Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1902 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в. С пре-дисловием А.И. Успенского II. Материалы историко-литературные 1. Новые материалы об ереси жидовствующих: а) Послание инока Саввы на жидов и на еретики. 1496 г. С предисловием Действит. Члена С.А. Белокурова б) Послание Федора жидовина. С предисловием Действительного Члена М.И. Со-колова в) Московский собор 1490 г. против жидовствующих. По новооткрытым докумен-там. Действительного Члена С.О. Долгова г) Книга пророка Даниила в переводе жидовствующих. По рукописи XVI в. С пре-дисловием Члена-Соревнователя И.Е. Евсеева III. Исследования Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719–1727 годов. Исследование М. М. Богословского IV. Смесь 1. Сказание о чудесах от образа преп. Макария Желтоводского и Унженского к Каргопольской Хергозерской пустыне. Сообщил К.А. Докучаев-Басков 2. 1645 г. декабря 29. Челобитная князя Е. Мышецкого на И.Ф. Голенищева о местничестве (с сообщением сведений о Голенищевых-Кутузовых) 3. 1651 г. января 9. Челобитная Ярополческой волости, Вязниковской слободы, Введенского девичьего монастыря игуменьи с сестрами о даче денег на постройку в их монастыре церкви 4. 1650 г. построении в Москве каменной церкви Живоначальной Троицы у Яуз-ского моста, в денежных мастерах 5. 1672 г. О железе, купленном у П. Марселиса для церкви Рождества Пресв. Бого-родицы, на Кулишках, в Москве 6. К истории древностей Оружейной палаты: а) 1628 г. Изготовление шапки большого наряда, «фряской», царя Михаила Фео-доровича б) 1624 г. Присылка царю Михаилу Федоровичу от Голгофского архиепископа Феодосия в дар драгоценного конского сбора в) 1646 г. Опись (черновая) царской Оружейной казны и разной рухляди, находя-щихся в Оружейной палате, по прежним книгам и переписным книгам и переписным тет-радям подъячего Афанасия Копылова (1639 года) 7. Состав Импер. Общества Истории и Древностей Российских к 1 января 1902 го-да

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Причта издавна было при сей Церкви четыре лица: священник, штатный диакон, дьячек и пономарь. Но 7-го Июля 1869 года в виду предположеннаго улучшения быта духовенства через сокращение количества служащаго духовенства пономарское место закрыто. 6. Земли при сей Церкви, как значится по плану, удобной и неудобной 44 десятины и 794 квадратныя сажени. Из оной земли 37 десятин и 1075 сажен находится под пашнею, 3 десятины 1000 сажен под покосом, 2 десятины 1200 сажен под постройками и усадьбами, 1885 сажен дровянаго леса, 259-ть сажен под Церковию и кладбищем и 175 сажен неудобной. На означенную церковную землю в Церковной ризнице хранятся копия с плана и межеваго описания и копия с полюбовной сказки, учиненной в 1853 году между священноцерковно служителями и крестьянами – прихожанами касательно проведения новых меж церковной земли в местах более удобных и близ лежащих ко храму. 7. Дома у священноцерковнослужителей собственные деревянные, на церковной земле. 8. На содержание причта примерно получается: от участков пахотных сорок (40) рублей серебром, от участков запущенных по неспособности к обрабатыванию под дровянный лес двадцать (20) рублей, от сбора по приходу печеным и зерновым хлебом сорок (40) рублей и от платы за требоисправления и другия службы пять сот (500) рублей, а всего шесть сот (600) рублей серебром; а потому содержание причта нескудно. 9. Особых зданий, принадлежащих Церкви и приносящих какой либо доход, нет. 10. Разстоянием сия Церковь от Владимирской духовной Консистории во сте верстах, а от местнаго благочиннаго в четырех верстах. 11. Ближайшия Церкви к сему храму суть: а., Преображенская – в селе Иванове Спасском – в полуверсте, б., Богоявленская, в., Иоанна Милостиваго – в слободе Мстере – в четырех верстах и г., Ильинская – в погосте Ильинском, что в Костином углу – в шести верстах. 12. Приписной Церкви к сему храму нет. 13. А равно и домовой Церкви в приходе сем никто не имеет. 14. Опись церковному имуществу есть: произведена 1827 года благочинным, погоста Архидиаконскаго священником, Василием Доброхотовым, скреплена Присутствующим Вязниковскаго духовнаго Правления, Введенской градской церкви священником Иоанном Вишневским и утверждена печатию сего Правления.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Новое возрождение Серапионовой пустыни началось в 2001 г. Это уже третья по счету обитель на святом намоленном месте. Сегодня Серапионова пустынь — скит вязниковского Свято-Введенского монастыря. Этот монастырь основан совсем недавно. Все его достояние — Введенский храм в центре Вязников, который долгое время был закрыт и использовался в качестве помещения спортивной школы. Средства у братии более чем скудные. Но постепенное восстановление поруганных святынь идет, в том числе и в Серапионовой пустыни. Для того чтобы попасть в пустынь, надо преодолеть два моста. Первый — гремящий железный наплавной через Клязьму близ Вязников. Второй — недавно устроенный из бетонных блоков через исток неподалеку от турбазы Порзамка. Дальше мостов нет, но местами нет и самой дороги. Грубо сбитый деревянный крест на краю этой «дороги жизни» с образком Святой Троицы, словно дошедшее из седой старины ведение, указывало, что пустынь рядом. Действительно, сквозь листву показалась сверкающая оцинкованным железом маковка краснокирпичной колокольни. Слева на возвышенности — восстанавливаемая Троицкая церковь. На небольшой опушке среди сосен и дубов находится небольшой кирпичный домик, заново выстроенный насельниками скита. Рядом — несколько деревянных хозяйственных построек. Напротив, словно место боя, вывороченные давним взрывом обломки кирпичных стен Преображенского храма, над которыми уже выросли деревья изрядной величины. Монах Тихон, который является старшим в скиту, принимает гостей радушно. «Экскурсия» по Серапионовой пустыни включает непременный подъем на колокольню Троицкой церкви. Деревянные лестницы узки и круты, но неудобство восхождения с лихвой возмещается красотой открывающегося вида. Оттуда все немудреное хозяйство братии как на ладони. Пустынь находится на берегу Троицкого озера — старицы Клязьмы. Рыбалка — одно из любимых занятий насельников скита. В озере — изобилие рыбы. Там обитают два вида щук, карась, окунь, плотва, линь, лещ и иные, менее ценные виды. Монастырский «флот» состоит из двух видавших виды лодчонок.

