1128 Приятно упомянуть о пожертвованиях в пользу недостаточных учеников белградской семинарии, поступивших в мае 1897 г. от известной благотворительницы Драги Станойлы Петровичевой 1129 и в текущем году по завещанию бла- —338— женно почившего митрополита Михаила. Приятно также отметить, что в прошедшем году имели место в Белграде публичные богословские чтения, в коих принимали участие профессора семинарии. Одно богословское чтение предложено было ректором семинарии архимандритом Фирмиллианом (ныне – администратором скопийской митрополии): «о вере в Бога». Чтение состоялось в зале Великой Школы. 1130 В начале нынешнего года возобновились богословские чтения в здании семинарии. 18 января было чтение ректора семинарии Ефрема Илича «о св. Афанасии Великом », 25 января – чтение Ефрема Бojebuчa «о св. Григории Богослове ». 1131 В начале прошедшего 1897 года возобновились переговоры сербского правительства с Ватиканом о заключении конкордата. В основание переговоров взят конкордат, заключенный между Черногорией и Ватиканом. 1132 В газетах сообщалось из Рима, что Ватикан намерен послать в Белград боснийского каноника Фр. Вуинчича в качестве чрезвычайного апостольского делегата, с тем чтобы он поторопил переговоры о заключении конкордата, которые давно уже ведутся, но плохо успевают. В виду предупредительности и благорасположения короля Александра, в ватиканских кругах надеются, что миссия Вуинчича будет иметь желаемый успех. 1133 Сообщалось даже, что конкордат между Сербией и Ватиканом уже заключен, и что римско-католическим епископом в Белграде назначен сараевский каноник Антон Еглич. Эти газетные известия, однако, не подтвердились. Несомненно только, что папе весьма желательно как можно скорее добиться заключения конкордата с Сербией. Но нужен ли он и полезен ли будет для Сербии? Недавно в Бозе почивший первосвятитель сербской церкви митрополит Михаил был решительно против всякой спешности в решении вопроса о конкордате с папой. Духовная сербская печать высказалась весьма определенно и решительно про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГОРОДНИЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный УПЦ), находится в пос. Городница Новоград-Волынского р-на Житомирской обл. (Украина) ГОРЧАКОВ Михаил Иванович (1838 - 1910), прот., историк, канонист, юрист, общественный деятель, член Гос. совета ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ церковно-адм. единица на территории Крымского п-ова, входившая в VIII–XIX вв. в состав К-польского Патриархата ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ГРАБОВАЦ во имя св. архангелов Михаила и Гавриила жен. (ранее муж.) мон-рь Будимской епархии Сербской Православной Церкви GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_80.html

242 Сербск. служеб. ркп. собр. Григоровича (Румянц. муз) 1713, л. 9 об.; Слип. Служебн. ркп. Ватиканск. библ. 9. 243 Служебн. язд. Венец. 1519, 1554, 1557, л 17об. 18; Угро-Валихийск. служеб. Румянц. муз. 25, л. 27 об. 246 Ευχολογ, ркп. м. Синод, библ. 280. л. 30; Тттл. ркп. той же библ. 381. л. 29; Ευχολογ, ркп. Гумянц. муз. 403, л. 14 – 49 об.; Ευχολογ. Goar. pag. 91, 92, 96, 102, 106. 247 Служсб. изц. Венец 1319, 1554, 1570 гг. л. 23 об.. 21; Утро-Валах. библ Рум. муз. 25, л. 33, 36. 248 Ευχολογ. Goar. pag. 97. 102, 106; ркп. Румянц муз. XVI в. 403, л. 15, 19 об; Ευχολογ. Edit. Venet. 1566 ап л. 17. 249 Служеб. изд. Венец. 1519, 1554, 1570 гг. л. 23 об., 24; Служебн. Угро-Валах. 25, л. 35, 36. 270 Τ Каτευθυνθτω ερες δει μετ τν συνηνωμνων ατο στοχων, τν δελφν τ γνυ κλινομνων, και ν тαις εχας τοτο γνεται. Mign. Patrol. Curs, complem. t. 99 pag. 1869 (S P. N. Theod. Studit. explicatio divinae liturgiae praesanctificatorum). 273 История российская с самых древних времен. В. Татищева. Изд. 1774 г. т. III, примеч. 553, стр. 502. 274 Comment, rerum moscovit. S. Herbersteiui, pag. 26 (Historiae rutenicae scriptor. exteri seculi XVI edit. Adalbert, de Starczevski vol. 1). «В сороковой день, замечает Герберштейн, над новорожденным младенцем совершалось таинство крещения». 275 Σνταγμα καννων Ρλλη και Πτλη, pag. 369. Петр, диакон и хартофилакс великой церкви на вопрос в 1092 году: «в какое время должно быть крестимо дитя», отвечал: «если больно, то нет срока, но крестится тотчас; если же здорово, то спустя 40 дней». 