—150— киевской руси и говорить об открытии епископии в Киеве. Но о христианстве в Киеве при Аскольде и Дире не сохранилось никаких следов; летописец молчит о нем; невероятно, чтобы такой факт, как основание епископии, мог остаться ему неизвестным и неотмеченным 2704 . С другой стороны, из договора Олега с греками (911 г.), где понятие грек и христианин отожествляются и противопоставляются язычнику-руссу, можно видеть, что киевская русь еще при Олеге была языческой. В силу указанных соображений, необходимо искать крещенных при Фотии руссов не в Киеве, а где-либо еще. Показания некоторых восточных арабских писателей и другие второстепенные соображения (название Черного моря „русским“ и т.д.) позволяли думать, что руссы, между прочим, жили по северным берегам Черного моря, может быть, на Таманском побережье. Если крещенная при Фотии Русь не жила в Киеве, то ее остается искать на Черном море и отожествлять с Русью черноморской. Это и сделал между прочим, Е.Е. Голубинский 2705 . По его мнению, епархия, открытая при Фотии для руссов, не может находиться где-либо еще, кроме Тмутаракани (Матархе, τ Ματρχα). Такое решение вопроса представлялось бы наиболее удовлетворительным, если бы не оставалось места для сомнения в самом существовании черноморской Руси. Однако, эти сомнения выдвигаются. Фр. Вестберг, подвергнув тщательному анализу сказания восточных писателей о руссах, пришел к решительному выводу, что в этих сказаниях речь идет не о руссах черноморских, и что последних ни в X веке до 965 г., т.е. года похода Святослава на хазар, ни тем более в IX веке вовсе не существовало 2706 . С другой —151— стороны, если в греческой колонии τ Ματρχα (Ματρχα) видеть Тмутаракань 2707 , то нужно иметь в виду, что греческая епархия в Матархе существовала гораздо раньше Фотия и отмечалась в Nititiae episcopatuum еще в конце VIII века 2708 . В таком случае, приходилось бы отказываться от решения Е.Е. Голубинского и искать какого-либо иного. В.Г. Васильевский не видел другого выхода, как отожествить руссов IX в., нападавших на Амастриду и Сурож и, можно добавить, на К-поль, с тавро-скифами, а этих последних с готами, готаланами и валанготами 2709 . По нему, и русские письмена, найденные Константином Философом в Крыму, были ничем иным, как переводом Ульфилы евангелия и псалтири на готский язык 2710 . Но где поместить этих готов-руссов, Васильевский и сам затруднялся 2711 . Возможны три географических пункта: таврический, приднепровский и тмутараканский. Против первого сам Васильевский предусматривал возражение в том, что таврические готы были давно христиане, и выдвигал поэтому предположение, что, кроме крещенных готов, севернее их, в горном Крыму, могли жить и готы язычники. Не настаивая однако с решительностью на этом, он не видел препятствий привлекать к делу и русь тмутараканскую, и русь приднепровскую 2712 , разумея под

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лукашевич Клавдия Владимировна Содержание Вступление Лет тридцать тому назад, на окраинах Петербурга люди жили гораздо проще, скромнее и даже веселее, чем теперь. На Васильевском острове, в 15-ой линии, за Малым проспектом были выстроены только небольшие деревянные дома, большею частью одноэтажные, с наружными ставнями у окон. Пасхальная ночь Лет тридцать тому назад, на окраинах Петербурга люди жили гораздо проще, скромнее и даже веселее, чем теперь. На Васильевском острове, в 15-ой линии, за Малым проспектом были выстроены только небольшие деревянные дома, большею частью одноэтажные, с наружными ставнями у окон. Жили там люди небогатые: мелкие чиновники, неважные купцы, ремесленники, торговцы да фабричные, так как кругом было немало фабрик. По воскресным и праздничным дням обитатели маленьких домов высыпали на улицу: по мосткам гуляли девицы, обняв друг друга за талии; в иных местах молодежь играла в горелки, в пятнашки; босоногие ребятишки сражались в лапту, в городки, в бабки, а пожилые люди сидели у ворот на скамейках и вели долгие беседы. Всюду было просто и оживленно. Улицы в то время на Васильевском острове были не такие, как теперь: на них не было каменной мостовой, не было асфальтовых тротуаров, трава пробивалась всюду, где только ей не мешали, а посреди улиц тянулись высокие деревянные мостки. В том году, о котором я теперь вспоминаю, Пасха была очень поздняя. Стоял конец апреля, и в природе давно уже повеяло ранней весной: все оживало, все пробуждалось от зимнего сна, чаще сияло и дольше оставалось на небе солнце; из-под таявшего снега бежали быстрые ручейки; около заборов там и сям между желтой прошлогодней травой пробивалась молодая, свежая травка; деревья покрывались почками, которые быстро развертывались в маленькие, липкие, ярко-зеленые листочки; прилетевшие птицы звонко чирикали, приветствуя приход весны. Наступила пасхальная ночь. Только раз в году и бывает такая ночь: чудесная, торжественная! Никто не спит в эту святую ночь: всюду движение, сборы, и сердце самого обиженного горемычного человека невольно наполняется тихой надеждой и радостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4258...