http://sobory.ru/article/?object=07627

На одной из них отец Тихон за капитана вывозит гостей на середину Троицкого озера, откуда открывается прекрасный вид на храм и окрестности пустыни. Конь Буран — единственное транспортное средство. Запряженный в телегу, он исправно преодолевает самые тяжелые участки так называемой дороги. Троицкий храм возрождается медленно. Местных прихожан практически не осталось, разве из деревень, что за несколько километров, кто-то иногда забредет. Инок Тихон находится в скиту два года. Прежде состоял при Владимирском епархиальном управлении. Потом владыка Евлогий благословил его на служение в удаленном скиту. Всего в Серапионовой пустыни нынче жительствуют 5 человек: кроме инока Тихона, еще два монаха-послушника — Анатолий и Алексей, трудник Георгий из вязниковского поселка Лукново и оставшийся в обители паломник Анатолий из Никологор. Скитоначальником является недавно назначенный настоятелем Свято-Введенского монастыря иеромонах Севастиан — тот самый, который возродил Свято-Казанский скит в Акиншино неподалеку от Мстеры. Теперь отцу Севастиану предстоит благоустраивать новую обитель. В скит он приезжает регулярно, но у него и в Вязниках немало забот. Летом солнце заходит поздно, рабочий день в скиту продолжается дотемна. Осенью и зимой, когда над пустынью сгущаются ранние сумерки, послушания и чтение душеспасительных книг продолжаются при свете керосиновых ламп (сегодня к ним очень сложно достать керосин особого «светового» сорта) или при обычных свечах. Бытие здесь течет размеренно и неторопливо, позволяя увидеть, услышать и понять то, на что у большинства из нас не хватает времени, внимания, желания. По материалам сайта Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь не использовалась под какие-либо нужды, закрыта в 1946 г. [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 97]. Погост упраздненная Серапионова пустынь при безымянном озере находится в 12 верстах от уездного г.

