По смерти Великого Князя Московского, Дмитрия Ивановича, в продолжении десяти лет, т. е., до самой своей кончины, Михаил Александрович жил в постоянном мире с Москвой и со всеми соседями; но всегда осторожный и предусмотрительный, он строго наблюдал за тем, чтобы кто неожиданно не напал на него врасплох. А по сему, несмотря на мирное время и на уважение, которым пользовался у всех современных Государей, как старший по летам и опытнейший в делах Государственных, он заботился о поддержании крепостей в своих владениях; с этою целью в 1391 году увеличил укрепления Волжского Городка и обвел его рвом, и в этот же год сделал в Твери новые Васильевские ворота; потом в 1394 году самую Тверь обвел новыми стенами. Наслаждаясь всеобщим миром и уважением извне, Михаил хотел, чтобы и внутри его владений все было тихо и покорно его верховной воле. Около уже четырех лет он имел неудовольствие с Тверским Епископом, Евфимием Висленем, который даже был в необходимости на некоторое время удалиться в монастырь; но дело сие, за разными препятствиями, все еще не имело решительного окончания, и вражда между главою Тверской Церкви и между Государем продолжалась. Епископ не думал покоряться Князю, и возбудил против себя всеобщую ненависть. Наконец в 1391 году Михаил Александрович, чтобы решительно прекратить это неприятное дело, отправил посольство к Митрополиту Киприану, чтобы он приехал в Тверь и рассудил его с Епископом. Митрополит Киприан, понимая всю важность ссоры, и припоминая давнишнюю вражду Князя с Епископом, пригласил с собою бывших тогда в Москве Греческих Митрополитов, Матвея Адрианопольского, и Никандра Гайского, а также Смоленского Епископа Михаила и Пермского Стефана. Услыхавши о поезде Митрополита, Михаил, Александрович, чтобы почтить собор святителей, для встречи их, выслал своего внука с боярами за 30 верст от Твери; потом на другой день для второй встречи отправил своего старшего сына за двадцать верст от Твери; а на третий к вечеру вышел встречать и сам со всеми Тверскими князьями и боярами за пять верст от столицы, где Митрополит с сопутствующими ему святителями остановился в шатрах. Князь принял благословение, долго, беседовал с Митрополитом, и на другой день поутру опять сам со всеми своими детьми, племянниками и боярами вышел к Иерархам в предместье города; потом, при самом вступлении в город, им была учинена торжественная встреча во Владимирских вратах с крестами и иконами, где Митрополит, облачившись в святительские одежды, служил молебен Спасителю и Богоматери, и вошедши в соборную церковь , совершил литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку», - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (ныне – в Троицком соборе г. Александрова, XIV век), иконах-«таблетках» из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора (XV век). Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой. Крещение. Икона. Мастер Михаил. Начало XVII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 277. Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи Древнего Пскова. М., 2004. С. 318-319. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/415.html

Работа заканчивалась промывкой, отделкой поверхности и шлифовкой. Эта техника, известная как Западу, так и Византии, была широко распространена на Руси при выполнении церковных врат. Наиболее обстоятельное исследование и описание врат произвел В.Н. Лазарев в 1953 году. Он пишет, что над вратами работали четыре мастера-новгородца. Один из них, вероятно, был Ипатий. Особенность новгородского говора нашла отражение в тексте под картинами. Большая часть пластин создана при архиепископе Василии, за исключением верхнего ряда. Причем Лазарев признает переделку врат в XVI, XVII и даже XIX веках. До Феофана Грека и Андрея Рублева новгородцы уже искали новые пути и формы для художественного отображения современной русской жизни. Они отходили от византийских образцов. Васильевские врата явились ранним и ярким примером нового направления в русском искусстве. Лики изображенных святых — русские. Таким образом, теперь нельзя представить себе первоначальный вид новгородских врат. Когда их устанавливали в Александровой Слободе, дверной проем оказался мал, и это вынудило произвести перемонтаж пластин, чтобы сократить высоту и ширину дверей. При сборке был выброшен ряд с тремя фигурными картинами и одна пластина с орнаментом, вместо которой в нижнем ряду (слева) поместили апокрифичную «притчу о сладости мира сего». В настоящее время высота врат около трех метров, ширина — один метр сорок сантиметров. На каждой половине врат по четырнадцати изображений в четырехугольных рамках (семь рядов). В стыках пластин — розетки с изображением святых, барсов, грифонов и орнаментом. На среднем столбике врат, вверху, перед изображением «Вседержителя, сидящего на престоле», коленопреклоненный апостол Василий Великий, патрон новгородского архиепископа Василия, ходатайствующий перед господом за своего подопечного. Расположение картин на вратах в настоящее время: Сюжеты картин Новгородских врат (по архим. Леониду Кавелину): 1. Иоаким, сидя под деревом, скорбит о бесплодии жены Анны. Ангел извещает, что молитва его услышана богом и у них родится дочь.