14 линия, д. 31, кв. 38 Ксения П через А.Н. Клу- шину Маршак Владимир Яковлевич Большая Конюшенная ул., д. 8, кв. 14 прот. Смирнов Мундингер Ядвига Андреевна Царское село, Конюшенная ул., д. 28 Лично Ксения П Смирнов Алексей Петрович Петроградская сторона, Белозерская ул., д. 4, кв. 3 А.В. Карташев Записка А.В.К Васильевский остров, 6 линия, д. 37, кв. 23 Липавская Нина Савельевна Петроградская сторона, Большой прт., д. 39, кв. 3 Лично Ксения П Записка Доростеева Наталья Николаевна Николаевская ул., д. 39, кв. 20 Лично Ксения П Книжник Анна Сергеевна Удельная, Удельный пр., д. 3 А.В. Карташев и И.С. Книжник Гриневич Андрей Мирославович 7 Рождественская ул., д. 8, кв. 7 Записка А.В.К Шимановский Виктор Владиславович Невский прт., д. 92, кв. 10 Записка А.В.К Познер Соломон Владимирович Фурштадская ул., д. 9 А.В. Карташев Григорьева Наталья Владимировна Петроградская сторона, Большая Спасская ул., д. 12, кв. 24 А.В. Карташев Письмо Ганфман Екатерина Алексеевна Жуковского ул., д. 29 Д.В. Философов Записка Д.В. Ф Архангельский, подпоручик 181 Пехотного запасного полка, 11 рота Петроград, Выборгская сторона Д.В. Философов Сухов Александр Петрович Большая Пушкарская ул., д. 40, кв. 23 С.И. Гессен Письмо к А.В. Годлевский И. Вознесенский пр., д. 6, кв. 5 А.А. Мейер «Список новых членов» Римский-Корсаков Сергей Анатолиевич Фонтанка, д. 96, кв. 6 Карцова Екатерина Николаевна Литейный прт., д. 53 Дейбнер И.А., католический священник Большая Пушкарская ул., д. 48/2, кв. 5 А.В. Карташев «Список новых членов» Пинес Дмитрий Михайлович 4 Рождественская ул., д. 8, кв. 11 Берникова Нина Венедиктовна Лесной остров, Железнодорожная ул., д. 22, кв. 1 А.В. Карташев Записка Зернова Вера Димитриевна Стремянная ул., д. 16, кв. 7 А.В. Карташев Записка Сурина Нина Михайловна Васильевский остров, 11 линия, д. 14, кв. 7 А.В. Карташев Можайкин Николай Аркадьевич Перекупной пер., д. 3, кв. 5 Попова Анна Ивановна Васильевский остров, Большой прт., д. 69 Письмо к А.В. К баронесса Ропп Мария Феликсовна

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Каменноостровский прт., д. 54 Андреевская Наталья Владимировна Петроградская сторона, Большая Гребецкая ул., д. 4 Журавлева Евгения Васильевна Суворовский пр., д. 34 Письмо к А.В. К Лесной остров, Яшумов пер., д. 4 А.В. Карташев Письмо к А.В. К Храповицкая Ольга Борисовна Измайловский пр., д. 16, кв. 18 Ксения П Письмо к А.В. К Лукьянова Ксения Александровна Петроградская сторона, Гесперовский пер., д. 14, кв. 1 А.В. Карташев Письмо к А.В. К Платонова Мария Сергеевна Каменноостровский прт., д. 45, кв. 13 Муфель Борис Михайлович Инженерный замок А.В. Карташев Карточка Инженерный замок А.В. Карташев Карточка Шкапская Мария Михайловна Измайловский пр-т., д. 16, кв. 27 З.Н. Гиппиус Письмо к З.Н. Шкапский Глеб Орестович Рулле Берта Ивановна Старо-Петергофский пр., д. 17 Э.К. Кейхель Тетрадь новых членов Добровольская Зинаида Васильевна Зверинская ул., д. 22 Э.К. Кейхель Мартьянова Мария Николаевна Петроградская сторона, Большая Пушкарская ул., д. 4, кв. 4 Ксения П Герваген Людвиг Людвигович Петроградская сторона, Широкая ул., д. 27, кв. 19 А. Васильев Визитная карточка Тихая-Церетели Мария Георгиевна Карповка ул., д. 30, кв. 38 Ксения П лично знакома Записка Вукотич Анастасия Ивановна Кронверкский прт., д. 65/а, кв. 6 Ксения П лично знакома баронесса Розен Мария Степановна Васильевский остров, 11 линия, д. 46 Ксения П лично знакома Елисеев Сергей Григорьевич, приват- доц. 430–77 Петроградская сторона, Большой прт., д. 82, кв. 17 Ксения П , П.