Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВДОВСТВО безбрачное состояние одного из супругов по смерти другого; при этом ввиду большей защищенности мужчины в особом попечении со стороны детей, родственников и общества нуждается по преимуществу вдова, а не вдовец. Положение вдовы всегда зависело от религ. воззрений и связанных с ними этических норм соответствующего общества или народа. Отношение к В. в языческом мире У ряда индоевроп. народов в эпоху язычества распространен был обычай самоубийства или насильственного умерщвления вдовы или вдов в случае полигамии, сразу после смерти мужа. Вдова должна была, в соответствии с эсхатологическими представлениями этих народов, сопутствовать мужу в загробной жизни, подобно его боевому коню, к-рый также умерщвлялся, оружию, бытовой утвари. Этот обычай существовал у скифов, сарматов, фракийцев, у нек-рых герм. племен, в частности у герулов (Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1 (I-IV вв.). С. 383-384). Обычай самоубийства либо убийства вдов и погребения их вместе с мужем, по свидетельству ряда раннесредневек. визант., зап. и мусульм. авторов ( Лев Диакон , Титмар Мерзебургский , аль- Масуди , Ибн Фадлан), был распространен у слав. племен. Визант. автор VI в. имп. Маврикий писал о славянах: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве» (Там же. С. 369). Дружины руси в Х в. брали с собой жен, сопровождавших своего мужа и в жизнь за гробом. Отмечается значительное количество парных погребений, где женщина со сканд. украшениями оказывалась насильственно умерщвленной на похоронах знатного дружинника ( Стальсберг А. Женские вещи скандинавского происхождения на территории Древней Руси//Тр. 5-го междунар. конгресса слав. археологии. 1987. Т. 3. Вып. 1б. С. 73-79). Как передает аль-Масуди (X в.), если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай (см.: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963. С. 192 и сл.).

http://pravenc.ru/text/149997.html

(Ст. 10). Если в добрых делах имеет свидетельство, если детей своих воспитала и их не раздала чужим, если во всяком добром деле усердствовала, — такова должна быть она. (Ст. 11–12). Молодых же вдов избегай, ибо плоха надежда на них, Они почитаются ради степени (диаконисеы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение, потому что прежнюю веру отвергли, то есть прежний обет свой (вдовства). (Ст. 13). А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно. (Ст. 14). Потому лучше желаю, чтобы молодыя (вдовы) вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления. (Ст. 15). Ибо многие (вдовы) уже совратились вслед сатаны. (Ст. 17). Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, которые ниже их по делам своим, особенно трудящиеся в слове и учении. (Ст. 18). Ибо о них написано в законе; не заграждай рот вола молотящаго (ср.: Втор. 25:4); и в Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей (ср.: Лк. 10:7. Мф. 10:10). (Ст. 19). Против пресвитера обвинение тайно отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях. (Ст. 21). Во всем, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастию, чтобы подчинялись тебе, — и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц. (Ст. 22). Рук поспешно, без испытания, ни на кого не возлагай и не приобщайся грехам тех, кого ты поставляешь. (Ст. 24). Некоторых людей грехи явны суть для них самих, предшествуя пред ними к судилищу судьи; а у тех, которые поспешают возложением рук, грехи их не только идут перед ними и вместе с ними, но и последуют за ними, то есть и после себя они оставляют беззакония тех, кого поставили на должность (церковную). (Ст. 23). Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, — но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, — слаб он сделался от многих постов, а также ради многочисленных немощей, которые непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Разумеется, если под словом «наследники» будут значиться в сем случае родные дети овдовевшего супруга от брака с умершим супругом, то они ни в каком случае ничего не теряют, ибо наследуют после обоих своих родителей (сыновья Марьи вдовы получают, в качестве детей умершего ее супруга, все то, что мать их могла бы получить себе в указную часть после мужа, когда просила при жизни своей о выделе). В сем только, а не в ином каком-либо смысле сказано в 1152 ст. Гражд. Законов: если бездетная жена умрет, не просив при жизни своей о выделе указной части, то наследники ее не имеют права требовать сей части, и она поступает к наследникам мужа (ср. Касс. реш. 1882 г., N 101). Неправильно было бы из сего выражения