Конечно, оппозиция отдельных лиц, целых соборов и стран не развенчала папства и не сдвинула папской системы с её средневековых основ. Умы, в течение нескольких столетий подавляемые папством, оказались неспособными отречься от него. Наряду с противниками папского абсолютизма везде и всегда находились ревностные его приверженцы в роде Торквемады, Антония Розелла, Александра Елпидиуса. И в то время как противники были разделяемы национальным соперничеством, вследствие чего и великие реформационные соборы в действительности оказались бессильными для нанесения папству смертельного удара, защитники легко могли сплотиться около папского трона. Уже контр-базельский собор, собор ферраро-флорентийский, поддержанный искавшими политической помощи у Запада греками и перебежчиками из Базеля, сильно поднимает пошатнувшийся папский авторитет, употребляя относительно папской власти такие выражения, которые папистам не трудно было истолковать в смысле признания папского абсолютизма. В декрете флорентийского собора, между прочим, объявлялось – «определяем, что апостольский престол и римский первосвященник обладают приматством над целым миром, что римский первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя апостолов, что он есть истинный викарий Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан что он получил от Господа нашего Иисуса Христа в лице блаженного Петра полную власть пасти, господствовать и управлять вселенскою церковью» 1721 ... Далее, пятый латеранский собор 1722 , на котором, правда, присутствовало всего около 50 епископов и притом итальянских, но который тем не менее был объявлен папами вселенским, в качестве догмата провозглашает такое положение: «папа имеет полный авторитет и неограниченную власть над соборами, он может по своему изволению созывать их, закрывать и распускать» 1723 . Вместе с тем путём выгодных конкордатов с Германией и Францией папам удастся ограничить (в 1448 г.) решения майнцкого рейхстага 1724 и устранить (в 1517 г.) буржскую прагматическую санкцию 1725 . На тридентском же соборе епископат разных стран католичества, устрашённый реформацией, по-видимому совсем забывает идеи XV века. Собор передаёт свои декреты на папское утверждение 1726 и решительно признаёт папское верховенство, объявляя, что «summus pontifex simpliciter et absolute est supra ecclesiam universam et supra consilium generale» 1727 . Затем в XIX столетии папство снова пролагает путь для могучего влияния на католический мир, утраченного во многих государствах в XVII, XVIII и начале XIX вв.; после первой французской революции приводит в послушание себе романские, а после революции 1848 года – германские народности 1728 . Во второй половине этого столетия ему удаётся даже сделать окончательное завершение к своей системе. На Ватиканском соборе (1870 г.) папа провозглашается непогрешимым).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Председательство на соборных заседаниях принадлежит папе – лично ли или в лице его уполномоченных. Но отношение папы к деятельности вселенских соборов далеко не ограничивается простым председательством. Для действительности соборных постановлений необходимо утверждение их папой. От папы зависит признание или непризнание того или другого собора в значении вселенского. И вселенские соборы, в сущности, являются простыми, орудием в руках папы, признанного на ватиканском соборе непогрешимым 1764 . Что касается легатов, то в настоящее время они посылаются папой главным образом для наблюдения над отдельными церквами и, согласно постановлениям тридентского собора, который ограничил право легатов в пользу относительной автономности архиепископов и епископов 1765 , обыкновенно не вмешиваются в их управление. Но в некоторых случаях и теперь возможно властное вторжение легатов в дела частных церквей. Эго бывает в случаях ревизии над местными епископами (episcopo prius requisito eoque neglegente) 1766 . Современные легаты, как носители известных папских полномочий, – legati dati 1767 . Они разделяются на легатов a latere, которыми бывают лишь кардиналы, нунциев, которыми бывают архиепископы и епископы, и интернунциев, которыми могут быть и не епископы. Легаты a latere и нунции имеют ранг дипломатических представителей первого класса, a интернунции – второго 1768 . Заключение Бросая общий взгляд на весь пройдённый путь, мы видим, что в церкви Христовой – вселенской и поместных – всегда признавался и действовал по вопросу о высшей власти соборный принцип. Ни императорскую власть, ни пап, ни какое другое отдельное лице считала вселенская Церковь носителями высших церковных полномочий, но весь епископат. Равным образом ни митрополиты, ни экзархи, ни патриархи управляли поместными православными церквами, а опять-таки соборы и синоды их епископата. Даже Запад, со второй половины века не захотевший быть в церковном единении с Востоком и объявивший войну соборному принципу, не мог окончательно освободиться от этого принципа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

