Юных же вдовиц отрицайте – русск. – не принимай ( 1Тим. 5:11 ), т. е. не принимай доверчиво и поспешно в хор избранных жен по вдовьему обету (Амвросий). В этом качестве обетных вдовиц (по-нынешнему – посвященных монахинь) они получали бы преимущественные права не только на церковное вспомоществование, но и могли бы достигать звания диаконисс; а между тем от этого могли бы происходить в церкви нередкие случаи соблазнов вследствие нарушения своих обетов юными и хорошо обеспеченными церковью вдовицами. «Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдерживали вдовства» (Феофелиакт). Еда бо рассвиерепеют противу Христа (русск. – впадая в роскошь в противность Христу), посягати хотят, имущие грех, яко первые веры отвергошася ( 1Тим. 5:11, 12 ). Разве грех вдовицам выходить замуж? Отнюдь нет; и сам Апостол ниже в ст. 14-м говорит: «я желают, чтобы молодые вдовы вступали в брак и раждали детей». Грехом же называет Апостол измену вдовиц своему обету (безбрачного вдовствования), а верой – этот самый обет безбрачия. «Ибо приемли решение вдовствовать для Христа, они вступают в завет со Христом, что обручаются Ему навсегда. Склоняясь же на брак с человеком, они нарушают сей завет и за то подлежат осуждению» (Экумений. Феофилакт.) г) Какие пресвитеры должны пользоваться сугубым обеспечением? ( 1Тим. 5:17, 18 ) Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются ( 1Тим. 5:17, 18 ). О какой чести здесь говорит Апостол? На сие так отвечает св. Златоуст: «честию здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого, подобно тому, как выше, когда говорит: вдовицы чти, – говорит о необходимой для них пище». … паче же труждающиеся в слове и учении. Глаголет бо Писание и проч. Почему Апостол возвышает учительных пресвитеров пред всеми другими? Потому что пресвитерство без учительства, т. е. простое совершение таинств, может отправлять всякий, даже простой и не подготовленный человек: ибо не требует ни особого умения, ни труда. Все здесь может быть делом одной только простой привычки. Между тем как учительство само по себе есть напряженный труд умственный, и для благоуспешности своей требует от пресвитера предварительной подготовки и долговременного обучения. Он же и в пасомых производит восприемлемость благодати, преподающейся в таинствах, наполняя ум догматами веры, а сердце склоняя к добродетели. Таким образом, учительство является главным условием, от которого зависит плодотворность пастырской деятельности. Благочестивая и назидательная жизнь пресвитера предполагается, конечно, сама собой при этом, как общее условие доброго пресвитерства. Но, как справедливо замечает св. Златоуст, когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Тут нужно учительское слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Последний параллелизм данных мест с 1Тим.5:9 дает нам основание высказать одну гипотезу относительно происхождения формулы «μις γυναικς νρ». В новозаветном языке встречается целый ряд лексических латинизмов, особенно юридического характера 35 . Встречаются не только юридические термины, но и буквальные переводы латинских слов и выражений, чуждые самому греческому языку, напр., «συμβολιον» (consilium). Возможно, что и формула «νς νδρς γυν» есть лишь точный перевод латинского юридического термина «univira» или «uni nupta viro». «Второй брак, пишет Zhiscüman в своем классическом труде»: «Das Eherecht der Orientalishen Kirche» (Wien 1864, S. 401), не был запрещен в древности ни вдовым, ни разведенным супругам и в более ранние римские времена не был связан с потерей некоторых прав. Однако, как греки 36 , так и особенно римляне придавали вдовству (первому) высокое значение, в нельзя упускать из виду моральный ущерб, который навлекали на себя женщины, вступавшие во второй брак. Это было следствием национального чувства римлян, смотревших