« Молодых же вдовиц не принимай ». Почему? « Ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак ». Что это значит: « впадая в роскошь »? Когда становятся распутными, изнеженными; подобно тому, как если бы кто–либо сказал честному мужу: отпусти ее, потому что она принадлежала другому. Таким образом, (апостол) показывает, что они избрали вдовство легкомысленно, не подумав хорошо. Следовательно, и вдовица своим вдовством обручается Христу: я, говорит, покровитель вдов и отец сирот. (Апостол) показывает, что они неправильно избирают вдовство, а развращаются, и однакож терпит их, хотя в другом месте говорит: « я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою » (2 Кор. 11:2). Несмотря на то, говорит, что они посвятили себя ему (Христу), « желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру ». Верою называет обет, истину; как бы так говорит: обманули его, нарушили обет. « Притом же они, будучи праздны, приучаются ». Следовательно, не только мужчинам заповедует трудиться, но и женщинам, потому что праздность научает всякому злу. Не этой только вине, говорит он, подлежат они, но и другим грехам. Если же женщине неприлично ходить по домам, то тем более деве. « Не только праздны », — говорит, — « но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом ». Итак, что выйдет из того, когда они откажутся и от попечения о мужах, и не приложат старания о Боге? Тогда они, без сомнения, сделаются праздными, болтливыми, без нужды пытливыми. Действительно, кто не заботится о своем, тот непременно будет заботиться о чужом, равно как заботящийся о своем и говорить не станет о чужом, и не будет иметь никакого о том попечения. « И говорят, чего не должно ». Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости. « Итак я желаю ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Основанием такого обетования и утешения служит откровение о смерти Искупителя. Через Пророка Господь сказал верующим: «когда душа Раба Моего (Спасителя) принесет жертву умилостивления, вы увидите потомство долговечное... Раб Мой оправдает многих, и грехи на Себе понесет. Потому Я дам Ему честь между великими, и с сильными Он будет делить добычу»... (гл.53:10–12). Соответственно такому смыслу пророчества, точное исполнение его последовало только по установлении Нового Завета. Тогда только язычники стали наследием Израиля; а также истинно верующие уже не собирались только в одной скинии Моисея или в одном только храме Соломона, Зоровавеля, Ирода: церковь Божия распространилась на десно и налево – на Восток и Запад, и стала под всемирным покровом небес; царство Божие перестало быть в пределах иудейского народа, оно стало вселенским; между тем, иудейство осталось и, наконец, погибло в рабстве у Римлян. Христова Церковь стала Матерью всех народов, как и Бог есть Отец всех (ст.5; ср. Гал.4:25–28 ). 4–5. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. (Не бойся, яко посрамлена ecu, ниже устыдися, яко укорена ecu: понеже срамоту вечную забудеши и укоризны вдовства твоего не помянеши ктому. Яко Господь творяй тя, Господь Саваоф имя Ему: и избавивый тя, святой Бог Израилев, всей земли прозовется). Вера Церкви в пророческие обетования могла умаляться (уменьшаться) чувством страха и стыда, при временном отчуждении её от Бога, в состоянии её рабства. Утешая ее, как вдову, Господь говорит: «ты не будешь постыжена, не будешь в поругании», как бывают в том и другом обыкновенные вдовы, ибо их укоряют и стыдят их неплодием. Нет, Церковь -вдова не потерпит более укоризн от разных народов мира, она забудет свою срамоту вечную, или посрамление давнее... Ибо Господь есть творец её: ее устроит, вступит с ней в новый союз, даст ей многочисленное потомство, новое благоустройство и тем избавит ее от укоризн Сам Бог Всемогущий. – И Он свят – верен Своим обетованиям. И Он назовется Богом всей земли, – не только Иудейской, но и всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5:11). Так как многие из людей склонны к злословию и изощрили языки свои против предстоятелей церкви, то он, желая избавить начальника от обвинений, предписывает такие законы и говорит: ты не принимай, ты не избирай. Если она сама собою и добровольно пожелает избрать это, пусть делает; но ты пока не принимай ее, чтобы не сказали, что молодую вдову, которая желала вступить в брак и управлять домом, такой–то принудил, и вследствие этого она пала и споткнулась. Ты не избирай ее, чтобы, если она падет, тебе быть свободным от обвинений; а если не падет, то с большею безопасностью избрать ее в приличное время. Когда же он говорит: « желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей » (1 Тим. 5:14), то послушай, о каких он говорит юных, — о тех, которые, после кичливости ко Христу, желают вступить в замужество, болтливы, суетны, обходят дома, говорят недолжное, совратились в след сатаны. Сказав просто: « желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак », он не замолчал, но говорит и то, каких он разумеет юных, и приводит их падения. Какие падения? « Они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак, притом, они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно, ибо некоторые уже совратились ». В след кого? « Вслед сатаны » (1 Тим. 5:11–15). Таким образом, если какие после того, как избрали вдовство и приняли на себя все бесчестие этого состояния, потом опять желают вступить в замужество, то лучше им приступить к этому прежде, нежели они приняты и без попрания договоров со Христом; а которая не такова, для той он не предлагает необходимости второго брака. 