Предполагается, что Г. принял участие в расширении деревянной часовни во имя прп. Александра Свирского (переосвящена в качестве церкви, 1855, воссоздана от фундамента после пожара 1999). Ему принадлежит проект возведения в измененных формах (1858-1860) деревянного храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, сооруженного валаамской братией в XVII в. в Васильевском мон-ре на р. Волхов и перенесенного на Предтеченский о-в по желанию игум. Дамаскина. Архитектура 3-частной церкви, основной объем к-рой увенчан луковичной главой, с шатровой колокольней над притвором соответствует образцовым проектам архит. К. А. Тона в рус. стиле. В каменном подклете располагался теплый Трехсвятительский придел. Г. участвовал в проектировании Знаменской часовни, сооруженной в формах зодчества XVII в. (1860) в честь посещения мон-ря имп. Александром II в 1858 г. Основной объем часовни открыт с 3 сторон: 4 столба, объединенные арками, поддерживают крестовый свод; с востока часовня имеет апсиду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой приморской пуст. в С.-Петербурге. 1853-1859 гг. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой приморской пуст. в С.-Петербурге. 1853-1859 гг. Др. сооружения Г. на Валааме (зимняя гостиница, проект 1850, 1851-1852; странноприимный дом, 1856, не сохр.; водопроводный дом, проект 1859, 1860-1863) близки к стилистике Тона и его последователей. В постройках на Валааме проявилось понимание Г. взаимосвязи архитектуры и местной природы. В Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом Г. использовал приемы и мотивы визант. и романской архитектуры, древнерус. зодчества XVI-XVII вв. Братский корпус пустыни объединил надвратную 2-светную, увенчанную шатром ц. во имя мч. Саввы Стратилата с 2 симметричными корпусами келий; общее оформление постройки выдержано в стиле XVII в. (1844-1863, основные работы 1859-1862). Стилистическое единство с корпусом имеют 2 часовни при св. вратах (1844-1845), образующие главный фасад монастырского ансамбля со стороны Петергофской дороги. Ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1853-1859, действует) в пустыни представляет собой 3-нефную базилику с 2 рядами 5-метровых гранитных колонн, декорированную с использованием визант. и романских элементов. Фасад церкви повторяет барочную отделку примыкающих к ней трапезной и настоятельского корпуса XVIII в. В нижнем этаже находились 2 придела-усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/166233.html

Иконография первого вида (образ Бога Сына с двумя ангелами) есть, — подчеркнем это еще раз, — изображение (причем почти “приточного”, по древнерусскому выражению, характера) только сцены “Гостеприимства”— не более. Именно так это изначально понималось и на Руси, о чем свидетельствует одно из “Слов” свт. Кирилла Туровского (XII в.), где Христос обращается к апостолу: “Веруй Ми, Фомо, и познай Мя, якоже Авраам, к нему же под сень с двема ангелом придох, и той, познав Мя, Господа Мя нарече” 20 . Такого рода изображений “Гостеприимства” сохранилось немало и в древнерусском искусстве: можно указать хотя бы пластины врат собора Рождества в Суздале (1230–1233 гг.); пластины Васильевских и Тверских врат (XIV в.); ряд резных и гравированных панагий XV в.; икону Троицы из Ростова Великого (XV в.) в собрании Третьяковской галереи; шитый покровец (ок. сер. (?) XV в.), в собрании Сергиево-Посадского музея 21 . Для всех них характерно наличие крещатого нимба только у центрального ангела и отсутствие “клавов” у боковых (а иногда и у всех трех) ангелов. Илл. 2. Святая Троица. Около 1230 г. Пластина на западных вратах собора Рождества Богоматери в Суздале. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что символически-реалистического — в духе онтологического церковного реализма — понимания образа Троицы (не как “аллегорического” изображения Бога с двумя ангелами, а как образа непосредственно Триипостасного Божества) в дорублевскую эпоху на Руси или не существовало вовсе, или же оно было выражено весьма слабо. Примеров подобных художественно-иконографических решений, создававшихся в рамках указанного второго извода, вплоть до конца XIV в. среди древнерусских памятников искусства практически почти не встречается; пожалуй, пока известен только один образец такого рода — каменный горельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1230–1234 гг. 22 . Заметим притом, что этот догматически более углубленный иконографический вариант “Троицы” вообще развивается в Византии, по-видимому, только с XI–XII вв.— как бы параллельно с процессом дальнейшей конкретизации православной триадологии, чему, возможно, способствовали литургические споры и борьба с еретиками в середине XII столетия, когда вновь встал вопрос о внутритроичных ипостасных отношениях (в ходе строго-ортодоксального осмысления спасительной Жертвы Сына как Второго Лица Пресвятой Троицы) 23 .