на брак, как на что-то святое и долженствующее заключаться только один раз. Женщина «multarum nuptiarum» не пользовалась никаким уважением 37 . Только вдовы, удовлетворившиеся одним браком, говорит один римский писатель 38 , увенчиваются венком целомудрия. Ибо древние думали, что душа такой женщины (matronae) с чистой верностью не испорчена, полагая, что опыт многих супружеств есть как бы знак какой-то законной (legitimae) неумеренности». Только такие женщины могло быть избираемы жрицами и не забывали в похвалу умершей вдове отметить на ее гробнице, что она была «uni nupta viro», «univira» 39 . Отвращение римлян к закону Рариа Горраеа объясняется тем, что он заставлял вдов вновь выходить замуж, если они не хотели подвергнуться юридическим невыгодам безбрачного состояния 40 . Вполне возможно поэтому, что апостол Павел, как римский гражданин, хорошо знающий латинский язык и римское право, особенно брачное 41 , просто перевел на греческий язык формулу этого права «uni nupta viro» 42 , слившуюся в термин univira, а потом, mutatis mutandis, применил ее и к священнослужителям. Здесь, таким образом, апостол применяет христианский, но чуждый языческому миру, принцип равенства οбοих полов в отношении к нравственным обязанностям ( Гал. 8:28 и др.) вообще и к нравственным обязанностям, вытекающим из брака в особенности ( 1Кор.7:3–4, 11 ) 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Еще убедительнее говорит о запрещения второбрачия в формуле «единыя жены муж» сравнение с параллельной формулой «единому мужу жена». Если даже не разделять нашего предположения, что первая формула составлена по образцу последней, а последняя представляет из себя перевод римского термина «univira», то все же несомненно, что апостол не мог в одном и том же послании употребить по вполне аналогичному поводу и при том, в местах требующих чрезвычайной точности, одного и того же выражения в совершенно различном смысле. Ведь, как первая, так и вторая формула употреблены по отношению к лицам, состоящим в Кипре, и как первая, так и вторая формула является раскрытием одного и того же слова νγκλητος ( 1Тим. 5:7 , ср. 3, 10; Тит. 1:6 ), заменяемого в одном случае еще более выразительным» νεπληπτος ( 1Тим. 3:2 ). Но в формуле «единому мужу жена» несомненно прежде всего мыслится запрещение второбрачия. Это доказывается не только общим всему древнему миру, как языческому, так и иудейскому 84 уважением только к таким вдовам, и наоборот осуждением вдов второбрачных, но и прямым смыслом 1Тим. 5, 11, 12, 14 , поясняющих 1 Т. 5, 7, 9, где апостол запрещает Тимофею пронимать молодых вдовиц прежде всего потому, что они, не всегда владея сильными в них чувственными стремлениями (ταν γρ καταστρηνισωοι), желают вступить в брак. Но апостол, дозволяющий и даже рекомендующий второбрачие для вдов вообще, в случае преобладания в них чувственности над духом ( 1Кор. 7:9 ) и не считающий это грехом ( 1Кор. 7:28 ), для вдов находящихся в клире считает его безусловно подлежащим осуждению (и следовательно противоречащим понятию νγκλητος, потому что они отвергли прежнюю веру, т. е. верность (ср. Римл. 3:3 , Гал. 5:22 ) обету вдовства, и потому высказывает желание, чтобы молодые вдовы вступали в брак (а не в клир). Отсюда не следует, что апостол в широкой формуле «единому мужу жена», разумеет только воспрещение второбрачия, и вернее думать, что также, как и в понятии «univira», 85 здесь разумеются а все другие уклонения от строгой моногамии (нарушение супружеской верности, потеря чести до брака), но несомненно следует то, что прежде всего и главным образом апостол имел в виду именно запрещение второбрачия. А если так, то несомненно и в формуле «единыя жены муж» он прежде всего и главным образом также имеет в виду запрещение второбрачия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