http://sobory.ru/article/?object=02082

О церкви в Правительствующем Сенате до 1809 г. не имеется письменных актов, но известно, что в 1809 г. был храм в здании Сената во имя св. благ. князя Александра Невского, только без причта: богослужение в ней совершал причт Исаакиевского собора. В 1810 г. утвержден особый причт из священника и двух причетников. Храм помещался на нижнем этаже, и вход в него был с Петровской площади. В 1829 г., по случаю перестройки здания, вместе с Сенатом переведена на Васильевский остров, в дом 12 коллегий. В 1834 г. церковь была совершенно перестроена по плану, высочайше утвержденному 26 мая 1832 г., и перенесена на средний этаж, а вход в нее устроен со двора, и 24 марта 1834 г. освящена митроп. Серафимом во имя св. благ. князя Александра Невского. План и фасад церкви, а равно и всего здания, составлены генерал-лейтенантом Опперманом и архитектором Штаубертом. Над церковью поставлен крест. Перед входом в церковь находится квадратная площадка, заключающаяся между 6 колоннами, стоящими на пьедесталах белого мрамора. На колоннах утверждены хоры, простирающиеся вокруг всего храма до алтаря. Иконостас устроен под белый мрамор и украшен резьбою и позолотою. Церковь имеет форму овальную; верх храма и алтаря выстроен сводами. Над храмом находится купол с двойными оконными рамами. На одном из средних зеркальных стекол этого купола вырезано изображение всевидящего ока. Стены и колонны белые, отделаны гипсовою штукатуркою и выполированы, колонны под светлый мрамор, а стены и карнизы под мат. Стенная и иконная живопись принадлежит разным живописцам. Так иконы Спасителя и Божией Матери и запрестольный образ Воскресения Христова написаны академиками Егоровым и Ивановым; иконы на боковых дверях - академиком Яковлевым, иконы св. Николая чудотв. и св. Александра Невского – Васильевым, Тайная вечеря – академиком Сазоновым, иконы крещения и моления о чаше – академиком Антонелли, иконы на царских вратах – академиками Сухих и Яненко. Церковная колокольня, на которой имеется 4 колокола, устроена на кровле сенатского здания. Церковь содержится на сумму, собираемую от посетителей и от продажи свеч. В составе причта в 1835 г. сделана так перемена, что один причетник заменен диаконом. На содержание причта положено: священнику жалования 571 руб. 73 коп., на наем квартиры 400 руб. и на отопление квартиры 30 саж. дров; диакону 428 руб. 85 коп. жалования и квартира с отоплением; псаломщику 214 руб. 41 коп. в год. Церковные суммы состоят в ведении хозяйственного комитета при Сенате. Метрические книги имеются с 1811 г., исповедные с 1821, обыскные - с 1819 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08900

Самобытный характер декоративно-прикладного искусства Новгорода в XIV-XV вв. значительно усилился, демонстрируя трансформацию мотивов византийского искусства. На выносном кресте нач. XIV в. (НГОМЗ) с тиснеными изображениями Распятия, Спаса на престоле, Богоматери черты зрелого стиля XIII в. (укрупненные образы, массивные и декоративно проработанные детали) сочетаются с пропорциональной стройностью и со свободным ритмом линий. Архаичны по декору и стилю произведения, созданные при свт. архиеп. Моисее,- принадлежавшая ему панагия (НГОМЗ), оклад Евангелия (РНБ. Соф. 2, 1325-1329 гг.), резной деревянный Людогощенский крест (1359, НГОМЗ). Создаются изделия в технике «золотой наводки». Медные Васильевские врата Софийского собора (1335/36, Покровский собор Александровой слободы), получившие наименование в честь заказчика - свт. архиеп. Василия Калики, состоят из 2 створок, разделенных на 7 рядов, с иллюстрациями евангельских событий - праздники и сцены Богородичного цикла, апокрифические и нравоучительные сюжеты о царе Давиде, «Притча о сладости мира сего» с образами святых, а также с портретом заказчика, владыки, молящегося перед Христом на престоле. Стиль Васильевских врат демонстрирует переход к новому качеству, но сохраняет архаические черты (плоскостность