До перевода всего текста книги, представленного в Рум. 198, на славянский язык переводились фрагменты текста Лествицы, входящие в состав греческих учительных сборников (вместе с этими сборниками). Так, например, в Изборнике Святослава 1073 г. имеется 5 выписок из памятника, текст которых представляет собой иной перевод, нежели в древнейшей Лествице. Как доказано в многочисленных исследованиях сборника Симеона — Святослава, он является точным переводом аналогичного греческого сборника, известного во многих списках, самыми ранними из которых (X в.) являются сборник из Коаленовой библиотеки (Париж, 120) и Ватиканский сборник (Cod. Vat. gr. 423). Многочисленные выписки из Лествицы входят в состав Пандектов Никона Черногорца. Ещё одна ранняя разновидность текста Лествицы (Слова 5,«О покаянии») сохранилась в болгарском аскетическом сборнике XII–XIII вв. славянского собрания рукописей Синайского монастыря святой Екатерины, 34. Эта же версия представлена и в Минейно-триодном торжественнике середины XIV в. из собрания Национального исторического музея Софии, 24. Сборник аскетических выписок новонайденной коллекции рукописей Синайского монастыря (XIII в.), 18, сохранил отрывки из Слова 11 («О многословии и молчании»). Текст этих фрагментов не похож ни на один из известных нам славянских текстов Слова 11. Житие Лествичника было переведено для мартовской Минеи (под 30 марта); этот перевод дошёл в составе одного из древнейших памятников старославянского языка — Супрасльской рукописи. Цитаты из памятника, включённые в состав Киево-Печерского Патерика (XIII в.)6, также не повторяют текст первого славянского перевода Лествицы, а, напротив, резко отличаются от него, являясь свободным переложением текста памятника; при этом Лествичнику приписаны слова апостола Павла из Первого послания к Тимофею (Корень всему злу сребролюбие), что свидетельствует о большом авторитете автора Лествицы в среде киевского монашества. К концу XIV в. в славянской книжной среде Лествица была известна в четырёх переводах: преславском, тырновском, сербском и афонском (по нашей терминологии). Эта картина бытования Лествицы на славянской почве в XII–XIV вв. была представлена в монографии «Славянская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского» [Попова 2010]. В рецензии на названную книгу В. Федер высказал своё мнение о том, что преславский, тырновский и сербский переводы представляют собой версию а, а афонский перевод — версию b глаголического протоперевода, выполненного в IX в., см.: [Veder 2012].

http://bogoslov.ru/event/6166954

причины уступок железного канцлера в культурной борьбе с папизмом. Но там, где этого усложнения нет, напр. в настоящее время во Франции, там церковь терпит крайние стеснения и тяжкие оскорбления, от которых не спасают ее и громы ватиканских проклятий. Говоря таким образом о единстве латинской церкви, мы не закрываем своих взоров от того ненормально-разрозненного положения поместных церквей Востока, в котором они пребывают в настоящее время. Хотя они сохраняли и продолжают сохранять между собою спасительное единство духовно-благодатное и постоянно пребывали и пребывают в духовном общении, но тем не менее им недостает внешних связей и сосредоточенности действий, и потому они обуреваются неблагоприятными влияниями разных политических течений. Кто из православных христиан, понимающих дела Востока, не скорбит об разрозненности церквей и их бессилии против иноверных пропаганд? Каждая из поместных церквей Востока окружена опасностями и терпит какие либо скорби и беды. Так Румынская православная церковь находится под постоянным внешним давлением, которое влечет ее к измене православию и к принятию унии с Римом. Православные церкви в Австрии так ревниво охраняются от сношения с русской церковью, что