего и для чего? Он не просто сказал так, но привел и причину: егда бо, говорит, разсвирипеют о Христе, посягати хотят. Видишь, что он запрещает оставаться вдовами и принадлежать к этому священному сонму не тем, которыя желают вдовствовать, но тем, которыя, овдовевши, снова намереваются вступить в брак; и делает это весьма мудро. Если ты намереваешься, говорит он, вступить во второй брак, то и не давай обета вдовства; потому что дать обет и не исполнить его гораздо хуже, чем вовсе не обещать. Как частыя сообщения он позволил (мужу и жене) не в виде закона, но из снисхождения к ним; сие же, говорит он, глаголю по совету, а не по повелению, по невоздержанию вашему ( 1Кор.7:5-6 ), – так и здесь дозволил второй брак во избежание другого большаго зла, чем и показал, что и это сделал он по снисхождению, применительно к слабости многих; слабость же разумею не силы, но воли. Как девственница, растлившаяся после обета девства, грешит хуже прелюбодеяния; так и вдова, однажды давшая обет (вдовства), а потом поправшая завет с Богом, впадает в такой же грех, и подлежит такому же наказанию, и даже, если можно сказать нечто удивительное, может быть гораздо большему; потому что, как и вначале я сказал, не все равно, неопытная ли, или уже опытная опять впадает в одинаковыя искушения. И не здесь только, но и в вышеприведенном месте ( 1Тим.5:11 ) и после слов: хощу убо юным вдовицам посягати, чада рождати, дом строити, апостол приводит причину, почему он желает этого. Какая же это причина? Ни едины же, говорит, вины даяти противному хулы ради ( 1Тим.5:14 ). Так как тогда, вероятно, многия вдовы, освободившись от замужней жизни, как от какой неволи и рабства, пользовались последующею жизнью очень свободно и самовольно, и таким безстыдством навлекали на себя дурную молву, то он, для отклонения их от этой гибельной свободы, опять подчиняет их прежнему игу.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Последнее, т. е. вспомоществование, когда дело шло о женщинах, больных, требовало участия женщины, диакониссы. Можно дело представить так. Диаконы заведовали имуществом и помощью нуждающимся, но самое вспомоществование совершалось диакониссами, которые являлись, как бы, помощницами диаконов. Это можно вывести из того, что Апостол налагает на диаконисс почти такие же обязанности, как и на диаконов. То же религиозное благоговение, которое требовалось от диаконов, должно быть свойственно и диакониссам; самое название их и обязанности, возлагаемые на них, требовали этого качества, – они должны быть σεμνς. Далее значится – μ διαβλους. Этому слову у диаконов соответствует – μ διλγους. Если диаконам передстояла опасность подвергнуться пороку – одним говорит одно, а другим – другое, то диаконисс могло соблазнить перенесение из дома в дом худых речей или «нашептывание одной женщине на другую» 1845 . Вышеупомянутому μ ον πολλ προσχοντας, принимая во внимание, что наклонности к пьянству всего более следует опасаться со стороны мужчин, здесь соответствует общее выражение νηφαλους 1846 , а слову ασχροκερδες, противополагается πιστς ν πσιν – это требование верности в делах благотворения, ревностное исполнение своих обязанностей. Трудно определить семейное положение диаконисс, – избирались ли в диакониссы девы, вдовы или даже и замужние женщины. Судя по тому, что обязанности диаконисс, как и обязанности епископов и диаконов, не могли требовать обязательного девства или вдовства, и что вспомоществование, в какой бы форме оно ни выражалось, может быть исполнено и замужней женщиной, можно думать, что в диакониссы, равно, избирались и девы, и вдовы, и замужние женщины 1847 . Диаконисс не должно смешивать с вдовицами, о которых Апостол говорит в 5 главе. Вдовицы избираются в возрасте не менее 60 лет 1848 . Нельзя допустить, чтобы к делам благотворения, к жизни трудной, к подвигам, иногда, весьма тяжелым, призывались в таком старом возрасте. Кроме того, во вдовицы избирались лица, не в будущем только имеющие оказывать благотворения, а уже совершившие оные 1849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В развратном обществе и городе, в который иногда стекался народ со всего света, за которым была пальма пороков, где позорили честное, порочили чистое и светлое, – в таком городе трудно не навлечь на себя какую-нибудь сплетню дурной молвы. Поэтому пророк желает этой неопороченности, или лучше мечтает о ней, как о чем-то весьма трудном, почти невозможном, когда говорит: блаженны непорочные в пути 73 , ходящие в законе Господнем ( Пс. 118:1 ). Но кто когда-либо об этой женщине слышал что-нибудь дурное и мог поверить? Кто когда-нибудь поверил, не осуждая этим более себя самого в нечестии и порочности? Ею первой посрамлено язычество, когда она показала всем, что такое христианское вдовство, которое хранила она и в совести и в одежде. Вдовы (языческие) обыкновенно раскрашивают лица румянами и белянами, блестят в шелковых платьях, сияют драгоценными камнями, носят золото на шеях, и, проткнувши уши, привешивают к ним дорогие перлы из Красного моря, щеголяют в черепаховых уборах, о мужьях так сокрушаются, что радуются об окончании