А Варфоломей стоял и с тем же почтением смотрел вслед уносящемуся «внедорожнику». Лишь когда он скрылся за поворотом, он вытер лицо, стряхнул с себя грязные липкие листья, поправил за спиной вязку сухих веток и медленным шагом поплелся в скит, грустно улыбаясь своим сокровенным мыслям. 8. Оксана Осень пришла сырой и холодной. С утра скит и окрестный лес накрывал туман, отчего и без того мокрая дорога превращалась в сплошное бездорожье. В этих местах осень всегда была одинакова, лишь не на долго открывая небо для солнечных лучей и скромного тепла. Посетителей в скиту становилось все меньше и меньше. Люди спешили воспользоваться каждым погожим деньком, чтобы сделать последние приготовления к грядущей зиме. – Не знаю, как быть, – вслух размышлял отец Иоанн, позвав к себе Мишку. – И в город надо бы поехать, запастись кое-чем, пока дорогу вконец не развезло, и отпускать тебя боюсь. Уж больно горяч. А там и до пожара недалеко. Просто не знаю… Отец Иоанн взял длинную кочергу и поворошил ею тлевшие в печи поленья. – А вот какое тебе будет боевое задание, солдат. Как раз для твоих крепких рук и сноровки, – уже без сомнения сказал старец. – Евдокию, прихожанку нашу из соседней деревни, ты ведь хорошо знаешь? Мишка утвердительно кивнул головой. – Купила она себе новый домик, на те самые гроши, которыми вы печку топили, – улыбнулся старец. – Как раньше писали в газетах, пустили мы военный атом на мирные цели. Так вот, домик-то новый, а крыша худая оказалась. Надо бы помочь бедной вдове с детишками. Бери-ка ты своего друга Варфоломея, да и ступайте в деревню. Дорогу знаете, а инструмент, материал, какой нужен, на месте найдете. Там поживете, Евдокия не даст вам с голоду ноги протянуть. Делов-то для таких орлов! Дня за три, даст Бог, управитесь, как раз до затяжных дождей. В тот же день, ближе к вечеру, Мишка с Варфоломеем были на месте. Евдокия приняла своих помощников очень радушно, выделив им отдельную комнатку. Радовались и дети. Их у вдовы было трое, все мальчики–погодки. – Муж мой покойный, Царство ему Небесное, следил за порядком в лесу, чтобы меньше браконьерством занимались. Так за это и «отблагодарили», – Евдокия вкратце рассказала гостям причину своего вдовства. – Застрелили его глубокой осенью, три года назад, а нашли лишь весной, когда снег сошел. Только косточки и остались, да и то не все…

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

Чтобы познакомиться с институтом вдов, необходимо обратиться к Сирийской дидаскалии, в которой мы находим целый ряд постановлений. Об отношении чина вдов к чину диаконисс г. Троицкий выражается неясно и сам себе противоречит. „На Востоке, говорит он, чин вдов раскололся на два чина, чин вдов и чин диаконисс. Весьма рано среди вдов явилось своего рода разделение труда и тогда как на долю одних – большинства выпали лишь обязанности общие и всем членам церкви – пост и молитва , на долю других – меньшинства выпали обязанности в собственном смысле церковно-служительския” (стр. 47–48). Далее мы читаем: „По своему происхождению чин диаконисс не есть особый чин от чина вдов, а есть лишь ветвь этого чина. Другими словами чин диаконисс относится к чину вдов как вид к роду” (стр. 50). Из этого как будто следует вывести, что полномочия вдов были шире полномочий диаконисс, что диакониссы исполняли часть обязанностей, возложенных на вдов. В действительности же было наоборот: обязанности диаконисс были шире обязанностей вдов. Через несколько страниц мы находим у г. Троицкого уже другое. “Начиная с Дидаскалии, говорит он, мы имеем уже не один чин вдов, а два самостоятельных чина, чин вдов и чин диаконисс. Каждый из них имеет свое название, свой круг обязанностей и свою историю” (стр. 52). Это совершенно верно, но с этим не вяжется утверждение, будто диакониссы относятся к вдовам, как вид к роду. Наконец, автор