Идея параллельности двух служений появилась в статье А. Дик­гоффа 16 , но подробно сформулировал ее Л. Чарнак. По его мнению, оба служения возникли в апостольскую эпоху и существовали параллельно вплоть до III в., когда функции вдов окончательно переходят к диакониссам или к мужскому клиру. Эту концепцию развивали Дж. Уордсворт, В. Мышцын 17 , Ж. Уаль, Ж. Даниелу 18 , Лейпольдт 19 , Б. Уитерингтон. Дж. Людлов, С. Робинсон, К. Тернер 20 считали, что различия между служением вдов, диаконисс и дев с новозаветного времени, после III в. начинают стираться: по мнению Тернера, это приводит к их окончательному смешению в V в. Т. Шефер, Т. Цан и Г. Ульгорн 21 полагали, что возникший в I в. одновременно с организацией вдов женский диаконат надолго исчез и вновь возродился лишь после III в. — в предшествующую эпоху функции диаконисс взяли на себя вдовы. Теорию последовательной смены организаций вдов и диаконисс, которую в основном поддерживают современные исследователи, впервые изложил Г. Ахелис в вышеуказанной статье: изначально в Церкви существовало лишь служение вдов, которое с III в. сменяется деятельностью диаконисс. Наиболее подробно эту гипотезу развил А. Кальсбах, поддерживали ее П. Гидулянов , изменивший свою позицию Н. Добронравов, Дж. Дэвис 22 , Р. Старк; в целом с ней соглашалась Л. Штокер. Э. Гольтц, В. Ильинский, С. Троицкий, принимая эту точку зрения, выделяли III в. как особый период сосуществования обоих служений. Р. Гризон, соглашаясь с тем, что хронологически диакониссы сменяют вдов, не усваивает последним какое-либо церковное служение, поскольку вдовство, по его мнению, являлось не функцией, а состоянием. Именно изучению этой стороны женского вдовства в раннехристианской Церкви посвящена монография Л. Боппа 23 . Особый интерес вызывало положение дев. Институт дев Вильперт 24 изучал на эпиграфическом материале, а Р. Метц — на других письменных источниках. Как считает Метц, девы, изначально жившие в своих домах, с IV в. начинают объединяться в общины, ставшие впоследствии центрами будущих монастырей, хотя сосуществование и “домашних”, и “общинных” дев сохраняется еще и в V–VI вв.

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

Создание пространства для того, чтобы человек мог и праздновать, и скорбеть без чувства вины, может стать бесценным подарком. «Часто мы стараемся как можно скорее сократить проявление горя: “вывести” человека из этого состояния и “подбодрить”, — говорит Грегг. — Но скорбящим людям нужно безопасное пространство, где они могли бы выразить свои эмоции, не чувствуя себя виноватыми в том, что они портят праздник другим людям». Пригласите их в компанию «Вам может быть неудобно приглашать скорбящего человека на праздничное торжество, — говорит Аллен Кляйн, автор книги “Принятие жизни после потери”. — Вы можете счесть, что они не готовы к общению или утратят самообладание во время вечеринки». Однако важно не делать предположений о чужом уровне комфорта, так как все может быть как раз наоборот. Человек на самом деле может стремиться к облегчению своего горя. Поэтому худшее, что может случиться — он просто откажется в ответ на приглашение. Мелисса Гулд, автор книги «Вдовствующие», согласна с этим и отмечает, что скорбящие люди могут получить много пользы от любви, поддержки и общения с другими в праздники. «Приглашайте, даже если это вечеринка “только для пар”, — объясняет она. — Не бойтесь вдовы или вдовца! Мы все хотим участия, даже если нашей половинки больше нет с нами». Однако не заставляйте их. Те, кто скорбит, действительно хотят, чтобы их звали на праздник, но это не значит, что они готовы согласиться на все приглашения. Уважайте их решение, если они откажутся от ужина или праздничной прогулки. Лучше, чтобы они сами решали, будут ли участвовать в празднике и в каком объеме, а также имели возможность изменить планы в последнюю минуту. Будьте гибкими и скажите им, что вы все понимаете. Помогите почтить память любимого человека «Первый праздник после смерти любимого человека может стать испытанием, которое требует мужества», — говорит Тереза Марчителли, вдова и эксперт по проживанию скорби. Можно помочь скорбящему человеку в создании своеобразного праздничного ритуала, чтобы почтить память усопшего и вызвать теплые воспоминания.