их господства над ними и ищут других, не таких, которым бы служить, по заповеди Божьей, а таких, над которыми бы властвовать. Потому они выбирают (в мужья) бедных, чтобы они только по имени казались мужьями, терпеливо допускали совместников, и могли быть тотчас же прогнаны, как скоро заропщут. Наша вдовица употребляла такую одежду, какой только требовал холод и которая только не обнажала членов; золота не допускала даже на перстне для печати, скрывая оное более в утробах бедных, чем в кошельках. Никуда не ходила без матери; из клириков и монахов (к коим иногда необходимость заставляла прибегать при широком хозяйстве) никого не видала без свидетелей. Всегда сопровождали ее девственницы и вдовы, столь же серьезные женщины: ибо она знала, что по легкому поведению служанок часто судят о поведении господ и смеются над такой свитой, заключая, какова и сама госпожа. Любовь к священному Писанию у нее была невероятная, и она всегда воспевала: в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою ( Пс. 118:11 ), и сказанное о совершенном муже: но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1Тим.5:8 . Если же кто о своих, и особенно о домашних своих, не заботится, тот от веры отрекся, поскольку не исполняет того дела, которого требует вера, – и он (есть) неверного хуже, поскольку делает то, чего он не желал делать. 1Тим.5:9 . Кроме того, избирай вдовицу на должность —333— диаконниссы 2994 такую, которой не менее шестидесяти лет (есть), которая была 2995 одного мужа женою. Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь её, что после его смерти она не вышла за муж за другого: то сколь боле постоянною и твердою будет она в любви к Богу? 1Тим.5:10 . Если в добрых делах имеет свидетельство, если детей своих воспитала и их не раздала чужим, – если во всяком добром деле усердствовала, – такова должна быть она. 1Тим.5:11–12 . Молодых же вдов избегай, ибо плоха надежда на них. Они почитаются ради степени (диаконнисы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение, потому что прежнюю веру отвергли, то есть прежний обет свой (вдовства). 1Тим.5:13 . А вместе и бездельные приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно. 1Тим.5:14 . Потому лучше желаю, чтобы молодые (вдовы) вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления. 1Тим.5:15 . Ибо многие (вдовы) уже совратились в след сатаны. 1Тим.5:17 . Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, – особенно трудящиеся в слове и учении. 1Тим.5:18 . Ибо о них написано в законе: не заграждай рот вола молотящего 2996 ( Втор.25:4 ), – и в —334— Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей ( Лк.10:7 ; Мф.10:10 ). 1Тим.5:19 . Против пресвитера обвинение тайно отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях. 1Тим.5:21 . Во всём, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастью, чтобы подчинялись тебе, – и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц. 1Тим.5:23 . Рук поспешно, без испытания, ни на кого не возлагай и не приобщайся грехам тех, кого ты поставляешь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя обычно брак с вдовой брата запрещался, но в определенном случае таковой брак прямо предписывался, а именно: если один из братьев умирал, не оставив сына, то другой брат должен был взять в жены его вдову, и первенец от этого брака почитался уже по закону сыном своего умершего дяди, а не физического отца. Отказ деверя взять в жены вдову-невестку влек за собой бесчестие. Закон Моисеев воспрещал евреям браки с хананеями и хананеянками, а также вообще с язычниками из-за опасности, что такие браки могут совратить в идолопоклонство (Исх 34. 16; Втор 7. 3-4); после вавилонского плена запрещались также браки с самарянами, с «женами иноплеменными из народов земли» (1 Ездр 10. 2-3). Но фактически браки с иноплеменницами в Израиле заключались часто, в особенности это относится к царям израильским и иудейским, и даже к праведным царям, в т. ч. и к Соломону, но его случай поучителен как раз с т. зр. религ. опасности таких браков: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам... И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 4-5). Для священников и первосвященников устанавливались более строгие запреты относительно выбора жен. Священники не могли жениться на развратных и разведенных женщинах; кроме девиц они могли брать в жены только священнических вдов (Иез 44. 22), а первосвященникам совершенно запрещались браки со вдовами. Поскольку вдовами считались и обрученные невесты, женихи к-рых умирали до брака, на них также не могли жениться ни первосвященники, ни священники. В Израиле вдовы могли вторично выходить замуж, но в более позднее время особым почетом пользовались те вдовы, к-рые пребывали во вдовстве до конца жизни. Свидетельства об этом, впрочем, встречаются только в НЗ (ср. Лк 2. 36). В. п. предоставляло женщине больше прав, чем это было у мн. др. народов. Положение жены вовсе не было близким к положению рабыни, как это было обыкновенно у древних народов. Жены израильтян участвовали в событиях общенародного значения, даже в борьбе с неприятелем (ср. Суд 4. 17-21).