Д. Васильев Визитная карточка Д. Рейхсфельд Васильевский остров, 8 линия, д. 61, кв. 36 Возобновить Т. Шмуллер 4 Рождественская ул., д. 11, кв. 22 Возобновить Открытка к Ксении П Анна Тараховская Большая Зеленина ул., 26 б , кв. 79 Возобновить Бабич Анна Леонтьевна Шамшева ул., д. 2, кв. 13 Ксения П , Н.В. Стебницкая Записка Иоффе Тамара Борисовна Васильевский остров, 20 линия, д. 13, кв. 38 В.Э. Сеземан, проф. Зелинский 3 письма Феденко Иван Иванович Фонтанка, д. 20, кв. 10 Ксения П лично Записка Хронология заседаний религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (Петрограде)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Все решения и увлечения Алеши происходили от его чрезвычайной, слабонервной восприимчивости, от горячего сердца, от легкомыслия, доходившего иногда до бессмыслицы; от чрезвычайной способности подчиняться всякому внешнему влиянию и от совершенного отсутствия воли. Но князь как-то подозрительно выслушал его просьбу… Вообще Николай Сергеич с трудом узнавал своего прежнего «друга»: князь Петр Александрович чрезвычайно изменился. Он сделался вдруг особенно придирчив к Николаю Сергеичу; в проверке счетов по именью выказал какую-то отвратительную жадность, скупость и непонятную мнительность. Всё это ужасно огорчило добрейшего Ихменева; он долго старался не верить самому себе. В этот раз всё делалось обратно в сравнении с первым посещением Васильевского, четырнадцать лет тому назад: в этот раз князь перезнакомился со всеми соседями, разумеется из важнейших; к Николаю же Сергеичу он никогда не ездил и обращался с ним как будто с своим подчиненным. Вдруг случилось непонятное происшествие: без всякой видимой причины последовал ожесточенный разрыв между князем и Николаем Сергеичем. Подслушаны были горячие, обидные слова, сказанные с обеих сторон. С негодованием удалился Ихменев из Васильевского, но история еще этим не кончилась. По всему околодку вдруг распространилась отвратительная сплетня. Уверяли, что Николай Сергеич, разгадав характер молодого князя, имел намерение употребить все недостатки его в свою пользу; что дочь его Наташа (которой уже было тогда семнадцать лет) сумела влюбить в себя двадцатилетнего юношу; что и отец и мать этой любви покровительствовали, хотя и делали вид, что ничего не замечают; что хитрая и «безнравственная» Наташа околдовала наконец совершенно молодого человека, не видавшего в целый год, ее стараниями, почти ни одной настоящей благородной девицы, которых так много зреет в почтенных домах соседних помещиков. Уверяли, наконец, что между любовниками уже было условлено обвенчаться, в пятнадцати верстах от Васильевского, в селе Григорьеве, по-видимому тихонько от родителей Наташи, но которые, однако же, знали всё до малейшей подробности и руководили дочь гнусными своими советами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Важной по методу разработки является работа В. Г. Васильевского «Из истории Византии XII века», относящаяся к 1876 – 1877 гг. и состоящая из двух статей: «Союз двух империй» (1148 – 1155) и «Южно-итальянская война» (1156 – 1157). В этой работе мы находим указания на новые факты, имевшие отношение ко второму крестовому походу и союзу Восточной и Западной империй и вносившие ясность в сложную международную обстановку XII века. Одной из особенностей научной работы В. Г. Васильевского было стремление доводить до конца свои исследования, обязательно добиваясь при этом тех или иных выводов. Примером может служить разработанная В. Г. Васильевским тема о Симеоне Метафрасте , которая была предметом его научного интереса на