еще раз повторяет первое утверждение и опровергает то, что написал на стр. 52. Все то, что говорится в Дидаскалии о вдовах, уверяет г. Троицкий, относится к диакониссам, так как, что говорится о роде, относится и к виду (стр. 66). Мы сделали бы крупную ошибку, если бы поверили автору и перенесли бы на диаконисс все то, что в Дидаскалии сказано о вдовах. В этом памятнике совершенно ясно говорится об институте вдов, который называется вдовством ( τ χηρικи в том смысле, как мы говорим: иерейство, диаконство). Глава о вдовах начинается следующим постановлением: Во вдовы поставляйте имеющих не меньше 60 лет, чтобы вследствие их возраста прочна была невозможность подозрения, что они могут вступить во второй брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Олоферн, узнав о приготовлениях иудеев, разгневался и решил истребить их гл.). Он осадил Ветилую, город, в котором укрепились иудеи, и овладел источником, желая жаждой заставить иудеев сдаться (VII, 1–18). Измученные жаждой жители Ветилуи хотели сдать свой город врагу, но Озия, начальник города, просил народ подождать пять дней. И Господь послал избавительницу в лице Иудифи, богатой, благочестивой и прекрасной вдовы, имя которой означает «хвалящая» 22 или «прославляющая Бога» 23 , хотя некоторые переводят его как «иудеянка» 24 . Иудифь, сбросив с себя после пламенной молитвы (IX гл.) одежды вдовства (X, 3) (ибо она «оплакивала мужа и всегда пребывала в посте» 25 ), оделась в лучшие одежды и отправилась в лагерь врага к Олофсрну (X гл.). Пленив Олофсрна своей красотой и мудрой речью, Иудифь осталась в ассирийском лагере и получила возможность свободно передвигаться по нему (XI, 1–XII, 8). На четвертый день Олоферн пригласил ее па пир (XII, 10–20). Во время пира Олоферн много пил и по окончании пира, когда все разошлись по своим шатрам, быстро уснул. Иудифь, пользуясь возможностью, отрубила голову Олоферну и беспрепятственно пронесла ее в Ветилую (XIII). Ассирийцы, обнаружив на следующее утро обезглавленного Олоферна, пришли в ужас и обратились в бегство Иудеи поразили бегущих ассирийцев и захватили богатую добычу (XVI, 1–8), а сама Иудифь воспела Богу хвалебную песнь (XVI, 1–17). После этого Иудифь долго жила в славе и богатстве, продолжая оставаться вдовой, и умерла в возрасте 105 лет. Во все дни се жизни иудеи наслаждались миром и безопасностью. Главным вопросом, который пытаются разрешить все исследователи книги Иудифь, является вопрос об историчности се повествования, то есть вопрос о том, можно ли считать события, описанные в книге Иудифь, действительной историей. Дело в том, что, как писал митрополит Филарет (Дроздов) , «неразрешимые трудности касательно географии, хронологии и истории рассеяны по всей книге Иудифь» 26 . В частности, уже первые слова данной книги – сообщение о Навуходоносоре, царствовавшем над ассирийцами в великом городе Ниневии,– вызывает недоумение у любого читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Получив отказ, Навуходоносор после победы над Арфаксадом решил наказать неповиновавшихся его призыву и поручил совершить расправу своему главному военачальнику Олоферну, дав ему для этой цели весьма большое войско (2:1–20). При этом Олоферну было приказано «истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и все языки, и все племена их призывали его как бога» (3:8). Олоферн опустошил многие земли (2:21; 3:8) и подошёл к Иудее, намереваясь начать наступление на горную часть страны и на Иерусалим. Тогда иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие свой храм (4:3), стали по призыву первосвященника Иоакима укреплять горы, устраивать преграды на равнинах, готовиться к защите проходов и умолять Бога о помощи. Олоферн, узнав о приготовлениях иудеев, разгневался и решил истребить их гл.). Он осадил Ветилую, город, в котором укрепились иудеи, и