С осени 1918 преподавал также историю церкви на б. Высших Женских (Бестужевских) курсах. В 1919–1920 в Петроградском университете читал курсы «История первохристианской иерусалимской общины» и «История религии в ветхозаветную эпоху» и вел практические занятия по чтению и разбору Евангелия от Матфея. С 1920 – доцент кафедры церковной истории Туркестанского университета. Член Совета Василеостровских богословских курсов. С 30 августа 1921 – преподаватель кафедры истории религий Петроградского Богословского института, со 2 мая 1922 – секретарь института. В 1922 эмигрировал. В 1923–1925 преподавал в русско-сербской гимназии в Белграде, участник первых съездов Русского Студенческого Христианского Движения. С 1925 – секретарь, с 1926 – профессор кафедры Священного Писания Нового Завета, с сентября 1947 – ректор Сергиевского Богословского института в Париже. 29 июня 1946 – доктор церковных наук. 15 февраля 1924 посвящен в чтеца, 20 июня 1932 пострижен в монашество, 23 июня рукоположен во иеродиакона, 26 июня – во иеромонаха. На Рождество 1934 возведен в сан игумена, а на Рождество 1936 – архимандрита. С 28 июля 1947 – епископ Катанский. Участвовал в экуменическом движении, был наблюдателем на II Ватиканском Соборе. В начале 1950-х годов выполнил новый перевод Нового Завета на русский язык. В опубликованной в парижском журнале «Путь» статье «Русский Православный Богословский Институт в Париже» писал: «Весною 1920 г. возник в Петрограде Православный Богословский Институт. Петроградский Богословский Институт не был простым воспроизведением старой Духовной Академии. Богословский Институт имел благословение Патриарха Тихона. Он пользовался отеческим попечением приснопамятного священномученика Петроградского Митрополита Вениамина. Но построение его началось снизу. Оно вышло из недр приходских организаций. В числе слушателей было много женщин, выделявшихся особенным рвением и успехами. Большинство профессоров принадлежало к профессорам Академии, но много было и новых. Были среди профессоров видные представители приходского священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И есть разселина та на камени том и до днешняго дне знати есть на десней стране распятия Господня знамение то честное». Так говорит игумен Даниил 2242 . О том же говорят – повесть Епифания об Иерусалиме (IX в.) 2243 , Игнатий Смольнянин 2244 , гость Василий 2245 , Арсений Селунский 2246 , Василий Позняков 2247 , Трифон Коробейников 2248 , В. Полозов 2249 , автор сербского описания св. мест (XVII в.) 2250 , Барский 2251  и древние хронографы 2252 . До настоящего времени под голгофской церковью находится часовня Адама, устроенная, по преданию, на месте погребения Адама 2253 . Отголосок этого предания занесен был и в нашу богослужебную письменность. В старинных молитвах «над главою болящим» (XVI-XVII вв.) читаем: «на главном месте распятся Господь и взя болезнь главе… Христос истинный Бог наш, иже возложи честный и животворящий крест Адаму на главу…» и т. д. 2254 Символика черепа под крестом была ясна для древних византийцев сама по себе, и потому никаких объяснительных надписей, к черепу и Голгофе относящихся, на древневизантийских распятиях нет. Такие надписи явились первоначально при простых крестах, не имеющих ни распятия, ни Адамовой главы. Древнейший пример мы нашли в ватиканской рукописи слов Григория Богослова 1063 г. (vat. gr. 463), где среди нескольких крестов с надписями находится и следующий: α « Αδμ Πεπτοκς» или » Πρωτπλαστος Μετστη Σταυρ« («Адам падший или первозданный восстал крестом»). Тайнопись эта, а равно « τ. κ. π. γ.», т. е. " Τπος Κρανου Παρδεισος Γγονε» («место лобное стало раем») становятся довольно обычными на греческих крестах XVII-XVIII вв.; в них, как видно, находит свое объяснение символика Голгофы и Адамовой главы. На русских крестах с XVI в. возле Голгофы стали писать «М. Л. Р. Б. Г. Г.» т. е. «место лобное рай бысть; гора Голгофа»; а возле черепа: «Г. А.» т. е. «глава Адамова». В афонских стенописях и на иконах XVII-XIX вв. можно встретить немало изображений крестов с буквами, разгадка которых предоставляется остроумию наблюдателя; некоторые примеры указаны и изъяснены еп. Порфирием 2255 , другие с подобными же надписями мы видели в лаврском параклисе Св. Михаила (на царских вратах и на двух иконах Св. Георгия и Св. Афанасия) и в притворе Дохиарского собора (стенопись 1832 г.). Вот вероятная разгадка этой криптографии. Φ. Χ. Φ. Π. – Φς Χριστο φανει π σιν. Свет Христов просвещает всех. Τ. Τ. Ξ. Δ. Φ. – Τοτο τ ξλον δαμονες φρττουσι. Сего древа демоны трепещут. Ε. Ε. Ε. Ε. – λνη ε ρηκεν ε ρημα ν γολγθα (или: λνη ε ρηκεν ρεισμα εσεβεας). Елена обрела обретение на Голгофе. (Елена обрела опору благочестия). Θ. Θ. Θ. Θ. – Θα Θεο θεον θυμα. Чудись Божию чудному чуду. Χ. Χ. Χ. Χ. – Χριστς χριστιανος χριν χαρζει. Христос христианам благодать дарует. Σ. Ο. Π. Τ. – Σταυρο πλον πολεμους ταρττει. Крестное оружие супостатов прогоняет. Σ. Β. Τ. – Σταυρς βασιλων τρπαιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