278 «Δε γινσκειν τι τ γεννησθν βρφος, ν ρα κα σθενον μ θηλξη, λλ κα πρς θνατον φορ, ο χρ περιμνειν, ς τινες κακς φασ την πμπτην μραν τν κτην μραν και οτω βαπτζειν ατ; λλ» ατ τ ρα, γεννηθναι, μνον πολυθναι κα εθς βαπτισθναι. να μ τελευτση φτιστον». Служ. ρκп. Типограф, библ. 129, л. 133 об.; Tcattmov Иоанна Кантак. ркп. м. Синод, библ. 279, л. 213 об. 290 Греческий подлинник этой граматы издан профессором Московского университета Л. G. Павловым в его известном сочинении. «Номоканон при большом требнике». Изд. Одесс. 18 72 г. в приложениях под IV, на стр. 228, 229. 291 Сербск. Требн. ρκп. м. Синод. библ. 307, л. 4 об.; 324. л. 55; ркп. Севаст. собр. 1449. л. 7; Требн. изд. венец. 1538 г. л. 244; 1570 г. л. 234 (Румянц. муз.). 295 Служебн. м. Синод, библ. 307, л. 7 об.; 324, л. 60; ркп. собран. Севаст. 473, л. 11 об.; Венец. Требн. 1538 г. л. 249, 1570 г. л. 258. 296 Τακτικ. ркп. м. Синод, библ. 279, л. 222; Ενχολογ. 281, л. 335; 343, л. 6 об., 7; ркп. гобр. Севаст. 473, л. 11 об. 301 Ευχολογ, ркп. м. Синод, библ. Ν: 280, л. 91; 281. л. 335 об.; 343, л. 7 об.; Ibid. ркп. собран. Севаст 473, л. 12 об. 318 «Куколь, той есть именуется венец сошьвена, читаем мы оиисавие венца в одном намятнике, камочка червлена, или крашенина синя, и вышито на нем три крестика, – то есть одеяние главе. И держит то священник в церкви и снимает с младенца после отпуста священия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Белоруссия восстановит сербский храм в Метохии 19.11.2008 Белоруссия взяла на себя обязательства по восстановлению сербского православного храма святой Параскевы в селе Дрсник под Клиной, в Метохии , сообщает Ватиканское новостное агентство КАП. В Дрснике до американской оккупации Космета жило более 1000 сербов. После того, как войска НАТО взяли территорию Косово под свой контроль, албанцы перебили и изгнали жителей села. До настоящего момента вернулось только 40 сербов. Восстановление средневекового храма, уничтоженного албанцами после прихода американцев, станет важным стимулом для массового возвращения сербов в Дрсник, впервые упоминающийся еще в грамоте Стефана Немани от 1199 года, как приход монастыря Хиландар, - считает приходской священник Слободан Трайкович. Српска.ру/Седмица.Ru Редакция текста от: 19.11.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография мучеников ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. 11 июня), 222 чел., пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней в Китае (в основном в Пекине) МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/296130_2.html

Ови различни ставови о употреби уз пост у ствари се могу свести на свега два. По проф. В. Стефанидису, оба ова става настала су према томе како се схвата на видесмо, да 50. канон сабора одредио да се пости цела Четрдесетница. «Израз вели проф. Стефанидис, «означава храну но без Ова велика строгост завладала, него се оформираше два друга начина поста. По начину, су храну од само суботом и По другом, нису оваква само средом и петком. Први начин посведочава Теодор Студит (IX в.), о посту Велике Четрдесетнице вели: вариво без и вина, осим суботе и А (тада) и све (остракодерма) и икру, без недоумице» 99:170). О врсти поста сведочи Дамаскин (VIII в.), о посту Велике Четрдесетнице вели: «У се уздржава од сира и сличног, и меса» 95:69). Очигледно не се забрана те се, дакле, употреба по себи се разуме да се употреба средом и петком». 1053 Ово о храни уз пост се и у погледу употребе рибе. по страни Типик манастира Светог Николе Касуланског, из 1160. г. и Типик Ватиканске библиотеке бр. 1877, из 1929. г., по се риба не целе Велике Четрдесетнице, сем у болести, с «пошто смо усред мора и имамо их целе године кад год 1054 По овом Типику, само на Благовести, ако игуман, могла су да рибу, и то ако празник падне пре Велике седмице. Само на Благовести рибу и Свети Никодим Светогорац у свом Пидалиону: «Означи да у Четрдесетници само разрешавамо на рибу, само на празник Благовести, као што рукописни Типици Свете Горе Но ако Благовести падну Велике седмице, разрешавамо само на вино и према Типицима рукописним и штампаним. Стога потиче од руке што пише у штампаним Типицима и Триодима да разрешавамо рибу и на празник Цвети». 1055 Црквенословенски штампани Типик као што вели и Свети Никодим, двапут рибе, на Благовести и Цвети. Но Типици употребу рибе више пута. Триод рибу и уочи Благовести и на ако не падне у среду и петак. Неки и на Лазареву суботу и Нила), затим на и Младенце (царице Ирине, Мамантов и тон Вомон). 1056 По Евергетидском и Хиландарском Типику, риба се на Благовести и сутрадан на ако би пали пре Велике и среда и петака. 1057 На и Младенце ови Типици на хоботнице и А по Типику давана риба и на дан човека а у уторак поста, да би «одморивши се мало, била на пост». 1058

