В 1628 г. в В. м. проживали 44 старицы, 4 вдовы, 2 священника, в 1702 г.- игумения, казначея, 149 стариц, а также вкладчицы, большая часть к-рых жила у стариц в кельях, в 1764 г.- игумения, игумения на покое, 15 монахинь, а также священник, дьячок, пономарь, просвирница. В 1764 г. В. м. был упразднен, Введенская ц. обращена в приходскую. По описанию прот. М. К. Нарбекова, в 1-й пол. 90-х гг. XIX в. основной объем храма 1702-1703 гг. представлял собой сложенный на «уступчатом» цоколе сплошной кладкой из «толстого, тяжеловесного» кирпича четверик с примыкающими к вост. стороне 2 полукружиями главного и придельного алтарей. Во Введенской ц. было 3 придела: прор. Илии, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Владимирской иконы Божией Матери. Иконостас храма изготовил в 1765 г. первый приходский свящ. И. М. Левитский. В 1866 г. по инициативе еп. Владимирского свт. Феофана Затворника на средства купца И. И. Сенькова был выполнен новый иконостас для церкви и расписаны стены храма. На месте разобранной в 1884-1885 гг. колокольни была выстроена новая. С 1885 г. при Введенской ц. существовал странноприимный дом. На месте обветшавшей и в 1899 г. разобранной церкви «по древнему византийскому стилю» был построен новый Введенский храм (освящен 19 сент. 1904) с приделами во имя прор. Илии (3 окт. 1904) и прп. Серафима Саровского (4 окт. 1904); в 1905 г. храм был расписан. За постройку церкви староста купец Е. И. Дёмин получил звание потомственного почетного гражданина. К нач. XX в. в храме хранились 2 чтимые иконы Введения во храм Пресв. Богородицы, древний запрестольный крест, в б-ке - старопечатные книги 1627-1795 гг. На Триоди цветной, Октоихе и Прологе имелись вкладные записи от имени царя Феодора Алексеевича . К нач. XX в. в храме служили священник, диакон и псаломщик, к-рые содержались на проценты, полученные с церковного капитала, вложенного в доходные билеты, а также на средства, получаемые за службы и требы (до 1400 р. в год). Священник и диакон проживали в церковных домах. Храму также принадлежали 1,5 дес. усадебной и 11,5 дес. сенокосной земли. В приходе числилось 474 мужчины, 537 женщин.

http://pravenc.ru/text/161159.html

Владимир Ушаков. 18 мая 2011. Кстати, в июле 2006-го в северо-восточном углу кладбища у самой ограды нашёл створку Святых ворот. Спустя год её уже там не было. Специально не искал, может и перенесли куда. Но, скорее всего, её упёрли хеви-металлисты в пункт приёма предметов своего поклонения. Частью истории погоста является и массивное надгробие, лежащее недалеко от северного входа в холодный храм. Очевидно, что в своё время оно было поставлено над могилой не простого смертного. Возможно (всего лишь предположение!!!), это был священнослужитель, а может даже и дворянин. Зажиточный крестьянин как минимум. Узнать это проще простого. Однако, четыре здоровых мужика (правда, голыми руками) перевернуть памятник не смогли - такой тяжёлый. Кинешемский погост - красивейшее место на земле! Без малого 20 лет ежегодно бываю там. Именно стремление побольше узнать об истории погоста привело меня к " Краткому историко-статистическому описанию... " (цитируемому господином Богдановым), а оттуда - в таинственный, чарующий, бескрайний мир краеведения, открытие которого заключается не только в фотографировании объектов старины. Располагаю информацией о погосте, так сказать, более узкой и глубокой, нежели приведена в " Описании... " Березина и Добронравова. Если найдётся ещё человек 10, интересующихся его историей, готов выложить безвозмездно. В противном случае - прошу понять правильно - не вижу смысла. Поспорю с господином Поповым: шансы на восстановление храма есть. Конструкция его ещё достаточно крепка. Ярчайшие примеры возрождения подобных храмов, находящихся в глуши - близлежащая Серапионова пустынь и Акиншино. А бывший настоятель всё той же Серапионовой пустыни и вязниковской Введенской церкви о. Антоний (Додунов), очистивший крышу Никольской церкви от поросли и служивший там в праздник Троицы в 2006 году, сделал тем самым первый шаг навстречу возрождению. Верю в него!!! Владимир Ушаков 19 мая 2011. Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь не использовалась под какие-либо нужды [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 96].