запрещается им даже принимать русские сочинения богословского содержания, а русским священникам входит с ними в церковное общени 67 . Глава Сербской церкви, митрополит Михаил, лишен престола и изгнан из отечества, помимо всех церковных правил. Предстоятелю православной церкви в Боснии не позволили защищать православие и ограждать свою паству от непрошенных латинских миссионеров, и он должен быть оставить свою кафедру. Патриархатство Константинопольское раздирается расколом по влиянию на церковные дела политических страстей. Патриархатства Иерусалимское и Антиохийское расхищаются иноверными проповедниками и нет от них ни откуда защиты. По истине, положение печальное! Поэтому весьма желательно чтобы между церквами было гораздо больше взаимного общения, единства в борьбе с врагами православия и взаимной поддержки. Но что для этого нужно? Прежде всего, без сомнения, нужен высокий подъем веры, свободный от всякой примеси политических страстей и расчетов: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: преиди отсюду тамо, и прейде: и ничтоже невозможно будет вам ( Мф. 17, 20 ). Когда будет это источное начало церковной жизни, тогда и остальное приложится, т.е. можно будет создать какое-либо формальное или дисциплинарное единство, разумеется, не папистическое, но такое, которое будет соответствовать началам православия. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Таким образом Кукулевич является первым, открывшим настоящий смысл этой интересной иконы и её славянское происхождение. После него другой ученый славянин Рацкий, во время своего пребывания в Риме, тщательно занимается той же иконой, останавливаясь главным образом на определении её эпохи. Его мнение в этом отношении не сходится с предположением Кукулевича. Он считает ее более позднейшего периода, судя по языку и орфографии славянской надписи. „ СТЫ по отношению к СТЫИ, ПЕТРЪ и ПАВЬЛЬ по отношению к и наводят нас на эпоху гораздо более позднейшую; употребление Ь, вместо говорят о племени, к которому принадлежал художник. Известно, что рукописи, где вместо древнеславянских и употребляется лишь одно Ь, „приписываются народности Сербской“. „Ввиду такой приметы происхождение Ватиканской иконы надо приписать южно-славянским землям и именно судя по их сербскому характеру. Если это так, то она не должна быть древнее XI или XIV вв., что подтверждается самим рисунком; но по этому поводу я обращаюсь к эк- —369— спертам искусства; на иконе без сомнения отражается влияние западного искусства, которое как это уже признано, влияло на все древне-сербские произведения искусства. Что же касается пути, каким проникла икона в Рим, то вспомним каковы были сношения Сербии с Римом, начиная со Стефана Неменка и его сына св. Саввы. Характер письма исключает всякое другое происхождение“ 2935 . Таким образом Рацкий положительно отрицает современное святым Кириллу и Мефодию происхождение иконы, опираясь на филологические особенности славянской надписи и признавая за нею сербское происхождение. Но третий исследователь иконы кардинал Бартолини 2936 разделяет мнение Кукулевича и вот по каким причинам. Он осматривал икону в присутствии нескольких каноников славян при церкви св. Иеронима, Ватиканского архитектора Фонтона, эксперта живописи Лаиса и нескольких каноников св. Петра. По тщательному осмотру её, была признана её глубокая древность; её стиль –византийским и похожим на древние мозаичные произведения римских базилик; нарисована она темперой на золотом фоне, но рисунок много пострадал от позднейших плохих реставраций масляною краской, затемнившей очень изображения апостолов Петра и Павла. Много повредили живописи золотые короны, наложенные впоследствии на головы апостолов и И. Хр. (при чем на голове св. Петра Тиара) отчего прикрепляя их пришлось пробить гвоздями дерево иконы. Корона И. Хр. покрывает часть надписи ХС. (этой надписи теперь почти совсем не видно. Мне по крайней мере не удалось рассмотреть ее).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. 13-19; День Хиросимы//Там же. С. 46-48; К посещению РПЦ Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием VI//Там же. 9. С. 9-24; Ист. справка об Антиохийской Церкви//Там же. С. 75-77; К взаимоотношениям Русской и Эфиопской Церквей//Там же. 10. С. 14-26; Знаменательный юбилей: (К полувековому служению архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра в архиерейском сане)//Там же. 11. С. 13-16; Рижский кафедральный собор//Там же. С. 41-45; И перекуют мечи свои на орала...