протяжении ряда лет. Этой теме он посвятил следующие статьи: «О жизни и трудах Симеона Метафраста » 28 , «Хроника Логофета на славянском и греческом» 29 и «Синодальный кодекс Метафраста» 30 . Исследование о Метафрасте является одной из лучших работ В. Г. Васильевского . В своё время она получила очень лестную оценку акад. Ф. И. Успенского: «Смело можно сказать, что исследование о Симеоне Метафрасте проведено автором в высшей степени последовательно и методично, что оно открыло совершенно новые перспективы как для изучения агиографии, так и византийской историографии. В этой области... добытые им результаты останутся навсегда памятником высокого критического таланта, большого ума и громадной начитанности в источниках» 31 . В. Г. Васильевский также опубликовал весьма ценный для понимания внутренней истории византийского государства памятник, содержащий разнообразный материал, а именно: сведения по военному искусству Византии в XI в., правила поведения, домоупрямства, семейной жизни и пр. Это был своего рода «Домострой» древней Руси. Опубликование этого памятника, известного под названием «Cecaumeni Strategicon», относится к 1896 г., а его исследование В. Г. Васильевский произвёл значительна раньше, непосредственно по рукописи, в статье «Советы византийского боярина XI века», помещённой в трёх книжках «Журнала министерства народного просвещения» за 1881 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Босоногая команда - Лукашевич К.В. Босоногая команда - Лукашевич К.В. Лукашевич Клавдия Владимировна Лет тридцать тому назад, на окраинах Петербурга люди жили гораздо проще, скромнее и даже веселее, чем теперь. На Васильевском острове, в 15-ой линии, за Малым проспектом были выстроены только небольшие деревянные дома, большею частью одноэтажные, с наружными ставнями у окон. • Пасхальная ночь • У открытого окна • Серый дом с зелеными ставнями и его обитатели • Великое змеепускание • Поездка на лодке • Зимой • Окно закрыто Пасхальная ночь Лет тридцать тому назад, на окраинах Петербурга люди жили гораздо проще, скромнее и даже веселее, чем теперь. На Васильевском острове, в 15-ой линии, за Малым проспектом были выстроены только небольшие деревянные дома, большею частью одноэтажные, с наружными ставнями у окон. Жили там люди небогатые: мелкие чиновники, неважные купцы, ремесленники, торговцы да фабричные, так как кругом было немало фабрик. По воскресным и праздничным дням обитатели маленьких домов высыпали на улицу: по мосткам гуляли девицы, обняв друг друга за талии; в иных местах молодежь играла в горелки, в пятнашки; босоногие ребятишки сражались в лапту, в городки, в бабки, а пожилые люди сидели у ворот на скамейках и вели долгие беседы. Всюду было просто и оживленно. Улицы в то время на Васильевском острове были не такие, как теперь: на них не было каменной мостовой, не было асфальтовых тротуаров, трава пробивалась всюду, где только ей не мешали, а посреди улиц тянулись высокие деревянные мостки. В том году, о котором я теперь вспоминаю, Пасха была очень поздняя. Стоял конец апреля, и в природе давно уже повеяло ранней весной: все оживало, все пробуждалось от зимнего сна, чаще сияло и дольше оставалось на небе солнце; из-под таявшего снега бежали быстрые ручейки; около заборов там и сям между желтой прошлогодней травой пробивалась молодая, свежая травка; деревья покрывались почками, которые быстро развертывались в маленькие, липкие, ярко-зеленые листочки; прилетевшие птицы звонко чирикали, приветствуя приход весны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4258...