4. А что это справедливо, видно из следующего. Если бы для всех женщин он поставил законом вступать в супружество и господствовать над домом, то излишне он требовал бы, « известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу »; излишне говорил бы и это: « бывшая женою одного мужа » (1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вдовы пользовались особой заботой со стороны первой христ. общины (Деян 6. 1; 9. 39-41). Ап. Павел не видит препятствий к тому, чтобы вдова христианка вступала во 2-й брак, молодой вдове он даже ввиду опасности искушений прямо советует это делать (1 Тим 5. 14-15), в то же время апостол считает предпочтительным, чтобы вдовы оставались безбрачными, если могут понести такой подвиг: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор 7. 39-40). Эти слова ап. Павла легли в основу брачного права Церкви относительно второбрачия вдов. Церковь не одобряет 2-й брак, ибо он отступает от евангельского идеала абсолютной моногамии, и видит в нем предосудительную уступку чувственности, однако допускает его. Но вступающий во 2-й брак в соответствии с канонами подвергается епитимии . Согласно 4-му прав. свт. Василия Великого, «второбрачных отлучают на год, другие на два». Ныне эта норма, как, впрочем, и др. канонические нормы, касающиеся прещений, не употребляется буквально. Что же касается вступления вдов и вдовцов, равно как и разведенных, в 3-й брак, то, согласно 50-му прав. свт. Василия Великого, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние». Следуя учению свт. Василия, Церковь допускает 3-й брак лишь как меньшее, чем открытый блуд, зло, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается расторжения такого брака. При этом 3-й брак дозволяется лишь при наличии определенных условий: возраста до 40 лет и отсутствия детей. Для разрешения на вступление в 3-й брак требуется наличие обоих этих условий. В. после 3-го брака считается уже абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак». А если таковой брак будет заключен фактически, то с т. зр. церковного права он должен считаться недействительным и ничтожным.

http://pravenc.ru/text/149997.html

Для чего же апостол, беседуя о вдовстве, не удовольствовался только первым, высказанным в словах: « женою одного мужа » (1 Тим. 5:9)? Чтобы ты знал, что вдовою делает не просто только то, чтобы не вступать во второй брак, но и упражнение в добрых делах, милостыни, человеколюбии и служении странникам. Если девам нисколько не принесло пользы девство их, — хотя девство гораздо больше вдовства, — но они отошли с бесчестием, когда погас огонь в светильниках их, так как они не могли показать плодов человеколюбия и милостыни (Мф. 15), то тем более вдовам (не поможет их вдовство). Итак Павел, слыша эту притчу и опасаясь за вдов, с великою обстоятельностью рассуждает об этом предмете, чтобы они, надеясь на единобрачие, не стали нерадеть об остальной добродетели; потому и говорит: « известная по добрым делам » (1 Тим. 5:10). Как девство — хорошее дело, но без остального остается бесплодным и затворяет чертог жениха, так и вдовство — хорошее дело, но без остальной добродетели тщетно и излишне. Поэтому Павел и не ограничился увещанием — не вступать вторично в замужество, но и многого другого, гораздо большего и высшего, требует от вдовы. Как выбирающие воинов ищут здоровья телесного, так и он, избирая вдову в воинство Христово, искал душевного здоровья и крепости и усердия ко всем добрым делам, говоря так: « известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу » (1 Тим. 5:10). Каждое из этих выражений, по–видимому, есть простое слово, но заключает в себе великую жизнь. 7. И, во–первых, если угодно, исследуем то выражение, которое он поставил первым: « если она воспитала детей ». Здесь он говорит не о простом питании, которое по разумению многих состоит в том, чтобы не допускать детей изнуряться голодом: такого пренебрежения никогда не допустит и самая необходимость природы; поэтому не нужно ни повелений, ни законов, чтобы вдовы питали свое порождение; но он говорит здесь о попечении касательно праведности, о воспитании, соединенном с благочестием, так что не воспитывающие детей, таким образом, суть более детоубийцы, нежели матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. То есть когда обесчувствеют, расслабеют и возгордятся против Христа, не желая иметь Его своим Женихом, тогда, наконец, они вступают в брак; ибо избрали вдовство легкомысленно. Обрати внимание на то, что и вдова также имеет Христа своим Женихом, как и дева. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. Верой апостол называет обет. Нарушили, говорит, договор со Христом, и за то подлежат осуждению. Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам. Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам. Кроме упомянутого уже осуждения за грехи, они виновны еще в другом, именно в том, что приучаются к праздности, потому что ходят по домам. А праздность научает всякому злу. Следовательно, праздность неприлична не только мужчинам, но и женщинам. И бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. И бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Справедливо. Ибо, ходя по домам, они ничего другого не делают, как переносят сплетни от одной к другой, от этой к той, и, выведывая обо всем, необходимо впадают в любопытство, а говоря всем обо всем, впадают в болтливость. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом. Преимущественно, говорит, я желал чтобы они не нарушали обетов. Так как они сами желают брака, то и я, снисходя им, хочу этого. Ибо лучше им управлять домом, то есть иметь попечение о своем доме и нести труды и заботы о нем, чем, ходя по домам, болтать и проводить время в праздности. Сказав: рождали детей, апостол показал, что для чадородия должно вступать в брак, чтобы многих привести к Богу. И не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Лк.17:26–37 1Тим.5:11–21 Господь заповедал заботиться о нуждающихся, среди которых особую категорию составляли вдовы. И церковь с самого начала считала своим долгом поддерживать таковых. Книга Деяний рассказывает, как, едва послышались нарекания, что христианами это делается недостаточно усердно, Апостолы сразу избрали семерых мужей. Казалось бы, несложное дело «пещись о столах» ( Деян.6:2 ), но Апостолы избрали людей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:3 ). Потому что и тут все не просто. Апостол Павел, например, не советует брать на обеспечение церкви молодых вдов. Очевидно, женщина при этом давала обет навсегда оставаться в чине вдовства. А всякий шаг назад всегда – «в противность Христу». И, кроме того, женщины, имеющие достаток и не имеющие забот, «приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят чего не должно». Поэтому Апостол считает, что лучше, чтобы молодые вдовы «вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода для злоречия». Но и пожилых вдов, которые уже не помышляют о браке, Апостол советует принимать с большим разбором. «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим, и была усердна ко всякому доброму делу» ( 1Тим.5:9–10 ). Она должна была своей жизнью заслужить любовь и безбедную старость. А также – если у нее нет взрослых детей и внуков, которые могли бы ее содержать. А в современной церковно-общественной жизни мы иногда видим, как молодые, чистые сердцем люди, желающие послужить Богу и ближнему, вывешивают объявление о своем намерении. По этому объявлению начинают обращаться люди, самые разные, и чаще – неверующие. И вот, молодой человек начинает ухаживать за таким стариком. Разумеется, совершенно бесплатно. Хотя порой и есть чем заплатить; хотя порой есть и дети, и внуки. Но старик со всеми порвал, потому что всю жизнь любил только себя. Как последняя надежда, дана ему немощная старость, чтобы хоть тут разжал руку, попросил бы у родных помощи и прощения. А усердный христианин лишает его и этой возможности. Сам же часто оказывается на положении раба, которым помыкают, капризничают, и в результате – ни пользы, ни радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Целый ряд деталей в этом рассказе напоминает историю воскрешения дочери Иаира. Там речь идет о девочке, которая тоже умерла от болезни; вокруг нее собрались плачущие; Иисус выслал всех, взял ее за руку и сказал: «Девица, встань»; девочка села на постели; Иисус отдал ее отцу 209 . Более того, имя Тавифа – арам. tabt, греч. Ταβιθ – лишь одной буквой отличается от арамейского слова talt (девочка). Соответственно слова Иисуса, переданные евангелистом Марком в их оригинальном арамейском звучании ( talt qm, в греческом тексте ταλιθα κουμ, в Синодальном переводе «талифа куми») созвучны словам Петра «Тавифа, встань» ( , реконструируемое произношение – tabt qm) 210 . В отличие от Энея, о котором мы не знаем ничего, кроме того что он был парализован, о Тавифе мы узнаем из этого рассказа довольно многое. Прежде всего, Лука называет ее словом μαθτρια (ученица). Отметим, что слово μαθητς (ученик) регулярно применяется в Деяниях по отношению к мужчинам – членам христианских общин; это же слово во множественном числе (μαθητα) может указывать на мужчин и женщин, входящих в состав конкретной общины. Типичный пример такого словоупотребления – упоминание о том, как Павел после обращения «старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик» ( Деян. 9:26 ). Однако термин μαθτρια (ученица) нигде более в Новом Завете не встречается, что указывает на активную роль Тавифы в жизни местной христианской общины. На это же указывает и другая деталь, сообщаемая Лукой: вдовы, жившие при