5) Предоставить академической инспекции собрать от сту- —218— дентов, принятых в состав I курса, собственноручные заявления о том, какой (первой или второй) группы предметы и какой из древних и новых языков они желают избрать для специального изучения в течении академического курса. 6) По утверждении журнала настоящего собрания Его Высокопреосвященством, представить Святейшему Синоду сведения о составе нового академического курса с приложением: а) списка студентов духовных семинарий и других лиц, державших приемные испытания в Академии, с обозначением достоинства их устных и письменных ответов, и б) копий донесений экзаменационных комиссий. III. Прошения: а) священника Владимирской епархии, гор. Переславля Введенско-Четыредесятской церкви Феодора Делекторского, б) священника Донской епархии, слободы Сидоры Петра Донецкого, в) священника Владимирской епархии, Вязниковского уезда, погоста Никологорского Геннадия Гусева, г) учителя Хоробровской церковно-приходской школы, Ярославской губернии, студента Ярославской духовной семинарии выпуска 1904 года Вячеслава Зыкова, д) студента Владимирской духовной семинарии выпуска текущего 1909 года Владимира Левкоева и е) студента Московской духовной семинарии Алексея Величкина – о принятии их в число вольных слушателей академических лекций. Справка: 1) § 115 устава духовных академий 1884 года: «Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академических лекций и посторонние лица, по усмотрению Епархиального Преосвященного». – 2) Указом Святейшего Синода от 8 апреля 1902 года за 2737 вновь подтверждено было, что «допускаемые, на основании § 115 устава духовных академий, по усмотрению Епархиального Преосвященного, к слушанию академических лекций посторонние лица правом подвергаться переходным испытаниям и подавать сочинения на соискание ученой степени или звания не пользуются». Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении допустить священников Феодора Делекторского, Петра Донецкого и Геннадия Гусева и студен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первый век существования обители и его собора почти не освещён в документах. Последовательные сведения о нём начинают поступать с середины XVIII столетия, когда он обзавелся собственной летописью. Из неё мы узнаём, что в 1750-е годы здесь проживало пятнадцать насельниц, а сама обитель настоящим образом нищенствовала. В 1764 году монастырь разросся за счёт инокинь, переведённых сюда из упразднённых монастырей - Вязниковского Введенского, Воскресенского Муромского и Входоиерусалимской пустыни в селе Арефине. К 1786 году относятся первые известия о переменах в облике Троицкого собора: игуменья Мария испросила благословения у епископа Владимирского и Суздальского Виктора на расширение паперти и галереи соборного храма, так как " имеющаяся в монастыре настоящая Троицкая церковь усматривается к помещению народа несколько тесновата " . В 1792 году плоды трудов игумении скорректировал пожар, уничтоживший деревянные кровельные связи (иконостас, к счастью, остался неповреждённым). Это уже не говоря о том, что сгорели все деревянные кельи. Деньги на восстановление собора и иных построек собирали с доброхотных дателей. Работы продолжались шесть лет. В 1803 году новая игумения Евгения тоже решила остаться в истории монастыря как переустроительница Троицкого собора: она испросила разрешение на переделку тёплого Трёхсвятительского придела с возведением при нём нового придела в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Храмозданную грамоту она получила почти сразу, но пожары 1804 и 1805 годов поставили перед матушкой более насущные задачи, и работы в соборе начались только в 1810 году. Одновременно с сооружением придела шла переделка кровли. Обветшавшую черепицу заменили железом. Спустя несколько десятилетий, в 1855 году, усердием муромского почётного гражданина А.В. Ермакова были вызолочены главы Троицкого собора. На этом, казалось бы, благоустроительные работы могли бы и завершиться, но в первой половине 1880-х годов в монастырь прибыла с Афона икона целителя Пантелеймона, и тогдашняя игуменья Персида сочла это достойным поводом к постройке нового придела - Пантелеймоновского. Однако вширь распространяться уже было некуда, и матушка придумала надстроить вторым этажом Трёхсвятительский придел. Реконструкция завершилась к осени 1886 года, и 30 ноября 1886 года Пантелеймоновский придел был освящён. Освящение Пантелеймоновского придела явилось последним крупным событием в дореволюционной истории монастыря, хотя и в последующие годы игумения Персида неутомимо занималась его благоустройством. В частности, Троицкий собор её стараниями (и под наблюдением Московского археологического общества) был реставрирован, а его Скорбященский придел получил новый иконостас " с иконами греческого письма, вызолоченный сплошь червонным золотом " .

