Расколоучители большею частью принимали на себя именно такой вид святошей, лицемеров – пустынников и обманывали простой народ своею мнимою святостью и своим наружным подвижничеством. Некоторые из них и действительно самообольщены были своею святостью; от того и являлись строгими ревнителями, проповедниками мертвообрядового благочестия. Таков напр. был уже неоднократно упомянутый нами расколоучитель Капитон: он славою своего мнимого подвижничества, кажется, тысячи народу увлек в леса вязниковские. Таков же был один из московских расколоучителей, Киприян «юродивый». «Сей, повествует Денисов толь святаго и великаго жития бяше, яко и самому монарху того знати и за премногую добродетель зело любити. Многажды ездящу царю на царстей колеснице с царским дароношением, дивный Киприан, во единой ризе ходяй, прибег на колесницу востекая с царем ездяше, муж конечнаго бесстрастия и пророческого дарования исполнен». Когда патр. Никон стал издавать новоисправленные книги, тогда по сказанию Денисова, этот юродивый будто бы смело востекал, при проезде государя, на его колесницу и умолял его твердо держать старообрядство. А как государь отвергал его неразумный совет, то он начал ходить по улицам Москвы и по торжищам всюду свободным языком возвещая учение старообрядства и «дерзновенно новины Никоновы потязая». 356 Можно понять, с каким легковерием простой народ слушал проповедь о расколе из уст такого, повимому, святого, Христа ради юродивого мужа, исполненного духа премудрости и прозорливости. Точно так же когда поп Дометиан убежал из Тюмени в горы и леса; тогда, пишет Игнатий м. Тобольский, «собравшася к нему мнози от поселян, еже есть слобожан, аки к пустыннику и мужи и жены и дети, яко тысяща и семьсот». 357 В пути некоем от града именуемого Вологда, в Каргополи, к морю, – пишет тот же историк раскола, – аки бы учитель некий враг Божий, волхв и чародей промысли себе имя пустынника, – и неции поселяне из домов своих изшедше последоваша ему, яко мняху его в добродетелих изрядна». 358 Так внешность ослепляла умы и обольщала сердца людей, приковавших живой дух христианского благочестия к одной мертвой внешности и так наружное подвижничество обольщало суеверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