http://pravmir.ru/ne-bojtes-pozvat-vdovu...

Удостоверяться в нормальном психическом состоянии жениха и невесты предоставляется наблюдению и личным расспросам причта, имеющего повенчать их (Права и обязанности пресв., П.П. Забелина , 241 стр.). Удостоверение в том, что желающие вступить в брак не находятся между собою в степенях родства и свойства, церковными законами признанных препятствием к заключению брачных союзов, достигается главным образом чрез расспросы у достоверных свидетелей или поручителей и посредством оглашений. Во взаимном согласии и желании жениха и невесты на вступление в брак должно удостовериться чрез их расспросы, конечно, лично, дабы не повенчать лиц подставных 943 (Пен. Е.В. 1880, 18; Сам. Е.В. 1898, 1). Письменных свидетельств на дозволение вступать в брак со стороны родителей или опекунов для обысков обыкновенно не требуется 944 (Кур. гражд. права, К.П. Победоносцева , 25 стр.; см. также Ц.Вед. 1902, 33). Относительно предбрачных письменных документов Литовской Духовной Консисторией в 1891 г. было опубликовано следующее распоряжение, предписывавшее духовенству епархии требовать, при совершении браков, следующие документы 945 : а) метрическое свидетельство о рождении и крещении, если есть сомнение в летах; если же метрического свидетельства не имеется, то удостоверение из исповедного списка той церкви, к которой принадлежит брачущийся 946 ; б) паспорт не просроченный, в котором полно и точно прописаны сведения, требуемые законом, а равно сведения о брачном или безбрачном состоянии лица 947 (сн. выше, 1 прим. на 1216 стр.), а если оно в состоянии вдовства, то при паспорте должны быть представлены: метрика о прежнем браке и метрика о смерти и погребении умершего супруга 948 ; свидетельство причта о троекратном исполнении предбрачных оглашений, с прописанием о незаявлении препятствий к сему браку, а равно справка о летах 949 , вероисповедании 950 и о том, холост или девица брачущееся лицо, а если они вдовы, то после которого брака и нет ли родства или свойства между брачущимися (сн. выше, 1215–1217 стр. печатного оригинала);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Указанные свидетельства и опыты благоволения Божия к вдо­вицам весьма утешительны и поучительны для каждой вдовы. Каж­дая вдова должна быть уверена, что Господь и ее не лишит Своей милости подобно тому, как Он, согласно Своим обетованиям, был милостив к упомянутым вдовицам Ветхого и Нового Заветов. Эти обетования доселе имеют силу, ибо изрекший их Господь вечен и неизменен. Но само собою разумеется, что Господь, верный в Сво­их обетованиях, готов подавать милости Свои только тем, кото­рые стараются заслужить их. Как же именно должна поступать вдо­ва, чтобы привлечь к себе благословение Божие? Вдовство, как мы уже заметили, особенно тяжело бывает на первых порах. Но и на первых порах вдова-христианка не должна падать духом, предаваться отчаянию. Тяжелая утрата мужа не может не извлекать слез из очей ее. Скорбеть и пла­кать не грешно; но вдова согрешила бы пред памятью мужа, если бы допустила овладеть собою этой скорби до такой сте­пени, что не могла бы молиться о нем. Никогда так не нужда­ется в наших молитвах ближний наш, как в первые дни по смер­ти его, когда над ним совершается суд в другом мире и реша­ется его вечная участь. Но на ком же в эти дни лежит святой долг молиться об умершем, как не на той, которая соединена была с ним самыми тесными узами? В дальнейшем изложении того, как должна вести себя вдови­ца, мы будем следовать святому апостолу Павлу, писавшему о вдовицах в Послании к ученику своему Тимофею ( 1Тим. 5 ). Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пре­бывает в молениях и молитвах день и ночь (ст. 5). «Истин­ная и одинокая», как открывается из сличения с предыдущим сти­хом (4), – это то же, что бесприютная, такая, у которой нет взрос­лых детей и внуков, в доме которых она могла бы найти спокойное пристанище и безбедное содержание. Само собою разумеется, что если вообще всякая вдовица должна искать себе утешения в надежде на Бога, то преимущественно одинокая и бесприютная должна жить этою надеждою. Ее положение таково, что, оставленная одной себе, не имея для себя опоры в людях, она естественно должна возложить упование на Небесного Отца сирот и Защитника вдовиц. Пусть она не скучает, если не видит вокруг себя близких людей, в беседе с ко­торыми она могла бы найти себе утешение; пусть она ищет этого утешения в молитвенной беседе с Господом: пусть подражает при­меру благочестивой вдовицы Анны, которая постом и молит­вою служила Богу день и нощь ( Лк. 2: 37 ). Для большего удобства в таких благочестивых занятиях она может удалиться из мира в мо­настырь, но и в мире она может устроить свою жизнь по-монашес­ки. Дело не в монашеском платье, а в монашеском духе благочестия, который может одушевлять и живущих в мире подобно тому, как он одушевлял древних угодников Божиих, известных под именем аске­тов, проводивших среди мира строгую монашескую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

104 (108). К попечителю наследников Иулитты (Убеждает сего притеснителя Иулитты вспомнить данное им обещание. (Писано в 372 г.)) С удивлением услышал я, что ты, забыв добрые и приличные щедроте твоей обещания свои, приступаешь теперь к этой сестре с самым сильным и неотступным требованием. Не знаю, что и заключить из рассказываемого о тебе. Известна мне великая твоя щедрость, по свидетельству изведавших тебя; помню также и обещания твои, какие дал ты при мне и при этом человеке, уверяя, что, хотя пишешь короткий срок, однако же даешь больше времени, потому что намерен соображаться с необходимостию дела и иметь снисхождение к вдове, которая принуждена вдруг выпустить из дому такое количество денег. Посему не могу понять, что за причина, по которой произошла такая перемена. Но какова бы она ни была, прошу тебя, помня твою щедрость и имея пред очами Господа, вознаграждающего благие изволения, дать время, какое обещал потерпеть вначале, чтобы, продав свои вещи, могла она заплатить долг. Ясно же помню и то, что обещал ты, как скоро получишь по условию золото, передать упомянутой выше вдове все договорные бумаги — как составленные при градоначальниках, так писанные частным образом. Поэтому прошу тебя: и меня уважь, и себе приобрети от Господа великое благословение, вспомнив свои обещания, зная, что и ты человек, сам должен ожидать времени, когда нужна тебе будет Божия помощь, которую заградишь для себя настоящею своею жестокостию. Напротив того, обрати на себя щедроты Божий, показав доброту и все снисхождение к бедствующим. 105 (109). К Елладию, сотоварищу ипарха (По делу той же вдовы Иулитты с попечителем ее наследников. (Писано в 372 г.)) Очень не хотелось мне беспокоить твою доброту, часто при бегая к величию вашей власти, чтобы не подать мысли, будто бы без меры упоеваюсь твоею дружбою; однако же необходимость не позволяет мне молчать. По крайней мере, сжалившись и душевно страдая об этой сестре, которая со мною в родстве, обременена вдовством, озабочена делом сироты сына, когда увидел уже я, что сверх силы она стеснена несносными нуждами, поспешил попросить тебя, чтобы соблаговолил ты, сколько можешь, содействовать посланному ею человеку к освобождению ее от дальнейшего притеснения, как уже уплатившую то, что сама лично при мне обещала заплатить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