http://sobory.ru/article/?object=06616

В 1928 г. власти начали кампанию по закрытию вязниковского собора. Летом за несвоевременную уплату налога на церковный совет был по суду наложен большой штраф, а осенью в газетах стали появляться заметки с требованием закрыть собор и использовать помещение под рабочий клуб. Прихожане обратились к городскому начальству с просьбой разрешить собрание верующих, чтобы всенародно обсудить вопрос о закрытии храма, но им было отказано. К. вместе со старостой собора И. Е. Онахриенко отправил телеграмму губ. прокурору. Церковный совет провел сбор подписей под прошением о сохранении собора. 26 окт. возле здания уездного исполкома прошло собрание верующих. Эти события послужили поводом для возбуждения уголовного дела против вязниковского духовенства. 16 дек. 1928 г. К. был арестован. Проходил по одному делу с Вязниковским еп. сщмч. Германом (Ряшенцевым) , настоятелем Казанского собора свящ. А. И. Вознесенским, ключарем прот. И. Ф. Орфановым и старостой Онахриенко. На следствии К. отказался признать себя виновным в антисоветской агитации. 17 мая 1929 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь. Отправлен этапом в с. Парабель Томского окр. Сибирского края. По окончании срока ссылки решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 21 окт. 1932 г. К. был ограничен на 4 года в праве выбора места жительства, вынужден был поселиться в Тамбове. В 1934 г. это ограничение было досрочно снято, и К. вернулся к семье в Вязники. Служил во Введенской ц. как заштатный священник. 17 авг. 1937 г. был арестован, помещен в тюрьму в г. Иваново. Обвинялся в принадлежности к «контрреволюционной группе церковников» и антисоветской агитации. На допросах твердо отрицал все обвинения, не назвал ни одного имени. Приговорен к расстрелу решением Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. от 27 сент. 1937 г. Был казнен и похоронен в безвестной могиле на кладбище Балино в Иванове, где производились захоронения расстрелянных. 7 окт. 2002 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя К. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/1842028.html

В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича " по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами... " , - о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места. В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями); Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини). В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора. В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтожившего все келии и деревянные кровельные связи. В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда. 1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды. Через год строительство было завершено. В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви. В 1885 году было получено разрешение возвести второй этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря. В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899 г. открылась одноклассная женская церковно - приходская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.

http://drevo-info.ru/articles/5849.html

Сосипатр , 1738. 59 Кукоцкий Спасский, близ Гаврилова посада, упразднённый. [IV, 880.] Игумены Авраамий , 1624–30. Никон , 1649–51. Иов определён 12 мар. 1653. Нафанаил определён 8 июня 1659, и в 1662. Сергий , строит., 1664, 71. Антоний , из Суздальского Спасского, 1 нояб. 1670. (Этого-ль?). Феодосий , в мар. 1678. Савва , 1685 и 86. Филарет , до 1723. Герман определён в апр. 1723; упом. 1724. Иессей , бывший, 7 февр. 1733 определён в Лукианову пустынь. Филарет , 1738. Аркадий , 1753–55. 60 Кукоцкий (на Куксе) Покровский девичий, упразднённый. [IV, 880.] Иг-нья Петронида , 1663. 61 Введенский, в Юрьеве-Польском, девичий. Ныне третьеклассный. [III, 508.] Игуменьи Матрона , 1659–62. Феодосия , 1737–89. Агафия , 1765–80. Мария , 1840–47. Пульхерия , 1848–66. Юрьевского-Польского Николаевского, девичьего. Иг-нья Евфросиния , в июле 1635. 62 Георгиевский, «Дубовой церкви», близ Юрьева-Польского, в 1725 был приписан к Юрьеву Архангельскому. [III, 689; VI, 996.] Игумены Маркелл , 1565. Иоасаф , в мар. 1644. Александр , в янв. 1647. Гермоген , строит., в мар. 1668. Феодосий , в июле 1669. Тихон , 1723 и 24. Никодим , в нояб. 1679. Мельхиседек , 1738. Стефан , 1763 и 64. 63 Успенский, в Юрьеве, упразднённый. 215 Игум. Феодосий определён 19 апр. 1636. – Маркелл , 1694. 64 Сахтажский (Сахтошский) Петро-Павловский, в Суздальском уезде, на озере Сахтоше, в 1630 г. был пуст; возобновлён архиепископом Суздальским Стефаном и опять запустел. [VI, 1044.] 65 Юрьево-Польской Пелеговы пустыни (приписанной к Троицкой Сергиевой Лавре). 216 Строит. Трифиллий , 1620, 27. – Макарий Синцов , в авг. 1653. 66 Борковская Троицкая, ныне Николаевская пустынь, в Вязниковском уезде, подле слободы Холуя, основана кн. Иваном Дмитриевичем Пожарским; возобновлена Мефодием, епископом Астраханским, в 1760–75 гг. Ныне заштатная. [III, 427.] Строителя Иосиф , игум., 1723 и 24. Павел , 1738. Филарет ... Варнава , 1766–68. Виктор , 1774–86, перев. в Шартомский. Арсений 16 окт. 1787 перев. в Вязниковский Благовещенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Марфа игумения в Вязниках»: в Введенском вязниковском, между Вязниками и Ярополчею слобободою, монастыре, действительно, была игуменья Марфа, упоминается в феврале 1652 года (П. Строев. Списки иерархов. Спб. 1877, стр. 139, 610, 703, 723). «Протопоп Конон нижегороцкий» – конечно тот, тетрадки которого были отобраны в 1666 году у игумена Феоктиста (Мат. для ист. раск. I, 339; ср. 342). 86 В начале послания читаем: «Чадо церковное и господине, отец святый Иона! Вопросил мя еси грубого Богу и человеком, старого грешного протопопа Аввакума» (– 744). И далее делаются такие обращения к Ионе: «благослови отче (– 744), отче Ионо (– 749, 751), чадо» (– 752). «Вопрос» Ионы касался «разделения в учении», какое Иона «видел по градом» в общинах «старолюбцев» (– 744). Решая вопрос, следует ли молиться о царе «отщепенце», и замечая, что молиться следует, но не следует при этом называть царя «благоверным», – Аввакум добавлял в частности относительно «просвиромисания»: «а буде, совестию угнетаем, не можешь на имя царя и патриарха просвиры вынять, понеже оттекли от телеси церкви, и ты о благоверных князех вынимай и о священстве безымянно» (– 748). Основываясь на этих местах послания и особенно на последнем, которое в печатном издании прочитано, к сожалению, не верно, и принимая во внимание все то, что известно о расколоучителях XVII века с именем Ионы, – можем сделать указание только на Иону соловецкого, служившего попом на Дону (В. Г. Дружинин. Раскол на Дону в конце XVII в. Спб. 1899, стр. 289, 295, 296; ср. 86, 121, 143). 87 В «книге всем горемыкам» Афанасий назван в числе других московских почитателей Аввакума (V, 232). Инок Епифаний посылал свое «житие» Афанасию, «посетившему его некогда в темнице» (89, I, 220). «Карашския волости земский подьячий Афанасий Игнатьев сын Чеботов», в 1666 году в Москве, в числе других, дал «поручную запись» по сыновьях Аввакума (I, 369). Афанасий – с 1695 года уставщик ветковской церкви, поселившийся на Ветке, однако же, гораздо ранее («История» Ивана Алексеева, Бр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