    718 γραρια — небольшие парусные суда (см. Leib, Alexiade, II, р. 80).     719 См. прим. 944.     720 Пышный титул иперперилампра («наисветлейший») давался провинциальной знати и второстепенным чиновникам (см. Leib, Alexiade, I, р. CVII). На месте имени в тексте лакуна.     721 В «Алексиаде» нет никаких указаний о времени выступления Илхана и борьбы с ним Алексея. По мнению П. Готье (Gautier, Le discours..., рр. 103—104), эти события относятся к концу 1086-началу 1087 г., периоду, когда, по словам Анны (VI, 10, стр. 191), после смерти Сулеймана все сатрапы захватили города, которые охраняли.     722 Анна возвращает свой рассказ на 6 лет назад, к 1086 г., к событиям начала печенежской войны. «Алексиада» — практически единственный источник наших сведений об этом периоде.     723 Одно из скифских племен (γνος τι Σκυθικν). Вопрос о том, какой именно народ имеет в виду Анна, вызвал в научной литературе целую дискуссию, основывающуюся, по нашему мнению, на недоразумении. В. Васильевский в статье «Византия и печенеги» (стр. 46 и сл.) говорит о том, что «манихей» Травл заключил союз с печенегами и сосватал себе дочь одного из знатных «скифов». Ученый исходит только из текста «Алексиады» (см. ниже) и, следовательно, под «скифами», упоминаемыми Анной, имеет в виду печенегов (и это совершенно правильно, ибо писательница в дальнейшем именует их πατζινακοι). Однако в приложении к той же статье (стр. 131 и сл.) Васильевский старается доказать, что γνος τι Σκυθικν никак не может быть печенежским племенем, потому-де Анна не могла так непосредственно говорить о печенегах, «слишком хорошо известных из ее истории». Исследователь приводит малоубедительную параллель с текстом Зонары и произвольно предполагает, что узы (у Анны «савроматы» — см. ниже; Васильевский, кстати, это племя отождествляет с куманами — половцами) могли в то время теснить только русских, и на этом основании считает, что «одно из скифских племен» — русские.    П. Голубовский, следуя В. Васильевскому, пытается даже определить, каких именно русских подразумевает Анна (Голубовский, Печенеги, торки..., стр. 206—208).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

приступил к их исследованию и через 2 года опубликовал «Списки датированных греческих рукописей Порфирьевского собрания» (СПб., 1885). Итогом работы Е. над Порфириевским собранием стала докт. диссертация, в основу к-рой легла реконструкция фрагментов Менандра, обнаруженных Е. на пергаменных листках IV в. Из др. работ Е., связанных с изучением греч. рукописного предания, следует отметить исследования забытых собраний греч. пословиц и поговорок, издание совместно с В. Г. Васильевским «Стратегикона» визант. полководца XI в. Кекавмена. Е. предполагал также издать папирусы лит. содержания из ИПБ. Ряд статей был посвящен критике текстов Фукидида, Еврипида, Аристофана. В последние годы жизни Е. подготовил к публикации 2 беседы патриарха Фотия о нападении русских на К-поль и извлечения из них Паисия Лигарида, обнаруженные ученым в рукописи Национальной б-ки в Париже (Paris. Suppl. gr. 286), и исследование визант. сборника нравоучительных историй кон. XI в. о Синтипе, составленного