//Там же. 1960. 1. С. 49-50; Александро-Невский собор в Таллине//Там же. 3. С. 28-32; Пасха и мир//Там же. 4. С. 47-50; Апостол Японии архиеп. Николай (Касаткин)//Там же. 7. С. 43-58; «Гласник» 5 (журнал Сербской Правосл. Церкви)//Там же. С. 77-78; Правосл. Церковь в Японии: (Сотрудники архиеп. Николая)//Там же. 8. С. 58-68; Празднование Успения Божией Матери в обители Преподобного Сергия//Там же. 9. С. 6-7; От Эванстона к Нью-Дели: (Важный этап на пути к единству христиан)//Там же. 1961. 9. С. 49-56; Патр. Сербский Герман на торжествах в ТСЛ//Там же. 11. С. 34-38; РПЦ в 1961 г.//Там же. 1962. 1. С. 27-42; РПЦ и экуменическое движение//Там же. 5. С. 29-34; «Экумена», «Кафоличность» и совр. экуменизм//Там же. 7. С. 68-71; О II Ватиканском Соборе//Там же. 1963. 1. С. 72-76; Третий съезд духовенства и мирян Патриаршего Экзархата РПЦ в Америке//Там же. 4. С. 12-15; II Ватиканский Собор и совр. человечество//Там же. 5. С. 74-80; Визит протестантов Франции//Там же. 10. С. 37-40; К открытию 2-й сессии II Ватиканского Собора//Там же. 11. С. 46-53; РПЦ в 1963 г.//Там же. 1964. 2. С. 22-40 (совм. с прот. М. Стаднюком и др.); 2-я сессия Ватиканского Собора//Там же. С. 66-74; Сессия Исполнительного Комитета ВСЦ//Там же. 5. С. 36-42; 6. С. 47-54; После 3-й сессии II Ватиканского Собора//Там же. 1965. 1. С. 67-79; Святейший Патр. Тихон: (1865-1965)//Там же. 4. С. 16-24; Еще о II Ватиканском Соборе//Там же. 7. С. 68-73; К 65-летию д-ра В. А. Виссерт-Хуфта//Там же. 10. С. 46-50; Джон Мотт//Там же. 11. С. 53-60; После Ватиканского Собора//Там же.

http://pravenc.ru/text/1319870.html

22.12.2020 18:07 Благовест-инфо В доме престарелых в США от ковида скончались восемь пожилых монахинь 22.12.2020 13:01 Папа Франциск – сотрудникам Ватикана: никто не должен лишиться работы 22.12.2020 12:19 Ватиканская Конгрегация вероучения высказалась по поводу вакцины от COVID-19 22.12.2020 11:02 Кадий Карачаево-Черкесии умер от последствий коронавируса 22.12.2020 10:37 Кардинал Конрад Краевский госпитализирован в Риме с COVID-19 21.12.2020 19:13 Латвия: на Рождество в церквях ограничат количество верующих 21.12.2020 11:35 COVID-19 и ограничения для Церкви: католические епископы просят учесть их мнение 18.12.2020 15:16 Рождество «на колесах»: католические священники решили проявить креативность 18.12.2020 14:44 Мэр Вашингтона смягчила ограничения для церковных служб в Рождество после судебного иска 18.12.2020 13:08 ВОЗ рекомендовала европейцам из-за коронавируса оставаться на Рождество дома 17.12.2020 15:57 Ульяновский митрополит Лонгин госпитализирован с коронавирусом 17.12.2020 15:36 Премьер-министр Великобритании пообещал не «запрещать Рождество» из-за коронавируса 17.12.2020 13:12 В кафедральном соборе Калининграда прошел благотворительный концерт в поддержку медиков и волонтеров 17.12.2020 12:26 " НГ - Религии " РПЦ спасает Рождество от чиновников 15.12.2020 16:57 В Литве приостановят публичные службы в храмах 15.12.2020 14:18 Старообрядцы одобряют противовирусные меры, заявил митрополит Корнилий 15.12.2020 11:44 Настоятель храма в Челябинске умер от последствий COVID-19 11.12.2020 16:43 Благовест-инфо Литва: COVID-19 заболели монахи-францисканцы и сотрудники храма 11.12.2020 15:36 Ватикан: патентная система должна гарантировать вакцину для всех 11.12.2020 14:07 Благовест-инфо Местоблюститель Сербского патриаршего престола выписан из больницы 11.12.2020 11:56 От осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался наместник Свенского Успенского мужского монастыря 10.12.2020 14:32 Власти Петербурга не видят смысла в проведении рейдов по храмам 10.12.2020 14:13

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ил. 20. Св. Савва, архиепископ Сербский. Роспись церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово 1307–1313 гг. Ил. 21. Спас Великий Архиерей, Василий Великий и Иоанн Златоуст . Катапетасма 1399 г. Афон, монастырь Хиландар. Об исторических реалиях в богослужебной одежде этого периода свидетельствует катапетасма, вложенная в монастырь Хиландар в 1399 г. монахиней Евфимией (ил. 21). У представленного в центре ее Христа Великого Архиерея саккос с короткими широкими рукавами, стихарь с источниками вдоль боковых срезов, поручи, доходящие до локтя, епитрахиль, представляющая собой ленту, левая