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своём веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставясь почти до XIX века " царским богомольем " . Впрочем, не только " богомольем " была эта обитель, но и " заточеньем " - и тоже для представителей царского рода. Нельзя не сказать о достопримечательностях Троицкого собора, которыми являются медные створчатые врата, привезённые Иваном IV из карательных походов на Тверь и Новгород. В южном входе помещены врата, снятые Грозным царём в 1570 году из южного придела новгородского Софийского собора (их называют также Васильевскими - по имени новгородского архиепископа, поставившего эти двери в 1336 году). Устанавливая врата в Троицком соборе, их дополнили несколькими новыми изображениями. Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи в семь ярусов 28-ю пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотом на библейские сюжеты. Любопытно, что среди этих сюжетов присутствуют не только канонические, но и аллегорические (например, " Весы духовные " ), и даже апокрифические ( " Китоврас с царём Соломоном " ). На среднем валике - изображение архиепископа Новгородского Василия с руками, поднятыми к изображению Иисуса Христа. Тут же пояснительная надпись: " Молит архиепископ Василий " . Сейчас высота врат - около трёх метров, ширина - один метр сорок сантиметров. Тверские ворота стоят в западном портале собора. Их деревянные створы разделены на части поперечными досками и обложены медными листами, укреплёнными с помощью декоративных гвоздей с восьмилепестковыми шляпками. На внутренней стороне один из листов украшен гравированным изображением Пресвятой Троицы. Предполагается, что врата эти были заказаны не позже XIV столетия для одного из тверских соборов. В Никоновской летописи имеется сообщение о вратах, выполненных по заказу епископа Тверского Феодора в 1343 и 1357 годах. Возможно, одни из них и есть врата, ныне установленные в Троицком соборе. Троицкий (Покровский) собор смотрелся при Иване Грозном гораздо " веселее " , нежели нынче.

http://sobory.ru/article/?object=02082

17.00 – отъезд в Донецк 31 июля, пятница 09.00 – отъезд в Свято-Никольский Васильевский монастырь 10.00 – посещение Свято-Никольского Васильевского монастыря 12.00 – отъезд в аэропорт Донецка 13.00 – отлет в Симферополь 14.00 – прибытие в Симферополь 14.45 – посещение Свято-Троицкого монастыря 16.00 – посещение строящегося Александро-Невского кафедрального собора. Освящение Крестов. 16.30 – подход к прессе 2 августа, воскресенье День памяти святого пророка Илии 08.00 – Божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса (Севастополь) 11.30 – торжественные мероприятия на площади имени Нахимова 14.30 – отъезд в аэропорт «Бельбек» Севастополя 16.00 – отлет из Севастополя в Ровно 17.15 – прибытие в аэропорт Ровно 17.30 – отъезд в Корец 18.30 – встреча в Свято-Троицком ставропигиальном монастыре – посещение Свято-Троицкого собора обители – заупокойная лития по почившим настоятельницам обители – посещение регентско-катехизаторского училища 3 августа, понедельник 09.00 – Божественная литургия в Корецком монастыре 12.00 – отъезд в Городок 13.15 – посещение Свято-Николаевского Городокского монастыря 13.40 – подход к прессе 15.15 – отъезд в г. Луцк 16.00 – прибытие в г. Луцк. Посещение строящегося кафедрального собора в честь Всех святых в земле Волынской просиявших 16.30 – отъезд в Свято-Успенский Зимненский монастырь 17.15 – встреча в Зимненском монастыре 17.20 – посещение Успенского собора монастыря 4 августа, вторник 11.50 – отъезд в г.Владимир-Волынский 12.00 – посещение Свято-Успенского Кафедрального собора г.Владимир-Волынского 14.00 – отъезд в Почаевскую Лавру 16.00 – встреча Святейшего Патриарха в Святых вратах Почаевской Лавры 17.00 – Всенощное бдение 5 августа, среда День празднования Почаевской иконы Божией Матери 08.45 – встреча Святейшего Патриарха в центральной привратне 09.00 – Божественная литургия. Молебен. Освящение колокола. 16.30 – отлет в Москву В программе возможны изменения Служба коммуникации ОВЦС 27 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/31295.html