– Отчего же Господь отнял у меня все?! Владыка ответил неожиданно строго и даже сердито: – Видно, недостаточно была смиренна. Тут уж обида вдовы перекинулась на митрополита, и несчастная женщина, вскочив, выбежала вон вся в слезах. Что было причиной такой строгости? Во-первых, Филарет увидел, что в его посетительнице отсутствует понимание Божественных причин явлений жизни. Возможно, была еще одна причина. Французистость. Безобразное явление русского высшего общества конца XVIII – начала XIX века. Многие люди вообще редко когда говорили по-русски. Галломании даже не повредило нашествие Наполеона. В 1812 году бывали случаи, когда русские мужики убивали дворян, только заслышав, как те говорят по-французски, ибо принимали их за французов. На какое-то время дворяне образумились. А потом – все по новой. Была такая невеселая шутка: русский дворянин в Европе кажется переодетым татарином, а у себя в России – неведомо как родившимся французом. Увы, к моменту своей встречи с Филаретом Маргарита Михайловна так еще и не избавилась от привычки говорить только по-французски. И вот она приходит, жалуется на то, что Бог отнял у нее мужа и сына, а жалуется-то на языке тех, кто стал причиной ее вдовства! Владыка сам превосходно владел французским. Возможно, и ответил ей тоже на этом языке. Через некоторое время пастырь лично приехал к Маргарите, просил простить его за резкость слов. С этого времени началась их дружба и переписка. Филарет стал ее пастырем. Маргарита жаловалась ему, что страдает от одиночества. Пастырь отвечал: «Одиночество дело не худое, когда умеют им пользоваться. Не хорошо ли, когда никто и ничто в мире не останавливает человека? Тогда он и помнит Бога, прямо идет к Нему. Одиночество на земле ведет в общество небесное». Он писал ей о целебных свойствах слез и этим тоже утешал бедную: «Господь и радость Его с Вами особенно ныне. Вода из иерусалимских роз что-то необыкновенное. Не для меня бы она; но к алтарю да принесется от Вас, как чистые благодатные слезы. Ах! Что-то теперь в Иерусалиме: вода ли чистая, как слезы, или слезы многие, как вода? Говорят, он ограблен...»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1Кор.7:8 .  Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оста­ваться, как я. Здесь Ап. выводит следствие из того положения, что безбрачие – «хорошо». И безбрачным мужчинам (т. е. неженатым и овдовевшим) и вдовам хорошо остаться в таком положении. – Почему Ап. вдовцов не упоминает отдельно, а вдов упоминает? Вдовство женщины ставит ее в несколько иные, более неблагоприятные, условия, чем мужчину – ей жить труднее, и потому Ап. счел нужным сказать, что он не исключает даже в своем указании таких необеспеченных лиц, как вдовы. Притом вдова сама могла распорядиться своею судьбою, чего не предоставлялось девице. Поэтому-то здесь Ап. и не упомянул о девах. 1Кор.7:9 .  Но если не могут воз­держаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели раз­жигаться. Здесь – следствие из общего правила, по которому брачное состояние должно быть обычным. Если человек, оставаясь безбрачным, не может избежать греха, то пусть он женится, потому что грех есть зло, а брак – не зло. 1Кор.7:10–24 . Таким образом Ап. разрешил главный вопрос – относительно того, вступать или не вступать в брак. Теперь он решает вопросы, связанные с главным – и прежде всего вопрос о дозволительности развода. По его представлению, разводиться – грешно, даже и в том случае, если та сторона, которую желают оставить, принадлежит к обществу язычников. Только если супруг-язычник пожелает развода, христианин не должен противиться этому. При этом Ап. дает добавочные указания (ст. 17–24), как вообще христианин должен смотреть на свое внешнее состояние – на обрезание, если он был раньше евреем, на рабство, если он обратился к вере, будучи рабом. 1Кор.7:10 .  А вступив­шим в брак не я по­велеваю, а Го­с­по­дь: жене не раз­водиться с мужем, – 1Кор.7:11 .  