http://sobory.ru/article/?object=07627

Сонм духовенства звершив в престольне свято в 6 лютого 2017 р. 13:19 5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, престольный праздник отметили в Храме-на-Крови города Екатеринбурга. Божественную литургию совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , митрополит Смоленский и Рославльский Исидор , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Муромский и Вязниковский Нил и епископ Среднеуральский Евгений в сослужении клириков Екатеринбургской епархии . Богослужебные песнопения исполнила архиерейская детская капелла «Октоих». Литургия совершалась у пребывающего в Храме-на-Крови чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Призри на смирение», принесенного из Введенского мужского монастыря г. Киева накануне, 4 февраля, сообщает епархиальный сайт . После Литургии в Храме-на-Крови состоялись открытие выставки «Житием и смертию образ верным показавшии» и праздничный концерт. Выставка посвящена 25-летию установления празднования Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. На ней представлены документальные свидетельства, подлинные вещи новомучеников Екатеринбургской епархии . Впервые экспонируются уникальные предметы из разрушенного собора во имя святой великомученицы Екатерины. В рамках открытия прошла презентация проекта «Дивен Бог во святых Своих»: были представлены буклеты о новомучениках Екатеринбургской епархии. Подарочные наборы были вручены архиереям и гостям. Набор таких буклетов был торжественно вручен епископу Среднеуральскому Евгению — первому архиерею, названному в честь врача-страстотерпца Евгения Боткина. Для гостей была проведена экскурсия по выставке. Ее проводил экскурсовод музея царской семьи А.Э. Золотухина. Искусствовед, государственный эксперт Министерства культуры Российской Федерации по культурным ценностям И.В. Загородских рассказала об артефактах из разрушенного Екатерининского храма города Екатеринбурга, которые представил коллекционер Павел Буторин. Выставка «Житием и смертию образ верным показавшии» продолжит свою работу в Храме-Памятнике на Крови до 1 сентября 2017 года. Вход свободный. Адрес Храма-на-Крови: Екатеринбург, ул. Царская, 10. Телефон для справок: +7 (343) 371-71-67. Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4799934...

Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест 11). Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы " Повесть о Виленском Кресте " , публикуемая ниже. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова - героя повести. Как и где окончилась земная жизнь Богдана нам неизвестно. Предположительно, ее он закончил в Муромском Благовещенском монастыре, что рядом с его Троицким, схимником Тихоном. Ни в одном известном муромском Синодике в роду Цветновых нет имени Тарасий, зато упоминается имя схимонаха Тихона 12). Это же подтверждает и вкладная надпись на замечательном серебряном паникадиле 1667 года: " лета 7175 году приложил в дом благовъщнию прстыя бдцы и муромским чудотворцем благоверному князю контятину и чад ево михаилу и феодору старец тихон " 13). Над именем еле заметно нацарапано " Цветнов " . В обычае у русских людей было под конец жизни уйти в монастырь и полностью посвятить себя Богу, возносить Господу молитвы об оставшихся в миру и о спасении души своей. Уже в XVII веке новый монастырь начинает расширять свои владения. Имена жертвователей кроме Цветного нам неизвестны. О них можно лишь догадываться, просматривая монастырский Синодик. В 1663 году Троицкому монастырю дана была грамота царем Алексеем Михайловичем " по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами... " о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места 14). Прошло около ста лет. Обращаемся к монастырской летописи. Записи в ней начинаются с 1750-х годов. В это время обитель наша, как и многие российские монастыри находилась в запустении и бедности. В 1755 году по ходатайству Игумении Неонилы из Коллегии Экономии отпущено было 495 рублей 75 копеек " на поправку монастырских ветхостей " . В 1764 году по предписанию Владимирской Духовной Консистории составляется ведомость о состоянии Муромских монастырей. В монастыре к тому времени проживали 15 монахинь с Игуменией. В этом же году в монастырь были переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: - из Вязниковского Введенского девичьего монастыря: игумения и казначея с четырнадцатью монахинями; - из Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда: настоятельница Александра и три схимонахини; - из Воскресенского Муромского девичьего монастыря: игумения Мария, две монахини и две схимонахини.