заключить, что наследники жены, не просившей о выделе, получают право просить за нее, если она умерла не бездетной. Случалось, что на сем основании дети вдовы – от второго брака – требовали за умершую мать ее выдела указной части из имения первого ее мужа, хотя она при жизни о том не просила. Такая претензия вовсе неосновательна: в таком смысле Государственный Совет в 1832 году (Полн. Собр. Зак. N 5741), истолковал указ 1817 года, на коем основана приведенная 1152 ст. Цель закона о наследственном супружеском праве, рассуждал государственный Совет, состоит единственно в обеспечении положения лица, остающегося во вдовстве и, со смертью другого лица, теряющего те способы к содержанию, коими пользовалось оно при его жизни. Сначала указные доли выделялись вдовам только в пожизненное владение и по смерти их возвращались родовым наследникам, но впоследствии найдено более удобным заменить пожизненное владение выделом указных частей в собственность и распространить те же права на вдовца. Но сим цель закона вовсе не изменилась, и она еще более подкреплена положением 1817 года, дающим право супругу просить о выделе во все продолжение его жизни и отказывающим в сем его наследникам, когда сам он при жизни не просил. При таком внимании к лицам, в супружестве бывшим, тот же закон не считал нужным распространяться о других родственниках, ибо несправедливо было бы допустить брата или другого родственника умершей супруги требовать, в лице ее, выдела указной части из имения мужа и тем переводить оное в чужой род. (Ср. еще указ 1872 года марта 14 N 15364 по делу Коптева. В том же смысле состоялись Выс. утв. мнения Госуд. Совета 15 июля 1861 г. по делу Озеровой, Журн. Мин. Юст. 1861 г. N 12 и 1868 г. по делу Мясниковых и Белкина.)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Священники не могли жениться на развратных и разведенных женщинах, кроме девиц, они могли брать в жены только священнических вдов (см.: Иез. 44:22 ), а первосвященникам совершенно запрещался брак на вдовах. Поскольку вдовами считались и обрученные невесты, женихи которых умирали до брака, на них также не могли жениться ни первосвященники, ни священники. Вообще в Израиле вдовы могли вторично выходить замуж, но в более позднее время особым почетом окружены были те вдовы, которые оставались таковыми до конца жизни. Свидетельства об этом мы, впрочем, находим только в Новом Завете. Пророчица Анна дожила до глубокой старости во вдовстве после короткого замужества в молодости (см.: Лк. 2:36 ). Закон Моисеев предоставлял женщине больше прав, чем это было у многих других народов – как классических, так и ближневосточных. Положение жены вовсе не было близким к положению рабыни, как у народов древности. Жены израильтян участвовали в событиях общенародного значения, даже в борьбе с неприятелем. Так, враг израильтян Сисара был убит Иаилью, женой Хевера Кенеянина, заманившей его в свой шатер (см.: Суд. 4:17–21 ). Семейное право Израиля допускало развод: Если кто возьмет жену…, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего ( Втор. 24:1 ). Это место, впрочем, толковалось впоследствии по-разному: по одному толкованию – только безнравственное поведение жены давало мужу право давать ей разводное письмо, по другому – любое неудовольствие мужа женой было достаточно для развода. Под безнравственным поведением не может, однако, подразумеваться супружеская измена, потому что в этом случае неверная жена подлежала смертной казни (см.: 22:20–22). Обычная практика разводов опиралась скорее на второе, более либеральное понимание этого места из Второзакония. Но в отдельных случаях развод не допускался. Если муж клеветнически обвинял новобрачную в добрачном нецеломудрии, он платил отцу ее штраф в 100 сиклей серебра и никогда уже не мог развестись с ней (см.: 22:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   50. Итак, по историческому сказанию, женщина была судьей, чтобы возбудить дух женщин; женщина управляла, женщина пророчествовала, женщина получила триумф и, смешавшись с рядами бойцов, заставила мужей подчиниться приказанию женщины. В таинственном же смысле победа Церкви — в силе веры.    51. Итак, вы, женщины, не имеете права извинять себя ссылкой на свою природу. Вы, вдовы, не имеете оснований ссылаться в оправдание своей неустойчивости на слабость пола или на потерю супружеской помощи. Для каждой из вас найдется достаточно (собственной) защиты, если только добродетель не оставила души (вашей). Да и самое постепенное увеличение количества лет жизни служит для вдовиц ограждением целомудрия; и самая скорбь о потерянном муже, упражнение в труде, забота о доме, попечение о детях обыкновенно удерживают от вредной для целомудрия веселости; а печальный образ жизни, похоронная обстановка, постоянный плач и скорбь, отражающиеся в глубоких морщинах печального лица, заставляют поникнуть взоры наглых людей, погашают страсти, отвращают сладострастные взгляды. Хороший страж целомудрия — благочестная скорбь: тогда и грех не подкрадется, особенно если не прекратятся заботы. Глава девятая    52. Итак, вдовицы, вы постигли, что для вас нет нужды в помощи со стороны природы; что вы в состоянии подать здравый совет; что не нуждалась в частной помощи та, которая обладала высшей степенью общественной власти.    