если же раз­ведет­ся, то должна оста­ваться безбрачною, или при­мириться с мужем сво­им, – и мужу не оставлять жены своей. Здесь, очевидно, Ап. имеет в виду супругов-христиан, для которых только и имели значение повеления Христа. – «Не я повелеваю, а Господь». Христос Спаситель, действительно, дал такое повеление. Оно сохранилось в Евангелиях (см. Мф. 5:32, 19:9 ; Мк. 10:11 ; Лк. 16:18 ). В то время, конечно, верующие могли ознакомиться с этим повелением из устной проповеди проповедников Евангелия. – Но зачем Ап. делает различие между своими повелениями (ст. 12) и повелениями Господа? Не умаляет ли он чрез это значение своих апостольских предписаний? Можно думать, что Ап. хотел этим различить прямые, определенные повеления Господа, которые христиане должны исполнять без всяких рассуждений, от своих собственных указаний, которые имели значение только для Церквей, основанных самим Ап. Павлом. Притом, он считал нужным, предлагая свои указания, обосновывать их так или иначе (ср. ст. 14 и 16), чего не требовалось при изложении повеления Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но в тех случаях, когда молодые вдовы не чувствуют в себе расположения к сохранению чистого вдовства и могут подпасть неудержимым стремлениям плотской сластолюбивой жизни и развратиться, Апостол дает совет вступать в брак, рождать детей, управлять домом и не подавать противникам (христианства) никакого повода хулить христианскую веру ( 1Тим.5:14 ) 337 . Советы Апостола вдовицам относительно второго брака пригодны и полезны также и вдовцам. «Они (эти советы), – говорит Златоуст, – полезны и мужьям, чтобы и они любили и скончавшихся жен своих и не заставляли детей своих жить вместе с львицами, приводя им мачех и ниспровергая всю свою безопасность... Но говоря это, – продолжает святитель, – мы не отвергаем второго брака (для вдовцов и вдовиц) и не законополагаем, но увещеваем: если кто может быть целомудренным, оставаться при первом. Увещеваем и советуем это и для самой безопасности дома. Второй брак часто бывает началом и предлогом раздора и ежедневных суматох. Часто муж, сидя за столом и вспоминая о первой жене, тихо прослезится при второй; а эта тотчас свирепеет и приступает подобно дикому зверю, требует от него удовлетворения за нежность к той; и если он захочет хвалить скончавшуюся, то основание похвал делается предлогом для суматохи и раздора. Мы и с врагами скончавшимися примиряемся, и после их смерти прекращаем вражду с ними, а у женщин все напротив. Ту, которой она не видела, которой не слышала, от которой не потерпела ничего ужасного, она ненавидит и отвращается, и сама смерть не погашает ненависти. Кто видал, кто слыхал, чтобы с завистью ревновали праху и враждовали против пепла? Но беда не ограничивается этим, а родились ли дети от второй жены или нет, опять суматоха и раздор. Если не родились, то она больше мучается и смотрит на детей первой жены как на врагов, причинивших ей величайшую несправедливость, при жизни их яснее чувствуя свое собственное бесчадие. Если же они рождаются, то опять не меньшая беда. Часто муж, нежно расположенный к отошедшей, ласкает ее детей, любя и вместе сожалея о сиротстве их; а вторая жена повсюду желает отдать предпочтение своим детям, а тех не желает поставить даже в ряд братьев и сестер, но отверженных домочадцев; все это может разорить дом и сделать для женившегося жизнь не в жизнь. Поэтому мы увещеваем, если возможно, оставаться целомудренными, довольствоваться первым браком, и ни женам (вдовам) не искать женихов, ни мужьям (вдовым) – жен, чтобы не низвратить всего дома» 338 . 5. Взаимные обязанности христианских супругов

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