621-624 624-625 625-628 ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) 628-629 629-635 635-636 636-638 ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера 638-639 639-640 640-641 ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров 641-650 ДИВОН моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне 650-651 ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви 651-652 ДИГЕСТЫ общее значение - деятельность или результат деятельности по распределению, упорядочению предварительно накопленного материала 652-657 ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики 657-658 658-659 «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии 659-662 662-663 663-666 «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи 666-675 676-677 677-686 ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 686-688 688-689 689-690 Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. 690-691 692-693 ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением 693-694 ДИКТИНИЙ († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Евангелию» найдены статьи: АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, 1-я четв. XV в. АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в. АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ апракос, 1092 г., 4-я по древности датированная рукописная восточнославянская книга. АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись Евангелия-тетр БОЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ среднеболг. рукопись 1-й пол. (сер.?) XIII в. ВАРНАВЫ ЕВАНГЕЛИЕ средневековый апокрифический текст ВАТИКАНСКОЕ СЕРБСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ памятник серб. книжного искусства и русско-серб. культурных связей ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Евангелию.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Сербская» найдены статьи: БЕЛГРАДСКАЯ (СЕРБСКАЯ) МИТРОПОЛИЯ Сербской Православной Церкви ВАТИКАНСКОЕ СЕРБСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ памятник серб. книжного искусства и русско-серб. культурных связей ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ см. ст. Сербская Православная Церковь МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Сербская.html

Ваша мысль имеет крамолу, предполагая не смирение грешного человека, а постановление Бога на службу человеку. Вот Христос не за что пронёс на Себе мучения и Крест, а мы Ему теперь:  “Ты это, Господи! Давай Сам подумай, как меня спасти от смерти. У меня, это, ноги и спина тут болят. И не слышно в храме ничего. У Тебя нет попроще вариантика? Я футобол хочу сегодня вечерком посмотреть” Я соглашусь, что слова и содержание не всегда понятны. Так Бог дал голову, чтоб взять книжку и прочитать, и изучить столь прекрасные покаянные стихи, которые слышим. Когда человек будет мучаться от издевательств дьявола, имеено теплые воспоминания от участия в богослужениях будут облегчать душеньку. Максим, Святые Тайны — это Тело и Кровь Христовы. Вы предлагаете (страшно и сказать) торговать Божеством. Теперь насчёт всего остального: так ведь такие «ультра-лайт» версии уже есть — католицизм после Второго Ватиканского собора, бесчисленные протестантские течения, которые вообще модернизируются хронически… И каков результат? Отход людей от веры, точнее, от вот этих самых предлагаемых им «ультра-лайтов». В Вене, которая как бы один из центров католицизма, католики недавно передали один из своих храмов православным сербам (и видя экономическое положение Сербской Православной Церкви, я как-то сомневаюсь, что речь идёт о продаже за баснословные деньги). О протестантских церквях вообще молчу — многие из них фактически переоборудованы теперь в концертные залы. А ведь Лютер и прочие основатели протестантизма — равно как и деятели Второго Ватиканского собора — руководствовались точно такими же мыслями, что и Вы: сделать веру более доступной. Знал бы Лютер о венчаниях гомосексуалистов и прочих «радостях» современных протестантов — сильно подумал бы, в какую именно сторону ему надо было идти от католичества… (Впрочем, если уж небезызвестный богач из притчи знал о нравственном состоянии своих братьев, весьма вероятно, Лютеру о деятельности современных лютеран тоже известно, и тогда его можно только пожалеть… Но это ладно, уже уход от темы).