и правая части которой как у Спасителя, так и двух стоящих по сторонам от Него святителей не соединены между собой. Святители облачены в полиставрии, епитрахили и омофор, на правом боку – палица. Предметов облачения поздневизантийского периода сохранилось немного, но и по ним можно судить, что декорирование лицевым шитьем в Византии не допускало случайностей. Как и в монументальной храмовой декорации, были тщательно продуманы иконографические программы 49 , осмыслена символика предмета облачения. Подчеркивался не столько исторический, сколько догматический смысл вышитых изображений. Представление о форме и иконографической программе древних саккосов дают сохранившиеся от XIV–XV вв. византийский саккос из собрания Ватиканского музея 50 с вышитыми композициями «Призвание праведных» и «Преображение» и так называемые Большой и Малый саккосы митрополита Фотия из собрания Музеев Московского Кремля 51 с изображениями ветхозаветных сюжетов, православных праздников, избранных святых и текстом Символа веры . Все саккосы с широким станом, короткими рукавами и узким оплечьем 52 . От поздневизантийского периода сохранились омофоры и епитрахили с лицевым золотным шитьем. На епитрахили вышитые Деисусные (реже праздничные) композиции строились по вертикали в виде клейм, покрывающих всю ее поверхность. От XIV в. дошли и омофоры со сплошной зашивкой фона. Но уже в то время сложилась традиция вышивать сюжетные композиции на омофорах в крестах и медальонах. Архиерейские поручи и палица в это же время также украшались лицевым шитьем. Вышитые изображения отражали символическое значение предмета или молитвы при его надевании. Для палицы была характерна иконография Сошествие во ад, для поручей – Евхаристия и Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Первые месяцы архипастыря Патриарха Порфирия показывают, что надежды на то, что он положительно отреагирует на заявленные соблазны, во многом оправдались. Собрание, запланированное в Патриархате на 23 мая этого года, должно показать единство сербских архиепископов, особенно в вопросе избрания нового митрополита Черногории и Приморья. Единство иерархов Сербской Православной Церкви является гарантом независимости Сербской Православной Церкви по отношению к государственной власти, и такая независимость необходима в вопросах, в которых Сербская Православная Церковь выступает в качестве хранителя и защитника христианской морали, духовного наследия и национальной самобытности. — В завершении задам вопрос о вашем отношении к идеям панславизма. Кажется, что мысль о единстве или хотя бы братском и дружественном сосуществовании славянских государств потерпела крах. Есть ли шанс на реабилитацию панславизма? И если да – топри каких условиях, и что может стать новым центром если не объединения, то, хотя бы, базой для добрых отношений? — Панславянская идеология — исторический феномен, созданный под влиянием либерального национализма и в ответ на пангерманизм Франкфуртского парламента 1848-1849 годов. Манипуляция Габсбургами и римской курией идеологами русофобского австрославизма, который ответственен за дерусификацию Галиции, и особенно негативный сербский опыт обеих Югославий, показывает оправданность негативного отношения Константина Леонтьева к панславизму как таковому. С православной точки зрения панславизм католиков и православных — это не что иное, как путь к ослаблению веры, переданной нам отцами, и создание унии. Даже если иметь в виду какую-то хорошую сторону панславизма, его возрождение сегодня невозможно, потому что это идеологический феномен XIX века. В то же время было бы опасно впадать в другую крайность и сегодня отрицать сходство и общие интересы, существующие у восточных, южных и западных славян, независимо от их религии. Установление таких связей стало бы ответом на возрождение в Америке венско-ватиканского проекта русофобского консервативного псевдохристианского Средиземья как тренировочной площадки для дестабилизации и изоляции России и поляризации Европы. Противодействие такому проекту делает идею нового славянского сотрудничества чрезвычайно важной. Чтобы такая идея не превратилась в опасную или дорогостоящую утопию, ее исполнители должны осознавать тот факт, что они работают в сфере, веками отравляемой невероятным количеством ненависти и негативными пропагандистскими стереотипами.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/opasno...