К наследству призываются: во-первых, живой супруг, во-вторых, кровные родственники умершего. Если последних нет вовсе, то супруг получает все наследство, а с родственниками делит оное. Определение супружеской части отличается особенным разнообразием постановлений, по историческому различию прав и обычаев в разных местностях края; так что в гражданском законе посвящено сему предмету 160 статей (1709–1869). Городское право, земское право, Лифляндское, Эстляндское, Курляндское, Пильтенское земское, Нарвское городское – содержат в себе различные о сем постановления; кроме того, особливый порядок установлен для наследования супругов духовного звания в Курляндии, Лифляндии, Эстляндии, в Риге и в Ревеле. Повсюду, однако же, право супруга определяется различно, смотря по тому, есть ли при нем дети или нет детей, вдова ли осталась после мужа или вдовец после жены: от сего зависит и мера ответственности за долги по наследству. Не вдаваясь в подробности местных уставов, достаточно указать для образца на постановления Лифляндского и Эстляндского земского права. Небездетная жена получает все наследство после мужа в безотчетное владение и пользование, до раздела, которого дети или, за смертью детей, родные могут требовать лишь в случае вступления вдовы во второй брак, сохраняя до того или до смерти ее только ожидаемое право на наследство. При разделе вдова получает всю движимость умершего, а из недвижимости и долговых требований долю, равную детской, но в случае смерти ее до раздела, право на сию последнюю долю не переходит к ее наследникам. Бездетная вдова владеет всем наследством 1 год и 6 недель со смерти мужа; затем при разделе получает вдовье вено, всю движимость (а в Эстляндии и 1/2 долговых требований). Небездетный вдовец в Лифляндии получает в наследство всю движимость, а всем прочим имением владеет до совершеннолетия детей; в Эстляндии сохраняет во время вдовства все имение в пожизненном владении, а в случае нового брака, при разделе, получает всю движимость, денежное вено и равную с детской долей долю недвижимости и долговых требований. Бездетный вдовец (в Лифляндии) получает всю движимость и денежное вено, и пользование вотчинами на 1 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Наконец, грехи против самого себя суть: чрезмерность в пище и питье, стремление к изысканной пище, чрезмерный сон, нечистые помыслы, порочные желания, услаждения слуха, непристойные разговоры, супружеское общение без желания иметь детей, праздные разговоры в церкви (см.: Christophe. 1969. P. 70-71; Барди. 2004. С. 308). Для К. один и тот же грех может иметь разную тяжесть в зависимости от его продолжительности и постоянства в нем. К. называет простительными грехи в мыслях, пожеланиях и словах, однако предрекает вечное осуждение «прелюбодействующему в сердце своем», поскольку «совершенное желание» исполнить прелюбодеяние приравнивается к самому делу ( Caes. Arel. Serm. 41. 5). Грешник не сможет извинить себя тем, что не знал, какие грехи легкие, а какие тяжелые. Его могут погубить даже мелкие грехи, если они многочисленные или закоренелые; такие грехи равнозначны тяжкому греху (Ibid. 179. 1; см. также: Lejay. 1932. Col. 2180-2181). Искупление грехов должно соответствовать их тяжести. Для исправления малых грехов К. предлагает усиленно поститься, продолжительно молиться и посещать богослужения, творить милостыню, совершать добрые дела: посещать больных и заключенных, хранить мир со всеми, примирять враждующих, принимать странников и умывать им ноги, прощать врагов и проч. ( Caes. Arel. Serm. 1. 4; 30. 4; 32. 2-3; 179. 8; 229. 5). Для искупления тяжких грехов К. советует добавить к этому слезы и воздыхания, продолжительные посты, раздачу щедрой милостыни (Ibid. 179. 7). Кроме того, вслед за блж. Августином К. допускает возможность очищения человека от легких и малых грехов после этой жизни посредством некоего «очистительного огня» (per purgatorium ignem, per ignem transitorium), прежде чем он войдет в жизнь вечную (Ibid. 179. 1, 5, 8; ср.: 1 Кор 3. 15), в чем католич. исследователи видят намек на чистилище (см.: Lejay. 1932. Col. 2182). Вслед за блж. Иеронимом К. учит, что для христиан существует 3 неравноценных состояния: девство, вдовство и брак: «Девственники приносят [плод] в сто крат, вдовы - в шестьдесят, а женатые - в тридцать» ( Caes.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010