и экспрессивность). В Лихачёвских вратах из Софийского собора (сер. XIV в. ГРМ), названных по имени Н. П. Лихачёва, частью коллекции к-рого они некогда являлись, более отчетливо выражены византийские традиции раннепалеологовского времени. Стилистика композиций с изображениями евангелистов и сценой «Благовещение», со свободно развернутыми в пространстве фигурами (пластика тела передана складками одеяний) имеет большое сходство с миниатюрами из Евангелия-апракос (ГИМ. Хлуд. 30), хотя есть и точки соприкосновения с оформлением Васильевских врат (архитектурные фоны, трактовка одеяний, типы ликов). На рубеже XIV и XV вв. в прикладном искусстве в Новгороде, как и в иконописи, находят отражение тенденции, свойственные московской живописи, в работах греч.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Сильвестр Коссов в своем Патерике польском, изданном в Киеве в 1655 году (стр. 181) свидетельствует, что еще митрополит Петр Могила древнюю церковь при бывших там градских вратах приказал откопать от развалин. А Печерский монах Афанасий Кальнофойский (в книге своей Тератургим издан. 1638 г. В Киеве, стр. 55) пишет, что там в 1636 г. найдены и мощи Владимировы. В Описании Киево-Печерской Лавры, изданной в 1817 году стр. 106 подробнее сказано, что митрополит Петр в недельном расстоянии от ныне существующей, бывшей тогда якобы во имя Св. Николая церкви (о коей однако ни Косов, ни Кальнофойский не упоминают) нашел два мраморные гроба, в которых по свидетельству надписей на них, почивали кости Великого Князя Владимира и супруги его и, взяв только главу его, положил в церкви Преображения Господня на Берестове близ Печерской Лавры, а потом того же года перенес в Лаврскую великую церковь, где она и доныне обретается. Но немецкий летописатель Мерзебургский епископ Дитмар, современник Великого Князя Владимира, умерший в 1018 году, пишет, что Владимир погребен был в церкви Св. Климента близ супруги своей Елены (Анны), и гробы де их (sarcophagi) посреди церкви: (Dithmarus riestitutus in Leibnitii Scriptor. Rer. Brunsvicensium. Hanuovcra in folis 1707 an Тот I„ pag. 418) . Для соглашения сего разногласия историограф Н. М. К. (в своей И. Г. Р. издан. 2. том I, прим. 488) думает, что в Десятинной церкви мог быть придел, Св. Клименту посвященный. Ибо там находились и мощи сего папы, как сказано в житии Великого Князя Владимира в Чет. Мин. В сей же церкви, по сказанию Степенной книги, Владимиром положено было и блаженной Ольги тело, которое во время Несторово было еще нетленно (Нестор, стр. 60) Обе церкви, Васильевская и Десятинная, складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстой известковой с толченым кирпичом подмазке, как и Киево-Софийская. На южной стороне нынешней Могильной церкви Десятинной вставлены пять отломков гранитной полосы с греческими буквами, составляющими какую-то надпись, коей значение однако же за потерей прочих частей отгадать не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вся церковная земля обнесена досчатым забором, а с западной стороны пред Благовещенской церковью устроена железная решетка в прямую линию на цокольном фундаменте, окрашенная зеленою краскою, 46 саж. длины и вышиною от фундамента 2 1/4 аршина; по концам ее железные ворота ранее на цокольных, теперь же на железных столбах. Престол в алтаре ранее был кипариснаго дерева, ныне же серебряный, вызолоченный чрез огонь и вычеканен под парчу. Поверхность его квадратная 1 1/2 аршина и 1 1/4 аршин вышины. Престол, как во всех единоверческих храмах, открытый, т.