овладел источником, желая жаждой заставить иудеев сдаться (7:1–18). Измученные жаждой жители Ветилуи хотели сдать свой город врагу, но Озия, начальник города, просил народ подождать пять дней. И Господь послал избавительницу в лице Иудифи, богатой, благочестивой и прекрасной вдовы, имя которой означает «хвалящая» 22 или «прославляющая Бога» 23 , хотя некоторые переводят его как «иудеянка» 24 . Иудифь, сбросив с себя после пламенной молитвы гл.) одежды вдовства (10:3) (ибо она «оплакивала мужа и всегда пребывала в посте» 25 ), оделась в лучшие одежды и отправилась в лагерь врага к Олоферну (Х гл.). Пленив Олоферна своей красотой и мудрой речью, Иудифь осталась в ассирийском лагере и получила возможность свободно передвигаться по нему (11:1–12:8). На четвёртый день Олоферн пригласил её на пир (12:10–20). Во время пира Олоферн много пил и по окончании пира, когда все разошлись по своим шатрам, быстро уснул. Иудифь, пользуясь возможностью, отрубила голову Олоферну и беспрепятственно пронесла её в Ветилую Ассирийцы, обнаружив на следующее утро обезглавленного Олоферна, пришли в ужас и обратились в бегство Иудеи поразили бегущих ассирийцев и захватили богатую добычу (16:1–8), а сама Иудифь воспела Богу хвалебную песнь (16:1–17).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V, 40). Что нам до той, которая, хотя и долго жила с мужем, но с одним только, с одним и тем же, с которым сочеталась вначале? А эта отдалась двоим, и притом в короткое время. Но она, скажешь, (сделала это) по неволе; если бы жив был первый муж, она при нем не полюбила бы другого; а так как он умер преждевременно, то она, по необходимости, опять сочеталась с другим. По какой необходимости? Я вижу другую необходимость, большую той, о которой ты говоришь, такую, которая достаточна для удержания ея при покойном, именно испытание горестей мирской жизни. Та, которая проводила такую жизнь долго и довольно насладилась ею, может опять обратиться к подобной жизни в надежде найти теже удовольствия; но та, которая в самом начале (супружеской жизни) испытала такия огорчения, по какому побуждению и с какою надеждою пойдет на встречу тем же неприятностям? И желающий торговать, если, не получив еще никакой прибыли, при самом выходе из пристани, потерпит кораблекрушение, неохотно потом возьмется за торговлю. Так и эта вдова, которая ожидала (от брака) много удовольствий и, не успев хорошо изведать их, испытала такую горесть, конечно не полюбит мирской жизни, если не будет весьма невоздержною, или лучше сказать, хотя бы она имела пламенное расположение и сильное пристрастие к этой жизни: неприятное начало достаточно может погасить страсть ея. Мы обыкновенно держимся весьма крепко своих предприятий, когда хорошо начали их; когда же с самаго начала и, так сказать, с перваго шага встретим неприятности и неудобства, тогда скоро отказываемся от своего намерения, охладевающаго в нас. Так и овдовевшия рано сами должны бы отказываться от второго брака, чтобы опять не потерпеть того же. Остающаяся во вдовстве может жить спокойно и не опасаться опять такого же горя, а вступившая во второй брак необходимо будет ожидать того же несчастия. Кроме того, хотя состояние вдовства одинаково, но не все вдовы получат одинаковыя за него награды, но одне большия, а другия меньшия; принявшия это иго в молодости удостоятся большей чести и награды, нежели овдовевшия в самой старости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сколько раз смеялась она сама над этим мнимым вдовством своей знаменитой сестры! 