«Во оно время Никонова смущения, пишет Денисов, наипаче от градов и монастырей бегающе мнози иноцы и мирстии, в пустынях крыяхуся, в горах и в пропастях земных, откуду и оная пустыня паче жителями наполняшеся». 366 В пустыни, окруженной со всех сторон большим лесом вдали от православных городов и сел, расколоучитель Капитон и его многочисленные последователи жили безопасно, удобно и привольно. Худокачественность почвы вязниковского, ковровского и частью шуйского уездов владимирской губернии и также некоторых уездов ярославской была причиною происхождения в этом краю особенного класса торговцев, издавна известных офеней или ходебщиков, которые круглый год, также как и ныне, бродили с коробкой за спиною почти по всей России. В первой половине XVIII века очень часто было, что эти ходебщики, с одной стороны, сами где-нибудь во время странствования заражались расколом, с другой стороны, расколоучители представлялись такими офенями или ходебщиками, а иногда и действительно были ими, и таким образом странствовали по России с проповедью о расколе. 367 Так, напр., сочинитель «Исторического собрания о граде Суждале», ключарь Анания Федоров, в половине XVIII века писал о жителях дорской десятины суздальского уезда: «в той десятине обыватели, иные торговые, торг отъездом и не токмо в разных местах России, но и за границею в Персии, в Польше и в поморских странах имеющии; другии же работные, сии есть коновалы, шерстобиты, от труда рук своих питающиеся, года по два и по три в домах своих не бывают, но по многим странам с пашпортами странствуют, люди беспечальны, но как о них на родине обносится, более упрямства в себе содержаще и некоторые из них староверцы называющиеся, но самым делом суеверцы и более в них вкореняется сие злочестие душевредное от времени до времени от странствования и от домов отлучения; странствующе бо по различным местам, как-то в Сибири, в Польше, в Вятке, и Керженце где лжеучителей раскольнических не мало, с теми лжеучителями имеют сообщение и в благочестии аки лист древесный колеблются».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Белопесоцкий, Моск. г., II, 1261. Белый-Кириллов-Новоезерский, Новг. г., II, 868. Белый-Николаев.-Новгород., II, 976. Бельская-Андрианова, Яросл. г., II, 600. Бельский-Николаев., Гродн. г., I, 308. В Вадожская-Богород., Яросл. г., II, 684. Важбахтская-Пятниц., Новг. г., II, 685. Важский-Богослов., Архан. г., II, 659. Валаамский, Выборг. г., I, 95. Валуйский-Успен.-Пристанский или Пристанничский, II, 1329. Ванишский, Твер. г., II, 1314. Варварейский-Новгородский, II, 686. Варваринский-Волоколамский, I, 97. Варваринский-Киевский, I, 196. Варваринский-Новгородский, II, 686. Варваринский из-за Петровских ворот-Псковский, I, 98. на Варварском крестце Знамен.-Московский, II, 813. Варлаамиев-Хутын., Новг. г., II, 1349. Варнавинская-Троиц., I, 101. Варницкий-Троиц.-Сергиев, Яросл. г., II, 1281. Варсонофиев. на Рву, Моск., г., II, 729. Васильев.-Анастасиев., Нижег., II, 613. Васильев.-Архан., Нижег. г., II, 625. Васильев.-Кесарийский-Новоторжск., II, 689. Васильев.-Кесарий.-Суздаль., II, 688. Васильев.-Киевский, II, 691. Васильев.-Мячков., Влад. г., II, 690. Васильев.-Нижегородский, I, 102. Васильевский – Покровский. Нижег. г., I, 371. Васильев.-Староладожский, II, 687. Васильегор.-Троиц., Ниж. г., II, 1262. Васильсурский – Троиц. -Васильегорский- Хмелевский, II, 1262. Вассианов-Каргопольский, II, 1160. Вашезерская – Задне-Никифоров.-Спасская, Олон. г., I, 193. Введен.-Антониева, Волог. г., II, 1042. Введен.-Богород.-Оханская, II, 646. Введен.-Богород.-Тихвинский, II, 704. Введен.-Бежецкий, II, 701. Введен.-Верх-Теченский., Перм. г., II, 705. Введен.-Владычин-Серпухов., I, 115. Введен.-Вязниковский, II, 696. Введен.-Езерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Заозерская, Волог. г., II, 692. Введен. – Иоанно-Предт.– Междугорский, Тоболь. г., I, 224. Введен.-Карачевский, II, 700. Введен.-Кизичский, Каз. г., II, 862. Введен.-Киржачский, II, 864. Введен.-Корнилиев-Комельский, Волог. г., II, 884. Введен. – Красногородищенская, Смол. г., II, 887. Введен.-Краснояр., Енисей, г., II, 703.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В своем “Отразительном письме” Евфросин кратко упоминает о некоем Козме Медведевском, который “со своими последователями, священства стереже, всего таинства отречесь и книжные слова неправо поразуме, на претыкание себе и другим на соблазн”. Этот Козма, видимо, раньше действовал в районе Керженца и Вязниковских лесов, но так как несколько дальше тот же Евфросин говорит о Козме известном радикальном старообрядческом агитаторе на Дону, то трудно понять, откуда происходит прозвище “Медведевский” его первого Козмы: от селения и речки, Медведеве и Медведихи на Керженце или реки Медведицы на Дону. Не менее странно и то совпадение, что и на Дону было два Кузмы, Кузма Косой и Кузма Сидоров, его приятель, тоже проповедовавший на Медведице. Вполне возможно, что это были одни и те же лица, известные из документов Преображенского приказа под именем Андреева и Панфилова (или Маленького), а на Дону под прозвищами Косой и Сидоров. Во всяком случае обилие этих проповедников с именем Козма необычайно запутывает изучение истории нетовщины, которая, кстати сказать, известна только из официальных документов и свидетельств посторонних наблюдателей, так как сами нетовцы никаких сведений о своем происхождении и ранней истории не оставили. Видимо, их собственная история интересовала их не более, чем церковные службы. Вообще, судя по отзывам современников и наблюдателей, нетовщина не очень четко примыкает к старообрядчеству. Обряд, старые книги, отграничение от никонианцев, характерные для беспоповцев и поповцев, видимо, мало захватывали нетовцев, которые своей религиозной индифферентностью скорее напоминают западного типа агностиков или скептиков XVIII века, чем подлинное старообрядчество. Из старообрядческих черт у них можно найти только двуперстное сложение и весьма неясные разговоры об Антихристе. Надежд у них на таинства как на путь к спасению нет, и поэтому нетовцы обычно для крещения или брака обращались к православным священникам, видимо, почитая оба обряда просто как регистрацию у ответственного “за акты гражданского состояния” лица. Крещение совершали иногда и родители, и повивальная бабка (бабушкино согласие), а иногда нетовцы и самокрестились, следуя учению какого-то Романа, учившего в 1700—1720-х годах, то есть почти в то же время, как и Кузма Во всяком случае в отличие от северного беспоповства нетовцев, переходящих в секту, обычно не перекрещивали. Видимо, у них подход к обрядам был чисто формальным и никакой мистики, внутреннего содержания в них не вкладывалось или вкладывалось очень мало. В отдельных согласиях нетовцев возродился обряд исповеди земле, который в XIV веке был широко распространен среди стригольников, а раньше был наблюдаем и в