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-uprost...

Дрогнула рука и у нынешнего понтифика. Причина проста – Ватикан хочет подписать Конкордат с Израилем, о чем проинформировал власти этой страны еще в марте 1999 года. Речь идет, прежде всего, о праве собственности на шесть католических храмов и гарантии налоговых привилегий для них на территории Израиля. Государство Израиль и еврейские организации по всему миру активно протестуют против канонизации Пия XII, считая его ответственным за Холокост, уничтожение около полумиллиона православных сербов и цыган в Хорватии, Боснии и Сербской Краине преступным режимом усташей в 1941-45 годах. Только в созданном на территории Хорватии концлагере Ясеновац было уничтожено около 700 тысяч человек – сербов и евреев, из них около 20 тысяч детей. Именно туда ведут следы знаменитого «золота усташей», грабивших свои жертвы перед их уничтожением. Это золото хранилось в Ватиканском банке и было использовано, в частности, для организации так называемой «крысиной дороги» – канала переброски нацистских преступников в Южную Америку. Благодаря заступничеству и нелегальной помощи Ватикана даже Анте Павелич не понес справедливого наказания, сбежав в Аргентину «крысиной дорогой», а затем, воспользовавшись «гостеприимством» испанского диктатора Франко, мирно прожил в Испании до 1959 года, где и скончался в возрасте 70 лет. Духовный наставник Павелича, архиепископ Загребский Алоизий Степинач, который не избежал суда и после войны был осужден к 16 годам лишения свободы за военные преступления, после освобождения из тюрьмы в 1952 году был произведен Пием XII в кардиналы. По свидетельствам очевидцев, «золото усташей» было вывезено на десяти грузовиках в Рим, где первоначально хранилось во францисканском монастыре Святого Иеронима в Риме, и где прятались хорватские нацисты, включая их »поглавника» Павелича. Этой операцией руководили католические священники Крунослав Драганович и казначей ордена св. Франциска отец Доминик Мандич. В 1998 году госдепартамент США опубликовал доклад о швейцарских и ватиканском банке, скрывающих награбленные нацистами деньги их жертв.

http://pravoslavie.ru/38150.html

В настоящее время группа американских адвокатов – Джонатан Леви, Томас Истон и др. по своей собственной инициативе подали иск против ватиканского и целого ряда других банков (швейцарских, австрийских, аргентинских, испанских, итальянских, португальских, германских и американских) по поводу усташского преступления геноцида, совершенного над «700 000 православных сербов, евреев и цыган». Речь идет о сотнях миллионов долларов, которые необходимо вернуть жертвам геноцида или их семьям. Другая группа американских адвокатов, известная американская фирма «Zimmerman Reed» из Миннеаполиса в США интенсивно работает над сбором соответствующей документации, причем свою деятельность эта известная фирма предприняла во имя сербских жертв геноцида . Подводя некоторый итог, можно сказать, что участие Ватикана в этно-религиозном конфликте на территории бывшей Югославии проявилось в односторонней поддержке словенского и хорватского сепаратизма, в развертывании антисербской кампании в СМИ, в поддержке проводимых западными странами антисербских акций на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии. Св. Престол нарушил как статьи Латеранских соглашений, обязывающих его оставаться нейтральным и ограничивать свою деятельность исключительно религиозной сферой, так и резолюции Второго ватиканского собора, определяющие характер миссионерской деятельности духовенства как сугубо религиозный (не политический) по своей природе. Единый «Югославянский союз орлов» с центрами в Загребе и Любляне был основан на Первом конгрессе католических молодежных обществ в Загребе (1922), он располагал 250 филиалами и насчитывал 5970 членов и 13027 кандидатов. В 1923 г. «Югославянский союз орлов» разделился на две организации: люблянский центр оставил за собой название, его руководство считало, что орловские организации являются светскими, а не церковными и в своей деятельности не должны напрямую зависеть от церкви. Противоположную позицию отстаивали лидеры загребского центра, в 1923 г. принявшего название «Хорватский союз орлов», в первую очередь, Иван Мерц, полагавшие, что «орловство» – не светское, а религиозно-культурное течение, базирующееся исключительно на догматах Римско-католической Церкви и подчиняющееся церковным иерархам во всем, в том числе и в вопросе формирования национальной идеологии и политики. Рост «орловских» организаций послужил поводом для Иво Протупилаца, председателя «Хорватского союза орлов», выдвинуть претензии на превращение своей организации в главный мобилизационный центр католической молодежи.