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Сада можемо сагледати поступност овог чина. До VIII в. нема помена ни о Агнеца, ни честица. Од VIII до XIII века вади се само Агнец. У том периоду, пре XIV века, се осталих просфора» ради за антидор. При томе се Часни Крст, Свети Света Богородица и остали Свети по чиновима, али без честица. Тек у XIV веку налазимо помена да се вади честица при Свете Богородице и с леве стране Агнеца. При помену Часног Крста, Светих Светог осталих пророка, апостола, мученика и других Светих вади се честица и и она с леве стране Агнеца, до честице Свете Богородице. Исто тако, само честица вади се при ктитора (живих) и али се ове две честице полажу с стране агнеца. У XV в. рукописи помен Часног Крста, а неки и Светих Честица Свете Богородице се тада са десне стране Агнеца, уз пророчке речи: «Предста Царица Тебе…» ( Пс.45:9 ), чиме се «да она изнад и Богу». 2996 С леве пак стране се честице за Свете, али не више за све, него по за сваки чин посебно, свега девет честица. Испод Агнеца се честице при живих и мртвих, као што бива и данас. Од посебног би било за нас кад бисмо у ствари нас могли пратити по нашим старим рукописним Служабницима. Нажалост, ту се не може далеко, они из старине нису сачувани. Онима пак су сачувани обично управо први листови на била Због сталне употребе ови су се листови не само брзо хабали, него су, на почетку лако отпадали и губили се. Тако пергаментном Служабнику манастира Дечана (бр. 121 из XIV в.) цела све до молитве «Боже, Боже наш», а рукопису бр. 120 из XIV в. почетни листови с дописани су тек у XVI в. од ових, хиландарски рукописни свитак из XIII в. нема уопште Крушедолски рукопис из XIV в. 2997 од има тек с поменом Исто тако са српскословенским свитком Ватиканске библиотеке бр. 9, са ознаком да из XII в. И он нема листова све до средине пред I антифоном. 2998 Од осталих рукописа, сам имао у рукама и садрже сви на просфори редовно Частнаго и Животворештаго Крста, частних Небесних Сил бесплтних», па Светог Претечу и друге Свете, са завршетком: «ихже молитвами посети нас Боже». 2999 их Светим Светог Саву «српскаго», а преподобним «Симеона српскаго». 3000

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

«Поприще» в точном значении равно римской миле (греч. μλιον), которая, согласно Гольцману, равняется 1000 шагов, или 8 стадий, или 1472 метра. Мф.5:42 .  Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Ср. Лк.6:30 , где та же мысль выражена несколько иначе: «всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Речь очевидно идет об имущественных отношениях и ни о чем другом. Поэтому рассуждения о том, что эта заповедь не должна исполняться буквально и что не во всех случаях просьбы могут быть удовлетворены, например, когда дитя просит нож, чтобы зарезаться, представляются излишними. Мф.5:43 .  Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. Первое предложение заповеди заимствовано из Лев.19:18 ; второго предложения: «ненавидь врага своего», нет в древнем еврейском законе, и Спаситель ссылается здесь или на позднейшие постановления Ездры, или же на постановления книжников, направленные к тому, чтобы развить в иудеях человеконенавистничество. Adversus omnes alios hostile odium – враждебная ненависть ко всем другим (Тацит, «История», V, 8) со стороны иудеев была хорошо известна тогдашним язычникам, которые и сами иудеев ненавидели. Мф.5:44 .  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Ср. Лк.6:27–28 .) В тексте весьма сильное колебание. Выражение: «благословляйте проклинающих вас», выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латинских переводах, у Тишендорфа, Весткота и Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста , Феодорита, Феофилакта и многих других. Выражение: «благотворите ненавидящим вас», выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и сирийской Пешитте. Наконец, «за обижающих вас» выпущено в Синайском, Ватиканском, у Тишендорфа, Весткота и Хорта, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних латинских переводах и Пешито.