53. Но, может быть, которая-нибудь из вас скажет, что вдовство, правда, легко для той, которая находится в благоприятных условиях; но при неблагоприятных обстоятельствах вдовы скоро портятся и легко погибают. Действительно, это так, опыт жизни научает нас, что радости жизни для вдов опасны более, чем скорби жизни; но ведь Писание в целом ряде примеров научает нас (1 Тим. 5:16), что для слабых вдовиц обыкновенно не бывает недостатка в помощи; им скорее, чем прочим, подается (помощь), как человеческая, так и небесная в том случае, если они хорошо воспитывают своих сыновей и дают наставления своим зятьям. Когда теща Симона была одержима сильной горячкой, то Петр и Андрей обратились из-за нее с просьбой к Богу: Подошед «к ней, Он запретил горячке, и оставила ее; она же тотчас встала и служила им» (Лк. 4:38, 39).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Птица, пробуждаясь, стремится к небу, простирает вместо рук крылья в виде креста и издает звуки, похожие на молитву. Но зачем еще приводить доказательства нашей обязанности молится? Сам Господь молился – Он, Которому всякая честь и могущество во веки веков!» Две книги к жене («Ad uxorem libri duo») Вполне разделяя взгляды автора на брак, как на божественное установление, и сочувствуя его задаче – защитить целость и неразрывность брачного союза против восстания страстей, нельзя однако не заметить ригористического оттенка, проходящего чрез все сочинение. Трактат превосходно характеризует автора, его время и те трудности, которые возникали из смешанных браков христиан с язычниками. Argumentum: Гл. 1. Автор намерен оставить жене-вдове, как духовное завещание, требование не выходить замуж вторично, после его смерти. Гл. 2. Брак – необходимый рассадник человеческого рода, но только, будучи совершен однажды, соответствует мысли Бога. Гл. 3. Совершеннее, конечно, девственность. Гл. 4. Чтобы оправдать свой второй выход замуж, вдовы выставляют разные мотивы, особенно свою молодость и обеспечение средств к жизни. Гл. 5. Христианкой в этом не должно руководить даже желание оставить потомков. Гл. 6. Вторичные браки приводят, особенно у христианок-вдов, нередко к большему вреду, как это доказывают примеры. Гл. 7. Если жена теряет мужа вследствие смерти, то это голос Бога к ней, зовущий ее к совершенству вдовства, Вступление во второй брак делает человека, неспособным для сана духовного. Гл. 8. Добродетель сохранять в вдовстве труднее, чем в девственности, и потому Богу это в особенности приятно. Вдовы должны быть особенно осмотрительны в выборе своего положения. Kh.II. Гл. 1. Ни в каком случае не следует прощать второго брака е язычником. Такие браки запрещает уже Апостол Павел. Гл. 2. Изъяснение его изречений, относящихся к данному случаю. Гл. 3. Подобный брак заключает некоторым образом опасность отречения от Христа и Его церкви и приносит вредные следствия и опасности для веры. Гл. 4. Он затрудняет и соблюдение некоторых христианских обязанностей. Гл. 5. Жена-христианка в языческом дому всегда находится в приниженном положении. Гл. 6. Она в постоянной опасности от соприкосновения с языческой распущенностью и идолопоклонством. Гл. 7. Она, однако, приняла на себя обязательство добровольно переносить подобные затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