4) На удостоверение самых близких к покойному А. М. Бутлерову лиц, что он не был знаком с Блаватской и никогда с ней не состоял ни в какой переписке,– г-жа Желиховская отвечает: «неправда, я сама видела в её руках его портрет и письмо», лукаво умалчивает кому был дан А. М. Бутлеровым его портрет, кому было написано это письмо,– и при этом думает, что таким заявлением уничтожится удостоверение вдовы А. М. Бутлерова, а также его ближайшего друга. Увы! это лишь один из безчисленных примеров того, что автор «Правды о Е. П. Блаватской» и «Необъяснимого или необъясненного» видит не только невидимое, но и несуществующее. 5) Да, неизлечимыми галлюцинациями страдает г-жа Желиховская! На странице 139 своей брошюры, говоря о данном ей мною для прочтения оригинале «исповеди» Блаватской, с кототорым сличал перевод Жюль Бэссак.– она пишет: «Меня тоже поразило, зачем все русское письмо испещрено печатями M-r Jules Baissac " а; г. Соловьев объяснил, что это для пущей верности,– как доказательство, что перевод верен». Ну как же мог я ей говорить такой вздор, когда на этой «исповеди» всего один штемпель! Зачем понадобилось г-же Желиховской даже и тут написать неправду, которую доказать так легко?!! 6) Я в четвертый раз печатно спрашиваю г-жу Желиховскую: где коллекция (lettre sur lettre) моих писем к Блаватской, которые я ей будто-бы писал, после 8-го октября (нового стиля), осенью 1885 года, в то время, когда она письменно и многократно жаловалась на мое молчание, и о которых г-жа Желиховская с большим апломбом говорит в своей статье в «Nouvelle Revue»? Где эти письма? Их никогда не было – и г-жа Желиховская выдумала их существование. 7) В своем письме в «Новом Времени» г-жа Желиховская развязно извинилась передо мною за опечатку, сделанную в её статье в «Nouvelle Revue». Но дело в том, что на этой опечатке (1885 год вместо 1884 года) построен её дальнейший разсказ о мнимых чудесах в Вюрцбурге, на тех же страницах французского журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Три дня уже спустя, когда я ехал куда-то, вспомнил, что говорил, и дорогой, в карете, записал В другой раз, при торжественной закладке храма во имя Спасителя в Москве 10 сентября 1939 г.: “На этот случай вовсе не думал говорить, из предосторожности, чтобы не задержать Царя, да и надобно ли говорить – не успел спросить министра двора князя Волконского. Уже на пути к месту закладки пришло на мысль, что нехорошо оставить пробел; подумал немножко и напал на мысли; говорил и разговорился так, что готов бы был и по окончании речи говорить час или более”» (Сушков. Прил. С. 74). 11 сентября. Резолюция на прошении жены поручика о том, чтобы просвирня подвинула свое строение лишь на три аршина от дома просительницы (Резолюции. Т. 4. С. 51. 9167). 12 сентября. Резолюция на прошении вдовы о поддержании ее материнского запрета на вступление сына в брак: «Поручить местному священнику стараться увещанием привести сие дело к мирному окончанию, представив сыну, что полезно для него будет, не спеша к браку, приобрести кроткими средствами согласие матери, и представив матери, что брак – дело свободное и грешно препятствовать в сем возрастному сыну по такой маловажной причине, что невеста кажется ей не довольно молодою» (Резолюции. Т. 4. С. 51. 9168). Резолюция на консисторском определении о том, что вдовый купец просит разрешение на венчание: «Предоставить просителю представить в законной форме доказательство о своем вдовстве или о свидетельстве благочинного снестись с местною консисториею для дознания, подлинное ли оно, и согласно ли оно с метрическою записью» (Резолюции. Т. 4. С. 51–52. 9169). 15 сентября. Резолюция на допросе дьячка, который показал, что при утверждении его опекуном над детьми от первого брака он обязан по завещанию жены внести в Опекунский совет тысячу рублей, но этого не сделал, но обязуется все исправить по завещанию в течение года: «Дьячок назначил полугодовой срок и не исполнил; а теперь назначает еще годовой. Есть ли так, то он до кончины века будет назначать сроки и не исполнит должнаго» (Резолюции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010