http://sedmitza.ru/lib/text/439583/

Параллельно отпаду “левого”, радикального крыла, которое помимо описанных согласий выделило бесконечное количество других, менее интересных и значительных, беспоповство, в частности поморцы, дали основание другим гораздо более умеренным толкам. Так, в 1730-х годах сами поморцы ввели уже молитву за царя, в то время как в 1690-х годах их съезд провозглашал, что они свободные люди евангельской веры и за царя не молятся. В 1740-х годах стародубский поморец Иван Алексеев начал проповедовать возвращение к браку, изложив свое учение в обширном сочинении “Тайна и вскоре вокруг него образовалось целое согласие новоженов или новопоморцев, которые признавали брак, освященный наставником общины. Значительная часть этих новоженов или новопоморцев присоединилась к поповцам после того, как последние в 1840-х годах восстановили иерархию и уже свое, а не бегствующее из никонианской церкви священство. Да и из других согласий во второй половине прошлого и в начале этого веков большое число беспоповцев перешло в поповщину, радуясь восстановлению полноты церковной жизни в старообрядчестве. Из числа значительных и отличавшихся особыми чертами согласий беспоповцев следует еще упомянуть нетовцев, развитие которых прошло вне зависимости и связи с северными беспоповцами поморского и федосеевского толка. Это согласие было особенно распространено среди крестьянства и, меньше, среди мещанства Среднего Поволжья, от Вязниковских и Нижегородских пределов до Саратовщины. Уже сто лет тому назад П. Мельников определял их численность в 700 000 человек, а в дореволюционные годы их было, по всей вероятности, от полутора до двух Вначале они тоже развились из числа последователей вязниковских “лесных старцев”, учеников Капитона и его окружения, но со временем их учение значительно отошло от крайностей и непримиримого фанатизма этих проповедников умерщвления плоти. Один из ранних историков раскола Василий Фролов, сам долгое время бывший старообрядцем и хорошо знавший средневолжский, особенно вязниковский и керженецкий раскол, где он жил до 1718 года, уже в 1737 году писал о них в своем “Обличении”: “Вторая беспоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминишна, она же Нетовщина”. Различая, с одной стороны, общее для всех старообрядцев учение и, с другой, — особенности учения Нетовского, или Спасова, согласия, он объяснял: “Собственная ересь и догма:

http://sedmitza.ru/lib/text/439583/

Приняв с особенным благоволением св. икону, Государь изволил сесть за свой письменный стол и меня посадил. Затем обратился ко мне с вопросом, давно ли я в Петербурге и зачем приехал? Когда я объяснил, что я вызван сюда для присутствия в Святейшем Синоде: – А на долго ли – месяцев на шесть? – Это зависит от воли Вашего Императорского Величества, – был мой ответ. – А где живете теперь – ужели в городе? – В городе, Ваше Величество. Но я не могу жаловаться на неудобства здешней жизни. – А где вы помещаетесь? – На Ярославском подворье, на набережной Невы. – Да, тут хорошо жить. А вот митрополит, имея прекрасную дачу, не хочет ей воспользоваться и живет в Лавре. Затем Государь изволил спросить, где я был прежде Твери? Поименовавши места моего служения до Твери, я в заключение сказал, что я прежде всего состоял на должности синодального Ризничего, и там не раз имел счастье принимать в детстве Его Величество. Государь сказал: «да, я давно не бывал в Патриаршей ризнице, а там хранится много достопримечательного. Но я и в Твери не был с 1866 года». Отпуская меня, Государь изволил благодарить меня за благословение иконой. От Государя я отправился в другой дворец, к Государыне Императрице. Государыня приняла меня стоя; и когда я поднес Ее Величеству икону коронования Божией Матери, она с благоговением приложилась к ней; затем изволила спрашивать меня, где я был прежде Твери и зачем приехал в Петербург. Откланявшись Государыне и выходя из дворца, я увидел Государя, идущего мне на встречу под руку с Великой Княгиней Ольгой Федоровной 23 . Не доходя еще до меня, Государь говорит Ее Высочеству: «Преосвященный Савва». Слова эти я слышал ясно. Когда я возвратился в свое помещение, мне предложен был очень вкусный завтрак, после которого меня отвезли опять в придворной карете на станцию железной дороги, и я возвратился домой в 3 ½ часа по полудни. 14-го числа получил я письмо из своей отчизны – села Палеха, Вязниковского уезда, от священника Ник. Петр. Чихачева 24 . Он писал мне от 6-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Та же история повторялась и в других городах, пока слухи о поборах не дошли наконец до консистории и до архиерея. После этого его под караулом воротили в Москву, где об нем состоялось такое решение: «за нанесенное им неумеренными поступками дому его преосв-ва нечто бесчестия и в произведении дела затруднение (об отягощении духовенства не сказано) наказать его плетьми и впредь ему епархии его преосв-ва у духовных персон ни у кого и ни в каком услужении не быть, и абшида ему не давать, разве с прописанием его непорядков». Набор певчих после этого был поручен духовным управителям. Как производили его эти новые вербовщики, неизвестно 880 . От всяких сборов и поборов тяглое духовенство приходило в такое же жалкое положение, как и тяглый класс государственно народонаселения. Повсюду за причтами оказывались недоимки. Сбор этих недоимок сопровождался такими же правежами, какие тогда употреблялись в светской администрации. В инструкции Адриана поповским старостам для взыскания недоимок велено с помощью стрельцов и пушкарей ставить виновных священников на правежи и править с них недобранные деньги без всякой понаровки. Староста тем менее способен был на этих правежах к какой-нибудь понаровке, что и сам должен был отвечать за всякий недобор. Случалось, что иной священник, «не стерпя от старосты поповского побой и желая от тех нестерпимых побой избавиться», пускался на отчаянность и кричал за собой «слово и дело» 881 . В образчики практики церковных сборов представляем здесь любопытные сведения о том, как в половине XVIII в. производился сбор семинарского хлеба и денег во владимирской епархии 882 . Духовенство вздумало было уклоняться от этого сбора, ссылаясь на свою крайнюю бедность. Из вязниковского уезда священники писали, что они „пришли во всеконечное разорение и дневныя пищи себе не имеют». Один дьякон в самом г. Владимире за скудостью отказался заплатить приходившиеся с него 68 коп. Другие ссылались на то, что при верстании окладов на причты окладчики неправильно переписывали церковные земли, с хорошими писали и худые участки, и даже земли пустые.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЯЗНИКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вязниковская Казанская икона Божией Матери Вязниковская икона Божией Матери , чудотворный список Казанской иконы Божией Матери . Празднование 8 июля Этот образ получил название по месту явления ок. 1623 г. в Вязниковской слободе Ярополчской волости Владимирского уезда (с 1778 г. Вязники) . В списке XVII в. указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, которого авторы агиографических исследований отождествляют с преподобным Иоакимом Шартомским . «Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование Вязниковской иконы состоялось в Казанской церкви слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской церкви относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в октябре 1623 г. архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. Владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания). Уже с 1-й пол. XVII в. Вязниковская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович . Каменная соборная церковь , где впоследствии пребывала Вязниковская икона, была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской церкви , у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую церковь (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875 ).