И. был значительным церковным писателем. Из фрагментов, сохранившихся в катенах, известно, что он написал толкования на Псалтирь, на книги малых пророков и на Евангелие от Луки. В сочинениях прп. Феодора Студита сохранились также отрывки из «различных вопросов» к Юлиану, еп. Адрамиттийскому. Прп. Феодор Студит приводит фрагменты текста И. об отношении к почитанию икон ( Theod. Stud. Ep. 499). Кроме традиц. аргумента, что изображения служат наглядным наставлением для неграмотных, у И. встречается идея, что созерцание священных изображений является средством учения духовного созерцания Бога. В 1904 г. при археологических раскопках на территории визант. Эфеса была найдена надпись, содержащая указания И. о погребении христиан в городе. Соч.: Diekamp F. Analecta Patristica: Texte und Abhandlungen zur griechische Patristik. R., 1938. S. 109-153. (OCA; 117). Ист.: Mansi. T. 8. Col. 795, 817-836, 1143; Grégoire H. Recueil des Incriptions grecques-chrétiennes d " Asie Mineur. P., 1922. N 108; Cyr. Scyth. Vita Sabbae. 70. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 681; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 82 sq.; Alexander P. J. Hypatios of Ephesus: A Note on Image Worship in the Sixth Century//HarvTR. 1952. Vol. 45. P. 177-184; Gouillard J . Hypatios d " Éphèse ou du Pseudo-Denys à Théodore Studite//REB. 1961. T. 19. P. 63-75; Altaner. Patrologie. S. 475-476; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 565-567; Gero S. Hypatius of Ephesus on the Cult of Images//Christianity, Judaism and Other Graeco-Roman Cults: Studies for M. Smith at Sixty/Ed. J. Neusner. Leiden, 1975. Pt. 2. P. 208-216; Thümmel H. G. Hypatios von Ephesos und Iulianos von Atramytion zur Bilderfrage//Bsl. 1983. Vol. 44. P. 161-170; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glaube der Kirche. Friburg i. Br., 1989. Bd. 2/1. S. 264-285; Baldwin B. Hypatios, bishop of Ephesos//ODB. Vol. 2. Col. 963-964; Hypatios I//DHGE. T. 25. Col. 537. Д. В. Зайцев Иконография Изображения И. чрезвычайно редки. Предположительно он вместе с соименным ему сщмч. Ипатием Гангрским представлен на т. н. Васильевских вратах , выполненных в 1335/36 г. в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде (ныне в юж. портале собора Успенского монастыря в Александрове). Святые изображены в 3-м ряду, погрудно в медальонах; в обоих случаях надпись: «Eлnamui» ( Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442).

http://pravenc.ru/text/673753.html

49-51). И. X. «был в повиновении» Марии и Иосифу. Евангелия сообщают о непонимании Его близкими, «ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин 7. 5). (О семье см. в статьях Братья Господни ; Иаков , брат Господень). Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Перед выходом на проповедь И. X. отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну Крестителю и принимает от него Крещение на Иордане . В беседе И. Х. с Иоанном раскрывается смысл этого события - исполнение «правды Божией», т. е. верности Бога Своим обетованиям, а также проявляется решимость Мессии, безгрешного, но принявшего крещение, принять все возложенное на Него Отцом, вплоть до Крестной смерти. Крещение И. Х. сопровождается голосом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3. 17), утверждающим И. X. в мессианском достоинстве, и явлением Св. Духа в обличье голубя (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22; ср.: Ин 1. 32-34) (см. Крещение Господне ). В крещении И. Х., о к-ром пророчествовал Исаия (ср.: Ис 40. 3; Ин 1. 23), совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа. В Евангелии от Иоанна рассказ о крещении И. Х. ведется от лица Иоанна Крестителя, который говорит, что не знал, что Иисус есть Мессия, до того момента, как увидел, что на Него сошел Св. Дух (Ин 1. 15-34). Евангелист Лука подчеркивает важность служения Иоанна Крестителя в истории спасения тем, что указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). После Крещения И. X. удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, 40 дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. Господь побеждает диавола, троекратно отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