К этим двум целям брака присоединяется ещё третья, именно взаимное вспомоществование супругов и взаимная нравственная поддержка 22 . Вследствие своего высоконравственного характера, христианский брак есть чисто свободный акт, нисколько не обязательный для каждого человека, как это было у всех народов дохристианских. В христианстве брак никогда не был обязательным для всех людей. Девство и брак в христианстве всегда предоставлялись свободному выбору человека. В древности, у всех народов, кроме еврейского, брак был гражданским учреждением, считался долгом, который обязаны исполнять все лица, принадлежащие к государству; за неисполнение этого долга они подлежали ответственности и даже наказанию денежными пенями, штрафами и т. п. В Греции положение незамужних женщин и преимущественно вдов было самое плачевное; они терпели постоянные насмешки за своё вдовство вместо сострадания, какое они заслуживали по своему бедственному положению. Здесь существовал даже особый храм богини Дианы, куда стекались эти несчастные существа умолять богиню, чтобы она даровала им новых мужей и избавила бы их от печального положения. Мужья, чтобы избавить своих жён от этого бедственного состояния, 23 часто передавали их в качестве наследства другому, который принимал их от умирающего в виде дара 24 . В Риме было также незавидно положение безбрачных, но кажется, в первое время они были избавлены от различных наказаний; впоследствии же они и здесь стали подвергаться разным притеснениям. Главным стеснением для вдов конечно было то, что они поставлялись в самое невыгодное отношение к своим опекунам, которые нередко грабили вдов: сами вдовы считались неспособными управлять своим имением. В Греции и преимущественно в Спарте существовали особые постановления против людей, желавших проводить жизнь вне брака. Тоже самое существовало в Риме, где на желание оставаться безбрачным смотрели как на преступление 25 . Когда же все эти взгляды на брак и безбрачие изменились, общественная нравственность упала, тогда браки стали редеть, все стали избегать вступления в супружество, находя для себя более выгодным и удобным проводить жизнь вне брака, предаваясь разным удовольствиям, которые ограничивали бы и затрудняли супружество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

    2:36. Хотя в Ветхом Завете упоминаются и пророчицы, в иудаистской традиции этого периода они уже не играли такой важной роли, как пророки-мужчины. Имя «Анна» (Тов. 1:9) то же, что и в 1 Цар. 1(Hannah).     2:37,38. В еврейской и греко-римской культурах вдовы, которые не вступали в повторный брак, считались благочестивыми и верными. Известная по иудейским преданиям благочестивая вдова Иудифь жила в одиночестве до своей смерти, которая наступила в 105 лет. Если сложить две цифры, указанные в тексте: семь и восемьдесят четыре (Рассматривая 84 года как время ее вдовства, а не возраст), предполагая, что она, как и большинство еврейских девушек, вЫщла замуж в 14 лет, ей тоже могло быть в тот момент 105 лет. 2:39,40. См. коммент. к 1:80.     2:41—52 Отрок в храме    Древние биографы по возможности всегда использовали легенды, которые рассказывали о юности их героев, иногда об их удивительных способностях в детстве (напр., Кир, Иосиф Флавий). Во 2:21—40 Иисус привлекает внимание пророков; во 2:41—52 Он удивляет законоучителей.     2:41. По закону полагалось совершать ежегодное паломничество в Иерусалим на праздник Пасхи (Втор. 16:6), но многие евреи жили слишком далеко, чтобы каждый год совершать такое путешествие. Хотя иудейские учителя не всегда требовали присутствия на праздниках женщин, многие из них участвовали в празднествах. Возможно, этот стих также содержит аллюзию на Анну в1 Цар. 1и 2:19.     2:42. «Двенадцати лет» — т. е. за год до того, как Иисус официально станет взрослым израильтянином и на Него будет возложена ответственность за исполнение закона. (Хотя в дни Иисуса, возможно, еще не существовало иудаистского ритуала bar mitzvah, его сходство с римскими обрядами инициации служит дополнительным подтверждением того, что статус «взрослого» присваивался примерно в этом возрасте.)     2:43—45. Для защиты от грабителей паломники собирались группами (караванами), когда шли в Иерусалим на праздник. Путешествуя в караване, где дети были под присмотром соседей и знакомых из одного города, Иосиф и Мария, вероятно, сочли, что их уже почти взрослый сын находится с товарищами, тем более что к этому времени у них уже были младшие дети. При средней скорости перемещения около 20 миль в день(хотя, возможно, и медленнее, в зависимости от наличия средств передвижения и количества детей), до Назарета можно было добраться за три дня, если они шли кратчайшим путем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Следует думать, чго эта реформа произведена еще при Никифоре Фоке, именно в 965 г. им был послан в Бари магистр Никифор с подчинением ему обеих фем 552 . Первые катепаны: анфипат Михаил, Калокир Дельфина и Григорий Траханиот имеют титул катепанов Италии, а поздней – Италии и Калабрии. Так как византийская летопись весьма мало уделяет внимания южноитальянским делам, то можно думать, что они действительно не имели серьезного значения. Набеги сицилийских арабов были слишком обычным и повторяющимся явлением, так что отошли в разряд местных