За несвоевременную уплату одного из разорительных налогов, взыскиваемых с Церкви богоборческой властью, был поставлен вопрос о закрытии храма и превращении его в клуб. Прихожане просили городское начальство всенародно обсудить вопрос о закрытии собора, но им было отказано. Отец Константин вместе со старостой собора И. Е. Онахриенко в надежде на справедливость отправил телеграмму губернскому прокурору, были проведены сбор подписей и собрание у здания уездного исполнительного комитета с просьбой не лишать народ любимого храма. Все эти события послужили поводом для преследования духовенства в Вязниках. Был арестован Вязниковский епископ — священномученик Герман (Ряшенцев) и клирики собора, в числе которых был и отец Константин Твердислов. С 16 декабря 1928 года отца Константина содержали в губернском изоляторе как особо опасного преступника, но все тяготы тюрьмы он переносил стойко, как и подобает исповеднику; на допросах держался мужественно; наветы на Владыку, священников и прихожан решительно отвергал; виновным себя не признал. Факты в обвинительном заключении были извращены: каноническое послушание духовенства своему архиерею трактовались в нём как “организационно оформленная антисоветская группировка”, обсуждения закрытия собора — как “нелегальные заседания… для выработки практических мероприятий противодействия советской власти”, а преданность Церкви и нежелание одобрить обновленческий раскол — как “систематическая антисоветская агитация, содержащая в себе элементы возбуждения религиозной вражды”. На основании этих формулировок отец Константин был приговорён к трехлетней ссылке в Сибирь. Он отбывал её в затерянном среди болот холодном Нарымском крае, а по окончании ссылки в сентябре 1932 года был на три года прикреплён на жительство в город Тамбов. Ссылка стала для батюшки временем сосредоточенной молитвы и духовных размышлений. Наконец летом 1935 года отец Константин вернулся в Вязники, где стал служить в Свято-Введенской церкви как заштатный священник. Город Вязники находился на территории Ивановской области, где согласно записке “о состоянии религиозных организаций” на сентябрь 1936 года существовало “больше всего работающих молитвенных зданий”. Вероятно, это послужило поводом к ужесточению преследований духовенства на территории области. 17 августа 1937 года отца Константина вторично арестовали. Следствие велось поспешно и факты были сильно искажены: так, служба в день святой царицы Александры истолковывалась как “молебен о бывшем царствующем троне Романовых”, проповеди о значении православного храма и о поведении в нём назывались “контррево­люционными”, самому отцу Константину приписали участие в несуществующей “контрреволюционной группе церковников”. В действительности батюшку осудили за то, что он всегда был добрым пастырем, непреклонно исповедующим веру Христову.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