е. Антиминс его на холсте пришит к срачице весьма древний с надписью: «Освятися алтарь Господа Бога нашего Iucyca Христа в храме Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии Честнаго и Славнаго Ея Благовещения в лето 7101 марта 25 дня при Благоверном Государе Царе Великом Князе Михаиле Федоровиче Всея России и при митрополите Макарии Великаго Новгорода и Великих Лук. А святил храм Васильевскаго монастыря игумен Симеон, да с ним Николы Чудотворца Медведскаго монастыря диакон Леонид». Устроен престол этот в 1862 году, весу в нем чистого серебра 4 пуда 24 фун. 50 зол. По устному преданию устроителем серебряных риз и на престоле, и на Царских вратах, и на запрестольном образе «Деисус» был церковный староста в 1860-тых годах Петр Герасимов Самсонов»... Простосердов, Александр Иванович «Волковское единоверческое кладбище: к столетию его Благовещенской церкви 1816-1916». - Петроград, Тп. О-ва распр. религ.-нрав. просв. 1916. С. 27-32 Прим. мод. Текст статьи адаптирован формату Каталога. Придельный храм во имя Святого пророка Илии устроен под колокольнею Благовещенской церкви в 1843 году. Устроен этот храм на средства бывшего церковного старосты почетного гражданина Михаила Леонтьева, его старанием и иждивением. Освящен был он в том же, 1843 году, 3-го июня. Вход в храм один с северной стороны по колокольной лестнице. Храм очень небольшой, в нем от Царских врат до западной стены сего три сажени, но сравнительно широкий – 6 саженей. В нем кипарисовый престол, открытый антиминс древний, на нем написано тако: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа в церкви Святого и Славного пророка Илии. Освящена бысть церковь сия в лето 7157-е. Индикта 2-го октября в 15 день на память преподобного отца нашего Ефимия Новаго и Лукиана пресвитера. При благоверном Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче всея Руси и при святейшем Iocuфe патриархе Московском и Всея России и при митрополите Варлааме Ростовском»...

http://sobory.ru/article/?object=34441

Решением Священного Синода УПЦ от 14 апреля 2009 года из состава Запорожской епархии выведен Васильевский район Запорожской области и включён в состав Бердянской епархии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Свято-Николаевский женский монастырь [ править править код ] В 1888 году произошло покушение на императора Александра III и его семью (в том числе и на будущего императора Николая II, страстотерпца) возле станции Борки в районе Харькова, Южной железной дороги. Чудом Самодержец и вся его семья спаслись. Так, как чтимым Святым Царя был Святитель Николай то на узловых станциях Южной железной дороги (в том числе на станции Александровск (Запорожье I)Цapckuм указом было дано повеление о строительстве храмов в честь Святителя Николая. На станции Александровск (Запорожье I) была установлена икона Святителя Николая и начался сбор пожертвований. Свято-Николаевский монастырь В 1891 году две семьи меннонитов пожертвовали свои участки земли под строительство церкви. И в этом же году началось строительство. 22 мая 1893года храм был освящён. На входных вратах храма была надпись:”В память 17 октября 1888года” (день спасения Царской семьи ). Церковь стояла на месте будущего трамвайного кольца возле железнодорожного вокзала «Запорожье I». 1930 году по генеральному плану реконструкции города для прокладки трамвайной линии к вокзалу Запорожье I церковь разрушили, разобрали по кирпичику, а в 1932 г. все сравнялось с землей. В 1991 году усилиями и настойчивостью бывшых (уже пожилых) прихожан Свято-Никольского храма городские власти выделили участок земли (в районе Южного рынка) под строительство новой церкви. На территории находился старый бывший магазинчик батюшка с прихожанами оборудовали в нём помещение с бассейном для крещения взрослых и детей и к 1997 году пристроили храм в честь Рождества Иоанна Крестителя и достроили второй этаж для сестринских келий. Параллельно шли работы по пристройке к Никольскому храму Богородичного придела в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с колокольней. Этот придел начали строить потому, что в храме появилась икона Божией Матери «Взыскание погибших» Она была изуродована, её реставрировали (ныне покойный) Владимир Осьмуха и Светлана Беспалая (ныне монахиня Тамара) во время реставрации обнаружили надпись, что икона писана на Афоне в 1904 году иеромонахом Иоаникием.