http://sobory.ru/article/?object=00630

Тропарь преподобному Никону Радонежскому, глас 1 Послушания добрый рачитель быв,/преподобне Никоне приснопамятне,/Церковь бо прекрасну Святыя Троицы/в похвалу отцу твоему воздвигл еси./Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8 В постницех приобщившеся Великому Антонию/и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех,/яко ангели, на земли явистеся,/просвещающе, преподобнии, верных сердца/Божественными знамении и чудесы повсегда,/сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам:/радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне,/постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Сергие и Никоне,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь мученице Кириакии (Неделе), глас 3 Одолением чудесным/победила еси вражия силы до конца,/Недело преславная,/идоложрения бо тьму/далече Креста Честнаго светлостию прогнала еси./Мученице всехвальная,/Христу Богу молися/даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Храм твой всечестный,/яко цельбу душевную обретше... (общий мученице). Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Недело,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. 8/21 Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Великомученика Прокопия (303). Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Праведного Прокопия Устьянского (XVII). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721), Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812), Пензенская (1717), Карповская Курская (1725), Павловская Звенигородская, Иркутская, Каргопольская, Шлиссельбургская (1702), Вознесенская (1701), Симоновская (1701), Калужская, Высоко-Петровская (1849), Христорождественская; Введенская, Каташинская Черниговская (до 1622), Песчанская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, которой настоящее здание существует с 1731 года; 2) Николая Чудотворца, теплая, построенная Троицкого Данилова монастыря архимандритом Варлаамом, в 1711 году. Обитель сначала была управляема игуменами, а ныне строителями. ЗОЛОТНИКОВСКАЯ, пуст. муж. в 30 верстах от уездного города Суздаля, на берегу речки Золотнички. Основана в 1624 году иноком Ионой Головцыным. В ней 4 церкви: 1) соб. Успения Богородицы, с двумя приделами; 2) Воздвижения Честного Креста; 3) Казанской Богородицы и 4) Всех Святых. В этой пустыне принял, в 1663 году, иночество св. Митрофан, бывший потом епископом Воронежским. БОРКОВСКАЯ, пуст. муж. в Вязниковском уезде. Она построена около 1650 года на иждивение князя Ивана Дмитриевича Пожарского. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца. В 1775 году эта обитель распространена и здания поправлены. ВВЕДЕНСКАЯ-ОСТРОВСКАЯ, пуст. муж. в 4 верстах от уездного города Покрова на небольшом острове озера Вятского. Основана в конце XVII века монахами Сергием и Тимофеем, жившими прежде в Антониевой пуст. (которая существовала тогда на месте нынешнего города Покрова), и искавшими для себя большего уединения; а утверждена от Правительства в 1708 году указом императора Петра Великого. Здесь ныне две каменные церкви: 1) Соб. Введения Божией Матери, построенная после 1729 года купцом Ситниковым, украшена стенным писанием; иконостас в ней посеребреный, местами с позолотой, а иконы греческого письма; 2) Николая Чудотворца с приделом Архангела Михаила, теплая; она вновь построена каменная, после 1729 года. В первых годах своего существования обитель эта была уничтожаема: сначала она была приписана, в 1722 году, к Богословской пустыне (в Московском уезде); а потом и строитель ее с братией переведены туда ж; а церковь здешняя, Введения Богородицы, бывшая тогда еще деревянной, обращена в приходскую; но в 1729 году Островская пустынь, по прошению монаха Лаврентия, сделана самостоятельной. Обряд церковной службы в этой пустыне отправляется по чину Афонской горы; он введен здесь бывшим на Востоке иеромонахом Клеопой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав этою округа входят церкви следующих сел: Введенского, Гориц, Дунилова, Елюнина, Ерлыкова, Калачева, Калбацкого, Котцына, Кохмы, Пупок, Сидоровского, Сенникова, Стромихина, Чернцов-Ильинских и Юрьевского на Молохте. Введенское Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города находится в 12 верст., а от губернского города в 120 верстах. В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1783 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился. Упразднен при учреждении штатов в 1764 г. 20 В настоящее время в селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же. – Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан. Престолов в ней два: главный – в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы и придельный – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы. Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан. Престолов в сей церкви три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные – в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Безплотных. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной 1,368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Плана на землю и межевой книги не имеется. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужеского пола 1,074 и женского пола 1,201 душа; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 11 душ. Горицы

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никита (Делекторский). Фотография. 30-е гг. XX в. (Делекторский Федор Петрович; 22.12.1876, г. Покров Владимирской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских), еп. Орехово-Зуевский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Владимирскую ДС по 2-му разряду и с 1 сент. того же года был направлен законоучителем в двухклассное уч-ще Министерства народного просвещения при фабрике Южской мануфактуры в Вязниковском у. Владимирской губ. В 1898 г. женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери протоиерея Христорождественского собора г. Александрова. 3 авг. 1898 г. Федор был рукоположен во иерея ко храму переславль-залесского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , обращенного в том году из заштатного мужского в общежительный женский. Первыми насельницами обители стали монахини, переведенные из александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря . В 1901-1907 гг. одновременно с настоятельством в монастырском храме свящ. Ф. Делекторский состоял с 1901 г. членом Ревизионного комитета при Переславском ДУ, а также являлся с 1905 г. законоучителем церковной школы Николаевского жен. мон-ря и с 1907 г. законоучителем и заведующим Успенской церковноприходской школой в Переславле-Залесском. В 1903 г. награжден набедренником. В 1904 г. была опубликована отдельной брошюрой написанная им история Николаевского мон-ря. 17 окт. 1907 г. освобожден от всех должностей и переведен священником к Введенской ц. и ц. св. Сорока мучеников Севастийских в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского. 22 авг. 1909 г. уволен по прошению за штат и 31 авг. того же года стал вольнослушателем МДА. 16 янв. 1910 г., выдержав дополнительные испытания по богословским предметам семинарского курса при Холмской ДС, утвержден в звании студента семинарии.

http://pravenc.ru/text/2565370.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010