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Благодаря своей организации Римская Церковь , конечно, во многом преуспела. Целые народы были крещены за последние века. Безусловное благо заключено в том, что они обращались в Христову веру. Но если их в первую очередь учили подчиняться папе? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23: 15). Обстоятельства ХХ века изменили правила игры и заставили сменить риторику. II Ватиканский собор провозгласил: «Условия настоящего времени ставят перед служением Церкви неотложную задачу, а именно: чтобы все люди, ныне теснее сплоченные многообразными общественными, техническими и культурными узами, осуществили и полное единение во Христе» . «Единение во Христе» было увязано с современным социальным прогрессом. Конечно, такая постановка вопроса совсем не удивительна, достаточно просто вспомнить, что именно католицизм когда-то спровоцировал эти процессы, в том числе и такие общественные и культурные явления, как антиклерикализм, секуляризация, безбожие. Но все же вопросы появляются. Неужели «единение во Христе» действительно обусловлено «многообразными общественными, техническими и культурными узами»? И неужели задача такого «единения во Христе» возникла только сейчас? Апостол Павел опровергает и то и другое, когда говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Так что же делала Римская Церковь ранее? Утверждала свою власть и «единение в папе»? Хотя «единение в папе» и «единение во Христе», как утверждает тот же II Ватиканский собор, суть одно и то же . Папская тема – слишком сокровенна. Она составляет некую эзотерическую истину католицизма: и признаться непосвященному неудобно, и обойтись никак нельзя. Но важно помнить: любые братания с православными для Ватикана – лишь средство духовного подчинения. Пока существует Ватикан. Рейтинг: 8.7 Голосов: 114 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/58223.html

Из перечисленных здесь 9-ти городов, кроме названной прежде Ливны ( Нав.10:29 ), более известны по своему положению Ахзив и Мареша. Первый находился, вероятно, на месте нынешних развалин Кесаба, в 5 часах пути на юго-запад от Елевферополиса. Второй, по Евсевию, находился в 2 римских милях от Елевферополиса, в 20-ти минутах от которого находятся холмы с незначительными развалинами, называемыми Хирбет Мераш, признаваемыми местом Марши. Некоторыми опознается и место Кеила, известного из истории Давида ( 1Цар.23:1 ) в нынешнем Кила на восток от Елевферополиса, к северу от Хеврона; но это географическое определение представляется сомнительным ввиду того, что Кила находится в горах Иудина колена, а не на равнине, где указывается книгою Иисуса Навина Кеил. Что касается поставленного в скобках названия Едом, то оно перенесено из славянской Библии, в которой также ограждено скобками, что указывает на неустойчивое положение этого названия в греческом тексте, из которого оно почерпнуто. И действительно, в греческих списках относительно этого названия заметно значительное разнообразие: в древнем Ватиканском после Βαθησαρ, соответствующего Мареше по еврейскому тексту, читается Αιλων, в Александрийском 150 и некоторых других Εδωμ, а в других, в том числе в Лукиановских, нет никакого названия города, как и в еврейском тексте. Существование особого города Едома в Иудином колене равным образом сомнительно: у Евсевия-Иеронима город Εδουμα или Едомиа указан в Вениаминовом колене в 12-ти рим. милях от Наблуса. По еврейскому тексту число городов, названных в Нав.15:42–44 , соответствует общей их сумме 9; Едом, указываемый греко-славянским переводом, был бы 10-м, как читается это последнее число в Ватиканском списке вместо 9-ти, читаемого в большинстве греческих списков. Нав.15:45 .  Екрон с зависящими от него городами и селами его, Нав.15:46 .  и от Екрона к морю все, что находится около Азота, с селами их, Нав.15:47 .  Азот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от нее города и села ее, до самого потока Египетского и великого моря, которое есть предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010