http://pravenc.ru/text/158294.html

В заключение Тертуллиан указывает на то, кто более всего стремится снова вступать в брак. Правда, говорит он только о женщинах, но это же можно отвести отчасти и к мужчинам. «Жены ленивые, болтливые, пьяницы, кокетки составляют дурное общество, которое противится состоянию вдовства. Легкомысленные языки их произносят слова, вредные для целомудрия; леность враждует против достоинства; суета приводит к распутству; пьянство есть мать всех пороков. Ни одна из женщин сего рода не одобрит единобрачия, потому что они из чрева своего сотворили себе бога» 1377 . Словом, повторения браков требует только нравственная уродливость, и никогда не домогаются его люди с твердой нравственностью. Тертуллиан – монтанист, безусловно, отрицал вторые браки. До перехода в монтанизм взгляд его на брак был снисходительнее, Тертуллиан допускал и вторые браки, точию о Господе. Тяжело переносить вдовство, – сознавал это в прежнее время Тертуллиан . Как же поступать тем вдовцам и вдовам, которые не в силах оставаться в состоянии вдовства? Вступать в брак, – вот естественный ответ. Но с кем? Были примеры, что вдовы выходили замуж, вдовцы женились. Не осуждая их, Тертуллиан требует только, чтобы брак их был о Господе 1378 , соединением верующего мужа с верующей же женой. Имея в виду место из послания Ап. Павла ( 1Кор. 7:12 – 15 ) и основываясь на нем, некоторые вступали в брак с язычниками. Тертуллиан находит, что такое понимание указанного апостольского места неправильно: Апостол говорит здесь только о тех, «которых благодать Божия застала уже в браке с неверными 1379 , – для них брак остается нерасторжимым, хотя бы один из супругов и оставался в язычестве. Правильность такого понимания указанного места Тертуллиан подтверждает и дальнейшими стихами той же главы (15 и 16): в мире призва нас Господь Бог; что бо веси, жено, аще мужа спасеши, или что веси, мужу, аще жену спасеши? Вступление христианина в брак с язычницей или выход христианки за язычника не допускается; это вытекает из слов апостола: жена, аще умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет посягнути, точию о Господе ( 1Кор. 7:39 ); во избежание злоупотреблений, Апостол говорит о вторых браках, что они, коль скоро является в них необходимость, должны совершаться о Господе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Но для того, чтобы свидетельство отца получило законную силу, нужно было при этом свидетельство матери 630 . Это значило поместить милосердие матери рядом со строгостью отца и дать сыну в другом и непременном свидетеле самого горячего защитника: Моисей сознавал, что, если сердце отца могло принести в жертву строгому долгу свое дитя, мать едва ли легко согласится на подобную строгость. И если, ослепленная гневом, мать когда-нибудь могла помочь своему супругу вывести своего сына к воротам города пред судей, готовых произнести над ним смертный приговор, в минуту исполнения его отцу могло еще достать духу сказать: убейте! но от матери – Моисей это предвидел – нужно было ждать только сердечного вопля о помиловании. Замечательно: Библия не представляет нам ни одного примера приложения этого строгого закона. Потеря матери для сына была предметом самой величайшей скорби. «Я был мрачен», говорит Псалмопевец, «и с поникшею головой, как оплакивающий мать» 631 . Эта скорбь по матери, конечно, соответствовала той величайшей скорби любви, которою в свою очередь мать оплакивала потерю своих детей. Именно эту скорбь материнской любви изображает пророк, когда говорит: «Слышен голос в Раме, вопль, плач горький: Рахиль плачет о сынах своих; она не хочет принимать утешения, сетуя о сынах своих, ибо не стало их» 632 . 5. Вдова Вдова была окружена у евреев всеми нежными попечениями, которых требовало самое несчастие ее вдовства. Согласно Еврейскому преданию, жена при своем вдовстве вступала во владение своим веном, за уплату которого отвечала вся собственность покойного мужа 633 . Нечего и говорить о том, что все заповеди о почтении детей к матери оставались во всей силе и во время ее вдовства. Для вдовы все общество делалось ее родною фамилией, и каждый член общества должен был заботиться о ней, как о своей супруге или своей матери. «Сиротам будь как отец», говорит премудрый Сирах. И вместо мужа – матери их. И сам ты будешь как сын Вышнего, И он возлюбит тебя более, нежели мать твоя» 634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Надобно, чтобы воздержание было весьма благоприятно Богу, потому что и самый враг Его пристрастен к нему лицемерно, не из похвального впрочем побуждения, но из одной злобы, дабы производить сверхъестественную смесь того, что приятно