http://sobory.ru/article/?object=04952

Городской собор, «приютивший под своим кровом всех бывших людей», «жил своей обособленной жизнью», вызывая раздражение властей. Начиналась первая «безбожная» пятилетка, разворачивалась коллективизация, сопровождавшаяся массовым закрытием церквей. Осенью 1928 года в местной газете появились заметки о предложениях «рабочих трех крупных вязниковских фабрик об использовании здания собора под культурные цели или же под жилище для рабочих, так как вязниковские рабочие не имеют клуба, кроме нескольких тесных и неудобных клубов, и переживают тяжелый жилищный кризис». (Но, забегая вперед, отметим: собор не достался рабочим – уже в следующем году он был разрушен до основания 68 , став жертвой извечной ненависти демонических сил к святыне.) Хотя официального решения по этому поводу еще не было принято, нетрудно было догадаться, что оно неминуемо должно последовать навстречу «пожеланиям трудящихся». Духовенство собора решило бороться с грозившим закрытием храма мирным и казавшимся возможным тогда способом – начать сбор подписей в его защиту. Собор в течение дня не закрывался, и заходившие в него верующие ставили свои подписи. 26 ноября небольшая группа верующих, человек пятнадцать, не получив на это благословения Владыки, пришла к зданию исполкома, где находился горсовет, полагая, что в это время принимается решение о закрытии собора. Немного постояв и узнав, что никакого заседания нет, они разошлись. Трудно судить, была ли это провокация, или же нашлись люди, еще верившие в действенность такой формы протеста. Но это явилось для ОГПУ удобным поводом для расправы с теми, кому не было предусмотрено места в «счастливом будущем». Бестолковая демонстрация пятнадцати человек превратилась под пером следователя в спланированное антисоветское выступление «большой толпы», которая якобы требовала, чтобы ей дали помещение для своего собрания. Были арестованы епископ Герман, настоятель собора протоиерей Александр Вознесенский и два соборных священника, Иоанн Орфанов (ключарь) и Константин Твердислов, а также священник Введенской церкви Пимен Сеноедов и два мирянина – староста собора Ипатий Ефремович Онахриенко и член церковного совета Федор Герасимович Устинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонтия, создал каменные ворота для мон. и на них каменную церковь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители св. князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 г. рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 г. Батыем, в 1382 г. Тохтамышем. Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению св. князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме Её имени, построенном в 1866 г. в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2½ арш., а в ширину 1½ арш. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в г. Владимир. В память явления св. князю Божией Матери, в монастыре в 1158 г. установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную св. кн. Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя св. князя. При мон. имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову мон. приписан Покровский , находящийся в 1½ в. от г. Боголюбова; он основан в 1165 г.; здесь хранится современный основанию мон. престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта св. икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится в г. Владимир. Борковская Николаевская пуст., зашт., общ., в Вязниковском y., в 1 в. от сл. Холуя, в 45 в. от г. Вязников. Основана в 1650 г. кн. Иваном Димитриевичем, по завещанию отца своего, кн. Д. М. Пожарского, стоявшего в 1612 г. на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пуст. находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей свв. угодников, Св. Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 г. еп. Мефодием, возобновителем пустыни, и св. Николая чудотворца – жертва князей Пожарских. Введенская Островская пуст., зашт., общ., близ г. Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 г. двумя иноками, Сергием и Тимофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Того ж дни запечатана грамота на Кострому (Л. 135 об.) десятильнику Ивану Кокошилову по челобитью Костромскаго уезду села Даниловского крестьянина Офтамонка Овчинникова того ж села по крестьян по Мишку Воробьева да по Ваську Смирнова в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Того ж дни запечатана грамота на Кострому десятильнику Ивану Кокошилову по челобитью Георгия Зюзина по костромитина по посадцкого человека по Куземку Терентьева в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Того ж дни запечатана грамота в Галич десятильнику Иналею Белово по челобитью костромитина Бориса Панова из Галича по протопопа Емельянова в ыску. Пошлин гривна. (Л. 136) Июля в 30 де[нь] запечатана грамота в Володимерской уезд Ярополческие волости Вязниковские слободки старосте поповскому Введенского девича монастыря попу Василью. А велено ему изусную умершаго вязниковца Микиты Ильина свидетельствовать. Пошлин две гривны. Июля в 31 де[нь] запечатана грамота на Кострому к десятильнику к Ывану Кокошилову по челобитью костромитина посадцково человека Ивашковы жены Михеева Окулиницы по мужа ее по Ивашка Михеева в ыску. Пошлин гривна. Того ж дни запечатана грамота в Нижней Новгород десятильнику Савину Потапову по челобитью Василья Толстово Нижегородцкого уезду села Горевского по попов по Ивана Мелентьева да по попа Ивана Федорова в духовном деле. (Л. 136 об.) Пошлин гривна. Того ж дни запечатана грамота на Самару Преображенского монастыря строителю старцу Исаию по челобитью Ивана Кобыльского по беглых ево крестьян. Пошлин гривна. Того ж дни запечатана грамота в Можаеск Лужецкого монастыря архимариту Моисею з братьею по челобитью государевы столовые полаты стольника Наума Осипова. А велено из Можаска Акиманского монастыря старца Иосифа взять в Лужецкой монастырь под начал. Пошлин гривна. Того ж дни запечатана наказная память недельщику Федору Сумороцкому. Ехати ему в Можаеск по челобитью девки (Л. 137) Натальи Федоровы дочери Рыкунова по мачиху ее по вдову Овдотью в духовной отца ее. Пошлин две гривны.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

На основании этого донесения дано было мною Консистории предложение за 63 следующего содержания: «До сведения моего дошло, что Протоиерей Ахтырского Покровского собора Василий Лопатин, 15-го сего Июля, явившись в собор в нетрезвом виде, упал и был выведен сторожами из церкви и отвезен в дом. Так как и в прежнее время доходили до меня подобные сведения о нетрезвости Протоиерея Лопатина и мною делаемы были не раз строгие внушения, которые, очевидно, остаются бесплодными, то, на сей раз, запретив ему священнослужение, вызвать его в наш архиерейский дом, для испытания в поведении. Консистория сделает по сему должные распоряжения». 25-го ч. получено было мною из Ярославля от преосвященного архиепископа Леонида 23 р. денег при краткой записке от 20-го ч. следующего содержания: «Осмеливаюсь утруждать Вас просьбою. Прикажите справиться, действительно ли близ Харькова, в селе Основе, есть очень бедная больная Анна Александровна Тимковская. Если это верно, то будьте милостивы выдать ей посылаемые 23 р., которые у меня случились из денег данных мне на бедных, следовательно не мое благотворение. Помогите моей духовной скудости молитвою. Не могу писать, ибо пишу между правилом и благовестом. За все Богу благодарение, щедрому и многомилостивому». Это поручение наделало было мне, как увидим далее, немало хлопот и неприятностей. В тот же день получил я письмо из Владимира от преосвящ. Иакова. Он писал мне от 21-го числа: «Пользуясь случаем, кланяюсь Вашему Преосвященству и позволяю себе спросить, здравствуете ли и как поживаете. Наш Владыка 551 вчера отправился в Киржач открывать собор и тамошнего настоятеля, свящ. Белоцветова 552 (известного по проповедям в Душеп. Чт.) возвести в сан протоиерея, и всё это совершить завтра в день Марии Магдалины. Оттуда поедет в Введенскую пустынь, и погостив до 26-го ч. отправится в Москву до 30 Июля. Поклонится Моск. святыне, повидается с Митрополитом 553 и осмотрит перестроенное Суздальское подворье 554 . Я с 18 июня по 3 июля поездил по Гороховскому, Ковровскому и Вязниковскому уездам. Теперь домовничаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