событий, подведомственных катепану Италии. Но вследствие ослабления византийских сил в Южной Италии увеличиваются и расширяются предприятия сарацин. Они не ограничиваются набегами, но остаются в стране и укрепляются в прибрежных городах. Так, в 986 г. они заняли город Жераче, в 988-м грабят окрестности Бари, резиденцию катепана и осаждают Тарент, в 994 г. захватили континентальный город Матеру. В самом начале XI в. (1003) сарацины осаждают Бари с суши и с моря, и город освободился от неминуемой опасности лишь благодаря венецианскому флоту под водительством дожа Петра Орсеоло. Это весьма любопытный факт, который показывает, что на Адриатическом море господствует уже не византийский, но венецианский флот. Все это особенно усиливает значение того крайнего напряжения, какое испытывала империя в своих предприятиях в Болгарии и Сирии. Неудачи в Южной Италии не только действовали удручающим образом на западных императоров, но они, кроме того, способствовали подрыву императорской власти в самой Германии. Неожиданная смерть Оттона II, не успевшего назначить регентства для управления империей за малолетством сына его, подала повод к смутам, стоящим в связи с известными в истории Германии притязаниями двоюродного брата умершего императора, Генриха Сварливого. Заявив притязания на регентство, этот последний нарушил материнские права вдовы Оттона II, императрицы Феофано, овладел особой малолетнего Оттона III и помышлял уже о том, чтобы присвоить себе королевскую власть в Германии. При этом обнаружилась нелюбовь немцев к гречанке Феофано и к ее ближайшим советникам. Но на стороне прямого наследника была тоже значительная партия. Особенно сторону его держал Майнцский архиепископ Виллигис, которому удалось раскрыть замыслы Генриха и вызвать из Италии вдовствующих императриц Феофано и Адельгейду. Мать Оттона III объявлена была опекуншей (29 июня 984 г.) и стояла во главе правительства до самой смерти своей, т. е. до 991 г. Правление Феофано не было популярным в Германии, хотя она оказалась на высоте положения и успела удовлетворить своевременными уступками враждебную ей политическую партию. Немцы говорили об ней много дурного, но едва ли не следует объяснять это тем, что она держала себя недоступно, окружила роскошью, какая неизвестна была в Германии, и не скрывала презрения к германской грубости нравов. Эта черта, как увидим ниже, замечается и в Оттоне III.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

По вопросу о духовном родстве. Свят. Синод слушали предложенное г. синодальным обер-прокурором, от 19 апреля 1873 года, всеподаннейшее прошение вдовы Анны Гульдынской о дозволении ей вступить в брак с чиновником Лисецким, записанным в метрической книге восприемником дочери ее. По соображении с церковными правилами и государственными законами, оказывается: изложенное вт. правиле 53 св. вселенского собора Трульского общее положение о значении духовного родства, возбраняющего брачное сожительство между восприемлющими при крещении детей и вдовствующими матерями последних, не определяет того, чтобы при крещении одного младенца надлежало быть по одному восприемнику. А из предшествующих крещению молитв об оглашаемом и из последования крещения видно, что ответы за оглашаемого назначено произносить одному лицу; с одним же восприемлющим лицом и младенцем творит священник, по крещении, круга образ, тоже одно лицо поминается на ектении, и к нему единственно относится все то, о чем изъяснено в увещевании, глаголемом по крещении восприемнику. Притом, пред последованием крещения объяснено: «един довлеет восприемник, аще мужский пол есть крещаемый; аще женский, токмо восприемница». Если, таким образом, обрядовыми действиями одно лицо привлекается к сродству духовному с восприемлемым и родителями его, то не усматривается основания относить родство на других церемониальных лиц, когда они будут находиться при крещении и пожелают, согласно образцу метрической книги, приложенному к ст. 15 62, зак. сост. т. IX, рукоприкладствовать, при записи о событии, как свидетели. Посему находя возможным не усвоят духовного родства между Анною Гульдынскою и записанным восприемником при крещении дочери ее Андреем Лисецким, св. Синод определил предоставить преосвященному архиепископу подольскому разрешить Анне Гульдынской вступление в брак с Андреем Лисецким, если не встретится других законных к тому препятствий. («Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики». Изд. 2-е. М. 1875. Стр. 187–188). Указ св. Синода от 31 октября, 1875 года, за 2861, на имя архиепископа Ярославского

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010