Михаилом Андреопулом (греч. пер. сир. «Книги о Синдибаде») (эти труды изд. П. В. Никитиным по смерти Е.). В архиве Е. хранятся черновые рукописи 15 неопубликованных статей, преимущественно по классической филологии и эпиграфике («Афинская колония на Саламине», «Надписи из Арголиды», «Пирей и Кантавров порт» и др.). Из неосуществленных научных проектов Е. самым значительным была подготовка совместно с Васильевским издания Хроники Георгия Амартола. Соч.: Victoris Jernstedt Opuscula: Сб. ст. по классической филологии. СПб., 1907. Изд.: Antiphontis Orationes. СПб., 1880; Забытые греч. пословицы//ЖМНП. 1893. Апр./Май. С. 23-48; К «Мирским комедиям» Эзопа//ЖМНП. 1894. Март. С. 150-158; «Речения Эзопа» в Москве и Дрездене//ВВ. 1901. Т. 8. С. 115-130; Cecaumeni Strategicon et incerti scriptoris de officiis regiis libellus. Petropoli, 1896 (совм. с В. Васильевским); Выдержки Паисия Лигарида из бесед патриарха Фотия/Изд.: П. В. Никитин. СПб., 1907. (ЗИФФ. Т. 7. 8); Michaeli Andriopuli libri Syntipae. СПб., 1912.

http://pravenc.ru/text/190219.html

26 Васильевский В.Г. Материалы по внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202. С. 166; Он же. Лекции по средней истории. 1894. Т. III. С. 11. 31 Васильевский В.Г. Рец. на: Черноморье: Сб. исслед. по ист. геоографии южной России Ф. Бруна. Одесса, 1879. Ч. 1//ЖМНП. Ч. 206. С. 102; Он же. О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан//ЖМНП. 1880. Ч. 222. С. 143; Он же. Еще раз о мнимом славянстве гуннов//ЖМНП. 1883. Ч. 226. С. 367. 43 Васильевский В.Г. Житие Стефана Нового//ЖМНП. 1877. Ч. 191 (Труды.СП6., 1912. Т. II. С 297–350); Он же. Житие Иоанна Готского//Там же. 1878. Ч. 195 (Труды. Т. II. С 352–427); Он же. Житие Георгия Амастридского//Труды. СПб., 1915. Т. III. С Ш-CXLI, 1–76; Он же. Житие св. Стефана Сурожского//Русско-византийские исследования. СПб. , 1893 Труды. Т. III. С. CXLII-CCLXXVIII, 7–98. 44 Васильевский В.Г. Труды. Т. III. С. CCLXXV-CCLXXXII. 44 а Ševenko J. Hagiography of the Iconoclast Period: Iconoclazm. Birmingham, 1977. Р. 121–125. 46 Васильевский В.Г. Союз двух империй (1148–1155 гг.)//Славянский сборник. Т. II. С. 187 (Груды. Л., 1930. Т. IV. С. 18–138). 51 Васильевский В.Г. [Рец.] Ф.И. Успенский. Образование Второго Болгарского царства. Одесса, 1879//ЖМНП. 1879. ч. 204. 53 См. также его дополненное изд.: Васильевский В.Г. Epirotica saeculi//ВВ. 1896. Т. З. С. 233–299. Источники содержат ценнейшие сведения также по хозяйственной, культурной, этнической истории народов Эпира и Македонии в XIII в. 56 Васильевский В.Г. Законодательство иконоборцев//ЖМНП. 1878. Ч. 199; 1878. Ч. 200; Он же. О синодальном списке Эклоги императоров Льва и Константина//ЖМНП. 1879. Ч. 201; Он же. Материалы для внутренней истории Византии//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210; Он же. Книги законные//ЖМНП. 1886. ч. 243. 57 Эти штампы («ставит цель», «ищет средний путь», «стремится доказать») нередко мелькают в западной историографии при упоминании работ бывших «советских», хотя там порой и не «стремились» и не «ставили цель», а повторяли «зады» из Васильевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010