Богу, с тем, что Ему неприятно. Глава 7    Господь Бог устами одного из пророков Своих произнес следующее слово, показывающее, сколь много Он уважает вдовство: «защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь» (Ис 1.17—18). Стало быть Бог принял под Свое покровительство сии два беспомощные состояния, которые тем дороже для божественного Его милосердия, чем более презираются от людей. Ты видишь, что Он считает как бы равным Себе человека, имеющего попечение о вдовице: вот как Он дорожит тою, которой объявил Себя ревностным защитником. Я думаю даже, что девственницы ее столько благоприятны Ему, хотя и предоставлено им видеть вблизи Господа, когда чистота их бывает ненарушима и святость неукоризненна. Это происходит от того, что состояние вдовы есть самое трудное, потому что легко не желать того, что неизвестно; а, следовательно, легко и обойтись без того, чего кто не желает. Воздержание вдовы имеет более заслуги, потому что она знает, чего лишается. Девственница счастливее, но вдова едва ли не достойнее: первая никогда не совращалась с пути, а другая вновь на него вступает: та венчается благодатью, а сия мужеством и доблестью. Есть небесные милости, исходящие от благости Божией; есть и другие милости, заслуживаемые отчасти собственными нашими усилиями. Бог распределяет милости Свои по Своей воле. Человек, получающий некоторые из них делами своими, обязан тем собственной ревности. Старайся приобрести сперва воздержание, потом скромность, как подпору целомудрия, и, наконец, умеренность и трезвость, которые научат тебя пренебрегать мнимыми нуждами мира сего. Ищи общения с Богом, и помни слово, освященное изречением Апостола: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор 15.33). Глава 8    Жены ленивые, болтливые, пьянствующие, кокетствующие, составляют дурное общество, которое противится состоянию вдовства. Легкомысленные языки их произносят слова, вредящие целомудрию; леность враждует против достоинства; суета приводит к распутству; пьянство есть мать всех пороков. Ни одна из женщин сего рода не одобрит единобрачия, потому что они из чрева своего сотворили себе бога. Вот что, возлюбленная моя подруга в Боге, имел я в виду предложить тебе. Я говорил от избытка сердца, руководствуясь наставлениями Апостола. Если придется мне умереть: то я желал бы, чтобы ты обрела утешение в чтении сих последних моих советов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3994...

С. 194, 195, 196 249. Темница для исповедников – упражнение сил тела и души III. Пускай, однако ж, темница и беспокойна будет для христиан. Но разве мы не вербованы в воинство Иисуса Христа с тех пор, как Крещение нас к тому удостоило? Воин же не должен ожидать, чтобы война производилась на полях, исполненных приятностей. Чтобы вступить в сражение, ему надобно не с мягкой и покойной постели вставать, но выходить из лагеря, где жесткость земли, суровость воздуха и грубость пищи приучили уже тело его к трудам... Таким образом, как бы жестоки ни казались вам неудобства темницы, но вы должны считать их для себя как бы упражнением для испытания сил тела и души вашей. С. 197 Статья XV. Послание к жене (203) 250. Вдовство не ниже девства Ч. I-VIII. Ис. 1:18 . Бог считает, как бы равным Себе человека, имеющего попечение о вдовице: вот как Он дорожит той, которой объявил Себя ревностным защитником. Я думаю даже, что девственницы не столько благоприятны Ему, хотя и предоставлено им видеть вблизи Господа, когда чистота их бывает ненарушима и святость неукоризненна. Это происходит от того, что состояние вдовы есть самое трудное, ибо легко не желать того, что неизвестно; а следовательно, легко и обойтись без того, чего кто не желает. Воздержание вдовы имеет более заслуги, ибо она знает, чего лишается. Девственница счастливее, но вдова едва ли не достойнее: первая никогда не совращалась с пути, а другая вновь на него вступает; та венчается благодатью, а эта – мужеством и доблестью. С. 211, 212 251. Браки с иноверцами незаконны Ч. II-III. Христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут изъяты быть от обвинения в блуде, и, как любодейцы, должны быть исключены от общения с верующими, по слову Апостола, чтобы «с таковыми ниже ясти» (1. Кор. 5:11). Осмелимся ли мы представить на суд Господу подобные брачные договоры? Назовем ли законным брак, Им Самим запрещенный? Запрещенный союз не есть ли блуд? Думаете ли вы, что храм Божий не оскверняется столько же от идолопоклонника, как и от членов Христовых, совокупившихся с членами неверующей блудницы? Мы себе не принадлежим: мы куплены, – и какою ценою? Ценою крови Господа Нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010