общине, показали Петру рубашки и платья, изготовленные Тавифой. Можно предположить, что Тавифа сама была вдовой и занимала лидирующее положение среди вдов местной общины. Вдовы – отдельная категория верующих ранней Церкви, неоднократно упоминаемая в Деяниях и в посланиях Павла. Так, например, 6-я глава Деяний открывается следующим рассказом: «когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» ( Деян. 6:1 ). Павел пишет Коринфянам: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:8–9 ). Тимофея Павел призывает: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц» ( 1Тим. 5:3 ). И затем разъясняет, что он понимает под «истинной вдовицей». Он делит всех вдов на две категории: тех, которые молоды и способны вступить в брак, и пожилых, избравших безбрачие как образ жизни. Павел советует Тимофею не назначать на служение вдовиц моложе шестидесяти лет ( 1Тим 5:4–16 ). Таким образом, «истинная вдовица» – это та, что избрала вдовство как образ жизни и не имеет намерения вступать в брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1Тим.5:11 .  Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 1Тим.5:12 .  Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. «Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущыя грех , яко первыя веры отвергошася». Решившись для Христа жить во вдовстве целомудренно, вступают во второй брак. 1Тим.5:13 .  Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. «Купно же и праздны учатся обходити домы, не точию же праздны, но и блядивы, любопытны, глаголющыя, яже не подобает». Показал причины, по которым не включает их в список вдовиц. А сказанное: «разсвирепеют», значит: пользуясь церковным вспомоществованием и без заботы удовлетворяя телесным потребностям, живут в праздности; и праздность приводит за собою лукавые мысли. 1Тим.5:14 .  Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию. «Хощу убо юным вдовицам посягати, чада раждати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради». Божественный Апостол говорит: «Хощу», а Новат говорит: «не хочу». Но Апостол сказывает, для чего он хочет, именно, чтобы, подчиненные мужьям и занятые заботою «о» доме, избавились от вреда, порождаемого праздностию. Потом еще яснее представляет причину сего. 1Тим.5:15 .  Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. «Се бо некия развратишася вслед сатаны». Закон постановляется на основании опыта. 1Тим.5:16 .  Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. «Аще кто верен или верна имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь , да сущих истинных вдовиц удоволит», то есть вдовиц, не имеющих ниоткуда никакого пособия. Повелевает Апостол делать сие верным. О вдовицах же, которые живут между неверными, но украшаются верою, Апостолу желательно, чтобы оные пользовались попечительностию о них Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  1. Вовремя благодать Духа устроила, что было читано то отделение апостольского послания, которое вы слышали сегодня, потому что оно имеет немалое сродство и связь с недавно сказанным, если не в словах, то в мыслях. Недавно было прочитано изречение: « не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших » (1 Фес. 4:13); и много было сказано тогда о воскресении, о том, что нужно благородно переносить таковые страдания и благодарить Бога, берущего близких нам. А сегодня прочитано следующее: « вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя » (1 Тим. 5:9). Так как вдовство происходит от смерти, и оно особенно напрягает боль и возбуждает печаль, то, помня недавно сказанное, что мы говорили в утешение печалящихся, и, приняв это со всем усердием, положите с тем в хранилище своего ума. Название вдовства, по–видимому, есть название несчастья, но на самом деле оно не таково, а есть достоинство, честь и величайшая слава, — не позор, а венец. Хотя вдова не имеет сожителем своим мужа, но она имеет сожителем Христа, отстраняющего все приходящие бедствия. При случающихся обидах вдове достаточно — войти, преклонить колено, тяжко вздохнуть и пролить слезы, чтобы отстранить всякий навет обидчиков; оружие вдовы это — слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские. Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные. Если же скажешь, что в древности вдовство было несчастьем, я скажу на то, что и смерть была проклятием, но стала честью и достоинством для тех, которые переносят пришествие ее благородно. Так мученики венчаются; таким самым образом и вдова восходит до великого достоинства. 2. Ты желаешь знать, что такое вдова? Как она почтенна пред Богом и угодна Ему, и есть величайшая защитница, как она, появившись, избавляет и примиряет с Богом осужденных, отвергнутых, не имеющих дерзновения, ненавистных Ему и лишенных всякого оправдания, и не только приносит им прощение и избавление от наказания, но и великое дерзновение и блеск, и соделывает их чище солнечных лучей, хотя бы они были отверженнее всех людей? Послушай самого Бога, который говорит к иудеям: « когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010