275 . – О мышах в Московском Потешном дворце и о покупке для их истребления кошек и пастей. 1753–1754 гг. Там же, кн. II, стр. 45–46. 276 . – О св. иконах, писанных по-раскольнически с двоеперстным сложением, церковных ветхостях и склонности к расколу в с. Уреке (Трестском) Устинской волости Казанской губернии. 1759 г. Там же, кн. II, стр. 46–48. 277 . – Послание инока Саввы на жидов и на еретики. 1496 г. По рукописи принадлежащей П. А. Овчинникову (снимок её на стр. IV-oй). Там же, кн. III, стр. I–X+1–94 и отдельно М. 1900 г., стр. I–II (hehyм.)+I–X+1–94. Тоже в сборнике «О ереси жидовствующих. Новые материалы, собранные С. А. Белокуровым , С. О. Долговым, И. Е. Евсеевым и М. И. Соколовым ». М. 1902 г. стр. I–X+1–94. 278 . – Состав Императорского Общества Истории и Древностей Российских к 1 января 1902 г. Там же, кн. III, стр. 1–8. 279 . – Челобитная князя Е. Мышецкого на И. Ф. Голенищева о местничестве (с сообщением сведений о Голенищевых-Кутузовых), 1645 г. декабря 29. Там же, кн. III, стр. 35–36. 280 . – О построении в Москве каменной церкви Живоначальные Троицы у Яузского моста, в Денежных мастерах. 1650 г. Там же, кн. III, стр. 37 (Ср. 367). 281 . – Челобитная Ярополческой волости Вязниковской слободки Введенского девича монастыря игуменьи с сестрами о даче денег на постройку в их монастыре церкви. 1651 г. января 9. Там же, кн. III, стр. 37. 282 . – О железе, купленном у П. Марселиса для церкви Рождества Пресв. Богородицы, на Кулишках, в Москве. 1672 г. Там же, кн. III, стр. 38. 283 . – Челобитная Ивашки Пересветова. 7057 (1548–1549) гг. По рукописи собрания П. И. Щукина. Там же, кн. IV, стр. 1–14 и отдельно М. 1902 г. 284 . – «Краткая выписка о бывших между Польшею и Россиею переписках, войнах и перемириях». 1462–1565 гг. Там же, кн. IV, стр. 9–12. 285 . – Мировая челобитная патр. Иоакиму города Дмитрова попа и тяглеца Конюшенной слободы. 1686 г. январь. Там же, кн. IV, стр. 12–13. 286 . – Зарядная запись М. Елисеевой, выданная А. Нефёдову. 1686–1687 гг. Там же, кн. IV, стр. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

При Успенской церкви имеется отдельная теплая каменная церковь в честь Покрова Пресвятые Богородицы; эта церковь построена в 1850 году, вместо бывшей деревянной Покровской церкви. Церковь однопрестольная. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою с железными решетками. На содержание церкви имеется капитал в 7,100 руб., процентов с коего получается 273 руб. 20 коп. Церковные документы: копии метрических книг с 1822 г. и исповедных росписей с 1849 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества с 1894 г. имеется и также хранится в церкви. Земли при церкви: под церковными строениями и усадебной 3 десят. 1,300 кв. саж., сенокосной земли в урочище Коробеевском, по реке Тезе, 2 десят. 1,620 кв. саж., а пахотной земли нет. План на землю и межевые книги хранятся в церкви. Причта по штату назначено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала (18,750 р.) 741 руб. 95 коп., из коих 501 р. 95 коп. делится между причтом но обычному закону, а 240 р. делится между членами причта поровну, т.-е. по 80 р., согласно воле жертвователей; от земли и за требоисправления получается дохода до 694 руб. 65 кои. Дома члены причта имеют церковно-общественные, деревянные, на каменном фундаменте. Приход состоит из 37 дворов в селе Дунилове, 2 дв. в дер. Торонихе (в 9 верст. от церкви), 9 дв. в дер. Никульникове (в 10 вер.), 2 дв. в дер. Котюреве (в 5 вер.), 6 дв. в дер. Грибанихе (в 8 вер.), 6 дворов в дер. Ананкине (в 9 вер.) 1 дв. в дер. Волжинке (в 16 вер.), 1 дв. в д. Гумнищах (в 6 вер.), 1 дв. в дер. Чижеве (в 8 вер.), 1 дв. в дер. Дворишках (в 7 вер.), 1 дв. в дер. Тюфьячихе (в 10 вер.) и 2 дв. в селе Введенском (в 5 вер.); всех же дворов в Успенском приходе 69; душ мужеского пола 280, а женского пола 295 душ; сверх сего раскольников: мужеского пола 1 душа и женского пола 1 душа. При Успенской церкви существуют две женские богадельни: одна – деревянная, построенная в 1880 году, а другая – каменная, построенная в 1883 году. Строителями богаделен были купцы А. Я. Балин и Г. Я. Дудин. На содержание богаделен имеется капитал в 56,000 руб. и пустошь «Глазиха», в коей земли 56 десятин с покосом и дровяным лесом.