http://azbyka.ru/palomnik/Запорожье

Особый интерес представляет собой изображение сцены вознесения Богоматери на небо в композиции снетогорской росписи. Этот мотив, выделившийся в западной иконографии в самостоятельную сцену, является чрезвычайно редким в древнерусском искусстве, хотя и знаком по иконам «Успения» из Десятинного монастыря, «Голубому Успению», иконам из Кирилло-Белозерского монастыря и московского Успенского собора (последние три иконы датируются 1-й пол. XV в.) клеймам Васильевских врат 1336 года. На снетогорской фреске возносящаяся Богоматерь окружена ореолом, поддерживаемым ангелами, а на новгородской иконе из Десятинного монастыря ангел возносит спеленутую душу Богородицы на небо, изображенное в виде сегмента, и там другой ангел готовится ее принять. Иконография фрески уникальна еще и тем, что здесь же помещен сюжет с вручением пояса апостолу Фоме, который изображен рядом с возносящейся Богородицей, что послужило примером для указанных памятников XV столетия. Особую популярность сложные изводы «Успения» с Вознесением, Перенесением тела Богородицы, Положением ризы получили в сербской живописи XIII–XIV веков в росписях Старо Нагоричино, Грачаницы, Печ, Жича, Маркова монастыря. 96. Успение. Богоматери. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Снетогорская роспись является одним из самых ранних примеров включения в сцену Успения апокрифического сюжета об отсечении рук Афонии. Впервые этот мотив появляется в клейме «Перенесение тела Богородицы» на Суздальских вратах, датируемых 1230-ми годами. Фигура ангела с мечом и Афонии помещены на первом плане фрески перед ложем Богоматери, что станет характерным для памятников XIV–XVI веков, особенно псковской школы. Сцена Успения Богоматери, разработанная со всеми подробностями в иконографии XIV столетия, становится своего рода апофеозом евангельской истории и торжественным завершением праздничного цикла русского высокого иконостаса. Основные иконографические типы персонального изображения Иисуса Христа Предлагаемый краткий обзор евангельской иконографии в древнерусском искусстве не может претендовать на полное исследование типов изображения Христа и Богоматери, для чего требуются специальные монографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Основополагающая важность Анафоры и повышение значения проскомидии, согласно византийской мистагогии XIV в., во многом предопределили появление на Руси высокого иконостаса, который получает широкое распространение с повсеместным переходом в богослужении на Иерусалимский Устав. Огромная заслуга в этом грандиозном начинании принадлежала прежнему келейнику патриарха Филофея (Коккиноса) Киприану, поставленному в 1375 г. митрополитом «киевским, русским и литовским» († 16 сентября 1406), благодаря которому и при участии афонских писцов сочинения патриарха Филофея получили широкую известность у русского читателя . С возникновением русского высокого иконостаса значительно изменяется состав праздничного ряда, в котором появляется икона Живоначальной Троицы, неизвестная в остальных памятниках поствизантийской ойкумены. Это событие зафиксировано в летописях под 1397 г., когда «бысть знамение в церкви Св. Бориса и Глеба (во Пскове): 2 иконы, Св. Троица и Богородица, снидоша с верхнего тябла и легоша на Восток образом» (здесь и далее выделено нами. — авт.) . Нахождение данного образа в конце праздничного ряда иконостаса 1408–1410 гг. из Успенского собора во Владимире, который по описям конца XVII в. насчитывал 25 праздников, отмечено в «Описи ветхого серебра» 1771 г. Для более раннего времени особого внимания заслуживает пластина с изображением Гостеприимства Авраама на «Васильевских вратах» 1336 г. ( илл. 5), которая после переноса врат в 1570 г. в Покровский собор Александровой слободы оказалась помещенной в праздничном цикле после пластины с изображением Сошествия Святого Духа . О первоначальном месте этой пластины ( илл. 6) в начале праздничного цикла, в левом верхнем углу на северной створке врат, позволяет судить пластина с образом Новозаветной Троицы, которая увенчала средний валик при переделке врат в 1530 г. мастерами новгородского архиепископа Макария. Именно при данном размещении пластины с изображением Гостеприимства Авраама непосредственно под ней тремя рядами ниже оказывается пластина с изображением Успения ( илл. 7), в верхнем сегменте которой представлен редкий образ Живоначальной Троицы в виде трех Ангелов.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/o_mest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010