http://pravoslavie.ru/5638.html

10-11 сентября 1994 г. Папа прибыл с визитом в Хорватию, в ходе которого он призывал к «культуре мира» и отказу от узконационалистических взглядов. С одной стороны, ватиканская дипломатия приложила немало усилий к поиску решений по урегулированию конфликта в Боснии и Герцеговине, с другой стороны - Папа поддержал бомбардировку силами НАТО сербских позиций, в ходе которых в основном пострадали гражданские лица. В июле 1995 г. правительство Республики Сербской Боснии и Герцеговины приняло предложение Св. Престола провести консультации с представителями ватиканского Института политических и экономических исследований по сотрудничеству и развитию. В составе сербской делегации находились два члена правительства – Мирослав Тохоль и Драган Калинич и два эксперта – академик Милорад Экмечич и Жика Ракич. Однако диалога не получилось. Во время пребывания сербской делегации Ватикан в своих средствах массовой информации продолжал развертывание кампании по осуждению сербских действий в Сребренице и Жепе. Одновременно хорватские операции «Блеск» и «Буря» именовались «возвращением территорий». 19 октября 1995 г. Папа окончательно определил свою позицию, поддержав принцип гуманитарной интервенции. Позднее в отношении косовского конфликта Св. Престол применил уже отработанную тактику. Загребский архиепископ Кухарич, люблянский архиепископ Шустер, католическая пресса, как в самой Югославии, так и в Ватикане выразили одобрение сецессионистским силам. В апреле 1994 г. Папа посетил Албанию и поддержал требования албанских сепаратистов в Косово. Понтифик одним из первых мировых лидеров в 1998 г. потребовал проведения энергичных акций против Сербии. 30 марта 1999 г. он созвал совещание послов стран НАТО и стран-участниц Совета Безопасности ООН, аккредитованных при Св. Престоле с целью приостановки военных действий против Сербии… на период пасхальных праздников. Одним из направлений папской политики на рубеже XX-XXI вв. стало провозглашение святыми ряда хорватских религиозно-политических деятелей. Второе посещение Загреба Иоанном Павлом II 2-4 октября 1998 г. было связано с беатификацией загребского архиепископа Алоиза Степинца, в результате чего произошло резкое обострение отношений между католической и православной церквами. Представители последней указывали на факты насильственного обращения 255000 православных сербов в католицизм, на акты геноцида по отношению к сербскому, еврейскому и цыганскому народам во время Второй мировой войны. Однако, несмотря на указанные вопиющие факты участия римско-католического клира в преступлениях хорватских усташей, после краха НГХ Пий XII назначил архиепископа Степинца кардиналом и членом Курии. В 1960 г. Степинац был похоронен в самом святом месте на хорватской земле – Загребском Кафедральном соборе, что, по сути, стало реабилитацией его  политики. Акты насильственного окатоличивания сербов Св. Престол так и не аннулировал.

http://pravoslavie.ru/5638.html

Свою статью «Смена паствы» он закончил также, используя этот яркий образ, предложенный В.Семенко: «Церковная бюрократия на верном пути к осуществлению своей цели смены паствы. Ибо что общего у света и тьмы?». Журналистка влиятельного сербского еженедельника «Печат» Наташа Йованович пишет: «Когда в моей жизни появилась первая изгнанная мантия из Косова, без богословских и эсхатологических объяснений знала – не ставила никаких вопросов, но знала – стезя, по которой эта мантия идёт – это путь правды…О чем подумалось, когда услышала о том, что принято решение, по которому один человек исключается из СПЦ? Было бы честью разделить его участь. Во имя той самой Истины, тех изгнанных мантий, того сданного Косова! С глубоким сожалением, что не было возможности предстать по всем пунктам обвинения, особенно по тому, которое было вменено христианскому милосердию Милоя Стевановича, предоставившего своё имение артемиевым монахам». И в заключение приведу цитату из эмоционального обращения известного сербского писателя Момира Лазича: «Милое Стеванович это «тот самый человек, который за свои дела благотворительности и милосердия получил благодарственную грамоту от патриарха Павла, церковные награды от (покойного – П.Т. ) епископа жичского Стефана, а также нынешнего епископа Хризостома. Выделил своё имение беженцам из Хорватии и учинил столько добра, что об этом одному только Богу известно…А вы, которые творите с ним такое, слышны ли вам стоны и вопли ясеновацких мучеников, чья кровь закипает глубоко под землёй!? Боже Благий, спаси и сохрани души, отравленные ватиканским " пламенем любви " . Сербия честная, будь с Милоем!» Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/04/se...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010