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Вязниковский уезд Вязниковский уезд на севере граничит с Костромской губернией, на востоке с Гороховецким уездом, на юге – с Судогодским, на западе – с Ковровским и Шуйским; уезд занимает пространство в 3,324 кв. версты; площадь представляет собою неправильный четыреугольник, вытянутый с севера на юг, с расширением в южной части. Почти по средине уезда с северо-запада на юго-восток протекает река Клязьма, судоходная в этой части своего течения; из притоков ее значителен в уезде один – р. Теза. – По правую сторону Клязьмы лежит возвышенная гористая часть уезда, а по левую – низменная, покрытая лесами и болотами. Население уезда состоит из 78,504 душ обоего пола (37,286 душ мужеского пола и 41,218 женского); но распределено это население по уезду неравномерно: по правому и вблизи реки по левому берегу р. Клязьмы местность населена очень густо, густое же население и в северной части уезда, средина же уезда, покрытая лесами и болотами, остается совсем не заселенной. Почва, в общем довольно неблагоприятная для земледелия, вызвала в уезде развитие разных промыслов: в северной части уезда на границе с Шуйским развит овчинный промысел, в средней части на границе с Ковровским уездом много офеней. Самый же оригинальный промысел – это иконописание, широко развитое в слободах Мстере и Холуе и селе Палехе. – В уезде имеется несколько фабрик, более крупные из них в Юже тов-ства Балиных, в дер. Ярцеве – Сенькова и в гор. Вязниках – Демидова. Православное население уезда делится на 57 приходов, из них 43 с населением менее 700 душ мужеского пола, 13 приходов от 700 до 2,000 душ и 1 свыше 2,000 душ. Приходы эти составляют в церковно-административном отношении три благочиннических округа. В 1897–98 учебном году в Вязниковском уезде было церковно-приходских школ 27, из них одна второклассная, 2 двуклассных и 24 одноклассных, школ грамоты 9 и школ других ведомств 42; учащихся в церковно-приходских школах было 1,004, в школах грамоты 181, в школах других ведомств 2,728. – Всех же православных детей школьного возраста в том же году было 5,399 мальч. и 5,535 девочек; таким образом оставалось без обучения 1,146 мальч. и 3,459 девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Голышев, 1866 – Голышев И. Торговля досками для икон в слободе Мстера Вязниковского уезда п ВГВ. 1866. 4 Голышев, 1868 – Голышев И. Сусальное производство и промышленность в селе Мстера Вязниконского уезда//ВГВ, 1868, 4 Голышев, 1869 – Голышев И. Производство кистей, употребляющихся для иконописи производства слободы Холуй Вязниковского уезда//ВГВ, 1869, 17 Голышев, 1869 (2) – Голышев И. Коптель или копченое серебро, употребляющееся вместо золота для иконописи в с. Мегере и других селениях Вязниковского уезда//ВГВ, 1869, 17 Голышев, 1869 (3) – Голышев И. Производство медных икон в селе Никологорский погост Вязниконского уезда//ВГВ. 1869, 27 Голышев, 1875 – Голышев И. Суздальская иконопись. Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае//ЕВГСК. 1875, вып. 1 Голышев, 1880 – Голышев И. Проводы офеней в дорогу из дома для торговли и разговоров на своем искусственном языке//ЕВГ " СК. 1880, т. 3 Голышев, 1886 (1) – Голышев И.А. Альбом рисунков русских синодиков 1651, 1679, 1686 гг. Мстера. 1886 Голышев, 1886 (2) – Голышев И.А. Картинное и книжное народное производство и торговля//Русская старина, 1886, 3 Гомбрих, 1989 – Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии//Сов. Искусствознание,1989, 25 Городцев, 1913 – Городцев П. Очерки христианского православного вероучения с кратким разбором разностей римско-католического, лютеранского и реформатского вероисповеданий. СПб., 1913 Грабар, 1936 – Grabar A. L " Empereus dans l " art byzantin. Р., 1936 Грабар, 1940 – Grabar A. de la peinture russe aux XVI et XVII siécles//Annales de l " lnstitut Kondakov. Beograd. 1940, 11 Грабар, 1968 – Grabar A. Christian Iconography. А Study of its origins. Princeton, 1968 Грабарь, ИРИ – История русского искусства. Под ред. И. Э. Грабаря. Т. I-VI. М., 1910–1914 Грамматин, 1893 – Грамматин Н. Поучение при выносе Абалацкой иконы Божией Матери//Христианская беседа, 1893, 9 Григоров, 1887 – Григоров Д.Л. Русский иконописный подлинник. СПб., 1887 Григорьева, 1987 – Григорьева Е.Г. Эмблема и сопредельные явления в семиотическом аспекте их функционирования//Труды по знаковым системам, 20. Тарту, 1987

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010