Можайск. 1996. Вып. 3, ч.1. С. 157–170. 735 Felrny К. Ch. Verdrangung der eschatologischen Dimension der byzantinischen got- tlichen Liturgie tlnd ilire Folgen//Литургия, архитектура и искусство византийского мира./Под ред. К. К. Акентьева. СПб.. 1995. Т.1. С. 48. 739 R. The Byzantine Rite. A Short History. Collegcville. 1992. P. 78–84; Idem. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 1988. T. 42. P. 179 –194. 742 Бетин Л. В. Исторические основы древнерусской) высокого иконостаса//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV XV вв. М.. 1970. С. 57–72. 744 Горский А. В. Св. Киприан. митрополит Киевский и веся Руси//Прибавления к творениям святых отцов. М., 1845. Ч. 6. С. 295–369; Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К истории руеско-болгарских литературных связей XIV--XV вв.)/У ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 104–106. 746 Вадковский А. В. О поучениях митрополита Фотия. митрополита Киевского и всея Руси//ПС. 1875. Март. С. 312–313. 747 Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула. 1879. С. 62. 752 Арсений, еп. Филофея патриарха константинопольского три речи к епископу Игнатию с изъяснением изречения «Премудрость еозда себе дом...». Новгород. 1898. С. 64. 753 В гл. 43 Григорий Синаит описывает Царствие Небесное, которое ему представляется «подобно скинии, сооруженной Богом как моисеева, в двух завесах имеющей образ будущего века. В первую скинию войдут все священники благодати, во вторую же как умственную войдут только те, которые здесь во мраке богословия, как священники, в совершенстве троично служили, имея Иисуса священноначалышком в Троице и первосвященником в этой сооруженной скинии, и светозарнее освящались его сиянием». См.: Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1890. Вып. 2. С. 234. 759 Радо/чиЬ С. Фреске Маркова монастыря и житие св. Василия Нового//Зборник ра- дова Сербской академии наук. Нови Сад. 1956. Кн. 49. С. 215–225. 760 Мирковий Л. Дали се фреске Маркова монастыря могу тумачити житием св. Василия Нового И Старинар. Београд, 1961. Т. 12. 765 Мавродинова Л. Общие иконографические особенности в средневековой мону-ментальной живописи Грузии и Болгарии//II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси. 1977. С. 9 К). 766 Евсеева Л. М. Две символические композиции в росписи XIV в. монастыря Зарзма//ВВ. 1982. Т. 43. С. 134 146. 768 Pilz Е. Trois sakkoi byzantins. Aiialise ieonographique. Uppsala, 1976. Здесь же под-тверждено мнение П. Джонсон о первом упоминании данного саккоса в ватиканском каталоге 1489 г. 771 Демина H. А. О связях Андрея Рублева и мастеров его круга с искусством и культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси//Андрей Рублев и его эпоха/Под ред. М. В. Алпатова. М., 1971. С. 134–136; Матвеева А. Б. Фрески Андрея Рублева и стенопись XII века во Владимире . "/Там же. С. 150–162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010