" Жить для ближних " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове В канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, 14 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов, настоятель протоиерей Андрей Дьяконов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи были награждены: протоиерей Андрей Дьяконов - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Отче наш " , иерей Сергий Муравьев - правом ношения наперсного креста золотого цвета. " Мы уже три недели празднуем Светлое Христово Воскресенье, и сегодняшний день именуется Неделей о расслабленном, - сказал владыка в проповеди. - Завтра за Божественной литургией будет читаться отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного человека. Господь наш, Спаситель и Учитель, показал пример исполнения заповеди любви. На Страшном Суде Он скажет: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:35-36). Это простые вещи, которые повседневно встречаются в жизни, но показывают, чего мы достигли как христиане. Христос на второй год Своего общественного служения роду человеческому пришел в Иерусалим на Пасху. Недалеко от Храмовой горы был так называемый Дом милосердия, у евреев он назывался Вифезда. Там была купель, в которой мыли овец, перед тем как принести их в жертву, к ней вели пять крытых ходов. Эти ходы напоминали больницу - в них скопилось множество болящих: слепых, хромых, сухих. Все там были, кроме прокаженных, которые жили за городом в пещерах и не имели права приближаться к людским поселениям " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

“Потому что, — отвечает тот, — я ангел Бога Всемогущего, потому-то и узнал я это. И тогда Господь послал меня исследовать намерение души твоей, творишь ли ты милостыню по доброте своей, либо же совершаешь то из притворства”. Услышав эти слова, блаженный Григорий устрашился, ибо не знал он раньше, что это ангел, а потому поступал и говорил с ним, как с человеком. И сказал ангел блаженному Григорию: “Не бойся, ибо послал меня Бог, дабы с тобою пребывал я в сей жизни”. Он же, услышав это, приник лицом к земле и восславил Господа и сказал: “Если уж сею малостию заслужил я расположение, и Господь тишайший явил столь великую щедрость мне, послав ко мне ангела Своего, ставшего моим стражем вечным 13 , то каким же будет величие славы тех, кто подчиняется Его указаниям и почитает справедливость? Истинно вещает говорящий, что милосердие проявляется в суде и что полезное Богу делает жалеющий бедняков. Да и сам Господь ангелов, Творец блага человеческого, тех, что одесную поставлены будут, так ободряет: “Приидите, благословенные Отца Моего, примите уготованное вам от создания мира наследие царства”. И: “Алкал Я, и вы дали Мне есть. Жаждал, и вы дали Мне пить. Был Я чужа­ком, и подобрали вы Меня. Болел, и посетили Меня. Был наг, и вы покрыли Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне. Как вы сделали одному из братьев Моих младших, так и Мне сделали” 14 . О, если бы при этом всем нам услышать сей блаженный глас, который мы и слышим ушами, и воспринимаем из священных книг. Так последуем же сему вечному благу, которое уготовал Бог почитающим Его милостью, а также добротою Господа нашего Иисуса Христа, Чья слава во веки веков. Аминь”. Перевод с латыни М. Тимофеева 1 Н. Б-в. Метафраст Симеон//Т. XIX. СПб., 1896, с. 167. 2 Васильевский В. Г. О жизни и трудах Симеона Метафраста//Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 212, декабрь, 18, сс. 379–437. Об А. А. Кунике см. с. 380. 5 S. Gregorii Magni Vita, a Ioanne diacono scripta libris quatuor//Patrologiae cursus completus. Series latina.

http://pravmir.ru/zhitie-svt-grigoriya-v...