По уставу Святейшего Синода от 15 сентября 1755 года Екатерининская церковь была отнесена к оспенным. Они предназначались для прихожан, заболевших оспой или корью. Священники таких церквей не смели входить в те дома, в которых не было больных оспой или корью, а с другой стороны – жители домов, где были больные, зараженные этими болезнями, могли обращаться только со священникам оспенной церкви. Требы и богослужения совершались священниками Введенской церкви Копорского и Ямбургского полков с Петроградской стороны. В 1809 году, в Рождество, Екатерининская церковь сгорела дотла. Чудесным образом уцелела только икона святой великомученицы Екатерины, главная святыня храма. От всего остального осталось только несколько пудов железа, которое продали за 4 рубля 50 копеек. Но на этом история церкви не закончилась. Сразу же после несчастья с деревянным храмом нашлись прихожане, которые взяли на себя заботу о его восстановлении. Из Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 6 марта 1814 года была получена книга для записи денежного сбора и расхода средств для строительства на Васильевском острове по Кадетской линии каменной церкви во имя святой великомученицы Екатерины. Благословил этот сбор митрополит Амвросий. Со временем собранная сумма позволила начать работы по проекту, разработанному участником возведения Исаакиевского собора профессором Императорской Академии художеств Андреем Алексеевичем Михайловым. Строителем был избран Вязниковский купец Иван Водовозов, а надзирать за работами назначен каменных дел мастер Николай Камельский. 24 мая 1811 года после молебна строители приступили к работе: выемке земли и забивке свай. Строительство храма было приостановлено в связи с началом Отечественной войны 1812 года: поток пожертвований сократился, и маленькому приходу, состоявшему только из 25 дворов, вести постройку большого храма стало не под силу. В марте 1818 года назначенный строителем Иван Водовозов дал отчет в приходе и расходе собранных сумм и отказался от постройки, которая, будучи доведена до купола, остановилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Уже в XVII веке новый монастырь начинает расширять свои владения. В 1663 году СвятоТроицкий Новодевичий монастырь получает грамоту от царя Алексея Михайловича, в которой говорится, что обитель получает во владение бобыльские дворы, расположенные близ нее, а игуменья освобождается от всяких податей за эти дворовые места. В 1724 году в Свято-Троицкую обитель были переведены инокини из Воскресенского Муромского монастыря. В 1755 году игуменья Неонилла ходатайствовала перед Коллегией Экономии о недостатке средств на ремонт обители. По ее просьбе отпущено было 495 рублей 75 копеек «на поправку монастырских ветхостей». В 1764 году по предписанию Владимирской Духовной Консистории составляется ведомость о состоянии муромских монастырей. В монастыре к тому времени проживали 15 монахинь с игуменьей. В этом же году в монастырь были переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей – из Вязниковского Введенского девичьего монастыря – игуменья и казначея с четырнадцатью монахинями; из Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда – настоятельница Александра и три схимонахини; из Воскресенского Муромского девичьего монастыря – игуменья Мария, две монахини и две схимонахини. Увеличение числа проживающих не повлекло за собой увеличения монастырского жалования. Сестры обители, как никогда, твердо выполняли обет нестяжания. Такие тяжелые условия не все могли снести, в результате чего к 1777 году в монастыре, кроме послушниц и на искусе проживающих, осталось 17 монашествующих. 28 февраля 1804 года из-за небрежности одной из трудниц в монастыре возник пожар, от которого сгорели все деревянные кельи. Игуменья Евгения шлет прошение епископу: «Так как после пожара в оном монастыре ни одной кельи деревянной не осталось и жительствуют пока в церкви, в трапезной, а так как времена уже наступают холодные и в оной жить невозможно, а что каменные кельи в отделку придут – в это едва могут поверить и старицы», то игуменья просит благословения построить новые кельи. Благословение было получено вместе с запрещением проживания в монастыре лиц без особого на то указа, во избежание подобных несчастий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Главной святыней Троицкого монастыря стал Виленский Крест. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова. В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича «по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами...», — о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места. В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями) Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Воскресенского Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини). В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора. В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтоживший все келии и деревянные кровельные связи. В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда. В 1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды, завершившемуся к 1808 г. В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви. В 1885 году было получено разрешение возвести второй этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/129343.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010