http://drevo-info.ru/articles/13347.html

Публикации: 1. Васищев Ю. Погружение во тьму//Новая Вязниковская Газета. 1996. 26 июля. 2. Васищев Ю. Место смерти - город Иваново//Новая Вязниковская Газета. 1996. 5 сент. 3. Васищев Ю. Погружение во тьму//Новая Вязниковская Газета. 1996. 16 июля. 4. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.99. 5. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.89. 6. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.59. Документы: 1. Список репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших за Православную Веру. 2. Список священнослужителей, церковнослужителей и мирян, пострадавших в результате репрессий во Владимирской обл. По материалам сайта Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Братство во Имя Всемилостивого Спаса,  Борисоглебская церковь была построена в 1840 году. Купол церкви был позолочен поэтому деревня в которой находится церковь и называется Золотая Грива. Кто застал её еще неразрушенную рассказывают, что церковь была очень красива. По большим православным праздникам в Борисоглебскую церковь приезжали жители окрестных деревень. Потом постепенно церковь попросту забросили, а в середине девяностых обрушился купол церкви. В данный момент в Золотой Гриве проживают в основном дачники приезжающие на лето, сама же церковь полностью заброшена. Золотая Грива (Вязниковский район) Автор: Николай Фролов Напротив Вязников на заречной стороне сравнительно недалеко от города есть селение с почти сказочным названием Золотая Грива. Рядом со старой вязниковской базарной площадью одна из улиц прямиком выводит на шоссе. Город неожиданно кончается, еще чуть-чуть вперед — и вот она — Клязьма! Вязниковская переправа — всего лишь металлический понтонный мост, въезд на который каждого автомобиля сопровождается характерным стуком и лязгом.

http://sobory.ru/article/?object=05443

Муромская и Вязниковская епархия. Карта Муромская и Вязниковская епархия. Карта Гороховец и сев. часть уезда принадлежали Ростовской епархии (1158-1214), Владимирской (1214-1299), Суздальской (1299-1719), Нижегородской (1719-1744), Владимирской (1744-2013) епархиям. Муромская и Вязниковская епархия. Карта Муромская и Вязниковская епархия. Карта Юж. часть Гороховецкого у. входила в состав Рязанско-Муромской епархии (1291-1764), в 1764 г. вошла в состав Владимирской епархии. Вязники и зап. часть уезда были в составе Владимирской (1214-1299), Суздальской (1299 - ок. 1354) епархий, Митрополичьей области (ок. 1354-1589), Патриаршей области (1589-1672), Суздальской (1672-1748), Владимирской (1748-2013) епархий. Сев.-вост. часть Вязниковского у. входила в состав Нижегородской епархии (1719-1748), затем Владимирской епархии (1748-2013). Город Меленки (до 1778 село) и юж. часть уезда относились к Рязанско-Муромской (XVI в.- 1762), Владимирской (1762-2013) епархиям. Покровский собор в Меленках и сев.-зап. часть уезда принадлежали к Патриаршей обл. (1589-1742), Московской (1742-1748), Владимирской (1748-2013) епархиям. Селивановский у. входил в состав Рязанско-Муромской (XVI в.- 1762), Владимирской (1762-2013) епархий. На территории совр. М. и В. е. в разное время существовали викарные кафедры. Муромская кафедра была образована 23 янв. 1868 г. по ходатайству архиеп. Владимирского и Суздальского Антония (Павлинского) и с 1868 по 1933 г. существовала в составе Владимирской епархии, затем (1933-1937) в составе Нижегородской (Горьковской) епархии. В 1937 г. упразднена. В 1918 г. было образовано Мстёрское викариатство (упразднено в 1937). Муромское викариатство Владимирской епархии возобновлено 16 марта 2012 г. решением Синода. С 1921 по 1929 г. существовало Вязниковское викариатство (титул епископа - «Вязниковский и Яропольский»). История Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы на панораме Мурома. Гравюра из кн. Olearius A. Vermehrte Newe Beschreibung Der Muscowitischen und Persichen Reyse. Schleswig, 1656.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010