Брат, потушив свечу, заснул. Но я даже не мог раздеться, лег не раздеваясь и, как только тоже дунул на свечу и на миг забылся, тотчас же увидел себя в зале – и в диком ужасе очнулся. Я сел и с бьющимся сердцем стал смотреть в темноту, слушать малейший шорох. Все было необыкновенно, страшно тихо, – слышалось только отдаленное, невнятное чтение в зале… Я сделал над собой крайнее усилие, скинул ноги с дивана, распахнул дверь кабинета, на цыпочках перебежал темный коридор и прильнул ухом к двери, под которой светилось из зала. – Господь царствует, он облечен величием, облечен Господь могуществом, – негромко, деревянно и поспешно говорил за дверью дьячок. – Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои… В начале ты основал землю, и небеса – дело рук твоих… Они погибнут, а ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их… Да будет Господу слава вовеки, да веселится Господь о делах своих! Дрожь восторженных слез охватила меня, я пошел поспешно по темному коридору в темную заднюю прихожую и на заднее крыльцо. Я обошел дом и остановился среди двора. Было темно и как-то особенно, как бывает только ранней весной, чисто, свежо, тихо. Земля подмерзла, была тугая. Какое-то тончайшее и чистейшее дыхание чуть серебрилось между землей и чистым звездным небом. В тишине, вдали, мерно и глухо шумела в долине весенняя река. Я посмотрел в темноту за долину, на противоположную гору, – там, в доме Виганда, одиноко краснел, светился поздний огонек. – Это она не спит, – подумал я. «Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои», – подумал я, и огонек лучисто задрожал у меня в глазах от новых слез – слез счастья, любви, надежд и какой-то исступленной, ликующей нежности. Книга третья I Та страшная весенняя ночь в Васильевском памятна мне тем более, что она была накануне похорон. Я заснул в эту ночь лишь под утро. Я не в силах был вернуться в дом сразу, – слишком зловеще темнели в звездном свете его очертания и чернела возле крыльца крышка гроба… Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… Вернулся я, когда на востоке уже белело и по всему селу пели петухи, прокрался в дом тем же задним ходом и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Вслед затем он заметил трех заключенных вместе с Матфием мужей, которые были наги и ели траву. Это зрелище поразило Андрея, и он воскликнул: «Господи, в чем согрешили эти люди, что они уподобились бессмысленным скотам?» Потом, обращаясь к сатане, он сказал: «Горе тебе, диаволу, врагу Бога и ангелов его! Что тебе сделали эти люди, что ты навел на них такое наказание? Доколе ты будешь враждовать на род человеческий? ты вывел Адама из рая и научил людей плотскому преступному совокуплению, вследствие чего Господь разгневался и послал потоп на землю...» После этого Андрей сотворил молитву, возложил руки свои на лица слепых людей, находившихся в темнице, и те прозрели; потом налагал руку на сердца их, и в них воротилось человеческое чувство. Всех исцеленных было 270 мужчин и 49 женщин; Андрей велел им идти в нижнюю часть города, где они найдут смоковницу, плодами которой могут питаться, пока он сам не придет к ним. Освобожденные боялись показаться в городе, думая, что жители опять схватят их, но апостол успокоил их, сказав, что даже собаки не будут лаять на них. Матфий со своими учениками направился, по указанию Андрея, с другой стороны города, но вслед затем, по повелению того же апостола, явилось облако и перенесло Матфия, учеников его и учеников самого Андрея на гору, на которой находился апостол Петр, и там они остались. Андрей же вошел в город, сел позади медного столпа, на котором стояла статуя, и ожидал, что будет. Случилось, что палачи пошли в темницу, чтобы, по обычаю, взять на этот день несколько человек для съедения. Но они нашли стражу мертвою, а темницу пустою, и донесли об этом властям города. Те были повергнуты известием в большое смущение. Однако они распорядились, чтобы принесены были, по крайней мере, трупы мертвых стражей, которые и должны были послужить пищею на текущий день. Что же касается будущего времени, то решено было завтра же собрать городских старцев и заставить их метать жребий между собою, пока не наберется семи человек, необходимых для суточного пропитания, и так поступать в течение неопределенного времени, доколе не представится возможности снарядить юношей в морской поход на окрестные области для захвата пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010